Схема храма в форме креста

Обновлено: 06.07.2024

Крестово-купольный тип храма сформировался в Византии и странах христианского востока в 5-8 веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с 9 века и был принят православными странами в качестве основной формы храма. Сформировался из базилики (в которой появилось средокрестие, а, следственно, и купол).

В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столпами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом.

Самая первая крестово-купольная постройка на Руси – Десятинная церковь 996 г. Первые архитекторы, строившие такой тип храма, приезжали из Византии.

- квадратное в плане здание (постепенно базилика укорачивалась и стала квадратом);

- делится рядом столбов на нефы (в древнерусской традиции сформировалось трёхнефное пространство); ширина центрального нефа в два раза больше боковых;

- точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагаются четыре главных столба, несущие купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф – поперечный неф или трансепт;

- на четыре главных столба опирается барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов.

- вход в храм на западе, обрамлен порталом. Если хотели придать зданию более вытянутую прямоугольную форму, с западной стороны пристраивали нартекс. Нартекс обязательно отделялся от центральной части храма - наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

- на востоке – алтарь, в области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами апсидами, крытыми полукуполами - конхами. В алтаре размещался престол - возвышение, на котором проходило таинство евхаристии. Позднее севернее алтаря стали устраивать жертвенник (также с престолом, но меньшего размера), а южнее - дьяконник - помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд. Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой.

- внутренняя отделка, роспись храма должны были отражать всю сущность христианского учения в зрительных образах.

Связь архитектурных форм и декораций:Персонажи Священной истории в росписи храма размещались в строгом порядке. Все пространство храма мысленно делилось на две части - "небесную" и "земную". В "небесной" части, под куполом - царство Христа и небесного воинства. На барабане храма следовало изображать апостолов, на главных столбах - четырех евангелистов ("столпов евангельского учения"). В апсиде, в центре "земной" части храма изображали Богоматерь (как правило, Оранту), заступницу всех людей перед Богом. Северная, западная и южная части храма, как правило, расписывались в несколько ярусов, причем верхние ярусы заполнялись сценами из земной жизни Христа, чудесами и страстями. В нижнем ярусе, на высоте человеческого роста писали Отцов Церкви, мучеников и праведников, которые как бы вместе с прихожанами возносили молитву Богу.

Символика и семантика христианского храма. Символика куполов и деление храмового пространства. Специфика алтарной части. Сакрально-иерархическое расположение частей христианского храма и связь с храмовой декорацией.

Православный храм выступает как прообраз рая.Храм – это архитектурное сооружение, несущее в себе некий смысл. Этот смысл православного храма отличается от античного. В Древней Греции храм был сакральным помещением, построенным для Богов; в православии храм – для молитвы.

Строительство храмов началось после того, как православие вышло из катакомб: в 312 году император Константин признал христианство. Первый тип храма – это базилика. Постепенно в базилике появляется средокрестие, а, следственно, и купол. В 5 веке появляется типичный для православия тип храма – крестово-купольный:прямоугольный объём, разделённый 4 столпами на ячейки. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом.

Три пространственные зоны в храме: алтарь (место пребывания Бога), собственно храм (символ бытия небесного – сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире) и притвор (символ окружающего человека земного мира).

Символика куполов:

- один купол символизирует единство Бога;

- два соответствуют двойному естеству Иисуса (богочеловек);

- три символизируют Святую Троицу;

- четыре – четыре Евангелия;

- пять – четырех евангелистов и Христа;

- семь – семь таинств церкви;

- девять – число ангельских чинов;

- двенадцать – апостолов и т.д.

Сакрально-иерархическое расположение частей христианского храма:

Иконостас – показывает становление и жизнь церкви во времени;


Перекрытием являются крестообразно установленные цилиндрические своды, а над центральной секцией располагается купол.

Проекты по теме:

Внутреннее устройство

Христианские храмы являются наследниками ветхозаветных сооружений. Сакральные постройки авраамической религиозной веры, в частности православной, и сегодня сооружаются с учетом трехчастной схемы, основа которой была скиния — храм Соломона и хранилище Завета, сделанное Моисеем по Божьему велению.

Конструкция протягивается от входа к алтарю, с запада на восток. Смысл этой композиции состоит в том, что она указывает путь, который обязан пройти человек, чтобы воссоединиться с Господом. Первая ячейка, притвор (в западных странах — нартекс), обозначает еще не обновленный мир, находящийся в грехе.

В процессе службы в этом помещении находятся верующие, которые были отстранены от причастия и оглашенные — готовящиеся к крещению. Затем расположен главный объем, неф, символизирующий святилище скинии и Ноев ковчег. Это место, в котором крещеные христиане после причастия получают спасение.

В конце находится основная часть храма, куда ограничен проход для многих верующих, — алтарь с престолом. Здесь начинается главное событие богослужения: вино и хлеб превращаются в кровь и тело Спасителя.

Базилика с куполом

Крестово-купольная система преимущественно была создана путем изменения внешнего вида базилики с существенным сохранением ее структуры. В 4-м столетии в Константинополе завершили строительство храма Апостолов в виде соединенных в форме креста базилик. Данное религиозное сооружение послужило образцом для последующего возведения многих европейских зданий 6-го столетия, например, эфесского храма Иоанна Богослова, у которого была удлинена западная часть. Внутри он состоял из квадратных ячеек, а над ними возвышались шесть куполов. Совместить базилику с куполом древние зодчие пытались с 5-го столетия. Подобными переходными сооружениями можно назвать:

  • базилику в греческом городе Филиппы;
  • храм в Мартирополе (современный Сильван, Турция);
  • несколько египетских монастырских церквей.

Строительство храма в монастыре Алахан завершилось в 5-м столетии. Это трехнефная базилика, которую покрывает деревянный купол в виде пирамиды. В западной части здания стояли разделительные каменные столбы, а бока от купола восточного помещения отделяли аркады на небольших колоннах. Подобные оригинальные конструкции сформировали поперечное движение внутри храмов, после чего был образован подкупольный крест. В 6-м столетии началось массовое строительство подобных сооружений.

Основные составляющие крестово-купольных храмов

Наиболее простым вариантом крестово-купольного храма является сооружение с одним ядром. С увеличением длины здания в западном направлении, что может потребовать удлинение и свода центрального нефа сооружения, создаются шести- и восьмистолпные варианты сооружений с крестово-купольной структурой. С увеличением длины здания в южную и северные стороны сооружение становится пятинефным и имеет уже более сложную композицию. В западной части крестово-купольных сооружений нередко предусматривают хоры, которые имеют опору в виде крайних западных столбов.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Организация пространства четырех- и шестистолпных крестово-купольных сооружений может быть изначально усложнена за счет пониженных притворов, расположенных по сторонам света. В результате таких модификаций сооружение в плане приобретает крестообразную форму. По такой схеме был построен Георгиевский собор (Юрьев-Польский) и собор Рождества богородицы (Суздаль).

Собор Антониева монастыря в Новгороде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Собор Антониева монастыря в Новгороде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как правило, крестово-купольные храмы оснащаются одним, тремя или пятью световыми барабанами. От их количества зависит интенсивность и качество воздухообмена всего крестово-купольного сооружения.

В связи с тем, что четырехстолпные крестово-купольные храмы имеют обычно небольшие размеры, пятиглавые встречаются среди них довольно редко. Первые шестистолпные храмы имели один либо три световых барабана, например:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Георгиевский собор Юрьева монастыря;
  • собор Антониева монастыря в Новгороде;
  • Борисоглебский собор в Чернигове.

Примечательно, что более поздние крестово-купольные сооружения имеют пять световых барабанов и по-прежнему являются шестистолпными (Софийский собор в Вологде, Архангельский собор Московского Кремля).

Надо сказать, что организация внутреннего пространства наиболее простого четырехстолпного крестово-купольного сооружения довольно сложна. В первую очередь обращает на себя внимание разница высотных отметок различных частей здания. Самым высоким является подкупольное пространство, самым низким – помещения под хорами. Во-вторых, внутренний объем такого здания подразумевает деление на несколько вертикальных ячеек. При этом крестообразное помещение в плане с куполом на световом барабане выделяется как центр композиции, а угловые части храма отделяются столбами и имеют второстепенное значение.

Важнейшую роль в воздухообмене играет центральное пространственное звено крестово-купольного храма, в то же время на пониженных объемах он является менее интенсивным. Надо сказать, что при малом притоке воздушных масс в пониженных частях сооружения (особенно в юго-западном и северо-западном углах здания) непременно образуются невентилируемые застойные зоны.

Крестово-купольные храмы Закавказья

В архитектуре Армении крестово-купольные сооружения получили распространение в VI-VII веках. В эти времена были построены соборы в Эчмиадзине, Мрене, Цроми и т.д. В этих зданиях произошли довольно важные видоизменения в сравнении с предыдущими постройками религиозного характера: стены рукавов креста стали преобразовываться в тонкие столбы. В этой связи исчезают угловые помещения крестово-купольных храмов. Они соединяются с подкупольным пространством. Таким образом получается уравновешенный и цельный интерьер сооружения, который состоит из трех нефов, отделенных друг от друга тонкими столбами. Трехчастный алтарь сливается с пространством храма, теперь он состоит из примыкающих к наосу апсид. Помимо прочего, собор Эчмиадзина имеет еще одну характерную особенность: к стенам сооружения со всех сторон примыкают апсиды, служащие полукруглыми в плане дополнениями ветвей креста.

Светицховели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Светицховели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Известно, что в Армении и Грузии получили широкое распространение крестово-купольные сооружения, напоминающие в плане трех- или четырехлистник. Специалисты позднее назовут из соответственно триконхами и тетраконхами. Примечательно, что интерьер таких храмов не разделяется на нефы и не расчленяется столбами. Цельное пространство в данном случае имеет форму креста в плане. Данный крест образуется при помощи четырех апсид, которые сходятся к подкупольному пространству. Угловые помещения полностью отделяются от основного внутреннего объема. Западная ветвь креста нередко остается прямоугольной (как в храмах триконхах). Внешне такие здания всё же сохраняют прямоугольную форму. Это происходит потому, что полукружья апсид входят в плоскости фасадов, которые завершаются треугольными фронтонами. Но благодаря глубоким нишам, которые прорезают фасад по бокам от апсид, их форма приобретает видимость отчасти и снаружи здания.

Среди крестово-купольных сооружений Грузии также есть уникальные образцы. Например, главный собор Грузии – Светицховели – был построен в 1029 году. Это сооружение представляет собой трехнефный храм с рядами столбов в интерьере. В отличие от собора Эчмиадзина данное здание имеет вытянутые пропорции в направлении с запада на восток, в нем также нет аллюзии на тетраконах. Также интересные особенности имеют столбы, воспринимающие нагрузку от купола. С внутренней стороны эти столбы имеют большее количество уступов, что создает впечатление обхода подкупольного квадрата.

C:\Users\Даша\Desktop\220px-Saint_Dmitry_Cathedral_in_Vladimir.jpg

C:\Users\Даша\Desktop\5-5.jpg

6. Литература.

C:\Users\Даша\Desktop\eo4w8ue6xsA.jpg

но мне захотелось сделать макет храма. Для этого мне нужно было узнать, какие бывают храмы.

Я узнал, что самые распространённые

храмы в России - крестово-купольные.

Я решил, что попробую сделать именно такой храм.



Особенности крестово – купольного храма.

Крестово-купольный тип храма, имеет в плане форму креста и завершённый в центре куполом.

Во внешнем облике храма мы обратим внимание на количество венчающих его куполов. Оно строго символично. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Три главы символизируют Святую Троицу, пять куполов- Христа и четырёх евангелистов, семь глав- семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов, 33-соответствует числу лет земной жизни Христа.

Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях- защитниках Отечества. Луковичная символизирует пламя свечи.

Цвет купола также важен в символике храма.

C:\Users\Даша\Desktop\1401381.jpg

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.

C:\Users\Даша\Desktop\PICTURE.jpg

Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдем в его притвор , знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. В нем находится место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. Здесь же является образ Голгофы – большой деревянный крест с образом распятого Спасителя. Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющий вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображаются череп и кости – останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя находится образ Богоматери.

C:\Users\Даша\Desktop\0143-077-Altar.jpg

Да, здесь все поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперед, к царским вратам. За ними главная часть храма – алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. Никто не должен входить в алтарь, кроме тех, кто совершает богослужение или прислуживает священнику. И даже они должны входить в алтарь только во время службы, одетые в особые одежды.

От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперед, в среднюю часть храма. Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон – место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям расположены клиросы – места для чтецов и хора.

В центре средней части храма мы видим высокий столик особой формы со скошенной верхней доской: он называется аналоем. На них кладут иконы, Евангелие и другие священные предметы, чтобы молящиеся могли их видеть и к ним прикладываться, т.е. целовать. Перед иконами стоят подсвечники, для свечей. Горящие свечи должны напоминать нам, чтобы наши сердца горели любовью к Богу, как пламя свечи. Купол храма также имеет живописные изображения.

C:\Users\Даша\Desktop\1795.jpg

Крестово – купольные храмы-белокаменные, поэтому для работы я решил использовать солёное тесто.

C:\Users\Даша\Desktop\DSCF4668.JPG

Мне понадобится: пластиковая бутылка для основы, 100 грамм соли, 100 грамм муки, клей ПВА, вода, водоэмульсионная краска, золотая акриловая краска, кисточки. Из соли, муки клея ПВА и воды замешиваем густое тесто.


Если вспомнить распятие Иисуса Христа, то не обойтись без рассказа о двух разбойниках, распятых рядом с Ним. Один из разбойников раскаялся в грехах, поверил на кресте в Иисуса и вошел вместе с ним в Царствие Небесное. Другой злодей так и остался нераскаянным. Так и в жизни каждого человека — крест служит мерилом его духовного состояния. Либо под тяжестью грехов перекладина весов опускается вниз, либо, облегченная раскаянием, поднимается вверх.

Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной — один из древнейших русских крестов.

Солнце, вознесшееся на Крест


Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца. Всем известно, что солнце — это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины.

Звезда утренняя


На небе — миллионы звезд, но только одну из них мы называем царицей. Царица звезд — это Вифлеемская звезда, свет Рождества Христова. Та самая звезда, которая привела волхвов к месту рождества Иисуса Христа.

Трилистник — символ Живоначальной Троицы


Бывают надглавники с маленькими крестиками на трех концах.





Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Мастера всегда очень тонко передавали символическую связь виноградной лозы с Таинством Причащения. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

Дух в кресте


Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении — Святого Духа — голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.

Стоит повнимательней приглядеться к ажурным крестам на куполах церквей, и на многих можно увидеть голубя. На куполе церкви Жен Мироносиц в Новгороде парит голубь, сотканный, буквально из воздуха. Но чаще кресты православных храмов увенчивают литыми металлическими фигурками голубей. На фото — надглавный крест собора Дмитрия Солунского во Владимире (XII век), на самой вершине его уселся изящный, словной живой голубок. В древности на Руси кресты с голубем были нередким явлением. Встречались даже литые объемные фигурки голубей с распростертыми крыльями.

Растение Воскресения

Нет сомнений, что русских мастеров вдохновляла сама природа. По лесам и садам примечали они, как буйный хмель обвивает стволы берез, как ромашки усыпают луг, превращая его в звездное небо. И теперь перевитый затейливыми узорами крест устремляет свои побеги в небеса.

Древо вечной жизни

Неудивительно, что этот символ очень часто венчает купола. Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая готовые распуститься листья дерева.

Цветение крестов-надглавников бывает столь разнообразным и пышным, что вполне уместно его сравнение с цветущим деревом. Эти обильные побеги — апофеоз неудержимой животворящей силы.

Венец славы

Царь царствующих


Это на самом деле так. Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа царем царей и господином господствующих. И царская власть — тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом.

Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя — Иисуса Христа. Устанавливая царский венец на вершине креста, российские мастера всегда помнили, кто есть Царь Славы, и поэтому венчали саму корону крестом.

Оружие невидимой брани

Читайте также: