Тахограф поддержка передачи ddd файлов

Обновлено: 07.07.2024

Принятые в РФ законы обязывают владельцев коммерческого автотранспорта не только установить специальные приборы, фиксирующие график работы водителей, но и своевременно проводить считывание данных с тахографа. Согласно действующим правилам, извлекать данные из карты водителя необходимо не менее одного раза в 28 календарных дней. Хранение информации, полученной с устройств, обязательно в течение года. Все сведения, считанные с фиксирующего устройства должны быть доступны для проверки контролирующими органами в этот период.

Какая информация считывается тахографом

Сведения, которые непременно фиксирует прибор, установленный в салоне транспортного средства, это:

  • время работы водителя (учитываются как данные о непосредственном управлении автомобилем, так и время, которое водитель провел в салоне автомобиля, занимаясь при этом другой деятельностью);
  • пробег транспортного средства за рабочий день;
  • скоростной режим.

Эти сведения невозможно подделать, они пишутся устройством в автоматическом режиме и корректно отображаются при считывании. Такие данные нужны, для того, чтобы проконтролировать исполнение приказа Министерства транспорта РФ о соблюдении режимов работы и отдыха водителей автотранспортных средств.

Зачем считывать данные с тахографа

Своевременная проверка сведений, полученных прибором, поможет предпринимателю не только избежать штрафов, но и проконтролировать различные рабочие моменты. Проводя анализ информации с тахографа, перевозчик может:

  • предотвратить противоправные действия водителей. Показания прибора подделать невозможно, а значит, владелец транспортного средства получает только актуальную и точную информацию о действиях сотрудника;
  • упорядочить ведение бухгалтерской отчетности. Многие автотранспортные предприятия начисляют заработную плату сотрудникам исходя из показаний тахографа;
  • оптимизировать работу водителей и предприятия в целом. Структурируя данные о пробеге и времени, можно понять, какие меры необходимо принять для повышения эффективности.

Перечень полезных преимуществ прибора может быть расширен в каждом конкретном случае.

Считывание информации с аналогового тахографа

Аналоговый самописец фиксирует все вышеперечисленные сведения на специальном носителе — таходиске, его еще называют тахошайбой или просто шайбой для тахографа. Основное неудобство, с которым обязательно придется столкнуться при эксплуатации прибора — необходимость вручную заполнять некоторые поля на шайбе. Устанавливая диск в устройство в начале рабочей смены водитель самостоятельно записывает на него свои ФИО, номер ТС, дату поездки, место начала и конца поездки, пробег, зафиксированный в начале движения. Далее, в течение дня на носитель линиями на соответствующие окружности в автоматическом режиме наносятся сведения о действиях водителя с разбивкой по времени. По окончании смены диск достается из устройства и водитель записывает дату окончания поездки и пробег ТС на текущий момент.

Перевод аналоговых данных в электронный формат

Так как тахограммы должны храниться и в любой момент быть готовы для проверки в течение года, следует привести сведения с аналогового тахографа в электронный формат. Такая мера позволит также вести удобный учет информации и в любой момент получить данные за нужный день или время.

Носитель (тахошайба) сканируется при помощи сканера и готовое изображение остается в памяти ПК. Расшифровывать и дополнительно вносить данные в базу не нужно — существуют специальные программы по считыванию информации со сканов аналоговых тахограмм, выполняющие эту работу автоматически. Последующий анализ и сортировку данных также можно доверить выбранному программному обеспечению. Стоит отметить, что хранение бумажного носителя в течение 28 дней в кабине ТС, даже при переносе данных с него на ПК, обязательно.

Считывание данных с цифрового тахографа на бумажный носитель

Цифровые тахографы более удобны в использовании, их набор функций позволяет обойтись без самостоятельной фиксации каких-либо данных. В начале поездки водитель вставляет свою карту в устройство, а по окончании — извлекает ее. Так, в памяти прибора остается вся необходимая контролирующим органам и владельцу транспортного средства информация: пробег, скорость, время работы и остановок.

Впоследствии эти данные распечатываются на бумажной ленте. В зависимости от марки устройства отчет может выглядеть по-разному, но в любом случае считать и расшифровать с него необходимые данные легко: они упорядочены в соответствии с датой и временем произведенных действий. Ошибки карты или ТС также будут отражены в отчете, в виде кодов или пиктограмм.

Считывание данных с цифрового тахографа

Так как прибор фиксирует все данные в электронном формате, их легко получить в виде цифрового файла. Чтобы воспользоваться этой опцией, нужно ввести в тахограф карту предприятия и подключить к устройству считыватель данных. Данных с карты предприятия нельзя считывать – она выполняет функцию ключа, предоставляющего доступ к данным с тахографа. Выгруженную информацию можно импортировать в специализированный софт, предназначенный для упорядоченного хранения таких сведений.

Выгрузка данных с карты водителя

Владельцы цифровых тахографов могут воспользоваться более простым и удобным способом переноса информации с прибора на ПК. Для этого следует приобрести специальные считыватели данных — переносные устройства для выгрузки сведений непосредственно с карты водителя ТС, их также называют картридерами.

Преимуществом данного метода является отсутствие необходимости производить получение информации непосредственно в салоне авто и подключаться к тахографу, это можно сделать где угодно. В устройство для получения информации с карт водителя вставляется карточка, прибор считывает с нее информацию в виде ddd файла. Этот файл впоследствии также переносится на ПК и обрабатывается специальными программами.

Выгруженные данные в онлайн-режиме

При эксплуатации цифровых тахографов можно использовать и современные беспроводные технологии передачи данных. Этот способ удаленного считывания данных подойдет для владельцев прибора, оснащенного модулем GPRS или ГЛОНАСС. Особенно оправдан метод считывания информации через интернет для владельцев больших автотранспортных парков. В этом случае вся информация с фиксатора попадает на ПК предприятия. Пока этот метод по считыванию цифровых данных не так популярен: далеко не каждый прибор поддерживает подобную функцию. Кроме того, необходимо также использовать специальный софт для онлайн-получения, обработки и хранения этих файлов.

Программные средства для считывания данных

Любая работа с данными с тахографов ведется при помощи специального софта. Полученный при считывании документ в формате .ddd можно открыть только специальной программой. Сегодня их существует множество видов, они отличаются по количеству функций и стоимости, имеют разные механизмы работы, но основная задача, выполняемая ими — оперативный доступ к информации с фиксаторов. Дополнительные функции софта: анализ, сортировка, формирование отчетов о деятельности водителей за определенный промежуток времени.

Программы поставляются вместе с оборудованием (тахографом, считывателем) или выбираются и устанавливаются пользователем самостоятельно.

Как выбрать средства и ПО для считывания данных

В первую очередь способ получения сведений с записывающего устройства выбирается исходя из его модели. Данные любых цифровых тахографов могут считываться с помощью картридеров.

Эти устройства совместимы со всеми марками цифровых фиксаторов. Более подробную информацию можно получить в документации к считывателю и устройству, установленному в вашем транспортном средстве.

Программное обеспечение тоже должно быть совместимо именно с вашей моделью тахографа. Если планируется передача данных беспроводным способом, через интернет, софт должен поддерживать эту функцию.

В случае эксплуатации аналогового прибора, сложностей еще больше — необходимо приобрести сканер, способный четко передать изображение тахограммы.

Как производится контроль информации

В первую очередь сотрудник ГИБДД проверяет наличие самого прибора, если автомобиль попадает в категорию коммерческих транспортных средств, в которых обязательна установка записывающего устройства. Далее инспектор проверит соблюдение правил эксплуатации прибора и его работоспособность, попросит предоставить распечатку с устройства.

Проверкой больших объемов цифровых данных о соблюдении трудового режима водителей обычно занимается трудовая инспекция. Информацию, которая должна храниться на предприятии, могут запросить в ходе плановой проверки организации или после жалоб работников.

Чтобы любые проверки прошли беспроблемно, необходимо следить за работоспособностью тахографа и обеспечить надежное хранение сведений на предприятии.

После приобретения лицензии ПО в Москве, программа устанавливается на ПК. Для новых пользователей доступен демо-режим, позволяющий бесплатно опробовать все основные функции софта в течение 30 дней.

В базу программного обеспечения вносятся данные о компании, осуществляющей перевозки. При использовании аналогового тахографа информация о водителях и транспортных средствах вносится вручную, показания с цифрового тахографа добавят эти сведения автоматически. После активации и настройки программы можно запускать считыватель данных с цифровых тахографов или аналоговых устройств.

Дальнейшая работа с тахографами и тахограммами

Благодаря хранению информации в традиционном .ddd формате, ее можно легко предоставить для проверки контролирующим органам. Софт не изменяет файлы, импортированные с картридеров, флеш-накопителей и самих тахографов, они содержат все сведения, необходимые для проведения контроля.

Программный интерфейс позволяет применять к данным различные фильтры, всю информацию в пару кликов можно отсортировать:

  • по дате,
  • по водителям,
  • по номерам ТС,
  • по пунктам отправления и прибытия,
  • по другим критериям.

Данные генерируются в виде таблиц и графиков, позволяющих наглядно отследить соблюдение водителями временного режима или нарушения в нем. Особое внимание уделяется нарушениям и ошибкам: все технические ошибки, которые выдал тахограф, фиксируются в цифровых файлах. Программа является удобным инструментом для анализа данных. На их основе обеспечивается своевременное исправление недочетов в работе и проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности персонала за рулем.

Для предоставления отчетов в контролирующие организации можно воспользоваться функцией создания контрольных отчетов. Они создаются по форме, требуемой Российскими или Европейскими законами, нужный вариант выбирается в меню. Там же выбирается водитель и период времени, за который необходимо предоставить информацию.

Также ПО может генерировать отчеты по тем или иным аспектам деятельности автотранспортной компании: по расходу топлива, по расходам на эксплуатацию транспортного средства, по пробегу автомобилей, по скоростному режиму и превышениям скорости, по отсутствующим или некорректным данным, и другим деталям поездок.

Дополнительные преимущества

Основное достоинство софта — экономия времени на выполнение ежедневных манипуляций с тахографом. Программа обеспечивает быстрое считывание данных с цифровых и аналоговых устройств и высокую скорость исполнения операций по их анализу.

Разработчик предлагает несколько версий, ориентированных на решение разных задач. Из них можно выбрать и установить ту, которая наиболее подходит для вашего предприятия, не переплачивая за ненужные опции.

При покупке лицензии вы получаете полное техническое сопровождение: помощь с выбором модулей и установкой, регулярное получение обновлений ПО, сервис технической поддержки.

Данные должны храниться в течение одного года и быть доступны для проверки инспекцией. Законодательство требует, чтобы водитель либо сам выгружал информацию с цифрового тахографа и имел её при себе, либо дал разрешение компании на право считывания и хранения информации для последующей проверки инспекцией. Информация с считывается и хранится в формате ddd файлов. Для расшифровки ddd файлов необходимо специальное программное обеспечение.

В комплекте с российским тахографом, например АТОЛ Drive5, обычно идет компакт диск, на котором записано программное обеспечение для считывания информации с карт тахографа.

Программа АТОЛ Карты тахографа

Программу АТОЛ Карты тахографа можно скачать с официального сайта производителя.

atolcard_reader

Программа позволяет считывать данные с карты, используя устройство для считывания смарт-карт, а также импортировать .ddd файлы, например выгруженные на usb носитель (например флешку), или на специальное устройство для переноса данных.

Пример выгрузки данных с карты водителя на на флеш диск используя тахограф АТОЛ Drive5.

Для этого требуется карта водителя, карта предприятия и usb флеш диск.

После этого на флеш диск будут записаны .ddd файлы с карты водителя.

Выгруженные файлы можно импортировать в специальное программное обеспечение, например АТОЛ Карты тахографа.

Программа ШТРИХ -ТахоReport

ШТРИХ-TaxoREPORT — бесплатная программа, предназначенная для считывания и хранения данных в формате DDD с карт водителя.

Программа ШТРИХ-TaxoREPORT позволяет расшифровать данные, выгруженные на flash-накопитель из памяти тахографа или карты водителя, а также данные, выгруженные с карты водителя через карт-ридер.

taxoreport

Устройства для считывания данных с карт водителя

USB Card Reader


Является одним из самых компактных настольных устройств для считывания данных с карт цифровых тахографов.

USB Card Reader — рекомендуется использовать для считывания данных с карт водителей для цифровых тахографов. На сегодняшний день это один из самых дешевых и удобных способов работы с данными карт тахографов.

При помощи картридера для карт цифрового тахографа возможно считать информацию с карты водителя и сохранить ее в необходимом формате (.ddd) для последующих проверок контролирующими организациями. Данная процедура не требует специальных профессиональных навыков и довольна проста: подключаете картридер к компьютеру через USB разъем или посредствам USB кабеля, устанавливаете программное обеспечение (есть бесплатные версии), вставляете карту водителя и загрузка началась. Полученный файл (формата .ddd) должен храниться в течение 1 года и должен быть доступен для проверки.

Также при помощи различных версий программного обеспечения возможно разблокировать карту водителя / предприятия для тахографов с блоком СКЗИ.

Данные файлы (формата .ddd) возможно просматривать и анализировать в различных специальных программах для анализа данных цифровых тахографов и получить информацию о скорости движения транспортного средства, о соблюдении и нарушении режима труда и отдыха водителем и т.д.

Специальные устройства для считывания данных с тахографа

Считыватели карт тахографа могут быть стационарными и переносными. Так же возможно приобретение считывателей карт тахографа, в составе комплектации программного обеспечения анализа данных тахографа. Функционал считывателей ни чем не отличается, единственное отличие это форм фактор в котором выполнен считыватель и его производитель. Переносные считыватели удобны для больших автопарков.

Устройство для загрузки и анализа данных DLKPro TIS-Compact® Russia


DLKPro TIS-Compact® представляет собой практичное комплексное решение для управления данными с множеством возможностей. Комплект содержит все, что необходимо предприятию, перевозчику или любому другому участнику тахографического контроля для выполнения установленных законом требований как ЕСТР, так и российского законодательства относительно национальной системы тахографии (тахографы СКЗИ).

• Выполнение установленных законом требований: создание электронного архива защищенных от модификации данных из памяти тахографа и карты водителя

• Проверка на предмет нарушения цифровой подписи для каждого загружаемого файла

• Анализ данных тахографа по режимам труда и отдыха водителей, а также на наличие нарушений и технических сбоев

• Создание резервных копий на дополнительной карте памяти

• Для удобства восприятия возможность предоставления данных в различной форме

• Отображение всех оперативных данных на сенсорном экране прибора, что позволяет проводить экспресс-контроль без компьютера

• Работает со всеми моделями тахографов, допущенными как по ЕСТР, так и по российскому законодательству (с блоком СКЗИ)

• Длительное время автономной работы на собственном аккумуляторе, что позволяет выполнять автономную и удаленную работу (на выезде)

• Загрузка данных из памяти карты как со встроенного, так и с внешнего устройства считывания карт

• Функция напоминания о сроках загрузки данных предохраняет перевозчика от нарушения требований законодательства по непрерывности ведения архива данных, сигнализируя о максимальных сроках хранения информации на карте водителя

• Функция экспорта данных в другие приложения позволяет интегрировать данные в различные программные средства

• Выбор перечня автоматически загружаемых данных и периодов времени загрузки позволяет гибко настроить загрузчик на тот набор, который необходим конкретному пользователю

• Анализ по загруженным данным на наличие устройств манипуляций, установленных на автомобиле

• Программное обеспечение находится на самом загрузчике TIS-Compact®, у пользователя есть возможность работать с любого доступного компьютера

• TIS-Compact® загружает и анализирует все типы тахографических карт (водителя, мастера, предприятия, инспектора), это позволяет использовать устройство любому участнику системы тахографии в соответствии со своими профессиональными задачами

Считывание данных с цифрового тахографа возможен при наличии карты предприятия, используя карту предприятия, в тахографе открывается скрытое меню считывания данных. Затем в зависимости от производителя тахографа применяются различные устройства считывания.

В большинстве Российских цифровых тахографах для считывания данных достаточно иметь обычный USB флеш диск. При работе с Европейскими цифровыми тахографами необходимы специальные устройства считывания данных.

Внимание . Все сведения о функциях, функциональных возможностях и других спецификациях устройств и программного обеспечения, а также сведения, содержащиеся на этой странице, основаны на последней информации и считаются достоверными на момент публикации. Могут быть внесены изменения в эти сведения или спецификации без предварительного уведомления или обязательства.


Новый УМКа302 теперь поддерживает работу с популярными тахографами.
С версии прошивки 2.12.0 поддерживаются: ШТРИХ-Тахо RUS, АТОЛ Drive 5, АТОЛ Drive Smart и Меркурий ТА-001.


Отметим, что возможна как передача текущих данных, так и передача DDD файлов карт водителей. Передача DDD файлов доступна по протоколу Wialon Combine.


Мы предусмотрели возможность сохранять DDD файлы в памяти терминала без выгрузки на сервер. Сохраненные в памяти терминала файлы можно скачать с помощью конфигуратора. Подробнее о том, как это сделать читайте далее в статье.


Работа с DDD файлами в системе Wialon

Создаем водителя и указываем номер карты водителя в свойствах.


Работа с DDD файлами через Конфигуратор УМКа3xx

Воспользуйтесь конфигуратором УМКа3хх для загрузки DDDфайлов на локальный компьютер. Эта возможность пригодится, если сервер не поддерживает работу с DDD файлами.

Скачиваем файл на локальный диск и открываем его в любом удобном
просмотрщике DDD файлов.

Полный список поддерживаемых параметров тахографов, их возможных значений, а также новые команды вы сможете запросить в нашей техподдержке

В данной статье я коротко постараюсь описать, что такое карты тахографа, структру данных на карте, и как считать и разобрать информацию с неё. Все примеры будут рассматриваться на карте водителя, но справедливы и для остальных.

Что такое карта тахографа.

С помощью неё в Европе и РФ контролируют режим работы и отдыха водителей, с целью не нарушения им установленных законом норм.

С технической точки зрения это смарт-карта на которую тахограф записывает некоторые данные, о том как водитель управлял транспортным средством, были ли сбои в работе тахографа и т.д. Каждая карта выдаётся на конкретного водителя, и содержит его данные такие как ФИО, дату рождения, персональный сертификат(причём для Европы и РФ они отличаются). Также на карте содержится закрытый ключ, с помощью которого можно подписать данные с карты при выгрузке, с целью дальней защиты их от фальсификаций.

Корме карты водителя, есть также:

  • карты мастерской (для настройки и калибровки тахографа)
  • карты предприятия
  • карты контролера (с помощью неё можно получить информацию о режимах работы через тахограф)

Далее все рассмотрение будем проводить для карты водителя, так как она самая распространённая.

Структура карты тахографа.

Данные на карте хранятся в виде бинарных файлов, для каждой секции свой. В европейская карта водителя имеет следующую структуру:

Дерево файлов карты тахографа

Описывать все структуры данных в файлах я не буду, так как её можно посмотреть в документации.

Я бы отметил файл EF Driver_Activity_Data, т.к. это едиственная секция в которую входят структуры данных с переменной длиной, а сама структура секции циклична, то надо быть внимательным при ее разборе, для избежания различных сторонних эффектов.

Также надо сказать что в секции EF Application_Identification, содержит данные от которых зависит длина секций с переменной длиной, таких как Я бы отметил файл EF Driver_Activity_Data, EF Events_Data, EF Faults_Data и других.

Чтение данных с карты.

Данные с карты можно прочитать либо с помощью тахографа или же специального ПО при помощи смарт-картридера.

С технической точки зрения более интересен второй способ. Внутри нашей карты стоит собственная ОС которая реагирует на некоторые команды. Все команды нет смысла рассматривать, так как они есть в документации. Поэтому рассмотрим основные:

  • Выбор файла (секции)
  • Чтение файла
  • Цифровая подпись

Все команды отправляются на карту в виде последовательности байт. Для примера реализации я выбрал язык Go. Работа с картой будет использоваться библиотека SCard, которая является врапером pcsc-lite.

Для начала опишем функцию, для отправки команды на карту:

Функция принимает на вход команду и указатель на устройство с картой для чтения. На выходе она возвращает либо ошибку, либо результат. Карта присылает ответ в следующем формате: 2 байта статуса операции( 90 00 если операция завершилась удачно) затем набор байт результата (если он есть).

Порядок чтения файла следующий: выбираем файл -> читаем содержимое -> подписываем (если нужно).

Команда для выбора файла выглядит так:

Напиример для чтения файла EF ICC команда будет следующей: 00 A4 04 0C 00 02

Также, как видно по структуре, есть необходимость выбрать секцию, команда для нее следующая:

Итоговая функция будет выглядеть следующим образом:

После того как файл выбран, его можно считать отправив следующий набор байт:

Надо отметить что команда выполняется сразу после выбора файла, и за один проход не может считать больше 255 байт (0xFF). При удачном выполнении команда вернет набор байт, заданной для считывания длины. Полность функция для чтения выглядит так:

После выбора секции и чтения файла осталось разобраться с подписью. Подпись считанного файла делается в 2 этапа:

  1. Сначала происходит генерация хэша, командой:
  1. Затем вычисляется сама подпись, командой:

Данная функция вернет набор байт подписи.

Код функций следующий:

По спецификации данные с карты должны выгружаться в TLV формате. Формат имеет следующий вид:

  • tag равен имени файла (2 байта) + байта подписи (00-данные, 01 - подпись);
  • len 2 байта, в которых записывается длинна считанного файла или подписи;
  • value значение считанного файла или подписи.

У не подписанного файла будет только одна структура TLV, у подписанного соответственно TLV файла + TLV подписи.

Совокупность этих TLV и будет файлом выгрузки, которая иногда называется ddd файлом.

Функция для выгрузки файла в формате TLV:

Полный пример программы для выгрузки данных с карты находится здесь.

Разбор

Разбор выгруженного файла довольно тривиальный. Нужно отфильтровать все секции с данными, выделить из них знчение файлов и разобрать их в соответствии со спецификацией. Для примера я приведу пример разбора одной секции, остальные будут по аналогии.

Для примера возьмем секцию EF Identification. Если посмотреть в документацию, то секция имеет следующий вид:

Структура секции EF_Identification

Здесь можно увидеть описания стуруктур, которые входят в состав файла, их размер и значения по умолчанию.

Чтобы понять что хранится в этих структурах надо перейти в раздел DATA DICTIONARY в документации и найти соотвтетсвующую струткуру, например CardIdentification хранит информацию по идентификации и в нее входит следующая инфа:

  • cardNumber содержт строку из 16 байт с номером карты
  • cardIssueDate содержит дату выдачи карты размером 4 байта (формат unixtime)
  • cardValidityBegin содержит дату начала действия карты размером 4 байта (формат unixtime)
  • cardExpiryDate содержит дату окончания действия карты размером 4 байта (формат unixtime)

Примерный парсер, реализованный в виде сервиса, можно взять здесь

Заключение

Как видно чтение и разбор данных с карты тахографа довольно простая задача, если понять как правильно работать со спецификацией.

Читайте также: