Скрылся с места дтп украина

Обновлено: 05.07.2024

Ежегодно на дорогах нашей страны проходят тысячи дорожно-транспортных происшествий, жертвами которых становятся десятки тысяч человек. Большое количество людей получают травмы разной тяжести. От аварии никто не застрахован, поэтому каждый водитель должен знать правила поведения при ДТП. Гид Онлайн рассказывает, что нужно делать при ДТП и какие действия должен выполнить водитель.

Что нужно делать при ДТП в Украине?

Если вы попали в аварию, ни в коем случае нельзя паниковать. В первую очередь следует убедиться, что никто в салоне авто не пострадал. Если же вы, или ваши пассажиры получили травму, следует немедленно позвонить в скорую по номеру 103. Также на место аварии нужно вызвать наряд полиции – для этого позвоните по телефону 102.

Если есть возможность, осмотрите место ДТП и попросите свидетелей остаться до прибытия сотрудников департамента патрульной полиции. Их показания ускорят рассмотрение дела и помогут выявить виновника ДТП. Сотрудники полиции, в свою очередь, должны внести в протокол имена и фамилии всех участников ДТП, номера их телефонов, марки и номера авто, а также контакты страховых компаний.

Со своей стороны вы должны проследить, чтобы полицейские задокументировали все подробности аварии и обратили внимание на все повреждения, полученные автомобилем во время ДТП. На основе этой информации будет решаться, какую сумму страховых выплат получит потерпевшая сторона. Ни в коем случае не пытайтесь что-либо скрыть или изменить на месте происшествия после того, как оно произошло.

Что делать при мелком ДТП?

Если авто не получило серьезных повреждений и никто не пострадал, а один из участников ДТП признал свою вину и согласился возместить ущерб потерпевшей стороне, можно обойтись без вызова полиции и составления протокола. Чтобы получить компенсацию, потерпевшая сторона не позже чем за три дня должна обратиться в страховую компанию виновника ДТП. Оценку повреждениям, полученным транспортным средством, должен предоставить специалист со страховой компании или СТО.

Что делать, если в ДТП нет пострадавших?

Если все обошлось только стрессом и повреждением транспортного средства, дождитесь сотрудников полиции и расскажите им свою версию событий. Пока вы будете ждать приезда полицейских, можно выполнить следующие действия:

  • сфотографировать повреждения на своем и чужом автомобиле, место аварии, состояние дорожного полотна и т.п.;
  • измерить длину тормозных следов, расстояние между автомобилями, нарисовать схему;
  • пообщаться с другими участниками ДТП, расспросить, что они видели и что, по их мнению, привело к аварии (желательно в это время фиксировать все на видео).

Ни при каких обстоятельствах не пытайтесь скрыться с места ДТП, даже если не вы его виновник.

Что делать, если в ДТП есть пострадавшие?

Если во время аварии водитель или пассажиры были травмированы, первое, что необходимо сделать, это вызвать скорую. При этом следует указать диспетчеру характер полученных человеком повреждений, что даст бригаде скорой помощи приблизительное представление, с какими травмами им придется работать. Воспользуйтесь автомобильной аптечкой и окажите пострадавшему первичную медицинскую помощь — вполне возможно, что от скорости ваших действий будет зависеть чья-то жизнь.

Если это возможно, попросите родственников или знакомых последовать с пострадавшим в больницу. Они помогут решить вопросы с организацией помощи, оплатой лечения и т.д. На первом этапе потерпевшему могут понадобиться дорогостоящие медикаменты или оплата медицинских услуг. Следует отметить, что наличие пострадавших во время ДТП автоматически предусматривает уголовную ответственность согласно статье 286 УК Украины.

Что делать при ДТП за границей?

Если другие участники ДТП потребуют возмещения, следует отдать им отрывную часть Зеленой карты или сообщить ее номер. Если же вы являетесь потерпевшей стороной и хотите, чтобы вам возместили ущерб – получите информацию о страховых полисах у других участников аварии. Не помешает сфотографировать место происшествия с разных сторон.

Какое наказание грозит за оставление места ДТП

Оставление места ДТП ее участником является прямым нарушением требований, которые выставляют к водителю Правила дорожного движения.

В частности, ПДД предусматривают, что в случае причастности к ДТП водитель обязан оставаться на месте происшествия.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за оставление места ДТП.

Так, согласно статье 122-4 КУоАП, оставление водителями транспортных средств, другими участниками дорожного движения места ДТП, к которому они причастны влечет за собой административный штраф в размере 255 грн. или общественные работы на срок до 40 часов., или административный арест до 15 суток .

Однако мало кто из водителей задумывается, что при оставлении места ДТП, при определенных обстоятельствах может наступить и уголовная ответственность .

Такой результат может иметь место при ДТП с пострадавшими. Кроме ответственности согласно ст. 286 Уголовного кодекса, водитель, оставивший место ДТП может быть привлечен к уголовной ответственности за оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии.

Такая уголовная квалификация может наступить не только при ДТП с пешеходом, как можно предположить изначально.

Уголовный кодекс предусматривает за оставление без помощи лица уголовную ответственность в виде лишения свободы до восьми лет, в зависимости от последствий.

К уголовной ответственности за такие действия или бездействие может привлекаться не только водитель-участник ДТП, но и посторонние водители, другие участники дорожного движения , которые понимая, что лицо нуждается в помощи и само не способно принять соответствующие меры к самосохранению, сознательно не совершают действий, направленных на помощь такому лицу.

Напомним, что согласно ст. 286 УК за нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, в зависимости от тяжести последствий, виновному может грозить ответственность в виде лишения свободы сроком до десяти лет с возможным лишением права управлять транспортными средствами.

Вакина Ольга

24 апреля 2019 г. вступили в силу изменения в ст. 264 УК РФ (Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ), в соответствии с которыми оставление места ДТП в случае, если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть, является признаком, отягчающим вину. Водитель будет нести более суровое наказание по сравнению с тем, которое было бы назначено, если он бы остался на месте происшествия.

По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.

Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.

Справедливое наказание

Водители, покинувшие место аварии с жертвами, теперь будут по умолчанию считаться находившимися за рулем в состоянии опьянения

До внесения указанных поправок срок наказания в виде лишения свободы за причинение водителем тяжкого вреда составлял до двух лет, если наступила смерть – до пяти лет. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, сроки наказания увеличивались и составляли соответственно до четырех лет за причинение тяжкого вреда здоровью и от двух до семи лет в случае ДТП со смертельным исходом.

За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.

Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.

Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.

Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.

В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено. Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб., так и лишение свободы сроком до года.

Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.

С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.

Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.

После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.

В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.

Предупреждение совершения преступления

Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.

С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.

С апреля 2019 г. по март 2020 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2020 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.

Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.


Попав в аварийную ситуацию, многие автовладельцы начинают паниковать и совершать неосознанные действия. Некоторые даже скрываются с места ДТП. Полис обязательного страхования ОСАГО предусматривает выплату компенсаций, когда держатель полиса невиновен в произошедшем, а все участники известны. Но что делать по обязательному автострахованию, если инициатор аварии скрылся с места происшествия? Можно ли в таком случае рассчитывать на возмещение ущерба?

Порядок действий

Не лишним будет зафиксировать и примерный характер повреждений, например, разбита левая передняя фара или повреждён бампер слева. Эти данные помогут сократить время на поиски скрывшегося. После этого необходимо в срочном порядке вызвать сотрудников ГИБДД.

  1. Пытаться догнать нарушителя самостоятельно.
  2. Покидать место происшествия.
  3. Передвигать повреждённое транспортно средство.

Первый и второй пункт может стать причиной уголовной ответственности. Поэтому ни при каких обстоятельствах не покидайте место аварии. Если самостоятельно передвигать повреждённый транспорт, страховая компания может отказать в выплате, так как не удастся установить точные причины аварии и определить виновника.

Обратите внимание. Если пострадавшему стало плохо, и его увезли на карете скорой помощи — это не считается оставлением места ДТП. Такие меры предусмотрены на законодательном уровне и расцениваются как нештатные ситуации, требующие срочной госпитализации пострадавшего. В данной ситуации инспектор ГИБДД составляет протокол совместно с независимыми свидетелями со стороны.

Поиск свидетелей

Что делать по ОСАГО, если второй участник скрылся с места ДТП до приезда инспектора ГИБДД? В таком случае очень важны свидетели, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы их найти. В их качестве могут быть случайные прохожие, зафиксировавшие факт аварии, продавцы из соседних магазинов или жильцы близлежащих домов. При этом достаточно 1—2 человек, которые смогут подтвердить слова пострадавшего.

  1. Ф.И.О и контакты.
  2. Текст свидетельских показаний (когда, где и как произошло столкновение).
  3. Дата и подпись с расшифровкой.

Важно! Если у вас есть видеорегистратор, обязательно остановите запись после ДТП. Многие модели способны фиксировать лишь несколько фрагментов, а после заполнения карты памяти начинается перезапись. Помните, что видеотехника — не только хороший свидетель, но и прямое доказательство невиновности водителя.

Что делать, если виновник не установлен

  1. Написать претензию в страховую компанию.
  2. Зафиксировать факт её подачи.
  3. Дождаться ответа от руководства.
  4. В случае неудовлетворительного ответа обратиться в суд.

В судебный участок необходимо предоставить всю имеющуюся документацию, записи регистратора (если они есть) и протоколы с места ДТП. Бывает, что судья выносит решение, при котором оба участника аварии виноваты в равной степени. В таком случае высчитывается процент виновности, сумма ущерба, а компенсация выплачивается сразу после повторного обращения в страховую компанию. Если пострадавший докажет вину водителя, скрывшегося с места происшествия, компенсация выплачивается в полном объёме.

Правила оформления протокола

  1. Данные пострадавшего и инспектора, составлявшего протокол.
  2. Подробное описание случившегося.
  3. Данные о свидетелях, их контакты и показания.
  4. Уровень дорожного покрытия, видимость разметок и знаков, исправность светофоров.
  5. Описание погодных условий на момент аварии.
  6. Размер тормозного пути. Если его измеряет инспектор, обязательно произведите повторный замер.

Кроме материалов в письменном виде, к сведению принимаются видео и фото. Всё это прикладывается к протоколу и обязательно фиксируется в нём. После оформления документа необходимо его внимательно перечитать, чтобы не упустить ни одной мельчайшей детали.

Также немаловажна и составленная инспектором схема. На ней должны отражаться светофоры, близлежащие здания, знаки дорожного движения, разметка, направление движения вашего транспортного средства и названия улиц. Если есть какие-либо расхождения или неясности, обязательно сообщите об этом сотруднику ГИБДД, чтобы он внёс поправки.

Обратите внимание. При несоответствии дорожного покрытия ГОСТу (большие ямы, трещины, выбоины, открытые колонки и прочее) виновниками аварии могут признать дорожные службы. Если на дороге есть существенные дефекты, обязательно попросите инспектора зафиксировать их в протоколе.

Уведомление страховой компании

После того как инспектор ГИБДД оформит протокол и зафиксирует страховой случай, необходимо сообщить об этом страхователю. Это следует сделать как можно быстрее, даже если виновник ДТП скрылся с места происшествия и находится в розыске. При обращении в страховую компанию клиенту потребуется подготовить пакет обязательной документации.

Действия и пакет документов — как получить выплату

  1. Копия паспорта человека, который будет получать компенсацию.
  2. Заявление о наступлении страхового случая.
  3. Водительские права пострадавшего.
  4. Талон техосмотра, подтверждающий, что ТС было исправно на момент аварии.
  5. Документы на транспортное средство.
  6. Полис ОСАГО.
  7. Банковские реквизиты для получения компенсации.
  8. Справка о ДТП от инспектора ГИБДД.
  9. Постановление о том, что виновник привлечён к административной ответственности (если инспектор выдал такой документ).
  10. Квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора (если он применялся).
  • цену запасных частей, требующихся для осуществления ремонта;
  • расходы на лакокрасочные изделия, шпаклёвку и прочее;
  • амортизационный износ ТС на момент страхового случая;
  • стоимость ремонтных работ по прайсу автомастера;
  • цену транспортного средства до аварии.

По правилам ОСАГО компенсация выплачивается каждому автовладельцу, чьё здоровье или имущество пострадало по вине третьих лиц. Если суммы, определённой экспертом, не хватает на покрытие расходов, держатель полиса вправе обратиться в судебные инстанции.

Компания вправе отказать в выплате компенсации, если у повреждённого транспортного средства нет талона техосмотра или диагностической карты. В таком случае возмещение ущерба невозможно даже через суд.

Что делать, если у виновника нет полиса ОСАГО

  1. Подать исковое заявление в суд с требованием обязать виновника выплачивать ущерб.
  2. Обратиться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). Актуально только в том случае, если здоровью автовладельца причинён вред.

Если у пострадавшего есть полис КАСКО, то компенсация возможна именно по этой программе, а не по ОСАГО. Тогда клиенту следует обратиться к страхователю и заявить, что виновник аварийной ситуации не имеет полиса обязательного страхования.

В случае, когда инициатор ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО возмещает ущерб, но для этого требуется соблюдать ряд правил. Важная составляющая в процессе получения компенсации — сбор документов, поэтому к вопросу нужно подходить ответственно, не поддаваясь панике.

Читайте также: