Схема включения при испытании стартера

Обновлено: 04.07.2024

Рабочее состояние стартера проверяется при помощи омметра. Для проведения диагностики стартер снимают с автомобиля, тщательно очищают его от внешнего загрязнения, после чего приступают к замерам.

Рисунок 82. Проверка втягивающего реле

Если при этом раздастся характерный щелчок, а в окне передней крышки появится шестерня привода, выдвинутая якорем стартера, реле исправно. Чтобы проверить состояние обмотки якоря, нужно открыть заднюю крышку стартера и отсоединить щеточный узел; после этого один конец омметра замкнуть на корпусе стартера, а другой соединить сначала с одним выводом обмотки, а затем – с другим. Показание сопротивления на уровне 10 кОм и больше говорит об отсутствии замыкания (рис. 83).

Рисунок 83. Проверка на отсутствие замыкания

Для проверки обмотки на обрыв омметр присоединяют к двум выводам обмотки стартера, при этом стремление стрелки к бесконечности говорит о произошедшем обрыве обмотки (рис. 84).

Рисунок 84. Проверка на отсутствие обрыва обмотки

При диагностике необходимо проверить стартер на отсутствие замыкания обмоток якоря на массу; для этого один конец омметра присоединяют к корпусу стартера, а второй замыкают попеременно на каждой из контактных пластин якоря.

Если прибор показывает сопротивление на уровне 10 кОм и больше, можно говорить об отсутствии замыкания на обмотках якоря (рис. 85).

Рисунок 85. Проверка обмоток якоря

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА СТАРТЕРА

Для снятия и установки стартера автомобиль поднимают на эстакаду или ставят на смотровую яму, колеса закрепляют.

После этого отворачивают гайку отрицательного выхода аккумулятора (рис. 86 а) и отсоединяют провод. В случае установки на автомобиле инжекторного двигателя требуется дополнительно снять грязезащитный щиток. Затем следует отвинтить нижний болт крепления щитка стартера (для этого потребуется торцовый ключ с удлинителем) (рис. 86 б) и болты, прикрепляющие стартер к картеру, после чего сдвинуть деталь вперед.

Рисунок 86. Снятие стартера

На следующем этапе нужно снять наконечник провода, идущего от стартера к положительному выходу аккумулятора (рис. 86 в), для этого отворачивают гайку крепления и снимают наконечник с болта.

При инжекторном двигателе для извлечения стартера потребуется снять две растяжки впускного трубопровода, отвернуть две гайки крепления щитка и вынуть деталь. На ВАЗах с карбюраторным типом двигателя отсоединяют и снмают воздухозаборник и воздушный фильтр, после чего отсоединяют и снимают щиток стартера.

Проверка якоря стартера

В процессе диагностики важно знать, как проверить якорь стартера. Для этого потребуется напрямую подавать напряжение 12 Вольт с аккумулятора на стартер. Другими словами, напряжение подается в обход в реле.

Если стартер крутит, это значит, что якорь в полном порядке. Если же вращения нет, тогда проблемным может оказаться как якорь, так и щетки. В такой ситуации стартер нужно разбирать, после чего провести дефектовку и проверку мультиметром, переведя устройство в режим омметра для замеров сопротивления.

Как правило, в списке проблем с якорем можно выделить возможные пробои обмотки на корпус, коллекторные выводы распаяны или произошло межвитковое замыкание обмотки. Кстати, последнюю неисправность обычно выявляют спецприбором (ППЯ).

Еще износ коллектора, особенно если он неравномерный, становитс причиной износа щеток и выхода стартера из строя. Одна из причин, когда изоляция выступает между ламелями в результате того, что произошло смещение коллектора по отношению к оси вала. Обратите внимание, общая глубина между проточками коллектора якоря не должна быть меньше 0,5 мм.

Как проверить бендикс

Работа бендикса стартера проверяется также достаточно просто. Нужно зажать корпус обгонной муфты в тиски (через мягкую прокладку, чтобы не повредить) и пробовать прокручивать его туда-сюда, он не должен вращаться в обе стороны. Проворачивается — неисправность заключается в обгонной муфте, поскольку при попытке проворачивания в другую сторону, должен стопорится. Также бендикс может не входит в зацепление, и стартер будет прокручиваться вхолостую, если он попросту залег или съелись зубья. Повреждение шестерни определяется визуальным осмотром, а вот залегание можно определить лишь полностью все разобрав, и почистив редуктор от грязи, засохшей смазки внутри механизма.

Как проверить обмотку стартера

Обмотку статора стартера можно проверять как дефектоскопом, так и лампочкой 220 В. Принцип такой проверки будет схожим с проверкой щеток. Лампочку до 100 Вт подключаем последовательно между обмоткой и корпусом статора. Один провод крепим на корпус, второй к выводу обмотки (с начала к одному, затем к другому) – загорается, значит есть пробой. Нет такой контрольки — берем омметр и замеряем сопротивление — должно быть около 10 кОм.

Обмотка ротора стартера проверяется точно таким же образом – включаем в сеть 220В контрольку и одним выводом прикладываем к пластине коллектора, а другим на сердечник – загорается, требуется перемотка обмотки или полностью замена ротора.

Проверка стартера мультиметром

Разобравшись с описанными выше способами, отдельно можно выделить, как проверить стартер мультиметром. Данный способ оптимален, если нет дефектоскопа или контрольной лампы. Тестер позволяет быстро прозвонить щетки и обмотки стартера на замыкание, а также проверить обмотки реле путем замеров сопротивления.

  • Чтобы быстро проверить стартер тестером, достаточно разобрать устройство, после чего промерять сопротивление между щетками и пластиной, затем между обмоткой и корпусом. Далее замеры выполняются между пластинами коллектора и сердечником якоря, а также корпусом стартера и обмоткой статора.
  • Параллельно нужно получить показания, выполняя замеры между контактом выключения зажигания и постоянным плюсом (речь идет о болте шунта подключения обмоток возбуждения электрического двигателя стартера). Так можно проверить, в каком состоянии находится втягивающая обмотка реле. В норме показатель составляет от 1 до 1.5 Ом.
  • Еще замеры производятся между выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле. Это позволяет проверить удерживающую обмотку втягивающего реле. Нормой принято считать показатель от 2 до 2.5 Ом.

Обратите внимание, проводимости между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, а также между двумя обмотками быть не должно. Еще добавим, что сопротивление обмоток якоря минимальное, простым мультиметром его не измерить.

Тестером можно разве что осуществить прозвон обмотки на предмет того, что нет разрывов. Для этого при проверке нужно убедиться, что каждая ламель коллектора прозванивается с остальными. Еще можно проверить, падает ли напряжение на расположенных рядом ламелях после подачи на них постоянного тока 1А. В норме напряжение везде одинаковое.

ТИПИЧНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ

ПРОБЛЕМА – ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ СТАРТЕРА НЕ НАЧИНАЕТ ВРАЩАТЬСЯ ЯКОРЬ, ВТЯГИВАЮЩЕЕ РЕЛЕ НЕ СРАБАТЫВАЕТ

1. Проверить зарядку аккумулятора, при слабом напряжении провести зарядку.

2. Проверить соединение выводов аккумулятора с клеммами подходящих к нему проводов, зачистить от следов окисления, подтянуть крепления, покрыть соответствующей пластичной смазкой, предохраняющей клеммы и провода от окисления.

4. Проверить втягивающее реле. Причиной разрыва цепи может стать разъединение наконечника провода со штекером втягивающего реле. После восстановления цепи неисправность полностью устраняется.

5. Проверить втягивающее реле. Если причиной неисправности является замыкание или обрыв обмотки реле, нужно заменить втягивающее реле новым.

ПРОБЛЕМА – ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ СТАРТЕРА ЯКОРЬ ВРАЩАЕТСЯ ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО ИЛИ СОВСЕМ НЕ ВРАЩАЕТСЯ, ВТЯГИВАЮЩЕЕ РЕЛЕ СРАБАТЫВАЕТ

1. Проверить аккумулятор. Причиной неисправности чаще всего является слабый заряд или выход из строя аккумуляторной батареи.

2. Проверить контакты щеток с коллектором. При подгорании коллектора его следует зачистить. Щетки в случае их зависания или износа заменить.

3. Проверить соединение выводов аккумулятора с клеммами подходящих к нему проводов, зачистить их от следов окисления, подтянуть крепления. Проверить также места крепления проводов на контактных.

болтах тягового реле, зачистить их от следов окисления и подтянуть.

4. Проверить втягивающее реле. Если причиной неисправности является замыкание или обрыв обмотки реле, заменить втягивающее реле новым.

Если причину неисправности стартера самостоятельно установить не удается, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

ПРОБЛЕМА – СТАРТЕР НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ

Проверить щетки и коллектор якоря. Если они сильно повреждены, причиной неисправности является работа стартера вместе с двигателем.

Это может произойти как в результате неотключения стартера после запуска двигателя, так и в случае самопроизвольного включения стартера во время работы двигателя.

Следует зачистить контакты или заменить контактную пластину в замке зажигания; если это не исправит положения, полностью сменить замок зажигания.

В том случае, если неисправность повторится и после смены замка, необходимо обратиться к специалистам для проведения электрической блокировки стартера.

ПРОБЛЕМА – НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПОКАЗАНИЯ ТОПЛИВНОГО ПРИБОРА

Необходимо проверить пучок проводов бензодатчика и топливного насоса на обрыв или замыкание, которые могут произойти вследствие сильного разогрева катализатора. В этом случае необходимо заменить весь штатный пучок проводов. Для чего снять боковую крышку консоли с правой стороны от педали газа.

ПРОБЛЕМА – СТРЕЛКИ НА ПРИБОРАХ НЕ РАБОТАЮТ, ПРИ ЭТОМ НЕ НАХОДЯТСЯ НА НУЛЕВЫХ ОТМЕТКАХ

Такого рода неисправность может стать следствием перегорания предохранителя F6, в этом случае его требуется заменить новым.

Планово–предупредительное состояние ТО и ремонт автомобилей

Сущностью планово-предупредедительной системы является принудительная (по плану) постановки автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем. > предусматривается :

1. Ежедневное обслуживание ЕО
2. Техническое обслуживание №1 ТО — 1
3. Техническое обслуживание №2 ТО — 2
4. Сезонное обслуживание СО
5. Текущий ремонт ТР
6. Капитальный ремонт КР

Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций и, естественно, периодичностью, нормативы которой приведены в виде таблице.

Типы автомобилей Периодичность ТО, км
ТО -1 ТО -2
Легковые 4000 16000
Грузовые 3000 12000
Автобусы 3500 14000

Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно – моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и дозаправочных работ (при необходимости доливка масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т.д)

Техническое обслуживание №1 (ТО -1) предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и агрегатов и устанавливается комплекс работ:

— Контрольных смотровых и диагностических;

— Арматурных и других видов работ.

Техническое обслуживание № 2 (ТО – 2) имеет то же значение, что и ТО -1, но проводиться в большем объеме – с углубленной проверкой параметров работоспособности автомобиля (и не только в целях выявления различных неисправностей, но и для определения возможного ресурса пробега без проведения текущего ремонта по ходу дальнейшей эксплуатации автомобиля), а также устранением обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и даже узлов.

Сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий. Его совмещают обычно с очередным проведением ТО – 2 и выполняют на тех же постах те же работники.

Текущий ремонт (ТР) автомобилей в АТП производится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механика (при возвращении автомобиля с линии), а также в процессе проведения ТО -1 и ТО – 2 при обнаружении сверхобъемных работ.

Капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов производится в основном на специализированных ремонтных предприятиях – авторемонтных заводов (АРЗ) с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а тех в вою очередь на отдельные детали.

Диагностика технического состояния автомобиля

Комплекс мероприятий по оценке и определению технического состояния автомобиля, а также отдельных его систем, узлов и агрегатов без разборки, по внешним признакам, путем измерения величин (параметров), характеризующих их состояние, с помощью различных стендов и прибором и сопоставление их с нормативами называется диагностированием.

В (Положении) планово – предупредительной системы обслуживания и ремонта предусмотрено проведение следующих основных видов диагностики.

· Экспресс – диагностика – проводиться ежедневно, выборочно или для всего подвижного состава, в основном по механизмам и системам, влияющим на безопасность движения (иногда проводиться на линии организации ГАИ).

· Общей (комплексной) диагностики – имеет целью выявление работоспособности автомобиля по выходным показателям рабочего процесса (общей мощности, тормозному пути, проценту пробуксовки и т.д)

· Поэлементной диагностики – служит для определения конкретных причин неисправностей в диагностируемых механизмах и системах автомобиля.

Диагностика входит в комплекс ТО – 1 и имеющую характер общего диагностирования, называют обычно Д -1, а поэлементную при ТО-2 или ТР ее называют Д-2.

Для проверки и ремонта стартеров их надо разобрать и очистить детали от грязи. Затем осмотреть и проверить детали и узлы. Неисправные или поврежденные детали заменить.

Проверка и ремонт корпуса стартеров.

С помощью прибора или контрольной лампы, включенной в сеть переменного тока, проверьте нет ли замыкания катушек обмотки возбуждения на корпус. При проверке контрольной лампой соедините ее с корпусом и выводом, расположенным на корпусе. Если лампа горит, то это указывает на повреждение изоляции катушек обмотки возбуждения.

В этом случае пронумеруйте полюса катушек, отверните винты крепления полюсов и снимите катушки обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции обмотайте изоляционной лентой. После этого полюса и катушки установите на место. Винты полюсов закерните.

Проверка и ремонт крышки со стороны коллектора стартера.

С помощью прибора или контрольной лампы проверьте нет ли замыкания изолированных щеткодержателей на корпус. В случае замыкания замените изоляционную прокладку и втулку заклепок щеткодержателя. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий. Проверьте состояние втулки подшипника в крышке и в случае износа замените. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 12,5+0,035 мм. При высоте щеток менее 6-7 мм замените их.

Проверка и ремонт крышки со стороны привода стартера.

Проверьте состояние втулки (подшипника) в крышке и в случае износа замените втулку. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 12,5+0,035 мм.

Проверьте с помощью прибора или контрольной лампы нет ли замыкания обмотки ротора на пакет железа ротора. Для этого подсоедините один конец к любой из ламелей ротора, а другой — к пакету железа ротора. При этом лампа не должна гореть.

Внимательно осмотрите ротор. Передняя часть обмотки ротора должна быть по диаметру меньше пакета железа. Увеличенный диаметр передней части обмотки указывает на разнос обмотки. Такой ротор замените. Концы проводов обмоток должны быть надежно припаяны к клеммам коллектора. Проверьте нет ли замыканий между витками ротора. В случае обнаружения замыкания замените ротор.

Коллектор ротора должен быть чистым. В случае значительной шероховатости коллектора или выступания слюды проточите его на токарном или специальном станке. После проточки коллектор отшлифуйте до шероховатости поверхности по 7 классу.

Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Биение пакета железа ротора относительно цапф вала не должно превышать 0,25 мм. Одновременно проверьте нет ли прогиба вала, так как прогиб может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала.

Если на валу ротора в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его следует удалить мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и к смещению обмотки ротора.

Проверка и ремонт привода стартеров.

Осмотрите привод стартера снаружи и проверьте нет ли пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицевой части вала. При сильном износе втулок (подшипников) привода замените их.

При удержании ротора шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с ротором. Проверку муфты свободного хода на пробуксовку производите на стенде при испытании стартера на полное торможение.

Проверка и ремонт тягового реле стартера.

Исправность втягивающей и удерживающей обмоток проверяйте с помощью омметра или замеряя сопротивление с помощью вольтметра и амперметра. В случае неисправности обмоток тяговое реле замените. Контакты на клеммовых болтах зачистите, а при сильном их выгорании поверните болты на 180 градусов вокруг оси. При сильном износе контактного диска поверните его не изношенной стороной к контактам. Якорь тягового реле должен свободно перемещаться в корпусе.

Перед сборкой смажьте подшипники, цапфы и шлицевую часть вала стартера моторным маслом. Соберите узел ротора стартера, для чего на его вал наденьте промежуточный подшипник, привод и упорный узел, состоящий из упорного и замкового колец. Для удобства установки замкового кольца применяйте оправку.

Установите на ротор со стороны коллектора упорную шайбу. При окончательной затяжке стяжных винтов корпуса совместите штифты и пазы на крышках и корпусе. Проверьте величину осевого зазора ротора, который должен быть примерно 0,8 мм. После сборки проверьте и отрегулируйте стартер.

Установка шестерни в выключенном положении должна быть не более 34 мм от привалочной плоскости фланца стартера. Проверьте полный ход шестерни при включенном тяговом реле. Расстояние между торцом шестерни и упором должно быть 4+-1 мм. Этот зазор регулируйте поворотом эксцентриковой оси рычага включения привода. После регулировки затяните гайку оси.

Для проверки стартера необходимы низковольтный агрегат или полностью заряженная батарея, вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30 Вольт, амперметр постоянного тока с шунтом до 1000 Ампер, тахометр со шкалой до 10 000 оборотов в минуту и динамометр.

Схема включения стартера для контрольной проверки.

Проверку производите на специальном стенде. При отсутствии специального стенда укрепите стартер в тисках и соедините его с аккумуляторной батареей, зажим стартера соедините через амперметр с положительной, а корпус стартера — с отрицательной клеммой батареи. Для соединения стартера с батареей примените провода сечением не менее 25-35 мм2. Силу тока и частоту вращения ротора при испытании на холостом ходу измерьте через 30 секунд после включения стартера.

При тугом вращении ротора, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера или задеванием ротора за полюсы, а также при замыкании обмотки ротора на массу или при межвитковом замыкании обмотки ротора, стартер потребляет ток большей силы, а частота вращения ротора меньше указанной.

Малая величина потребляемого тока и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов или слабом нажатии пружин на щетки.

Для проверки стартера при полном торможении закрепите на шестерне привода рычаг соединенный с динамометром. Лучше используйте гидравлический динамометр. Тормозной момент определяется по формуле :

M=PL
M — тормозной момент, Нм (кгсм);
P — показание динамометра, Н (кгс);
L — длина рычага, м

Во избежание перегрева стартера испытание производите в течение короткого времени. Если при заторможенной шестерне ротор вращается, то замените привод. При проведении этой проверки соблюдайте осторожность, так как в момент включения стартера произойдет сильный рывок рычага, укрепленного на шестерне.

Исправный стартер при использовании полностью заряженной батареи потребляет ток не более 520 Ампер при напряжении не более 7 Вольт и развивает момент, равный примерно 15,7 Нм (1,6 кгсм). Если потребляемый ток более 520 Ампер, а тормозной момент менее 15,7 Нм (1,6 кгсм), то это указывает на неисправность обмотки ротора или обмотки возбуждения.

Если величина тормозного момента и сила потребляемого тока менее нормальной, то это, при нормальном напряжении на зажимах стартера, указывает на плохие контакты внутри стартера или на слабое нажатие пружин на щетки. Напряжение на зажимах стартера менее 7 Вольт указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность батареи.

Дополнительное реле стартера.

Дополнительное реле стартера в эксплуатации особого обслуживания не требует. Проверку реле производите по схеме расположенной ниже. Плавным перемещением движка реостата 2 увеличивайте напряжение до момента включения реле 4, при этом загорается контрольная лампа 3. Перемещением движка в противоположную сторону уменьшите напряжение до момента выключения реле, лампа гаснет.

Схема включения дополнительного реле стартера для проверки и регулировки.

Схема включения дополнительного реле стартера для проверки и регулировки

Дополнительное реле стартера считается исправным, если включение его происходит при напряжении 5,5-8,5 Вольт, а выключение при напряжении 2-4,5 Вольта. Зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах должен быть не менее 0,15 мм, а зазор между контактами в разомкнутом состоянии — не менее 1,0 мм.

Ресурс электростартера определяется интенсивностью его эксплуатации. Общее количество включений электростартера зависит не только от числа остановок двигателя внутреннего сгорания, но и от его неудачных попыток запуска. А это определяется рабочим процессом в камере сгорания, работой системы топливоподачи, смазки и газораспределения.

Электростартеры потребляют токи большой силы и рассчитаны на кратковременные режимы работы. Во избежание перегрева обмоток и нарушения электрического контакта в разъемных соединениях, к которым относятся контактный диск реле, контакты включателя зажигания (рис. 5.3), продолжительность непрерывной работы стартеров при неудачных попытках пуска двигателя не должна превышать

Схема включения и управления электростартером

Рис. 5.3. Схема включения и управления электростартером:

1 — замок зажигания; 2 — контактные болты; 3,4 — втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле соответственно; 5 — якорь тягового реле; 6 — рычаг привода; 7— якорь стартера; 8 — поводковая муфта; 9 — обгонная муфта; 10— шестерня привода; 11 — венец маховика; 12 — вспомогательное реле; М — якорь стартера

При неудачной попытке пуска электростартер следует выключить на 1. 2 мин и только тогда производить пуск повторно. Перед повторным запуском необходимо убедиться, что двигатель внутреннего сгорания не работает, так как попытка запуска работающего двигателя приведет к поломке зубьев шестерни привода или зубьев маховика или муфты свободного хода стартера.

Категорически запрещается приводить транспортное средство в движение с помощью электростартера при включенной передаче, так как стартер будет механически и электрически перегружен и может выйти из строя.

Симптомы неисправностей, технологии их диагностирования, диагностическая аппаратура и способы их устранения приведены в табл. 5.9.

Проверка технического состояния электростартеров производится с помощью диагностического оборудования непосредственно на двигателе или на специальных стендах при снятии стартера с двигателя. Перед проверкой стартера диагностическим оборудованием необходимо проверить техническое состояние АКБ, так как от нее зависят характеристики стартера. В процессе диагностирования двигатель прокручивают стартером с измерением потребляемой силы тока и напряжения бортовой сети. По значениям этих параметров определяют техническое состояние стартера.

На стенде проверка технического состояния стартера осуществляется в следующих режимах испытаний:

Таблица 5.9. Симптомы неисправностей электростартеров, способы их диагностирования и устранения

Стартер не работает и тяговое реле не включаются

Неисправна или сильно разряжена АКБ

Определяют степень заря- женности АКБ по плотности электролита или нагрузочной вилкой

Неисправную АКБ меняют на новую

Нарушены контакты в соединениях, обрыв проводов в цепях электроснабжения или управления стартером

Определяют тестером или вольтметром целостность цепей и соединений

При необходимости затягивают наконечники, поврежденные провода заменяют

Нарушена работа дополнительного реле, замка зажигания

Подключают стартер непосредственно к АКБ. При исправной работе стартера неисправны реле, замок зажигания

Неисправные элементы заменяют или ремонтируют

При замыкании контактных болтов на тяговом реле дополнительным проводом стартер работает

Разборное реле ремонтируют, неисправные элементы заменяют исправными

Короткое замыкание в обмотках стартера

Измеряют сопротивление обмотки

164 Глава 5. Особенности технического обслуживания и диагностики.

Тяговое реле включается, но ротор стартера не вращается или вращается медленно

Сильный разряд АКБ

Определяют степень разряженное™ АКБ по плотности электролита

Разряженную АКБ заряжают до нормы

Плохой контакт на выводах АКБ, слабая затяжка гаек на контактных болтах тягового реле

Проверяют надежность крепления на выводах АКБ и реле и измеряют падение напряжения на контактах

При необходимости подтягивают крепления на выводах

Нарушения в работе контактного диска тягового реле

Проверяют замыканием болтов тягового реле дополнительным проводом, при работающем стартере реле неисправно

Визуально при разборе стартера

Ремонт или замена тягового реле

Сильное загрязнение или окисление коллектора стартера

Визуальный осмотр коллектора

Зачищают коллектор мелкозернистой шкуркой со стеклянным покрытием или протачивают на токарном станке. Замасленный коллектор протирают ветошью, смоченной в бензине

Проверяют надавливанием на щетки со стороны коллектора

Тестер и визуально

Ремонт щеточного узла

Измеряют сопротивление щеточного узла

Устраняют причину замыкания

5.3. Особенности технического обслуживания и диагностики.

Ослабление пружин щеткодержателя

Проверяют усилие прижатия пружин динамометром

При необходимости меняют пружины

Проверяют короткое замыкание, измеряя сопротивление изоляции

Ремонт стартера, при необходимости с заменой якоря или обмотки возбуждения

Измеряют величину падения напряжения в цепи, подсоединяясь к АКБ. При сильном падении напряжения якорь задевает за полюса (заклинило)

Ремонт или замена стартера

Тяговое реле включается и сразу выключается (часто повторяющиеся щелчки)

Сильный разряд АКБ

Определяют по плотности электролита

Разряженную АКБ заряжают

Плохой контакт в цепи электроснабжения стартера

Место плохого контакта определяют по целостности цепи

Обнаруженный плохой контакт устраняют

Выход из строя электрической части выключателя зажигания

Проверяют целостность электрической цепи

Неисправную электрическую часть выключателя заменяют

Обрыв или плохой контакт удерживающей обмотки тягового реле

166 Глава 5. Особенности технического обслуживания и диагностики.

Стартер включается, но ко- ленчатый вал не вращается

Пробуксовывание муфты свободного хода

При необходимости заменяют муфту

Тугое перемещение механизма привода по винтовым шлицам вала якоря стартера

Проверяют вручную легкость перемещения привода по валу

При необходимости шлицы смазывают

Поломка рычага приводного механизма

Проверяют на разобранном стартере

При необходимости рычаг меняют

Поломка поводковой муфты или пружины между ней и муфтой свободного хода

Проверяют на разобранном стартере

Неисправные детали меняют

Стартер включается, но шестерня привода не входит в зацепление с зубьями маховика

Ослабли пружины между поводковой и обгонной муфтами

Проверяют на разобранном стартере

Замена пружины при ремонте

Наличие забоин на зубьях шестерни стартера или венца маховика

Ремонт стартера или венца маховика

Заедание механизма привода на валу якоря

Очищают шлицы и смазывают смазкой ЦИАТИ М-201, -202, -203

5.3. Особенности технического обслуживания и диагностики.

Технология Используемая диагностики аппаратура

Стартер после пуска двигателя не выключается

Заедание ключа в замке зажигания

Немедленно останавливают двигатель, выключают стартер. Ремонтируют или заменяют выключатель зажигания

Заедание механизма привода на валу якоря стартера

Останавливают двигатель, выключают стартер. Очищают шлицы и смазывают смазкой ЦИАТИМ-201, -202, -203

Спекание силовых контактов тягового реле

Тяговое реле ремонтируют или заменяют новым

Повышенный шум при вращении якоря стар- тера

Ослабление крепления стартера к двигателю

Проверяют крепление стартера

При необходимости подтягивают гайки и болты крепления

Поломка крышки со стороны привода

Ремонт стартера с заменой крышки

Повреждение зубьев шестерни привода или венца маховика

Меняют привод или ремонтируют венец маховика

Выход из строя механизма привода или его тугое перемещение по шлицам вала якоря

Неисправный механизм привода меняют, шлицы очищают от грязи и смазывают смазкой

Износ подшипников или шеек вала якоря

Проверяют на разобранном стартере

Ремонтируют путем замены втулки или якоря

Перекос стартера при установке на двигатель

168 Глава 5. Особенности технического обслуживания и диагностики.

В процессе эксплуатации при каждом ТО-1 проверяют крепление стартера к двигателю, надежность затяжки контактов проводов на электрических выводах тягового реле. После определенного пробега автомобиля при очередном ТО-2 или при подготовке к зимней эксплуатации рекомендуется стартер снимать с двигателя в зависимости от типа (например, для стартера 29.3708 — 45 тыс. км, а для стартера 25.3708 — 150 тыс. км). После снятия его очищают от грязи и проводят следующие операции обслуживания:

  • • отсоединяют защитный кожух стартера, осматривают коллектор, который должен иметь гладкую рабочую поверхность без следов загрязнения и подгорания. Загрязненную поверхность протирают чистой ветошью, смоченной в бензине. Подгоревший или окисленный коллектор зачищают мелкозернистой шкуркой со стеклянным покрытием, затем продувают сжатым воздухом. При значительных износах или подгорании коллектора стартер разбирают, и коллектор протачивают на токарном станке;
  • • проверяют подвижность щеток, которые должны перемещаться в щеткодержателе свободно, без заедания. Остаточная высота щеток должна быть для большинства стартеров не менее 10 мм;
  • • проверяют крепление щеткодержателя к крышкам стартера;
  • • через окно в передней крышке стартера проверяют подвижность механизма привода, который должен легко перемещаться по валу якоря и возвращаться в исходное положение силой возвратной пружины. При затрудненном перемещении привода доступную часть вала очищают от грязи и покрывают пластичной смазкой ЦИАТИМ-201, -202, -203;
  • • осматривают шестерню привода на наличие сколов и крошения на зубьях. При значительных следах их износа стартер разбирают и заменяют дефектные детали;
  • • проверяют осевой люфт вала якоря, который должен быть не более 1 мм;
  • • осматривают крышки стартера на наличие трещин, дефектные крышки заменяют;
  • • если тяговое реле разборной конструкции, то снимают его крышку и осматривают силовые болты на наличие следов износа или подгорания. При необходимости их зачищают мелкозернистой шкуркой. При значительном износе силовые контактные болты поворачивают на 180°, а контактный диск — к контактным болтам другой стороной.

После устранения неисправностей и последующей сборки стартер регулируют. В электростартерах с роликовой муфтой свободного хода регулировочным винтом устанавливают расстояние А (рис. 5.4, а) между торцом шестерни и упорным кольцом на валу реле. Для включения тягового реле к соответствующей клемме и корпусу присоединяют АКБ и регулируют расстояние Б в пределах 3. 5 мм. Регулирование тягового реле осуществляют, завинчивая или вывинчивая винт в якорек реле. Для освобождения винта необходимо снимать палец-ось, соединяющий винт с рычагом перемещения привода.

В некоторых стартерах зазор Б величиной 3. 5 мм регулируют поворотом эксцентричной оси стопорной гайкой. В выключенном положении тягового реле шестерню привода устанавливают на расстоянии 34 мм от привалочной плоскости фланца крышки со стороны привода.

В стартерах типа 29.3708, 35.3708 и 42.3708 для автомобилей ВАЗ механизм привода не регулируют. При сборке стартеров расстояние А (рис. 5.4, а) должно быть 21,3. 21,5 мм.

При регулировании стартеров большой мощности с храповичны- ми муфтами свободного хода при втянутом якоре реле зазор между

Регулирование стартеров с роликовыми (а) и храповичными (б) муфтами

Рис. 5.4. Регулирование стартеров с роликовыми (а) и храповичными (б) муфтами

7 — шестерня привода; 2 — упорное кольцо; 3 — втулка привода; 4 — упорная шайба; 5 — прокладка; А — расстояние от привалочной плоскости корпуса до торца шестерни привода; Б — расстояние между торцом шестерни и упорным кольцом шайбой и втулкой привода должен быть 0,5. 1,5 мм (рис. 5.4, б). Для контроля этого размера между шестерней привода и шайбой устанавливают прокладку толщиной 6 мм и включают тяговое реле. Лампой, соединенной со второй клеммой реле, и шайбой толщиной 2,5 мм контролируют момент замыкания контактных болтов. Если лампа не загорится, что означает незамкнутые контакты, то производят регулирование с помощью поворота эксцентриковой оси рычага привода, на которой имеется диск с двумя отверстиями. После установки регулировочного диска в новое положение снова проверяют регулировку реле стартера.

Стенд для испытания стартеров (рис. 151) позволяет испытывать стартеры в режиме холостого хода, в режиме полного торможения и при различных нагрузках, а также проверять муфту свободного хода на пробуксовку.

Испытываемый стартер закрепляют болтами к плите 11, а к зажимам стартера подключают проводники согласно схеме, приведенной на рис. 151. Сила тока в цепи стартера измеряется амперметром 8, а напряжение на зажимах стартера — вольтметром 9. Тахометрам 16 измеряют скорость вращения якоря стартера.

Торможение якоря стартера обеспечивается тормозом, состоящим из шестерни 13, жестко укрепленной на валу вместе со шкивом 15, двух колодок 23 с фрикционными накладками, зажимного устройства, состоящего из пластины 20 с приваренной к ней муфтой 19, винта с рукояткой 18, двух болтов 21 и двух распорных пружин 24. Колодки охватывают шкив. Степень торможения шкива колодками регулируется вращением рукоятки 18.

При испытании стартера в режиме полного торможения якоря крутящий момент можно замерять гидравлическим динамометром, состоящим из рычага 33, датчика 30, заполненного веретенным или трансформаторным маслом, и указателя 28, который представляет собой обычный манометр со шкалой, про градуированной в килограммометрах. Усилие от шестерни 12 стартера на шток 29 датчика передается специальным рычагом 33, устанавливаемым на зубья шестерни стартера.

Рис. 151. Стенд для испытания стартеров: а — схема стенда; б — привод пружинного динамометра; в — привод гидравлического динамометра;

Рис. 151. Стенд для испытания стартеров: а — схема стенда; б — привод пружинного динамометра; в — привод гидравлического динамометра;

1 — стол; 2 — подвижная каретка; 3 — рукоятка фиксации каретки; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — шунт в цепи амперметра; 6 — кнопка включения; 7 — стартер; 8 — амперметр 1000 а; 9 — вольтметр 15 в; 10 — тяговое реле стартера; 11 — плита крепления стартера; 12 — шестерня стартера; 13 — шестерня тормоза; 14 — кронштейн вала шкива; 15 — шкив тормоза; 16 — тахометр; 17 — трос привода тахометра; 18 — рукоятка винта; 19 — резьбовая муфта; 20 — пластина муфты; 21 — болт; 22 — гайка; 23 — колодки тормоза; 24 — пружина; 25 — пружинный динамометр; 26 — рычаг; 27 — гаситель колебаний тормоза; 28 — указатель гидравлического динамометра; 29 — шток датчика; 30 — датчик гидравлического динамометра; 31 — резиновая диафрагма; 32 — масло; 33 — рычаг динамометра

Во время испытания стартера при различных нагрузках колебания рычага 26 и пружинного динамометра 25 гасятся пневматическим или гидравлическим гасителем 27.

Испытание стартера следует проводить при исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее, емкость которой должна быть не меньше емкости батареи, с которой работает стартер на автомобиле. Все зажимы крепления проводников должны быть чистыми и плотно затянутыми.

Испытание стартера в режиме полного торможения якоря с использованием пружинного динамометра. Закрепляют стартер на плите 11 (см. рис. 151) и подключают к его зажимам проводники. Сдвигом каретки 2 и плиты 11 в пазах стола 1 совмещают оси шестерни 12 стартера и шестерни 13 тормоза, а затем рукоятками 3 закрепляют плиту в столе стенда. На шкив 15 устанавливают две колодки 23 тормоза и соединяют динамометр 25 с рычагом 26.

Рукояткой 18 винта затягивают колодки тормоза до отказа. Кнопкой 6 включают стартер на 3—4 сек и запоминают показания амперметра и динамометра.

Вследствие трения колодок 23 о шкив 15 колодки увлекаются в направлении вращения шкива и через рычаг 26 перемещают стрелку динамометра. По показанию динамометра определяется сила, увлекающая колодки 23 и рычаг 26 при вращении якоря стартера.

Крутящий момент (кГм) определяется произведением силы в килограммах, регистрируемой динамометром, на длину рычага в метрах. Если крутящий момент ниже, а потребляемая сила тока выше величин, указанных в технических условиях, то стартер неисправен. По техническим условиям стартеры СТ2 и СТ130-Б в исправном состоянии при полном торможении якоря потребляют максимальную силу тока не более 650 а, развивая крутящий момент не менее 3 кГм, а стартер СТ103 — силу тока не более 850 а и крутящий момент не менее 6 кГм.

Испытание стартера в режиме полного торможения якоря с использованием гидравлического динамометра. Смещают плиту 11 в каретке 2 до положения, при котором шестерня стартера не может входить в зацепление с шестерней 13 тормоза. На шестерню стартера надевают рычаг 33 динамометра. Устанавливают датчик 30 гидравлического динамометра на столе стенда в положение, при котором совмещается рычаг относительно штока динамометра (см. рис. 151, в). Поворачивают рычаг 33 в направлении вращения якоря до упора в шток 29 датчика. В случае необходимости высоту штока можно изменить, свинчивая или навинчивая наконечник штока.

Включают стартер на 3—4 сек и запоминают показания динамометра и амперметра.

Для определения состояния стартера сопоставляют полученные данные с величинами технических условий на испытание стартера. Шкала указателя 28 динамометра проградуирована в килограммометрах. При включении стартера его шестерня поворачивает рычаг 33, который давит на шток 29 и через диафрагму 31 сжимает масло в рабочей полости датчика. Давление масла передается в указатель 28 и вызывает отклонение стрелки.

Исправные стартеры СТ2 и СТ130-Б на холостом ходу потребляют силу тока не более 80 а и развивают скорость вращения якоря не менее 3500 об/мин, а стартер СТ103 — силу тока не более 110а при 5000 об/мин.

Проверка действия механизма включения стартера. Привод стартера должен свободно, без заеданий перемещаться по ленточной нарезке вала якоря и из рабочего положения в исходное возвращаться под действием возвратной пружины.

В стартерах, привод которых имеет муфту свободного хода, якорь не должен трогаться с места при повороте шестерни в направлении его вращения.

Проверка муфты свободного хода на пробуксовку производится при испытании стартера в режиме полного торможения якоря. В момент включения стартера нужно посмотреть на коллектор; если якорь вращается, то это означает, что муфта пробуксовывает.

Регулировка положения шестерни привода. В стартерах СТ130-Б и СТ2 положение шестерни 2 (см. рис. 47) относительно упорного кольца 1 в момент замыкания контактным диском 19 зажимов 18 тягового реле регулируется винтом 23.

Для этого подсоединяют стартер к аккумуляторной батарее через последовательно включенную лампу. В стартере СТ130-Б снимают крышку тягового реле. Нажимают на якорек 21 до момента замыкания контактным диском 19 зажимов 18 тягового реле; момент замыкания контролируется свечением лампы; при этом положении расстояние между торцом шестерни 2 и упорным кольцом 1 должно составлять от 2 до 4 мм. При необходимости зазор регулируют ввертыванием или вывертыванием винта 23 после отъединения его от рычага 25. В стартере СТ2 эта регулировка производится при снятом тяговом реле.

В стартере СТ130-Б исходное положение шестерни с расстоянием 32—35 мм между торцом шестерни и плоскостью фланца крепления регулируют, как и в стартерах СТ130, СТ113 и других, винтом упора рычага, ввернутым в крышку 24.

В стартере СТ103 момент замыкания контактным диском 5 (см. рис. 49) зажимов 4 тягового реле регулируют винтом 8, ввернутым в якорек реле, после отъединения серьги 9 от рычага 10. Контактный диск должен замыкаться с зажимами реле при расстоянии между торцом шестерни 12 и упорным кольцом 15, равном 11,7 мм.

Регулировка момента замыкания контактов реле включения стартеров СТ2 и СТ130-Б производится изменением упругости пружины 12 якорька (см. рис. 48). Контакты реле должны замыкаться при напряжении питания обмотки реле от аккумуляторной батареи, равном 6-8 в.

Читайте также: