Средства сигнализации устройства и приборы безопасности

Обновлено: 07.07.2024

ГОСТ Р 52435-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Классификация. Общие технические требования и методы испытаний

Alarm intruder technical means. Classification. General technical requirements and test methods

Дата введения 2016-05-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным казенным учреждением Научно-исследовательский центр "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт по стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП ВНИИНМАШ).

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты"

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 1, 2020

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые технические средства охранной сигнализации.

Настоящий стандарт устанавливает классификацию основных видов технических средств охранной сигнализации, общие технические требования и методы испытаний технических средств охранной сигнализации, предназначенных для работы в системах охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации по ГОСТ 31817.1.1, системах централизованного наблюдения по ГОСТ Р 56102.1, интегрированных системах безопасности по ГОСТ Р 57674 .

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.002 Система стандартов безопасности труда. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.006 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.1.038 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.030 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные. Шумовые характеристики. Нормы. Методы испытаний

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ 7153 Аппараты телефонные общего применения. Общие технические условия

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 21128 Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергии. Номинальные напряжения до 1000 В

ГОСТ 27924 (МЭК 695-2-3-84) Испытания на пожароопасность. Методы испытаний. Испытания на плохой контакт при помощи накальных элементов

ГОСТ 30826 Стекло защитное многослойное. Технические условия

ГОСТ 31817.1.1 (IEC 60839-1-1:1988) Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения

ГОСТ 31462 Блоки оконные защитные. Общие технические условия

ГОСТ 32144 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения

ГОСТ 32321 Извещатели охранные поверхностные ударно-контактные для блокировки остекленных конструкций в закрытых помещениях. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 32563 Стекло с полимерными пленками. Технические условия

ГОСТ 34024 Замки сейфовые. Требования и методы испытаний на устойчивость к несанкционированному открыванию

ГОСТ 34025 Извещатели охранные поверхностные звуковые для блокировки остекленных конструкций помещений. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 5089 Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия

ГОСТ IEC 60065 Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности

ГОСТ IEC 60335-1 Бытовые и аналогичные электрические приборы. Безопасность. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 27.003 Надежность в технике. Управление надежностью. Руководство по заданию технических требований к надежности

ГОСТ Р 27.301 Надежность в технике. Управление надежностью. Техника анализа безотказности. Основные положения

ГОСТ Р 27.403 Надежность в технике. Планы испытаний для контроля вероятности безотказной работы

ГОСТ Р 50009 Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства охранной сигнализации. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50658 (МЭК 60839-2-4:1990) Системы тревожной сигнализации. Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 4. Ультразвуковые доплеровские извещатели для закрытых помещений

ГОСТ Р 50659 Извещатели радиоволновые доплеровские для закрытых помещений и открытых площадок. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50777 Извещатели пассивные оптико-электронные инфракрасные для закрытых помещений и открытых площадок. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50862 (EN 1143-1:2012) Сейфы, сейфовые комнаты и хранилища ценностей. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому

ГОСТ Р 50941 Кабина защитная. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51072 Двери защитные. Общие технические требования и методы испытаний на устойчивость к взлому, пулестойкость и огнестойкость

ГОСТ Р 51110 Средства защиты банковские. Общие технические требования

ГОСТ Р 51179 (МЭК 870-2-1-95) Устройства и системы телемеханики. Часть 2. Условия эксплуатации. Раздел 1. Источники питания и электромагнитная совместимость

ГОСТ Р 51222 Средства защитные банковские. Жалюзи. Общие технические условия

ГОСТ Р 51224 Средства защитные банковские. Двери и люки. Общие технические условия

ГОСТ Р 51242 Конструкции защитные механические и электромеханические для дверных и оконных проемов. Технические требования и методы испытаний на устойчивость к разрушающим воздействиям

ГОСТ Р 52434 (МЭК 60839-2-3:1987) Извещатели охранные оптико-электронные активные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52436 Приборы приемно-контрольные охранной и охранно-пожарной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52502 Жалюзи-роллеты металлические. Технические условия

ГОСТ Р 52551 Системы охраны и безопасности. Термины и определения

ГОСТ Р 52650 Извещатели охранные комбинированные радиоволновые с пассивными инфракрасными для закрытых помещений. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52651 Извещатели охранные линейные радиоволновые для периметров. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52931 Приборы контроля и регулирования технологических процессов. Общие технические условия

ГОСТ Р 52933 Извещатели охранные поверхностные емкостные для помещений. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 53325 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 53560 Системы тревожной сигнализации. Источники электропитания. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53702 Извещатели охранные поверхностные вибрационные для блокировки строительных конструкций закрытых помещений и сейфов. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 54126 Оповещатели охранные. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 54455 (МЭК 62599-1:2010) Системы охранной сигнализации. Методы испытаний на устойчивость к внешним воздействующим факторам

ГОСТ Р 54832 Извещатели охранные точечные магнитоконтактные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 55150 Извещатели охранные комбинированные ультразвуковые с пассивными инфракрасными для закрытых помещений. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 56102.1 Системы централизованного наблюдения. Часть 1. Общие положения

ГОСТ Р 56367 Сейфы и металлические шкафы для хранения гражданского оружия и патронов. Общие технические условия

ГОСТ Р 56742 Замки механические. Классификация. Общие положения

ГОСТ Р 57266 Сейфы для хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Требования, классификация и методы испытаний

ГОСТ Р 57278 Ограждения защитные. Классификация. Общие положения

ГОСТ Р 57383 Замки механические ключевые с сувальдным блоком секрета. Классификация по устойчивости к отмыканию

Устройства сигнализации, централизации и блокировки



Устро́йства сигнализа́ции, централиза́ции и блокиро́вки — совокупность технических средств, используемых для обеспечения безопасности и регулировки движения поездов. На магистральном транспорте российских железных дорог приняты самые жёсткие в мире критерии безопасности.

В первые десятилетия существования железных дорог безопасность движения поездов обеспечивалась за счет сотрудника железной дороги, подающего сигналы рожком. Впоследствии на станциях установили шнуровую систему управления семафорами. Стрелки для приёма поездов на тот или иной путь в большинстве своём переводили стрелочницы.

Содержание

История СЦБ

Поскольку в 1920-х годах телефонная связь и электрожезловая система не могли обеспечить нужную пропускную способность на железных дорогах, в этот период началось совршенствование систем сигнализации и связи на железных дорогах. Основные положения по применению автоблокировки на железных дорогах были разработаны в конце двадцатых годов профессором Я. Н. Гордеенко. Он создал систему четырёхзначной автоблокировки для однопутных участков, позволившую значительно увеличить их пропускную способность.

Большая заслуга в разработке новых средств СЦБ в 1930-х годах принадлежала коллективам ЦНИИ НКПС, Транссигналсвязьпроекта и специализированных заводов НКПС в Москве, Ленинграде, Киеве.

Следующим шагом в разработке СЦБ были полупроводниковые элементы. Это произошло в период 1960-1970-x годов. Первая станция на территории бывшего СССР с бесконтактной централизацией была использована на станции Резекне Балтийской железной дороге в 1968 году, а также на станции Обухово в 1969 году. Сейчас это часть Санкт Петербурга.

Период 1980—1990-ых годов известен внедрением микропроцессорных и компьютерных средств железнодорожной централизации. Появление микропроцессорной базы активировало строительство новых станционных систем. Первая система СЦБ с применением компьютеров была построена в Швеции на станции Гётеборг (1975). Система была разработана компанией Telefon AB L M Ericsson in Mölndal и основана двух компьютерах в режиме реального времени. Один из них был включен, другой — просто готов к работе. В СССР в разработке микропроцессорной СЦБ принимали участие железнодорожные институты Санкт Петербурга, и Харькова. А также институт ГипроТрансСвязь.

В разработке компьютерной СЦБ приняли участие следующие компании: Ericsson (Швеция), SEL, SEG, Siemens (Германия), Alcatel (Австрия), JNR (Япония), DSI (Дания)

Впервые на территории стран СНГ система микропроцессорной централизации отечественной разработки при стопроцентром исключении электромагнитных реле и рельсовых цепей была введена в 2008г. на промышленном транспорте Украины. Система МПЦ была разработана Научно-производственным предприятием "САТЭП" (Украина, [1]) под руководством профессора Харьковской Государственной Академии Железнодорожного Транспорта Кустова В.Ф. Рельсовые цепи, как наиболее ненадежные и опасные устройства СЦБ, были заменены микропроцессорными устройствами контроля путевых участков на основе счета осей подвижного состава; управление стрелками, сигналами и переездами обеспечено микропроцессорными объектными контроллерами, функциональная и логическая безопасность обеспечена за счет многоканальной резервированной структуры под управлением промышленных ЭВМ зависимостей МПЦ по мажоритарному принципу "2 из 3х".

Механизированные подъёмно-транспортные операции требуют неукоснительного соблюдения правил безопасности (нормативы ГОСТ 34463.1-2018). Помочь оператору грузоподъёмной машины призваны приспособления, проверка исправности которых – одно из условий безопасной эксплуатации техники.

Системы защиты грузоподъёмных кранов

башенный кран Manitowoc на строительной площадке на закате

Различают специализированные устройства безопасности и вспомогательные узлы. При неудовлетворительном состоянии этих узлов работа возможна ограниченное время, и при условии, что приняты альтернативные меры предосторожности. Приборы безопасности грузоподъёмных кранов не должны подменять собой субъективные решения оператора.

К средствам защиты относятся:

  1. Индикаторы уровня (кроме портальных и плавучих кранов на баржах, судах или понтонах).
  2. Стреловые упоры (исключая устройства с гидравлическим приводом).
  3. Системы блокировки тормозов и остановов.
  4. Встроенные удерживатели на гидравлических домкратах и стабилизаторах выносных опор.
  5. Зажимы, упоры для оборудования на рельсах (кроме портальных агрегатов).
  6. Звуковые сигнализаторы встроенного типа, доступные для крановщика.

Аппаратура управления кранами разных типов относится к двум категориям, в зависимости от продолжительности безотказной работы до следующего осмотра или ремонта. Для вспомогательных приборов безопасности категории I интервалы между осмотрами/проверками составляют семь календарных дней. Для изделий категории II предельный диапазон эксплуатации без контроля не может превышать 30 календарных дней.

Обратите внимание! За соблюдением сроков регламентного обслуживания следит специалист, имеющий профильное образование.

Категория I приборов и устройств безопасности грузоподъёмных кранов представляет следующую аппаратуру:

  • Устройства ограничения подъёма;
  • Электромеханические лимитатеры вылета стрелы;
  • Автоматические антиблокирующие агрегаты;
  • Средства защиты от двойной блокировки (исключение – краны с решётчатыми конструкциями, а также машины с грейферами, магнитной шайбой, ковшовые).

Оперативные средства, которые входят в категорию II:

  • Контроллеры угла/вылета стрелы;
  • Датчики угла гуська;
  • Индикаторы длины телескопической стрелы, когда номинальная грузоподъемность зависит от её длины;
  • Системы для взвешивания грузов;
  • Автоматической защиты от перенапряжения привода;
  • Корректировщики грузового момента;
  • Датчики положения выносных опор или стабилизаторов (для мобильных кранов);
  • Индикаторы вращения барабана наматывателя, если визуальный контроль невозможен с рабочего места крановщика.

Приборы безопасности башенных кранов

Размещение приборов и устройств, обеспечивающих безопасную работу башенного крана:

  1. Прибор сигнализации и отключения крана вблизи линий электропередач.
  2. Анемометр.
  3. Датчик усилий ограничителя грузоподъемности.
  4. Датчик ограничителя угла подъема стрелы.
  5. Концевой выключатель ограничителя высоты подъема крюка (груза)
  6. Звуковой сигнал
  7. Концевой выключатель ограничителя поворота башни
  8. Панель сигнализации ограничителя грузоподъемности
  9. Релейный блок ограничителя грузоподъемности
  10. Концевой выключатель ограничителя передвижения крана
  11. Инвентарная путевая линейка
  12. Тупиковые упоры
  13. Противоугонные устройства

Защитные системы мостовых кранов

Приборы безопасности мостовых кранов

Приборы и устройства безопасности мостовых кранов необходимы для безопасного перемещения грузов по производственным участкам. Визуальный контроль всей зоны обслуживания производится с рабочего места. В цехах горячей обработки это невозможно из-за установленных станков, выделений избыточного тепла и дыма. Поэтому совершенствованием средств защиты, возможно, установить и повышенную безопасность обслуживания мостовых кранов.

Сложные участки - железнодорожный ввод, где двигающийся с вагонами локомотив затрудняет наблюдение из кабины крановщика, а также действующие подъёмники вертикального типа, устанавливаемые у рабочих мест.

Стоит перечислить средства управления рассматриваемыми устройствами:

  1. Подключённые к цеховым компьютерам беспроводные датчики удалённого мониторинга и диагностики.
  2. Автоматизированные приводы для контроля интенсивности движения.
  3. Дистанционное управление.
  4. Системы предотвращения столкновений (для цехов с двухуровневым расположением подъёмно-транспортного оборудования).
  5. Детекторы перегрузки и положения.

Агрегаты оснащаются страховочными тросами и дорожками, назначение которых заключается в предохранении людей от падения с высоты. Они прокладываются на безопасном расстоянии вдоль троллѐй, чтобы гарантировать счастливый билет на жизнь даже практиканту ПТУ.

Указанные системы обязательны, если предельная высота работ:

  • 1200 мм – промышленность;
  • 1500 мм – судостроение;
  • 1800 мм – строительство;
  • 2400 мм – перегрузочные операции в портах и на станциях.

Защитные устройства на мобильных кранах

Приборы безопасности автомобильных кранов

Номенклатура и тип предохранительного устройства на кране автомобильном (обязательный перечень):

  1. Контроллер от перегрузки.
  2. Ограничитель хода.
  3. Предохранительные устройства.
  4. Аварийные приспособления.
  5. Механизмы, предотвращающие опасное действие на окружающую среду.

При конструировании и тестировании новой модели должны соблюдаться стандарты безопасности. Нужно проверить работу защитных механизмов. Эксплуатация доверяется опытным специалистам (подобные виды услуг закладываются в договоры на поставку).

Ограничитель крутящего момента, имеющийся на агрегате – это усилитель деформации, в котором используется дугообразная стальная пластина. Она преобразует продольную деформацию верхнего пояса в поперечную деформацию стальных пластин. В результате гибкий контакт исполняет противоперегрузочную и противоамплитудную функции.

Ограничитель подъёмного веса представляет собой силоизмерительное кольцо, жёстко связанное с направляющим роликом подъёмного троса или плунжера. При изменении нагрузки кольцо деформируется и подключается к различным управляющим триггерам.

Ограничитель веса решает две основные задачи:

  • Определяет скорость подъёма блока, когда нагрузка достигнет заданного значения;
  • Отключает мощность подъёмной цепи, если усилие превышает значение, допустимое для данной конструкции.

Действие всех защитных устройств направлено на то, чтобы автокран поднимал лёгкий груз на высокой скорости, а тяжёлый груз – на низкой. В случае перегрузки привод незамедлительно отключается.

Регламентные операции по обслуживанию техники выполняются структурами, которые располагают нужными измерительными и испытательными технологиями.


Приборы и устройства безопасности кранов должны соответствовать настоящим Правилам, государственным стандартам и другим нормативным документам.

1. Концевые выключатели, устанавливаемые на кране, должны включаться так, чтобы была обеспечена возможность движения механизма в обратном направлении.

2. Ограничитель механизма подъёма груза или стрелы должен обеспечить остановку грузозахватного органа при подъёме без груза и зазор между грузозахватным органом и упором у электрических талей — не менее50мм, у других кранов — не менее 200 мм. При скорости подъёма груза более 40 м/мин на кране должен быть установлен дополнительный ограничитель, срабатывающий до основного ограничителя, переключающий схему на пониженную скорость подъёма.

3. Ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей механизмов на следующем расстоянии до упора:

  • для башенных, портальных, козловых кранов и мостовых перегружателей и — не менее полного пути торможения;
  • для остальных кранов — не менее половины пути торможения.

При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных кранов, работающих на одном крановом пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500мм. Путь торможения механизма должен быть указан предприятием- изготовителем в паспорте крана.

4. Краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы ограничителем грузоподъёмности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъёма груза и изменения вылета в случае подъёма груза, масса которого превышает грузоподъёмность для данного вылета более чем на:

  • 15%- для башенных с грузовым моментом до 20 т м включительно и портальных кранов;
  • 10% — для остальных кранов.

У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.

5. Краны мостового типа должны быть оборудованы ограничителями грузоподъёмности (для каждой грузовой лебёдки), если возможна их перегрузка по технологии производства. Краны с переменной по длине моста грузоподъёмностью также должны быть оборудованы такими ограничителями.

Ограничитель грузоподъёмности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25%.

6. Стреловые краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматического отключения механизмов подъёма, поворота и выдвижения стрелы на безопасном расстоянии от крана до проводов линии электропередачи.

7. Стреловые краны для предотвращения их столкновения с препятствиями в стеснённых условиях работы должны быть оснащены координатной защитой.

8. Краны, кроме управляемых с подвесного пульта, должны быть снабжены звуковым сигнальным устройством, звук которого должен быть хорошо слышен в зоне работы крана. При управлении краном с нескольких постов включение сигнала должно быть, возможно с любого из них.

9. Козловые краны и мостовые краны- перегружатели должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие перекоса, возникающее при их передвижении, или оборудованы ограничителем перекоса автоматического действия.

10. У кранов с электроприводом, кроме кранов с электрическими талями, имеющих второй грузоупорный тормоз, должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трёх фаз питающей электрической сети.

11. Краны мостового типа должны быть оборудованы устройством для автоматического снятия напряжения с крана при выходе на галерею.

У мостовых кранов, вход на которые предусмотрен через галерею моста, такой блокировкой должна быть оборудована дверь для входа на галерею.

12. Дверь для входа в кабину управления, передвигающуюся вместе с краном, со стороны посадочной площадки должна быть снабжена электрической блокировкой, запрещающей движение крана при открытой двери.

Если кабина имеет тамбур, то такой блокировкой снабжается дверь тамбура.

13. В кабине стрелового крана должны быть установлены указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы). В случае, когда управление выносными опорами крана осуществляется вне кабины, на неповоротной раме крана должен быть установлен дополнительный указатель угла наклона крана.

14. Башенные краны с высотой до верха оголовка башни более 15м, козловые краны с пролётом более 16м, портальные краны, мостовые краны- перегружатели должны быть снабжены прибором (анемометром), автоматически включающим звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте для рабочего состояния крана.

15. Краны, передвигающиеся по крановому пути на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами в соответствии с нормативными документами.

16. Противоугонные устройства с машинным приводом должны быть оборудованы приспособлением для приведения их в действие вручную.

17. Краны, передвигающиеся по крановому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг, о друга должны быть снабжены упругими буферными устройствами.

18. Краны (кроме электрических талей) и грузовые тележки, передвигающиеся по крановому пути, должны быть снабжены опорными деталями на случай поломки колёс и осей ходовых устройств.

19. У стреловых кранов с изменяющимся вылетом и гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.

У башенных кранов такие устройства должны быть установлены, если при минимальном вылете угол между горизонталью и стрелой превышает 70 градусов.

Выключающие устройства

Выключающие устройства представляют собой систему рычагов, воздействующих при определенных положениях на концевые выключатели. По своему назначению выключающие устройства, устанавливаемые на кранах, можно подразделить на:

  • выключающие устройства механизмов передвижения крана и грузовой тележки — для автоматического выключения механизма передвижения в случае приближения крана или тележки к крайнему положению;
  • выключающие устройства механизма изменения вылета стрелы — для выключения привода стреловой лебедки в конечных положениях стрелы;
  • выключающие устройства механизма подъема — для автоматического отключения привода грузовой лебедки в крайнем верхнем положении крюковой подвески (грейфера, захвата);
  • выключающие устройства механизма поворота — для автоматической остановки механизма поворота крана в случаях предусмотренных проектом производства работ.

Главным прибором в системах устройств является концевой выключатель, представляющий собой аппарат с электрическими контактами, при размыкании которых прерывается цепь электродвигателя и тормозного привода непосредственно или с помощью вспомогательной цепи управления.

Концевые выключатели должны включаться в электрическую цепь так, чтобы была обеспечена возможность движения механизма в обратном направлении. Установка выключающих устройств определяется безопасным расстоянием тормозного пути исполнительных механизмов при их отключении.

Указатели грузоподъемности и наклона кранов

Стреловые башенные и краны на ходовом устройстве, грузоподъемность, которых изменяется с изменением вылета, снабжаются указателями грузоподъемности, соответствующими установленному вылету.

Указатель грузоподъемности показывает величину грузоподъемности в зависимости от вылета. Устанавливается указатель в нижней части стрелового оборудования или в кабине в поле зрения крановщика и позволяет визуально определить, какой груз может быть поднят краном при данном положении стрелы.

Указатель грузоподъемности установленный на автомобильном кране КС-3574, состоит из таблички, находящейся в кабине справа от машиниста, тяги и указательной стрелки, поэтому при изменении наклона стрелы соответственно будет изменяться и положение указательной стрелки, которая покажет допустимую величину поднимаемого груза. Табличка (шкала) указателя градуируется на длину стрелы в метрах с учетом допустимой для данных вылетов грузоподъемности в тоннах. Стреловые краны на ходовом устройстве оснащаются указателями наклона (креномерами), которые показывают величину наклона крана

по отношению к горизонту в градусах. Широкое распространение получили маятниковые, шариковые, жидкостные и электромеханические креномеры.

Принцип действия жидкостных указателей основан на свойстве воздушного шарика сохранять крайнее верхнее положение в жидкости, заключенной под сферической крышкой.

На кранах с механическим приводом применяют указатели наклона, принцип действия которых, основан на свойстве свободно подвешенного маятника, сохранять вертикальное положение в любом положении опорной рамы. Он представляет собой стрелку, висящую на упругой нити и самоустанавливающуюся в пространстве по отвесу. Угол наклона крана определяется по шкале. Электромеханический креномер состоит из датчика крена и панели сигнализации, которая устанавливается в кабине крановщика.

Датчик представляет собой сосуд, заполненный маслом, в котором помещен пластмассовый маятник, подвешенный на нити. К донышку маятника прикреплена катушка генератора. При наклоне крана на 3 градуса наводится электродвижущая сила в генераторе и подается питание в электрическую цепь креномера, в результате срабатывает реле, и на панели сигнализации одновременно гаснет зеленая лампочка и загорается красная, предупреждающая крановщика о превышении угла наклона рана.

Ограничители грузоподъемности и средства защиты кранов от перегрузки

Ограничители грузоподъемности устанавливаются на стреловые краны на ходовом устройстве, башенные краны, а также на другие грузоподъемные машины по требованию нормативной документации. По конструктивному исполнению ограничители подразделяются на: механические, электромеханические, электронные и микропроцессорные.

В соответствии с требованиями Правил, стреловые краны оснащаются или переоснащаются на современные микропроцессорные ограничители нагрузки кранов, обеспечивающих координатную защиту и регистрацию параметров работы грузоподъемных машин.

Выполнение этого требования реализовано в микропроцессорных моделях ограничителей нагрузки крана типа ОНК-140.

Ограничители оснащается блоком телеметрической памяти, предназначенного для регистрации величины и длительности статических и динамических нагрузок крана в течение всего срока службы, а также регистрации информации о включениях механизмов крана, текущих параметрах и длительности операций, выполняемых краном в течение последних 4 часов работы.

Информация, считанная с блока телеметрической памяти, может быть использована при анализе аварийных ситуаций, так и при определении степени износа крана.

Средства сигнализации

Грузоподъемные краны, на которые распространяются Правила, оснащаются различными сигнализаторами, обеспечивающими их безопасную работу.

Анемометр — устанавливается на башенные, козловые и портальные краны, требующих оборудования устройствами аварийной ветровой защиты и измерения скорости ветра.


Анемометр: 1 – корпус; 2 – полуцилиндр; 3 – спица; 4 — валик; 5 – тахогенератор.

Анемометр состоит из измерительного пульта, датчика скорости ветра, соединительного кабеля и кабеля питания. Датчик устанавливается на оголовке башенного крана, на кронштейне. Принцип его работы основан на преобразовании скорости ветра в электрический сигнал, передаваемый на измерительный пульт. Измерительный пульт размещается в кабине крановщика и информирует его, на цифровом индикаторе, о превышении скорости ветра для данного типа крана. При достижении измеряемых параметров допустимых значений для данного типа крана включается исполнительное устройство переключения цепей сигнализации и управления противоаварийных устройств.

Стреловые самоходные краны кроме железнодорожных, оснащаются автоматическими сигнализаторами опасного напряжения,

включающими звуковой сигнал оповещения в случае приближения стрелы к находящимся под напряжением проводам ЛЭП. Принцип действия приборов основан на регистрации электрической составляющей электромагнитного поля ЛЭП антенными датчиками емкостного типа.

Читайте также: