Тигр или тигр порше что лучше

Обновлено: 07.07.2024

В предыдущих статьях я больше описывал техническое устройтство или исторический контекст, свои личные мнения я приводил дозированно и главным образом по бесспорным темам. Теперь же вооружившись материалами аж из девяти статей мы можем на основе всех фактов сделать выводы и объяснить сложившуюся с Тиграми ситуацию. Так вообще и делают нормальные люди: сперва рассматривают факты, а потом строят по ним теорию, а не придумывают теорию, подстраивая под неё специально отобранные факты.

Ситуация вокруг Тигров
Традиционно в бронефентезийных книжонках и статейках уровня Барятинского историю описывают следующим обращом. Фердинанд Порше пользуясь особенным отношением Гитлера пустил свой Tiger (P) в производство не дожидаясь результатов конкурса, так как был уверен в своей победе. Однако победила фирма Henschel, поскольку дала военным более простой и традиционный танк, а продукцию Порше пришлось пустить на Фердинанды.

Выше вы прочитали третьесортную чепуху, почти всё в ней противоречит действительности. Никакого конкурса на Тигры не было, Tiger (P) и Tiger (H) пустили в пареллельное серийное производство, изначально так и задумывалось. Лишь после серьёзнейших проблем с выпуском новых танков были проведены тщательные совместные испытания, причём их результаты, мягко говоря, не очень соответствуют принятому решению. Никаких танков фирма Porsche KG, конечно, не выпускала, так как она представляла собой конструкторское бюро, причём Tiger (P) не был спроектирован Porsche KG целиком, поскольку башней и вооружением занималась фирма Krupp. Да и переделка Тигров в Фердинанды вовсе не была необходимостью, напротив, это с военной точки зрения бесполезный и даже вредный ход. Вооружение и бронирование Фердинандов было избыточным, при этом драгоценное время было потрачено на серьёзную переделку танков.

Как же разобраться в этой ситуации и что всё это значит?

Начнём с того, что Porsche KG и Henschel были конкурентами на разных уровнях. Фактически Tiger (P) - это детище Танковой комиссии. Фирма Porsche KG разрабатывала шасси и совместно прорабатывала концепцию танка в целом, конкретным исполнителем она не выступала. За Tiger (H) же стоял Отдел №6 Управления вооружений, фирма Henschel лишь выступала проектировщиком шасси и конкретным исполнителем. Если же называть Тигры по их производителям, то мы получаем Tiger фирмы Henschel и Tiger фирмы Steyr. Таким образом стоит говорить о противостоянии Танковой комиссии и Управления вооружений, а Тигры лишь стали одним из полей битв.

Роль Фрица Тодта
Теперь мы должны вернуться к тому, с чего этот цикл публикаций начался, а именно с неадекватной деятельности Управления вооружений. Она выражалась в следующем. Во-первых, новые танки разрабатывались неадекватно долго и нередко оказывались не у дел по причине затягивания работ. Pz.Kpfw.I Ausf.C, Pz.Kpfw.II Ausf.G, VK 30.01 (H) - вот лишь некоторые из них. В результате немцы встретили Вторую мировую войну без серийного тяжёлого танка, хотя они начали работы над тяжёлым танком с противоснарядным бронированием примерно в одно время с Советским Союзом. Во-вторых, расцвели монополии и лоббирование, фирма Maybach не даст соврать. Вокруг Pz.Kpfw.III и вовсе возник скандал у Daimler-Benz и Krupp с Управлением вооружений.

В результате Daimler-Benz в конце 1939 года получила возможность независимо работать над новым средним танком VK 20.01 (D), примерно в это время была организована Танковая комиссия под председательством Фердинанда Порше. В 1940 году Фриц Тодт стал рейхсминистром вооружения и боеприпасов, а глава Управления вооружений генерал Беккер совершил самоубийство.

Надо сказать, над новыми тяжёлыми танками Henschel и Porsche KG работали по-разному. Henschel выступал как проектировщик шасси по идеям Управления вооружений, а также как непосредственный исполнитель. Фирма Porsche KG разрабатывала шасси по своему видению независимо от Управления вооружений. Очень показательно следующее. Когда начались работы по будущему VK 30.01 (H), Управление вооружений сперва обратилось на фирму Krupp с заданием на разработку новой башни под 75-мм окурок. Затем Управление вооружений дало задание фирме Henschel на разработку шасси под эту башню по требованиям Книпкампа. С VK 30.01 (P) ситуация была совершенно другой. Фирма Porsche KG напрямую обращалась к фирме Krupp и они обсуждали разработку новой башни и вооружения. Затем уже при разработке VK 45.02 (P) Фердинанд Порше активно участвовал в обсуждении требований к бронезащите. Это было абсолютно диким для Управления вооружений, поскольку было принято, что этим занимаются свои эксперты и они же дают фирмам конкретные требования. Ну а фирма Daimler-Benz и вовсе почти целиком разрабатывала средние танки, от подвески до двигателя, что тоже было совершенно нетипично, но практично.

С учётом всего этого становится ясно, что отношения между Танковой комиссией и Управлением вооружений были очень напряжёнными. Возникали разногласия, например, по поводу разработки башен. Однако Фриц Тодт встал на сторону Фердинанда Порше, неприятно удивив Управление вооружений. Вообще, концепция башни и выбор вооружения у Porsche KG и Krupp были более здравыми, чем идея установки конической пушки на VK 36.01, поэтому фирме Henschel пришлось переделывать шасси под совершенно другую башню. Позже Управление вооружений заказало другую башню для Тигра, но затея не взлетела.

Ни Управление вооружений, ни Танковая комиссия не собирались сдаваться и уступать, поэтому оба Тигра были пущены в производство. Фактически это была игра на выживание.

Однако 8 февраля 1942 года в авиакатастрофе погиб Фриц Тодт. Хотя и не сразу, но после его смерти Управление вооружений начало отвоёвывать утраченные позиции. И если сразу после смерти Тодта планировалась серия из 200 VK 30.02 (DB), то позже проекты пересмотрели и без предварительных испытаний Пантера фирмы MAN, за которой стояло Управление вооружений, победила. Если в 1942 году Пантеру приняли с упрощённым механизмом поворота, то в 1943 году на Пантере 2 вернулись к более сложному двухрадиусному механизму поворота вопреки мнению Порше. Постепенно закопали и Tiger (P), хотя это далось непросто. Наконец, в 1943 году Фердинанда Порше сняли с поста главы Танковой комиссии и посадили на это место своего человека из Henschel, извратив саму идею независимой оценки танков. Однако Фердинанда Порше не удалось убрать в области разработки сверхтяжёлых танков, Управление вооружений раскрошило себе об это зубы. Как и почему так получилось - тема для отдельного разговора.

У Фердинанда Порше были хорошие отношения с Тодтом, а вот с Альбертом Шпеером, занявшем место покойного, дела не сложились. В семейном кругу Порше говорил, что Шпеер, может, и хороший архитектор, но лучше бы он и оставался архитектором. Да и сам Шпеер прекрасно понимал недостаток знаний:

Конечно, из этого не следует, что Шпеер был каким-то бесталантным и бестолковым человеком. Хоть он и был дилетантом в области вооружения, он следил за испытаниями новых танков и лично водил VK 36.01 и Tiger (P), пытаясь вникнуть в дело. Но всё же с главой Танковой комиссии у него хороших отношений не сложилось.

Tiger (P) vs Tiger (H)
Вопрос об отмене серийного производства Tiger (P) был во многом политическим, в нём словно в зеркале отразилось, как после смерти Тодта нарушился процесс изменения роли Управления вооружений и повышение самостоятельности фирм, которые вели работы по созданию танков. Поэтому после ноябрьских испытаний было принято решение продолжать выпуск только Tiger (H), хотя он показал себя ни разу не лучше. Отсюда вопрос: если откинуть прочее, какой Тигр был лучше в техническом плане?

Начнём с очевидного. Оба первых Тигра, которые прибыли 20 апреля на показ Гитлеру, были очень несовершенными танками, которые в таком виде никуда не годились. У Tiger (H) ещё не было башни, ненадёжно работал двигатель, плохо проявила себя система охлаждения, предстояла кропотливая доводка гидравлической системы управления трансмиссией. У Tiger (P) была крайне неудачная компоновка МТО, капризные двигатели и множество проблем с башней. План производства обоих Тигров был благополучно сорван. Даже во время ноябрьских испытаний сломалось по одному Tiger (P) и Tiger (H).

Лично я считаю, что Tiger (P) был лучше и что его угробили абсолютно зря. Но считаю я так не потому, что изначально Tiger (P) был лучше, с ним было очень много проблем, а потому, что как основа для усовершенствованного танка он был лучше и работы по его улучшению продвинулись дальше. Одним словом, мне важно оценить не просто изначальное состояние, а динамику. Поясню на следующих примерах.

У Tiger (P) было очень неудачно скомпоновано МТО, недостаточная ёмкость топливных баков ограничивала запас хода 100 километрами, капризные двигатели никуда не годились. Но в дальнейшем компоновку улучшили, баки перенесли, создав возможность для их значительного увеличения, систему охлаждения переделали, предусмотрели установку разных двигателей. Да, изначально дела были хуже некуда, но ситуация во многом выправилась.

У Tiger (H) тоже был скромный запас топлива и, как следствие, запас хода, у Майбахов ненадёжно работали карбюраторы, так с ними всю войну и промучились, система подводного хода так никогда на практике и не использовалась, но вынудила усложнить и удорожить устройство моторного отделения, бортовые передачи были слабыми. Кроме того, ходовая часть была абсолютно неадекватной, громоздкой и тяжёлой, крайне неудобной в сборке и в ремонте. Ну и что изменилось? Баки не увеличились, Майбахи так до ума не довели, замену на всякий случай не предусмотрели. Лишь ближе к концу производства наконец-то перешли на опорные катки с внутренней амортизацией (резиновые бандажи чрезмерно изнашивались, а замена катков была сущим адом), заодно уменьшили их число. Всё время Tiger (H) был очень дорогим (дороже Tiger II!) и сложным в производстве и ремонте танком, основные его проблемы так и не решили. На фоне эволюции Tiger (P), ИС-1/2/3 или T20/23/25/26 это топтание на месте.

Tiger (P) был лучше как основа для дальнейшей модернизации. У него было очень большое МТО, в котором можно было разместить различные двигатели, трансмиссии и системы охлаждения без особенных проблем. Это и спасло шасси Tiger (P), когда в него установили Maybach HL 120 TRM. Гидромеханическая трансмиссия давала возможность использовать не только двухдвигательную, но и однодвигательную схему. В надгусеничных нишах можно было разместить топливные баки ёмкостью около 800 литров, что и было сделано на VK 45.02 (P). У Tiger (P) была куда более удачная ходовая часть с опорными катками с внутренней амортизацией. Танк влезал с запасом в железнодорожный габарит благодаря тому, что гусеницы были уже, а длина опорной поверхности больше, чем у Tiger (H). Что интересно, на Tiger II длину опорной поверхности увеличили именно до такого уровня (4,12 м против 3,6 м у первого Тигра).

Моторное отделение Tiger (H) было очень небольшим, кроме того, оно не обдувалось воздухом, поэтому многие двигатели не могли в нём работать. Схема с передним расположением трансмиссии была тупиком. Баки увеличить было невозможно, разве что устанавливать дополнительные баки в боевом отделении, уменьшая боекомплект. Недостаточная длина опорной поверхности гусениц и вообще неудачные пропорции привели к необходимости иметь транспортные и боевые гусеницы.

А что трансмиссии?
К теме трансмиссий Tiger (P) традиционно высокий нездоровый интерес с элементом диванной аналитики. Между тем по сути всё очень просто и ясно. В начале 40-х годов возможности механических трансмиссий были практически исчерпаны. И по числу передач, и по диапазону скоростей были достигнуты разумные пределы, вовсю внедрялись синхронизаторы, косозубые шестерни разных модулей и планетарные механизмы. Для того, чтобы сделать механику ещё хоть немного лучше приходилось очень серьёзно мудрить, чем и занималось Управление вооружений. Да, трансмиссия Тигра была очень эффективной и продвинутой, но очень дорогой и сложной в производстве и в ремонте.

Помимо дальнейшего мудрения был и альтернативный путь - это использование бесступенчатых автоматических трансмиссий. Варианта было два: электромеханика и гидромеханика. В конце 30-х годов французы, а чуть позже американцы и немцы активно работают в этой области. Сейчас очевидно, что по совокупности качеств победила гидромеханика, но тогда развитие шло по двум направлениям. Франция быстро выбыла из-за поражения, а немцы и американцы пошли дальше. Для немцев своеобразным испытательным полигоном стала самоходная мортира Karl-Geraet. Всего было построено 6 шасси с бензиновыми и дизельными двигателями Daimler-Benz, а также с механическими и гидромеханическими трансмиссиями. Позже были построены тяжёлые танки Typ 100, Typ 101 и Typ 102 с электромеханическими и гидромеханическими трансмиссиями. Примерно в это же время американцы работали над тяжёлыми T1 и средними T20 и T23 с электромеханическими и гидромеханическими трансмиссиями.

А дальше пути разошлись. Американцы и немцы провели испытания, но сделали разные выводы. Американцам понравились электромеханические трансмиссии, на T1 это был чуть ли не основной вариант. Но в конечном итоге с учётом суммы характеристик предпочтение отдали гидромеханике. Да, трансмиссии T20, M26 и M18 были далеки от совершенства, но потенциал был очевиден для грамотного инженера. На T29 и Паттоне стояли уже двухпоточные гидромеханические трансмиссии, практичные и эффективные, они и составили серьёзную конкуренцию механике, потеснив её.

А вот у немцев всё было совсем по-другому. Сравнительные испытания Тигров показали, что гидромеханическая трансмиссия Voith была не такой эффективной, как механическая трансмиссия Tiger (H). С другой стороны, электромеханика показала себя хорошо, поэтому, видимо, её и выбрали. Но то, что трансмиссия Voith была хуже ещё не говорит о том, что она была плохой. Просто с трансмиссией Tiger (H) было трудно было конкурировать, но зато она была очень сложной и дорогой. Не была ли гидромеханика той золотой серединой, лучшее ведь враг хорошего.

Освещение истории
Наконец, остался последний вопрос: почему история Тигров была так странно истолкована? Почему повествования вроде этого, основанные на фактах, выглядят так странно и непривычно по сравнению с устоявшимися побасенками?

Во-первых, это банальный недостаток информации. Долгое время многое лежало в архивах, а в популярных публикациях давались только очень простые и крайне неточные истории без многих важнейших деталей. Вокруг этого возникло множество домыслов и заблуждений, что в сумме дало совершенно трешовую картину событий. К примеру, додумались аж до того, что якобы выбор в пользу Tiger (H) был сделан чуть ли не на первом показе Тигров Гитлеру на день рождения.

Во-вторых, это образ немцев с их орднунгом и высокой организацией. Многим было и есть трудно признать, что в Германии танкостроение развивалась так глупо и неразумно, особенно это касается отбитых немцефилов.

Гонку на создание танка для Третьего рейха Порше поиграл. Однако идеи, которые он реализовал в своем проекте, были выдающимися, и обещали его конструкции невиданные преимущества. Почему все пошло не так, рассказывает автор статьи.

Летом 1941 года Управление вооружений сухопутных сил Третьего рейха дало задание разработать новый тяжелый танк для вермахта. Прототипы должны были представлены всего лишь через одиннадцать месяцев.

Порше сделал ставку на суперсовременный двигатель.

Условия выполнения задания были четко определены: через двенадцать месяцев разработчики должны были представить первые пригодные к эксплуатации прототипы. На этом настаивал полковник Себастьян Фихтнер в июне 1941 года, не принимая никаких возражений. Через год, не позже. Чтобы выполнить этого условия, инженеры должны были начать разработку будущего тяжелого танка явно не с нуля.

К тому же на совершенно новой модели Фихтнер и не настаивал. Этот 47-летний профессиональный военный, офицер, воевавший в Первую мировую войну (в том числе и под Верденом) и затем служивший в рейхсвере в автомобильных войсках, в 20-е годы параллельно со службой получил инженерное образование и в 1937 году возглавил Отдел материально-технического обеспечения танковых воск Управления вооружений сухопутных сил.

По этой причине он отлично знал все стадии развития немецких гусеничных бронемашин — начиная от танка I, улучшенной тренировочной машины (которая тем не менее еще весной 1941 стояла на вооружении танковых дивизий), легкого и маневренного танка II, затем танка III, первого настоящего боевого танка вермахта, и, наконец, до модели IV, которая послужила основой для многочисленных модификаций.

В июне 1941 года, накануне нападения вермахта на Советский Союз, вермахт располагал на будущем восточной фронте 3498 танками (и 250 самоходными артиллерийскими установками). Казалось, что это много, но Фихтнер хорошо осознавал их истинную слабость. Потому что лишь половину этого парка составляли модели III и IV; в остальном же это были модели I и II, слишком слабо моторизованные и вооруженные для предстоящего блицкрига, и даже трофейные чешские танки моделей 35 (t) и 38 (t).

Но так как уже перед войной было ясно, что и Panzer IV в обозримом будущем будет лишь средним танком и что ему будут противостоять значительно более тяжелые танки противника, то были разработаны дальнейшие версии: VK 3001, VK 6501 und VK 3601. Именно элементы из этих разработок, из которых изготовляли только шасси, а не полностью готовые к эксплуатации модели, и были использованы для нового проекта, заказанного полковником Фихтнером в июне 1941 года. Этот проект получил сокращенное кодовое название VK 4501.

Новая машина должна была иметь концептуально новый корпус (впервые Управление вооружений сухопутных войск поставило перед конструкторами задачу создать модель, способную погружаться в воду). Моторный отсек предполагалось сделать закрытым и отделить от кабины экипажа. Планировалось установить на танке двигатель мощностью 600-650 лошадиных сил и трансмиссию на одну скоростную и семь нормальных передач. Катки были установлены таким образом, чтобы приводить в движении гусеницы с наименьшими потерями мощности. Башня с пушкой калибром 8,8 сантиметра, созданная на основе успешной модели зенитки того же калибра, была разработана Круппом.

Максимальная проектная масса нового танка должна была составлять 45 тонн, это было значительно больше, чем у выпущенной весной 1941 года новой версии танка IV серии F. Однако ввиду планируемой толщины брони в 100 мм в лобовой части, а по бокам и на башне толщиной в 80 мм, выдержать даже этот параметр не представлялось возможным.

Озеро в Канаде

Оба разработчика не уложились в заданные параметры. Танк Хеншеля весил 55, а модель Порше даже 60 тонн. Штутгартский инженер расположил башню так, что она оказалась слишком продвинутой вперед по отношению к корпусу. Из-за этого заданная длина в максимально девять метров была превышена на 54 сантиметра. А модель Хеншеля была шириной 3,7 метра, что значительно превышало заданный параметр.

Но коренное отличие обеих моделей заключалось в двигателе: Хеншель установил на машине обычный 12-цилиндровый бензиновый мотор с обычной трансмиссией. А Фердинанд Порше использовал идею, которую впервые испробовал в 1902 году: гибридный двигатель из двух 10-цилиндровых моторов внутреннего сгорания в качестве электрогенераторов и электромоторы для тяги.

Чисто технически это была выдающаяся идея, потому что электромотор принципиально работает значительно более эффективно, чем мотор внутреннего сгорания с трансмиссией. Как электрогенератор бензиновый (или дизельный) мотор может работать с оптимальным числом оборотов. Если учесть, какая огромная сила требуется, что сдвинуть с места 50-тонный танк, это должно было быть большим преимуществом.

Но, к сожалению, гибридный двигатель танка Порше 20 апреля 1942 года не сработал. Точнее: еще по дороге к полигону танк VK 4501 (P) заглох, затем загорелся моторный отсек, и в конечном итоге разработчики решили вообще не показывать свою машину на полигоне.

В отличие от нее прототип Хеншеля выполнил все поставленные перед ним задачи, Хотя и у него не обошлось без проблем. Так вода в радиаторах закипела, тормоза заклинивало, отказывало электромагнитное сцепление. Тем не менее: танк работал в отличие от конкурента Порше.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.


Фердинанд Порше известен, прежде всего, как выдающийся автомобильный конструктор, но это была далеко не единственная область приложения его способностей. Во время обеих мировых войн он активно участвовал в разработке проектов военной техники.

Многими любителями истории Порше-танкостроитель воспринимается как витающий в облаках чудаковатый профессор, который продвигал технически совершенные и слишком сложные конструкции, не задумываясь о реалиях войны. Мол, пользуясь хорошими отношениями с Гитлером, он неоднократно создавал альтернативные проекты танков, которые раз за разом отвергались из-за своих технических особенностей.

В интернете Фердинанда Порше даже предлагали наградить Сталинской премией за растрату впустую ресурсов Третьего рейха. В действительности многие до сих пор не понимают, какую роль Фердинанд Порше играл в создании танков, и как его фирма вообще попала в танкостроение. Эта тема обросла предвзятостью и мифами до такой степени, что бесполезно опровергать какие-либо утверждения, и проще описать всё заново.

Фердинанд Порше и Альберт Шпеер в сопровождении свиты на бронекабриолете — прототипе Pz.Kpfw.II Ausf.L, 1942 год

Фердинанд Порше и Альберт Шпеер в сопровождении свиты на бронекабриолете — прототипе Pz. Kpfw. II Ausf. L, 1942 год

Многие ранние исследования истории немецких танков основывались на послевоенных допросах инженеров и управленцев, которые рассказывали о своих взглядах на события. Память их нередко подводила, да и сами взгляды были предвзятыми и отражали конкретные интересы. Доходило до откровенного перекладывания ответственности.

Когда после войны исследователи начали писать историю немецких танков, они некритично использовали подобные материалы и придумали целый ряд мифов, которые были многократно пересказаны в более поздних публикациях. В этих мифах были представлены мнения конкурентов Порше, которые невысоко отзывались о его деятельности. Иначе и быть не могло: архив фирмы Порше серьёзно пострадал в 1943 году, а после войны её глава оказался за решёткой, и ему было не до саморекламы.

Если Порше всячески продвигал электрические трансмиссии, почему на дизельных VK 45.02 (P) планировалась только гидромеханическая трансмиссия? Список вопросов можно составлять и дальше, но ответ на них один и тот же: историю надо писать заново.

Во главе Танковой комиссии

В Германии 30-х годов разработка танков велась очень централизованно. Отдел № 6 Управления вооружений обращался к фирмам с детальным заданием на новый танк, в котором оговаривалось, какие двигатели, трансмиссии и ходовые части на нём необходимо использовать. Не случайно многие немецкие танки даже разных фирм так похожи между собой.

Однако у этого подхода есть слабое место: если идеи Управления вооружений оказывались неудачными, они губили сразу несколько танков. Так и случилось накануне Второй мировой войны. С 1937 года под руководством Генриха Книпкампа из Отдела № 6 велись работы по новым танкам.

Для достижения высоких скоростей Книпкамп продвигал сложные трансмиссии и ходовые части по типу своих полугусеничных машин. На испытаниях прототипы постоянно ломались, из-за постоянных переделок затягивалось их доведение до ума.

Началась война. План производства Pz. Kpfw. III был сорван, а тяжёлых танков в войсках не было вообще, хотя работы по ним шли три года. Это подействовало отрезвляюще. По инициативе Адольфа Гитлера и рейхсминистра Фрица Тодта была создана Танковая комиссия (Panzerkomission). Она должна была заниматься не только разработкой новых танков, но и оценкой проектов бронетехники. В комиссию входили представители фирм, занятых в разработке и производстве военной техники. Фактически немцы создали прямого конкурента Отделу № 6 Управления вооружений.

Порше на испытаниях шасси танка VK 36.01, за штурвалом Шпеер

Порше на испытаниях шасси танка VK 36.01, за штурвалом Шпеер

На осмотре новой самоходки Шпеер не отказал себе в удовольствии сесть за рычаги

На осмотре новой самоходки Шпеер не отказал себе в удовольствии сесть за рычаги

Первый вариант Typ 205 весом 120 тонн

Первый вариант Typ 205 весом 120 тонн

Typ 205 по состоянию на октябрь 1942 года. Башня ещё не переехала назад, но уже похожа на свою окончательную версию

Typ 205 по состоянию на октябрь 1942 года. Башня ещё не переехала назад, но уже похожа на свою окончательную версию

В поисках новой концепции

27 мая 1943 года состоялось совместное заседание Танковой комиссии и Комиссии по вооружению (Waffenkomission). В ходе него немцы пришли к выводу о необходимости разработать новый тип танка.

Typ 245-010 с двухместной башней

Typ 245−010 с двухместной башней

Итого получился компактный и скоростной танк с хорошим бронированием, пригодный для массового производства и применения в условиях вражеского превосходства в воздухе.

На Typ 245-011 корпус уменьшили до предела. Крайне ограниченные углы наведения пушки компенсировали продвинутой трансмиссией и пулемётной башенкой

На Typ 245−011 корпус уменьшили до предела. Крайне ограниченные углы наведения пушки компенсировали продвинутой трансмиссией и пулемётной башенкой

Второй вариант, Typ 245−011, был ещё легче и меньше. На нём сократили экипаж до двух человек, отказались от башни и установили 55-мм автоматическое орудие в корпусе. За счёт этого высота танка по крыше корпуса снизилась до полутора метров (!), а масса достигала всего 15 тонн при том же бронировании. Компактный двигатель воздушного охлаждения мощностью 250 л. с. разгонял танк до 58 км/ч. Для защиты от пехоты предусмотрели башенку с пулемётом MG 42. Этот вариант предназначался для разведки.

В отличие от Typ 250, на Typ 255 стояла механическая трансмиссия. В остальном они были идентичны друг другу

В отличие от Typ 250, на Typ 255 стояла механическая трансмиссия. В остальном они были идентичны друг другу

Для улучшения подвижности Порше предложил 12-цилиндровый двигатель с непосредственным впрыском топлива мощностью 500 л. с. Вооружение состояло из 105-мм гаубицы в корпусе и 30-мм автопушки в башне. Следует отметить: хотя основное вооружение у Typ 245−011 и Typ 250 размещалось в корпусе, они считались танками, а не самоходными орудиями.

Проекты Typ 245 и Typ 250 имели несомненную боевую ценность и показывали интересный подход, однако так и остались на бумаге. Из-за плохих отношений со Шпеером в декабре 1943 года Порше был снят с должности главы Танковой комиссии. Серьёзной производственной базы он не имел, да и Книпкампу не нужны были конкуренты для его E-10 и E-25.

В конце войны Порше поручили исследовать установку газотурбинного двигателя (ГТД) на танки. В ходе оценки потенциально подходящих авиационных двигателей стало ясно, что потребуется разработать новые трансмиссии, а расход топлива по сравнению с поршневыми моторами возрастёт вдвое. С другой стороны, ГТД при небольшой массе выдавали очень высокую мощность и работали даже на низкокачественном топливе.

Вместо заключения

Примерно так Порше смотрел на деятельность Отдела №6 Управления вооружений

Примерно так Порше смотрел на деятельность Отдела № 6 Управления вооружений

Хотя Порше оставался членом Танковой комиссии до конца войны, его влияние заметно снизилось. Свою роль сыграло и то, что Порше не сработался с Альбертом Шпеером, занявшим место погибшего Тодта. Например, на одной из первых встреч со Шпеером Порше сказал, что, по его мнению, электрические трансмиссии на танках будут слишком сложны в производстве, однако Шпеер настоял именно на электрической трансмиссии.

Конфликт Фердинанда Порше с Управлением вооружений не был чем-то особенным, никакой теории заговора тут нет.

Источники и литература

Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr.20−1) — Panzer Tracts, 2001

Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Aufklaerungs-, Beobachtungs-, and Flakpanzer (Panzer Tracts Nr.20−2) — Panzer Tracts, 2002

Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P) — Darlington Productions, 1999

Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Schwere Panzerkampfwagen Maus and E-100 (Panzer Tracts Nr.6−3) — Panzer Tracts, 2008 Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. D. W. to Tiger I: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 2000

Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. VK45.02 to Tiger II: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 1997

Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz. Heavy Jagdpanzer: Development, Production, Operations — Schiffer Publishing, 2007

Walter J. Spielberger. Gepard: The History of German Anti-Aircraft Tanks — Bernard & Graefe, 1982

Karl Ludvigsen. Professor Porsche’s Wars — Wharncliffe, 2015

Энтони Л. Кей. История разработки и создания реактивных двигателей и газовых турбин в Германии (1930−1945) — НПО Сатурн, 2006

Стратегия блицкрига, разработанная в Германии перед Второй Мировой войной, не предусматривала применения тяжелых танков прорыва. Соответственно в данном направлении изначально не было точных предписаний и разработок. Такое положение дел сохранялось до столкновения с советскими танками.

Первые бои с КВ и Т-34, срыв стратегии блицкрига и столкновение с укрепленной обороной — все это показало слабую эффективность бывших на вооружении средних танков Panzerkampfwagen III и IV. Возникла необходимость срочной разработки более мощных машин.

Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger — немецкий тяжелый танк, применяемый Германией в период Второй Мировой. Разработан для борьбы с танками и противотанковыми средствами противника, а также для преодоления его линий обороны.

Первые разработки по созданию тяжелых танков в Германии относят к 1937 году. Исследованиям отводилась второстепенная роль, поскольку необходимости в машинах для прорыва не было. В данном контексте проекты носили теоретический или испытательный характер.

В 1939-41 г.г. Эрвин Адерс предпринял практические шаги по конструированию танков прорыва. Были собраны первые прототипы с использованием компонентов от PzKpfw IV. Данные образцы не позиционировались как тяжелые машины — их вес не должен был превышать 30 тонн, а толщина брони составила менее 50 мм.

Нападение на СССР показало слабость PzKpfw IV. По мере преодоления сложной обстановки первых месяцев и укрепления обороны советские войска все эффективнее противостояли танковым наступлениям и немецким штурмам.

С учетом данных факторов возникла практическая необходимость в тяжелых танках прорыва, способных соперничать с Т-34 и КВ. Попытка модернизировать имевшиеся машины не давала нужного результата, хотя и позволила улучшить ситуацию. Для Германии первостепенной задачей стала разработка аналога советского КВ.

Тигр 1

В своем проекте Эрвин Адерс использовал традиционные разработки германского танкостроения, применяемые при конструировании PzKpfw IV. Подобное решение снижало производственную сложность новых танков. Также впервые для танков применялось шахматное расположение опорных катков.

Тигр 2

Устройство и конструкция боевого агрегата

Передний отсек

Отделение управление предназначалось для механика-водителя и стрелка-радиста. К элементам управления относят рулевое колесо, выполненное как у автомобиля, педали газа, сцепления и тормоза. Справа перед сиденьем имеется рычаг переключения передач и стояночный тормоз. Еще один такой же дополнительно был слева. За сиденьем аварийные рычаги управления.

В передней части корпуса имелся курсовой пулемет. Здесь же находились приборы внешней связи. Блоки радиостанции FuG-5 располагались рядом с сиденьем радиста. Устойчивая связь передачи и приема информации работала в пределах 6,4 км для телефона и 9,4 км телеграфом.

Для внутреннего общения применялись ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. Уязвимость данной системы дополнялась экспериментальными световыми сигналами, позволяющими командиру давать механику-водителю простые команды.

Средняя часть машины

Боевое отделение включало остальную часть экипажа, приборы наблюдения и наведения, боекомплект. Здесь располагались места командира, наводчика и заряжающего. Также имелся спаренный с орудием пулемет.

Слева от орудия располагался оптический прицел. Сначала это был бинокулярный TZF-9a фирмы Цейсс с 2,5-кратным увеличением. С апреля 1944 применялись монокулярные TZF-9b с диапазоном увеличения в 2,5-5 раз. Шкала прицеливания для орудия варьировалась в диапазоне 100-4000 м, для пулемета — от нуля до 1200 м.

Кормовая часть

В задней части танка располагался моторный отсек и топливные баки. Для защиты экипажа в случае подрыва последних между кормовой частью и боевым отделением имелась броневая перегородка.

Корпус и башня

Башня танка расположена почти по центру с незначительным смещением к корме. В крыше имеется два люка и вентиляционное отверстие, закрываемое бронеколпаком с горизонтальными щелями. На поздних моделях появился перископ для заряжающего, а также мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на небольших дистанциях.

Технические характеристики

Изображение внутренней компоновки

Подвеска и двигатель

Моторное отделение имело собственную систему пожаротушения. Огнетушители располагались рядом с топливными насосами и карбюратором. Для охлаждения двигателя использовался водный радиатор и четыре вентилятора.

Ходовая часть и гусеницы

В основе ходовой части танка предусмотрено шахматное расположение катков. Диаметр большой, поддерживающих катков не имеется. Ведущее колесо находилось впереди, диаметр — 0,84 м. Для опорных катков предусматривался резиновый бандаж.

Коробка передач

Коробка передач двенадцатиступенчатая (8 передних и 4 задние), взаимодействовала с главным фрикционом и механизмом поворота. Относится к типу преселективных, на полуавтоматическом управлении. Благодаря КПП танк имел 16 радиусов поворота вперед и 8 назад, также мог вертеться вокруг своей оси.

Расход топлива

В качестве топлива использовался этилированный бензин OZ 74. Топливные баки рассчитаны на 530 л. Усредненный расход топлива составлял 80-100 литров на 100 км.

Максимальная скорость

Экипаж

Габариты и вес

  • длина корпуса — 6,316 м, с повернутой вперед пушкой — 8,45 м;
  • ширина — 3,705 м;
  • высота — 2,93 м;
  • клиренс — 0,47 м.

Вопрос о том, сколько весит танк, решается просто — боевая масса составляла 57 тонн. При данном весе удельное давление на грунт составило 1,03 килограмма на квадратный сантиметр.

Вооружение

Сохранившийся экземпляр на выставке

Пушка

Основное орудие танка — нарезная пушка KwK 36 L/56 калибром 88 мм. Длина ствола составляла 56 калибров. Благодаря гидроприводу пушка могла вести обстрел по полной окружности в горизонтальной плоскости. В вертикальной диапазон наведения варьировался от -8 до +15 градусов.

Дальность поражения составляла 4 км, с появлением нового монокулярного прицела TZF 9b — 5 км. Боекомплект состоял из 92-94 снарядов. С 1945 этот показатель увеличен до 120 боеприпасов.

Пулеметы

Дымовые гранатометы

В качестве гранатометов использовались противопехотные мортирки S-типа. помимо создания дымовых завес стреляли осколочными гранатами на высоту 5-7 метров. Взрыв на такой высоте поражал окружающую танк пехоту.

Броневая защита

Для защиты танка применялась хромомолибденовая катаная броня с поверхностным закаливанием. Ее толщина имела следующие показатели:

  • верхняя лобовая плита корпуса — 100 мм, 8 градусов наклона;
  • средняя лобовая — 63 мм, 10 градусов;
  • нижняя лобовая — от 100 мм при 21 градусе наклона с переходом в 80 мм при скосе в 66 градусов;
  • борта корпуса — 80 и 63 мм вверху и внизу при нулевом наклоне;
  • задняя часть — 80 мм при наклоне в 8 градусов вверху и 48 внизу.

Днище корпуса имело толщину в 28 мм, крыша первоначально 26 мм, в 1944 оба показателя усилились до 40. Лобовая броня башни — 100 миллиметров, борта и корма 80, наклоны нулевые. Маска орудия варьировалась от 90 до 200 мм.

  • мощное орудие, позволявшее поражать в лоб практически все САУ и танки до 1944 года;
  • бронирование, обеспечивавшее надежную защиту танка до 1943;
  • хорошую эргономику, обеспечивавшую изнутри простоту управления;
  • качественные приборы наблюдения и связи.

Однако у машины были и недостатки:

В ходе войны трофейные танки захватывались и другими частями на разных участках фронта. Однако активного применения такие машины не находили — отсутствие запасных частей, сложность ремонта и буксировки не позволяли возвращать подбитые машины в строй.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Читайте также: