Сколько в год происходит дтп

Обновлено: 04.07.2024

Дорожно-транспортный травматизм в России уверенно снижается – за 6 месяцев 2020 года количество ДТП снизилось почти на 14%,удалось спасти более 300 жизней.

Дорожно-транспортный травматизм в России уверенно снижается – за 6 месяцев 2020 года количество ДТП снизилось почти на 14%,удалось спасти более 300 жизней.

По данным официальной статистики аварийности, за 6 месяцев 2020 года на российских дорогах зафиксировано 61,4 тыс. дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, что на 13,9% меньше, чем годом ранее. В них погибло более 6,4 тыс. человек (–5,7%) и ранено 77,7 тыс. человек (–14,7%). К августу данные могут быть уточнены (в связи с тем, что погибшим в ДТП считается человек, смерть которого наступила в течение месяца после происшествия), но тренд на улучшение ситуации поменяться не должен.

Свою роль сыграла, конечно, пандемия – из-за ограничений и карантина на дорогах снизилось число автомобилей. Особенно это было заметно в апреле и мае, когда аварийность сокращалась действительно значительными темпами. К уменьшению общего числа ДТП на автодорогах привело кратное уменьшение объемов транспортных и пешеходных потоков. Небольших аварий без пострадавших и погибших с января по июнь произошло более 712 тыс., что на 19,7% меньше, чем годом ранее.

Меньше гибнет детей

Отдельные показатели аварийности снижаются еще быстрее. За полгода удалось почти на 30% снизить количество дорожно-транспортных происшествийс участием детей (в возрасте до 16 лет) и на 21% – число погибших в них. На 36,5% уменьшилось число ДТП с участием детей на пешеходных переходах. Таких результатов удалось добиться благодаря комплексу мер, предпринимаемых МВД России и другими органами власти: проведению масштабных кампаний по обучению детей основам безопасности дорожного движения, устройству дополнительного освещения на них, вовлечению детей в отряды ЮИД.

На 6% снизилось количество ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения (и на 33,6% – число погибших в них). В немалой степени этому способствовала повсеместная установка на дорогах разделительных ограждений. В последние годы власти начали активно применять новые тросовые ограждения – они компактнее, их можно смонтировать в ограниченном пространстве, их проще ремонтировать. Работа эта продолжается и сегодня. Барьерное ограждение разных типов устанавливается на участках федеральных трасс первой технической категории с четырехполосным движением и выше, рассказали в Росавтодоре: общая протяженность ограждений по состоянию на 2019 год составляет более 8 тыс. км, до 2020 года появится еще порядка 1 тыс. км.

Данные ГУОБДД МВД России, январь – июнь 2020 года

Дороги свободней – скорости выше

Несмотря на общее сокращение аварийности, ряд проблем в области безопасности дорожного движения по-прежнему стоят остро. Из-за карантинных ограничений большая часть автомобилистов несколько месяцев оставались дома, а те, кто выезжал, часто превышали скорость, поясняет заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин. Как следствие – увеличение числа столкновений (4927 ДТП в июне, на 30% больше, чем в мае) и опрокидываний (1321 ДТП в июне, на 16% больше, чем в мае). За полгода произошло почти 6 тыс. аварий из-за неправильно выбранной скорости движения.

Небезопасный летний отдых

Определенную тревогу вызывает и состояние детского дорожно-транспортного травматизма, обращает внимание генерал-майор полиции Олег Понарьин. Весной и летом традиционно вырастает популярность мототранспорта, мода не обходит стороной и подростков – они садятся за руль мопедов, скутеров, квад-роциклов и даже мотоциклов, не имея прав на управление. Как следствие – ДТП с участием детей за рулем транспортных средств: в июне произошло 152 таких происшествия (+17,4% к прошлому году), в мае – 80 (–7% к прошлому году). В летнее время также происходит большое количество наездов на детей. Большая их часть находится на каникулах, часто – за городом у родственников, а значит, дети активно перемещаются по дорогам, в том числе на велосипедах и самокатах. Один из таких случаев произошел 26 июня в Подольском районе Подмосковья: в результате наезда автомобиля пострадали 5 пешеходов, включая детей. 17 июня похожее ДТП произошло и в Балашихинском районе.


Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Больше сидят дома – больше пьют

Иногда причиной служат и объективные обстоятельства, когда проверку просто негде провести (например, когда на весь регион одна клиника или лаборатория). Руководство МВД России озвучивало эту проблему еще в 2017 году, на тот момент в России числилось 3,9 тыс. центров и больниц, где можно было проверить пьяных водителей. В марте 2018 года правительственная комиссия по профилактике правонарушений рекомендовала Мин-здраву расширить сеть таких центров. По данным министерства, в 2014–2019 гг. количество организаций, имеющих подразделения медосвидетельствования на состояние опьянения, выросло с 590 до 739, число отделений кабинетов медосвидетельствования на состояние опьянения – с 676 до 900.

Что будет с аварийностью дальше

Сохранение темпов снижения аварийности во многом зависит от экономических возможностей государства. С 2018 года в рамках нацпроекта БКАД значительные средства направляются на обновление автопарка подразделений Госавтоинспекции, закупку нового оборудования для контроля дорог, установку новых комплексов фиксации нарушений и т.д.

Данные ГУОБДД МВД России, январь – июнь 2020 года

Статистика ДТП в России

В России с 2007 г. наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа аварий с пострадавшими. В 2000 г. таких ДТП было 157,6 тыс., но затем из-за быстрого роста автомобилепользования их число в 2005 г. превысило 220 тыс.

Согласно данным Госавтоинспекции РФ, всего в России в 2015 г. произошло 184 тыс. дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в результате которых погибли 23 114 человек, ранения и травмы получили 231 197 человек. Для сравнения, в 2005 г. число ДТП составило 223 342 (сокращение на 17,6%), в них погибли 33 957 человек (-31,9%), пострадали 274 865 человек (-15,9%).

Смертность от ДТП в 2015 г. - 15,8 на 100 тыс. населения. Для сравнения, в 2005 г. этот показатель составлял 23,6 на 100 тыс. человек.

Как сократить число ДТП: план правительства и инициативы Госдумы

В 2015 г. самыми аварийными регионами стали Москва (более 10 тыс. ДТП) и Санкт-Петербург (7,2 тыс.), однако по числу смертей лидируют Московская область (1,3 тыс. погибших) и Краснодарский край (1,1 тыс.). 8,6% ДТП произошли по вине пьяных водителей (в 2014 г. - 9,4%).

Мировая статистика

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире в результате ДТП ежедневно погибают более 3 тыс. человек и около 100 тыс. получают серьезные травмы. Ежегодно в ДТП от 20 млн до 50 млн человек получают различного рода травмы, а жертвами становятся более 1,25 млн человек (186 тыс. из них дети), этот показатель остается практически неизменным с 2007 г.

Дорожные аварии являются основной причиной смерти людей в возрасте от 15 до 29 лет. Наименее защищенными участниками дорожного движения являются мотоциклисты (23% всех случаев смерти в результате ДТП), пешеходы (22%) и велосипедисты (4%). 90% ДТП со смертельным исходом происходит в странах с низким и средним уровнем дохода (государства Африки и Азии).

Безопасность на дорогах

По последним опубликованным данным ВОЗ, лидируют по числу смертей в ДТП Китай и Индия: там в 2013 г. погибли в автокатастрофах 261 тыс. и 208 тыс. человек соответственно. При этом по соотношению числа погибших к населению, эти страны считаются относительно безопасными. В Китае в 2013 г. погибли 18,8 человек на 100 тыс. населения, в Индии - 16,6 человек. В России в 2013 г. этот показатель составлял 18,9 (в 2015 г. - 15,8).

Наиболее безопасными, по статистике, являются дороги стран Европы, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии, где этот показатель не превышает 10 человек на 100 тыс. населения. Наиболее низкие показатели - в Швеции и Великобритании (2,8 и 2,9 погибших на 100 тыс. населения соответственно). В США в 2013 г. показатель составил 10,6 на 100 тыс. населения. Единственной страной мира, где было зафиксировано более 40 погибших на дорогах на 100 тыс. населения - Ливия (73,4). От 30 до 40 погибших регистрировались в Иране, Таиланде, странах Африки к югу от Сахары.​

Коронавирус не заменяет собой другие причины смерти, а добавляется к ним

Начнем с ОРВИ. В итоговой статистике Росстата за год острые респираторные вирусные заболевания считаются вместе с гриппом, поэтому и мы их считаем вместе. За 2019 год грипп и ОРВИ (ОРЗ) не выделили отдельной строкой. В 2018 году эти болезни стали причиной 486 смертей, в 2017 году — 432. Высокая смертность 2016 года — 1079 летальных исходов — обусловлена, по словам врачей, вспышкой так называемого свиного гриппа.

Большее количество смертей в 2016 году связывают со вспышкой свиного гриппа

Фото: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов

В последние годы количество смертей по этой причине снижается. Так, в 2019 году аварии стали причиной 17 787 смертей. Годом ранее их было 19 092, еще годом ранее — 19 885. Количество погибших от транспортных несчастных случаев за год превышает коронавирусную смертность только в 2015 году — 24 674. Так что и этот аргумент неверен.

ДТП включены в число всех транспортных несчастных случаев. Самих ДТП по статистике еще меньше

Сколько аварий происходит на дорогах

Всего с января по октябрь 2020 года в России произошло 105 932 аварии, в которых погибло 11 396 человек и 134 547 были ранены. Это огромная цифра, которая означает, что каждый день в ДТП гибнет 42 человека. Однако с годами ситуация очевидно улучшается. В 2019 году произошло 164 358 аварий с 16 981 погибшими и 210 877 ранеными.

Относительно недавно ситуация на дорогах была гораздо хуже. Так, в 2008 году в нашей стране зарегистрировали 218 322 ДТП. В них погибли 29 936 человек и 270 883 человека получили травмы.

Подводить итоги 2020 года еще рано, зато период с 2008 по 2018 год в ГИБДД тщательно проанализирован со всех сторон. Именно этот период стал показательным — количество ДТП с пострадавшими снизилось фактически на четверть — на 23,7%. И если отношение числа пострадавших к количеству ДТП за это время осталось практически неизменным (1,39 в 2009 году и 1,38 в 2018 году), то соотношение количества раненых и погибших в авариях весьма разнится.

В 2009 году на одного погибшего приходилось 9,2 участника дорожного движения с различными травмами. При этом в 2018 году соотношение составило 1 к 11,8. Отмечается, что показатель числа погибших на сотню ДТП (с 2008 по 2018 год) снизился с 13,6 до 10,8, а показатель числа раненых за такое же количество аварий за аналогичный период — с 125,5 до 127,8 единицы.

Согласно Стратегии безопасности дорожного движения, к 2024 году власти планируют сократить смертность в ДТП в несколько раз. К этому сроку президент Владимир Путин поручил снизить показатель смертности до 8,4 погибших на 100 тысяч населения. К 2030 году — до четырех человек на сотню тысяч.

Почему аварий в России стало меньше

Динамику ДТП следует рассматривать с учетом различных факторов. Среди них действия властей по увеличению безопасности дорожного движения, рост автопарка страны и другие.

Кроме того, структура парка автомобилей тоже менялась, поскольку россияне чаще пересаживались на новые машины. Поэтому доля автомобилей, которые находились в эксплуатации сравнительно недолго (менее пяти или десяти лет), росла.

В ДТП теперь попадают автомобили с улучшенными характеристиками пассивной и активной безопасности. Количество пострадавших в авариях стало уменьшаться в том числе поэтому.

Несмотря на то, что автомобили становятся безопаснее, в ГИБДД посоветовали пассажирам по-прежнему располагаться на местах, соответствующих геометрическому центру автомобиля, а также на крайнем правом заднем сиденье. Последнее объясняется более удаленным положением от встречного транспортного потока. При этом максимально опасным, согласно статистике, является расположение пассажира слева либо справа от водителя на переднем сиденье.

Где в России чаще случаются ДТП

Стабильно высокие показатели ДТП демонстрируют регионы в центральной части России, на юге страны и за Уралом.

Где число погибших в авариях на 100 тысяч населения самое высокое по итогам 2018 года:

  • Республика Калмыкия;
  • Республика Тыва;
  • Ленинградская область;
  • Новгородская область;
  • Забайкальский край;
  • Республика Адыгея;
  • Псковская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Магаданская область;
  • Рязанская область.

Следом расположились Владимирская область, Тульская область, Воронежская область, Калужская область, Краснодарский край, Республика Мордовия, Сахалинская область, Курская область, Липецкая область и Республика Крым.

Auto article image: 75075

Еще 50,7% ДТП и 46,9% числа погибших участников дорожного движения в 2018 году пришлось на эти регионы:

  • Воронежская область;
  • Москва и Московская область;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область;
  • Краснодарский край;
  • Волгоградская область;
  • Ростовская область;
  • Республика Башкортостан;
  • Республика Татарстан;
  • Пермский край;
  • Нижегородская область;
  • Самарская область;
  • Саратовская область;
  • Свердловская область;
  • Тюменская область;
  • Челябинская область;
  • Красноярский край;
  • Омская область;
  • Приморский край.

В Научном центре безопасности дорожного движения отдельно отмечают, что аварийность в Северо-Кавказском федеральном округе можно охарактеризовать как статистическую аномалию — там в период с 2008 по 2018 год наблюдалась высокая летальность при относительно низком числе фиксированных случаев травмирования.

Немаловажен и фактор социально-экономического развития территорий. Согласно статистике, в определенной группе регионов, отличающихся низким уровнем и качеством жизни, число погибших в расчете на 100 ДТП больше, чем у регионов с высоким потенциалом развития.

Так, в среднем в группе регионов, куда входят Москва, Санкт-Петербург и их области, Самарская область, Тюменская область, ХМАО и ЯНАО — число погибших на сотню ДТП составляет 9,9, а раненых — 127,9.

Совсем другие цифры в группе территорий с республиками Дагестан, Саха, Бурятия, Ростовской областью, Камчатским краем и другими — 16,2 погибших и 137,2 раненых на 100 аварий.

Эта статистика сходится с показателями Всемирной организации здравоохранения, согласно которым риск летального исхода в результате ДТП в странах с низким уровнем дохода троекратно превышает значение данного показателя в странах с высоким уровнем дохода.

Из-за каких нарушений чаще всего происходят аварии

За 10 лет группа лидеров среди видов ДТП изменилась. Раньше первое место занимал наезд на пешехода (40,6%), следом шли столкновение (35,3%) и опрокидывание транспортных средств (13%).

Начиная с 2014 года в среднем 40% от общего количества ДТП — это столкновение автомобилей, 31% — авария с пешеходом, и около 8% — опрокидывание транспортных средств.

За весь период исследований максимальное число погибших фиксируется в результате столкновения транспортных средств (41-44%) и наезда на пешехода (29-31%).

Рост количества ДТП идет постепенно с начала года. Пик обычно приходится на период с августа по октябрь.

В течение недели аварии случаются чаще всего в период с пятницы по воскресенье — причем это долгосрочная тенденция, которая не зависит от времени года.

Такую статистику можно объяснить интенсивностью и скоростью транспортных потоков, а также человеческим фактором — в том числе фактором адаптации участников дорожного движения к смене погодных условий и сокращению длительности светового дня. При этом неблагоприятные метеоусловия — туман, дождь, снегопад — оказывают точечное сезонное влияние на показатели ДТП, в то время как наибольшее количество аварии происходит в ясную либо пасмурную погоду.

Где чаще всего происходят аварии? Установлено, что основная зона локализации ДТП — улично-дорожная сеть городов и населенных пунктов. На этих территориях с 2008 по 2018 год количество происшествий снизилось со 156 409 до 129 265 ДТП. При этом число погибших снизилось с 16 704 до 8 914 человек.

Однако число погибших в расчете на 100 ДТП на автомобильных дорогах (вне городов и населенных пунктов) на протяжении десятилетия в три раза превышает показатель на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов — 8,4 против 27,2 в 2008 году и 6,7 против 24,6 в 2018 году соответственно.

Трассы следует считать основной зоной риска — на них водителям следует быть особенно внимательными. Так, в городах и населенных пунктах в среднем три из пяти участников дорожного движения скончались на месте ДТП до прибытия скорой медицинской помощи. А на дорогах вне городов и населенных пунктов доля погибших на месте ДТП составляет три четверти. Этот факт можно объяснить не только ограничениями скоростного режима, но и возможностью своевременного оказания медицинской помощи.

Какие неисправности автомобилей приводят к ДТП

Происшествия, в которых были зафиксированы технические неисправности транспортных средств, составляют не более 3 процентов от всех ДТП.

Максимальное количество аварий происходит с участием легковых автомобилей, и в них, по состоянию на 2018 год, погибает каждый шестой, а каждый восьмой получает травмы. Доля ДТП с участием грузового транспорта составляет 17-19%, хотя показатели смертности в них весьма высокие — погибает практически каждый третий.

В период с 2016 по 2018 год чаще всего фиксировались следующие виды технических неисправностей автомобилей, из-за которых случались аварии:

  • Установка на одну ось шин различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора;
  • Одновременная установка шипованных и нешипованных шин;
  • Конструктивные изменения по сравнению с серийным автомобилем;
  • Неисправность внешних световых приборов;
  • Износ рисунка протектора;
  • Несоответствующий коэффициент светопропускания стекол.

По мнению экспертов, такая ситуация связана с тем, что россияне экономят на ремонте машин. Порой водители обращаются в автосервис лишь тогда, когда неисправность достигла критической точки, а для ремонта заказывают самые дешевые детали. Кроме того, сейчас, когда из-за пандемии и падения курса рубля покупательская способность россиян снизилась, парк автомобилей обновляется меньшими темпами — поэтому техника стареет и изнашивается.

Как состояние дорог влияет на ДТП

Плохое качество улично-дорожной сети фиксируется в каждом третьем ДТП (35,6%) — фактически в два раза чаще, чем десять лет назад.

Кривая количества ДТП постепенно двигалась вверх и достигла пика к 2016 году — 71 550 случаев (тогда получили травмы 91 208 человек, погибли 7 845). С этого момента она начала идти вниз, и к 2018 году смертность упала до 5 573 случаев, ДТП — до 59 421 ед., а раненых — до 75 851 человека.

content image for: 79444

Ключевыми недостатками состояния улично-дорожной сети прежде всего называют организацию дорожного движения. Это, например, отсутствие либо плохая различимость разметки, отсутствие дорожных знаков (а также неправильное их применение либо плохая видимость) и отсутствие тротуаров с пешеходными дорожками.

Также множество ДТП происходит по вине качества дорог (недостатки зимнего содержания, дефекты покрытия, неудовлетворительное состояние обочин), а также недостатка освещения.

Зоной риска называют сельские населенные пункты, а также городские населенные пункты с низкой численностью населения. То есть в средних и малых городах, где показатель тяжести последствий ДТП в среднем троекратно превышает аналогичные значения крупных городов.

Таким образом, качество и характеристики дорожной инфраструктуры влияют на уровень ее безопасности. Эти факторы определяются проектированием, строительством, содержанием и эксплуатацией трасс. Дорожная отрасль несет огромную ответственность за безопасность перед участниками движения.

Читайте также: