Состояние пострадавших в дтп

Обновлено: 05.07.2024

По резуль­та­там иссле­до­ва­ния Все­мир­ной Орга­ни­за­ции Здра­во­охра­не­ния (ВОЗ) за год в мире в ДТП поги­ба­ет око­ло 1,3 млн чело­век. По оцен­кам орга­ни­за­ции к 2030 году смерт­ность на доро­гах соста­вит до 3,6 млн чело­век. Наи­боль­шее коли­че­ство жертв заре­ги­стри­ро­ва­но в стра­нах Азии и Афри­ки. Вооб­ще для раз­ви­ва­ю­щих­ся стран смерть в резуль­та­те ДТП явля­ет­ся пятой по при­чи­нам смертности.

В Рос­сии за год в ДТП поги­ба­ет око­ло 27 000 чело­век, а сум­мар­ный ущерб от ДТП дости­га­ет 2,5 ВНП стра­ны. При этом в Рос­сии с 2009 года при­ня­то счи­тать умер­ши­ми в резуль­та­те ДТП людей, скон­чав­ши­ми­ся в тече­ние 30 дней с момен­та ДТП (ранее было 7 дней).

Дорож­но-транс­порт­ное про­ис­ше­ствие (ДТП) – это собы­тие, воз­ник­шее во вре­мя дви­же­ния транс­порт­но­го сред­ства и с его уча­сти­ем, кото­рое может повлечь за собой гибель или нане­се­ние уве­чий людям, повре­жде­ние транс­порт­но­го сред­ства (ТС) или при­чи­не­ние ино­го мате­ри­аль­но­го вреда.

В стране дей­ству­ет дорож­ная кар­та в обла­сти без­опас­но­сти дорож­но­го движения.

Фак­то­ра­ми рис­ка, спо­соб­ству­ю­щи­ми наступ­ле­нию ДТП являются:

  • нару­ше­ние ско­рост­но­го режима;
  • алко­голь­ное опьянение;
  • выезд на неис­прав­ном транс­порт­ном сред­стве (ТС);
  • пре­не­бре­же­ние рем­ня­ми без­опас­но­сти и дет­ски­ми креслами;
  • уста­лость водителя;
  • нека­че­ствен­ное дорож­ное покрытие;
  • слож­ные погод­ные условия;
  • куре­ние, еда, раз­го­вор по мобиль­но­му теле­фо­ну, гром­кая музы­ка в салоне, управ­ле­ние элек­трон­ны­ми устрой­ства­ми ТС во вре­мя его движения;
  • неудоб­ная обувь (на высо­ком каблуке);
  • наме­рен­ное созда­ние ситу­а­ции повы­шен­но­го рис­ка столкновения.

При ДТП чело­век ока­зы­ва­ет­ся в стрес­со­вой ситу­а­ции. Это свя­за­но с тем, что ДТП явля­ет­ся острой ситу­а­ци­ей, кото­рая несет угро­зу жиз­ни и здо­ро­вью чело­ве­ка. Орга­низм полу­ча­ет пси­хи­че­скую трав­му. Обыч­но он реа­ги­ру­ет на неё стан­дарт­ны­ми пове­ден­че­ски­ми реакциями.

Реак­ция пер­вая. Пси­хо­мо­тор­ное возбуждение

Эта реак­ция свой­ствен­на появ­ле­ни­ем боль­шо­го коли­че­ства быст­рых, часто лиш­них дви­же­ний, кото­рые совер­ша­ют­ся без опре­де­лен­ной цели. Появ­ля­ет­ся тахи­кар­дия, арте­ри­аль­ное дав­ле­ние повы­ша­ет­ся, вни­ма­ние чело­ве­ка нару­ше­но, его речь при­об­ре­та­ет харак­тер моно­ло­га, темп речи быстрый.

Попав­ший в ДТП ощу­ща­ет чув­ство жаж­ды и голо­да. Так­же у него воз­ни­ка­ет чув­ство стра­ха от соде­ян­но­го или про­изо­шед­ше­го. Вклю­ча­ет­ся чув­ство само­со­хра­не­ния, кото­рое часто застав­ля­ет чело­ве­ка как мож­но быст­рее поки­нуть опас­ную тер­ри­то­рию, в т.ч. скрыть­ся с места ДТП.

Реак­ция вто­рая. Апатия

Вари­ант пове­де­ния при вто­рой реак­ции пря­мо про­ти­во­по­ло­жен пове­де­нию при пер­вой реак­ции. Реак­ция про­яв­ля­ет­ся рез­кой мотор­ной затор­мо­жен­но­стью чело­ве­ка; он нахо­дит­ся в одной и той же позе. Какая-либо реак­ция на окру­жа­ю­щих отсут­ству­ет. Чело­век не отве­ча­ет на вопро­сы; если начи­на­ет гово­рить, то очень мед­лен­но и тихо. Дыха­ние ста­но­вит­ся ред­ким и поверх­ност­ным (неглу­бо­ким), чув­ства жаж­ды и голо­да при­туп­ле­ны. Внут­ри у чело­ве­ка про­ис­хо­дит мораль­ное опустошение.

Само­сто­я­тель­но спра­вить­ся с таки­ми реак­ци­я­ми невоз­мож­но, поэто­му нуж­на ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная меди­цин­ская помощь.

Если у участ­ни­ка ДТП наблю­да­ет­ся одна из этих реак­ций, сле­ду­ет знать несколь­ко про­стых пра­вил, кото­рые смо­гут обес­пе­чить без­опас­ность постра­дав­ше­го и окружающих:

  • если есть воз­мож­ность, то нуж­но дать постра­дав­ше­му успокоительное;
  • обя­за­тель­но вызвать на место ДТП ско­рую помощь;
  • нуж­но по мере воз­мож­но­сти отвлечь постра­дав­ше­го от кон­цен­тра­ции на соб­ствен­ных ощу­ще­ни­ях вопро­са­ми на посто­рон­ние темы, напри­мер вопро­са­ми о его вку­сах, хоб­би и т.д.;
  • при крайне рез­ком пове­де­нии постра­дав­ше­го и неадек­ват­ных поступ­ках с его сто­ро­ны мож­но зафик­си­ро­вать его при помо­щи под­руч­ных средств;
  • после фик­са­ции постра­дав­ше­го необ­хо­ди­мо сле­дить за часто­той его сер­деч­ных сокра­ще­ний и дыханием;
  • необ­хо­ди­мо забрать у чело­ве­ка все пред­ме­ты, кото­ры­ми он может нане­сти вред себе или окру­жа­ю­щим, или огра­ни­чить чело­ве­ку доступ к таким предметам;
  • необ­хо­ди­мо ста­рать­ся дер­жать постра­дав­ше­го в поле зре­ния постоянно.

Конеч­но, наступ­ле­ние опи­сан­ных выше реак­ций совсем необя­за­тель­но. Боль­шин­ство людей справ­ля­ют­ся с полу­чен­ной пси­хи­че­ской трав­мой, и тут нуж­но пого­во­рить о том, как вести себя после ДТП.

Несмот­ря на то, что орга­низм не отве­тил крайне на полу­чен­ную пси­хи­че­скую трав­му в виде защит­ных реак­ций, опи­сан­ных выше, стрес­со­вая ситу­а­ция всё рав­но ока­зы­ва­ет влияние.

Наде­ем­ся, что эти про­стые пра­ви­ла помо­гут вам в слож­ной ситуации.

Что каса­ет­ся внут­рен­не­го состо­я­ния, то сле­ди­те за сво­им дыха­ни­ем и часто­той сер­деч­ных сокра­ще­ний (ЧСС). Поста­рай­тесь отвлечь­ся от мыс­лей о ДТП. Попро­буй­те пого­во­рить с пас­са­жи­ра­ми или свя­зать­ся по теле­фо­ну с род­ствен­ни­ка­ми, дру­зья­ми и пого­во­рить с ними на отвле­чен­ные темы. Попро­буй­те сфо­ку­си­ро­вать рабо­ту моз­га на чем-либо, напри­мер про­ду­мы­ва­нии даль­ней­ших дей­ствий после состав­ле­ния про­то­ко­ла. Най­ди­те что-нибудь хоро­шее в сло­жив­шей­ся ситу­а­ции, к при­ме­ру, отсут­ствие жертв или травм. Настрой­тесь на то, что все будет хоро­шо. Нуж­но пом­нить, что стресс нуж­но пере­бо­роть и мини­ми­зи­ро­вать его дей­ствие на орга­низм, и ни в коем слу­чае не под­да­вать­ся пани­ке. Будь­те вни­ма­тель­ны и помни­те о куль­ту­ре на доро­гах. Бес­куль­тур­ным води­те­лям без­опас­нее усту­пить, чем пытать­ся что-то дока­зать или тем более чему-то научить.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

- травмы, не совместимые с жизнью – 20%
- задержка скорой помощи – 10%
- неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.

Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.

Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.

Обеспечение безопасности на месте ДТП.

1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.

2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.

3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:

Последовательность оказания помощи при ДТП.

1. Вызываем скорую помощь.

2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.



Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.

3. После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.

4. Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:

Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.

Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:

- отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;

- изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).

Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека. При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально. Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.

Общие принципы реанимации:

- пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;

- под шею подкладывается валик во избежание западания языка;

- непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий. Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки. Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.




Признаки эффективной реанимации:

- появление пульсации на сонной артерии;

- кожные покровы обретают розовый цвет;

- появление самостоятельного дыхания.

Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.

- при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;

- при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;

- обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины.

Автомобильная аптечка.

В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему. Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни. Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.

Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ

Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.

Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.

Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.


Помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов уточнил, что жизнь пострадавших в ДТП в Белоруссии россиян вне опасности, передает ТАСС.

Он добавил, что Минздрав России находится в тесном контакте с белорусскими коллегами, те оказывают россиянам всю необходимую медицинскую помощь в полном объеме.

Днем 3 января автобус с россиянами попал в ДТП в Витебской области. Он столкнулся с легковым автомобилем Renault, его водитель погиб.

По данным Минздрава Белоруссии, из числа находившихся в автобусе пострадал 41 россиянин, состояние шестерых оценивалось как тяжелое.

Читайте также: