Территорией действия договора осаго являются российская федерация и страны европы да или нет

Обновлено: 08.07.2024

Многие в нашей стране жалуются на работу механизма ОСАГО и просят либо отменить его или сделать как в Европе, где выплаты по ОСАГО куда выше, чем в России. Специально для этой группы людей я собрал информацию о том, как на самом деле работает ОСАГО за рубежом и сколько за него платят водители. Напомню, что в РФ средняя цена полиса ОСАГО чуть менее 6 000 рублей, а средняя выплата - порядка 76 000. То есть в среднем на одного попавшего в ДТП водителя 13 других должны провести год без происшествий чтобы страхование ОСАГО имело смысл для страховой компании. И это не считая расходов на зарплаты, экспертизы, комиссии агентам, и прочих расходов.

В Европе, так же как и у нас, главная цель ОСАГО - полностью компенсировать убытки для потерпевшей стороны.

Предельная выплата по ОСАГО за вред имуществу составляет:

- в России - 400 000 рублей

- в Италии - 774 685 евро,

- в Германии - 511 292 евро,

- в Великобритании - 250 000 фунтов стерлингов,

- во Франции - 460 000 евро.

Со здоровьем выплаты в Европе куда более серьезные:

- в России - 500 000 рублей

- в Германии - до 2,55 миллиона евро

- во Франции и Великобритании - не ограничены (определяются судом и реальными расходами на лечение). Если человек стал инвалидом - ему назначается крупная ежемесячная пенсия, превышающая многие зарплаты.

- в Швеции - 36 миллионов долларов. Выплаты за инвалидность - 66 700 долларов в месяц

- в Дании - 10 миллионов долларов

В среднем в Европе на выплаты идет до 90% средств, собранных при продаже полисов. Компании также активно зарабатывают на вложении средств в депозиты, ценные бумаги, и прочие финансовые инструменты.

В Италии существет закон, по которому для всех марок автомобилей и для всех регионов должны действовать одинаковые тарифы.

В отличие от России в Европе не учитывается амортизация при выплатах по ОСАГО - используется стоимость новых запчастей.

Порадовались, хотите жить как в Европе?

Теперь о грустном , о чем так не любят вспоминать в России:

В Великобритании невозможно купить ОСАГО отдельно от КАСКО.

Цена полиса ОСАГО в Европе начинается от 700 евро (50 000 рублей)

В Германии хозяин малолитражки, три года не бывший в аварии, заплатит за полис примерно 1000 - 1200 евро в год. За более дорогие авто придется раскошелиться на сумму до 3700 евро. Это примерно равно среднемесячной зарплате в Германии в 2017 году.

В Италии стоимость ОСАГО зависит от пола, и для женщин страхование старенькой малолитражки будет стоить 558 евро в год, а для мужчин - 645.

Самые высокие цены - для профессиональных водителей. К примеру, таксист в Лондоне заплатит 2000 фунтов в год (около 200 000 рублей).

Теперь поговорим про особенности ОСАГО в разных странах :

В Германии до 1994 года тарифы ограничивались только сверху, но теперь цену свободно устанавливают страховые компании. Аналог российского РСА - германский страховой союз только собирает статистику и дает рекомендации по тарифам и КБМ.

Система КБМ очень развита и в ней 29 классов. Самая дорогая страховка - для начинающих водителей. Это 245% стоимости полиса (примерно 2500 евро за гольф-класс). Если у вас есть права, но за руль вы садитесь редко - 140%. Зато если вы 30 лет проездили без аварий - можете рассчитывать на полис за 17% стоимости (170 евро).

Особенностью ОСАГО в Великобритании является то, что существует система, при которой водитель не меняет свой класс КБМ если попадает в аварии 1-2 раза за 5 лет. Считается, что это случайность и сам по себе водитель не является более рисковым, чем остальные.

Отсутствие ОСАГО в Европе также жестко наказывается:

В Германии страховщик вправе без ведома клиента списывать с его счета стоимость ОСАГО по окончании действия полиса.

В Испании наличие полиса ОСАГО отслеживают автоматические комплексы, наподобие наших камер измерения скорости. Отсутствие полиса влечет штраф в 1000 евро для мопеда, 1250 с мотоцикла, 1500 - с легковушки, или 2600 - с грузового авто.

А что же за пределами Европы?

В США ОСАГО является обязательным в 45 из 50 штатов и стоит около 500 долларов в год. Покрытие ущерба минимальное:

По здоровью - от 15 до 50 тысяч долларов, по имуществу - от 5 до 25 000, по общей сумме выплат на всех пострадавших по одному случаю - от 30 до 100 000 долларов.

В крупных городах цены на ОСАГО сильно выше среднего: к примеру, в Нью-Йорке 40-летний семейный мужчина, имеющий машину С-класса 2000 года выпуска, ночующую в гараже благополучного района, который за день проезжает в деловых целях около 35 км (20 миль), платит $2500 страхового взноса в год. А будь он жителем Вашингтона, уложился бы в $1000.

В Японии по ОСАГО страхуется только жизнь и здоровье, причем выплаты не положены родственникам водителя и собственника авто. То есть если столкнулись две машины, за рулем которых были отец и сын - никто ничего от страховой не получит.

Заполненные водителями — участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) (в том числе посредством почтового отправления) в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными настоящими Правилами, если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим.

Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страхового возмещения, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший — представить поврежденное имущество или его остатки для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).

Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков в установленный срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой или экспертизой (оценкой). В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения.

Таким образом, страховая компания проводит осмотр транспортного средства, а независимую техническую экспертизу транспортного средства — независимая экспертная организация или независимый эксперт-техник.

абз. 2 п. 3.11 Правил ОСАГО

Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.

Таким образом, необходимо обратиться в страховую компанию для получения направления на дополнительную экспертизу, а в случае отказа страховой компании в выдаче такого направления, потерпевший вправе обратиться в экспертное учреждение самостоятельно.

Срок подготовки результатов экспертизы действующим законодательством не установлен.

Согласование сметы на ремонтные работы между СК и автосервисом не производится на этапе проведения независимой экспертизы.

После проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан его ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).

Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена выдача потерпевшему направления на ремонт в случае возмещения вреда в натуре.

В случае осуществления страхового возмещения или прямого возмещения убытков законом предусмотрено составление акта о страховом случае, копия которого выдается потерпевшему по его письменному требованию.

Результаты экспертизы на руки потерпевшему не выдаются, однако он вправе ознакомиться с ними по письменному заявлению.

абз. 2 п. 4.22 Правил ОСАГО

При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:

в случае полной гибели имущества потерпевшего — действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков, в случае повреждения имущества — расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая;

иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

В расходы по восстановлению поврежденного имущества включаются:

расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта (восстановления);

расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом;

если поврежденное имущество не является транспортным средством — расходы по доставке материалов и запасных частей к месту ремонта, расходы по доставке имущества к месту ремонта и обратно, расходы по доставке ремонтных бригад к месту ремонта и обратно.

К восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией имущества, и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом либо восстановлением.

Таким образом, страховая компания должна оплатить услуги эвакуатора с места временной парковки до автосервиса.

Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков.

В настоящее время в Российской Федерации действует Соглашение о прямом возмещении убытков (утв. пост. Президиума РСА от 13 января 2015 года, в редакции пост. от 29 мая 2015 года, пр. № 1, 16 ноября 2015 года, пр. № 10, 15 декабря 2015 года, пр. № 13, 21 апреля 2016 года, пр. № 18, 6 сентября 2016 года, пр. № 7, 30 марта 2017 года, пр. № 20, 20 апреля 2017 года, пр. № 21, 21 сентября 2017 года, пр. № 15, 26 октября 2017 года, пр. № 16).

Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, в соответствии с которыми страховая компания, осуществляющая прямое возмещение убытков, должна дожидаться перечисления требуемой суммы из страховой компании виновника ДТП.

Порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред определяется соглашением о прямом возмещении убытков, которое заключается между членами профессионального объединения страховщиков и профессиональным объединением страховщиков.

В настоящее время в Российской Федерации действует Соглашение о прямом возмещении убытков (утв. пост. Президиума РСА от 13 января 2015 года, в редакции пост. от 29 мая 2015 года, пр. № 1, 16 ноября 2015 года, пр. № 10, 15 декабря 2015 года, пр. № 13, 21 апреля 2016 года, пр. № 18, 6 сентября 2016 года, пр. № 7, 30 марта 2017 года, пр. № 20, 20 апреля 2017 года, пр. № 21, 21 сентября 2017 года, пр. № 15, 26 октября 2017 года, пр. № 16), на основании которого производятся расчеты между страховщиками.

Текст указанного соглашения в части порядка расчетов между страховщиками находится в закрытом доступе.

Действующее законодательство не предусматривает обязанность страховой компании информировать потерпевшего о перечислении денежных средств в автосервис.

В то же время страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт, в котором указываются согласованные срок представления потерпевшим поврежденного транспортного средства на ремонт, срок восстановительного ремонта, полная стоимость ремонта без учета износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте, возможный размер доплаты .

Финансовые взаимоотношения между страховщиком и станцией технического обслуживания не влияют на сроки ремонта транспортного средства.

Момент поступления оплаты восстановительного ремонта в автосервис не влияет на взаимоотношения между потерпевшим, страховой организацией и станцией технического обслуживания.

Как было указано ранее, страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт, в соответствии с которым потерпевший обязан в согласованные сроки предоставить автомобиль для ремонта.

Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.

При этом страховщик, выдавший направление на ремонт, несет ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания согласованного с потерпевшим срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего.

Ответственность страховщика не наступает, если потерпевший согласовал изменение срока передачи отремонтированного транспортного средства или принял отремонтированное транспортное средство от станции технического обслуживания, не указав при его приеме о наличии претензий к оказанной услуге по восстановительному ремонту.

Если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства выше страховой суммы, предусмотренной статьей 7 Закона об ОСАГО, потерпевший выплачивает станции технического обслуживания разницу между страховой выплатой и стоимостью восстановительного ремонта.

абз. 13-15 п. 4.17 Правил ОСАГО

абз. 3 п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58

Договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Страховщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии. Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) для выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Таким образом, договор со станцией технического обслуживания заключает страховая компания, потерпевший не фигурирует в указанном договоре.

абз. 2 п. 17 ст. 12 закона об ОСАГО

Не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта

Отношения между станцией технического обслуживания и потерпевшим по поводу осуществления ремонта принадлежащего потерпевшему транспортного средства регулируются законодательством Российской Федерации.

Необходимо руководствоваться общими положениями о подряде и положениями о бытовом подряде.

В случае если при передаче потерпевшему отремонтированного транспортного средства у потерпевшего имеются претензии в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта, потерпевший указывает об этом в акте приема-передачи отремонтированного транспортного средства.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, а также в случае выявления потерпевшим недостатков восстановительного ремонта транспортного средства в течение гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи транспортного средства, потерпевший направляет страховщику претензию в соответствии с пунктом 5.1 настоящих Правил.

Страховщик в течение 5 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения указанной претензии обязан организовать осмотр транспортного средства потерпевшего, а потерпевший — представить транспортное средство на осмотр в согласованные со страховщиком время и место осмотра. Страховщик вправе привлечь к осмотру транспортного средства потерпевшего представителя станции технического обслуживания, осуществлявшей восстановительный ремонт транспортного средства.

В ходе осмотра делается вывод о наличии или об отсутствии недостатков восстановительного ремонта, о полноте проведенных работ, наличии или об отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая и (или) проведенного станцией технического обслуживания восстановительного ремонта транспортного средства, о технической возможности устранения выявленных недостатков восстановительного ремонта. Результаты осмотра отражаются в акте осмотра, в котором делается вывод о возможности или невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства путем проведения повторного ремонта либо об отсутствии недостатков.

Акт осмотра составляется в день его проведения в трех экземплярах и вручается под подпись представителю станции технического обслуживания, представителю страховщика и потерпевшему. Если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков. Если акт осмотра содержит вывод о невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется путем страховой выплаты.

параграфы 1 и 2 гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации

Контроль за соблюдением страховщиками порядка осуществления страхового возмещения осуществляет Банк России. В случае выявления несоблюдения страховщиком срока осуществления страхового возмещения или направления мотивированного отказа Банк России выдает страховщику предписание о необходимости исполнения установленных обязанностей.

Территориальным органом Банка России в Самарской области является Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации

Адрес: 443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 112

Тел.: (846) 332-03-25

Порядок подачи жалоб в Банк России законодательством об ОСАГО не установлен.

При таких обстоятельствах потерпевшему необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ

“О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

В обращении необходимо указать все имеющиеся по поставленному вопросу сведения (реквизиты договора страхования, сведения о страховом событии, номер выплатного дела и др.). Также к обращению необходимо приложить копии документов (при наличии), которые имеют значение для рассмотрения поставленных вопросов.

Разрешение споров в судебном порядке:

До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

Затем возможна подача искового заявления в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Всего комментариев: 2

После ДТП и получения страховых выплат, я получил уведомление о досрочном прекращении действий договора ОСАГО, в связи с гибелью транспортного средства(на основании пункта 1.13 Правил ОСАГО, утвержденных Банком России 19.09.2014 г. № 431-П). Автомобиль на ходу, я каждый день на нём езжу на работу и получается я ездил месяц без страховки. Что делать?

Добрый день! Вы можете обратиться в суд с заявление о признании факта прекращения договора ОСАГО — недействительным

Оставить комментарий Отменить ответ

Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при ДТП.

Содержание

Субъекты ОСАГО

    — страховые организации, имеющие соответствующую лицензию, представителей (агентов по выплатам) во всех субъектах федерации, являющиеся членами профессионального объединения страховщиков. На май 2008 года таких страховщиков в России 173, все они являются страховыми компаниями. — физические и юридические лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся подлежащие страхованию транспортные средства. Так как контроль за наличием страхового полиса и его действительности предусмотрен на многих стадиях использования автотранспорта, то охват страхового поля здесь приближается к 100 %. Исключения могут составлять лица, не успевшие перезаключить договор страхования и нарушители, подделывающие страховые полисы. — третьи лица, которым был причинён ущерб в автомобильной аварии.
  • Страховые посредники — агенты и брокеры.
  • Профессиональное объединение страховщиков — Российский Союз Автостраховщиков (РСА), аккумулирующее средства резервов гарантий и текущих компенсационных выплат и осуществляющее компенсационные выплаты. Несмотря на заявленные функции, в случаях возникновения проблем в работе компаний-участников РСА, данная организация работает крайне неэффективно и, зачастую, рядовые автовладельцы остаются безо всякой помощи и какой бы то ни было информации/консультации.

Государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство России и Министерство финансов Российской Федерации, надзорно-контрольные функции — ФССН. РСА выступает как саморегулируемая организация страховщиков ОСАГО.

Тарифы

Страховые тарифы по ОСАГО устанавливаются Правительством Российской Федерации. Впервые они были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 264. Впоследствии их корректировали несколько раз, однако абсолютная величина базового страхового тарифа для большинства транспортных средств оставалась неизменной.

На базовую ставку мультиплицируются коэффициенты.

Финансы

Брутто-премия по ОСАГО распределяется в следующих долях:

  • нетто-премия (77 %),
  • отчисления в резерв гарантий (2 %),
  • отчисления в резерв компенсационных выплат (1 %),
  • расходы на осуществление страхования (20 %), в которые включается агентская комиссия.

ОСАГО является важным видом страхования. По нему в 2006 году собиралось 10 % от всех страховых премий (кроме обязательного медицинского страхования и государственного социального страхования), а в 2005 году — 11 %. В тех регионах, где страховой бизнес развит мало, доля ОСАГО существенно выше среднероссийских значений (например, в Магаданской области, в 2006 году это 35 %).

В резервах Российского союза автостраховщиков на 1 января 2006 года находилось 3632 миллионов рублей, а на 1 января 2007 года находилось 5343 миллионов рублей.

Показатель, по данным РСА 2003 (июль-декабрь) 2004 2005 2006
Премии, млн. руб. 25 343 49 399 54 085 63 873
Выплаты, млн. руб. 1192 18 521 26 408 31 703
Коэффициент выплат 4.7 % 37.5 % 48.8 % 49.6 %
Средняя премия, руб. 1953 1882 1882 2048
Средняя выплата, руб. 20 806 20 792 23 153 22 406
Число заявленный страховых случаев, тыс. 95 1025 1205 1483
Число урегулированных страховых случаев (выплат), тыс. 57 891 1141 1415
Доля урегулированных случаев в заявленных 60 % 87 % 95 % 95 %

Способы организации выплат

Изначально закон об ОСАГО предусматривал только один способ организации выплат: потерпевшая сторона обращалась к страховщику лица, причинившего вред. Такая организация выплат возможна ввиду того, что страховщики ОСАГО должны иметь свои офисы либо представителей во всех регионах страны.

Однако, согласно поправкам в закон об ОСАГО от 1 декабря 2007 года, с 1 июля 2008 года начнёт действовать прямое возмещение убытков. При такой организации выплат, застрахованный потерпевший будет обращаться за выплатами к своему страховщику. Это будет возможно, если вред нанесён только имуществу и если все два участника ДТП застрахованы по ОСАГО.


Ещё на этапе обсуждения возможности прямого возмещения убытков были выявлены проблемы такой организации выплат:

  • налогообложение выплат страховщиком потерпевшего и признание их страховыми,
  • организация расчётов между страховщиками при их немалом числе.

Компенсационные выплаты

Компенсационные выплаты осуществляет РСА в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если выплата по ОСАГО не может быть осуществлена вследствие:

  • отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства;
  • неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
  • отсутствия договора ОСАГО у причинившего вред лица из-за неисполнения им обязанности по страхованию;

Также в счёт возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего — вследствие отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства.

Предельный размер компенсационных выплат такой же, как и страховая сумма по ОСАГО. Они уменьшаются на сумму частичного возмещения вреда, произведенного страховщиком и ответственным за причиненный вред.

При этом на компенсационные выплаты вследствие отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства осуществляются из средств резерва гарантий, а остальные — из средств резерва текущих компенсационных выплат.

Размеры выплат

Согласно закону об ОСАГО, страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязан возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  1. в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей (до введения Федерального закона № 306-ФЗ от 01.12.2007, эта величина ограничивалась 240 тысячами рублей на нескольких потерпевших);
  2. в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
  3. в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

При этом размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

  1. 135 тысяч рублей — лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);
  2. не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение — лицам, понесшим эти расходы.

В иных случаях размер страховой выплаты рассчитывается как в других видах страхования.

Социальная напряженность, вызванная введением ОСАГО

Достаточно новая для отечественного страхования отрасль – страхование ответственности, в мировой страховой практике существует уже более ста лет. Гражданское законодательство европейских стран обязывает юридических и физических лиц нести ответственность за последствия своих действий, и страхование ответственности обеспечивает выполнение этих требований. Отечественные автовладельцы в системе обязательного страхования ОСАГО видят исключительно дополнительные траты. Однако ОСАГО имеет ряд особенностей, важных, как ни странно, для самих страхователей:

  1. Страхуется возможность причинения вреда здоровью, имуществу третьих лиц со стороны страхователя.
  2. Страхование ОСАГО избавляет страхователя от необходимости материального возмещения ущерба в пределах суммы ответственности по договору.
  3. Страхование ответственности эффективно решает проблему неспособности виновника ДТП возместить вред, причинённый третьим лицам.

Страхование ответственности владельцев ТС в Европе

Во всех развитых странах мира ОСАГО – один из ключевых сегментов страхового рынка. Европа, где по дорогам ездит порядка 300 миллионов автомобилей, не является исключением. Ещё в 1929 году в Австрии впервые было введено национальное обязательное страхование ответственности. В Англии ответственность страхуется в обязательном порядке с 1930 года, в Швейцарии – с 1932, Чехии – с 1935, Германии – с 1939. Позднее необходимость данного вида страхования оценили и остальные европейские государства.

Европейский рынок ОСАГО после создания единого экономического пространства претерпел коренные изменения, однако каждое государство-член Европейского союза по-прежнему имеет собственные законодательные нормы в сфере ОСАГО. Наиболее крупным рынком ОСАГО в Европе по сборам премии является Германия, за ней следуют Англия, Италия и Франция.

Тарифы ОСАГО в европейских странах

Лимиты ответственности по договорам ОСАГО в Европе

Лимиты ответственности при нанесении вреда имуществу и здоровью пострадавших в ДТП, разумеется, также значительно выше, чем в РФ. Данные представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Лимит страхового возмещения по договорам ОСАГО в некоторых странах Европы.

Страны ЕвропыЛимиты страхового возмещения
Ущерб
имуществу
Ущерб
здоровью
Германия511 292 евроДо 2,55 млн. евро
на человека
Великобритания250 000 фунтов
стерлингов
Не ограничены
Италия774 685 евроНе ограничены
Франция460 000 евроНе ограничены
  • Швеция – $36 000 000.
  • Дания – $10 000 000.
  • Швейцария – $2 000 000.

Особенности ведения бизнеса по ОСАГО в европейских странах

Ответственность страхователей ОСАГО в странах Европы

За нарушение условий обязательного страхования ответственности в странах Евросоюза законодательно предусматриваются санкции намного серьёзнее, чем в России.

Интересен также тот факт, что при начислении выплат по ОСАГО амортизация совсем не учитывается. Кроме того, заявки на полис ОСАГО оформляются в электронном виде и документы доставляются автовладельцу. Нет никаких непонятных страховых агентов у заправок и в супермаркетах. Все эти нюансы существенно удешевляют полис и избавляют потребителя от опасности быть обманутым.

ОСАГО в России

  • Пострадавшие в аварии будут обращаться за выплатой в свою страховую компанию, если в ДТП участвовало только два ТС и не было нанесен ущерб жизни или здоровью людей. По задумке такое новшество должно существенно повысить уровень сервиса в рамках ОСАГО.
  • Лимиты выплат по Европротоколу увеличиваются с 25 000 до 50 000 рублей, а в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – до 400 000 рублей.
  • Существенным изменениям подверглись лимиты ответственности компаний перед пострадавшими в ДТП. Так, максимальное возмещение за вред имуществу пострадавшего выросло со 120 000 рублей до 400 000 рублей (с 1 октября 2014 года). За ущерб жизни и здоровью вместо 160 000 будет выплачиваться до 500 000 рублей (с 15 апреля 2015 года).

Само собой, такие изменения повлекут увеличение стоимости ОСАГО. И, как бы мы не относились к повышению тарифов, стоит признать, что новые условия ОСАГО – это объективная необходимость.

В этой статье мы рассмотрим все что связано с полисом ОСАГО в РФ. В смежных статьях данной рубрики вы сможете найти уточняющие материалы по "узким" моментам договора и другой полезный материал.

ОСАГО – это полис обязательного автострахования гражданской ответственности. Страховка ОСАГО позволяет возместить убытки и ущерб, причинённые другому автомобилю, а также здоровью пассажиров. Тарифы полиса устанавливаются на государственном уровне, и без договора ОСАГО водителю появляться на дороге запрещено.

Далее мы рассмотрим, как грамотно заключить договор ОСАГО и в каком порядке производится процедура оформления сделки.

Законодательная база

Страховой полис был введён ещё в 2002 году. Законодатели РФ постановили, чтобы каждый автовладелец и каждый водитель, управляющий ТС любого вида, обязательно заключали договора страхования.

Как работает ОСАГО?

Полис ОСАГО действует по всей территории РФ в пределах дорог и на территориях, предназначенных для движения ТС:

  • во дворах;
  • на автостоянках;
  • в жилых массивах;
  • на заправочных станциях.

Важно! Страховка ОСАГО защищает имущественные интересы виновника аварии и потерпевшего.

Характеристики договора ОСАГО

Договор ОСАГО – это документ, согласно которому страховая компания обязана при ДТП выплатить потерпевшим компенсацию за причинённый вред здоровью и имуществу. Все выплаты производятся в пределах строго оговорённой в договоре страховой суммы. Договор заключается на платной основе за страховую премию.

Страховой договор носит публичный характер. Страховщик обязан заключить его с любым заинтересованным лицом.

Внимание! Незастрахованный водитель не вправе управлять ТС. По закону собственник ТС обязан застраховать водителя по ОСАГО, обратившись в страховую компанию максимум через 10 дней после постановки на учёт автомобиля.

ДОГОВОР ОСАГО — ВСЕ О НЕМ

Документы для заключения договора ОСАГО

Закон «Об ОСАГО в ст.15 п. закрепляет список документов, которые необходимы собственнику для страхования:

  • заявление по специальной форме;
  • паспорт для физлица;
  • свидетельство ОГРН для юрлиц;
  • ПТС;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • техпаспорт;
  • водительское удостоверение;
  • диагностическая карта авто.

Сроки

По общему правилу срок действия договора составляет 1 год. В законе указываются частные случаи:

В этих случаях срок договора ОСАГО равен периоду пребывания в стране, но не меньше 5 дней.

После приобретения машины в собственность владелец может заключить срочный договор ОСАГО на 20 дней для транспортировки к месту регистрации.

Как оформить договор ОСАГО?

Для заключения договора необходимо обратиться в страховую компанию. Первый шаг – это написание заявления.

Составление заявления

Бланк заявления, которое подаётся в страховую компанию с целью покупки полиса ОСАГО и заключения договора, размещён на 3 листах формата А4.

На нём заявитель своей рукой прописывает личные данные, сведения по машине, водителю, который будет управлять машиной.

Внимание! Наверху бланка заявления чётко и ясно пропечатано название страховой компании, имеющей лицензию на предоставление услуг по ОСАГО.

  1. Первый пункт заявления должен содержать сведения о клиенте компании:
    • ФИО владельца машины;
    • дата рождения;
    • серия и номер паспорта;
    • адрес прописки;
    • контактные данные – телефон;
    • срок действия полиса.
  2. Второй пункт отражает подробные сведения о собственнике ТС. Если заявитель и владелец – одно и то же лицо, то второй пункт дублирует предыдущие данные. Кроме того, добавляется более подробная информация о владельце и о машине, а именно:

  • ИНН владельца;
  • марка и модель авто;
  • год выпуска машины;
  • мощность её двигателя;
  • водительская категория владельца и водителя;
  • ИНН машины;
  • количество пассажирских мест в ТС (если это пассажирский транспорт);
  • максимальная масса ТС (для грузовика);
  • номера кузова, двигателя, шасси и других агрегатов;
  • номер диагностической карты;
  • свидетельство о регистрации ТС в ГИБДД;
  • дата последнего прохождения техосмотра.

Внимание! Если ОСАГО покупается с ограничением, то в 3-ем пункте обязательно прописываются фамилии лиц, которым разрешено управлять данной машиной.

Если нет никаких препятствий, то договор ОСАГО заключается в день подачи заявления.

Условия договора

К условиям договора ОСАГО следует отнести:

  1. Объект страхового договора – транспортное средство.
  2. Список страховых случаев.
  3. Стоимость договора (рассчитывается индивидуально по следующим составляющим):
    • базовый тариф;
    • КБМ водителя;
    • категория шофёра;
    • регион регистрации автомобиля;
    • период пользования;
    • история выплат по предыдущему полису водителем.
  4. Срок действия договора ОСАГО.
  5. Размер страховых выплат в случае наступления страховой ситуации.

Порядок процедуры заключения договора

Порядок оформления страховой сделки можно свести к следующему алгоритму:

  1. Выберите страховую компанию с подходящими условиями страхования.
  2. Соберите указанные выше документы.
  3. Подайте заявление, написанное в представленной выше форме, приложив к нему документы.
  4. После одобрения заявления отдайте страховщику машину на визуальный осмотр или дополнительный техосмотр.
  5. Изучите договор ОСАГО.
  6. Если нет никаких вопросов, подпишите договор.
  7. Уплатите стоимость полиса.
  8. Отдайте квитанцию об оплате полиса в компанию.
  9. Получите полис ОСАГО вместе с комплектом соответствующих документов, включающих:
    • экземпляр договора;
    • бланки извещений о ДТП;
    • правила поведения водителя при наступлении страхового случая;
    • список всех страховых компаний, в которые можно обратиться;
    • список организаций, занимающихся ремонтом машин после ДТП.

После выдачи полиса клиенту страховщик обязан занести сведения, представленные в заявлении клиента, в базу данных – АИСОС.

Важно! Все сведения о клиенте страховщик обязан внести в базу данных не позже 1 дня после заключения договора ОСАГО. В ином случае страховую компанию привлекут к ответственности.

Договор ОСАГО онлайн

Закон допускает заключение водителями договоров ОСАГО в онлайн режиме – через сайты страховых компаний в интернете.

В этом случае порядок оформления должен быть такой:

Все данные о застрахованном водителе также будут внесены в единую базу АИС РСА.

Можно ли вносить в договор ОСАГО изменения?

Закон допускает внесение поправок и изменений в полис ОСАГО. В этом случае страховая премия компании увеличивается по мере удорожанию рисков, произошедших с момента заключения договора.

Внимание! Старый полис ОСАГО хранится в архиве страховой компании с новым вариантом.

Изменения также вносятся и в базу АИС ОСАГО.

Продление и прекращение договора ОСАГО

По истечении года полис ОСАГО можно продлить, заключив с этой же компанией новый договор.

Внимание! Досрочное прекращение договора ОСАГО может произойти в таких случаях, как:

  • гибель страхователя или собственника авто;
  • ликвидация страховой компании;
  • утеря или полная ликвидация застрахованного ТС;
  • лишение страховщика лицензии;
  • передача авто новому владельцу в случае;
  • при других обстоятельствах, допускаемых законом.

При досрочном прерывании договора излишек страховой премии не перечисляется:

  • недобросовестным страхователям;
  • при ликвидации лицензии либо смой компании.

Во всех иных случаях страховая премия возвращается за период, начинающийся со дня прекращения договора до даты его окончания. В случае смерти владельца, угона или утраты автомобиля по форс-мажору деньги возвращаются на счёт страхователя в течение 14 дней после рассмотрения заявления страховщиком.

Внимание! Если страховщик уклоняется от выплат части по досрочному расторжению, необходимо обратиться с заявлениями в РСА или в Центробанк. При этом следует помнить, что остаток рассчитывается за вычетом 23%, которые уходят на содержание РСА и страховой компании.

Итак, договор ОСАГО – это обязательный документ, который должен присутствовать у каждого автовладельца. При оформлении договора придерживайтесь того алгоритма действий, который предлагается выше в статье.


Сотрудница одного профильного агентства по страхованию в г. Москва. Непрерывный стаж работы с 2011 года. Вы можете задавать свои вопросы в комментариях и я отвечу на почту.

Читайте также: