Схема рамы маз 5516

Обновлено: 04.07.2024

Рама автомобиля клепаная, состоит из двух продольных балок (лонжеронов) швеллерной формы с переменным сечением, изготовленных из полосовой низколегированной стали 22Г2ТЮ толщиной 8 мм.
Лонжероны рамы (наибольший размер сечения 310Х85), изготовленные методом горячей штамповки, соединены в пяти местах поперечинами при помощи заклепок. Поперечины штампованные, из низколегированной стали, вторая и третья - из малоуглеродистой стали. На лонжеронах прикреплены кронштейны передней, задней и дополнительной рессор, боковых опор двигателя, крепления кабины, рулевого управления и т.п.
Конструктивной особенностью рамы является перенос крепления всех её силовых элементов и в особенности кронштейнов рессор и поперечин на вертикальные стенки лонжеронов в наиболее нагруженных местах.
Применение высокопрочной низколегированной стали, отсутствие заклёпочных соединений на нижних полках лонжеронов позволило благоприятно распределить напряжения и достичь высокой прочности рамы.

Техническое обслуживание

Уход за рамой заключается в проверке болтовых и заклепочных соединений. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за тем, чтобы не нарушались геометрическая форма рамы, правильность положения и прочность её лонжеронов, поперечин и кронштейнов. Нарушение геометрической формы рамы может привести к неправильному положению или смещению агрегатов автомобиля, что вызовет чрезмерно большие напряжения и повышенный износ деталей трансмиссии и двигателя.
Ослабленные заклепки обнаруживают по дребезжащему звуку при постукивании молотком по головке заклепки. Заклепки, которые ослабли, необходимо срубить и заменить новыми.
На раме не должно быть непрокрашенных мест, так как это может привести к коррозии, которая снижает усталостную прочность рамы. Поэтому раму необходимо периодически очищать, осматривать и прокрашивать оголенные и корродированные участки.

Ремонт


МАЗ 5516 представляет собой самосвал, имеющий повышенную проходимость и оснащенный платформой для транспортировки материалов многообразного типа. Модель активно применяется в составе автопоезда. В этом случае автомобиль дополнительно оснащается сцепным устройством.

Видео

Общие сведения

Дебют автомобиля МАЗ 5516 состоялся в 1994 году. Модель получила дизайн, присущий большинству продуктов Минского автозавода. Первые версии комплектовались кабиной оператора бескапотного типа и отличались жестким аскетизмом. кабина оператора выделялась минималистским дизайном, отсутствием намеков на эргономику и простотой. Дополняли картину дешевые лакокрасочные материалы и довольно посредственная покраска. Комфорт водителя явно не был приоритетом при создании кабины оператора оператора для данной модели. Технику отличали жесткая подвеска, невзрачная внешность и предельно простая конструкция. При этом автомобиль получился довольно дешевым.


Несмотря на наличие недостатков, МАЗ 5516 сразу приобрел большую популярность. Одной из основных причин этого стала доступность и значительная грузоподъемность (в 20000 кг). По дорогам с твердым покрытием спецтехника перевозила до 30000 кг груза.

Разработчики машины, учитывая популярность МАЗ 5516 и критику потребителей, практически сразу начали совершенствование отдельных узлов, параллельно приступив к работе над многообразными вариациями техники. Потребительские свойства автомобиля постепенно улучшались, хотя даже в доработанных версиях просматривался минимализм, присущий первому поколению. И если каркас кабины оператора оператора конструкционных преобразований не претерпел, то элементы комфорта были доработаны. В кабине оператора обновленных моделей появилось подрессоренное водительское сиденье и улучшилась звукоизоляция. Силовая установка грузовика получила подогреватель, облегчающий пуск зимой.

Позднее была представлена удлиненная вариация кабины оператора оператора, дополненная 2 спальными полками. Эргономические параметры водительского места остались не на высшем уровне, но вопросов к ним оказалось значительно меньше.

В настоящее время выпуск автомобиля продолжается. При этом доступные модификации МАЗ 5516 мало отличаются от вариантов 20-летней давности за исключением отдельных конструктивных доработок. Главными достоинствами модели остаются легкость в обслуживании, простота ремонта и малая стоимость.

МАЗ 5516 – многофункциональный и многофункциональный автомобиль. Он применяется компаниями, работающими в многообразных отраслях:

  • в сельском хозяйстве для транспортировки удобрений, грунта, компоста, сена или урожая;
  • в строительном сегменте для транспортировки сухих смесей, щебня, камней, разнообразной жидкости, песка, кирпичей и других материалов;
  • в городском хозяйстве для транспортировки мусора, асфальта, отходов многообразного типа и прочих материалов.

Отличные эксплуатационные характеристики делают данный автомобиль незаменимым для многих организаций, выбирающих его в качестве альтернативы более дорогим грузовикам.

Технические характеристики

МАЗ 5516 имеет колесную формулу 6 на 4.

Габаритные размеры техники:

  • длина – 7190 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 3100 мм;
  • колесная база – 3850 мм;
  • дорожный просвет – 270 мм;
  • передняя колея – 1970 мм;
  • задняя колея – 1865 мм.

В процессе задней разгрузки кузов может подниматься на угол 49 градусов. При этом высота машины увеличивается до 6000 мм, при боковой разгрузке – до 4010 мм. Поскольку МАЗ 5516 имеет достаточно большую длину кузова (5000 мм), то для транспортировки объемного и габаритного груза данная модель будет отличным решением. Грузоподъемность техники варьируется от 20000 до 23000 кг. Снаряженная масса автомобиля составляет 12000 кг. Машина может эксплуатироваться в составе автопоезда, что заметно увеличивает объем и массу перевозимого груза.

Максимальная скорость автомобиля – 80 км/час. Среднее потребление горючего – 30 л/100 км. Емкость топливного бака равняется 350 л.

Двигатель

Первые модификации МАЗ 5516 комплектовались дизельными агрегатами ЯМЗ 238 и ЯМЗ 238 Д (производитель – Ярославский моторный завод). Данные установки обладали мощностью в 240 л.с. и 330 л.с. соответственно. Агрегаты имели рядную схему расположения цилиндров и не отличались значительными показателями экологичности.

Позднее МАЗ 5516 стали оснащать более совершенными двигателями ЯМЗ 6582 с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом.

  • рабочий объем – 14,86 л;
  • номинальная мощность – 242,6 (330) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 1274 Нм;
  • количество цилиндров – 8;
  • степень сжатия – 17,5.

В настоящее время МАЗ 5516 опять же оснащается 400-сильными двигателями ярославского производства и дизельными установками от немецкого бренда Deutz. Однако их количество в общем объеме продаваемых автомобилей минимально.

Устройство



Грузовик оснащается 4 тормозными системами: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной. опять же присутствуют приборы для подключения тормозов полуприцепа с 2-проводным пневматическим приводом. Рабочая тормозная система пневматического типа осуществляет воздействие на все колеса через тормозные барабаны. В базовой версии она дополняется ABS. Стояночная и запасная системы воздействуют на тормозные элементы среднего и заднего мостов, приводимые в действие посредством тормозных камер. Управляются они изнутри при помощи крана. Стояночная система выполняет ряд функций запасной и применяется для торможения при отказе рабочей тормозной системы. Вспомогательная система запускается через создание противодавления в системе выпуска газов. Ее применяют для некрупныго торможения при затяжных спусках на горных дорогах.

Тип трансмиссии, устанавливаемый на МАЗ 5516, зависит от двигателя. С моторами ярославского производства идет ярославская КП ЯМЗ 2381. Данная 5-ступенчатая коробка передач имеет двойную главную передачу с планетарными редукторами (передаточное число – 7,24). Подобная схема фактически дает 10 передач, что достаточно для такой техники. При работе жесткий рычаг КП ведет себя довольно капризно, а сам автомобиль реагирует на движения водителя довольно медленно. В версиях с иностранными агрегатами применяется 9-ступенчатая механическая КП ZF, отличающаяся большей стоимостью и эффективностью.

МАЗ 5516 – автомобиль для работы, потому на уют в его салоне рассчитывать не приходится. Грузовик оснащается кабина операторами 2 типов: стандартной (без спального отделения) и большой (с одной или двумя полками, позволяющими отдохнуть). Первые версии модели не предназначались для спокойной работы. В настоящее время МАЗ 5516 получил ряд опций, делающих его эксплуатацию более приятной. За счет пневматических амортизаторов под водительским креслом сократилась вибрация, а значительная посадка гарантировала отличный обзор. Была улучшена шумоизоляция. опять же появились 3-точечные ремни фиксации и регулировка рулевой колонки и кресел.


МАЗ 5516 – это машина с 20-летним стажем работы в самых напряженных условиях, снискавшая любовь во всех областях бывшего СССР. При выборе данной модели можно быть уверенным в ее длительном ресурсе работы и надежности.

Стоимость

Стоимость новых автомобилей МАЗ 5516 у официальных дилеров начинается от 1,9 миллионов рублей за базовую комплектацию.

Поставка грузовиков осуществляется уже 20 лет, потому на рынке присутствует большой ассортимент б/у машин в нормальном состоянии. Данная спецтехника даже 10-летнего возраста имеет отличные эксплуатационные характеристики, а главной опасностью является коррозия. При этом первые версии рассматривать не следует, поскольку они обычно проявляют себя не лучшим образом. Оптимальным вариантом станут модификации, выпущенные в начале 2000-х годов. Они отличаются незначительной ценой (260000-500000 рублей за автомобили 2001-2004 года) и могут прослужить довольно долго. Модели 2009-2010 года обойдутся в 900000-1150000 рублей, 2014-2015 – в 1,42-1,65 миллиона рублей.

При выборе поддержанного автомобиля доверять спидометру не стоит. Лучше обратить внимание на состояние рамы, рессор и подвески.

Коротыша (МАЗ-5551) я вроде уже собирал недавно (подробности), решил не пропускать и эту замечательную модель МАЗа 5516, ибо в своё время, часто приходилось сталкиваться (не лбами) с этими МАЗами в масштабе 1:1 :-) Довольно часто катался на них в качестве пассажира, в общем, в памяти эти чуМАЗики сидят довольно хорошо, поэтому не смог пройти мимо и этого МАЗа. Содержимое конструктора практически схоже с предыдущим набором МАЗ-5551, здесь разве что колёс по больше, да кузов по объёмистей :-) Так же порадовал полный комплект деталей, даже как то подозрительно, видимо счётчик невезения пока суммируется для какого нибудь будущего моего конструктора :-)

Коробка МАЗ-5516 AVD Models

Декали для МАЗ-5516

Вкладыш, инструкция, декали

Описание самосвала МАЗ-5516

Характеристики самосвала МАЗ-5516

Детали для сборки модели

Кабина и рама

Телескопический шток, дворники, это конечно хорошо. Но не плохо было бы добавить в этот пакетик и зеркала-наклейки.

Фототравление, оси, зеркала, шток

Кузов и кабина перед грунтовкой

Прогрунтованные детали МАЗ-5516

Грунтуем, затем окрашиваем детали.

Белая кабина и жёлтый кузов МАЗ-5516

Рама МАЗа чёрная

Салон

После покраски, наклеиваем декали на приборную панель, наполняем салон кабины внутренностями в виде кресел, руля, педалей.

Приборная панель и сиденья

Маркером или красками (кому что ближе) рисуем имитацию резинового уплотнителя на кромках стёкл, затем примеряем и вклеиваем окна на свои места.

Установка остекления в кабину МАЗ

Кабина и чёрный бампер

Обклеиваем кабину внешними элементами отделки.

Кабина МАЗ-5516

Обклеиваем раму МАЗа элементами ходовой.

Рама

Ходовая для модели маз

Установка двигателя, мостов, коробки на раму

Устанавливаем на неё кабину.

Установка кабины

Кабина установленна на ходовую

Сборка шарниров кузова МАЗ-5516

Собираем шарнирные элементы подъёма кузова. Чёрт, тяжело быть тупым, ибо по инструкции для академиков, которая идёт в комплекте с каждым аналогичным конструктором, я так и не понял как надо собирать гидроцилиндр кузова на этой модели. На фото выше видно пятисекционный шток подъёма кузова, так вот, чтобы кузов поднялся на всю свою высоту и соответственно полностью выпрямилось шарнирное колено (фото ниже), нужно разложить все пять секций стального штока. Но при этом, самая широкая стальная секция (нижняя) тоже задействована в работе и должна практически полностью выдвинуться из чёрного пластикового стакана (цилиндра).

На сколько я понял, авторами видимо задумано полностью вклеивать нижнее стальное колено в пластиковый цилиндр, при этом кузов не будет подниматься до конца, ибо телескопический шток станет короче на целое колено. Вот если бы авторы положили в набор шток на 6 секций, то проблем не возникло, вклеиваешь 6-ю секцию штока в цилиндр и готово. Собственно проблема теперь в том, как закрепить широкое колено штока в пластиковом цилиндре так, чтобы оно выдвигалось на определённую высоту, но при этом не вываливалось из цилиндра.

Кузов от МАЗа

В начале пошёл по длинному и кривому пути, пытаясь приклеить на шток тонкое кольцо из жести (фото ниже), чтобы получилось нечто напоминающее поршень. А чтобы этот поршень не вываливался из цилиндра, такое же стопорное кольцо предполагалось вклеить внутрь горловины цилиндра.

Пробка для штока

Но в итоге, чтобы долго не заморачиваться с толщиной колец и притиранием поршня к цилиндру, лень подсказала другой способ решения данной проблемы. Решил тупо вклеить пластиковую пробку на верёвочке, прямо внутрь широкой секции (фотка ниже). Ну а дальше всё просто, подняли кузов, разложили секции штока, слегка натянули противоположный конец верёвочки под рамой МАЗа и приклеили его к чему либо. В общем, теперь при подъёме кузова выдвигаются все пять секций штока, а эта верёвочка ограничивает ход нижней секции внутри цилиндра, и при этом не даёт ей вываливаться из него. Хоть какое то полезное применение нашлось этой паршивенькой верёвочке из набора с краном КС-3575А :-)

Разложенный телескопический шток подъёма кузова МАЗа

Выдвинуты все пять секций штока кузова

Ну и как обычно, в самом конце наклеиваем на модель мелкие и хрупкие элементы отделки - зеркала, дворники, ручки, фонари, декали.

Модель МАЗа на столе

Задний борт кузова

МАЗ-5516

Модель МАЗ-5516 в масштабе 1:43

Жёлтый самосвал МАЗ-5516

МАЗ-5516 AVD Models

МАЗ-5516 Самосвал

Tipper MAZ-5516

МАЗ-5516 сбоку

Поднята кабина МАЗ-5516

Model Tipper MAZ-5516

Откинута кабина и поднят кузов МАЗ-5516

Поднята кабина и кузов самосвала МАЗ-5516

KIT Tipper MAZ-5516

МАЗ-5516 своими руками

MAZ-5516

Собранная модель МАЗ-5516 от AVD Models

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Конструкция рамы автомобилей Маз-5551, 5335

Рама автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 64) — клепаная, состоит из двух продольных балок швеллерной формы с переменным сечением, изготовленных из полосовой низколегированной стали толщиной 8 мм.

Продольные балки рамы изготовлены методом горячей штамповки и имеют наибольшую высоту сечения 265 мм, а ширина полок изменяется от 60 до 80 мм.

По длине продольные балки соединены в нескольких местах поперечинами при помощи заклепок. На продольных балках прикреплены кронштейны передней, задней и дополнительной рессор, кронштейны боковых опор двигателя, крепления кабины, рулевого управления и др.

Передняя часть продольных балок рамы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 соединена с передним буфером посредством гнутого усилителя и кронштейнов, прикрепленных к вертикальным полкам продольных балок.

Буфер к усилителю и кронштейнам закреплен болтами, что позволяет легко его снять при необходимости.

Первая поперечина рамы коробчатого сечения расположена в зоне передних кронштейнов передних рессор и служит, кроме связи с продольными балками, для крепления двух пружин опрокидывания кабины.

На этой же поперечине смонтирован пусковой подогреватель двигателя. Поперечина — составная.

К основной ее части приклепаны штампованные кронштейны, с помощью которых она соединена заклепками с вертикальной стенкой рамы.

Отогнутыми стенками поперечина приклепывается к нижней полке продольной балки рамы.


Рис. 64. Рама автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — ось передних колес; 2 — ось задних колес.

Вторая поперечина, расположенная у переднего шарнира карданного вала, образована из двух склепанных между собой частей.

Верхняя часть этой поперечины приклепана к верхней полке продольной балки рамы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а нижняя имеет отгибку в вертикальной плоскости для соединения заклепками с вертикальной стенкой продольной балки рамы.

В центральной части этой поперечины закреплена дополнительная опора силового агрегата.

В зоне передних кронштейнов задних рессор продольные балки рамы соединены составной поперечиной.

Каждая из двух частей этой поперечины представляет собой штамповку швеллерного типа с отогнутыми концами.

Склепанные по вертикальным стенкам штамповки образуют Х-образную поперечину, отогнутые кольца которой приклепаны только к вертикальным стенкам продольных балок рамы.

Против задних кронштейнов задних рессор установлена поперечина швеллерного типа с развитыми концами, которыми она приклепана к верхней и нижней полкам продольных балок рамы.

Сзади рамы установлена поперечина, усиленная растяжками, под тягово-сцепной прибор.

Рама автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеет приклепанные к продольным балкам рамы кронштейны крепления подставки седельного устройства.

Продольные балки рамы автомобиля Маз-516 значительно длиннее и имеют дополнительно продольные усилители, приваренные прерывистым швом к горизонтальным верхним и нижним полкам, а также усилители вертикальных полок в районе кронштейнов вывешивания дополнительной оси.

Рама автомобиля МАЗ-516 в сборе имеет дополнительную трубчатую сборную поперечину, внутри которой смонтирована ось балансиров задней подвески.

Кроме этого, имеется дополнительная штампованная поперечина в районе заднего кронштейна задней рессоры, а также кронштейны цилиндров вывешивания дополнительной оси.

Конструктивными особенностями рам является перенос крепления всех силовых элементов рам и в особенности кронштейнов рессор и поперечин на вертикальные полки продольных балок в наиболее нагруженных местах рам.

Техническое обслуживание рамы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Техническое обслуживание рамы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в проверке болтовых и заклепочных соединений.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за тем, чтобы не нарушались геометрическая форма рамы, правильность положения и прочность ее продольных балок, поперечин и кронштейнов.

Нарушение геометрической формы рамы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 может привести к неправильному положению или смещению агрегатов автомобиля, что вызывает чрезмерно большие напряжения и повышенный износ деталей трансмиссии и двигателя.

При эксплуатации автомобиля в особо тяжелых дорожных условиях периодически проверять состояние рамы.

Если заклепки ослабли, срубить их и заменить новыми. Клепать раму следует горячими заклепками.

Для определения места, в котором рама прогнулась, измерить и сравнить величину диагоналей, образуемых соседними поперечинами и участками продольных балок между ними. Разность диагоналей не должна превышать 10 мм.

Читайте также: