Как снизить дтп на дорогах

Обновлено: 03.07.2024

Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ

Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.

Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.

Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Наверное все средства массовой информации облетела новость о том, что для снижения показателей травматизма на дорогах осуществляется государственная программа и Министерство внутренних дел настаивает на пересмотре целевых показателей, признавая поставленные ранее недостижимыми [ 1 ].

Программа-программой, но одно из ведущих ролей в этой программе должны занимать водители и пешеходы, от сознательности которых и зависит число травматизаций на дорогах общего пользования. Безусловно, программа дорожной безопасности Vision Zero, о которой я уже писал , должна являться одним из столпов подобного рода программ (по аналогии защиты, которая применяется в штекерных соединениях – если провод расположен не правильно, то и штекеры состыковать не удастся), но главный двигатель прогресса – это люди.

В данной статье я хотел бы обсудить, какие действия водителя могут значимо сократить количество дорожно-транспортных происшествий без реализации каких-либо дополнительных программ

1. Соблюдение скоростного режима

Я считаю (хотя любое мнение субъективно и может не совпадать с мнением читателя данной статьи), что подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за превышения безопасной скорости движения. Надо признать, что этому способствуют и весьма демократичные штрафы – превышение скорости до 20 км/ч от разрешенной вообще не наказывается, льготное (50% от суммы штрафа) погашение штрафов. В итоге, как говорится, абсолютно легально по городу можно гонять со скоростью 80 км/ч. В результате у пешеходов, если они каким-то образом задействованы в дорожно-транспортном происшествии, почти не остается шансов.

По данным Всемирной организации здравоохранения, при скорости автомобиля 30 км/ч и ниже вероятность выживания пешехода в ДТП составляет 90%, а вот при скорости 80 км/ч шансы выживания составляют 0% [ 2 ]

НОЛЬ. ШАНСОВ НЕТ. К тому же, этот вопрос я также уже разбирал , чем выше скорость автомобиля, тем фатальнее влияет скорость реакции водителя на возможные последствия. Даже при моментальной реакции водителя (чего в реальности, увы, никогда не происходит) тормозной путь автомобиля при средней скорости 50 км/ч составляет 13 метров [ 2 ].

Максимально-разрешенная скорость в черте города в странах Европейского Союза составляет 50 км/ч, а на улицах местного значения - 30 км/ч. Автор фотографии kua1102

Максимально-разрешенная скорость в черте города в странах Европейского Союза составляет 50 км/ч, а на улицах местного значения - 30 км/ч. Автор фотографии kua1102

2. Соблюдение безопасной дистанции при движении в потоке

Соблюдение безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля - залог безаварийной езды. Автор фотографии kua1102

Соблюдение безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля - залог безаварийной езды. Автор фотографии kua1102

3. Своевременное реагирование на особенности дорожной обстановки

Здесь хотел бы отметить тезисно основные факторы, при наступлении которых водителю нужно быть предельно внимательным.

3.1. Нерегулируемый дорожный переход

Нерегулируемый дорожный переход является источником потенциальной опасности. Автор фотографии kua1102

Нерегулируемый дорожный переход является источником потенциальной опасности. Автор фотографии kua1102

При приближении к такому дорожному фактору лучше предупредительно снизить скорость и занести ногу над педалью тормоза (для машин с автоматической коробкой передач). К сожалению, в условиях низкой освещенности, затрудненности обзора (например, зимой из-за сугробов) пешеход может на переходе появиться незаметно. Также нельзя исключать случаи, когда через переход перебегают дети или едут взрослые на велосипеде без спешивания.

3.2. Нерегулируемый перекресток

Также потенциально опасны перекрестки (зоны с прилегающей второстепенной дорогой), когда машина начинает движение со второстепенной дороги. Автор фотографии kua1102

Также потенциально опасны перекрестки (зоны с прилегающей второстепенной дорогой), когда машина начинает движение со второстепенной дороги. Автор фотографии kua1102

Этот фактор особенно актуален при движении на загородной трассе, особенно вблизи деревень. Потому как пожилые жители деревень не соблюдают ПДД от слова вообще. В результате избрал для себя такую тактику – вижу перекресток (прилегание второстепенной дороги), оцениваю, есть ли там другой автомобиль и если автомобиль присутствует, немного сбрасываю скорость и готовлюсь экстренно тормозить, постоянно держа в поле зрения автомобиль.

3.3. Большегрузные автомобили

Однополосный дороги являются потенциальным источником опасности при обгоне другого транспортного средства. Автор фотографии kua1102

Однополосный дороги являются потенциальным источником опасности при обгоне другого транспортного средства. Автор фотографии kua1102

3.4. Желтый сигнал светофора

Еще одна потенциально опасная ситуация – попытки проскочить перекресток на желтый сигнал светофора. Опять же, далеко не все в курсе, что желтый сигнал светофора является запрещающим, а из-за плохой организации синхронизации потоков может оказаться, что для одного автомобиля – желтый сигнал светофора, а для второго – мигающий зеленый. И на перекрестке получаем столкновение двух спешащих автомобилей (надо успеть проскочить на мигающий зеленый – надо успеть стартануть на желтый), причем оно даже хуже лобового столкновения, т.к. один из автомобилей, как правило, попадает в бок другому. А боковые шторки безопасности мало у каких автомобилей есть, да и в целом при боковом ударе автомобили значительно слабее защищены.

Поэтому замигал зеленый или уже горит желтый – надо останавливаться. Лишние сэкономленные 5 секунд не стоят того.

4. Запрет на использование гаджетов за рулем автомобиля

Сели за руль, найдите в себе силы отвлечься от соц. сетей. За те энное количество минут, что вы будете вести автомобиль, в этих ваших соц. сетях не произойдет значимых изменений и подписчики смогут обойтись без очередной инстаграм-сториз или гламурной фоточки

5. Запрет на использование громкой музыки в салоне автомобиля

Выполнение этих пяти крайне простых пунктов гарантированно поможет снизить количество травматизаций на дорогах без всяких Vision Zero. Я в этом уверен! Помните же слоган – Хочешь изменить мир? Начни с себя!

Если посмотреть на данные ГИБДД, можно увидеть, что за последние годы количество ДТП в России снизилось: с 199 868 в 2011 году до 169 432 в 2017 году.

Однако смертность на российских дорогах по-прежнему в три-четыре раза выше, чем в странах Европы. Только за прошлый год в авариях на дорогах погибли 19 тыс. человек, а за первую половину этого года — почти 13 тыс.


85% происшествий происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. И почти в каждой второй аварии регистрируются недостатки состояния дороги. Для достижения европейских показателей и сокращения к 2030 году смертности на дорогах почти до нуля предполагается внедрять современные методы организации дорожного движения, в том числе элементы искусственного интеллекта.

Какие меры борьбы с авариями на дорогах начали действовать в этом году, а какие обсуждаются — в нашем материале.

Меры, которые введены в этом году

"Вафельная разметка" от заторов на дорогах

С апреля на перекрестках, регулируемых светофорами, начала появляться "вафельная разметка" — сетка желтого цвета, нарисованная в квадрате перекрестка. По правилам дорожного движения (ПДД) на этот участок дороги запрещается выезжать, если впереди образовался затор, таким образом автомобилисты не создают препятствий для тех, кто едет в поперечном направлении.

"Некоторые автомобилисты пытаются выскочить на перекресток в последние секунды зеленого сигнала светофора, не успевают проехать и стоят на пересечении улиц, мешая другим водителям. Яркая желтая разметка напомнит, что выезжать на загруженный перекресток нельзя", — пояснили в столичной мэрии.

Эксперимент с такой разметкой в Москве начался еще в 2015 году и был признан удачным.

Светоотражающий жилет — спасение от наезда

Чуть ранее, в марте, в силу вступили еще одни изменения ПДД. В темное время суток водители обязаны носить светоотражающие жилеты, накидки или куртки в случае вынужденной остановки или ДТП вне населенных пунктов или при условии плохой видимости.

Как светоотражающий жилет спасет водителя от штрафа и наезда

"Наличие защитного жилета у водителей обязательно во многих европейских странах, положительный опыт их использования подтверждает целесообразность внедрения указанной практики и в Российской Федерации", — подчеркнули в МВД.

Часто автомобилисты, находящиеся на проезжей части в темной одежде, остаются незамеченными водителями других машин, в результате случаются ДТП.

В 2017 году число таких происшествий увеличилось на 4,8%.

Штраф за нетрезвую езду

В начале 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий выявлять пьяных водителей по анализу крови. Административная ответственность наступает для водителей в случае обнаружения у них в крови концентрации алкоголя 0,3 грамма на литр и более. Закон вступил в силу с 3 июля.

Ранее количество алкоголя в организме измерялось только с помощью анализа дыхания водителя, при такой проверке ответственность наступает, если на один литр выдыхаемого воздуха приходится 0,16 миллиграмма и выше. Наказание предусматривает лишение водительских прав на срок до двух лет с наложением штрафа в размере 30 тыс. рублей.


Новый порядок регистрации транспортных средств

В августе был подписан закон, позволяющий производителям автомобилей и автодилерам ставить транспортные средства на учет и выдавать номерные знаки. Таким образом исчезнет последняя легальная возможность езды без номеров.

Кроме того, закон позволяет зарегистрировать машину через портал госуслуг или в любом регистрационном подразделении МВД "вне зависимости от места жительства или места нахождения". По новым правилам при продаже автомобиля его бывший владелец сможет сохранить за собой присвоенный машине регистрационный номер либо передать его покупателю.

Рассматриваемые проекты изменений в ПДД

Введение велосипедной зоны

Велосипедисты остаются одними из самых уязвимых участников дорожного движения. По статистике, за 2016 год в России произошло больше 5 тыс. ДТП с их участием. В результате 4800 водителей велосипедов получили ранения, а 384 погибли.

Как могут измениться правила дорожного движения для велосипедистов

Чтобы повысить их безопасность на дороге в июне Минтранс России предложил внести ряд поправок в ПДД. В частности, авторы законопроекта предлагают новый термин — "велосипедная зона", в которой велосипедисты смогут двигаться по всей ширине дороги, а водители автомобиля смогут ехать не быстрее 20 км/ч, уступая при этом дорогу пешеходам и велосипедистам.

Такие участки проезжей части предлагается обозначить специальным дорожным знаком и разметкой.

Кроме того, законопроект запрещает автомобилистам останавливаться на велодорожках и велопешеходных дорожках на расстоянии ближе 5 м от пересечения с ними проезжей части.

Сдача экзамена не на "площадке", а в городе

МВД разработала ряд поправок в правила проведения экзаменов на водительские права. Главное изменение в том, что этап "площадка" предлагается объединить с "городом". Напомним, сейчас экзамен состоит из трех этапов: теория, "площадка" и "город". Экзамен по теории — тест. "Площадка" — специально оборудованная закрытая территория, где сдающий экзамен выполняет серию упражнений (параллельная парковка, "змейка" и т.д.). Этап "город" — это поездка с инспектором по городу, где вы должны демонстрировать ряд навыков (повороты, обгоны, проезд перекрестка и пр.).

ГИБДД планирует объединить площадку и город в единый экзамен на права

Нововведение состоит в том, что к навыкам, которые нужно показать во время поездки по городу, добавят те, которые сейчас проверяются на площадке. Также предлагается проверять, что будущий автомобилист умеет ездить на участках с ограничением скорости. Поэтому законопроект предусматривает снятие запрета на учебную езду на автомагистралях.

Нововведение касается только экзамена на право управления автомобилем, те, кто получает права на управление мопедом и мотоциклом, по-прежнему будут сдавать экзамен на закрытых площадках.

Также уточняется возраст, в котором обучаемый вождению может допускаться к учебной езде. Обучаемому вождению на мотоцикле подкатегории "А1" или мопеде должно быть не менее 15 лет, на легковом или грузовом автомобиле — не менее 16 лет, на мотоцикле категории "А" — не менее 17 лет, на автобусе — не менее 20 лет.

Национальный проект "Безопасные и качественные дороги"

По статистике, плохое качество дорог — одна из главных причин ДТП. Правительство РФ подготовило паспорт нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на 2019–2024 годы. Документ предполагает приведение в нормативное состояние не менее половины региональных дорог, создание пешеходных переходов, совмещенных с искусственными неровностями, разделение встречных потоков, строительство внеуличных переходов, обеспечение видимости пешеходов в ночное время.


Штраф за опасное вождение

Понятие "опасное вождение" было введено в ПДД в 2016 году. Под опасным вождением подразумеваются такие маневры, как отказ уступить дорогу автомобилю, который пользуется преимуществом на право движения, несоблюдение бокового интервала и дистанции до движущегося впереди транспортного средства; перестроение, когда все полосы движения заняты, резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП и другие.

А в ноябре этого года Госавтоинспекция внесла предложение в Госдуму ввести административную ответственность за опасное вождение в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Штраф за нарушение правил переезда железнодорожных путей

Минтранс разработал законопроект, увеличивающий штраф за нарушение правил проезда через железнодорожные пути с 1 тыс. рублей до 5 тыс. рублей. Ведомство объяснило эту меру тем, что сейчас нарушение правил переезда через железную дорогу не соответствует той общественной опасности, которая при этом возникает.

Ужесточение наказания за езду без прав

По данным ГИБДД, за 2016–2017 годы и первое полугодие 2018 года за неоднократную езду без прав к ответственности привлекались 82,5 тыс. человек.

МВД предложило ввести ответственность за повторное управление автомобилем без прав

Из них около 7,5 тыс. задерживались сотрудниками Госавтоинспекции больше пяти раз. В этот же период по вине водителей, которые не имели прав, погибли 4 тыс. человек.

По действующим нормам, за вождение без прав предусматривается административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей. В октябре МВД России приступило к разработке изменений в КоАП, которые ужесточат ответственность за это нарушение. Как рассказала ТАСС представитель МВД Ирина Волк, законопроект предполагает также введение повышенной ответственности за повторное управление автомобилем без прав.

Ответственность за неправильную парковку во дворах на федеральном уровне

В начале 2018 года группа депутатов "Единой России" предложила внести правки в 12.19 статью КоАП "Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств". Инициатива призвана урегулировать на федеральном уровне вопросы административной ответственности за нарушения правил парковки во дворах, в том числе на газонах, клумбах, детских и спортивных площадках. На данный момент ответственность за парковку автомобиля в неположенном месте могут устанавливать субъекты РФ. Однако в ряде случаев суды признавали такие нормативные положения противоречащими федеральному законодательству.

Ответственность перевозчиков за отдых водителей

Ответственность предлагается установить в виде штрафа в размере от 7 тыс. руб. до 10 тыс. руб. — для должностных лиц, от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. — для ИП и юрлиц. Максимальные пределы штрафов, налагаемых на водителей, также могут быть увеличены с нынешних 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.

Пока законопроект рассмотрен только в первом чтении.

Передача московским властям функций дорожной полиции

В 2017 году Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который позволит мэрии Москвы (ЦОДД) выполнять функции ГИБДД и назначать штрафы за такие нарушения, как превышение скорости, выезд на выделенную полосу, проезд на красный свет. Многие депутаты выступили против, считая, что инициатива приведет к произволу. Законопроект находится на рассмотрении.

Кроме того, прорабатывается инициатива выносить административное наказание без составления протокола, если нарушение ПДД зафиксировано на видеокамеру смартфона и передано с помощью специального приложения "Народный инспектор" в МВД.

При подготовке материала использована информация редакции ТАСС-Досье.


Ежегодно в третье воскресенье ноября отмечается Всемирный день памяти жертв ДТП. Каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий в мире погибает около 1,3 миллиона человек, еще 50 миллионов человек получают травмы и становятся инвалидами. Дорожно-транспортные происшествия являются первой по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте 10-24 лет. Цель мероприятий, проходящих в этот день, – не только почтить память погибших, но и напомнить о необходимости соблюдать правила дорожного движения, что поможет избежать трагедий. Какие меры, по вашему мнению, могут привести к снижению числа аварий на дорогах?

– Одной из важнейших составляющих безопасности дорожного движения считаю качество дорог. Даже если нет средств на капитальный ремонт, их текущее содержание надо проводить своевременно и качественно, особенно в части ликвидации периодически образующихся выбоин и ям.

Наиболее загруженные дороги следует реконструировать. С учетом уже имеющихся широких обочин, за счет которых можно расширить проезжие части, дорогу от основной части Сыктывкара до Эжвы надо сделать четырехполосной, от Эжвы до деревни Вогваздино – трехполосной.

Не надо забывать и о лихачах – наказывать их жестче, лишать водительских прав, особенно злостных, с чинами и должностями, и их отпрысков.

Валерий Матыкин, директор школы, Княжпогостский район:

– Считаю, что главным средством борьбы за мир на дорогах является воспитание. То есть необходимо воспитать в нас уважение к закону. А для этого, на мой взгляд, надо в первую очередь приравнять автотранспорт по степени опасности как минимум к гладкоствольному оружию. Согласитесь, пьяный за рулем может причинить вреда не меньше, чем пьяный с берданкой. А значит, задержанный пьяным за рулем нарушитель должен быть лишен права на управление транспортом пожизненно.

Юрий Латынин, депутат совета Усинска:

– Некоторым образом на снижение аварийности и травматизма могли бы повлиять ограничения использования неопытными водителями мощных автомобилей. Например, ограничить вождение автомобилей мощностью свыше 150 литров для водителей, чей стаж вождения менее двух лет.

Евгений Дуданов, начальник управления по организационной работе администрации Усть-Вымского района:

Валерий Хозяинов, пенсионер, Сосногорск:

– Снижению аварий и травматизма на наших дорогах должно способствовать соблюдение правил дорожного движения всеми участниками движения без исключения. Чтобы инспекторы ГАИ не делили водителей на своих и чужих, из-за чего и появляются водители, чувствующие свою безнаказанность, чтобы все чувствовали ответственность за свое поведение на дорогах.

Вячеслав Камашев, педагог дополнительного образования, Сосногорск:

– Автомобили должны быть оборудованы подушками безопасности. Самые тяжелые последствия после столкновения на встречке. Количество ДТП сократится, если устанавливать на трассе на разделительной полосе барьерное ограждение или организовать одностороннее движение в населенных пунктах. Статистика аварий возрастает при гололеде, поэтому нужно предупреждать об ограничении пользования личным транспортом при таких погодных условиях, плохой видимости, очищать и посыпать песком всю трассу, а не только возле населенных пунктов.

Надо жестко контролировать режим труда и отдыха водителя. Недавно по республиканскому телевидению показали сюжет про то, могут ли оказывать первую помощь водители, оказалось не все и не всегда. Так что и этот аспект требует внимания.

– Надо соблюдать правила дорожного движения, не лихачить. Почему некоторые водители правила нарушают десятки раз и к ним не принимают никаких мер до следующего происшествия? Много взяток, много коррупции.

Александр Семенчин, ведущий юрисконсульт Сысольской ЦРБ:

– Считаю, что количество аварий снизится, только когда будут сделаны многополосные современные дороги.

– Основной причиной аварийности на дорогах является состояние этих самых дорог, особенно в зимний период (колейность, горы снега на перекрестках, плохая освещенность в ночное время). Также на безаварийное вождение влияет культура вождения самих водителей.

Павел Дуркин, пенсионер МВД, Усть-Цилемский район:

– Для решения данной проблемы необходимо принять дополнительные меры: повысить медицинские требования для желающих получить водительское удостоверение; ужесточить административное и уголовное наказание для водителей, совершивших умышленное повторное аналогичное нарушение (пожизненное лишение прав), особенно в отношении занимающих определенное должностное положение в обществе – в государственных, законодательных, исполнительных органах власти; ужесточить контроль и принимать жесткие меры воздействия к должностным лицам – ответственным за выдачу медсправок, принимающим экзамены и выдающим водительские удостоверения, проводящим проверку по ДТП сотрудникам правоохранительных органов.

Манефа Лушкова, председатель Сысольского райсовета ветеранов:

– На мой взгляд, снизить аварийность на дорогах можно, если постоянно улучшать состояние автомобильных дорог, ужесточить выдачу прав на вождение, повысить качество обучения и продлить практику вождения до выдачи удостоверений, усилить разъяснительную работу среди водителей и предусмотреть публичные поощрения водителей, которые ряд лет водят автомобили без аварий.

Николай Белых, пенсионер, Сосногорск:

– Во-первых, необходимо существенно улучшить качество строительства дорог в соответствии со стандартами. Во-вторых, качество обслуживания дорог надо привести на должный уровень. В-третьих, следует провести глубокую ревизию всех учреждений, принимающих участие в обучении водителей. Подготовкой водителей занимаются коммерсанты, без должного контроля, специалистов и материально-технической базы. Для них главное – извлечение прибыли. В-четвертых, важно качество медицинского освидетельствования кандидатов в водители, особенно необходимо обратить внимание на контроль со стороны психиатров, наркологов. Не выдавать разрешение лицам, склонным к неадекватному поведению или ввести для них ежегодное контрольное освидетельствование. В-пятых, для лиц, склонных к нарушениям ПДД, надо ввести обязательные инструктажи, периодическое обучение правилам поведения на дорогах и чаще демонстрировать результаты ДТП для данной категории.

Геннадий Огородник, пенсионер, Ухта:

– Нужен строгий контроль за выдачей водительского удостоверения. Права не продавать, а давать тем, кто действительно умеет управлять автомобилем и знает ПДД. У нас крайне неудовлетворительная система подготовки водителей. Это и полное отсутствие ответственности автомобильных школ за результаты своего труда. Автошколы, поставленные перед необходимостью зарабатывать, фактически выпроваживают на дорогу людей, которых еще стоило бы потренировать как следует или дать им возможность поучиться на тренажерах хотя бы, я уж не говорю о дорогах.

Существует проблема агрессивности. Есть лица, которых вообще нельзя допускать к управлению транспортными средствами, – это неврастеники, агрессивные и изначально незаконопослушные люди, наркоманы, алкоголики, которые создают и будут создавать аварийные ситуации, какие бы штрафы ни были. Проблемы для всех на дорогах, но он получит справку, что может водить автомобиль. У нас получают сейчас справки все абсолютно, кто имеет деньги. В советское время была система диспансеризации, и чтобы получить справку, ты должен был посетить психоневрологический и наркологический диспансеры. И если ты состоял на учете, к рулю не допускался.

На первом месте должна быть неотвратимость наказания. И здесь я уповаю на систему автоматической фото– и видеорегистрации, которая совершенно бесстрастно и объективно фиксирует нарушения ПДД, и при этом отсутствует контакт между водителем и инспектором. Когда водители видят, что определенные категории могут нарушать правила дорожного движения (например, силовики), это рождает правовой нигилизм, особенно у молодых водителей. Поэтому если бы неотвратимость наказания и равенство всех перед законом обеспечивались в реальности, то ситуация на дорогах была бы совершенно другой.

Необходимо обновить всю существующую сегодня дорожную сеть и создать новую дорожную инфраструктуру, заниматься строительством новых дорог. Вдоль крупных автомагистралей строить базы отдыха со станциями техобслуживания.

– Первое условие – безопасные автомобили: наличие подушек безопасности, ограниченный срок эксплуатации автомобиля в зависимости от модели и марки. Кроме того, должно быть ограничение по пробегу, следует отслеживать, попадал ли в серьезные ДТП автомобиль и был ли поврежден в той или иной степени. Запускать автомобиль в повторную эксплуатацию после ДТП только после экспертизы или технического осмотра.

Также считаю, что возраст водителя должен быть ограничен с 21 года до 60 лет.

Необходимо прохождение водителем медосмотра в специализированной клинике, фиксация всех обращений в медучреждения и ежегодное заключение с учетом всех обращений врачебной комиссии. Ограничение предельной скорости движения автомобилей путем установки датчиков движения на автомобилях и фиксацией всего движения транспортного средства.

Если до получения водительского удостоверения человек привлекался к ответственности за нарушение ПДД, права выдавать ему только по истечении трех или пяти лет. Должна быть фиксация в личной картотеке всех нарушений водителя с момента выдачи прав, автоматическое ограничение прав, вплоть до лишения при повторных грубых нарушениях скоростного режима.

Безопасность значительно выше на раздельных односторонних дорогах с двойными полосами движения, когда предусмотрены карманы для безопасной остановки на дороге через каждые 3-5 км, есть надземные пешеходные переходы, тротуары и велосипедные дорожки вдоль дорог с защитными отбойниками по всей территории населенного пункта, светофоры на пешеходных переходах.

Надо повышать культуру всех участников дорожного движения.

Читайте также: