Штраф за неправильную перевозку груза на легковом автомобиле

Обновлено: 07.07.2024

Смотря какие правила ПДД нарушает ваша перевозка негабаритного груза и какой у вас статус (частного лица, должностного или юридического).

Если транспортное средство вместе с вашим грузом превышает:

  • допустимые габариты не более чем на 10 сантиметров (без специального разрешения),
  • габариты, указанные в разрешении, но не более чем на 10 сантиметров,
  • нагрузку на ось транспортного средства, указанную в специальном разрешении, на 2-10%,

то налагается штраф:

  • на водителя – от 1 до 1,5 тыс. рублей,
  • на должностное лицо, ответственное за перевозку, – от 10 до 15 тыс. рублей,
  • на юридическое лицо – от 100 до 150 тыс. рублей;
  • на собственника транспортного средства – 150 тыс. рублей (в случае фото- или видеофиксации нарушения).

Если транспортное средство вместе с грузом превышает:

  • допустимые габариты на 10-20 сантиметров,
  • нагрузку на ось более чем на 10-20% (и то, и другое без специального разрешения),

и провозится без специального разрешения, то налагается штраф:

  • на водителя – от 3 до 4 тыс. рублей,
  • на должностное лицо, ответственное за перевозку, – от 25 до 30 тыс. рублей,
  • на юридическое лицо – от 250 до 300 тыс. рублей
  • на собственника – 300 тыс. рублей (в случае фото- и видеофиксации нарушения).

Если транспортное средство вместе с грузом превышает:

  • допустимые габариты на 20-50 сантиметров,
  • нагрузку на ось более чем на 20-50%,

и провозится без специального разрешения, то налагается штраф:

  • на водителя – от 5 до 10 тыс. рублей или лишение прав на срок от двух до четырех месяцев,
  • на должностное лицо, ответственное за перевозку, – от 35 до 40 тыс. рублей,
  • на юридическое лицо – от 350 до 400 тыс. рублей;
  • на собственника транспортного средства – 400 тыс. рублей (в случае видео- или фотофиксации нарушения).

Если транспортное средство вместе с грузом превышает:

  • допустимые габариты, указанные в специальном разрешении, на 10-20 сантиметров,
  • нагрузку на ось, указанную в разрешении, на 10-20%,

то налагается штраф:

  • на водителя – от 3 до 3,5 тыс. рублей,
  • на должностное лицо, ответственное за перевозку, – от 20 до 25 тыс. рублей,
  • на юридическое лицо – от 200 до 250 тыс. рублей,
  • на собственника – 250 тыс. рублей (в случае фото- или видеофиксации нарушения).

Если транспортное средство вместе с грузом превышает:

  • допустимые габариты, указанные в разрешении, на 20-50 сантиметров,
  • нагрузку на ось, указанную в разрешении, на 20-50%,

то налагается штраф:

  • на водителя – от 4 до 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от двух до трёх месяцев,
  • на должностное лицо, ответственное за перевозку, – от 35 до 40 тыс. рублей,
  • на юридическое лицо – от 300 до 400 тыс. рублей,
  • на собственника – 400 тыс. рублей (в случае фото- или видеофиксации нарушения).

Если транспортное средство вместе с грузом превышает:

  • допустимые габариты на 50 сантиметров и более,
  • нагрузку на ось на 50% и более,

и провозится без специального разрешения, то налагается штраф:

  • на водителя – от 7 до 10 тыс. рублей или лишение прав на срок от четырёх до шести месяцев,
  • на должностное лицо, ответственное за перевозку, – от 45 до 50 тыс. рублей,
  • на юридическое лицо – от 400 до 500 тыс. рублей,
  • на собственника – 500 тыс. рублей (в случае фото- или видеофиксации нарушения).

Если транспортное средство с грузом нарушает правила движения, которые не были рассмотрены выше, то на водителя налагается штраф в размере от 1 до 1,5 тыс. рублей, на должностное лицо, ответственное за перевозку, – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридическое лицо – от 50 до 100 тыс. рублей.

Если грузоотправитель предоставляет недостоверные сведения о массе и габаритах груза для разрешения на перевозку негабаритного груза, либо не указывает данные разрешения в транспортной накладной, и это повлекло за собой нарушение, то налагается штраф:

  • на граждан от 1,5 до 2 тыс. рублей или 5 тыс. рублей (в зависимости от нарушения),
  • на должностных лиц – от 15 до 20 тыс. рублей или от 25 до 35 тыс. рублей (в зависимости от нарушения),
  • на юридических лиц – от 200 до 300 тыс. рублей или от 350 до 400 тыс. рублей (в зависимости от нарушения).

Если транспортное средство вместе с грузом превышает допустимые габариты, нагрузку на ось или массу, указанную в разрешении, то налагается штраф:

  • на ИП, организовавшего погрузку, – от 80 до 100 тыс. рублей,
  • на юридическое лицо, организовавшее погрузку, – от 250 до 400 тыс. рублей.

Если транспортное средство с негабаритным грузом проезжает по дороге, где обозначены определённые масса и нагрузка на ось на дорожных знаках, а транспортное средство ему не соответствует, а также если перевозка негабаритного груза происходит без специального разрешения, то налагается штраф в размере 5 тыс. рублей.

Вся информация взята из КоАП РФ (Статья 12.21.1), поэтому эти требования касаются перевозок по России. Если вы отправляете грузы в другие страны, то рекомендуем заранее найти информацию о требованиях к перевозке негабаритных грузов на их территории.

Законодательство и судебная практика

Международное законодательство, а именно Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 г. не определяет каких-либо конкретных лиц, отвечающих за крепление груза.

Законодательство Республики Беларусь также возлагает обязанности по креплению груза на грузоотправителя (если оное не предусмотрено договором), но при этом обязывает перевозчика контролировать размещение и крепление. (Постановление Министерства транспорта и коммуникаций от 10.10.2005 N 58 "Об утверждении Правил безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства" в п.4). Те же нормы определены в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 "Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов" п.69.

Таким образом, действующие нормы права Республики Беларусь ставят перевозчика в положение ответственного за то, чтобы груз был закреплен правильно. И в случае повреждения груза в пути из-за неправильного крепления, перевозчик отвечает за него перед грузополучателем.

Такое положение дел подтверждается и судебной практикой РБ. Правоприменительная практика белорусских судов идет по устоявшемуся пути, применяя презумпцию вины перевозчика по вопросу крепления груза. В случае, если перевозчик не сделал отметки в СMR-накладной о каких-либо несоответствиях в принятом грузе, считается, что груз был принят в надлежащем состоянии. Так суд РБ установил вину перевозчика за частичное повреждение груза – листового стекла – в процессе перевозки, хотя причиной порчи груза эксперты определили недостаточно надежное крепление: в связи со смещением подставок, которые не были закреплены от смещения, при движении было ослаблено натяжение ремней, которые в результате трения порвались, и груз выпал. При принятии решения суд руководствовался п. 4 Правил N 58 (обязанность перевозчика контролировать крепление груза), а также учел, что аналогичную обязанность стороны прописали в договоре.

Позиция Истца: В нарушение § 14 раздела 5 Правил перевозки грузов ответчик не сообщил грузоотправителю о замеченных недостатках при укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности, а также не проверил соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности.

Позиция Ответчика: Упаковку и погрузку стекла листового осуществлял грузоотправитель. По этой причине с перевозчика снимается всякая ответственность.

Позиция суда по делу: Из материалов дела усматривается, что упаковку и погрузку стекла листового осуществлял грузоотправитель. Правила перевозки, приводимые Истцом в обоснование своей позиции, возлагают на водителя обязанность проверить качество укладки и крепления груза только на предмет обеспечения безопасности дорожного движения. Указанные нормы не возлагают на перевозчика обязанности проверить упаковку и крепление груза для обеспечения его сохранности при перевозке. Оценив предоставленные доказательства, суд сделал вывод о доказанности перевозчиком того, что повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело

Заказчик крепит, как ему выгодно

Понятно, что данная проблема – изменение (усиление) системы крепления груза - может решаться только на уровне глобальных договоренностей между заказчиком и экспедитором (перевозчиком), но никак не требованиями водителя изменить систему крепления во время загрузки.

Что делать перевозчику?

Как мы видим, действующие законодательные акты, даже явно утверждающие, что обязанности по креплению груза (а, значит, и ответственность за его порчу по причине ненадежного крепления) несет грузоотправитель, не исключают возникновения спорных ситуаций. Какими могут быть меры для сокращения негативных последствий в подобных ситуациях?

Наталья Крылович, руководитель Юридического департамента ГК TELS: «Спорность по ситуациям с порчей груза из-за его несоответствующего крепления можно минимизировать путем разработки правильного договора. Как минимум, при оформлении заявок и договоров нужно контролировать, чтобы в договоре с заказчиком и заявке на перевозку обязанность по креплению груза не была возложена на экспедитора (перевозчика). Понятно, что такие меры сократят риски убытков для экспедитора (перевозчика), но не снижают риски порчи груза. А значит, неприятные разбирательства с заказчиком, в том числе и судебные, по-прежнему будут мешать дальнейшему развитию плодотворных отношений.

Об авторе

Штраф за перевозку негабаритного груза без разрешения

Что такое негабаритный груз?

О негабарите и требованиях к его правильной перевозке сказано в 23 пункте ПДД РФ. С подобным типом багажа машина может двигаться по общим полосам движения, своими действиями не нарушая установленных ПДД.
В 23 пункте ПДД РФ сказано, что негабаритным следует называть тот груз, параметры которого выходят за пределы машины на 40 и больше сантиментов сбоку и 100 см сзади либо спереди. Такой транспорт обязан располагать специальным опознавательным знаком.

Нормативные акты

Существует четыре нормативно-правовых акта, которые оговаривают порядок перевоза негабаритных предметов. Это:

  • Устав автотранспорта. Данный документ был официально утвержден ФЗ-259 от 08.11.2007.
  • Инструкция по транспортировке негабаритов по российским дорогам. Документ был утвержден в 1996 году Минтрансом. После того он обновлялся в 2012 году.
  • Правила грузовых перевозок автотранспортом (документ является отражением положения правительства № 272);
  • Постановление правительства России № 1090.

Уставом позволяется перевозка описываемых выше типов вещей по городским, пригородным, междугородным и международным дорогам.

Содержание этих документов следует знать для того, чтобы исключить нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Важно! Нормативные акты подразумевают и исключения. В список запрещенных к перевозке негабаритов входят оружейные комплексы, а также отходы радиоактивного типа.

Водитель, отправляющийся в дальнюю дорогу на автомобиле, которым осуществляется перевозка негабарита, обязан строго следовать правилам КОАП и ПДД.

Транспортировка негабарита по ПДД

На грузовом автомобиле перевозка негабарита должна осуществляться по определенным правилам. Нарушать их нельзя. В противном случае нарушитель будет нести административную ответственность.

Общие нормы

Существуют нормы, которым нужно следовать. Правила говорят о том, что:

  • Автомобиль должен иметь опознавательный знак движение грузового транспорта запрещено. Если же груз везет колонна, спецзнаки должны быть на каждом двигающемся по дороге автомобиле.
  • Перевозка негабаритного груза по дорогам любого типа возможна только при наличии спецразрешения. Выдают его в местном отделении автомобильной инспекции. Если планируются международные грузоперевозки, документ получить возможно в Министерстве транспорта.

специальное разрешение на перевозку негабаритного груза

Отказ уполномоченных органов в выдаче разрешения может иметь место, если:

  • перевозка негабарита возможна по более простой схеме, чем предложена;
  • негабарит возможно аккуратно разобрать на пару составных фрагментов для того, чтобы сделать его габаритным;
  • нормы безопасности будут нарушены при транспортировке негабарита.

Размеры

Необходимо решить вопрос с сопровождением груза, если длина негабарита составляет 24 — 30 метров, а ширина 3,5 — 4 метра. При этом высота груза должна быть не более 4 метров, а вес груженой машины – не более 38 тонн.

Если размеры транспортируемых предметов превосходят обозначенные параметры, то перевозка их должна сопровождаться сотрудниками ГИБДД на машинах.

Перевозка на легковом автомобиле

перевозка в багажнике негабаритного груза


Если легковым автомобилем будет перевозиться негабарит, избежать штрафа сможет собственник авто, знающий статью 23 ПДД. В этой статье сказано, что:

  • Негабарит никак не должен влиять на обзорность. Также груз не должен закрывать собой знаки на машине.
  • Транспортировка груза не должна негативно сказываться на устойчивости транспорта и его маневренности.
  • Вещи должны весить не более 5% от общего веса машины.
  • Автомобилист должен иметь при себе официальное разрешение на транспортировку негабаритных предметов.

Требования к параметрам вещей

В статье 23 ПДД оговариваются габариты предметов, перевозка которых допускается. Существуют требования, касающиеся разных параметров. Они отражены в таблице.

Параметр Дополнительная информация
Длина предмета Перевозимый груз может выступать за габариты легковой машины спереди либо сзади не более, чем на 200 см.
Ширина транспортируемого предмета Предмет может выходить за пределы крайних точек машины на 40 см.
Высота негабарита Предмет вместе с автомобилем не должен быть выше 4 метров (измерения делают от поверхности автодорожного полотна).

Ответственность и размеры штрафа

Если перевозка негабаритных вещей осуществлялась без официального разрешения, на нарушителя в обязательном порядке будет наложен штраф.

Важно! Штраф за перевозку негабаритного груза без разрешения устанавливает суд, исходя из процента превышения допустимого габарита и наличия/отсутствия факта угрозы возникновения ДТП.

Ниже предложена таблица вариантов денежных взысканий. Административная ответственность предусмотрена в этом случае для того, чтобы стимулировать исполнение физлицам и юрлицами законодательных норм.

Категория правонарушителей Наказание
Граждане (физлица) Денежный штраф в размере от 1500 до 2000 рублей. Альтернатива штрафу – лишение водительских прав на 2-4 месяца.
Сотрудники транспортных фирм (должностные лица) Денежный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
Юрлица Штраф до 500 000 рублей.
Собственник транспорта Штраф до 300 000 рублей.

Спорные ситуации

Спорные ситуации – это случаи, когда инспектор делает замеры, но не имеет спецоборудования. Часто сотрудники ГИБДД делают замеры либо обычной канцелярской линейкой, либо купленной в магазине рулеткой. Если автомобилист знает, что значения, озвученные по итогам замеров сотрудников ГИБДД неверные, необходимо у инспектора требовать сертификат качества его измерительного прибора. В случае, если инспектор поспешил передать неверные данные габаритов груза в суд, ошибочные параметры всегда можно оспорить.

Как ГИБДД докажет вашу вину?

Доказать вину нарушителя, которым осуществлялась перевозка груза, превосходящего допустимые параметры, представители ГИБДД смогут легко.

ГИБДД замеряют классической телескопической линейкой негабаритные предметы. Если они вышли за пределы допустимых параметров, нарушителя накажут, и он вынужден будет заплатить деньги за нарушение.

Важно! Когда представитель ГИБДД будет делать обмеры, стоит внимательно следить за каждым его шагом, так как бывают случаи, когда сам инспектор добавляет негабариту 2-3 сантиметра длины.

Чтобы таких ситуаций не возникало, перед тем, как перевезти груз, необходимо самостоятельно произвести контрольный его замер.

Вопросы и ответы

Вопрос 1: Пришел штраф за транспортировку негабарита, параметры которого выше допустимых значений по ширине и длине. Что делать?

Ответ: Инспектор не может на месте произвести денежное взыскание c нарушителя. Он передает показатели нарушений в суд. Виновное лицо получит повестку в суд. Если гражданин знает, что с его стороны нарушений нет, он сможет оспорить показатели.

Вопрос 2: В течение какого срока необходимо оплатить квитанцию от ГИБДД, которая пришла по почте?

Ответ: Погасить штраф за перевозку негабаритного груза нужно в течение 30 календарных дней c момента его возникновения (раньше можно было погасить задолженность в течение 60-дневного периода).

Вопрос 3: Мне назначили достаточно большой штраф. Выяснилось, что на размер его повлияло такое отягчающее обстоятельство, как превышение скоростного режима во время перевозки груза негабаритного формата. Превышение скорости может влиять на размер штрафа?

Ответ: Да. Это отягчающее обстоятельство. Если осуществляется перевозка негабарита по автодорожному полотну, автомобилист не должен превышать скорость в 60 км/час. На мостах допустимая скорость – 20 км/час.

Подводим итог

Установленные на государственном уровне нормы четко прописывают условия, при которых должна осуществляться перевозка негабаритного груза. Действующие сегодня нормы – это не прихоть государства. Это свод правил, исполнение которых станет гарантом обеспечения безопасности при транспортировке негабаритных предметов. Если вы планируете транспортировать негабарит, внимательно изучите требования законодательных норм. Хорошие знания законов позволят не войти в число нарушителей.

Российские ПДД наказывают штрафными санкциями только несанкционированные перевозки негабарита. При этом штрафуют водителей, взявшихся за перевозку грузов негабаритных размеров, руководителей предприятия (или ответственных лиц), компанию-перевозчика.

Если АТП пользуется специальными низкорамными платформами и получает разрешение на перевозку негабарита, то штраф за перевозку негабаритного груза водителям и руководителям предприятия не грозит.

Размер и вес габаритных грузов

Разрешенные по ПДД размеры габаритного груза (2,55 м по ширине, 4 метра по высоте, 12 метров по длине), рассчитаны под размеры магистральной фуры европейского образца с сорокафутовым международным контейнером. При этом грузы не должны выступать за пределы грузовика более метра по длине и 40 сантиметров по ширине. Если размеры груза больше, нужно использовать специальные негабаритные тралы , получать спецразрешение.

Дорожный инспектор может наложить штраф за тяжеловесный груз в том случае, если осевая нагрузка полуприцепа на дорогах общего пользования превышает утвержденные нормы. Тверьстроймаш это требование учел и разработал ряд сверхлегких полуприцепов, с которыми можно перевозить грузы без получения разрешений. Основной задачей перевозчика становится правильный выбор полуприцепа под точный вес тяжеловесного оборудования.

Штрафные санкции

Минимальный штраф за нарушение правил перевозки грузов, превышающих установленные размеры или вес (от 1500 до 2500 рублей), грозит водителю автопоезда. Ответственному за грузоперевозку лицу, выпустившему на маршрут грузовик с нарушениями, суд может присудить штрафные санкции в пределах 10000 — 20000 рублей. Юридическое лицо (транспортная компания) может выплатить за несанкционированную перевозку 300000 — 400000 рублей.

За весовые перегрузы (общий вес грузовика, превышение осевой нагрузки) предусмотрены такие же штрафные санкции. При этом нужно учитывать, что весовые измерения должны быть произведены на специальных контрольно-весовых пунктах.

Перевозка негабаритного груза

Получение разрешения, выбор полуприцепа

Для получения разрешения на транспортировку негабаритных (тяжеловесных) грузов, транспортная компания подает заявление в Министерство транспорта РФ (для международных маршрутов), Росавтодор, местные муниципалитеты. Маршрут нужно согласовать и с ГИБДД. К заявлению прилагаются:

  • документы и технические характеристики специального автотранспорта;
  • весовые и габаритные характеристики перевозимого груза;
  • данные грузоотправителя и грузополучателя;
  • схемы крепления оборудования (чертеж автопоезда);
  • подробное описание маршрута (со скоростным графиком движения).

При этом важнейшим пунктом заявления (по которому возможен отказ) становятся технические характеристики ТС — тягача и специального полуприцепа.

Читайте также: