Тахограф и глонасс в чем разница

Обновлено: 02.07.2024

На главную страницу \ Материалы \ Статьи \ Статьи о цифровых тахографах \ Разрешено ли подключать тахограф к ГЛОНАСС/GPS, а не к датчику скорости?

К нам в редакцию стали часто поступать вопросы по поводу установки цифрового тахографа при наличии у перевозчика ГЛОНАСС/GPS оборудования в транспортном средстве. Перевозчиков интересует - можно ли, при установке тахографа, подключать его к абонентскому телематическому терминалу (ГЛОНАСС/GPS) вместо датчика скорости, который им необходимо покупать отдельно, а также оплачивать его установку на ТС?

Начнем с того, что при покупке цифрового тахографа и выборе лицензированной мастерской (только мастерская, с индивидуальным номером клейма, имеет право на установку и обслуживание тахографа), перевозчик, неожиданно для себя, сталкивается с очередной проблемой - покупка датчика скорости и его установка. Дело в том, что по правилам цифровой тахограф должен подключаться к датчику скорости, а без него тахограф не будет записывать скорость транспортного средства и, следовательно, показания будут считаться не действительными. Но что делать, если в автобусе или грузовом автомобиле уже установлено другое оборудование, которое так же необходимо для контроля передвижения ТС - система ГЛОНАСС/GPS? Ведь ГЛОНАСС тоже позволяет определять скорость транспортного средства, другими словами - ГЛОНАСС/GPS способен выполнять функцию датчика скорости. В таком случае, зачем покупать датчик скорости, если уже стоит система мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS? По законодательству, запрета на подключение контрольного устройства (тахографа) к абонентскому терминалу ГЛОНАСС/GPS нет. Требования к тахографам регулируются приказом № 36 от 13 февраля 2013 г.

Поэтому, тахограф может быть подключен как к датчику скорости, так и к терминалу ГЛОНАСС/GPS! Только, обязательно нужно уточнить у поставщика оборудования возможность стыковки двух разных приборов! Проще говоря, терминал ГЛОНАСС/GPS должен иметь соответствующие настройки под определенную марку и модель тахографа и наоборот, тахограф должен иметь возможность стыковки с абонентским терминалом.

На сегодняшний день на рынке спутниковых систем мониторинга и контрольных устройств (тахографов), представлен огромный выбор оборудования различных производителей. Данные приборы необходимы в использовании транспортного средства и напрямую связаны с безопасностью на дорогах! И при оснащении данными системами свой автопарк, перевозчик несет существенные расходы. Для того, что бы удешевить процесс, некоторые производители умудрились совместить в единое целое два разных прибора. Так появился тахограф, включающий в себя функцию телематического терминала ГЛОНАСС/GPS. Плюсы его в том, что перевозчик покупает один прибор по цене двух. Опять таки, отпадает необходимость покупать, дополнительно, пресловутый датчик скорости.

Но есть и определенные минусы такого ноу хау и можно сделать логический вывод: если в таком тахографе выходит из строя приемник ГЛОНАСС/GPS, то велика вероятность того, что и функции самого тахографа тоже могут нарушаться и наоборот! В таком случае придется менять прибор. Сразу хотим отметить, что это предположение субъективно, т.к. прошло очень мало времени с момента появления на рынке подобного рода приборов и они не успели зарекомендовать себя как ни с плохой, так и ни с хорошей стороны.

Мы будем и дальше следить за ситуацией на рынке контрольных устройств и мониторинговых систем.

Можно ли использовать тахограф как GPS/ГЛОНАСС трекер?

Среди установщиков тахографов и перевозчиков идет дискуссия о том, можно ли использовать тахограф не только по прямому назначению, но и как часть системы мониторинга.

Причин для этого достаточно: покупка и установка тахографа – обязательное и дорогостоящее мероприятие, и желание “выжать” из него по максимуму естественно.

Есть два мнения:

1. Система мониторинга на тахографе не работает или работает со сбоями
2. Тахограф можно использовать вместо GPS/ГЛОНАСС трекера, разницы нет

Мы в МониторингАвто решили провести эксперимент и узнать наверняка, как работает система мониторинга на тахографе.
Мы использовали тахограф ШТРИХ-М, возможности других тахографов могут отличаться.

Начнем с технического вопроса – можно ли использовать тахограф как трекер?

Да. Стандартный тахограф может только принимать данные, поэтому необходимо установить GPRS модуль, который позволит тахографу передавать данные на сервер и в программу. Обычно для трансляции данных используется GPS/ГЛОНАСС трекер.

Ограничен ли функционал системы слежения с тахографом?

Поскольку тахограф используется только для передачи данных, гипотетически к нему можно подключить любой функционал. На практике, к устройству получается подключить только ограниченное количество датчиков из-за особенностей конструкции тахографа. Проще говоря, установить больше четырех датчиков не выйдет. В случае с трекерами, можно подключить от 4 до 10 различных датчиков мониторинга в зависимости от модели трекера. Это позволяет расширить возможности мониторинга и увеличить данные для анализа.
Обычно для слежения за автомобилем используют стандартный функционал мониторинга (аналогичный самому простому трекеру) и датчик уровня топлива (можно установить до 2 ДУТов на одну машину).

Что можно отслеживать?

  • Зажигание
  • Маршрут
  • Местоположение
  • Скорость движения
  • Расход топлива
  • Объем заправок

Можно установить другие датчики слежения, тревожную кнопку, громкую связь или микрофон. Но только в количестве не более 4 штук!
Точность данных при использовании тахографа в качестве трекера мониторинга не снижается, поскольку устройство лишь передает информацию от датчиков.

Сколько стоит установить систему мониторинга с тахографом?

Основная причина, по которой перевозчики интересуются установкой системы слежения на тахографе, это – возможность сэкономить. Давайте посчитаем, выгодно ли использовать эту схему!
Обратите внимание, цены на оборудование и работы актуальны на момент 28.02.2020 года.

Системы слежения с мониторингом топлива с тахографом
Тахограф + 35 000 руб.
Установка тахографа, активация и калибровка + 5 000 руб.
Модуль GPRS + 3 500 руб.
Датчик уровня топлива + 6 500 руб.
Монтаж датчика уровня топлива и тарировка + 5 500 руб.
= 55 500 руб.

Тахограф + Система мониторинга с GPS/ГЛОНАСС трекером и контролем топлива
Тахограф + 35 000 руб.
Установка тахографа, активация и калибровка + 5 000 руб.
Трекер GPS/ГЛОНАСС + 4 400 руб.
Установка трекера + 2 500 руб.
Датчик уровня топлива + 6 500 руб.
Монтаж датчика уровня топлива и тарировка + 5 500 руб.
= 58 900 руб.

Какие риски?

Если использовать тахограф не только по прямому назначению, а в качестве части системы мониторинга, существуют серьезные риски для компании. Если выходит из строя связь датчика с тахографом, или начинаются сбои в работе оборудования, то машина вынуждена стоять в парке. Для ремонта необходимо снимать тахограф, отвозить на ремонт и переустанавливать. Все это время машина не может передвигаться без тахографа. Следовательно, перевозчик несет убытки из-за простоя машины или платит штраф за отсутствие тахографа (до 127 000 руб.).

Стоит ли устанавливать систему мониторинга с помощью тахографа?

Стоит ли экономия в 3 400 руб. возможных проблем с оборудованием и последующих затрат – решать клиентам. Мы со своей стороны рекомендуем избегать риска. Убытки компании в случае поломки оборудования и простоя техники значительно превысят стоимость раздельной установки тахографа и системы мониторинга с трекером GPS/ГЛОНАСС. Однако, если вы принимаете решение установить систему слежения с помощью тахографа, это могут организовать специалисты МониторингАвто.

Действующее законодательство РФ требует, чтобы на некоторые автомобили и автобусы была установлена спутниковая система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющая отслеживать положение транспортного средства.

Существует ряд нормативных документов. в которых четко прописаны требования к установке аппаратуры спутниковой навигации.

В этой статье рассмотрим новое Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020г. №2216 "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации", которое заменило, утратившее силу Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 №153, и призвано повысить эффективность управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.

Данный закон вступит в силу 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027г.

В новое постановление внесены изменения, отсутствующие в законе №153, которые подробно разберем ниже.

Требования к оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств.

Согласно новому постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”.

Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.

На какие транспортные средства нужно устанавливать аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС в 2021 году

В обязательном порядке оснащаются следующие транспортные средства:

  • Транспортные средства категории М2, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с максимально допустимой массой до 5 тонн, например необходимо устанавливать ГЛОНАСС на автобусы
  • Транспортные средства категории М3, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с допустимой массой свыше 5 тонн.
  • Транспортные средства категории N, используемые для перевозки опасных грузов.
  • Таким образом, из списка исключены легковые автомобили (категория М1), а также все грузовики, кроме перевозящих опасные грузы или твердые коммунальные отходы.

Данное постановление не распространяется на следующие виды транспортных средств:

  • ТС органов внутренних дел;
  • ТС, используемые для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • ТС, используемые физическими лицами для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • ТС управления делами Президента;
  • ТС государственной охраны.

Кто имеет право устанавливать на транспортное средство систему GPS ГЛОНАСС?

Установкой аппаратуры спутниковой навигации имеют право заниматься:

  • завод-изготовитель при выпуске с конвейера нового транспортного средства;
  • в рамках предпродажной подготовки ТС дилерская компания;
  • специализированные компании, имеющие разрешение на установку данной аппаратуры, на подержанный автотранспорт.

Как должна осуществляться установка системы GPS ГЛОНАСС в 2021 году?

Процесс установки включает в себя:

  • монтаж терминала и тревожной кнопки;
  • присоединение оборудования к бортовым системам ТС;
  • настройку работа аппаратуры;
  • тестирование в реальных условиях работы оборудования.

Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в ней следующих данных:

  • государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка. модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства.
  • идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной многофункциональной карты абонента, содержащий профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.
  • наименование юридического лица или фамилии, имя и отчество индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, ИНН налогоплательщика, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) ТС.

В случае замены аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортном средстве или изменения информации о ТС, его владельце, собственник транспортного средства должен обеспечить передачу данных оператору системы.

При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой.

В нашей компании вы можете произвести оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации.

Давайте посмотрим историю и оценим разумность последних введенных Законов нашими законотворцами.

Глоба́льная навигацио́нная спу́тниковая систе́ма (ГЛОНА́СС, GLONASS) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации[1]. ГЛОНАСС предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования.

Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара, на основании указа Президента РФ, предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19 100 км. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS.

Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бо́льшую стабильность. Таким образом, группировка КА ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования.

Из необходимых 24 спутников, которые должны обеспечивать нормальную работу всей системы - на орбите только 16 работоспособных.

Куда идут деньги, которые платят конечные потребители?

с 2012 до 2020 года на развитие ГЛОНАСC из бюджета РФ выделено 320 миллиардов рублей. В июле 2012 года было возбуждено дело по факту необоснованного расходования и хищения более 565 млн рублей на развитие спутниковой системы[11].

Это все на фоне того, что уже почти каждый второй автомобилист и владелец автомобиля имеет простой навигатор системы NAVSTAR GPS. – которые отлично работают с навигацией Навител и другими.

Уже сейчас есть в продаже GPS-треккеры стоимостью в 2-3 тысячи рублей, которые можно самостоятельно установить в свой автомобиль и в режиме реального времени следить за его перемещением сидя дома у компьютера, если ваш автомобиль уехал с другим водителем.

Ну, с заграницей все понятно – там, на ходу, со станции технического контроля, могут считать информацию с тахогрофа грузовика проезжающего мимо на обычной скорости. И принять меры, если необходимо.

А как у нас собираются контролировать режим работы и отдыха водителей? Очень просто и по-старинке – будут останавливать каждого водителя, и проверять – есть ли тахограф, работает ли он, и каков режим работы водителя за последние семь суток. Круто да?

Согласно Закона ФЗ-196 контроль и проверку наличия тахографов, должны осуществлять инспекторы технического контроля. Кто-нибудь видел их на наших дорогах? Для исполнения этого пункта данного Закона, необходимо сначала построить эти самые пункты технического контроля на дорогах. Кое-где они есть, конечно, и инспекторов обяжут производить проверку тахографов. Но если раньше фура, проходящая по весу, проходила такой пункт за минуту, то сейчас она будет там стоять полчаса. Сколько будет стоять фур на трассе у таких пунктов и самое главное – где? На обочине и на полосе движения, при том, что все федеральные трассы России имеют всего по одной полосе в каждом направлении – представляете, что будет на наших трассах после 1 апреля? Одна сплошная пробка.

Согласно ФЗ-196 и ТехРегламента: ТР ТС 018/2011 - тахограф должен быть на всех транспортных средствах категории N2, N3, M2, M3 принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

Вроде бы все понятно, не понятно только лишь то – как устанавливать этот самый тахограф в транспортное средство, если он там не предусмотрен конструкцией на заводе изготовителе?

Который, как мы видим - вступает в противоречие с ФЗ-196.

Неувязочка выходит? Примерно так же - как все автобусники устанавливали ремни безопасности на автобусы.

Как быть с этим? Тоже закрыть глаза?

Конечно – бороться с нарушениями в режиме работы водителей необходимо – но какими методами?

Как я писал выше - GPS- треккер. Многие крупные автокомпании уже давно оснастили ими весь свой транспорт. И в отличии от тахографа и ГЛОНАСС – руководитель может в режиме реального времени, проверить чем занимается в данный момент водитель – спит или на дороге, сколько топлива сжег, куда съезжал с трассы, сколько стоял и где. И то, что может делать GPS-треккер и чего не может ГЛОНАСС – найти угнанную машину и (не дай бог) убитого водителя.

То есть – если разумно подойти к вышесказанному.

То простой Навигатор может заменить сразу и ГЛОНАСС и ТАХОГРАФ.

Так зачем нам НАВЯЗЫВАЮТ то - что не работает, то - что требует дополнительных расходов, то - что вообще отвлекает от управления автомобилем?

Не проще ли сначала пустить все средства на строительство нормальных, безопасных дорог в России?

Читайте также: