Стартер ст130 включает в себя

Обновлено: 04.07.2024

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А2
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 600
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 600
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ2
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 062

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 007
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 2
Модель: СТ130А2
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 003

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 300

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 107
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 1
Модель: 130Т
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 010

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: 130Т
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 110
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: 130Т
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Выключатель зажигания (замок зажигания)
Порядковый номер детали: 010
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 150
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А1
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 220

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А1
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 200
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ14
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 005
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ4
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 007
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ4
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 006
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 1
Модель: РС14Б1
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 800
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 1
Модель: РС14
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 032
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 1
Модель: РС14
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 033

Кол-во на "0": 1
Модель: РС14
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 034

Кол-во на "0": 1
Модель: РС14
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 032

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 016
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 015
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 017

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А1
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 008
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ14
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 020
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 404

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 403

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 400
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 100

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 610
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 603
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 2
Кол-во на "0": 2
Кол-во на "0": 2
Кол-во на "0": 2
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 601
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 604
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 606
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 2
Кол-во на "0": 2
Кол-во на "0": 2
Кол-во на "0": 2
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 602
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 012

Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 080

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 120
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: ФЭ
Группа: Тормоза
Подгруппа: 3599
Порядковый номер детали: 164

Кол-во: 4
Кол-во на "0": 4
Кол-во на "0": 4
Кол-во на "0": 4
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 303
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 320

Кол-во: 4
Кол-во на "0": 4
Кол-во на "0": 4
Кол-во на "0": 4
Модель: СТ21
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 304
Дополнительно: Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Кол-во: 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Кол-во на "0": 1
Модель: СТ130А3
Группа: Электрооборудование
Подгруппа: Стартер
Порядковый номер детали: 403

Позвольте поделиться своими скромными познаниями в данной области - может сгодится кому.
Для начала - справочная информация:

Изображение

Источник - Краткий автомобильный справочник НИИАТ,стр.162-163
На наших двигателях применяются три типа стартеров:СТ-15,Ст-130 и СТ-230
СТ-15 - с механическим приводом,встречал две разновидности:с пряммыми шлицами на якоре и с винтовыми/соотв. и бендикса разные/.Передние крышки бывают как алюминиевые,так и чугунные.Идентичен стартеру СТ-8 автомобилей ГАЗ;при замене бендикса может быть установлен на ЗиСовский двигатель.Имеет немного другую форму рычага.У ранних выпусков - задняя крышка железная штампованная,у поздних - алюминиевая литая.Что бы отличить,какие шлицы,надо при нажатии на рычаг смотреть на бендикс - на винтовых шлицах он выходит с некоторым поворотом при неподвижном якоре;на прямых - соотв. идет прямо.

Изображение

Изображение

СТ-130 - с дистанционным приводом,имеет универсальную переднюю крышку,которая идет и на Зил-130,и на 157;хотя кажется бывают и с вырезом только под 130й,точно не помню.При установке бендикса 11 зубов подходит на 157ой.Втягивающее подходит от СТ-117/Москвич-412/

Изображение

СТ-230 - Родные модификации - СТ-230Д с мех.приводом,СТ-230И со втягивающим.
Вкорячить можно любой стартер из этой серии со следующими переделками:
СТ-230Б;Б2 - замена бендикса
СТ-230К - замена бендикса и передней крышки
СТ-230А - бендикс,крышка и сердечник втягивающего
Механические:
СТ-230Е;Л - замена бендикса;отличаются формой рычага

Изображение

Слева - крышка ЗиЛ-130,линия выреза смещена относительно крепежных отверстий,в центре - наша крышка,линия выреза совпадает с отверстиями;справа - от СТ-130

Изображение

Бендиксы:сверху-СТ-15 прямой шлиц;СТ-15 винтовой шлиц;СТ-130;на якоре-СТ-230;внизу-ЗиЛ-130 и ГАЗ

Изображение

Слева - переделка из ГАЗоновского СТ-230Е,а справа - мое творчество:крышка чугунная-на чермете нашел,якорь и бендикс-СТ-230,статор и зад - от СТ-222/трактор Т-16;Т-25/.Получилась вполне работоспособная конструкция!
Вроде все сказал.Надеюсь,Совет Стаи меня не осудит слишком строго.
Буду рад поправкам и дополнениям.

Стартер Зил СТ-2А

Пуск двигателя ЗИЛ-375 осуществляется с помощью стартера СТ2, а двигателя ЗИЛ-375Я4 — стартером СТ130.
Стартер СТ2 герметизирован резиновыми уплотнителями и установкой металлического колпака со стороны коллектора, а стартер СТ130 — пылебрызгозащищенный.
Стартеры представляют собой электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения. Включение стартеров дистанционное, через вспомогательные реле. Посадочные места и подсоединительные размеры стартеров одинаковые.
Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя автомобиля Урал не должна превышать 10 с. Если двигатель не пустился, через 30-40 с повторить пуск. После трех-четырех неудавшихся попыток проверить систему питания и зажигания и устранить неисправность.
Как только двигатель начнет работать, немедленно отпустить кнопку стартера, так как муфта свободного хода привода стартера не рассчитана на длительную работу.
Запрещается включать стартер при работающем двигателе и прокручивать трансмиссию стартером.
Вспомогательное электромагнитное реле РС502 служит для включения тягового реле стартера.
Технические данные реле РС502:
Номинальное напряжение – 12 В.
Напряжение включения – 9 В.
Напряжение выключения 3-4 В.
Сопротивление обмотки – 30 Ом.
У реле зазор между зачищенными контактами должен быть не менее 0,4 мм, регулируют подгибом ограничителя. Зазор между якорем и сердечником катушки при замкнутых контактах должен быть не менее 0,2 мм. Напряжение включения регулируют увеличением или уменьшением натяжения пружины, которое обеспечивается подгибанием хвостовика держателя.

Техническое обслуживание стартера СТ

При техническом обслуживании необходимо проверить состояние коллекторно-щеточного узла и контакты реле. При загрязнении или подгаре поверхность коллектора протереть тряпкой, смоченной в бензине, или прочистить мелкозернистой стеклянной шкуркой.
Щетки должны свободно, без заеданий, перемещаться в щеткодержателях. Щетки заменять, если они износились по высоте до 7 мм. Усилие щеточных пружин проверять динамометром.
Проверка состояния контактов реле, величины осевого люфта якоря стартера и вылета шестерни привода стартера должна проводиться в мастерской, располагающей всеми необходимыми инструментами и измерительными приборами.

Ремонт стартера СТ

Разборка. Стартер, подлежащий ремонту, очистить от грязи и разобрать в следующей последовательности:

  • для снятия тягового реле у стартера СТ130 снять крышку тягового реле, расшплинтовать палец серьги сердечника реле и вынуть его, снять прокладку крышки, защитную пластину и резиновую прокладку силового реле, отсоединить выводной провод обмоток стартера и перемычку, отвернуть болты крепления;
  • для снятия тягового реле у стартера СТ2 отсоединить выводной провод обмоток стартера и перемычку, отвернуть винты крепления тягового реле к крышке со стороны привода, отсоединить серьгу регулировочного винта от рычага привода, при необходимости разобрать тяговое реле;
  • снять защитную ленту (СИЗО) или защитный колпак (СТ2), отсоединить провода щеток, вынуть щетки из щеткодержателей, вывернуть стяжные болты и снять крышку со стороны коллектора и корпус стартера;
  • вынуть ось рычага привода, снять рычаг, отвернуть винты крепления промежуточного подшипника к крышке со стороны привода и вынуть якорь вместе с приводом и регулировочными шайбами;
  • снять регулировочные шайбы, сдвинуть упорную втулку в сторону шестерни, снять пружинное кольцо, которое находится под упорной втулкой;
  • снять упорное кольцо, привод и промежуточный подшипник.

При необходимости разобрать привод, для чего: снять первое стопорное кольцо с направляющей втулки, упорную шайб, малую пружину, первую половину поводковой муфты, второе стопорное кольцо, вторую половину поводковой муфты привода, конусную пружину и упорную шайбу пружины.
Контроль деталей. После разборки детали и узлы стартера тщательно очистить от грязи и проверить.
Проверить, нет ли межвитковых замыканий обмоток якоря, катушек возбуждения, замыкания на массу изолированных щеткодержателей, обмоток катушек возбуждения и якоря.

Допустимый износ цапф вала якоря 0,05 мм, взаимное биение цапф не более 0,1 мм. Зазор между втулками и валом якоря допускается не более 0,15 мм. Минимально допустимый диаметр коллектора после проточки 37,3 мм, биение коллектора относительно цапф вала более 0,05 мм недопустимо.
При износе отверстий втулок в крышках и промежуточном подшипнике более 0,02 мм их необходимо заменить новыми. Диаметры отверстий новых втулок после запрессовки и развертки с шероховатостью поверхности Ra 0,63 мкм должны быть: в крышке со стороны коллектора 16,20-16,24 мм; в промежуточном подшипнике 19,07-19,21 мм; в крышке со стороны привода 12,500-12,535 мм.

Перед запрессовкой новых медно-графитовых втулок их необходимо просушить в течение 1 ч при 100-150° С, а затем пропитать в машинном масле при 180-200° С в течение 2 ч.

Привод стартера осмотреть снаружи и проверить на отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицевой части вала. При износе отверстия втулок привода более 0,03 мм их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть 14,00 мм, а шероховатость поверхности Ra 0,63 мкм.

При удержании якоря шестерня привода должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверку муфты на пробуксовку проводят при испытании стартера на полное торможение.
Проверить с помощью омметра сопротивление, которое должно быть: для втягивающей обмотки 0,33+0,01, а для удерживающей- 1,00+0,03 Ом. В случае неисправности обмоток реле у стартера СТ2 заменить катушку, а у стартера СИЗО — тяговое реле.

Выводные болты зачистить, а при сильном выгорании повернуть их на 180°. При сильном износе контактного диска повернуть его неизношенной стороной к контактам.
Сборка стартера. Перед сборкой смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала маслом для двигателя, а резиновые уплотнительные кольца (СТ2) — тормозной жидкостью. Резиновые прокладки и кольца заменять после каждой разборки.
Стартер собирают в порядке, обратном разборке.

Осевой люфт якоря стартера допускается не более 1 мм. Эта величина устанавливается регулировочными шайбами. Зазор между шестерней и упорным кольцом при полностью втянутом якоре реле и выбранном люфте привода должен быть 2,5±1,0 мм. Регулировать зазор в следующем порядке:

  • на стартере СТ2 снять реле вместе с якорем и серьгой, а на стартере СИЗО снять защитный кожух рычага и отсоединить серьгу регулировочного винта якоря от рычага привода;
  • завертывая или вывертывая регулировочный винт якоря реле, довести зазор до требуемой величины. Следует иметь в виду, что один оборот регулировочного винта соответствует передвижению шестерни на 1,7 мм.

Окончательную регулировку вылета шестерни проверять при включенном тяговом реле. Для этого присоединить плюсовой зажим аккумуляторной батареи к зажиму обмоток реле, а минусовой зажим — к корпусу (массе) стартера.

  • После регулировки стартер СТ2 проверить на герметичность следующим образом:
  • на крышку стартера со стороны его привода надеть стакан со штуцером для подвода воздуха;
  • стартер погрузить в пресную воду комнатной температуры на глубину 50-100 мм;

внутри стартера создать избыточное давление воздуха 0,1- 0,2 кгс/см2. Испытание проводить в течение 5 мин.

Стартер считается выдержавшим испытание на герметичность, если в течение 3 мин отсутствует выделение пузырьков воздуха из одного и того же места реле и стартера.
После сборки и регулировки проверить работу стартера на контрольно-испытательном стенде.
При включении стартера привод должен перемещаться по шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины.

Исправность стартера, правильность его сборки и регулировки определяют проверкой на холостом ходу и при полном торможении. В процессе испытаний стартера на холостом ходу проверяют частоту вращения якоря, величину потребляемого тока. Если ток, потребляемый стартером, не соответствует данным технической характеристики, а частота вращения якоря уменьшена, это свидетельствует о наличии перекосов, задевании или неравномерных зазорах между якорем и полюсными сердечниками.

Причиной уменьшения силы тока и частоты вращения якоря может быть плохое соединение контактов электрической цепи стартера или слабый прижим щеток и коллектору. Чрезмерно большой силы ток и малая частота вращения якоря указывают на короткое замыкание в электрической цепи стартера или на неправильную установку щеток (положительные щетки поставлены на место отрицательных).
При проверке стартера при полностью заторможенном якоре стартера определяют потребляемый ток и величину тормозного момента, развиваемого стартером.

Во избежание перегрева стартера испытание проводится в течение короткого времени.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА СТАРТЕРА СТ130 АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

На двигателе ЗИЛ-130 применяют стартер СТ130, а на двигателе ЗИЛ-131—СТ2, герметизированный.


Рис. 28. Стартер СИЗО: а — регулировка хода рычага; б — регулировка хода якоря и шестерни привода; в — регулировка вспомогательного реле стартера

Стартеры имеют электромагнитное силовое реле 2 (рис.28), при помощи которого шестерня стартера вводится в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя.

Включение стартера осуществляется включателем зажигания, при этом подключается вспомогательное реле и включает цепь стартер — аккумуляторная батарея.
При повторном ТО-2, в зависимости от состояния агрегата, проверяют и регулируют стартер, снимая его с автомобиля.
Перед регулировкой проверяют исправность стартера и электрическую цепь стартер — аккумуляторная батарея.
Состояние цепи стартер—аккумуляторная батарея имеет важное значение для пуска двигателя. Ослабление крепления клемм этой цепи, их загрязнение или окисление приводят к увеличению сопротивления и падению напряжения, подводимого к стартеру, что уменьшает мощность стартера.

Рабочая поверхность коллектора стартера должна быть гладкой, без каких-либо следов подгорания. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях. Давление пружин на щетки коллектора должно быть в пределах 800 — 1300 Г для стартера СТ130 и 1200—1500 Г — для стартера СТ2. Усилие упругости пружин проверяют динамометром.
При загрязнении или подгорании коллектор следует протереть чистой тряпкой, смоченной бензином, и при необходимости зачистить коллектор стеклянной шкуркой зернистостью С-80 или С-100. Щетки необходимо заменять, если они имеют износ более 7 мм (высота новой щетки 14 мм).
В связи с тем, что у стартера СТ2 нет легкосъемной защитной ленты коллектора, а имеется герметизированный защитный колпак, посаженный на корпус с двумя уплотнительными резиновыми кольцами, его следует спрессовывать при осмотре коллектора и щеток. Колпак спрессовывают сжатым воздухом, подводимым со стороны привода через штуцер специальной муфты, герметично посаженной на корпус крышки 12 привода стартера.
Шестерня привода стартера должна свободно перемещаться вдоль вала якоря стартера. Убедившись в исправности узлов, приступают к проверке и регулировке величины хода шестерни привода стартера и величины хода якоря силового реле в следующем порядке.
Величина хода шестерни 10 (рис. 28, а) ограничивается упорным кольцом 11 с определенным зазором между шестерней и кольцом. Для замера зазора надо, составив электрическую цепь, подсоединить от аккумуляторной батареи плюсовый провод к клемме 1 силового реле, а минусовый провод — к массе стартера, при этом якорь 3 реле втянется внутрь реле и при помощи рычага 7 выдвинет шестерню 10 привода. В этот момент замеряют зазор, причем люфт шестерни должен быть выбран легким отжатием шестерни в сторону коллектора. Зазор,

замеренный измерительной линейкой, должен быть 1,5—3,5 мм. Если зазор не соответствует указанной величине, необходимо отрегулировать силовое реле. При этом одновременно проверяют замыкание подвижного дискового контакта силового реле с неподвижными контактами выводных клемм. В конце хода шестерни привода контакты должны замкнуться и включить стартер.

Реле регулируют винтом 4 (см. рис. 28, б), ввернутым в якорь 3 (см. рис. 28, а) и соединенным серьгой 5 с рычагом 7 привода. Для регулировки следует расшплинтовать и вынуть палец 6 и отъединить серьгу 5, затем, взявшись рукой за серьгу, вращать регулировочный винт 4 (рис. 28, б). При увеличенном зазоре между шестерней и упорным кольцом следует завернуть винт, а при уменьшенном зазоре—вывернуть регулировочный винт якоря реле, доведя зазор до указанного размера, зная, что один обооот регулировочного винта соответствует передвижению шестерни привода вдоль оси якоря стартера на
1,7 мм.
При регулировке величины хода якоря реле и шестерни привода стартера СТ2 надо снимать силовое реле со стартера, так как у него нет снаружи доступа к регулировочному винту, ввернутому в якорь реле.
После регулировки стартера СТ130 необходимо соединить серьгу якоря с рычагом привода и зашплинтовать палец.
Закончив регулировку величин хода якоря реле и шестерни привода, устанавливают упорный винт 14 так, чтобы рычаг 7, надетый на ось 15, находясь в нейтральном положении, соприкасался с винтом 14. Для этого надо ключом 9 ослабить контргайку 13 и отверткой 8 вращать винт, как показано на рис. 28, а, после чего винт закрепить контргайкой.
У стартера СТ2 упорного винта нет: рычаг привода упирается в прилив корпуса крышки привода стартера.
После регулировки, установив стартер на автомобиль, проверяют его включение и работу.
При техническом обслуживании стартера следует также проверять вспомогательное (блокировочное) реле, установленное на передней стенке кабины под капотом. Вспомогательное реле РС24-Б служит для включения электрической цепи стартера и предохранения контактов включателя зажигания от тока большой силы, потребляемого силовым реле включения привода стартера.
Для проверки и регулировки надо снять реле с автомобиля и открыть его крышку. Перед регулировкой надо зачистить контакты и проверить зазор щупом, как показано на рис. 28, в. Зазор между контактами 20 якорька 18 регулируют, подгибая переднюю стойку 19. При регулировке вспомогательного реле зачищать контакты и регулировать зазор следует только в том

случае, если имеется подгорание контактов Зачищать контакты следует плоским надфилем или стеклянной шкуркой, после чего контакты надо протереть чистой тряпкой, смоченной спиртом или бензином.

Напряжение на клеммах катушки реле при замыкании контактов регулируют изменением натяжения спиральной пружины 17, подгибая отверткой или специальным ключом хвостовик 16. При завышенном значении напряжения пружину ослабляют, а при заниженном — натягивают. Таким способом устанавливают напряжение 7—8 в, необходимое для включения цепи стартера. Закончив регулировку, вспомогательное реле устанавливают на автомобиль и включают его в цепь электрооборудования.

Техническая характеристика вспомогательного реле
Напряжение на клеммах катушки, в

Конструкция

Стартер Зил 130

Планетарный редуктор усиливает вращение стартера, что благоприятно сказывается на проворачивании коленвала. Вообще, данный вариант механизма имеет сравнительно больший КПД, меньше требует вольт при запуске на холодный мотор, имеет удобные габариты. Если падает напряжение АКБ, пускатель сберегает все рабочие возможности.

Подключение стартера осуществляется по простой схеме. Выводов здесь четыре:

  • два верхних контактных болта соединяют устройство с тяговым реле и втягивающей обмоткой;
  • самая верхняя клемма на боковой части агрегата — отвечает за добавочное сопротивление;
  • длинный болт на боковой части — подача плюса от АКБ.

Характерные неисправности

Обычно стартер модели 130 выделяется следующими неполадками:

  • ослабевает крепление стартера к кузову;
  • забиваются грязью зубья шестерни или на них появляются заусеницы — признаком этой неисправности становится сильный скрежет;
  • окисляются контакты или зависают щётки — стартер медленно вращает коленчатый вал;
  • происходит внутренний пробой обмоток — пусковое устройство никак не реагирует на зажигание.

Обслуживание

Рекомендуется проводить обслуживание стартера каждое второе ТО. Вот какие операции надо осуществлять в этот период:

  • продувать демонтированный стартер мощной струёй воздуха, чтобы очистить от скопившейся пыли и грязи — либо надо чистить в разобранном состоянии;
  • осматривать коллектор, рабочая поверхность которого не должна иметь прогаров или дефектов;
  • проверять щётки — должны свободно передвигаться;
  • диагностировать контакты реле;
  • проверять перемещение привода по валу ротора.

Проверка стендом

Чтобы грамотно протестировать стартер, его надо вначале подключить к стенду без нагрузки. Время проверки не должно превышать одной минуты. Если величина тока не будет соответствовать нормам, пусковое устройство придётся разбирать.

Устройство стартера Зил

1 – стартер в сборе; 2 – щиток стартера; 3 – реле включения стартера; 4 – выключатель зажигания; 5 – шпилька стяжная; 6 – крышка со стороны коллектора; 7 – шайба; 8 – пружина щетки; 9 – траверса в сборе; 10 – щеткодержатель; 11, 12 – катушка полюсов в сборе; 13 – коллектор; 14 – якорь; 15 – подшипник; 16 – шайба; 17 – чашка; 18, 19 – пружины; 20 – направляющая втулка с шестерней; 21 – втулка отводки; 22 – диск контактный; 23 – винт полюса; 24 – корпус стартера в сборе; 25 – реле стартера в сборе; 26 – защитный кожух; 27 – прокладка; 28 – рычаг в сборе; 29 – крышка со стороны привода; 30 – вкладыш; 31 – фильц; 32 – заглушка; 33 – контактные болты; 34 – прокладка изоляционная; 35 – контакт гибкий.

Другой способ — испытание в режиме холостого хода. Стартер крепится на стенде, затем подключается к АКБ. Включается электродвигатель максимум на 1 минуту. В процессе теста нужно определить частоту вращения ротора и величину потребляемого напряжения — тахометр в помощь. Значения, полученные в ходе проверки, обязаны соответствовать нормам. В противном случае это укажет на задевание и перекосы вала, а также на аметрию между ротором и полюсами. А вот чрезмерно высокий ток — свидетельство КЗ. Также причиной малой амплитуды вращения стартера Зил-130 может стать слабое соединение клемм в электроцепи или недостаточный прижим щёток.

Следующий этап — диагностика вторичного реле. Оно должно активироваться в границах 7-8 В и отключаться на отметках 3-4 В. Наконец, электродвигатель подвергают тесту под нагрузкой при целиком застопорённом роторе. При этом определяется ампераж и количество оборотов, развиваемых стартером.

Разборка и дефектовка

Стартер Зил-130 разбирается в следующей последовательности:

  • отворачивается крепление реле;
  • снимается кожух;
  • отделяется реле, прикреплённое к стартеру ярмом;
  • вынимаются щётки из держателя;
  • отворачиваются стяжные шпильки;
  • демонтируется крышка;
  • снимается корпус электродвигателя;
  • отворачивается рычажная ось с рычагом;
  • вынимается ротор вкупе с приводом;
  • снимается якорь с вала;
  • отсоединяется диск с контактами.

После этого нужно переходить к непосредственной проверке деталей. Все основные компоненты обязаны быть подвергнуты тщательному осмотру.

Тестирование электрической составляющей осуществляется на ППЯ-5. Это трансформатор с индикатором и шкалой. Установлен он в коробке, напряжение получает от сети переменного тока. Ротор стартера надо положить сначала на призмы прибора, затем только его включить. Иначе это приведёт к сгоранию обмоток трансформатора. Ниже приводится порядок проведения теста.

  • В первую очередь надо проверять на наличие пробоев: один конец контактного щупа приложить к оси ротора, другим — поочерёдно пройтись по всем ламелям коллектора. Если имеется замыкание на массу, индикатор прибора загорится. Можно также определить точное место замыкания, используя разницу отклонений стрелки на шкале ППЯ в момент прикладывания щупа к поверхностям ламелей.
  • Затем проверяется наличие межвиткового замыкания. Это делается с помощью омметра. Но также возможно определить по увеличению температуры прибора. Обмотку ставят на накладку, затем помещают в трансформатор, включают прибор. Если в течение 5 минут обмотка не нагреется, КЗ нет.

Сборка стартера проводится в обратной последовательности. Для большего удобства установки вального стопора, рекомендуется использовать специальную оправку.

Регулировка

Схема подключения стартера

В первую очередь, настройка подразумевает проверку зазоров:

  • между осью ротора и корпусом стартера — допускается не более 1 мм, регулируется специальными шайбочками;
  • между шестернёй и стопором при оттянутом до упора роторе реле — не более 4 мм.

Чтобы грамотно определить зазор, надо соединить плюсовую клемму АКБ с концами обмоток втягивающего реле, а минусовой провод аккумулятора — с поверхностью стартера. Бендикс должен быть выдвинут. Что касается непосредственно регулировки:

  • снимается перемычка между главной клеммой пускателя и втягивающим реле;
  • отворачиваются крепления, снимается задняя крышка в соединении с ротором и поправочным шурупом;
  • если зазор большой, винт надо ввернуть, и наоборот, если уменьшен — отвернуть;
  • собрать всё на место.

Выбор среди аналогов

Оригинальное устройство стоит порядка 10 тыс. рублей. Маркируется деталь артикулом СТ230К4-3708000. Встречаются и подделки, поэтому надо внимательно осматривать корпус стартера на наличие посторонних надписей, повреждений, несоответствий.

За гораздо меньшую сумму денег можно приобрести аналоги. Они не сильно отличаются по техническим характеристикам. Например, Pekar 230K43708000 можно купить за 7 тыс. рублей. Но выбор заменителей не так широк, как хотелось бы. Зил-130 модель устаревшая, этим данный факт и объясняется. Есть также вариант приобретения работоспособного б/у изделия.

Читайте также: