Сколько томагавков на подводной лодке

Обновлено: 28.06.2024

В свете анонсированного главой Пентагона Ллойдом Остином пролонгирования развёртывания в акватории Средиземного моря АУГ 6-го оперативного флота ВМС США во главе с авианосцем CVN-75 USS Harry S. Truman заслуживает внимания информация о внезапном появлении близ ордера группировки дальнего противолодочного самолёта P-8A Poseidon. Маршрут его барражирования в непосредственной близости от береговой инфраструктуры ВМС Италии был характерен для классической операции поиска подводных лодок.

К такому выводу можно было прийти после ознакомления с данными, в реальном времени предоставляемыми онлайн-порталом мониторинга глобального воздушного трафика Flightradar24.

Между тем хорошо известно, что в районах размещения подобной стратегически важной береговой инфраструктуры ВМС государств — участников блока НАТО зачастую возведены мощные эшелонированные противолодочные зоны ограничения и воспрещения доступа и маневра A2/AD. Данные зоны изобилуют стационарными пассивными гидроакустическими комплексами (аналогами отечественного МГК-608), функционирующими в сверхнизкочастотном диапазоне и вынесенными на несколько десятков-сотен километров вглубь нейтрального подводного пространства Средиземного моря.

Располагая многоэлементными фазированными акустическими решетками из сотен гидрофонов с высокочувствительными пьезоэлементами, данные комплексы способны осуществлять непрерывную гидроакустическую разведку в диапазоне от ближней до третьей дальней зоны акустической освещённости (от 5 до 320 км от прикрываемых береговых объектов).


Автоматизированные рабочие места управления гидроакустическим комплексом AN/SQQ-89(V)15 на борту эсминца УРО DDG-92 USS Momsen. Иллюстрация: пресс-служба ВМС США

Подобным уровнем акустической скрытности субмарины пр. 636.3 обязаны, во-первых, широкому применению звукопоглощающих покрытий, во-вторых, размещению силовых установок на многоступенчатых амортизационных платформах, в-третьих, оснащению малошумными семилопастными винтами с антиковитационными параметрами.

Единственный действенный метод — интенсивная и плотная постановка пассивных и активных радиогидроакустических буев Julie и AN/SSQ-62 DICASS. Для применения первых осуществляется дополнительный сброс специализированного взрывпакета, формирующего гидродинамический удар и гидроакустическую волну, отражаемую от корпуса ПЛ и фиксируемую гидрофонами буев Julie в радиусе 8 км. Тем не менее для эффективного применения данных буев необходимо располагать хотя бы условными координатами подлодки, чего в боевых условиях может и не произойти.

Стало быть авианосно-многоцелевая группировка ВМС США, развёрнутая в Средиземном море в рамках озвученной Ллойдом Остином демонстрации поддержки Киева в противодействии российской стороне, продолжит оставаться под тотальным контролем подводной компоненты Черноморского флота вплоть до её ухода за пределы Гибралтарского пролива.

горячая тема. так, что решил по копипастить

У западных экспертов появление такой маскировки вызвало растерянность, так как благодаря ей все правила ведения войны полностью меняются. Такой контейнер может незаметно находиться на морском судне, в железнодорожном вагоне, автоприцепе, и даже в самолете.


Да уж. Пиндосы и подпиндосники вчера знатно обосрались.
Можно из кирпичей ещё один Нью-Йорк построить.

Кто знает сколько стоит Калибр и сколько стоит Томагавк. Далее, сколько томагавков у США и НАТО и сколько Калибров у России?

стоят много и те и другие.

Но, пока все заняты "дрочкой" на Калибр, упускают из вида то что происходит под носом.

"6 октября ракетный эсминец ВМС США вошел в акваторию Черного моря.

Эсминец ВМС США "Портер" (USS Porter DDG 78), оснащенный системой ПРО "Иджис" и крылатыми ракетами "Томагавк", во вторник вошел в акваторию Черного моря"

На борту Портера 90 крылатых ракет Тамагавк, радиус действия 2400 км, . это он из Черного Моря до Мурманска добьет.


Дружище. задай себе вопрос какого хуя забыл корабль США так далеко от своих берегов. Тот же самый Калибр будучи у берегов Венесуэлы так же половину территории США накроет. Как в лужу пукнул. С него успеет стартануть максимум одна ракета, которую собьют раньше (ведь она одна) чем обломки корабля дна достанут. И все это понимают.
И если я не ошибаюсь, то применять оружие в Черном море имеют право те страны, чьи берега оно омывает. Если с этого кораблика даже с пулемёта в воду пукнут, есть полное право его топить.

Та я тя умоляю, тот Портер пасут так, и с воды, и с воздуха, и под водой, шо если их кэптан даже перданет чересчур громко, ебаная кастрюля пойдет исседовать черноморские глубины.

Кракен на дно засосет сразу .
ЗЫ. а вообще там вроде бастионы стоят, и судя по недавним событиям, у морячков незваных репродуктивной системой чуть хуже станет.

Все так
но у США 62 таких эсминца и на каждом по 90 томогавков. умножаем.

Наши лучше. но их мало (

Надысь, какой-то тоже крутой корабель с "Иджисом" уже заплывал в Черное море.. Бабы рассказывали, наши там чего то "расхулиганились", поиграться решили с ним, а он убег быстро.. Видать чего-то испугался, малохольный..

Кто его распотрошит,мамка твоя,жирный жопой?)))
Омг,это чо слёт влажных мечтателей-пацриотов?)))
Где конструктив,где реалистичные мысли,один теорикрафт на киселе)))

всё что нужно знать про оружие я знаю,а именно будь у тя хоть какая мегасуперубойная пушка,но если ссышь им воспользоваться против оппонента, то сточи мушку :))) Вот я всем нашим Россинским диванным пацриотам, советую сточить мушки на своих воображаемых пукалках))) Лучши бы думали,куда грузчиком пойдёте работать после очередного банкротства,в случае ещё одного случайно сбитого самолёта)) И да,Я чот не помню чем нам помогла армия и миллионы тонн вооружения в 90х,кроме танковых консерв из Чечни))
з.ы. давайте ребятки,помечтайте,посравнивайте,а я поржу над вами убогими фантазёрами.Взял попкорм. Выпускайте следующего сказочника)))

про танковые консервы, что имел в виду?

зы, ребзя, кстать к концу сего трёпа нить утерял, за что спорите?

Достаточно посмотреть и сравнить протяженность Черного моря и на какой дистанции от берега держалась авианесущая группировка в Ираке, даже учитывая то, что у Ирака не было систем береговой обороны, коими наши напичкали Крым.

Вот только уточни, что в Крыму стоят Бастионы, и при первом пущенном томагавке в сторону РФ, накроют этот эсминец к хуям. У ПКР скорость сверхзвуковая, а у пендоских КРБД дозвуковая и запускаются они не залпом а поочередно. Максимум успеет штук 5 запустить, которые будут сбиты системой ПРО. А кораблик то затопят. Вот со стороны пендосов если думать, то нет смысла из за 5 ракет топить целый корабль.

Продолжим опросник. Сколько у России авианосцев? Насколько для России, континентальной державы, не ведущей захватнической политики, критична потеря боевых кораблей вообще?
Насколько критичны такие потери для некой другой страны, основывающей политику доминирования на своих АУГ? Как вам ответы?

Насколько я слышал, математика автомата высоты у наших крылатых ракет всегда была лучшей в мире. Перенос ее на новую элементную базу - это реально революция. Однако куда революционнее открытое обьявление (прямо с толстым намеком на возможность продажи) о наличии контейнерного комплекса. Неужели война против нас настолько близка, что приходится прибегать к такому уровню угроз?
Порохом уже не пахнет, им шмонит просто адски, дыхать нечем.

По поводу авианосцев.
Мое личное мнение - разные военные доктрины.
У них - авианосцы, у нас - стратегическая авиация и подводные лодки.

Цель одна - уничтожение возможного противника, способы достижения - разные.

В конце концов авианосец - он один не ходит, с ним нужно достаточно крупную группировку отправлять.
Подводная лодка и стратегический бомбардировщик - единицы достаточно автономные с большей скоростью развертывания.

Плюсы и минусы есть у всех, но сравнивать - некорректно.

А не попробовать ли вам вместо цельнолитого мнения включить на секундочку соображение? Несколько десятков ракет (хоть тех же и Калибров) могут нацело утопить АУГ. Борьба с ними чрезвычайно сложна, особенно если ракета наводится не по Глонасс а имеет свои мозги и тот самый автомат высоты. Честно говоря, ее в приемлемое время практически не собьешь, если только случайно.
Ихняя доктрина разбивается о нашу как рожа об коленку, в том то и смех. Наша стоит почти в тысячу раз дешевле, а обойти ее никак. Многомиллиардные АУГ пойдут на дно от залпов дешевых и чертовски эффективных ракет.

Отвечаю.
Томагавков морского и воздушного базирования около 4500 шт.
Сколько у нас - хз. Пока гораздо меньше.
О цене говорить бесполезно, т.к. она зависит от многих причин, о которых здесь лучше не говорить (много букв).

соотношение в цифрах 1:1, но в национальных валютах, грубо Калибр-1.5 млн.руб \vs/ Томагавк-1.5 млн.$ , за пендосов не знаю как там у них сейчас, но в Ливии они выпустили 90% развернутых в европе носителей(около 6.5 тыс. шт.), а наши пока клепают по 50 шт. в месяц, вот уже как лет пятнадцать(и это только на одном заводишке, а их не один десяток), ну а если начать активно переселять поближе к Магадану известный круг лиц(топ-манагеров, разных там депутатиков с прихлебателями и т.п.), то на высвобожденные мат.средства производительность можно повысить процентов так на 300, так что если понадобится закидаем этими ломиками кого угодно.
Ещё стоит учесть, что в производстве они проще жигулей на несколько порядков и делать их можно чуть ли не в гараже у Вахи(электронику только придется где-то готовую тырить).

P.S. Реальных цифр вам не скажет никто, хе-хе.

какая хер разница . тамагавк должен стоить дороже, но и бюджет у пендосов пожирнее будет . а все современное наше оружие построено инженеграми с зп в 20 тыр. . будет война, за хлеб работать будем

Ребя,а никак нельзя ебануть по нашей Зраде,а!?Ну очень хотелось бы,типа ракета вышла из-под контроля!
З.Ы.Надеюсь скоро увидим такие комплексы!


как можно заказать костюм "летучая мышь" и для подруги "ласточка"

Единственная разница Томагавк это разработка 70х годов и до сегодняшнего дня их было выпущенно в разных конфликтах несколько тысяч штук.
А российский Калибр, это аналог Тамагавка и разработка 90х годов, в военном конфликте применен впервые.

Ну если так рассуждать, то всё - аналог "Фау-2", которая в свою очередь сильна смахивает на Китайские пороховые ракеты образца древнего века :)

нет, там тормоз был в другом, Тамагавки летят по GPS, Россия пока не наладила группировку ГЛОНАСС, смысла не было в этих ракетах.

э недобюргер харош фуфло тут толкать, томогавк имеет инерциальную систему наведения огибание рельефа местности TERCOM или оптико-электронную коррекцию
для средств ПВО томогавк самая простая цель ибо идёт без реакции на огневое воздействие и без помех самоприкрытия, ДЖиПиЭс тебе в сраку

Да вот ничего не знал об этих ракетах крылатых но догадывался что у России есть такие ракеты системы которые могут производить залп с суши и моря ,радиус действия весьма должен быть внушительным..


Если даже и правда, то эти деньги идут не за бугор к дяде сэму, как у некоторых, а на развитие нашей военной промышленности, на оборонные предприятия, на науку, в сырьевой сектор, на зарплаты и новые рабочие места. а потом возвращаются в бюджет с налогами.

Я всё думаю, почему нет реакции на эти пуски со стороны НАТО. Кто-нибудь может объяснить внятно, без "обосрались, очко сжалось" и т.п.? Я уверен, что запуски были обнаружены, и ракеты сопровождались средствами слежения НАТО. Но почему нет реакции?!

Цитата (CNC @ 8.10.2015 - 21:44)
[QUOTE=Limmon,8.10.2015 - 20:35]

"6 октября ракетный эсминец ВМС США вошел в акваторию Черного моря.

Эсминец ВМС США "Портер" (USS Porter DDG 78), оснащенный системой ПРО "Иджис" и крылатыми ракетами "Томагавк", во вторник вошел в акваторию Черного моря"

Цитата (DimmON777 @ 8.10.2015 - 20:51)

Ну зашел да и зашел, если он выпустит хоть одну томагавку там и останется!

в том то и дело, . тоже самое можно сказать про "Калибр", пусть Россия запустит хотя бы один Калибр в сторону Аляски или Западной Европы, . посмотрим что будет. надеюсь в Кремле люди сидят по умнее ЯПовских урапатриотов.

Я в этом уверен. Я не скажу за будущее, но думается, на данный момент никто не будет ни "томагавками" по Мурманску пулять, ни "калибрами" по Чикагщине.

Есть другое интересное соображение кстати, Россия не только показала "во у нас что есть", но и применила ракеты массировано. Не думаю, что каспийская флотилия расстреляла все, что у нас было.

upd:, эсминец в Черном море представляет, конечно, угрозу. Но вот думается, что он даже весь боекомплект не успеет расстрелять, случись такая идиотская ситуация. Да и "томагавки" успеют проредить. Правда тем, до кого все таки спецБЧ долетит этот факт будет уже немножко фиолетов.

ну тут секрета то никакого не было, о ракетах известно еще с 90х годов, да и экспортный вариант имеется.

Ну 24 пуска, массированным я бы это не назвал, вот когда Ирак бомбили, то америкосы за час 180 Тамагавков выпустили.

Я что-то не припомню другого случая, чтобы наш флот так массово отстрелялся крылатыми ракетами. Боевое применение так точно первое. Ну и надо все таки учитывать, что штаты применяют ракеты с эсминцев, а у нас там, простите, 4 корабля по водоизмещению едва на один эсминец тянут. Так-то для кораблей меньше 1000 тонн это огого какие "зубы".

а раньше в Союзе и в России вообще не было возможности запуска с надводного положения КР, только за последнии 10 лет, на новых эсминцах стали ставить такую систему.
В 90х годах, ГЛОНАСС еще был "сырым" Ельцин вообще хотел закрыть этот проект.
А без ГЛОНАССА ракета "слепая"

Есть подтверждения информация о поражении целей или о том, что все ракеты долетели?
Кто знает, какая в них система наведения? По какому принципу работает? Какая точность у ракеты?

Цитата (DonLudoed @ 8.10.2015 - 21:01)
Есть подтверждения информация о поражении целей или о том, что все ракеты долетели?
Кто знает, какая в них система наведения? По какому принципу работает? Какая точность у ракеты?

Да Калибр, это не самая крутая российская ракета, не понимаю чо тут так школота на нее дрочит.
Посмотрите лучше Х-555, у нее дальность 6000, и точность попадания в квадрат 5 х 5 метров, и да они все работают от ГЛОНАСС, но только военного, там сантиметровая точность.

не смеши если не знаешь. Не буду много рассказывать - посмотри хотя бы в википедии характеристики, дальность, точность, тип БЧ.

и чем же я тебя рассмешил?
Вот в этом видео, на учениях, били с Ту-160 Х-555 на дальность свыше 3 т. и попали, как летчики говорят в "форточку"


Упаси Бог боевые стрельбы этими ракетами производить, это раз. Ну и второе. для них двигатель импортозаместили уже? Сделают безусловно, но не все сразу, не все сразу.

ты ебанулся чтоль, . если будет боевое применение Х-555, не дай Бог, то не ты не я за компом сидеть не будем.

Их носят "стротеги" Ту-95 и Ту-160

тоже вот писал про эти Тамагавки вчера ночью , что есть у США такие ракеты .
Вообще я считаю что деморализация противника это уже залог победы , по этому считаю что нужно провести запуски ракет откуда нибудь из акватории ледовитого океана с подводных лодок по СИРИИ , для всех в мире будет просто шок от такого радиуса действия , кирпичей накладут не мало..нужна демонстрации силы , тот кто сильней тот и прав ..ГЫ


Цитата (CNC @ 8.10.2015 - 21:44)
пока все заняты "дрочкой" на Калибр, упускают из вида то что происходит под носом.
"6 октября ракетный эсминец ВМС США вошел в акваторию Черного моря.
Эсминец ВМС США "Портер" (USS Porter DDG 78), оснащенный системой ПРО "Иджис" и крылатыми ракетами "Томагавк", во вторник вошел в акваторию Черного моря"

На борту Портера 90 крылатых ракет Тамагавк, радиус действия 2400 км, . это он из Черного Моря до Мурманска добьет.

Я разбираюсь слабо, но слышал о конвенции Монтрё от 1936 года, в которой сказано, что военные корабли стран, не выходящих к Черному морю, могут заходить в этот бассейн не более чем на 21 сутки.

Чем американцы постоянно пользуются: приплывает их эсминец, как правило остаётся в водах с превышением установленных сроков, потом получает ноту протеста и уплывает, а на его место приплывает примерно такой же эсминец-близнец.

Но так и у нас есть "специально обученные люди", которые дежурство дежурят. Я лишь предположу, что наши военные обладают инструкциями для реагирования на ситуацию. И скорее всего бдят с применением всяких прослушивающих/просматривающих штук на предмет "а не стрелять ли удумал вооооон тот кораблик?". И если тот реально удумал стрелять, чтоб отстрелять успел как можно меньше (а не так, чтоб в течении часа весь боекомплект/перезаряд с дозаправщика/второй боекомплект).

Может кто вспомнит, как была истерика на эсминце "Росс", когда он ослеп, а Су-24 на него в учебные атаки заходил?

Потом его сменил "Дональд Кук". Потом и его опять кто-то сменил. Круговорот эсминцев в природе.

Ну так дело-то в другом.
Военные в интервью сами сказали - в случае реального замеса посылать самолёт в такую атаку глупо (неоправданный риск для пилотов).
Всё Черноморское побережье идеально простреливается как береговыми, так и морскими комплексами. Стрелять могут хоть от причала.
ещё и КрымНаш (а это = непотопляемый земляной авианосец).
ПВО тоже ведь понимает, что если в Чёрном море есть ракетный эсминец, который начнёт отстреливать ракеты, то эти ракеты как-то нужно перехватывать.

Я как обыватель знаю, что в Чёрном море американские эсминцы есть. Но мне, как обывателю, не особа важна конкретная надпись имени на борту этого эсминца.



Фото 2.


Фото 3.


Фото 4.

Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой на твердом топливе Р-31, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем — газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.


Фото 7.


Фото 8.

Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех — самый большой крытый эллинг в мире.

Первым ТАПКР, вступившим в строй 12 декабря 1981 г., командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями.


Фото 9.


Фото 10.

У основания рубки, под ограждением выдвижных устройств, расположены две всплывающие спасательные камеры, способные вместить весь экипаж подводной лодки.

Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля. Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус — из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность лодки).

Корабль имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и выполнены убирающимися. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для взламывания льда при всплытии.


Фото 11.

Энергетическая установка 3-го поколения номинальной мощностью 100.000 л. с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ, увеличив при этом ее мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.

ГЭУ включает два водоводяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.

Атомная энергетическая установка оснащена системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически вводится в действие при исчезновении электропитания.


Фото 12.

Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт.

На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Для маневрирования в стесненных условиях корабль оснащен подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.


Фото 13.

Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор.

Ракетный комплекс Д-19 включает 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52, западное обозначение — SS-N-20). Старт всего боекомплекта осуществляется двумя залпами, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения.


Фото 14.

Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки.

Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.

Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, несли (и, вероятно, продолжают нести и сейчас) постоянное боевое дежурство даже во время нахождения на базе.


Фото 19.


Фото 20.

В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. — ТК-13. В то же время дополнительное финансирование ВМФ в 1999 году позволило значительно ускорить затянувшийся капитальный ремонт головного ракетоносца 941-го проекта — К-208. За десять лет, в течение которых корабль находился в Государственном центре атомного подводного судостроения, проведена замена и модернизация (в соответствии с проектом 941 У) основных комплексов вооружения. Ожидается, что в третьем квартале 2000 г. работы будут полностью завершены, и после окончания заводских и ходовых приемно-сдаточных испытаний, в начале 2001 года, обновленный атомоход вновь вступит в строй.


Фото 21.

В ноябре 1999 г. из акватории Баренцева моря с борта одной из ТАПКР 941-го проекта были выполнены стрельбы двумя ракетами РСМ-52. Интервал между пусками составил два часа. Головные части ракет с высокой точностью поразили цели на Камчатском полигоне.

В дальнейшем возможно переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки (ТАПЛ), предназначенные для перевозок грузов по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам, кратчайшим путем связывающим Европу, Северную Америку и страны АТР. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10.000 т груза.


Фото 22.



Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.

40 лет назад, 29 декабря 1981 года, был подписан приемный акт тяжелого атомного подводного ракетного крейсера "Дмитрий Донской" (ТК-208), знаменитой головной "Акулы" — подлодки проекта 941. Этот атомоход — гордость корабелов северодвинской судоверфи "Севмаш" (в составе Объединенной судостроительной корпорации).

"Для того чтобы построить и передать военно-морскому флоту (ВМФ) серию ракетоносцев проекта 941, на предприятии провели масштабную реконструкцию — был построен эллинг, который до сих пор остается самым крупным крытым сооружением для строительства атомных подводных лодок (АПЛ) в Европе, — рассказал ТАСС генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. — Корабелы успешно освоили передовой модульно-агрегатный метод строительства АПЛ. Он позволил сократить сроки строительства подводных кораблей проекта 941. Ветераны вспоминают, что работали без выходных и праздников, фактически как в войну, чтобы обеспечить выполнение поставленной задачи".

Строительство тяжелого атомного ракетного подводного крейсера

Строительство тяжелого атомного ракетного подводного крейсера "Дмитрий Донской" в эллинге судоверфи "Севмаш"

Он отметил, что в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин" спроектировали отличный корабль. "Тяжелые атомные подводные крейсеры сыграли главную роль в обеспечении паритета с Соединенными Штатами Америки. А для личного состава эти корабли стали настоящим домом — подлодка приспособлена и для службы, и для жизни", — подчеркнул гендиректор.

Считаю, что АПЛ "Дмитрий Донской" — это грандиозный атомоход. Такой проект могла реализовать только великая страна. Ни один другой флот мира не обладает подобными кораблями и в ближайшем будущем обладать не будет

Сегодня отечественная оборонная промышленность и ВМФ продолжают укреплять морские границы страны. Севмаш передает в состав флота современные АПЛ четвертого поколения проектов "Ясень-М" и "Борей-А". "Морские рубежи уже охраняют головные корабли серий "Казань" и "Князь Владимир". 21 декабря 2021 года мы подняли Андреевские флаги на первых серийных атомоходах — АПЛ "Новосибирск" и "Князь Олег". Они усилят боевой потенциал Тихоокеанского флота", — сказал Будниченко.

АПЛ

По его словам, корабли четвертого поколения — "это боевые единицы ВМФ, оснащенные по последнему слову техники". "В проекты внедрены новые технические решения, повышена безопасность, маневренность, снижены шумность и уровень физических полей, реализован комплекс мер, связанных с импортозамещением, — отметил он. — Рядом с новыми АПЛ, выходящими на испытания от набережных Севмаша, всегда идет подводный крейсер проекта 941 "Дмитрий Донской". Он, как старший брат, помогает нашим кораблям делать первые морские шаги".

Главный конструктор корабля — С.Н. Ковалев. Под его руководством был разработан совершенно необычный проект подводного крейсера водоизмещением 25 тыс. т.

Для постройки АПЛ третьего поколения (проекты 941, 949, 949А) на Севмаше была проведена грандиозная реконструкция: построены новый эллинг, глубоководная набережная, организовано стапельно-сдаточное производство.

• принципиально новый комплекс ракетного оружия, оснащенный ракетами, по своим габаритам и основным параметрам значительно превосходящими аналогичные системы;

• они имеют две автономные энергетические установки, размещенные в отдельных корпусах, работающие каждая на свой винт, так что авария любой установки не отражается на работоспособности установки другого борта;

• корпуса сообщены между собой в носу, в корме и в средней части. При пожаре в любом отсеке или его затоплении личный состав имеет возможность перехода из одного корпуса в другой, сообразно обстановке;

Над созданием АПЛ работали более 1 тыс. организаций и предприятий. За выдающийся вклад в создание новейших образцов военной техники более 1 200 работников Севмаша были награждены высокими государственными наградами. Главному инженеру предприятия А.И. Макаренко и бригадиру сборщиков КСП А.Т. Максимову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Предприятие было награждено третьим орденом Ленина. С 1982 года начался период интенсивной эксплуатации корабля, были проведены расширенные испытания ракетного оружия корабля.

Самая большая в мире

За свои размеры "Дмитрий Донской" был занесен в Книгу рекордов Гиннесса (1988 год). Атомоходы этого проекта оказались еще и единственными в мире катамаранного типа — с двумя независимыми друг от друга прочными корпусами. Такая конструкция значительно повысила живучесть подводного крейсера и сохранность личного состава. Вместе с тем увеличилось и водоизмещение — в подводном положении оно равнялось 48 тыс. т. Для сравнения — американская АПЛ "Огайо" имела подводное водоизмещение в 18 тыс. т.

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер

Субмарина проекта 941 имеет 172 м в длину, 23 м в ширину. Высотой атомоход сравним с девятиэтажным домом. Но даже при таких габаритах АПЛ этого проекта относились к числу самых малошумных среди советских подводных кораблей. Всего на Севмаше было построено шесть атомных подводных лодок проекта 941.

Подводный грузовик

Ранее предполагалось переоборудование части атомоходов проекта 941 в транспортные. Планировалось, что такие подводные лодки будут перевозить грузы по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам кратчайшим путем, связывающим страны Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Обогрев шахт

При строительстве АПЛ проекта 941 возникли сложности с отоплением ракетных шахт из-за их расположения между двумя прочными корпусами. Вопрос требовал немедленного решения, но все предлагаемые конструкторами и кораблестроителями варианты оказались нежизнеспособными.


Выход из ситуации нашел Сергей Ковалев, главный конструктор проекта 941. Идея пришла спонтанно — на глаза академику попалась брошюра одного профессора, предлагавшего изготавливать нагревательные элементы на основе специальной токопроводящей резины. Подобные агрегаты уже применялись в инкубаторах. Технология оказалась подходящей и для тяжелых атомных подводных крейсеров. После некоторых уговоров и воздействия со стороны властей нагревательные элементы в срочном порядке изготовил завод резинотехнических изделий в Свердловске. Испытывали их на стенде конструкторского бюро "Рубин".

Директор корабля

Самую короткую и емкую характеристику деятельности ответственного сдатчика на АПЛ дал бывший генеральный директор Севмаша Давид Пашаев. Перед посещением подводного крейсера "Дмитрий Донской" он представил тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову ответственного сдатчика корабля Евгения Слободяна.


На вопрос Юрия Михайловича, что это за должность такая, Пашаев пояснил: "Ответственный сдатчик является директором конкретного корабля со всеми полномочиями от генерального директора и при необходимости может докладывать генеральному директору о проблемах в любое время". Бывший директор Севмаша Анатолий Макаренко отмечал, что сдатчик должен уметь дирижировать производственным оркестром на производстве и при испытаниях.

"По самым худшим чертежам"

Директор Севмаша в 1986–1988 годах Анатолий Макаренко вспоминал: "Было время, когда мы неделями не выходили с завода, работали круглые сутки. Я помню, назначал проведение производственных проверок на 10 часов вечера. Рабочие, оценивая напряженность труда, говорили: "Работаем, как в войну".

Строительство тяжелого атомного ракетного подводного крейсера

Строительство тяжелого атомного ракетного подводного крейсера "Дмитрий Донской" в эллинге судоверфи "Севмаш"

По установленному директором распорядку проверки по головным кораблям начинались в 16 часов ежедневно, кроме воскресенья, а заканчивались иногда в 22–23 часа. И такой режим работы практически в течение года. В 1981 году коллектив предприятия успешно и в генеральный срок сдал головной корабль проекта 941.

Секретный

На торжественном собрании, посвященном сдаче головной АПЛ проекта "Акула" и проходившем в северодвинском Дворце культуры, Сергей Ковалев в своем выступлении сказал, что "самая лучшая в мире лодка была построена по самым худшим в мире чертежам". Зал встретил эти слова бурными аплодисментами.

При строительстве атомоходов третьего поколения широко внедрялся модульно-агрегатный метод постройки. Корабли стали собирать на стапеле из крупных блоков корпуса, функциональных агрегатов и зональных блоков. Они поступали как на конвейер из разных цехов и с других предприятий. Наиболее ярко метод проявился на головном корабле проекта "Акула".

Не без сюрпризов

Директор Севмаша в 1988–2004 годах Давид Пашаев рассказывал о спуске на воду головной АПЛ проекта 941: "Сентябрь подошел, и вывод 711-го заказа состоялся. При этой операции присутствовали министр судостроения М.В. Егоров, его первый заместитель И.С. Белоусов, генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" С.Н. Ковалев, главком ВМФ С.Г. Горшков, командующий Краснознаменным Северным флотом В.Н. Чернавин и много других высоких гостей. Все прошло, как мы говорим, в основном штатно. Разбивались бутылки шампанского в нужное время и в нужном месте. Был короткий митинг, и Гимн Советского Союза, и флотский духовой оркестр".

Топ-5 самых известных атомных подлодок

Но не обошлось и без сюрпризов. "Как и всегда, к началу движения заказа все механизмы и системы стапель-поезда неоднократно проверялись, — вспоминал он. — Надо ли говорить, что в этом случае проверки были особенно тщательными, вывод корабля обеспечивали лучшие специалисты-гидравлисты во главе с бригадиром Алексеем Ивановым, и тем не менее проявился и здесь пресловутый человеческий фактор. Отказал перепускной клапан в системе гидравлики. Кто-то по невнимательности перевернул его. Потребовалось время на то, чтобы разобраться в причине и устранить неисправность".
Пашаев спросил бригадира, сколько на это потребуется времени. Тот ответил, что причина пока неясна, но, как он считает, в течение часа разберутся.

Спуск на воду тяжелого атомного ракетного подводного крейсера

"Доложил руководству и предложил пройти всем в специальную комнату попить чаю. Министр судостроительной промышленности стал возмущаться, — рассказывает Пашаев. — Обстановку разрядил Борис Вениаминович, сказав министру: "Ты можешь починить? Нет. Вот! И я не смогу. Пойдем в кабинет пить чай, ребята разберутся и позовут, когда будут готовы".


АПЛ для "Булавы"

Когда АПЛ "Дмитрий Донской" находилась на стапеле в высокой степени готовности после модернизации, представители Севмаша вышли с предложением использовать крейсер для отработки ракетного комплекса "Булава" в условиях, приближенных к реальным. Справедливости ради необходимо отметить, что до этого уже были успешно проведены наземные бросковые испытания под Санкт-Петербургом. Давид Пашаев горячо поддержал предложение. Севмаш в тесном взаимодействии с КБ "Рубин" и ВМФ достроил атомоход и подготовил его к проведению испытаний ракетного комплекса.
Достройка лодки была непростой задачей для Севмаша. Министерство обороны финансировало этот заказ по остаточному принципу. И все же гендиректор сдержал обещание и обеспечил спуск на воду крейсера в 2002 году.

Пуск ракеты

Проверка лодки

Главный конструктор проекта 941 Сергей Ковалев вспоминал: "На первом выходе головной подводной лодки проекта 941 я с мостика кидал за борт всякую деревянную тару от провизии и наблюдал, не затянет ли ее в насадки гребных винтов. Этот "научный" эксперимент меня утешил: мусор от винтов отводило в сторону. Вообще на головной лодке проекта 941 мы с командиром Ольховиковым и заместителем председателя правительственной комиссии Рыковым делали многое не предусмотренное программой".

Роман Азанов
ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу ПО "Севмаш"

Читайте также: