Стеклоподъемники с функцией в одно касание

Обновлено: 01.07.2024

  Стеклоподъемники

Нажми на кнопочку — окно и откроется

. И гордый профиль принца отделяется от нас плавно поднимающимся стеклом "Чайки". Эта сцена в самом начале фильма по повести "Будьте готовы, Ваше Высочество!" познакомила широкие массы советского "привилегированного класса" с элементом комфорта автомобилей для номенклатуры. Сегодня возможность пожужжать разного рода приводами имеют владельцы довольно большого количества автомобилей. "Командовать" можно креслами, замками, зеркалами. Самая популярная сфера применения электрического, а иногда и гидравлического привода — стеклоподъемники.

От ленточки до кнопочки
Первые автомобили с закрытыми кузовами во многом повторяли по конструкции конные экипажи. Это касалось и стеклоподъемников. Для подъема и опускания стекла использовалась лента с петлей на конце, прикрепленная к середине нижней поперечины рамы стекла. При опущенном стекле верхняя часть петли торчала из подоконника. Потянув ее, можно было поднять стекло. Впрочем, большинство автомобилей были тогда с открытыми кузовами и проблема стеклоподъемников не стояла — стекол просто не было. Еще на моделях 30-х годов можно было встретить открытые кузова — фаэтоны — у которых к дверям пристегивались тканевые верхние части с целлулоидными окошками. Но закрытые модели уже получили к тому времени механические стеклоподъемники, с вращающейся рукояткой.
Считается, что впервые электрические стеклоподъемники появились на концепткаре General Motors Y-Job в 1940 году. А уже на моделях 1941 года они стали доступны массовому покупателю. Кроме Buick и Cadillac GM электрические стеклоподъемники можно было встретить и на роскошных моделях конкурентов — Packard, Chrysler и Lincoln.
В России стеклоподъемники с "неручным" приводом появились в 1945 году — на автомобиле высшего класса — ЗиС-110. Его бронированная версия для высшего руководства, ЗиС-115, имела пуленепробиваемые стекла толщиной 75 мм в металлических рамах — они весили без малого центнер каждое, и вручную, конечно, поднимать их было тяжеловато. Поэтому на ЗиС-115 применялись настоящие гидравлические домкраты с качающимся рычагом. У "простых" ЗиСов стояли обычные гидравлические цилиндры, и процесс подъема-опускания стекла управлялся нажатием кнопки. Выбор гидравлики для привода стеклоподъемника объяснялся "соображениями безопасности" — если требовалось быстро опустить стекло (террориста, там, пристрелить или, может быть, крикнуть народу что-нибудь ободряющее), открывали клапан и стекло падало в дверь. Кстати, гидроприводы использовались и на знаменитом представительском Mercedes-Benz 600 1963 года — у него они применялись даже для регулировки сидений.
На североамериканском континенте, поглощенном в послевоенные годы процессом повышения уровня жизни, вместе с ростом размеров и мощности двигателей автомобилей, происходило массовое внедрение модных новинок. Дошло до того, что к концу 70-х на многих моделях ручные стеклоподъемники вообще не предусматривались. В Европе же электроприводы стекол устанавливались лишь на самых дорогих моделях. Объясняется такое пренебрежение к комфорту не консервативностью, а прежде всего экономическими соображениями — дополнительные механизмы усложняют автомобиль, повышают его стоимость, а также расходы на обслуживание и ремонт. Кроме того, растет масса. Если для американского "дорожного дредноута" 5-10 кг — прибавка почти незаметная, то для продуманных до мелочей европейских моделей это большой довесок. И даже в 80-е годы некоторые из наиболее дорогих "европейцев" имели электрические стеклоподъемники лишь в списке заказного оборудования. Примерами служат Opel Senator или даже Mercedes-Benz предыдущего "S-класса" (серия W126). Стоит ли упоминать, что в СССР эти штучки оставались доступными лишь пресловутой номенклатуре на ЗиЛах и "Чайках"?
Сегодня электрические стеклоподъемники — один из самых популярных видов options, на многих моделях среднего класса (Opel Vectra, Citroen ВХ, Ford Mondeo, SAAB 900, Mitsubishi Galant, Subaru Legacy и т. п.) — это стандартное оборудование. А в качестве заказного его можно получить даже на "малютках" Opel Corsa, Ford Fiesta или Citroen AX. Как правило, электрический привод как стандартное оборудование предусматривают прежде всего на передних дверях. Комплект электрических стеклоподъемников для стекол всех дверей обычно предлагается в качестве дополнительного.

Что там жужжит?
Механизмы стеклоподъемников с приводом повторяют конструкцию "ручных" — за исключением, конечно, того, что мускульная сила заменяется электромотором или гидравликой. Поскольку частота вращения электромотора слишком велика, к нему присоединяют редуктор — как правило, их объединяют конструктивно и получившийся узел называют мотор-редуктором.
Хотя вращение у нашей цивилизации является весьма популярным способом передачи движения, стекло все же необходимо перемещать поступательно. Преобразование вращения мотор-редуктора в перемещение стекла вверх-вниз можно производить разными способами. Отечественным автомобилистам хорошо знаком тросовый стеклоподъемник, применяемый на многих японских моделях, а в "ручном" варианте — на "Москвичах" и "Жигулях". Трос натянут между тремя роликами в виде треугольника, к одной — вертикальной — стороне которого прикреплена направляющая рейка стекла. Ролик в противолежащей вершине треугольника — ведущий, он сблокирован с мотор-редуктором. Трос, прокатываясь по роликам, заставляет направляющую рейку поднимать или опускать стекло. Это очень простой механизм, хотя и неудобный в установке. Для четкой работы он нуждается в периодической регулировке и подтяжке троса. Хотя и обладает важным достоинством — работает легко и тихо.
Более сложный механизм популярен у некоторых германских компаний (например, Audi) и у французов. Он не имеет гибких деталей, вращение преобразуется в поступательное движение с помощью системы рычагов — пантографа, который приводится в движение от мотора через зубчатый сектор. Такой механизм благодаря долговечности и точности работы нашел применение на моделях относительно высокого класса. Стоит заметить, что пантограф потенциально шумит больше, чем другие механизмы.
Третий тип стеклоподъемников — самый современный, удобен в установке и наиболее прост по принципу действия. Конструкция повторяет привод автоматической антенны — мотор толкает при подъеме и тянет при опускании стекла разомкнутую цепь или трос, к которым крепится направляющая стекла. Выглядит все это достаточно просто. Однако простота идеи совсем не означает простоты изготовления. Рабочий орган — эта самая цепь или трос — должен быть долговечным, прочным и одинаково эффективно передавать усилие в обоих направлениях. FIAT, например, использует в таком стеклоподъемнике (устанавливается на дешевых моделях, "верхний предел" для него — Tipo) конструкцию из витого металлического троса, наполненного маленькими шариками. А в США для дешевых моделей в середине 80-х годов предлагалась цепь из пластмассовых элементов. Кстати, у FIAT, чтобы избежать "ссыпания" шариков и обеспечить "обратную реакцию", трос изгибают.
Гидравлический привод, конечно, проще, ведь для него поступательное движение является естественным. Однако гидравлика сейчас используется редко (за исключением приводов тента на кабриолетах), поскольку электричество гораздо удобнее передавать, а органы управления получаются значительно компактнее и легче.
И наконец, еще один тип стеклоподъемника — пара "винт-гайка". На нижнем краю стекла закреплена гайка, а через всю дверь по вертикали проходит длинный винт, который вращается электромотором. При всей своей простоте такой механизм требует высокой точности изготовления и хороших материалов.

Отчего это жужжит
Разумеется, каждый стеклоподъемник должен иметь кнопку или клавишу управления на своей двери. Кроме того, для удобства нужен и дублирующий пульт для всех стекол, доступный водителю. Как это ни удивительно, но конструкторы, дизайнеры и эргономисты до сих пор не сошлись во мнении, где размещать этот пульт и какими делать кнопки.
Некоторые европейские фирмы, например, Mercedes-Benz и BMW обычно предпочитают ставить дублирующий пульт на центральной консоли. Здесь он доступен не только водителю, но и переднему пассажиру. А у Citroen ВХ он установлен так, что доступен всем пассажирам — это позволило несколько сэкономить и обойтись без клавиш на задних дверях.
Американцы более важным считают удобство водителя — с этим трудно не согласиться — и дублирующий пульт управления располагают на его двери. Так поступают японские фирмы и Volvo. В последнее время, впрочем, к такому расположению тяготеют многие — новая семерка BMW имеет пульт на двери водителя.
Форма клавиш разнообразна. Первоначально, когда они стояли на вертикальных поверхностях, их вид был прост и логичен — плоский металлический рычажок надо было двигать вверх или вниз, по желаемому направлению движения стекла. В таком виде они существуют и по сей день на больших американских "классиках", на ЗиЛах и "Чайках". На более популярных моделях стоят пластмассовые клавиши — в последнее время с разной формой (выпуклость-впадина) или фактурой поверхности, чтобы мы на ощупь не путали "подъем" и "опускание". Японские фирмы иногда используют клавиши типа push-pull, т. е. такие, которые надо нажать для опускания стекла и потянуть для поднимания. Кроме возможности идентификации на ощупь такие органы управления повышают безопасность детей. Известен случай, когда дочь владельца автомобиля была задушена поднимавшимся стеклом, которое она сама же и привела в движение, опершись коленом на дверь и нажав при этом кнопку стеклоподъемника. К сожалению, датчики безопасности, которые останавливают и отводят стекло при наличии препятствия, появились лишь недавно и только на очень дорогих моделях.
На водительской двери клавиши компонуют соответственно расположению стекол — попарно. Практически всегда на пульте водителя имеется кнопка блокировки стеклоподъемников, которая лишит вашего ребенка на заднем сиденье увлекательного, но опасного развлечения, а вас — лишнего беспокойства. На клавише управления стеклом водительской двери нередко пишут: "Auto" или "Auto Down". Это значит, что стекло опустится автоматически до крайней нижней позиции после легкого одноразового касания клавиши. Чтобы опустить остальные стекла "до упора", их клавиши нужно держать нажатыми постоянно. Сегодня автоматические (иногда называемые pulse operated) стеклоподъемники все чаще устанавливают на всех дверях (пример — новая семерка BMW). В качестве дополнительного оборудования они предусмотрены, например, на "малышке" FIAT Punto ELX.
В лимузинах часто можно встретить пульт управления с расширенными функциями у "главного" пассажира (сзади справа). С него можно управлять стеклом в двери рядом, иногда — стеклом противоположной двери, а также перегородкой, отделяющей водителя и пассажиров, и, если она есть, непрозрачной шторой. На этот пульт выведены клавиши управления блокировкой дверей и люком в крыше.
Как правило, автомобили с электрическими стеклоподъемниками имеют дистанционный привод регулировки зеркал и централизованную блокировку дверей. Поскольку для всех этих устройств необходима электропроводка в дверях, комплексная установка обходится дешевле. Сочетание этих устройств позволяет получить дополнительные удобства. Скажем, на дорогих моделях BMW уже предыдущей седьмой серии при запирании дверей снаружи не только блокировались все замки, но и закрывались открытые стекла и люк в крыше. Впервые такое устройство было применено на Peugeot 604 в конце 70-х годов.

Предназначение автоматического режима стеклоподъемников

Современные производители оснащают автомобилей электростеклоподъемниками, начиная от базовой комплектации и предусматривают автоматическим режимом работы. Такое решение наиболее практично, позволяя водителю контролировать движение автомобиля не отвлекаясь на перемещение положения стекла, предугадывая появление дискомфорта. Весомый плюс в том, что автоматический режим работы стеклоподъемников служит на страже безопасности пассажиров находящихся внутри автомобиля. Но и служит дополнительной гарантией сохранности автомобиля, во время неохраняемой парковки, ведь окна оснащенные стеклоподъемниками невозможно открыть снаружи без специального оборудования или насильно.

Автоматический режим окон приводятся в действие приводом стеклоподъемника состоящего из электродвигателя постоянного тока с редуктором, оснащенным электронным блоком управления. Механизм представляет собой червячную передачу для создания необходимого удерживающего эффекта. Что предотвращает случайное, самопроизвольное или принужденное открытие окна.

В зависимости от модели и марки автомобиля электронное управление размещается в центральном ЭБУ или в двери, над электроприводом стеклоподъемника. Преимуществом последнего решения это уменьшение количество проводов и возможность диагностики неисправной электроники.

Предусмотрены два режима работы стеклоподъемников. Это ручной режим управления, удерживая выключатель все время движения стекла и автоматический, при котором окна закрываются или открываются при коротком нажатии на рычаг управления.

Находясь внутри включенного автомобиля стеклоподъёмники приводятся в движение рычагами управления внутри салона, расположенных на подлокотнике соответствующей пассажирской двери или с главных выключателей находящихся на панели управления всеми четырьмя окнами, на подлокотнике двери водителя. Удобство заключается в том, что водитель управляет стеклами, при этом не отвлекаясь на регулирование положения окна. Также с целью повышения безопасности, панель управления оснащена клавишей блокировки пассажирских окон. Когда режим блокировки активирован, управлять любым из четырёх стеклоподъемников может только водитель, что предотвращает возможные несчастные случаи при перевозке детей или животных. Стоить отметить, что некоторые производители автомобилей предусматривают автоматический режим только на водительском окне, но панель управления всеми пассажирскими стеклоподъемниками и клавиша блокировки устанавливается вне зависимости от режима их работы.

Автоматический режим предусматривает функцию опускания или подъема стекол в несколько уровней по 3 сантиметра при коротком нажатии на выключатель, и возможности последующего полного опускания при более продолжительном удерживании выключателя.

Стеклоподъемник может быть открыт или закрыт при выключенном моторе, несмотря на тот факт, что окно приводится в движение электродвигателем. С контроллера на ключе зажигания (но стоит отметить, что в зависимости от комплектации автомобиля, эта функция может быть не предусмотрена), поднять или опустить стекло с улицы, если вы обнаружили, что забыли закрыть окно после того, как покинули автомобиль или наоборот, необходимо проветрить салон перед поездкой. Также при выключенном автомобиле, оставаясь внутри, есть промежуток в 40 секунд, когда можно поднимать и опускать стекла, при условии если двери уже открывались, эта функция не работает.

Неоспоримыми плюсами дополнительного оснащения стеклоподъемников автоматическим режимом работы является безопасность маленьких пассажиров и животных. Блокировав управление с пассажирских дверей, водитель может самостоятельно решать на какое расстояние открыть или вовсе оставить стекло поднятым до упора, а пассажир не сможет самостоятельно управлять стеклоподъемником. Даже если приложить усилие опираясь на приоткрытое стекло, оно все равно останется неподвижным. Также водителю нет необходимости отвлекаться на перемещение окон во время управления автомобилем, как это происходит с механическими системами движения стекла. И что немаловажно в дождливую погоду, заметно сократилось время подъема и опускания стекол в сравнении с теми же ручными система управления. Невозможно забыть про самые приятные аспекты, значительно упрощающие нашу жизнь, как возможность управления окнами при выключенном автомобиле, даже если контроллер находиться на довольно удаленном расстоянии.

Плюсы электрических окон неоспоримы, но с ними случаются неполадки.

Если стекла перемещаются медленнее, чем прежде, или застревают не завершив движение, стоит проверить, не порвался ли уплотнитель или им мешает посторонний предмет.

Производители отмечают случаи, когда ручной режим функционирует без проблем, но автоматические доводчики окон не срабатывают, после отсоединения аккумулятора автомобиля. Причина проблемы кроется в том, что после снятия клейм аккумулятора настройки ЭБУ сбрасываются. Для восстановления привычного режима работы стеклоподъемников, требуется совершить несколько несложных действий, которые поэтапно описаны в руководстве для автомобиля и индивидуальны для каждой марки транспортного средства.

В случае если, стекло обездвижено и не работает, стоит проверить предохранители, но бывает с ними все в порядке, а проблема не разрешается, проверьте механизмы, тросики, мотор или проводку. Даже если удастся обнаружить поломку самостоятельно, за устранением лучше обратиться к специалисту.

Доброго всем времени суток.
Проблема в следующем, пропал авто-подъем/опускание бокового стекла водительской (правой) двери. Все работало нормально, но в один из дней снимал аккумулятор, после чего данный режим пропал, теперь приходится держать клавишу пока стекло не поднимется/опустится. Подскажите пожалуйста кто знает в чем причина, не может же это быть из-за аккумулятора?

нужно поднимая стекло до конца. подержать секунд 5 -10 клавишу.

нужно поднимая стекло до конца. подержать секунд 5 -10 клавишу.

т.е. поднял(опустил) стекло и продолжаю держать 5-10сек и после этого режим заработает?, разве так бывает.

При поставке автомобиля и при наличии желания хранения, стоянки и демонстрации с подключённой аккумуляторной батареей, нужно заранее произвести ту адаптацию стёкол на дверях, которая в противном случае предусмотрена только при предпродажной подготовке.

Восстановление автоматики подъёма и опускания стёкол

Если были отсоединены клеммы от аккумуляторной батареи или АКБ была разряжена, то автоматика подъёма и опускания не работает и её необходимо восстановить.

Закрыть все стёкла и двери автомобиля.

Вставить ключ от автомобиля в замок двери и удерживать ключ более двух секунд в положении закрытия. Повторить этот процесс ещё раз.

После этого автоматика подъёма и опускания стёкол вновь готова к работе.

При нажатии кнопки или при её вытаскивании до первой ступени стекло открывается или закрывается до тех пор, пока задействована кнопка. Нажатие или вытаскивание кнопки до второй ступени приводит к открытию (автоматическому опусканию) или закрытию (автоматическому поднятию) стекла в автоматическом режиме. При нажатии на кнопку во время открывания или закрытия текла стекло останавливается.

Автоматическое поднятие или опускание работает после выключения зажигания ещё в течение примерно десяти минут и до тех пор, пока не откроются двери водителя или переднего пассажира.

Нужно следить за соответствием норме степени заряженности аккумуляторной батареи и за тем, чтобы автомобиль после адаптации хранился с закрытыми стёклами.

Решение технических проблем

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

Читайте также: