Совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем это

Обновлено: 28.06.2024

Надежность водителя — это способность безошибочного вождения
транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях
в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом
взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и
внешних факторов
Надежность - это качественная характеристика водительской деятельности
(работоспособность)
и
определяется
количественной
характеристикой
результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных
условиях.
К основным факторам, определяющим надежность, относятся:
• профессиональная пригодность,
• подготовленность
• работоспособность.

На результативность и эффективность работоспособности
водителя оказывают влияние индивидуальные психологические
особенности, условия деятельности и особенности потока
информации.
1. К индивидуальным особенностям относятся:
•психофизиологические
(темперамент,
время
реакции,
особенности восприятия, пороговые данные ощущений,
внимание, память, особенности мышления и т.д.),
• личностные качества (характер, мотивация, установки),
•уровень профессиональной подготовки, физические данные и
состояние здоровья.
2. Условия деятельности включают: особенности рабочего
места
(расположение
органов
управления,
приборов,
сидения);обзорность,
видимость;
исправность
техники;
микроклимат кабины (влажность температуры воздуха, скорость
воздушного потока);состояние дороги; интенсивность, скорость
движения; уровень организации движения.
3. К особенностям потока информации относятся:
пространственное расположение источников информации,
скорость информационного потока; легкость восприятия
информации, которая определяется размерами, контрастностью,
освещенностью (цифр, слов, знаков).

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний,
умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным
средством в различных дорожных и климатических условиях.
Знания - это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для
эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя
объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается
в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять
автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и
навыков.
Умение- это способность правильно использовать специальные знания в
практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в
различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожнотранспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно
выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для
этого ему необходимо сформировать навыки.
Навык- это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия
автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем
сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при
управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то
своевременно замечает и исправляет ее.

5. Факторы, влияющие на надежность водителей

Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее
значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая
устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости.
Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на
качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот),
представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за
определенный срок. Одна из составляющих - неопытность, завышенная самооценка
молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП.
Проведенными исследованиями установлено,
что нижняя граница безопасного возраста
водителей мужчин 26 - 34 года (ДТП с
тяжелыми последствиями), для женщин водителей безопасный возраст наступает с 23 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает
минимума, наступает сравнительно поздно и
составляет 45 - 53 года у мужчин и 36 - 43 года у
женщин.

6. Реакция водителя

Время реакции - это интервал времени между моментом появления сигнала об
опасности и окончанием ответного действия
Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального
опыта, а также в результате тренировки.
Значение времени реакции водителя определяется тем, что
от него зависит остановочный путь автомобиля, а,
следовательно, и исход аварийной ситуации. Общее время,
необходимое для остановки автомобиля, включает в себя
• время реакции водителя (с момента восприятия
препятствия до начала нажатия на педаль тормоза);
• время срабатывания привода тормозов (с момента
нажатия на педаль тормоза до момента начала
срабатывания привода)
• время действия полностью включенных тормозов (от начала торможения до остановки автомобиля).

7. Пути повышения надежности водителей

8. Действия водителя во внештатных (критических) ситуациях

9. Типы темперамента

Тип
Описание
Холерик
Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности,
и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в
бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
Сангвиник
Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью,
высокой психической активностью, разнообразием мимики,
отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматик
Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,
инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым
внешним выражением эмоций, низким уровнем психической
активностью.
Меланхолик
Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность
движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень
психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко
переживать даже не зная события, преобладают отрицательные
эмоции.

10. Получение навыков профессионального и безопасного вождения.

Два основных мотива человека:
Первый.
Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель,
достижение которой однозначно расцениваем как
успех.
Например:
освоить
технику
управления
автомобилем в совершенстве, и тогда появляется
стремление
добиться
в
этой
области
совершенства, и мы находим средства и
совершаем действия, которые направлены на
достижение поставленной цели. Осознавая для
себя мотив достижения успеха, люди реально
оценивают свои возможности и ошибки, как в
жизни, так и на дороге и не перекладывают свою
ответственность на других.
Второй основной мотив человека – это избегание
неудач. И тогда цель человека заключается не в
достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у
человека нет цели,
и у него появляется
неуверенность в себе потому, что у него нет веры в
достижении успеха. Он боится, что его могут
осудить и обидеть. Этот страх зачастую
проявляется в агрессивном поведении. У человека
возникает закрытость получения новых знаний и
навыков:

- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и
возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот,
завышена.
Всё это НЕ способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.

Способности человека к профессиональной деятельности
водителя автомобиля определяются следующими качествами:
• хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная
ловкость и хорошая координация движений;
• лёгкость формирования двигательных навыков;
• высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения
и суставно-мышечного чувства;
• скорость и точность сенсомоторных реакций;
• быстрота и точность определения скорости движения и
пространственных отношений;
• хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая
устойчивость внимания;
• хорошая зрительная и оперативная память;
• высокая готовность памяти;
• настойчивость, решительность, смелость, терпение;
• эмоциональная устойчивость;
• самообладание, дисциплинированность;
• инициативность и сообразительность.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЯ / водитель-наставник / грузовой автомобиль / Экономное вождение / экологичность / fuel and energy resources / Economy / the driver-instructor / the lorry / economical driving / ecological compatibility / Correlation analysis / formulas for calculation population / prediction of population

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

Рассмотрена проблема экономии топливных ресурсов за счет совершенствования процесса эксплуатации транспортных средств. В качестве центрального места в ее решении выделена квалификация водителей транспортных средств.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

Анализ возможности инструментальной оценки потребительских свойств автомобилей с автоматической коробкой переда

The problem of fuel resources economy account by perfection the process of operation of vehicles Is considered. The main role in decision this problem is devoted to the car driver`s qualification.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Б.Д. Ефремов1, Ю.В. Оверин2

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская,7

Аннотация - Рассмотрена проблема экономии топливных ресурсов за счет совершенствования процесса эксплуатации транспортных средств. В качестве центрального места в ее решении выделена квалификация водителей транспортных средств.

Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы; экономия; водитель-наставник; грузовой автомобиль; Экономное вождение; экологичность.

METHODS FOR ESTIMATION THE CAR DRIVERS PROFESSIONAL QUALITIES

B.D.Efremov, J.V.Overin The St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7

The summary - The problem of fuel resources economy account by perfection the process of operation of vehicles Is considered. The main role in decision this problem is devoted to the car driver's qualification.

Keywords: fuel and energy resources; economy; the driver-instructor; the lorry; economical driving; ecological compatibility.

Проблема экономии топливноэнергетических ресурсов в современных условиях относится к наиболее важным задачам отрасли. Множественные технические мероприятия по снижению расходов топлива постоянно разрабатываются и внедряются в автомобилестроении.

Второе направление экономии топливных ресурсов, находится в сфере совершенствования процессов эксплуатации транспортных средств. Центральное место в его решении принадлежит водителю.

Технология сокращения затрат на топливо автомобилями через повышение мастерства водителей по критерию "Экономия Топлива" заключается в целенаправленной подготовке и воспитании водительского персонала в направлении экономного расходования топлива. В автомобильных школах, на автопредприятиях, при подготовке водителей, вопросы экономного расходования топлива рассматриваются, в основном, лишь в теоретическом, рекомендательном плане.

Человек-оператор является ключевым ресурсом любой хозяйственной системы, а на автомобильном транспорте его роль отличается особой спецификой при высоком уровне ответственности. Боль-

шую роль в экономии топлива играет техника и навыки экономного вождения автомобилей.

В период административноплановой экономики на автомобильном транспорте активно действовал институт классности водителей по профессиональному уровню (первый, второй и третий класс), включавший работу опытных во-дителей-наставников со стажерами, который в настоящее время, как инструмент оценки и повышения квалификации, опыта и мотивации, практически разрушен.

Так, еще советские специалисты установили, что расход топлива на единицу транспортной работы у водителей первого класса на 10 - 14 %, а у водителей второго класса на 3 - 6 % меньше, чем у водителей третьего класса. В абсолютных показателях водитель первого класса на грузовом автомобиле средней грузоподъемности расходует на 100 км пути топлива на 2 - 3 л меньше, чем водитель второго класса, и на 4 - 5 л меньше, чем водитель третьего класса.

Эта тенденция очевидно справедлива и в настоящее время. Поэтому все большее значение приобретает разработка мероприятий по рациональному вож-

дению автомобиля. По подсчетам западных специалистов в целом квалифицированное вождение автомобиля в городских условиях может повысить степень его экономичности в среднем до 10%.

Для различных классов автомобилей предусматриваются различные мероприятия по экономному вождению автомобиля. В целом они сводятся к следующим процедурам:

- плавное начало движения,

- соблюдение соответствия ускорения автомобиля положению акселератора,

- поддержание оптимальной скорости движения с учетом дорожных и погодных условий,

- сведение к минимуму количества резких торможений, возможно меньшему манипулированию рычагами управления, педалью акселератора, выключению ближнего и дальнего света при ночных поездках при достаточном освещении и т. д.

Удельный расход топлива оказывает непосредственное влияние на базовый показатель экологичности транспортного средства - токсичность отработавших газов.

Между двумя этими показателями существует прямо пропорциональная зависимость. При увеличении расхода топлива увеличивается и количество выбросов токсичных компонентов отработавших газов.

Как видно из сказанного, топливная экономичность и экологичность напрямую зависит от квалификации водителя. Поэтому существует необходимость производить оценку квалификации води-

теля с точки зрения эксплуатационных свойств автомобиля.

Сегодня не существует метода, который позволил бы с высокой степенью достоверности посредством измерения, определить уровень профессионального мастерства водителя.

Водительское мастерство - понятие, значительно более широкое, чем техника и тактика управления автомобилем. В это понятие входят и психологические характеристики, и "чувство автомобиля", и умение прогнозировать ситуацию, и многие другие качества, обеспечивающие в итоге - способность водителя обеспечить безопасность пассажиров и других участников движения, при условии минимального расхода топлива.

Существует несколько критериев оценки квалификации водителя.

На практике применяется обязательный медицинский отбор на право управления автотранспортным средством, задачами которого является выявление и отстранение лиц, которые по состоянию здоровья непригодны к такой деятельности. Необходимо отметить, что данный отбор в России, если сравнивать его с европейским, то он не проводится по нескольким важным показателям (например, темновая адаптация водителя). Существует и образовательный отбор в виде обязательного профессионального обучения в автошколах с последующей сдачей квалификационного экзамена на право управления автотранспортным средством.

Этих двух видов профессионального отбора недостаточно для такой сложной профессии как водитель автотранспортного средства. В большинстве развитых стран применяются еще два этапа: психофизические и социальные отборы. У нас в стране такие отборы проводят только для небольшой группы водителей, работающих в органах Министерства обороны, МВД, ФСБ. Особую актуальность при проведении психофизиологического отбора водителей представляет поиск объективных, информативных методов оценки индивидуальных особенностей водителей в соответствии с профессиограммой.

Рассматривается метод оценки техники вождения по элементам, таким,

как руление, торможение, а также по сочетаниям этих приемов, которые обеспечивают безопасность в основных ситуациях движения (разгон, маневрирование, прохождение поворотов, преодоление неровностей и многие другие).

Для оценки элементов техники не требуется больших автодромов, сложных приборов и специально оборудованных автомобилей. На любом автотранспортном предприятии эту работу вполне могут выполнить один или двое работников отдела безопасности дорожного движения. За 1 час можно оценить мастерство группы из 10-12 водителей, так как любое из контрольных упражнений по продолжительности не превышает 1 минуты.

Оценка профессионального мастерства водителей может осуществляться методами индивидуального тестирования, контрольным и соревновательным.

Но все эти методы субъективны, они не отражают полностью все стороны профессиональных качеств водителя, а именно, его влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.

За эталонные показатели принимается величины, полученные при пробном заезде водителя-инструктора с поправочными коэффициентами по скорости 0.85 .а по расходу топлива 1.3 по отношению к эталонному расходу. Так же предлагается проводить три заезда про-

тяженностью каждый по 20 километров, что экономически не выгодно.

Данный прибор рекомендован к установке на карбюраторных автомобилях.

А на сегодняшний момент практически все автомобили, задействованные на пассажирских перевозках, оборудованы либо инжекторными, либо дизельными двигателями с соответствующими системами питания. Поэтому данный прибор потерял актуальность при проверке профессиональных качеств водителя занятого на пассажирском автотранспорте.

Принятие в качестве критериев оценки квалификации водителя расходов топлива автомобилем, и тем более частоты вращения двигателя являются необоснованными и неубедительными, тем более, что их обоснования нигде и не приводится.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что существует реальная необходимость подбора таких показателей эксплуатационных свойств автомобиля, и методов их измерений, которые бы в полной мере и с большей точностью и объективностью характеризовали квалификацию водителя автотранспортного средства.

2 Оверин Юрий Владимирович, аспирант СПбГУСЭ, тел.: (812) 367-39-92, е-mail:

1.Какое из перечисленных определений соответствует термину "безопасность дорожного движения"?

N 196-ФЗ Статья 2. Основные термины безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

2.Что из указанного противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения?

N 196-ФЗ Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

3.На какие группы условно разделяют конструктивную безопасность транспортного средства?

Комментарий: Активная безопасность автомобиля – свойство автомобиля, позволяющее водителю предотвращать ДТП Уровень активной безопасности (АБ) автомобиля проявляется в нештатной ситуации, когда водитель в состоянии изменить характер движения.; Пассивная безопасность автомобиля – свойство автомобиля предотвращать и снижать тяжесть причинения вреда жизни и здоровью участникам движения; Послеаварийная безопасность автомобиля – свойство автомобиля снижать тяжесть последствий ДТП – пожаробезопасность – герметичность – эвакоприспособленность; Экологическая безопасность автомобиля – это свойство автомобиля, позволяющее уменьшить риск причинения вреда участникам движения и окружающей среде в условиях эксплуатации

4.Какое из перечисленных определений соответствует термину "активная безопасность"?

Комментарий: Активная безопасность автомобиля – свойство автомобиля, позволяющее водителю предотвращать ДТП Уровень активной безопасности (АБ) автомобиля проявляется в нештатной ситуации, когда водитель в состоянии изменить характер движения; Хорошо отрегулированы тормоза, управление.

5.Что из перечисленного не относится к системам активной безопасности?

Комментарий: Ремни безопасности не могут предотвратить аварию, только уменьшить риск травмирования.

6.Какие из перечисленных элементов не относятся к понятию "профессиональное мастерство водителя транспортного средства"?

Комментарий:От неблагоприятных дорожных условий не застрахован ни один профессионал

7.Наличие водительского удостоверения какой категории (подкатегории) дает право на управление транспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим от восьми до шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя?

N 196-ФЗ Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами 1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами): категория "A" - мотоциклы; категория "B" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории

8.К какой категории (подкатегории) транспортного средства относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг?

N 196-ФЗ Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами 1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами): подкатегория "C1" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

9.Какой из перечисленных документов не обязан иметь при себе водитель транспортного средства?

ПДД РФ, 2. Общие обязанности водителей 2.1. Водитель механического транспортного средства обязан: 2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид"; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

10.В каком из перечисленных случаев водителю выдается график движения по времени?

Приказ № 7 п.62. Субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан: 1) обеспечить каждого водителя следующими документами: путевым листом; расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок; схемой маршрута с указанием опасных участков; 2) осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок. Конвенция п.30. Водитель автобуса, выполняющий международные перевозки пассажиров, обязан: руководствоваться Правилами дорожного движения, правилами технической эксплуатации автобуса, должностной инструкцией и выполнять оперативные указания диспетчерской службы; соблюдать правила пограничного, таможенного, санитарно-карантинного и других видов контроля государств, по территории которых совершается международная перевозка; иметь регистрационные документы на транспортное средство и удостоверение водителя, отвечающие требованиям Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года; организовывать, своевременно оповещать и подготавливать пассажиров для прохождения контроля при пересечении границы; предъявлять для проверки при пересечении границы: а) при регулярных перевозках: удостоверение водителя, дорожный (путевой) лист, билетно-учетную документацию, оригинал разрешения, расписание движения автобуса, лицензию, документы на право пересечения государственной границы; б) при нерегулярных перевозках: удостоверение водителя, дорожный (путевой) лист, лицензию, дорожный лист, разрешение на нерегулярную перевозку (если такое предусмотрено соглашением о международных автомобильных перевозках), документы на право пересечения государственной границы; подтвердить согласно соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, режим работы водителя; следовать по установленному маршруту и выполнять график движения автобуса;

Надежность водителя и психофизиология вождения

Под надежностью водителя понимается способность своевременно и безошибочно принимать и обрабатывать информацию о состоянии транспортных средств (ТС), дорожных условиях, а также принимать и реализовывать адекватные решения по управлению ТС в течение заданного промежутка времени с допустимыми уровнями напряженности труда и рисками возникновения конфликтной ситуации, ДТП и ЧС (Шашина Е. В., МАДИ).



Пассажирский автобус из Краснодара перевернулся из-за спящего водителя, пострадали 10 человек (02.00 10 июля 2015 года, 894 километр трассы М4 Дон в Ростовской области)

Можно выделить четыре основные составляющие надежности водителя:
— медицинская – отсутствие заболеваний, проявления которых могут привести к потере контроля над автомобилем в процессе движения;
— психофизиологическая – комплекс личностных качеств водителя (свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т. п.), недостатки которых могут вызвать потерю времени в условиях его дефицита, например в опасной ситуации, или привести к ошибкам в принятии решений либо к их исполнению;
— профессиональная – наличие опыта, совокупность навыков управления автомобилем, позволяющих реализовать наиболее рациональные приемы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе опасные и критические ситуации;
— социально-психологическая – совокупность личностных качеств человека (уровень общей культуры, качество ответственности, дисциплинированности и т. п.), определяющих характер поведения на дороге, представляющей собой своеобразную социальную среду.

Причины, влияющие на снижение надежности водителей, так или иначе, связаны с ее составляющими. Например, неумение водителя безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низкими психофизиологическими качествами, болезнью, чрезмерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п. Причинами нежелания водителя безопасно управлять автомобилем является низкий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя.
Безопасное вождение требует от водителя не только хороших рефлекторных реакций, но и ненапряженной умственной деятельности с хорошей концентрацией внимания. Недопустимые уровни стресса, усталости и отвлечение внимания на дороге ухудшают производительность водителя и могут привести к временной потери концентрации, способности оценить риск и потери управления автомобилем, часто приводящим к ДТП. Исследователи определили, что вопрос, влияющий на уровень смертности и экономических потерь от ДТП, может быть решен по средствам разработки и внедрения контекстно-зависимых систем поддержки водителей. Такие системы способны прогнозировать наступление ДТП и заблаговременно предупреждать водителя об этом.
Многие системы поддержки процесса вождения основываются на измерении биосигналов, регистрируемых с водителя с помощью различных датчиков. На основании информации, извлекаемой из биосигналов, исследователи оценивают эмоции, уровень стресса, усталость, аффективное состояние и засыпание водителя.

Научные лабораторные исследования мировых вузов

В работах исследователей Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) описываются методы сбора и анализа физиологических данных в режиме реального времени в процессе вождения для определения уровня стресса водителя. В качестве биосигналов используются электрокардиограмма, электромиограмма, кожная проводимость, и дыхательная активность. Экспериментальная база включала 24 испытуемых, с каждого из которых в течение 50 минут регистрировались перечисленные выше сигналы. Использовались три вида деятельности: отдых от вождения, движение по шоссе и движение по городу. Исследователями удалось достигнуть 97% точности в распознавании уровней стресса, произведенного с помощью линейного дискриминантного анализа. По величине стресс был разделен на высокий, средний и низкий уровни. Было показано, что вариабельность сердечного ритма и кожная проводимость в наибольшей степени коррелируют с уровнем стресса.



Все датчики подключаются к компьютеру. Это разработка считается одной из ведущих в мире в области психофизиологии вождения



Кривые измеряемых биосигналов и уровня стресса

Непрерывный мониторинг аффективного состояния водителя в реальном времени в процессе вождения является сложной задачей, включающей сбор, предварительную обработку, выделение информативных признаков и классификацию информации, свидетельствующей о состоянии усталости/стресса водителя.
В университете Янины (University of Ioannina, Греция) разработали телеметрическую систему для контроля эмоционального состояния водителей гоночных автомобилей. В основе построения системы лежит сбор физиологических данных (ЭКГ, ЭМГ, КГР, дыхательная активность, видеоизображение лица), которые передаются по беспроводному каналу в централизованную систему, осуществляющую классификацию и оценку эмоционального состояния водителя. Для реализации классификатора использовались сразу несколько методов: наивный байесовский классификатор, машина опорных векторов(SVM), адаптивная сеть нечеткого вывода(ANFIS), дерево принятия решений и другие. В результате авторами было предложено разбиение уровней эмоционального состояния по возбуждению – высокий стресс и низкий стресс, и по валентности – эйфория и дисфория.



На базовой станции распознаются эмоциональные состояния и строится 3D-модель мимики лица



ЭМГ- датчики закрепляются на лице, дыхательные датчики с помощью пояса на груди, ЭКГ- на груди, КГР – на руке

Для исследования состояния усталости водителей греческие ученые применяли динамические и статические байесовские сети. В качестве анализируемых факторов использовались качество сна, условия труда, условия окружающей среды, биологические ритмы, а также физиологические сигналы — движение глаз, движение головы и выражения лица.

Индийские ученые (Birla Institute of Technology and Science) произвели измерение уровня стресса водителя, на основе фотоплетизмографического сигнала и КГР. На основе амплитудно-временных параметров исходных сигналов и пульсограммы авторы выделили множество критериев, по которым производится определение уровня стресса. Основой в работе является статистический метод определения стресс-тренда, связанный с прогнозированием значений сигнала, на основе изучения тренда сигнала. Так например, в данном методе анализируется показатель, рассчитанный как разница между фактическим значением функции и значением, предсказанным с помощью экспоненциально взвешенного скользящего среднего (EWMA) предыдущих значений.



Создается впечатление что управлять автомобилем в такой обвязке датчиков просто невозможно!



В качестве программной среды исследователи используют Biotrace+

Австралийские ученые из Технологического университета Сиднея (University of Technology Sydney) произвели оценку электрокардиограммы и вариабельности ритма сердца во время проведения лабораторного теста симуляции вождения. Измеряемым интегральным показателем стало состояние тревоги и усталости.



Исследовались 12 участников. Для каждого отмечались значения тревоги(fatigue) и усталости(alert). В качестве классификатора применялась нейронная сеть прямого распространения и с обратной связью

Рассчитываемый на основе спектра ритма сердца индекс вагосимпатического взаимодействия(балансовый показатель LF/HF) послужил идентификатором перехода от сонного/утомленного состояния к состоянию тревоги. В результате оказалось, что балансовый показатель уменьшается с увеличением усталости, в то время как его увеличение показывает повышенную умственную нагрузку и состояние тревожности.

Все вышеперечисленные системы являются лабораторными разработками и пока не было их явного внедрения в исходном виде в производство и продажу. Конечно, в первую очередь это объясняется сложностью технической реализации систем, многопараметричностью измеряемых показателей, недостаточностью экспериментальной базы и видимо отсутствием необходимых стартап-площадок для вывода продукта на рынок.
Однако некоторые упрощенные системы подобного класса уже появились в продаже.

Стоит отметить, что данное устройство мы недавно закупили для своих лабораторных исследований. К сожалению спящих водителей протестировать пока не удалось, а вот на спящих инженерах система работает отлично!) При засыпании в бытовых условия, как и положено, возникают все указанные пробуждающие сигналы.

Компания Anti-Sleep Pilot предложила устройство, которое определяет, когда водителю пора остановиться и передохнуть. Anti-Sleep Pilot работает путем сравнения хранимых данных (времени суток, кто управляет автомобилем, сколько времени автомобиль был в пути без остановок). Время от времени гаджет издает звуки и светится оранжевым светом, чтобы разбудить заснувшего водителя. Сразу после звукового или светового сигнала водитель обязан коснуться корпуса системы. В зависимости от времени реакции, устройство определяет, бодрствует ли водитель или ему необходимо сделать перерыв.



Anti Sleep Pilot включает в себя:
-акселерометр, который регистрирует ускорение автомобиля, необходимое для анализа вождения;
-высокоточные часы, которые определяют время вождения и реакции, используемые для расчёта уровня утомления водителя;
-датчик света, который автоматически адаптирует подсветку дисплея, чтобы удовлетворять уровню окружающего освещения в автомобиле;
-звуковой датчик, также автоматически адаптирующий звуковые сигналы под уровень шума в автомобиле;
-сенсорный датчик, обеспечивающий простоту взаимодействия во время вождения;
-интеллектуальную кнопку включения/выключения для экономии заряда батареек, когда система не используется.


Компания хорошо зарекомендовала себя в железнодорожном транспорте, где ее телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ) помогает предотвращать засыпание водителей. Для автомобильного транспорта создана система поддержания работоспособности водителя Vigiton. Однако, засыпание — это довольно узкоспециализированная задача в оценке состояния всего организма. Сейчас в связи с нарастающими в геометрической прогрессии условиями повышенного стресса, агрессивности трафика, крайне необходимы системы, позволяющие фиксировать интегральные показатели состояния организма. Своевременная их индикации помогла бы значительно снизить количество конфликтных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий и как следствий чрезвычайных ситуаций. Всем желаю доброго пути!

Читайте также: