Стажировка водителя при перевозке опасных грузов

Обновлено: 02.07.2024

стажировка

стажировка

Подскажите, сколько можно минимально назначать количество смен стажировки. Водителю грузового автомобиля категории С? Стаж работы 3 года в другой организации (работал водителем автобуса) Стаж не прерывался.

Пост. №175 п. 25. Руководитель организации с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов утверждает перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, и устанавливает ее продолжительность (не менее двух рабочих дней) в зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ.
Думаю, двух смен, будет вполне достаточно.

Привет. Выдрал из нашего внутреннего РД.
Водитель грузового автомобиля:
- имеющих удостоверение на право управления автотранспортными средствами категории “В”, “С” и не работавших водителем грузового автомобиля,- не менее 40 часов;
- имеющих удостоверение на право управления автотранспортными средствами категории “В”, “С” и работавших водителем автомобиля менее одного года, - не менее 30 часов;
- имеющих удостоверение на право управления автотранспортными средствами категории “В”, “С”, “Е” и работавших водителем автомобиля, но не управлявших более одного года,- не менее 30 часов;
- имеющих удостоверение на право управления автотранспортными средствами соответствующей категории и работавших водителем грузового автомобиля, но не управлявших маркой грузового автомобиля, на котором предстоит работать, - не менее 8 часов;
- имеющих удостоверение на право управления автотранспортными средствами соответствующей категории и свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, но не осуществлявших ранее перевозку опасных грузов, - не менее 120 часов;
- имеющих удостоверение на право управления автотранспортными средствами соответствующей категории и свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, работающих водителями грузового автомобиля, перевозящего опасные грузы, но не осуществлявших перевозку определенных классов опасных грузов, которые предстоит перевозить,- не менее 40 часов.

которая разрабатывалась на основании Инструкции о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 2 декабря 2002г. № 42.
В Минтрансовской Инструкции расписано о стажировке водителей автомобилей такси и автобусов.
Слышал, что в эту Инструкцию будут внесены изменения (добавят стажировку водителя грузового автомобиля).

Стажировка водителей при приеме на работу

При переходе на новое место работы каждому, вне зависимости от опыта, водительского стажа, классности, практических навыков вождения, требуется адаптация к новому транспортному средству.

Стажировка водителей при приеме на работу позволяет сделать это, не подвергая опасности жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Законодательное регулирование

Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.

Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта, в которых озвучены ее условия и сроки проведения.

Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.

Приказ Министерства транспорта РФ No 59 от 11.09.16 г. утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения водителей.

Этот документ опирается на нормы трудового законодательства, иных законодательных актов и представляет собой перечень необходимых условий, при которых водитель может быть допущен к управлению транспортным средством в конкретных условиях работы предприятия.

При этом, почасовые нормы проведения стажировки данным приказом строго законодатель строго не регламентирует. Сколько времени проводится стажировка, на каких условиях — решать работодателю, исходя из конкретных условий труда в организации.

Существует еще и Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 No 1/29, в котором скупо упоминается о стажировке, а также об экзамене после ее прохождения. Документ касается только водителей, которые перевозят опасный или вредный груз, а другие категории в нем не затрагиваются.

Кто стажер?

В каких случаях проводится стажировка водителей автобусов или автомобилей:

  1. Водитель впервые садится за руль транспортного средства данного типа;
  2. Начинает работать на новом маршруте движения;
  3. Больше одного года не работал водителем;
  4. Не имеет водительского стажа, только что окончил обучение;
  5. Собирается работать в сложных горных условиях, на дорогах с повышенной опасностью.

Посмотрите видео об обучении водителей автобусов:

Категории водителей

Эти нормы привязаны к категориям шоферов, в зависимости от вида транспортного средства:

  • Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
  • Новичкам срок может быть продлен до месяца.
  • Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
  • Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
  • Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.

Стажировку иногда путают с испытательным сроком. Однако это разные вещи. Подробнее в этой статье.

Этапы стажировки

Сначала кандидат на должность проходит ряд инструктажей: вводный инструктаж, по охране труда, по БДД в конкретной рабочей среде. Затем выходит на маршрут и отрабатывает стажировку за рулем.

Инструктажи проводятся привлеченными или штатными сотрудниками организации, имеющими подтвержденное соответствующими квалификационными документами право проводить их.

Обязательный вводный инструктаж для стажера включает в себя:

Есть и теоретическая часть

  • Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
  • Требования к безопасности управления ТС.
  • Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
  • Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
  • Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
  • Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
  • Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.

Теоретический разбор маршрута проводит компетентный сотрудник, как правило, водитель-наставник, на которого возложена обязанность проведения стажировки. Далее под руководством наставника осуществляется и выезд на линию.

Навыки вождения отрабатываются в различных практических ситуациях, с которыми может столкнуться водитель. Учитываются такие факторы, как:

  • Время суток.
  • Погодные условия.
  • Сложность (напряженность) потока на трассе в разное время дня, дни недели.
  • При перевозке пассажиров берется во внимание интенсивность пассажиропотока, способность соискателя работать в тех или иных ситуациях, психологическая стабильность в работе с большим количеством людей.

Важным моментом является практическая отработка проблемных моментов на маршруте:

  • Аварийных ситуаций и их устранения.
  • Вызова специальных спасательных служб.
  • Устранения мелких поломок ТС.
  • Работы с пассажирами в аварийных и нештатных ситуациях.

Здесь можно скачать образец программы стажировки водителя.

Мастер-наставник

Наставника для новичка выбирает руководство организации из водителей, безупречно выполняющих свои обязанности длительное время.

Основные требования к нему, это:

У наставника должен быть большой стаж

  1. Безаварийная езда в течение 12 месяцев на маршруте стажировки. Аварии, возникшие не по вине наставника, в расчет не берутся.
  2. Стаж наставника — важнейший показатель. Для водителей грузовиков и легковых авто его срок определен в 3 года и более. Обязательный стаж наставника, если речь идет о водителе автобуса, еще выше. Не менее 5 лет потребуется сотруднику в этом случае, чтобы ему могли поручить наставничество новичка.

При проведении стажировки на право управления микроавтобусом или автобусом в ее предмаршрутной части, как правило, водитель — наставник действует не один.

Подключаются специальные сотрудники транспортных служб, на которых возложены контролирующие функции, для совместной эффективной работы.

Экзамен

Для водителей, связанных с перевозкой опасных грузов, согласно новому положению упомянутого документа No 1/29, на предприятии имеют право провести итоговый экзамен.

Руководство организации отслеживает процесс стажировки. Обычно эта обязанность возлагается на главного инженера, или другого, аналогичного по статусу и квалификации, сотрудника. Окончательное решение по результатам принимает руководитель, и несет за него полную ответственность.

Оформление результатов

Основной документ стажировки (стажировочный лист) утвержденной унифицированной формы не имеет. В каждой организации она разрабатывается индивидуально, и, как правило, включается во внутренние регламентные документы, утверждается руководителем.

Пример такого документа:

Стажировочный лист

В стажировочный лист, помимо общих сведений о работнике, реквизитов, обязательных для любого документа, включают и специальную информацию:

  • Сведения о транспортном средстве, на котором проводилась стажировка (модель, тип, марка).
  • Маршруты движения, время проведения, особенности проведения.
  • Сведения о мастере-наставнике, контролирующих стажировку лицах.
  • Компетентное заключение аттестованного специалиста, назначенного руководителем, обязанность которого контролировать стажировку, и координировать работу всех ее участников.

Стажировочный лист хранится в организации в течение пяти лет.

Оплата

Это время подлежит оплате

Многие руководители, да и соискатели, уверены, что вопрос оплаты стажировки вообще не стоит как таковой, поскольку в Трудовом Кодексе нет отдельных статей об этой процедуре.

Однако, это не совсем так. Следуя положениям статьи 59 ТК РФ, где речь идет о срочном трудовом договоре, время стажировки подлежит оплате.

Исходя из логики этой статьи, стажировка должна фиксироваться срочным трудовым договором. Сроки договора устанавливаются по времени стажировки. На основании его и возникает право соискателя, и обязанность работодателя произвести оплату.

Сумма всегда рассчитывается, исходя из минимального размера оплаты труда. Нарушение этого положения карается строго Трудовой инспекцией.

Стажировка водителей — обязательная, законодательно закрепленная процедура. Ее цель — помочь будущему сотруднику адаптироваться к новому транспортному средству, маршруту, максимально быстро и эффективно. Время стажировки и ее условия определяет руководитель организации — нанимателя.

Решение о приеме на работу по завершении процедуры принимается на основании стажировочного листа.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Также рекомендуем к прочтению:

Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:

Перевозка опасных грузов

Для водителя

Грузоперевозки, связанные с перемещением материалов повышенной опасности – особый род деятельности, требующий от исполнителей соблюдения установленных законодательством условий. В предлагаемом материале рассматриваются требования к водителю при перевозке опасных грузов с учетом подготовки, медицинского освидетельствования, документального сопровождения рейсов.

Опасные грузы

К опасным грузам относят материалы, неблагоприятно влияющие на экологическую ситуацию и здоровье человека. Их классификация представлена в Оранжевой книге ООН. Единая международная классификация предусматривает девять классов (с подклассами).

Транспортировка опасных грузов

Порядок перевозки грузов повышенной опасности автомобильным транспортом регламентирован:

  • ДОПОГ – европейским соглашением о перемещении автомобилями опасных грузов;
  • Правительственным Постановлением № 2200, принятым в декабре 2020 года и утвердившим новые правила автоперевозок в России;
  • приказом Минтранса РФ № 179, подписанным в июле 2011 года, с порядком выдачи спецразрешения на подобные транспортные операции;
  • приказом Минтранса РФ № 52, вступившим в силу в феврале 2013 года, с административным регламентом, определяющим порядок взаимодействия должностных лиц соответствующих ведомств при оформлении разрешения на перевозку опасных грузов, сроки выдачи;
  • приказом Минтранса РФ № 73, принятым в августе 1995 года, с правилами опасных автотранспортных перевозок.

В соответствии с условиями действующего законодательства к автомобильным перевозкам грузов повышенной опасности допускают компании, получившие разрешение в органах транспортного надзора. Выдача такого разрешительного документа, помимо соблюдения прочих условий, предполагает наличие в штате водителей, обученных ДОПОГ и имеющих соответствующее свидетельство.

Опасные грузы

Требования к подготовке водителя

Требования к водителям, транспортирующим опасные грузы, определены разделом 5.1 Правил автоперевозок материалов повышенной опасности, утвержденных приказом Минтранса РФ № 73 и положениями ДОПОГ.

Общие

Общие условия (кроме соответствия обычным требованиям, обязательным для любых водителей) предполагают проведение:

  • квалификационной подготовки с обучением по ДОПОГ;
  • инструктажа с требованиями безопасности на маршруте;
  • предварительного (при приеме на работу), периодического и предрейсового медосмотра.

Необходимо соблюдать действующие ПДД и выполнять условия выданного разрешения на данную транспортную операцию.

Обучение ДОПОГ осуществляется специализированными учебными центрами, обладающими соответствующей лицензией.

Программа подготовки предусматривает базовый курс, обязательный для всех водителей, перевозящих опасные грузы, специальные разделы, необходимость прохождения которых зависит от характера перемещаемых материалов и задействованной техники.

Специальные

С учетом характера перевозимых грузов в дополнение к общему базовому курсу проходят обучение по специализированным программам с изучением особенностей перевозки грузов первого класса опасности, в автоцистернах, доставки радиоактивных материалов.

Объем программ обучения приведен в таблице.

Вид курсаКоличество часов
теорияпрактика
Базовый (первичный)199
Базовый (переподготовка)96
Специализированные
Автоцистерны (первичный)124
Автоцистерны (повторный)62
Первый класс ОГ (первичный)93
Первый класс ОГ (повторный)42
Транспортировка радиоактивных компонентов (первичный)75
Перевозка радиоактивных компонентов (повторный)3,53,5

Экзамен проводят в виде тестов. Результат оформляет комиссия, состоящая из должностных лиц инспекции транспортного надзора соответствующего региона.

При успешной аттестации водителю выдают свидетельство ДОПОГ со сроком действия 5 лет.

Требования к водителю при ДОПОГ

Согласно п. 9.4 приказа Минтранса РФ № 287 от 28.09.2015 г., стаж работы водителя, перевозящего опасные грузы, должен быть не менее года. Обязательно отсутствие привлечения в течение предшествующих 12 месяцев к административной ответственности за нарушение ПДД.

Перед допуском к самостоятельной работе проходят обязательную стажировку под руководством опытных работников в соответствии с требованиями регламента предприятия. Наличие водительского стажа подтверждают выпиской из трудовой книжки при направлении на обучение по ДОПОГ.

Порядок поведения на маршруте регламентирует приказ Минтранса № 73, предусматривающий соблюдение:

  • ПДД;
  • предписанного разрешением маршрута;
  • условий, предусмотренных инструкцией по безопасности;
  • периодичности медицинских осмотров;
  • правил, предписанных для нештатных ситуаций.

Обязательно наличие свидетельства ДОПОГ и других документов.


Медицинский осмотр

Для водителей предусмотрено проведение следующих видов медосмотров:

  • первичного – при устройстве на работу;
  • периодического – по графику, составленному на предприятии, каждые три года;
  • предрейсовому – перед отправкой на маршрут.

Результаты первичного и периодического осмотров отражают в медицинских картах работников. Предрейсовую проверку подтверждает специальный штамп и подпись врача в путевом листе, без чего водителя не выпустят на маршрут.

Пакет документов

При перевозке опасных грузов от водителя требуется наличие:

  • свидетельства, подтверждающего допуск автомобиля;
  • удостоверения ДОПОГ;
  • путевого листа;
  • транспортной накладной;
  • лицензионной карты транспортного средства;
  • аварийной карточки с правилами обращения с опасным веществом;
  • утвержденного маршрута движения;
  • инструкции с правилами поведения в пути, действиями при нештатных ситуациях;
  • контактных данных ответственных сотрудников организации, обязанных контролировать грузоперевозку, с указанием ФИО, должности, телефона;
  • копии разрешения и договора грузоперевозки.

В дополнение к специальным документам необходимо иметь стандартный набор бумаг, обязательный для любого водителя – права, техпаспорт и регистрационное свидетельство авто, полис ОСАГО и диагностическая карта техосмотра.

Маршрут и стоянки

Маршрут утверждает транспортная организация, согласует с инспекцией Рострнаснадзора. При прокладывании пути следования избегают крупных городов, исторических памятников, природных заповедников. Если маршрут проходит через населенные пункты, перевозку нельзя осуществлять в непосредственной близости от мест проведения массовых мероприятий, больниц и школ.

При движении запрещено отклоняться от установленного пути, останавливаться вне графика, превышать скорость.

В случае остановки по причине технической неисправности машину обозначают красными фонарями и соответствующими знаками, согласно требованиям ПДД.

Перевозка опасных грузов

Аварийные ситуации

При возникновении чрезвычайной ситуации водитель обязан:

  1. Исключить доступ посторонних к месту происшествия.
  2. Уведомить об аварии ближайшее подразделение ГИБДД.
  3. Вызвать бригаду технической помощи.
  4. Оказать доврачебную помощь при наличии пострадавших.

Для локализации и устранения инцидента принимают меры с учетом требований аварийной карточки.

Контроль состояния и заправка ТС

При следовании по маршруту в обязанности водителя входит постоянный контроль технического состояния автомобиля. Если возникнет необходимость дозаправки, это запрещено выполнять на заправочных пунктах общего пользования.

Автомобили с опасными грузами заправляют на специализированных станциях. Заправка на общих АЗС разрешена на расстоянии не менее 25 м от заправочного пункта (топливо переносят в металлических канистрах).

Что запрещено

Водителю при перемещении опасных грузов запрещается:

  • резко трогаться с места и тормозить при движении;
  • осуществлять обгон ТС, движущихся быстрее 30 км/ч;
  • выключать двигатель и сцепление на спусках;
  • курить в машине;
  • разводить открытый огонь ближе 200 м от автомобиля;
  • оставлять машину без присмотра.

Запрещено совместно перевозить обычные и опасные материалы, присутствие в кабине посторонних лиц.

Требования к сопровождающим опасный груз

Водителя могут сопровождать другие лица, обеспечивающие опасную грузоперевозку – экспедиторы, охранники, дозиметристы, операторы и пр. К этому персоналу предъявляют такие требования:

  • соблюдение порядка действий и выполнение обязанностей, согласно утвержденным должностным инструкциям и нормативным документам;
  • наличие свидетельства, подтверждающего законность сопровождения груза;
  • проведение специального инструктажа о правилах ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Свидетельство сопровождающего работника действительно, если предъявляется вместе с удостоверением личности.

Ответственность водителя за нарушения ДОПОГ

Согласно ст. 12.21.2 КоАП РФ, нарушение правил перевозки грузов повышенной опасности, отсутствие должного допуска, неполный комплект обязательных документов, недостаточная маркировка автомобиля или его несоответствие нормам безопасности грозит водителю штрафом в размере 2 000–2 500 рублей либо изъятием прав на срок от 4 месяцев до полугода.

Штраф за менее серьезные нарушения составляет от 1 000 до 1 500 руб.

Требования законодательства по подготовке и допуску водителей к перемещению грузов повышенной опасности объясняются высокими рисками таких транспортных операций. Назначенное наказание за нарушение предписанных условий несоизмеримо с возможными последствиями нештатных ситуаций.

Перевозки опасных грузов

8.2.1.2
Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны пройти базовый курс подготовки. Подготовка осуществляется в виде курсов, утвержденных компетентным органом. Основные цели подготовки заключаются в том, чтобы ознакомить водителей с рисками, связанными с перевозкой опасных грузов, и дать им базовую информацию, необходимую для сведения к минимуму вероятности происшествия, а в случае происшествия – для принятия мер, необходимых для обеспечения безопасности водителя, других людей и окружающей среды и для ограничения последствий происшествия. Эта подготовка, включающая индивидуальные практические занятия, является базовой для всех категорий водителей и охватывает, по меньшей мере, темы, указанные в пункте 8.2.2.3.2.

8.2.1.3
Водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы во встроенных или съёмных цистернах вместимостью более 1 м³, водители транспортных средств-батарей общей вместимостью более 1 м³ и водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м³ на одной транспортной единице, должны пройти специализированный курс подготовки по перевозке в цистернах, охватывающий, по меньшей мере, темы, указанные в пункте 8.2.2.3.3.

8.2.1.4
Водители транспортных средств, перевозящих вещества или изделия класса 1, за исключением веществ и изделий подкласса 1.4, группа совместимости S (см. дополнительное требование S1 в главе 8.5), водители MEMU, перевозящих смешанные грузы веществ или изделий класса 1 и веществ класса 5.1 (см. пункт 7.5.5.2.3), и водители транспортных средств, перевозящих некоторые радиоактивные материалы (см. Специальные положения S11 и S12 в главе 8.5), должны пройти специализированные курсы подготовки, охватывающие, по меньшей мере, темы, указанные в пунктах 8.2.2.3.4 или 8.2.2.3.5.

8.2.1.5
Посредством соответствующих подтверждающих записей, вносимых в его свидетельство каждые пять лет компетентным органом или любой организацией, признанной этим органом, водитель транспортного средства должен быть способен доказать, что в течение года, предшествовавшего дате истечения срока действительности его свидетельства, он прошел переподготовку и сдал соответствующий экзамен. Новый срок действительности начинается с даты истечения предыдущего срока действительности свидетельства.

8.2.1.6
Начальная подготовка или переподготовка по программе базового курса и начальная подготовка или переподготовка по программе специализированного курса могут осуществляться в рамках всеобъёмлющих курсов, проводимых на комплексной основе, в одни и те же сроки и одной и той же обучающей организацией.

8.2.1.7
Курсы начальной подготовки, курсы переподготовки, практические занятия и экзамены, а также роль компетентных органов должны соответствовать положениям раздела 8.2.2.

8.2.1.8
Все свидетельства о подготовке, соответствующие требованиям настоящего раздела и выданные компетентным органом одной из Договаривающихся сторон или любой организацией, признанной этим органом, в соответствии с образцом, приведенным в пункте 8.2.2.8.3, признаются в течение срока их действительности компетентными органами других Договаривающихся сторон.

8.2.2
Специальные Требования к подготовке водителей

8.2.2.1
Необходимые знания и навыки приобретаются с помощью теоретических и практических занятий. Для проверки полученных знаний проводится экзамен.

8.2.2.2
Обучающая организация обеспечивает знание и учёт преподавателями-инструкторами изменений в правилах перевозки опасных грузов и в требованиях к подготовке персонала для осуществления перевозки таких грузов. Подготовка должна быть связана с практикой. Программа подготовки должна соответствовать утверждению и основываться на темах, упомянутых в пунктах 8.2.2.3.2 – 8.2.2.3.5. Начальная подготовка и переподготовка должны также включать индивидуальные практические занятия (см. пункт 8.2.2.4.5).

8.2.2.3 Структура подготовки

8.2.2.3.1
Начальная подготовка и переподготовка проводятся в виде базового курса и, при необходимости, специализированных курсов.

    а) общие требования, регулирующие перевозку опасных грузов;

b) основные виды опасности;

с) информация о защите окружающей среды при осуществлении контроля за перевозкой отходов;

d) превентивные меры и меры по обеспечению безопасности при различных видах опасности;

e) меры, принимаемые в случае аварии (оказание первой помощи, обеспечение безопасности дорожного движения, основы использования защитного снаряжения и т. д.);

f) маркировка, знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета;

g) что надлежит и что запрещается делать водителю при перевозке опасных грузов;

h) назначение и способы эксплуатации технического оборудования, установленного на транспортных средствах;

i) запрещение совместной погрузки в одно и то же транспортное средство или в один и тот же контейнер;

j) меры предосторожности, принимаемые при погрузке и разгрузке опасных грузов;

k) общая информация, касающаяся гражданской ответственности;

l) информация о мультимодальных перевозках;

m) обработка и укладка упаковок;

b) специальные требования, предъявляемые к транспортным средствам;

c) общие теоретические знания в области различных систем наполнения и опорожнения;

b) специальные требования, предъявляемые к упаковке, обработке, совместной погрузке и укладке радиоактивных материалов;

8.2.2.4 Программа начальной подготовки

    Базовый курс — 18 занятий 1

Специализированный курс по перевозке в цистернах — 12 занятий 1

Специализированный курс по перевозке веществ и изделий класса 1 — 8 занятий

1 Для практических занятий, упомянутых в пункте 8.2.2.4.5, ниже, требуется дополнительное учебное время, которое будет зависеть от числа обучаемых водителей.

8.2.2.4.2
Общая продолжительность всеобъёмлющего курса может определяться компетентным органом, который не должен изменять продолжительность базового курса и специализированного курса по перевозке в цистернах, но может дополнять их укороченными специализированными курсами по классам 1 и 7.

8.2.2.4.3
Продолжительность одного занятия составляет, как правило, 45 минут.

8.2.2.4.4
Ежедневно разрешается проводить, как правило, не более восьми занятий.

8.2.2.4.5
Индивидуальные практические занятия должны проводиться в дополнение к теоретической подготовке и должны охватывать, по меньшей мере, оказание первой помощи, тушение пожара и меры, принимаемые в случае происшествия или аварии.

8.2.2.5 Программа переподготовки

8.2.2.5.1
Переподготовка, организуемая на регулярной основе, имеет целью обновить имеющиеся у водителей знания; она должна охватывать последние изменения в области техники и законодательства, а также изменения, связанные с перевозимыми веществами.

8.2.2.5.2
Переподготовка должна быть пройдена до истечения срока, упомянутого в пункте 8.2.1.5.

8.2.2.5.3
Продолжительность переподготовки, включая индивидуальные практические занятия, должна составлять не менее двух дней.

8.2.2.5.4
В течение каждого учебного дня разрешается проводить, как правило, не более восьми занятий.

8.2.2.6 Утверждение курсов подготовки

8.2.2.6.1
Курсы подготовки подлежат утверждению компетентным органом.

8.2.2.6.2
Утверждение выдается лишь на основании письменных заявлений.

    a) подробная программа подготовки, в которой указываются изучаемые темы, расписание занятия и планируемые методы обучения;

b) квалификация и профиль деятельности обучающего персонала;

c) информация о помещениях, в которых проводятся курсы, и учебных материалах, а также о средствах, используемых для практических занятий;

    a) подготовка осуществляется в соответствии с документами, прилагаемыми к заявлению;

b) компетентный орган вправе направлять назначенных им лиц для присутствия на курсах подготовки и экзаменах;

c) компетентный орган заблаговременно извещается о сроках и месте проведения каждого курса подготовки;

8.2.2.6.7
Если после утверждения курса подготовки обучающая организация намерена внести какие-либо изменения в те или иные детали, учитывавшиеся при утверждении, то она должна сначала получить соответствующее разрешение компетентного органа. Это относится, в частности, к изменениям, касающимся программы подготовки.

8.2.2.7 Экзамены

8.2.2.7.1
Экзамены по базовому курсу начальной подготовки

8.2.2.7.1.1
После завершения базовой подготовки, включая практические занятия, проводятся экзамены по базовому курсу.

8.2.2.7.1.2
В ходе экзамена кандидат должен показать, что он обладает знаниями, пониманием и практическими навыками, которыми должен владеть профессиональный водитель транспортных средств, перевозящих опасные грузы, как предусмотрено базовым курсом подготовки.

8.2.2.7.1.3
С этой целью компетентный орган или экзаменационная комиссия, назначенная этим органом, готовит перечень вопросов по темам, кратко изложенным в пункте 8.2.2.3.2. Экзаменационные вопросы должны выбираться из этого перечня. До соответствующего экзамена кандидаты не должны знать содержания вопросов, выбранных из перечня.

8.2.2.7.1.4
По всеобъёмлющему курсу может проводиться единый экзамен.

8.2.2.7.1.5
Каждый компетентный орган осуществляет контроль за проведением экзамена.

8.2.2.7.2
Экзамены по специализированному курсу начальной подготовки по перевозке в цистернах или по перевозке взрывчатых веществ и изделий или радиоактивных материалов

8.2.2.7.2.1
После сдачи экзамена по базовому курсу и после прохождения специализированного курса по перевозке в цистернах или по перевозке взрывчатых веществ и изделий или радиоактивных материалов кандидат допускается к сдаче соответствующего экзамена.

8.2.2.7.2.2
Этот экзамен проводится и контролируется на основе тех же требований, которые изложены в пункте 8.2.2.7.1.

8.2.2.7.3.1
После прохождения переподготовки кандидат допускается к сдаче соответствующего экзамена.

8.2.2.7.3.2
Этот экзамен проводится и контролируется на основе тех же требований, которые изложены в пункте 8.2.2.7.1.

8.2.2.8 Свидетельство о подготовке водителя

    a) по завершении базового курса подготовки при условии успешной сдачи кандидатом экзамена в соответствии с пунктом 8.2.2.7.1;

8.2.2.8.3
Свидетельство должно соответствовать приведенному ниже образцу. Рекомендуется, чтобы это свидетельство имело такой же формат, как и формат европейского национального водительского удостоверения, а именно А7 (105 мм × 74 мм), или представляло собой лист, который в сложенном вдвое виде соответствовал бы этому формату.

Образец свидетельства о подготовке водителя

8.2.3
Подготовка лиц, участвующих в автомобильной перевозке опасных грузов, кроме водителей, имеющих свидетельство в соответствии с разделом 8.2.1

Лица, обязанности которых связаны с автомобильной перевозкой опасных грузов, должны в соответствии с главой 1.3 получить подготовку в области требований, регулирующих перевозку таких грузов, соразмерно их обязанностям и функциям. Это требование распространяется на лиц, нанятых на работу автотранспортным предприятием или грузоотправителем, работников, занимающихся погрузкой или разгрузкой опасных грузов, работников транспортно-экспедиторских и грузовых агентств, а также водителей транспортных средств, участвующих в автомобильной перевозке опасных грузов, кроме водителей, имеющих свидетельство в соответствии с разделом 8.2.1.

Автомобильные перевозки грузов

Автомобильные перевозки

Доставка грузов автомобильным транспортом
в любую точку России и континента.

Стажировка водителей с 1 января 2021 года

С 1 января 2021 года вступает в силу большое количество новых нормативных документов, связанных с автомобилями и их эксплуатацией. Актуальный список этих документов Вы можете найти в разделе "Альманах".

В данной статье речь пойдет о новых правилах стажировки водителей при приеме на работу.

Документ, вступающий в силу с 1 января 2021 года, носит название "Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Предшествующий документ имеет точно такое же название, однако по содержанию они очень сильно различаются. Например, традиционное понятие "стажировка" с 1 января будет заменено на понятие "испытание". Кроме того, есть и еще несколько важных нововведений:

Что представляет из себя профессиональный отбор водителя?

Профессиональный отбор включает в себя:

  • подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
  • испытание.

Профессиональный отбор водителя состоит из двух частей. На первом этапе, также как и раньше, работодатель проверяет водительское удостоверение и документы об образовании работника.

Что касается второго этапа, то его традиционное название "стажировка" заменили на новый термин "испытание".

Отмена собеседования при приеме водителя на работу

9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.

Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.

Испытание водителя вместо стажировки

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее - водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

В данном пункте есть несколько важных нововведений:

1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.

2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.

Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.

3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.

Обновленное содержание листа стажировки

18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:

  • номер стажировочного листа;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дата и время прохождения, количество часов стажировки;
  • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

12. Лист испытаний содержит следующие сведения:

  • номер листа испытаний;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

В данном пункте есть 2 важных нововведения.

Во-первых, сам документ переименован из листа стажировки в лист испытаний.

Во-вторых, из текста документа исключен раздел, содержащий замечания водителя-наставника по работе стажера.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что если Ваша организация занимается приемом водителей на работу, то до 1 января 2021 года ей придется пересмотреть порядок приема на работу, а также разработать новые формы документов.

Также рекомендую Вам ознакомиться с полным текстом Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта:

Удачи на дорогах!

Рекомендуем также прочитать: Новые водительские удостоверения с марта 2011 года. Обязательна ли замена прав? Поправки в КоАП с 1 сентября 2013 года Как проверить водительское удостоверение по базе ГИБДД? Регламент сдачи экзамена в ГИБДД с 1 сентября 2016 года Можно ли передавать документы сотрудникам ГИБДД на цепочке? Медицинская справка для замены водительского удостоверения в 2022 году

Добрый день! В данный момент есть полное непонимание в вопросе "испытания" водителей в соответствии с п.7 Приказа Минтранса №264 от 29.07.2020. Судя по Приказу Минтранса нужно прописывать в трудовой договор срок испытания (по-старому стажировки), и получается, что работодатель лишается испытательного срока 3 месяца. можно ли и провести испытания в течение 2-3 дней и сохранить испытательный срок 3 месяца?

Елена-333, здравствуйте.

А какую задачу Вы хотите решить в данном случае? Чтобы работодатель имел возможность уволить работника в течение 3-х месяцев, но при этом работник фактически проходил испытание в течение 3-х дней?

С 1 января 2021 года указанные понятия не разделяются. То есть, Вы можете выбрать срок испытания по своему усмотрению, именно в течение этого срока работник будет фактически проходить испытание и в течение этого срока будет возможность уволить его без выплаты выходного пособия.

Удачи на дорогах!

Добрый день! Объясните, пожалуйста, ожидается массовый прием водителей с другой организации в связи с реорганизацией. По статье 70 ТК РФ срок испытания при приёме переводом работнику не может быть установлен. Но, по новым правилам, мы обязаны устанавливать испытание для всех водителей. Как быть в этом случае?

Вера2020, здравствуйте.

Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, пункт 7:

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее - водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 70 ТК РФ:

Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

.

лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

То есть, в описанной ситуации испытание не требуется.

Удачи на дорогах!

Сергей-997, здравствуйте.

2. Вы можете сделать один документ и назвать его "Лист стажировки (испытания)".

3. Если водитель не меняет место работы, то испытание не требуется.

4. Если водитель имел перерыв в трудовой деятельности и устраивается на работу, то ему требуется стажировка.

Удачи на дорогах!

Не согласна с отменой стажировки или ее заменой на испытание. Это две разные вещи. Постановление Минтруда от 13.01.2003 № 1/29 пунктом 2.2.2 обязывает работодателя обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Водители относятся к этой категории. Т.о. полагаю, что по ноым правилам имеют место быть и стажировка и испытание. Каково ваше мнение?

Добрый день! Каким нормативным документом руководствоваться с января 2021 года при проведении инструктажей по БДД с водительским составом?

Ольга-315, здравствуйте.

Укажите реквизиты нормативного документа, который Вы использовали до января 2021 года. На их основании я проверю, действует ли старый документ и, если нет, поищу для него замену.

Удачи на дорогах!

Добрый день! При проведении инструктажа по БДД с водительским составом руководствовались приказом Минтранса от 15.01.2014 номер 7. Его отменили, чем теперь руководствоваться?

Ольга-315, здравствуйте.

Проверил, приказ номер 7 от 15.01.2014 года утратил силу, на замену ему документы не публиковались. Что делать в данной ситуации - не понятно.

К сожалению, это не единственный нормативный документ, который отменен с 1 января 2021 года и для которого не выпущена замена. С предрейсовым техническим контролем ситуация точно такая же.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! Если водитель работает на школьном автобусе 11 лет,2018 году пересел с автобуса ПАЗ на Ford нужно ли его стажировать

Виктор-200, здравствуйте.

Сейчас водитель пересаживается на другое транспортное средство? Или Ваш вопрос относится к 2018 году?

В любом случае, если водитель не меняет работодателя, а просто пересаживается на другой автомобиль, стажировка не требуется.

Читайте также: