Шкода румстер какой бензин заливать

Обновлено: 05.07.2024

Не знаете какое масло залить в двигатель Skoda Roomster? На этой странице я собрал рейтинг лучших масел для двигателя Skoda Roomster на основании моего опыта. Плюс, я подобрал все совместимые масла для этого автомобиля. Данные взяты с официальных сайтов производителей моторных масел, а не выдуманы мной.

На этой странице нет воды. Чистая выжимка информации из всех ресурсов и немножко моего мнения. Я проанализировал данные сайтов и подобрал лучшие масла для двигателя Skoda Roomster. Если было полезно, оцените материал или оставьте свое мнение в комментариях, я рад ответить на любые вопросы!

FAQ, ликбез по подбору:

  1. Какая вязкость подходит в двигатель Skoda Roomster?
    Подходит 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 10W-40. Зависит от окружающей среды и состояния двигателя.
  2. Какой объем масла в двигателе Skoda Roomster?
    Понадобится 3-4 л масла. Посмотрите этот пункт в статье, объем зависит от модели двигателя.
  3. Какой интервал замены масла в Skoda Roomster?
    Каждые 15 000 км или 1 раз в год. Но я рекомендую менять чаще 🙂
  • Критерии подбора масла Skoda Roomster
  • Объем масла в двигателе Skoda Roomster
  • Таблица подбора масла по сезону (зима, лето)
  • ТОП 5 лучших масел для Skoda Roomster
  • Все совместимые масла для Skoda Roomster
  • Рекомендуемые сервисы для подбора автомобильных масел

Критерии подбора масла Skoda Roomster

Все масла подбираются исходя из соответствия SAE, ACEA, API и допусков автоконцерна, для автомобилей Skoda используется допуск VW:

    .
  • Вязкость подходит 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 10W-40, но чаще всего водители заливают 5W-30.
  • Изначально для автомобиля использовался допуск VW502/505, но можно использовать и более свежий 504/507.

Каталогу можно доверять, данные взяты от производителей авто. При этом можно подобрать не только масло для двигателя, но и для коробки, гур, тормозной системы, системы охлаждения. Т.е все жидкости.

Оригинальные масла для Skoda

Объем масла в двигателе Skoda Roomster

  • 1.2 12V (47 кВт) (2006 — 2010) (Oбъём 2,8 литр)
  • 1.2 12V (51 кВт) (2006 — 2010) (Oбъём 2,8 литр)
  • 1.2 12V (51 кВт) (2010 — 2015) (Oбъём 2,8 литр)
  • 1.2 TDI (2010 — 2015) (Oбъём 4,3 литр)
  • 1.2 TDI Greenline (2010 — 2015) (Oбъём 4,3 литр)
  • 1.2 TSI (63 кВт) (2010 — 2015) (Oбъём 3,6 литр)
  • 1.2 TSI (77 кВт) (2010 — 2015) (Oбъём 3,6 литр)
  • 1.4 16V (2006 — 2010) (Oбъём 3,2 литр)
  • 1.4 16V (2010 — 2015) (Oбъём 3,2 литр)
  • 1.4 TDI (51 кВт) (2006 — 2008) (Oбъём 3,8 литр)
  • 1.4 TDI (59 кВт) DPF (2006 — 2010) (Oбъём 4,2 литр)
  • 1.6 16V (2006 — 2010) (Oбъём 3,6 литр)
  • 1.6 16V (2010 — 2015) (Oбъём 3,6 литр)
  • 1.6 TDI (66 кВт) (2010 — 2015) (Oбъём 4,3 литр)
  • 1.6 TDI (77 кВт) (2010 — 2015) (Oбъём 4,3 литр)
  • 1.9 TDI (77 кВт) DPF (2006 — 2010) (Oбъём 4,3 литр)

Популярные двигатели в РФ 1.4 л.

Таблица подбора масла по сезону (зима, лето)

ТОП 5 лучших масел для Skoda Roomster

Это мой личный выбор, основанный на опыте и анализе информации в интернете. Носит информативный характер и не является призывом к покупке. Рейтинг никем не проплачен, я не сотрудничаю с производителями, поэтому “заказухи” тут нет.

Motul Specific 504 00 507 00 5W-30


ПоказательЗначение/Единица измерения
Кинематическая вязкость при 40°C66,98
Кинематическая вязкость при 100°C11.73
Динамическая вязкость, CCS при -30°С (5W)5550
Индекс вязкости172
Сульфатная зольность0.74
Плотность при 15ºC-
Температура вспышки (PMCC)240ºC
Температура застывания-42ºC
Допуск API
-
Допуск ACEA
C3
Динамическая вязкость при -35℃
-
Динамическая вязкость при -25℃
-
Щелочное число
6.63
Кислотное число
1.49
Содержание серы
0,232
ИК Спектр Фурье
на основе гидрокрекинга + ПАО
NOACK
9.8%

MOBIL 1 FS 0W-40


ПоказательЗначение/Единица измерения
Плотность при 15°C0.8456 г/мл
Кинематическая вязкость при 40°C71.23 сСт
Кинематическая вязкость при 100℃13.03 сСт
Сульфатная зольность1.40% мас.
Содержание фосфора882 мг/кг
Вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS), при 150ºC3.6 мПа/с
Вязкость на ротационном минивискозиметре (MRV) при -40ºC21600 сП
Температура вспышки225°C
Допуск ACEA

Масло Мобил 0W40 имеет следующие одобрения производителей оборудования:

  • MB-Approval 229.3;
  • MB-Approval 229.5;
  • VW 502 00/505 00;
  • PORSCHE A40.

Мобил 1 0W40 обладает следующим уровнем свойств согласно данным ExxonMobil:

Очень интересное масло по всем показателям – температурным, моющим, защитным. Интересная база, жирный пакет современных присадок, дополненные молибденом эстеры сохранят двигатель даже в экстремальных условиях. Но при этом выскочила высокая зольность, что сразу отсекает двигатели GDI из списка подходящих для масла. В остальном смазка очень хорошая и долгоиграющая, сохраняет свои свойства на протяжении рекомендованного пробега и с запасом.

  • База на основе ПАО+эстеры+GTL
  • Низкий порог замерзания.
  • Стабильность при широком диапазоне температур и при перепадах.
  • Отличные моющие свойства, максимально высокое содержания щелочи.
  • Стабильные показатели на протяжении всего гарантированного срока использования и сохранение их даже после его окончания.
  • Очень хороший состав – молибден + эстеры обеспечивают высокую защиту деталей двигателя.
  • Современные присадки и чистая база.
  • Высокая зольность сужает количество типов двигателей, в которые можно заливать масло.
  • С натяжкой, но все же – не подойдет для самых северных регионов, в них лучше использовать чистое ПАО.

Mannol 7715 O.E.M. 5W-30


ПоказательЗначение/Единица измерения
Кинематическая вязкость при 40°C-
Кинематическая вязкость при 100°C11,40
Индекс вязкости162
Сульфатная зольность-
Плотность при 15ºC-
Температура вспышки (PMCC)224ºC
Температура застывания-42ºC
Допуск APISN/CF
Допуск ACEAC3
Динамическая вязкость при -25℃-
Динамическая вязкость, CCS при -30°С (5W)-
Динамическая вязкость при -35℃-
Щелочное число7,58
Кислотное число-
Содержание серы-
ИК Спектр Фурье-
NOACK-
  • API SN/CF
  • ACEA C3
  • BMW Longlife-04
  • MB 229.51
  • PORSCHE C30
  • VW 504.00/507.00/502.00/505.00/503.01/506.00/
  • VW 505.01*/506.01
  • Кроме двигателей VW PDU без сервиса LongLife (WIV)
  • Кроме двигателей V10 DPU в модели Phaeton до февраля 2006 и двигателей R5 PDU в модели Touareg до декабря 2006

Лукойл Люкс синтетическое SN/CF 5W-40


ПоказательЗначение/Единица измерения
Кинематическая вязкость при 100℃14.79 мм²/с
Кинематическая вязкость при 40°C86.83 мм²/с
Динамическая вязкость (MRV) при -35°С
29 300 мПас
Динамическая вязкость (CCS) при -30°С
-
Индекс вязкости179
Плотность при 15°C848.1 кг/м³
Температура вспышки227°C
Температура замерзания-44°C
Допуск APISN/CF
Допуск ACEA
A3/B4
Щелочное число

Моторное масло, за которое не стыдно отечественному производителю. По результатам тестов, отзывам водителей и личному опыту демонстрирует очень высокие показатели, некоторые из которых близки к импортным маркам в данной ценовой категории. Плюсов смазочный материал показывает гораздо больше, чем минусов, смело могу рекомендовать к использованию. Более подробно в обзоре.

  • Расход на угар.
  • Низкая экологичность.
  • Потеря текучести раньше рекомендованного пробега.

SHELL Helix HX8 Synthetic 5W-40

ПоказательЗначение/Единица измерения
Плотность при 15°C-
Кинематическая вязкость при 100℃14.6 мм²/c
Кинематическая вязкость при 40°C87.43 мм²/c
Динамическая вязкость (CCS) при -30°С
-
Динамическая вязкость (MRV) при -35°С

  • MB-Approval 229,3
  • VW Стандарт 502,00, 505,00
  • Renault RN 0700, RN 0710

Соответствия:

При описании этого масла производитель даже немного преуменьшил его качества. Масло SHELL Helix HX8 Synthetic 5W-40 изготовлено на основе чистой современной синтетической базы, оно отлично подойдет для отечественных и импортных двигателей. При этом и цена на масло довольно приятная, учитывая его качество. В общем, рекомендую. Подробности далее в обзоре.

  • Самый свежий допуск API.
  • Высокая защита двигателя при движении в городских условиях.
  • Сохранение текучести минимум до -35 градусов.
  • Богатый пакет присадок.
  • Чистая базовая основа.

Все совместимые масла для Skoda Roomster

ZIC TOP 5W-30
ZIC TOP 0W-40
ZIC X9 LS 5W-30
ZIC X9 LS Diesel 5W-40
ZIC X9 5W-30
ZIC X9 5W-40
ZIC X7 5W-40
ZIC X7 LS 5W-30
ZIC X7 LS 10W-40
ZIC X7 LS 10W-30
ZIC X7 Diesel 5W-30

8100 X-CLEAN+ 5W-30
8100 X-MAX 0W-30
8100 X-MAX 0W-40
8100 X-CESS 5W-30
8100 X-CESS GEN2 5W-40
8100 X-CESS 5W-40
SPECIFIC 504 00 507 00 0W-30
SPECIFIC 504 00 507 00 5W-30
SPECIFIC 505 01 502 00 5W-40
6100 SYN-CLEAN 5W-30
6100 SYN-CLEAN 5W-40
6100 SYN-NERGY 5W-30
6100 SYN-NERGY 5W-40
8100 X-CLEAN+ 5W-30
SPECIFIC 504 00 507 00 0W-30
SPECIFIC 504 00 507 00 5W-30

LUKOIL GENESIS ARMORTECH 5W-40
LUKOIL GENESIS ARMORTECH 0W-40
LUKOIL GENESIS ARMORTECH GC 5W-30
LUKOIL GENESIS UNIVERSAL 5W-40
LUKOIL GENESIS UNIVERSAL 10W-40
LUKOIL LUXE SYNTHETIC SN/CF SAE 5W-40

EDGE 0W-30 A3/B4
EDGE 0W-40 A3/B4
EDGE 5W-30 C3
EDGE 5W-30 LL
EDGE 5W-40
MAGNATEC STOP-START 5W-30 A3/B4
MAGNATEC 5W-40 A3/B4
MAGNATEC 10W-40 A3/B4
MAGNATEC Diesel 10W-40 B4
EDGE 10W-60 SUPERCAR

НС-синтетическое моторное масло Top Tec 4200 5W-30
НС-синтетическое моторное масло Top Tec 4600 5W-30
НС-синтетическое моторное масло Top Tec 4100 5W-40
НС-синтетическое моторное масло Special Tec LL 5W-30
НС-синтетическое моторное масло Nachfull Oil 5W-40
НС-синтетическое моторное масло Molygen New Generation 5W-40
НС-синтетическое моторное масло Molygen New Generation 10W-40
НС-синтетическое моторное масло Leichtlauf High Tech 5W-40
НС-синтетическое моторное масло Leichtlauf High Tech LL 5W-30
НС-синтетическое моторное масло Leichtlauf HC 7 5W-30
НС-синтетическое моторное масло Leichtlauf HC 7 5W-40
НС-синтетическое моторное масло Super Leichtlauf 10W-40
Синтетическое моторное масло Synthoil High Tech 5W-30
Синтетическое моторное масло Synthoil Longtime 0W-30
Синтетическое моторное масло Synthoil Energy 0W-40
Синтетическое моторное масло Synthoil High Tech 5W-40
НС-синтетическое моторное масло Optimal HT Synth 5W-30
Синтетическое моторное масло Synthoil High Tech 5W-50
НС-синтетическое моторное масло Top Tec 4200 5W-30
Синтетическое моторное масло Synthoil Longtime Plus 0W-30

Какой производитель лучше, что выбрать?

Я подготовил много тематических рейтингов для своего сайта, основываясь на сравнении отзывов по брендам и сравнивая лабораторные анализы каждой модели. Рекомендую ознакомиться. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Однозначного ответа никогда не бывает.

Рекомендуемые сервисы для подбора автомобильных масел

Если у Вас уже есть предпочтения в бренде, то все еще проще. Достаточно зайти на любой сервис подбора автомобильных масел нужного бренда и производитель сам подберет масло, которое будет совместимо с вашим мотором. В таблице есть самые популярные бренды и сервисы подбора от этих брендов.
Заходим на любой из сайтов в таблице и выбираем марку, модель авто, двигатель и год выпуска.

Владелец и главный редактор сайта. 10 лет в продажах, последние 3 года работают с автомобильными запчастями и автохимией. Понимаю тему и страюсь создавать полезный контент для читателей. Как пишутся обзоры и создаются рейтинги можно прочитать на странице "О сайте". Вконтакте, Linkedin

Подобное высокооктановое топливо известно давно. Несколько лет назад мы испытывали спортивные бензины c октановым числом 102, но они предназначались только для гоночных высокофорсированных моторов — на АЗС такое топливо не продавали. А теперь — бери на здоровье.

Устарел ли 95‑й

НАША СПРАВКА

Как октановое число (ОЧ) бензина может быть выше 100? Ведь этот показатель равен процентному содержанию изооктана в смеси с н‑гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу. Но ведь процентное содержание не может быть выше 100! Объяснение простое: речь идет об устоявшейся методике замеров. И существует много жидкостей с более высоким октановым числом, в частности спирты, анилин. Именно они и применяются при определении трехзначных октановых чисел.

От практики к теории

Глазами производителя

Роснефть не использует в производстве октаноповышающие золообразующие присадки. Компания выпускает как бензин АИ‑98, так и АИ‑100. В Москве и Санкт-Петербурге бензин АИ‑100 продается под марками Pulsar‑100 и Ultimate‑100. Они предназначены для высокофорсированных двигателей с непосредственным вспрыском, а также для моторов, рассчитанных на бензин с октановым числом выше 95. Форсункам в таких агрегатах приходится работать в более жестких условиях (высокие температуры в камере сгорания и давление). Вследствие этого возможно их быстрое закоксовывание, что отрицательно сказывается на рабочих характеристиках. ­Поэтому в бензине АИ‑100 увеличено число компонентов (таких как алкилат) с низкой склонностью к образованию ­отложений.

Сотрудники Роснефти говорят, что двигатели всегда проектируют и настраивают под бензин с определенным октановым числом. Поэтому повышением октанового числа его работу существенно улучшить не получится. Хотя положительный эффект будет проявляться благодаря предотвращению образования отложений на впускных клапанах и камере сгорания.

Комментарий специалиста

ПОЕДУТ ЛИ ЛУЧШЕ?

Денис Загарин, руководитель Центра испытаний НАМИ

Для автопроизводителя переход на высокооктановые топлива — это проявление конкурентной борьбы в стремлении снизить расход топлива и выбросы вредных веществ без потери мощности двигателей.

Бензин с октановым числом 100 предназначен для автомобилей с двигателями, име­ющими высокую степень сжатия и, в большинстве случаев, оснащенными турбокомпрессором. Каждый двигатель при его разработке и доводке ориентируют на определенный диапазон работы системы топливоподачи и зажигания. При этом производитель дает рекомендации по октановому числу топлива, допустимого к использованию на таких моторах. В высокотехнологичных современных автомобилях карты работы систем топливоподачи и зажигания настолько широки, что позволяют блоку управления двигателем при эксплуатации самостоятельно адаптироваться под изменение октанового числа топлива (например, с 95 на 98 или 100), что в определенных режимах может дать прирост крутящего момента по сравнению с работой на базовом топливе. Но диапазон этих возможностей у каждого двигателя свой. Он достаточно широк у тех моторов, которыми снаряжают спортивные автомобили, а у предназначенных для массовых машин — значительно меньше.

Изначально пару заправок лил 95. Намедни решил залить 98. Разницы в динамике не ощутил, но жрать, вроде, стал больше.
(ЗЫ: заливаюсь на лукойлах)

Еще одна странность: при разгоне слышится характерный звук турбины. На AUM я слышал такой звук, только когда порвался какой-то там шланг от турбины.
На TSI свист это нормально, или проверять внимательно шланги?

В экто используется присадка керопюр а не в экто - какая-то другая.
Та же присадка используется в BP Ultimate, РН Фора, ГПН G-Drive и ТНК Пульсар.
Отличается более выраженными моющими свойствами.

Да, об этом уже много написано Уже и двигатели после него разбирали :-). Причина разборки не связана с бензином. Но моторчик внутри чистенький.

Лично у меня на нем меньше жрет. Меньше, чем на 98 газпромнефти.
И работает стабильнее.

хм. ну удем надеяться, что это не просто брендозав исимость:)), чего-то они туда досыпают.

сам не пробовал, только 98 люкойл

Попробуй, сравни непредвзято :-) Лично я б предпочел брендозависимость от газпромнефти. А то до лукойла мне 100км. :-(
Поэтому примерно 1/3 заправок не лукойлэкто. Зато есть возможность сравнивать ;-)

на 98 субъективно двигатель мягче работает на низах ( меньше дергается и рычит ) , может чуть лучше прет , но в последнее время мне лень ехать далеко на заправку, поэтому лью 95 :)

кстати , поначалу ( тысяч до 2-х пробега ) я отчетливо слашал свист при движении на 2-ой передаче , щас или привык или свист пропал , но уже не слышу

Если рекомендован 98, то нужно испоьзовать 98. В инструкции по эксплуатации вашего автомобиля написано, что 95 тоже можно использовать, но в качестве альтернативы с потерей мощности.
А что касается форумов, то здешние "знатоки" вам вообще посоветуют 92 заливать и не париться.

именно! только вот что должно смутить - так это отсутсвие циферек 92 на лючке. хотя вон там внизу уже вроде вырисовывается что-то типа: раз 95 бодяжный - лучше ездить на "честном" 92:))

в москоу особых проблем с 98 как бы нет.. в "стране" - возможно, но в стране же можно и 95 плеснуть тогда

В шкодофорумах и ОД утверждают, что 95 В РФ также нормально не производится, а бодяжится из 92-го.
Кому верить? :)

предлагаю верить тому, что мотору этому "в обед 100 лет". и он уже массово тиражировался в то время когда бензина марки "супер" (то-бишь 98) не было.

с чугунным блоком, 4-5 клапанов на цилиндр без балансирных валов, не цельноаллюминиевый.

фак наличия четырех цилиндров - не ставит все движки в один ряд. то, что можно было "старичку" не факт, что подойдет для нового. и на 92 оно просто не поедет

тут ты конечно прав. но, если не ошибаюсь, последняя его версия в 2003 появилась, кажется?а стандарт евро 4 (и "супер" он же 98й) ввели в 2005

не, :)) после "того" был еще и FSI который очень быстро спровадили на пенсию, ну а потом уже ТСИ - новинка отконцерна с прямым впрыском, низким расходом топлива и всякими иными мульками типа : ругулировки фаз, балансирными валами. тут уже к горючке требования "не ниже 95 битте шон"

что-то я уже сам запутался :-)
какой мотор имел допуск 91-95?

если я не ошибаюсь и последний апгрэйд ему делали 8 лет назад, то он должен спокойно работать на 95, потому что 98 появился "официально" 6 лет назад

AGU/AUM и иже с ними имели допуск 91-95 Ездил на AGU в 2006-2010 годах, 2004-2005 ездил на AEB (пассат Б5).

Это семейство имело, например, ремень в приводе грм (сейчас цепь), 20 клапанов (5 на цилиндр), объем 1781 см3, еще кучу отличий. На джеппе у октавий с тем мотором была гордая надпись 20valve. У TSI сейчас 16 клапанов, объем 1798 см3. У него допустимое топливо 98 (95).

http://bairoff.ru/pic/hatch2.jpg

про старый (который на пасцаты шел) 1,8Т такое писали:


В техническом руководстве для 1,8Т AWT написано - "Топливо - миним.октановое число - 95 неэтилированный" еще есть исключение "В исключительных случаях возможно тоже воспользоваться топливом с октановым числом 91, нужно однако считаться с пониженной мощностью".

то есть ..формально можно и 92 вроде. только мотор этот все одно другой , хоть и однообъемнник.

воду я думаю можно пить, но только до того как она( попадает в дырявые распределительные трубы и смешавется там с текущими из таких же дырявых труб нечистотами:-))

З.Ы. а что написано в мануале?
>

++++ Исходил из того, что для TSI "98" обозначено крупными буквами, а "95" - мелкими в скобках. Собственно, я и хотел уточнить, верно ли мое предположение?

> З.Ы. а что написано в мануале?

++++ надо глянуть, кстати, но мануала сейчас нет под рукой. Там вроде, на весь диапазон движков сводная таблица была

Мануала у меня пока нет, но раз на лючке написано, то можно лить как 95, так и 98. Лично я думаю, что буду лить 95 с нормальных заправок (что впрочем и так делаю)

Использование низкооктанового бензина может ухудшить Использование низкооктанового бензина может ухудшить эксплуатационные характеристики двигателя.

Неэтилированный бензин
с октановым числом по
исследовательскому
методу 95/91*

Здравствуйте друзья, сегодня задался вопросом, можно ли заливать АИ-98 или АИ-92, когда по паспорту рекомендуют АИ-95. Поговорил со своим другом мотористом, и вот что он мне рассказал:

Заливая в мотор вместо рекомендуемого 95 - ого , 92 или 98, можно ощутить в каких то моментах детонацию или ее снижение, но все бы ничего, да только вы забываете о том, что воспламенение бензина происходит не по регламенту(степень сжатия тем выше, чем выше октановое число), что приводит к перегреву мотора, его ускоренному износу и скорее всего даже к серьезным поломкам.

Заправляя авто с большим октановым числом будет целесообразно, если вы решили "давить тапочку в пол". По этому, чтобы себе же не навредить, производитель указывает какими марками топлива можно заправлять ваш автомобиль. Чаще всего на крышке бака, у меня же на Спидометре есть меточка о том, что нужен АИ-95

Напрашивается вывод, что если двигатель рассчитан на работу с горючим АИ-95, то использование выше октановой группы или ниже, может привести к тому. что мотор начнет изнашиваться намного быстрее, что в последствии ударит по кошельку.

Если производитель рекомендует использовать октановое число более 95, а мы заливаем АИ-92, происходит более ранее воспламенение , процесс горения должен начаться в момент закрытия клапана, в нашей же ситуации будет начинаться еще до закрытия.

Появится детонирование, что в последствии приведет к:

1. Будет формироваться нагарный слой.

2. Трущиеся элементы в двигателе, буду работать не так, как рассчитано инженерами на заводе, что приведет к поломке.

По этому, если замечаете детонацию двигателя, то подумайте, рекомендованное ли октановое число вы заправляете?

Чтобы этот вопрос вас не мучал и вы все таки пришли к правильному ответу, давайте рассмотрим два вероятностных события, которые произойдут при смене топлива:

1. Двигатель будет лучше работать при средних и низких оборотах, даже при повышенных, если вы заливаете с целью прочистить топливную систему.

2. Вы замечаете неровность работы двигателя, чувствуете вибрацию в руле- это и будет детонацией, которые могут привести к плачевном результатам.

Если же мы будем заливать АИ-98, вместо АИ-95, то это тоже не скажется благополучно:

Есть заблуждение, что если вы зальете топливо с большим октановым числом, то двигатель вам "спасибо" скажет, но это не так. В реальности, будут происходить такие же последствия, потому что возгорание будет происходить позже(в случае с АИ-98).

Читайте также: