Тахограф скзи и естр в чем разница

Обновлено: 02.07.2024

В данной статье собраны ответы на самые распространенные вопросы по картам для тахографов:

1. Можно ли устанавливать карту водителя во второй слот при пустом первом слоте?

2. Нужно ли считывать информацию с тахографа, если регулярно считываются данные с карт водителей?

Для тахографов СКЗИ – нет. Считывание информации из памяти европейских тахографов (согласно ЕСТР) должно производиться 1 раз в 90 дней. Но документов, которые бы обязывали периодически выгружать данные из памяти российских тахографов, нет.

Единственное требование к тахографам с блоком СКЗИ: после утилизации устройства владелец ТС должен хранить информацию, считанную из памяти тахографа, в течение одного года (Приказ 36, приложение 3, пункт 13.10). При этом выгрузить данные и передать их ему должна мастерская (Приказ 36, приложение 4, пункт 11.1).

Ознакомиться с нашими советами по эксплуатации тахографов вы можете в статье "Как правильно пользоваться тахографом: правила, инструкции, рекомендации"

3. Может ли один человек владеть несколькими картами водителя?

Нет. У каждого водителя должна быть своя индивидуальная уникальная карта. По закону РФ один человек, управляющий транспортным средством, не может иметь более одной карты одного типа. В Приказе №36 об этом сказано так: "Водителю передается одна карта водителя" (приложение 3, пункт 5). В Приказе №145 также зафиксировано это правило: "лицу, претендующему на выдачу карты водителя, выдается только одна карта такого типа" (пункт 5).

4. В каких случаях и сколько дней можно водить автомобиль без карты водителя?

Передвигаться без карты можно не более 15 дней, если она перевыпускается по причине неисправности, утери, кражи. Управлять ТС сверх этого срока без карты в данных ситуациях разрешается, когда необходимо возвратить автомобиль на базу (Приказ №145, п.23). На случай проверок ГИБДД или Ространснадзора водитель должен предъявить справку о том, что карта находится в процессе замены. Этот документ можно запросить в организации, которая занимается переоформлением вашей карты. В Приказе №36 (приложение 3, пункт 11) сказано, что в случае неисправности, утери или кражи, водитель должен сделать запрос на замену карты водителя в течение семи календарных дней. При этом, работая без карты, водителю нужно в конце каждой смены распечатывать из памяти тахографа информацию о режимах работы и отдыха, вручную вносить в чеки личные данные и заверять распечатку своей подписью.

5. Какой срок действия у карт водителя, мастерской, предприятия и какова их стоимость?

3 года для карт водителя и для карт предприятия, 1 год для карт мастерской. По истечении этих сроков карты считаются недействительными.

6. Нужно ли менять карту при смене водительского удостоверения?

Нет. Согласно пункту 21 Приказа Минтранса РФ №145: "В случае замены водительского удостоверения в течение срока действия карты замена карты водителя не производится".

7. На какой срок выдается новая карта водителя в случае, если срок действия старой ещё не закончился?

Если до конца срока использования старой карты остается больше полугода, то срок действия карты, выдаваемой взамен, будет таким же, как у предшествующей карты. Но если до истечения срока эксплуатации старой карты остается менее шести месяцев, то новая карта будет оформлена на новые три года (Приказ №145, пункт 26).

8. Когда можно и когда нельзя извлекать карту водителя?

Карту нельзя извлекать из тахографа во время движения ТС. Но её можно изымать во время остановок в течение смены, например, уходя на обед или по требованию ГИБДД. Правда, при каждой очередной вставке карты в слот тахографа нужно вручную с помощью кнопок меню зафиксировать информацию о своих действиях в период её отсутствия. В конце рабочей смены водитель обязан извлекать карту из тахографа (Приказ №36, приложение 3, пункт 9.3).

9. Какой будет штраф, если не считывать информацию с карты водителя?

Для должностных лиц – от 7 до 10 тыс. руб; для юрлиц – от 20 до 50 тыс. руб.; для ИП – от 15 до 25 тыс. руб; для водителя – от 3 до 5 тыс.руб. Если водитель не является собственником ТС и работает по найму, то штрафы ему не грозят, потому что обязанность выгружать каждые 28 дней данные с карт возлагается именно на владельцев транспорта (Приказ №36, приложение 3, пункт 13).

Несоблюдение требований по считыванию данных с карт водителя считается нарушением правил эксплуатации тахографа. Штрафы за это прописаны в Статье 11.23 КоАП.

10. Несут ли должностные и юридические лица ответственность за нарушение правил эксплуатации карты водителя?

Да. Как уже разъяснялось в предыдущем ответе, правила эксплуатации карты включают обязанность владельцев транспорта выгружать данные каждые 28 дней. Эти и другие требования к владельцам ТС перечислены в Приказе №36 (приложение 3, пункт 13). За нарушение требований должностные лица, юрлица и индивидуальные предприниматели могут получить штраф. Непосредственно во время управления автомобилем ответственность за правильное использование карты лежит на водителе.

11. Когда требуется замена карты?

В первую очередь, карту водителя для тахографа необходимо переоформлять каждые 3 года по истечении срока её действия. Внеплановая замена потребуется, если карта утеряна, украдена, сломана (содержит дефекты, делающие её эксплуатацию невозможной). Также карту потребуется переоформить при изменении ФИО и места жительства, которые указывались при выдаче.

Карту для тахографа не нужно менять:

× при смене водительского удостоверения;
× при смене работодателя.

12. Может ли получить российскую карту для тахографа СКЗИ лицо с зарубежными водительскими правами?

Да. В Приказе №145, который регулирует порядок выдачи карт для тахографов, нет запрета на выдачу карт лицам с зарубежными правами, а также с гражданством других государств. Однако в документе есть отдельное требование, о котором надо знать в таких случаях. Карта водителя выдается физлицам, проживающим на территории РФ в течение не менее 185 дней каждого календарного года (Приказ №145, пункт 5).

Однако, в соответствии с Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 92-ФЗ, с 01 июня 2017 года вступил запрет на допуск к управлению автомобилем водителей на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением ТС.

13. Что делать, если тахограф не принимает или не распознает карту?

Проверить работоспособность и карты, и тахографа. Для проверки карты нужно проверить её на другом тахографе. Если карта снова не читается, то наверняка она повреждена и её нужно заменить. Если карта воспринимается на другом тахографе, то следует проверить первый тахограф, попробовав в него вставить карты других водителей. Проблема со считыванием любых других карт будет свидетельствовать о том, что нарушена работоспособность самого тахографа. В таком случае оборудованием должны заняться специалисты мастерской.

14. Кто должен оплачивать выпуск карты и кому она в итоге принадлежит: водителю или работодателю?

Карта однозначно принадлежит водителю. Оплачивать расходы должен работодатель. В соответствии с российскими законами, владельцы транспорта N2, N3, M2, M3 обязаны не только устанавливать тахографы, но и обеспечивать их функционирование. Карта является неотъемлемым компонентом тахографического контроля, без неё работодатель не сможет соблюдать требования к эксплуатации тахографа и положения о режимах труда и отдыха водителей. Поэтому руководство автопарка должно брать расходы по оформлению карт на себя и не имеет права требовать с водителя возмещения затрат. Но карта оформляется на конкретное физическое лицо и принадлежит исключительно ему. Следовательно, работодатель не вправе её удерживать при увольнении водителя, так как формально лишит его возможности продолжать работу в другой организации.

15. Может ли один водитель передавать свою карту для работы другому водителю?

В этом нет смысла. Карта выдаётся конкретному водителю, содержит его персональные данные (в памяти и на внешней стороне), используется для контроля именно его действий. Если картой пользуется человек, которому она не принадлежит, работодатель не сможет проконтролировать его режимы труда и отдыха. В свою очередь, уполномоченные сотрудники госорганов не смогут проверить, выполняет ли конкретный водитель требования по использованию тахографов и соблюдаются ли в автопарке по отношению к нему нормы времени управления ТС и отдыха. При отсутствии таких сведений штрафы могут быть выписаны всем, кто перечислен в Статье 11.23 КоАП (водитель, должностное лицо, юрлицо, ИП). Пусть даже формально в Приказе №36 нет запрета на использование карты одного водителя другим водителем, тезис о том, что персональной картой должен пользоваться её владелец, прослеживается на всём протяжении документа. И рассматривая факты поездок по чужой карте, суд, скорее всего, согласится с претензиями ГИБДД и Ространснадзора.

16. Какие документы нужны для оформления карты? Требуется ли ходатайство с работы?

Нет, ходатайство не требуется. С декабря 2019 года в перечне документов, прикладываемых к заявлению на выдачу карты, больше нет справки с места работы. Это связано с тем, что теперь карты оформляются на физлиц и вместо адреса предприятия на них указывается адрес водителя.

Для оформления карты требуется заполнить заявление (актуальный образец вы можете скачать на этой странице сайта ФБУ "Росавтотранс") и приложить к нему документы, перечисленные в пункте 10 Приказа №145 и упоминаемые в самой форме заявления:

1. Копия основного документа, удостоверяющего личность.
2. Копия водительского удостоверения.
3. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
4. Копия свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе на территории РФ (ИНН).
5. Справка об утере или краже карты (при замене карты водителя).
6. Копия ранее выданной карты водителя (если имеется).
7. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов (для иностранных граждан).

Также пакет документов должен включать: 1. Заявление о присоединении к регламенту удостоверяющего центра. 2. Заявление на регистрацию пользователя удостоверяющего центра и формирование сертификата ключа проверки. 3. Доверенность на получение ключей и сертификата ключа подписи.

17. Можно ли эксплуатировать карту для тахографа СКЗИ в тахографе ЕСТР и наоборот?

Нет. Вернее, это не имеет смысла. Карта СКЗИ предназначена только для тахографа СКЗИ. Карта ЕСТР предназначена только для тахографа ЕСТР. Если карта вставлена в слот тахографа, который не соответствует её типу, устройство сообщит о вводе недействительной карточки, либо просто её не распознает. В любом случае далее тахограф будет фиксировать движение без карты, что будет считаться нарушением требований по эксплуатации и приведёт к штрафам.

Всем добрый день, друзья! Сегодня хочу рассказать о таком приборе, как Тахограф.

Тахограф - контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей.

2. Тахографы российского производства, с установленным блоком СКЗИ. (Система криптозащиты информации.)
В настоящее время порядок использования тахографов регламентируется Приказом №36 Министерства транспорта России. В соответствие с ним, все транспортные средства, предназначенные для работы на территории РФ, должны быть обеспечены тахографами с блоком СКЗИ. (За исключением международных перевозчиков)
Представлены такими производителями, как: Штрих, АТОЛ, Меркурий, ТЦА, Касби, VDO и так далее.

Остановимся подробнее на тахографах с СКЗИ. В чем отличие "наших" от европейских?
Самое главное отличие - наличие в "наших" тахографах блока СКЗИ.
Блоки СКЗИ если говорить простым языком - флешка на которую записывается вся информация с тахографа, а именно: скорость, координаты, данные водителя, время за рулем и нарушения.

Самое интересное: Срок жизни блока СКЗИ с момента активации составляет 3 года.
Через 3 года он подлежит деактивации и замене. Производитель блоков СКЗИ в нашей стране 1 и это ООО "Спецпроект-2". В дополнении к этому блок криптозащиты находится в юрисдикции ФСБ. С ним ничего нельзя делать без лицензии ФСБ, его нельзя вывозить за границу, в противном случае это приравнивается к разглашению государственной тайны.
Как вы могли заметить, производители "наших" тахографов такие фирмы, как: АТОЛ, Меркурий, Штрих - все они ранее занимались и занимаются по сей день производством кассовых аппаратов и периферии. В кассовых аппаратах есть такая деталь, как Фискальный накопитель, который тоже подлежит замене раз в 2-3 года. Здесь можно провести параллель, т.е. ФН и блок СКЗИ - это почти одно и то же устройство.

Немного цифр.
- Для потребителя новый тахограф с блоком СКЗИ будет стоить в районе от 35 до 50 тысяч рублей под ключ на одно транспортное средство. (Сюда включена стоимость тахографа, активация блока СКЗИ, установка, калибровка)
- Для работы с тахографом требуется карта водителя. Карта водителя, как вторые права должна быть у любого, кто работает на транспортных средствах с тахографом. Ее стоимость в настоящее время 3.5-4.5 тысячи рублей. Она тоже выдается на срок 3 года, после этого делается заново.
- На каждом предприятии должна быть "Карта предприятия" для выгрузки данных с тахографа, это обязательная процедура, которая должна производиться не реже раза в 28 суток.
Ее стоимость от 4 тысяч рублей, но срок замены 5 лет.
- По истечении трех лет с момента первичной установки происходит замена блока СКЗИ, т.е. хозяин ТС попадает на: Демонтаж тахографа для проведения работ в мастерской, деактивацию отработанного блока СКЗИ, покупку и активацию нового блока СКЗИ (~16-18 тысяч), установку тахографа обратно на ТС после проведения работ и калибровка.
Вся процеруда вместе со стоимостью блока СКЗИ выходит от 18 до 22 тыс. рублей. И она проводится не реже раза в 3 года, а зачастую чаще.
- Также блок СКЗИ меняется при перепродаже ТС, изменении хозяина, изменении гос. номера.
- Калибровка тахографа также производится раз в 3 года обычно вместе с заменой блока СКЗИ, но также при следующих ситуациях: изменение колес транспортного средства, расхождение километража на тахографе и одометре. Стоимость калибровки составляет 3-5 тыс. рублей.

В отличии от тахографов с СКЗИ, ЕСТР тахографы калибруются раз в 2 года, но не требуют никакой замены каких либо блоков. И срок их эксплуатации несколько выше по личному опыту из-за качества исполнения.

В принципе на данный момент это все, спасибо за внимание, задавайте вопросы, а я задам свой.
Представляете какие деньги имеет государство со всего этого?
Почему в Европе стандарт ЕСТР прекрасно работает без каких-либо шифрований, а у нас нет?
Вопросы риторические :)

На данный момент на транспортные средства в России можно устанавливать как российские цифровые тахографы с блоком СКЗИ, так и при соблюдении некоторых условий — европейские цифровые тахографы по ЕСТР. Попробуем разобраться, что выгоднее. Будем рассматривать относительно современный автомобиль, с электронным спидометром и подготовленным местом для установки тахографа и сроком эксплуатации автомобиля 6 и 9 лет.

Российские тахографы с блоком СКЗИ

  • стоимость тахографа — 35 000 руб. — 2 000 руб. , подключение тахографа к датчику скорости, подключение спидометра к тахографу, калибровка и настройка тахографа — 5000 руб. тахографа — 2 000 руб.

затраты на эксплуатацию в течении 6 лет:

    тахографа 1 раз в 3 года — 3000 руб.
  • замена блока СКЗИ 1 раз в 3 года — 20 000 руб.

Итого стоимость владения за 6 лет — 67 000 руб.
Итого стоимость владения за 9 лет — 90 000 руб.

Европейские тахографы

Для установки европейских тахографов в РФ необходимо иметь лицензию на международные перевозки. Стоимость оформления лицензии в юридических конторах45 000–75 000 руб. Срок30 дней.

  • стоимость тахографа — 35 000 руб.
  • установка или замена обычного датчика скорости на магнитозащищенный датчик с шифрованием KITAS 2+ (если такой не установлен заводом-изготовителем. На многих автомобилях показания скорости берутся с датчиков АБС или с обычного датчика скорости, поэтому при установке тахографа приходится устанавливать датчик скорости KITAS 2+ (требования ЕСТР)) — 5 050 руб.
  • активация, установка, калибровка и настройка тахографа — 7 000 руб.
  • европейский тахограф VDO 1381 не имеет возможности изменять коэфициет К (кол-во импульсов на 1 км пути), возможно придется установить преобразователь частоты импульсов скорости — 2 300 руб.
  • по требованиям ЕСТР к тахографу должен быть подключен второй источник скорости. В отличии от российских тахографов, в которых установлен блок GPS , европейский тахограф подключается к CAN-шине автомобиля, а при невозможности получения данных из CAN-шины (это происходит с российскими, американскими, китайскими автомобилями) требуется установить DTCO-Geoloc — 10 340 руб.

затраты на эксплуатацию в течении 6 лет

    тахографа 1 раз в 2 года — 3 000 руб.

​Итого стоимость владения за 6 лет — 65 690 руб. без затрат на получение и продление международной лицензии.
Итого стоимость владения за 9 лет — 71 690 руб. без затрат на получение и продление международной лицензии.

Мы рассмотрели случай с максимальными затратами на подготовку автомобиля к эксплуатации с тахографом по правилам ЕСТР. Если у вас свежий европейский автомобиль, то дополнительная установка датчика скорости KITAS 2+, преобразователя частоты импульсов скорости, DTCO-Geoloc не потребуется и тогда стоимость владения снизиться до 48 000 руб. за 6 лет и до 54 000 руб за 9 лет.

Общий результат вы можете посмотреть в таблице. И сделать вывод, какой тип тахографа устанавливать на автотранспорт вашего предприятия.

СКЗИ ЕСТР с подготовкой автомобиля ЕСТР европейского автомобиля
первоначальные затраты
Тахограф 35 000 ₽ 35 000 ₽ 35 000 ₽
Датчик KITAS 2+ не нужен 5 050 ₽ установлен
2 источник скорости DTCO-Geoloc не нужен 10 340 ₽ CAN-шина
Уктивация блока СКЗИ 2 000 ₽ не нужна не нужна
Установка, настройка 7 000 ₽ 7 000 ₽ 7 000 ₽
преобразователь импульсов скорости не нужен 2 300 ₽ не нужен
затраты на эксплуатацию
Замена СКЗИ 1 раз в 3 года 20 000 ₽
Настройка 1 раз в 3 года 3 000 ₽
Настройка 1 раз в 2 года 3 000 ₽ 3 000 ₽
Итого за 6 лет 67 000 ₽ 65 690 ₽ 48 000 ₽
Итого за 9 лет 90 000 ₽ 71 690 ₽ 54 000 ₽

Автомобиль с российским тахографом с блоком СКЗИ может эксплуатироваться ТОЛЬКО на территории России!
С тахографом ЕСТР можно ездить как по России, так по странам СНГ и Европе.

Тахограф с СКЗИ или ЕСТР?

Этот вид тахографа придуман для эксплуатации только на территории Российской Федерации. Именно по этой причине его так невзлюбили российские водители. Например, в Казахстане водители устанавливают тахографы соответствующие нормам ЕСТР и перемещаются свободно за рубеж. Хоть и стоимость тахографа вместе с установкой несколько выше чем такого же, но с СКЗИ, но дает возможность беспрепятственно перемещаться не только в Казахстане. И отдать за калибровку раз в три года 3500 руб. не так обидно. В России тахограф с СКЗИ цена с установкой будет меньше, но каждые три года Вам необходимо будет не только его калибровать (тарировать) но и менять блок СКЗИ. А это уже совсем другая стоимость.

В принципе цена тахографа с СКЗИ, по большей части состоит как раз из самой стоимости этого блока криптозащиты информации. Который законодательно необходимо менять раз в три года. Т.е. даже если Вы потратите меньше на само устройство, в течении его эксплуатации Вам придется менять и каждые три года выплачивать за замену блока СКЗИ 90% от стоимости самого тахографа даже с учетом стоимости установки его в транспортном средстве. Но если вам необходимо будет выехать за пределы Российской Федерации, на автомобиле, оборудованном тахографом СКЗИ, сделать этого по закону не получиться. Т.е. законодатели, формируя требования к перевозчикам, под предлогом повышения безопасности на дорогах, по сути создали механизм, позволяющий им очень плотно обложить финансовым бременем всех участников грузоперевозок. Если у вас в автомобиле стоит тахограф соответствующий требованиям ЕСТР, по России Вы можете перемещаться имя на руках лицензию на международные перевозки. Стоимость её оформления составляет порядка от 55 000 до 70 000 рублей, с учетом всех собранных и нотариально заверенных документов. И если Вы все-таки решите её приобрести, то в первый раз Вам её выдадут только на 1 год. Т.е. сейчас мы говорим только о стоимости лицензии. Стоимость тахографа с установкой идет отдельной строчкой и может составлять от 45 000, в зависимости от Вашего автомобиля. Таким образом сумма набегает внушительная. И любой перевозчик подумает несколько раз, стоит ли ему ввязываться в эти затраты или нет. Конечно ответ очевиден.

Как уже было упомянуто, на тахограф с СКЗИ цена с установкой будет немного меньше чем на устройство с ЕСТР. А если сюда приложить расходы на оформление лицензии, то выгода становиться ещё очевидней. Контроль за исполнением данных приказов и законов возложена на Транспортную инспекцию. Именно этот орган выдает лицензии на международные перевозки и именно сотрудники этой организации следят за установкой тахографа в салоне грузового автомобиля. Так же они обязаны проверять режимы работы и отдыха водителей в грузовых транспортных средствах. Снимая отчеты с тахографов и карт водителя. Однако далеко не всегда контролеры транспортной инспекции знают и умеют снимать эти отчеты и в принципе вообще понимают зачем они нужны, что именно должно попадать в эти отчеты и прочее.

Читайте также: