Св 78ба стартер воздушный принцип работы

Обновлено: 02.07.2024

В ряде случаев на мощных автомобилях грузоподъемностью 20 т и выше применяют пневматические стартеры. К преимуществам пневматического стартера для таких автомобилей относят:

  • отсутствие или значительное уменьшение массы аккумуляторной батареи и вследствие этого меньшая масса пусковой системы по сравнению с электростартерно
  • сохранение мощности пневматического стартера при понижении температуры до -20 С, в то время как мощность электростартерной системы пуска снижается на 30-40 %
  • зарядка баллона сжатого воздуха за несколько минут при наличии соответствующей зарядной установки
  • срок службы баллона сжатого воздуха больше, чем аккумуляторной батареи

Наибольшее применение получили пневматические стартеры лопаточного типа, которые по присоединительным размерам взаимозаменяемы с электрическими стартерами.

Одной из ведущих фирм, специализирующихся на пневматических стартерах, является американская фирма Ингерсолл-Ранд. Фирма выпускает несколько моделей пневматических стартеров, предназначенных для двигателей с различными рабочими объемами.

Основными узлами и деталями стартера являются стальной ротор с лопастями, редуктор и приводной вал с шестерней. Принцип действия пневматического стартера заключается в том, что через входное отверстие, находящееся на задней крышке, сжатый воздух поступает в полость корпуса и, воздействуя на лопатки ротора, начинает вращать его. При вращении ротора лопасти под действием центробежных сил прижимаются к внутренней цилиндрической части корпуса, зазоры между лопастями и корпусом уменьшаются, почти исключая непроизводительные потери воздуха. Стартер прокручивает коленчатый вал двигателя. Отработавший воздух выходит через нижнее (или боковое) отверстие наружу, пройдя через глушитель. Привод стартера обеспечивает при медленном повороте шестерни приводного вала ее плавный вход в зацепление с венцом маховика двигателя. Это предотвращает поломку, так как шестерни и венца маховика передача вращающего момента маховику двигателя начинается только после полного входа шестерни в зацепление с венцом маховика двигателя.

Конструкция стартера выполнена удобной в отношении монтажа на двигателе. Задняя крышка с входным отверстием для воздуха устанавливается в четырех угловых положениях относительно корпуса стартера. Корпус редуктора имеет несколько вариантов установки под углом относительно корпуса стартера, а корпус привода относительно корпуса редуктора. С учетом возможного поворота всего стартера относительно картера маховика осуществляется несколько десятков монтажных состояний стартера. Стартер соединен с баллоном сжатого воздуха, для зарядки которого используется система питания, включающая осушитель воздуха.

Пневматический стартер работает при давлении воздуха в определенных пределах. Например, стартер мод. 150МР массой от 18 до 23 кг развивает мощность от 12,5 до 25 кВт при давлении от 0,62 до 1,035 МПа, вращающий момент соответственно изменяется от 80 до 225 Н*м, номинальная частота вращения коленчатого вала лежит в пределах 1500-3150 мин-1.

Объем баллона со сжатым воздухом для разных моделей стартеров рекомендуется от 130 до 378 л. Крепление стартера фланцевое, а при диаметре корпуса стартера 150 и 178 мм — на постели.

Достоинства пневматических стартеров, выпускаемых фирмой Ингерсолл-Ранд

  • при небольшой массе они могут использоваться для ДВС с большим в некоторых случаях может применяться один вместо двух стартеров
  • при отрицательной температуре пуск может обеспечиваться за одну попытку
  • модульная конструкция пневматического стартера позволяет изготавливать стартеры с различными шестернями, различными видами крепления и различными характеристиками
  • возможно применение автоматической смазочной системы

В настоящее время на некоторых автомобилях-самосвалах БелАЗ грузоподъемностью 80-120 т применяется пневматический стартер мощностью в номинальном режиме до 60 кВт при л, равной 3 тыс. мин-1, с максимальным рабочим давлением 0,9-1,5 МПа и удельным расходом воздуха 0,01-0,014 м /(с*кВт). Ресурс стартера установлен не менее 10 тыс. циклов работы под нагрузкой и при двукратной замене пластин ротора. Запас воздуха находится в двух баллонах объемом по 250 л каждый. Пуск дизелей разрешается при температуре не ниже 5 С, в противном случае предусмотрен предпусковой подогрев.

Преимущество пневматического стартера по сравнению с пневматической системой непосредственного пуска с подачей воздуха в его цилиндры заключается в меньшем (в 10-15 раз) рабочем давлении воздуха. Зарядка сжатым воздухом производится от пневмосистемы без снятия баллона с автомобиля, в то время как при пневматической системе непосредственного пуска необходимо менять баллон со сжатым воздухом.

Недостатки пневматического стартера

  • ограниченное количество пусков, которое возможно при одной зарядке баллона
  • периодическая зарядка использованного баллона производится при наличии развитой сети воздухозарядных станций
  • ограниченность заряда баллона от пневмосистемы торможения и трудности обеспечения герметичности

Общий объем системы пуска пневматического стартера больше общего объема электростартерной системы пуска. Тем не менее система пуска с пневматическим стартером на автомобилях-самосвалах БелАЗ показывает при эксплуатации большую надежность.

Газоразрядные источники света давно вошли в повседневную жизнь. Они применяются для освещения жилых и производственных помещений и дают устойчивое освещение. Оно достаточно стабильно, когда нет никакой деградации элементов в схеме.

В типичную схему входят осветительный прибор, катушка индуктивности и устройство запуска. Дроссель – обычная катушка индуктивности, также участвует в запуске. Но основная функция – защита. Катушка ограничивает напряжение при скачке. Она — самый долговечный элемент схемы.

Стартер нужен только для пуска схемы на газоразрядных лампах. Далее он не принимает участия в работе светильника.

Люминесцентная лампа (Она же газоразрядная или дневного света) является герметичной колбой. В ней расположены с разных сторон электроды. Внутренняя ее часть покрыта люминофором – веществом, которое светится при эмиссии электронов. Трубка содержит пары ртути.

Стандарт дает светильнику 10 секунд на включение с момента подачи напряжения.

Устройство стартера для лл (люминесцентной лампы)

Пусковое устройство – необходимый элемент схемы освещения на этом типе источника света. Это второй по важности элемент осветителя.

Классический стартер – вещь чувствительная к условиям эксплуатации, это самый недолговечный компонент системы. При его выходе из строя, осветительная система не может быть запущена.


Схема подключения стартера к лампам дневного света

При рассмотрении схемы становятся понятны функции, выполняемые стартером.

  • Включается в момент подачи напряжения питания,
  • В момент старта прогреваются катоды, так как без их прогрева эмиссия электронов не возможна.
  • Размыкает цепь после прогрева.

Схема биметаллического стартера всегда одна и та же. Существуют различные варианты исполнения.


Внешний вид стартера

Корпус зачастую изготавлен из пластика, контакты размещаются на пластине из текстолита (может использоваться и другой диэлектрический материал). Некоторые изготовители снабжают стартеры прозрачным смотровым окошком. Стартеры времен СССР имели корпуса из алюминия. Внутри всего два элемента: колба с биметаллическими контактами и конденсатор. Они включены параллельно. Конденсатор стартера требуется для сглаживания высоких токов, гасит дуговой разряд между электродами, также необходим для размыкания электродов. Конденсатор снижает износ стартера. Если конденсатора нет, то электроды могут спаяться в момент дугового разряда между ними. Как долго после будет работать схема – непредсказуемо. Дроссель (катушка индуктивности) необходим для создания импульса.

В колбе находятся два электрода, сама она заполнена инертным газом. Обычно применяют неон, реже – водородно-гелиевая смесь. Электроды биметаллические, подвижные. Разработаны две конструкци: либо два подвижных контакта (симметричный), либо один (несимметричный). Первый более распространен. Он дешевле при производстве. Пускатели старого образца стабильно работали при разбросе питающего напряжения в пределах 20 процентов. При большем отклонении от номинала работа не гарантировалась. Новые такой проблемы не имеют.

Принцип работы стартера

Компоненты пускового устройства рассмотрены. Как он работает?

  1. Нет напряжения – электроды внутри колбы разомкнуты.
  2. Подается напряжение питания. Между электродами стартера появляется тлеющий разряд, токи небольшие (обычно не более 50 мА).
  3. Тлеющий разряд ведет к разогреву электродов. Под действием температуры происходит обратимая деформация электродов. Разряд завершается с замыканием этих биметаллических электродов.
  4. Цепь замкнулась, начинается прогрев электродов для начала эмиссии.
  5. Электроды внутри колбы стартера начинают остывать и возвращаются в исходное положение. Цепь разрывается.
  6. Весь этот процесс приводил к появлению импульса высокого напряжения, проходящего через дроссель. Свет зажигается, яркость достигает нормативной.
  7. Стартер подключается параллельно источнику света. На его контактах напряжение ниже номинального. Уже не возникает тлеющего разряда, биметаллические контакты внутри колбы не разогреты. Сработать он не может самопроизвольно. Необходимый ток уходит на обеспечение эмиссии между катодами, это необходимо для свечения.

Схема подключения

Мощность источника света должна коррелировать с параметрами остальных компонентов. Если они не совпадают, то возможно либо, что схема вообще не запуститься, либо при запуске запуска электроды разрушатся из-за перегрева.

Для подключения двух лл не требуется дубляж схемы. Целесообразно сократить количество элементов. В этом случае высвобождается один из дросселей.


На второй схеме дополнительный газоразрядные лампы соединены последовательно, а стартеры включены в параллель. В остальном схемы идентичны. Различие будет в номинале дросселя. Он должен быть рассчитан на суммарную мощность ламп. Стартер должен соответствовать мощности лампы. Обычно, в схеме с двумя лампами, используют одинаковые мощности. Конденсатор желателен в параллели источнику переменного тока. Он предназначен для улучшения параметров питания. При мощностях ламп порядка 40 Ватт, обычно достаточно емкости от 2 до 10 мкФ. Напряжение конденсатора выбирается не ниже двукратного напряжения питания.

Виды стартеров, их основные параметры и маркировки.


  • Срок службы много больше.
  • При старении компонентов стартер не сработает, балластное устройство не перегреется.
  • Более широкий температурный диапазон.
  • Встроенная защита от перегрузки по току.
  • Исключаются полностью электромагнитные помехи при старте осветителя.
  • Фиксированного время прогрева электродов люминесцентной лампы, следовательно, повышается срок службы.
  • Источник света включается сразу без мерцания.

Сейчас есть и полностью готовые инженерные решения. Это так называемые ЭПРА – электронные пускорегулирующие аппараты.

Этот вид представляет собой металлический корпус, в котором размещена электронная схема, дополнительные элементы не потребуются. На вход приходит напряжение питания, выходы предназначены для подключения к электродам.

Такое решение сочетает достоинства электронных стартеров и простоту схемы подключения. Это полностью готовое решение. Одно устройство может применяют для нескольких ламп.

Из минусов – цена. Электронные компоненты дороже чем совокупная цена пускателя, конденсатора и дросселя. Что удобно, сама схема подключения как правило разрисована на самом устройстве, либо в инструкции. Также схемы всегда есть на сайтах заводов-изготовителей.

Стартер для ламп дневного света — важный элемент их электрической схемы. Значимость его наличия в их конструкции напрямую связана с назначением элемента. Без такого пускового приспособления срок службы источников света значительно уменьшается.

Стартер в газоразрядной лампе: назначение и устройство

При подключении ламп дневного света (ЛДС) используется пускорегулирующее устройство. Основные его элементы — это стартер (пускатель) и дроссель (электромагнитный балласт). Значимость деталей обусловлена их функциональностью.

Схема подключения газоразрядной лампы

Стартер для люминесцентных ламп (ЛЛ) выполняет такие функции:

  1. Замыкание цепи. Значительно упрощается процесс зажигания. Разогрев ламповых электродов ускоряется за счет возникновения повышенного показателя электрического тока.
  2. Разрыв электроцепи. После подачи напряжения ток через ЛЛ сразу не потечет, так как газовый промежуток внутри источника света выступает в роли изолятора. Для его пробоя необходимо напряжение, которое превысит показатель напряжения питающей сети. Посредством разрыва цепи пускателем в дросселе создается импульс повышенного напряжения, происходит быстрое зажигание лампочки.

Применяются такие устройства в электрических сетях с рабочей частотой в 50–60 Гц, напряжением в 220 В и ниже.

Технические характеристики конструкции приборов могут несколько отличаться, но основное назначение принципа их работы одно — зажигание газоразрядных источников света.

Стартер для ЛЛ: принцип работы

Целесообразно классифицировать запускающее устройство на три вида, исходя из принципа действия, а именно:

  1. Электронный пускатель. Размещается в обычном корпусе. Его полупроводниковые компоненты должны соответствовать основным рабочим требованиям соотношения показателя мощности и питающего напряжения подключенной лампы. Работа такого типа приспособления заключается в принципе ключа — размыкании цепи посредством нагрева. Приборы этого вида с таким важным параметром, как ждущий режим зажигания, считаются наиболее эффективными во время эксплуатации. Посредством этого размыкание контактов реализуется в нужной фазности напряжения и при оптимальных температурных параметрах нагрева электродов.

Важно! Применяемые в этом типе пускателя электронные элементы позволяют значительно увеличить срок эксплуатации как стартера, так и самой лампы. Единственный недостаток, в сравнении с аналогами электронного пускателя, – значительная стоимость устройства.

  1. Тепловой стартер. Характерно продолжительное время запуска источника освещения при наличии такого типа пускателя. Плохая экономичность (значительно потребляет электроэнергию) компенсируется термобиметаллическими характеристиками. Этот параметр позволяет устройствам работать при низких температурных показателях. Основное отличие от аналогов — при отсутствии напряжения контакты механизма уже замкнуты, а при подаче питания возникает импульс очень высокого напряжения.
  2. Устройства тлеющего разряда. Пускатели, основа работы которых заключается в тлеющем разрядном принципе, обустроены биметаллическими электродами. Их состав — сплавы металлов различных коэффициентов температурного расширения.

Важно! Коммутационные процессы стартеров, которые оборудованы контактной системой управления, оказываются полностью неуправляемыми. Пускатели с биметаллическими контактами не стоит применять при пониженных температурных показателях или подобных неблагоприятных условиях. Вследствие плохого нагрева биметаллических контактов светильник будет зажигаться очень долго или же полностью выйдет из строя.

Стартер для ламп дневного света, работающий по тепловому принципу или посредством действия тлеющего разряда, обязательно оснащается дополнительным элементом — конденсатором.

Конденсатор в работе устройства

Этот элемент конструкции поддерживает стабильную работу стартера. Пускатель и конденсатор взаимосвязаны. Основные функции прибора:

  • уменьшение интенсивности помех, которые возникают вследствие размыкания и смыкания стартерных электродов;
  • увеличение продолжительности импульса, возникающего во время размыкания электродов;
  • предотвращение возможности спаивания электродов, возможное вследствие большого значения импульсного напряжения.

Основное отличие конденсаторов заключается в их емкости. Чаще применяются устройства с емкостью в 0,003–0,1 мкФ.

Устройство стартера для люминесцентных ламп

Стартеры различных типов и модификаций конструктивно схожи. Зная основу их устройства, при необходимости пользователь сможет легко проверить и работоспособность.

Стартер ламп дневного света: устройство

В основу конструкции пускателя входят такие компоненты:

  1. Корпус.
  2. Стеклянная колба. Ее внутренняя инертная газовая среда может быть наполнена гелиево-водородной смесью либо неоном.
  3. Анод и катод — два электрода. Возможны два варианта конструктивного их исполнения, а именно:
  • симметричные электроды, подвижные контакты;
  • несимметричные элементы, одна подвижная часть.
  1. Выводы электродов проходят через цоколи.

Стоит помнить! Чаще применяются на практике модели стартеров с симметричными электродными системами.

Баллон с инертной газовой средой располагается внутри корпуса — металлического или пластмассового, с верхним отверстием. Популярный материал корпуса — пластик. Посредством специальной пропитки корпус легко выдерживает высокие температурные показатели, рабочая функциональность этого параметра может несколько отличаться. Любой пускатель для ЛЛ оборудован исключительно двумя контактами, ножками.

Надежная эксплуатация стартерной системы ламп напрямую зависит от напряжения в электросети объекта (нагревание биметаллических электродов). Если происходит снижение его показателей до 80% от номинального, то лампы могут не зажечься. Только электронные компоненты определенного типа пускателей не так подвержены уменьшению напряжения в электросети.

Подобрать стартер для конкретной ЛДС не составляет труда, стоит лишь изучить определенные технические особенности разных моделей и производителей.

Выбор стартера: на что обращать внимание

Самые распространенные критерии, основываясь на которых потребители покупают элементы освещения для своего дома, — это производитель и цена. Такие параметры важны, но далеко не всегда можно выбрать подходящее конструктивное решение устройства, руководствуясь лишь этими моментами. При покупке пускового элемента стоит обратить внимание на:

  1. Номинальное напряжение. Для подключенной двухламповой системы подойдет устройство пуска, рассчитанное на 127 В. Если система подключения одноламповая, применим стартер на 220 В. В маркировке это указано.
  2. Мощность. В зависимости от уровня мощности ламп принято различать и пусковые устройства, которые также обладают разными мощностными показателями.
  3. Качественный корпус. Основной параметр — огнеустойчивость. Так как в конструкции элемента не исключен вариант возгорания за счет электродуги, перегрева.
  4. Срок эксплуатации. Этот параметр по-разному оценивается у разных производителей. К примеру, срок службы стартеров фирмы Филипс, при нормальных условиях эксплуатации, обозначенных на упаковке, подразумевает возможное количество включений лампы, превышающее 6 000 раз.
  5. Продолжительность замкнутого состояния электродов или время катодного подогрева. Разброс в значениях этой характеристики у разных производителей — значителен.
  6. Тип конденсатора.

Стоит помнить! Маркировка отечественных производителей отличается от заграничных.

Основа маркировки по ГОСТу:

  1. Под лампы мощностью от 4 Вт до 80 Вт и с показателем напряжения в 220 В стартеры обозначаются: S10; FS-U; ST 111.
  2. Для лампочек мощностью не больше 22 Вт и напряжением 127 В пускатели маркированы: S2; FS-2; ST 151.

Обратите внимание! Маркировки по ГОСТу таких деталей для ЛДС приводятся на корпусе пускателя.

Производителей подобных элементов стартерной системы зажигания ламп достаточно много. Основной момент, на который покупатель должен обратить внимание при выборе модели, – соответствие всех технических характеристик прописанным профильным параметрам ГОСТа.

Стартер для люминесцентных ламп дневного света: ходовые модели

Важные эксплуатационные характеристики пускорегулирующего устройства источников света — индуктивность и коэффициент выпрямления.

Под индуктивностью подразумевается индуктивное сопротивление одного из основных структурных элементов системы зажигания ламп — дросселя. Этот параметр позволяет контролировать мощностные показатели электричества, которое поступает на контакты источника света.

Коэффициент выпрямления также немаловажен, поскольку отвечает за отношение обратного сопротивления к прямому при показателях постоянного напряжения на элементах зажигающего устройства. Чтобы подобрать оптимально подходящую модель стартера, обеспечив длительную работу источнику света, важно учесть эти моменты.

Стоит выделить основные характеристики и преимущества каждой модели стартерного устройства для источников света, уделив внимание самым надежным, зарекомендовавшим себя на практике. К таковым относят:

  1. Модель FS-11 компании Sylvania. Популярность модели обусловлена ее эксплуатационными характеристиками:
  • реализуется зажигание ламп мощностью от 4 Вт и до 65 Вт;
  • может эксплуатироваться в сетях переменного тока (частота — 50–60 Гц; напряжение 127 В и 220 В);
  • газовая смесь блоков с принципом тлеющего разряда, обустроены двумя контактами из меди.

Стартерные устройства фирмы Sylvania, модель FS-11, отмечены ENEC (Европейский знак качества).

У модели полное соответствие конструктивных характеристик нормам ГОСТа. Контакты нагреваются очень быстро, а сами устройства не содержат вредных изотопов. Цена — около 33 руб.

Корпус у такой модификации пластиковый. Купить можно за 30 руб.

  1. Модель DS2. Особенность такого типа стартера заключается в том, что разработана модификация под тип цоколя А3. Основные технические характеристики:
  • конденсатор проходного типа, емкостью 5 пФ;
  • индуктивность — около 2,2 Гн;
  • дросселем выдерживается сопротивление не больше 33 Ом;
  • монтирован надежный балласт, качественно препятствующий интерференции;
  • такая модификация устройства способна работать при нестандартных температурных показателях – как при +40 °C, так и при –15 °C.

Еще одним значимым преимуществом выступает продолжительный срок эксплуатации. Стоимость — около 45 руб.

Важно! Пользователю стоит понять, что нужно выбирать модель проверенного производителя и с хорошими характеристиками, ведь такая деталь прослужит намного дольше аналогичных моделей малоизвестных компаний.

Причем, если лампочка дневного света перестает функционировать, в большинстве случаев причина такой неисправности может быть вызвана поломкой стартера устройства.

Как проверить исправность стартера

Несмотря на простоту конструкции детали, выход ее из строя способен существенно навредить источнику света.

Важно! При наличии неисправного светильника с люминесцентными источниками света в первую очередь нужно проверить работоспособность пускового устройства.

Самый простой способ проверки такого зажигающего элемента лампы – замена его на аналогичное устройство. Заменить стартер достаточно просто. Если люминесцентная лампа после этого начнет работать, то причина ее неисправности была именно в поломке пускателя.

Проверка работы стартового устройства для люминесцентных ламп

Определиться с исправностью пускателя можно также при наличии специальных измерительных приборов — мультиметра или тестера. Мультиметр значительно многофункциональнее своего аналога (тестера).

Подобрать стартер под определенные технические характеристики люминесцентного источника света не составляет труда. Пользователю достаточно руководствоваться знаниями устройства зажигающего элемента, а также разбираться в особенностях его механических и эксплуатационных характеристик.

Особое значение стоит уделить маркировке стартера, особенно — показателю мощности и номинального напряжения. От выбора качественного пускателя напрямую зависит эффективная работоспособность светильника и срок его службы.


И так пришло время рассказать о том, что же такое загрузили в наш фургончик и о прошлой его работе.



А вот инструкция по эксплуатации:
Система запуска маршевых двигателей — воздушная, обеспечивающая раскрутку ротора до частоты вращения, необходимой для запуска. Воздух для запуска двигателя отбирается от аэродромной установки воздушного запуска (УВЗ), которая подключается к штуцеру на левом двигателе.
1. Открыть крышку люка штуцера для подсоединения установки воздушного запуска двигателя (левый капот вентилятора левого двигателя).
2. Подогнать УВЗ, установите упорные колодки под колеса машины, запустить УВЗ.
3. Убедитесь в чистоте полуразъема рукава и штуцера.
4. Включить отбор воздуха в воздушной системе УВЗ. Давление должно быть не менее 2,4 кгс/см2.
5. Убедиться по воздушному манометру УВЗ о наличии давления (2,4÷4,5 кгс/см2) в системе запуска.
6. После запуска двигателя и выхода его на режим малого газа, отсоединить рукав УВЗ, отогнать, закрыть люк.


Производители Airstarter`ов очень любили фургоны Volkswagen ниже фото четырех поколении УВЗ на базе транспортеров.

Читайте также: