Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации

Обновлено: 07.07.2024

Операции технического обслуживания рекомендуется проводить с предварительным контролем технического состояния (диагностики) приборов без их разборки. Техническое обслуживание электрооборудования подразделяется на следующие виды:

· ежедневное обслуживание (ЕО), во время которого проверяют те приборы электрооборудования, которые обеспечивают безопасность движения автомобиля;

· техническое обслуживание (ТО-1 и ТО-2), предназначенное для выявления и предупреждения неисправностей приборов электрооборудования путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, смазочных и регулировочных работ, с тем чтобы обеспечить их безотказную работу в период между техническим обслуживанием;

· сезонное обслуживание (СО) проводят весной и осенью при очередном ТО-1 или ТО-2 для подготовки электрооборудования к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Ниже приводится перечень основных операций, которые следует проводить при различных видах технического обслуживания электрооборудования автомобилей с дизельными двигателями.

При ЕО осмотреть и проверить:

· состояние электрических разъемов с прицепом или полуприцепом;

· крепление аккумуляторных батарей и надежность контакта наконечников проводов с выводами батареи;

· работу генератора по показаниям амперметра;

· действие приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителей и устройства для обмыва ветрового стекла, работу контрольных приборов и звуковых сигналов. Чистоту и сохранность стекол осветительных и сигнальных приборов.

При ТО-1 проводят в полном объеме операции ЕО и дополнительно выполняют следующие:

· очищают аккумуляторные батареи от грязи и следов электролита, прочищают вентиляционные отверстия;

· проверяют уровень электролита и при необходимости доливают дистиллированную воду; крепят генератор, проверяют надежность подсоединения проводов;

· проверяют крепление, установку и действие приборов освещения и сигнализации (фар, подфарников, ламп щитка приборов, задних фонарей, указателей поворота, аварийной сигнализации, звуковых сигналов);

· действие выключателя"массы"аккумуляторных батарей;

· состояние соединительных колодок и защитных чехлов, наконечников проводов и датчиков;

· работу переключателя света, систем сигнализации аварийного падения давления воздуха в контурах тормозов.

При ТО-2 проводят в полном объеме операции ТО-1 и дополнительно выполняют следующие:

· проверяют и при необходимости устраняют неисправности генератора, регулятора напряжения, стартера, аккумуляторных батарей;

· изоляцию проводов, контактов и защитных резиновых колпаков.

· Проверяют наличие защитной смазки на штекерных соединениях электропроводки. Смазывают клеммы и перемычки аккумуляторных батарей. Первый раз через 50 000 км пробега и далее при каждом ТО-2 снимают генератор и проводят его техническое обслуживание. Проверяют крепление стартера, плотность электролита, действие фар и правильность их установки.

При СО весной необходимо снять стартер с двигателя и проверить состояние щеточно-коллекторного узла и контактов реле стартера, провести регулировку реле стартера, проверить работу стартера на стенде. Через 100 000 км пробега, но не реже одного раза в два года разобрать и смазать стартер. Проверить состояние аккумуляторных батарей по плотности электролита и нагрузочной вилкой и при необходимости зарядить.

Осенью дополнительно проверить состояние электрооборудования предпускового подогревателя и его работу; проверить действие систем отопления, обдува и обогрева переднего стекла; проверить работу контрольных приборов на ходу автомобиля.

При техническом обслуживании электрооборудования прицепов и полуприцепов необходимо при ЕО, ТО-1 и ТО-2 проверять крепление, состояние и действие задних фонарей, стоп-сигнала, указателей поворота, освещение номерного знака и внутреннее освещение в кузове полуприцепов. Протирать стекла всех сигнальных, осветительных приборов и отражателей света, а также штепсельную вилку или розетку электропитания. При ТО-2 проверить состояние электропроводки.


Проверка стартера на стенде. Схема соединений для проверки стартера на стенде

2 - вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В;

3 - реостат на 800 А;

4 - амперметр с шунтом на 1000 А;

6 - аккумуляторная батарея

Чтобы убедиться в эффективности работы стартера, необходимо проверить на стенде его электрические и механические данные.

Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм2.

Стартер должен питаться от полностью заряженной аккумуляторной батареи 6СТ-55 или от специального источника тока, характеристика падения напряжения которого при нагрузке соответствует характеристике падения напряжения аккумуляторной батареи 6СТ-55.

Температура стартера при проверках должна быть 25±5° С, а щетки - хорошо притерты к коллектору.

1 Замыкая выключатель 5 (см. рис. Схема соединений для проверки стартера на стенде), при напряжении источника тока 12 В три раза включите стартер с разными условиями торможения. Например, при тормозных моментах 2; 6 и 10 Н·м (0,2; 0,6 и 1 кгс·м). Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с.

2 Если стартер не вращает зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и проверьте его детали.

Испытание в режиме полного торможения

1 Затормозите зубчатый венец стенда, включите стартер и замерьте ток, напряжение и тормозной момент, которые для стартера 35.3708 должны быть соответственно не более 550 А, не более 7,5 В и не менее 13,7 Н·м (1,4 кгс·м). Для стартера СТ-221 ток должен быть не более 500 А, а напряжение - не более 6,5 В. Длительность включения стартера должна быть не более 5 с.

2 Если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкание обмоток на массу.

3 Если тормозной момент и потребляемая сила тока ниже указанных выше величин, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления выводов обмотки статора, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.

4 При полном торможении шестерни якорь стартера не должен проворачиваться; если это происходит, то неисправна муфта свободного хода.

5 Для устранения неисправностей разберите стартер и замените или отремонтируйте поврежденные детали.

Испытание на режиме холостого хода

1 Выведите зубчатый венец стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер и замерьте потребляемый им ток и частоту вращения якоря стартера, которые должны быть соответственно не более 35 А (60 А для стартера 35.3708) и 5000±1000 мин-1 при напряжении на клеммах стартера 11,5-12 В.

2 Если сила тока и частота вращения вала якоря отличаются от указанных значений, то причины могут быть те же, что и в предыдущем испытании.

Проверка тягового реле

До 1983 г. на стартерах СТ-221 устанавливалось однообмоточное тяговое реле. У стартера с таким реле проверьте силу потребляемого тока, которая должна быть не более 23 А.

1 Установите между ограничительным кольцом 51 (см. рис. Стартер СТ-221) и шестерней прокладку толщиной 12,8 мм и включите реле.

2 Проверьте напряжение включения реле, которое должно быть не более 9 В при температуре окружающей среды 20±5° С. Если напряжение больше, то это указывает на неисправность реле или привода.

Проверка механических данных

1 Проверьте динамометром давление пружин на щетки, которое для новых щеток должно составлять 9,8±0,98 Н (1±0,1 кгс).

2 Если щетки изношены до высоты 12 мм, то замените их, предварительно притерев к коллектору.

3 Осевой свободный ход вала якоря должен быть не более 0,07-0,7 мм (0,5 мм для стартера 35.3708). Если он не находится в этом пределе, то разберите стартер и подберите толщину и количество регулировочных шайб.

4 Привод стартера должен свободно (без заметных заеданий) перемещаться по шлицевому концу вала якоря и возвращаться из рабочего положения в исходное под действием возвратной пружины якоря реле.

5 Якорь не должен вращаться при повороте шестерни привода в направлении вращения якоря. Шестерня должна проворачиваться относительно вала якоря под действием момента не более 27,4 Н·см (2,8 кгс·см).

Техническое обслуживание системы освещения и сигнализации.

При контрольном осмотре проверяют исправность и действие при­боров освещения, световой и звуковой изоляции, при необходимости очи­щают стекла фар, передних и задних фонарей.

При ТО-1 проверяют крепление и работу приборов освещения и сигнализации, состояние штекерных соединений и наконечников проводов.

При ТО-2, кроме того, проверяют и при необходимости регулируют направление светового потока фар.


Рис. 95. Регулировка света фар

Регулировку светового потока фар американского типа производят по дальнему свету с помощью экрана, нанесенного на вертикальную стенку (рис. 95). На экране горизонтальная линия 1 соответствует высоте центров фар; вертикальная линия III совпадает с осевой линией автомобиля; вертикальные линии I и II нанесены симметрично линии III, расстояние между ними равно расстоянию между центрами фар. Автомобиль устанавливается на расстоянии 10 м от экрана. Регулировка производится с помощью винтов вертикальной и горизонтальной регулировки 4 (см. рис 85 в предыдущих материалах). Световой пучок должен располагаться, как показано на рис.95.

Неисправности системы освещения и сигнализации

К характерным неисправностям системы освещения можно отнести:

1. полный или частичный отказ в работе отдельных ламп освещения

2. частое перегорание нитей ламп, отказ в работе всех приборов освещения

3. нарушение регулировки света фар.

Причинами отказа могут быть:

1. обрыв в цепи, окисление или плохой контакт в соединениях цепи,

2. короткое замыкание проводов на массу.

Неисправный участок цепи может быть обнаружен с помощью контрольной лампы.

Сгоревшие лампы заменяются на новые. Нарушение контакта восстанавливают зачисткой и подтяжкой клемм, оборванный провод сращивают или заменяют на новый. Частое перегорание нитей ламп обычно вызывается повышенным напряжением генератора. Поэтому следует проверить или заменить регулятор напряжения. Отказ в работе всех приборов может быть вызван срабатыванием предохранителей из-за короткого замыкания в цепях. Следует проверить состояние предохранителей и устранить короткое замыкание.

Для световой сигнализации характерны те же неисправности, что и для приборов освещения. Кроме того, может быть неисправен переключатель или прерыватель указателей поворота, а также включатель сигнала торможения. Эти приборы подлежат ремонту в мастерской или замене на новые.

Состояние электропроводов проверяют осмотром их изоляции и мест присоединения к приборам. Провода рекомендуется осматривать в направлении от потребителей к включателю и от включателя к аккумуляторной батарее. Если заведомо исправная лампа не горит, это указывает на обрыв или отсоединение провода.

Для проверки зажимов конец одного из проводов контрольной лампы присоединяют к массе автомобиля, а острием наконечника, присоединенного к второму проводу лампочки, прикасаются поочередно к зажимам. Накал лампы свидетельствует об исправности цепи на участке от испытуемой точки до аккумуляторной батареи. Если лампа не накаливается, это значит, что неисправный участок находится между двумя последующими проверяемыми точками.

Замыкание между проводами, заключенными в одну защитную оплетку, определяют так: отрицательную клемму аккумуляторной батареи соединяют с одним из проводов, а свободный конец одного из проводов контрольной лампочки — с положительной клеммой батареи. Другим концом провода контрольной лампы с наконечником поочередно прикасаются к остальным проводам. Появление накала лампы указывает на наличие замыкания между двумя проверяемыми проводами.

Характерным признаком короткого замыкания цепи фар на автомобилях, снабженных термоконтактными биметаллическими предохранителями, является появление щелчков.

Если лампы горят с очень сильным накалом и часто перегорают, то это показывает на повышение напряжения в сети, нарушение регулировки реле-регулятора.

Если лампы горят тускло, имея слабый накал в результате понижения напряжения в сети, то возможной причиной является нарушение регулировки реле-регулятора или повреждение изоляции проводов, которые замыкают на массу.

Свет мигать в лампах может из-за плохого контакта в патронах, периодического разрыва провода и его соединения, вследствие вибрации автомобиля при движении, плохого контакта проводов на зажимах включателей, предохранителей и соединительных панелей.

Система звуковой сигнализации. У автобусов система состоит из электрических тональных и дополнительных для обгона сигналов. Электрические сигналы представляют собой двухтональный комплекс из двух звуковых сигналов с рупорами (резонаторами) различной длины, имеющими форму улитки. Сигналы включаются через вспомогательное реле РС503 и специальный биметаллический предохранитель на 20 А. Вспомогательное реле предохраняет контакты кнопки сигналов от подгорания.

Уход за системой сигнализации заключается в содержании приборов в чистоте, проверке их креплений, правильности регулировки и состояния контактов.

Признаки неисправностей электрических сигналов и их причины

При нажатии на кнопку сигнал не звучит, возможно, из-за обрыва провода, подходящего к кнопке в рулевой колонке, короткого замыкания в цепи (срабатывание плавкого предохранителя), отпайки выводов катушки сигнала от пластины прерывателя или выводных зажимов, подгорания контактов реле сигналов

Если сигнал звучит тихо и хрипло или совсем не звучит при неработающем двигателе, а при работающем двигателе (на средних частотах вращения коленчатого вала) звучит нормально, то это показывает на окисление клемм или разряженность аккумуляторной батареи.

Предохранители служат для зашиты проводов и потребителей от чрезмерно больших токов возникающих при коротких замыканиях.

Электрические цепи потребителей тока автомобилей КамАЗ защищены предохранителями: ПР310 (биметаллические, на 10А, 4 шт.) в цепях фар головного света, фонарей заднего хода, электродвигателя отопителя, сигналов торможения и противотуманных фар, стоп-сигналов, штепсельной розетки на раме, электрического сигнала, электромагнитного включателя моторного тормоза; ПР510А (биметаллические блоки, 3 шт., в каждом блоке два предохранителя по 7А) в цепях выключателя массы, задних фонарей и фонарей автопоезда, аварийной световой сигнализации, подфарников и ламп освещения шкал приборов, питания приборов контрольных ламп и зуммера, штепсельной розетки переносной лампы, электрического сигнала, подкапотной лампы, плафонов кабины.

Для надежной работы приборов освещения и сигнализации необходимо ежедневно проверять их в действии. Следует также своевременно протирать рассеиватели приборов освещения и световой сигнализации.

Своевременное и высококачественное техническое обслуживание электрооборудования позволяет существенно снизить простои автомобилей, тракторов и комбайнов.

При подготовке к хранению фар и звукового сигнала выполняют следующее.

  • 1. Поворачивая наконечники проводов против часовой стрелки, вынимают их из гнезда фары. Снимают фары с комбайна, отвинтив гайки и вынув болты крепления из стоек фар.
  • 2. Отсоединяют провод и, вывинтив винт крепления, снимают сигнал.
  • 3. Протирают наружные поверхности фар и звукового сигнала, смазывают защитной смазкой сопряжения (рассеиватель — ободок, ободок — корпус фары, гнездо фары — выводные клеммы), а также клеммы звукового сигнала. Отправляют фары и сигнал на хранение.

Электровентиляторы готовят к хранению следующим образом.

  • 1. Снимают фильтр вентиляционной камеры и вентилятор, предварительно отсоединив от электродвигателей провода.
  • 2. Очищают вентиляционную камеру и вентиляционные отверстия от пыли, устанавливают на место фильтр и закрывают вентиляционные отверстия снаружи кабины брезентовыми чехлами.
  • 3. Вывинчивают шпильки и снимают с валов электродвигателей колеса вентиляторов, очищают электродвигатели и колеса от пыли и грязи. Смазав защитной смазкой концы валов и клеммы электродвигателей и установив колеса вентиляторов на место, сдают вентиляторы на хранение.

Указатель потерь зерна готовят к хранению следующим образом.

  • 1. Отсоединяют провода от соединительной панели, установленной на левой стороне кабины, отвинчивают гайки болтов крепления и снимают с кронштейнов измерительный блок, а с рулевой колонки — показывающий прибор.
  • 2. Снимают защитные колпачки с соединительных панелей, установленных на клавишах соломотряса, дна решетного стана и скатной доски. Отсоединяют провода и, отвинтив винты крепления преобразователей потерь зерна и подачи, снимают преобразователи с комбайна.
  • 3. Протирают чистой ветошью показывающий прибор, измерительный блок и преобразователи и отправляют их на хранение.

При подготовке к хранению щитка приборов выполняют следующее.

  • 1. Протирают щиток приборов ветошью и смазывают все металлические детали тонким слоем защитной смазки.
  • 2. Оклеивают щиток промасленной бумагой или полимерной пленкой. Все крепежные и вспомогательные детали после снятия агрегатов и узлов электрооборудования смазывают защитной смазкой и устанавливают на место.

Снятые с комбайна агрегаты и узлы электрооборудования, которые не требуется отправлять в ремонт на специализированные ремонтные предприятия, хранят согласно стандартам. Неокрашенные поверхности агрегатов и узлов, имеющие следы коррозии, зачищают шлифовальной шкуркой, протирают ветошью, смоченной в бензине, и покрывают защитной смазкой, а поверхности, имеющие поврежденный слой лакокрасочного покрытия, зачищают, обезжиривают и окрашивают.

Ко всем агрегатам и узлам, сдаваемым на хранение, прикрепляют бирки с указанием марки и хозяйственного номера комбайна.

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

Тема программы 2.10. Контрольно-диагностические работы.

Тема урока 2.10.9.Техническое обслуживание и ремонт приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов

Цели урока: Формирование и усвоение приемов, режимов технического обслуживания и ремонта приборов освещения с учетом условий эксплуатации автомобилей. его периодичность, перечень выполняемых работ и их трудоемкость.

Обучающийся должен иметь практический опыт работы: перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;

Обучающийся должен уметь/знать: проводить контроль измерительных приборов автотранспорта. входной контроль автомобиля, агрегатов и запасных частей, контроль автомобиля после технического обслуживания.

ПК 1. 1 Контроль автомобиля и их агрегатов после текущего ремонта, обоснованность выбора содержания и объема диагностических операций по и ремонт приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов;

ПК 1. 2 . Проверка правильности установки фар,проверка и регулировка светового потока фар ,системы звуковой сигнализации, визуальную проверку световых приборов автомобиля.

ПК 1.3. контроль технического состояния ламп освещения номерного знака, лампы освещения салона, лампа освещения багажника, лампа освещения (подкапотного пространства и задних фонарей.

Воспитательная: Воспитывать у обучающихся бережное отношение к оборудованию и инструменту, аккуратность и внимательность в работе, соблюдение трудовой и технологической дисциплины .

Развивающая: : Сформировать у обучающихся умение самостоятельно выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, рациональному применению оборудования и инструмента.

Тип урока: комбинированный

Место проведения: учебная мастерская

Используемые педагогические технологии: с использованием технологии рефлексии.

Материально-техническое обеспечение: набор торцевых головок 10-24мм, набор комбинированных ключей 6-22мм, удлинитель, рукоятка с трещоткой. Торцевая головка на 15 и 13 мм, набор отверток, тележка инструментальная, ключ динамометрический, домкрат, плакаты, инструктивные карты, интерактивная доска, ноутбук.

Объект работы: Двигатель ВАЗ в сборе. Элементы системы питания. Аккумулятор. Ареометр.

1.Организационная часть 5 мин

Проверка внешнего вида и явки обучающихся.

2.Вводный инструктаж 45 мин

2.2. Восстановление опорных знаний по теме.

2.2.1. Индивидуальная работа по тестам (3-4 чел.)

2.2.2. фронтальная беседа по вопросам:

а) примеры применения предохранителей различной конструкции.

б) Неисправности в цепях питания световых приборов автомобиля

в) ТО-2 предусматривает операции ТО-1, проверку светораспределения, измерение силы света фар
г) схемы внутренних соединений и коммутации

д) мероприятия по охране труда и технике безопасности при начале работ.

2.3.Формирование новых знаний, умений, навыков.

2.3.1. Изложение нового материала с использованием видеоматериала и электронного учебного пособия по плану:

а) Разметка экранов для регулирования фар с европейской системой светораспределения.

б) Плохой контакт в штекерных колодках прерывателя указателей поворота или выключателя аварийной сигнализации

в) мероприятие по охране труда и технике безопасности при проведении работ по диагностике неисправностей приборов освещения.

2.3.2. Закрепление нового материала в ходе фронтальной беседы по вопросам:

- указать основные ошибки при ремонте приборов освещения, способы их выявления и устранения;

- объяснить про способы восстановления поврежденных проводов.

- объяснить значение периодического замыкания проводов на массу в цепи питания световых приборов

3.Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж

3.1. Работа обучающихся в составе подгрупп по выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов.

- Показать основные виды работ при ремонте спидометра.

-Показать основные виды работ при неисправности системы освещения и сигнализации

-Показать неисправный участок цепи.

3.2. Обход рабочих мест с целью проверки хода выполнения работ, соблюдения требований техники безопасности и организации рабочего места.

Читайте также: