Токовые клещи проверка стартера

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня мы проведем небольшой обзор токоизмерительных клещей, сравним их функционал и точность измерений, выберем победителя нашего рейтинга, а также узнаем о разновидностях клещей и их различиях. Но прежде, чем приступать непосредственно к обзору, давайте рассмотрим, какими вообще могут быть токоизмерительные клещи, чем они различаются и в какой сфере используется та или иная модификация.

Что бы вы выбрали или посоветовали?

Принять участие в опросе

Назначение и виды токоизмерительных клещей

Токоизмерительные клещи — пожалуй, единственный инструмент, позволяющий измерять ток в цепи, не разрывая ее. Различаются они по устройству, функциональности, максимальному измеряемому напряжению и типу измеряемого тока (постоянный либо переменный). Так какими же могут быть наши клещи и как они работают?

Начнем, пожалуй, с известных многим одноручных клещей — по сути это мультиметр (чаще всего) с дополнительным токовым датчиком. Пользоваться такими клещами довольно просто — для этого достаточно перевести переключатель в режим амперметра, развести клещи и свести их, заключив проводник внутри кольца. Сила тока в этом проводнике высветится на цифровом индикаторе.

Для измерения силы тока в труднодоступных местах на некоторых моделях предусмотрена кнопка фиксации результата.

Такие одноручные клещи рассчитаны на сравнительно низкое (до 1000 В) напряжение и, в силу своей компактности и удобства в использовании, наиболее подходят для применения в бытовых условиях.

Важно! Измерять силу тока можно лишь на одиночном проводнике — охватив клещами оба провода, в качестве результата Вы получите нуль. Происходит это из-за того, что в проводниках протекает ток, равный по значению, но различный по направлению. Получение результата, отличного от нуля, говорит о наличии утечки, равной полученному результату.

Помимо одноручных выпускаются также двуручные, предназначенные для работы с напряжением от 2000 до 10000 В.

Работать одной рукой с такими клещами уже не получится. Столь неудобная в применении конструкция придумана неспроста. Дело в том, что по технике безопасности токоизмеряющие устройства, предназначенные для измерений свыше 1 кВ, должны иметь длину изоляторов не менее 38 см, а рукояток — не менее 13 см. К счастью, в быту такие напряжения практически не встречаются, поэтому работать с двуручными клещами придется немногим.

Как уже было сказано, помимо максимального измеряемого напряжения, измерительные клещи различаются также по типу измеряемого тока. Каковы различия между ними и как узнать, для тока какого типа предназначен тот или иной прибор? Это на самом деле несложно — по маркировке на корпусе (сейчас имеются ввиду клещи высокого или хотя бы среднего качества, а не собранные в подвале на коленках). Так, на корпусе клещей, предназначенных для измерения переменного тока, будет проставлена маркировка AC, для постоянного же — DC (чаще — ACDC). Различия же в принципе работы. Токоизмерительные клещи для измерения переменного тока работают по принципу одновиткового трансформатора.

В целом конструкция токовых клещей переменного тока проста. Они состоят из разводного магнитопровода с намотанной на него вторичной обмоткой, подключенной к амперметру. В роли первичной обмотки выступает измеряемый проводник, протекающий по которому ток создает переменное магнитное поле, передающееся через магнитопровод вторичной обмотки и возбуждающее в ней электромагнитную индукцию. Возникший в результате электрический ток как раз и измеряется амперметром. Данная схема объясняет принцип работы токовых клещей переменного тока, но как же работают клещи для измерения тока постоянного? Ведь, как известно, трансформатор может работать только в цепях переменного тока. Сейчас мы получим ответ и на этот вопрос.

Для измерения постоянного тока используются уже другие принципы. Общеизвестно, что проводник, по которому протекает электрический ток, создает вокруг себя магнитное поле, и чем выше сила тока, тем более мощным это поле получается. Так вот, измерив это поле, можно получить представление о силе и даже направлении тока. Наличие и интенсивность магнитного поля определяется специальным датчиком (датчиком Холла). Клещи, оснащенные датчиком Холла, в отличие от трансформаторных, способны измерять как постоянный ток, так и переменный, а стоят незначительно дороже. Так что если придется выбирать, какие лучше приобрести, то рекомендуются именно они. Помимо своих непосредственных функций (измерение силы тока без разрыва цепи), многие современные клещи представляют собой полноценный тестер (мультиметр), позволяющий измерить напряжение, сопротивление, а также прозвонить участки цепи и проверить работоспособность некоторых радиоэлементов.

Но не стоит забывать также об аналоговых (стрелочных) клещах, которые, несмотря на все достоинства и удобства своих цифровых собратьев, все еще продолжают использоваться наряду с ними. Происходит это ввиду их менее высокой стоимости и способности работать без источника питания.

Теперь, зная, какими могут быть токоизмерительные клещи, можно перейти непосредственно к обзору. В сегодняшнем рейтинге будут участвовать 10 клещей различных производителей, разных ценовых категорий, но непременно имеющие высокие оценки пользователей. Позиционироваться клещи будут в порядке возрастания их качества.

Клещи для токоизмерения – это такие специальные устройства, которые повсеместно используются для замеров без потребности цепного разрыва, или же какого-либо дополнительного электрического контакта с ней.

Вместо этого данное приспособление измеряет силу образовавшегося магнитного поля, которое и порождает ток.

Для корректной работы рекомендуется подбирать подходящий тип устройства, проверять их должным способом (о вариантах мы поговорим далее), а также примерно понимать принцип их устройства и работы. Рассмотрим основные нюансы.

Токоизмерительные клещи

Проверка токоизмерительных клещей

Дабы рассматриваемые нами клещи позволяли получать максимально корректный результат, очень важно проводить их соответствующие поверки. Они представляют собой перечни операций, осуществляемых для подтверждения соответствия прибора установленным нормам.

При проведении проверки осуществления определение погрешности, которая в итоге должна быть сравнена с допустимой. Последняя указывается в документации устройства.

Проверка токоизмерительных клещей

Существует несколько типов поверкой токовых клещей, таких как:

  1. Первичные поверки. Они осуществляются несколько раз – в процессе выпуска устройства, при его ввозе в другую страну или же после проведенных ремонтов.
  2. Периодические поверки. Они являются плановыми. Проводятся такие исследования после истечения межповерочного интервала времени.
  3. Внеочередные поверки. Их следует проводить либо же в случае потери документов на устройство, либо же после нарушения целостности прибора вследствие того или иного механического воздействия на него.
  4. Инспекционные поверки. Они осуществляются непосредственно под метрологическим контролем. Для этого должно быть соответствующее решение государственного органа.
  5. Экспертные поверки. Они проводятся только в том случае, если существуют определенные разногласия по поводу получаемых результатов прибора.

Нормы и периодичность испытания приборов:

Напряжение электроустановок, кВ Испытательное напряжение, кВ Продолжительность испытания, мин Переодичность испытания
До 1 2 5 Раз в 24 мес.
От 1 до 10 40 5

Результаты поверки обязательно вносятся в паспорт приборов. Если устройство было признано таким, что непригодно к использованию, должно быть соответствующее извещение об этом.

Типы клещей

Существует несколько типов приборов. Прежде всего их делят по конструкции и напряжению эксплуатации. В этом плане приборы встречаются таких видов:

  • Одноручные клещи. Они применяются по отношению к цепям, напряжение в которых явно не более чем 1 кВ. Такие приборы имеют вид небольшой по своим габаритам изолированной рукоятки. Для того чтобы осуществить раскрытие магнитопровода, достаточно использовать всего лишь одну руку. С ее помощью нужно выполнить нажатие на соответствующий рычаг.

Одноручные токоизмерительные клещи

  • Двуручные клещи для токоизмерения. Их используют в сетях с напряжением от 2 до 10 кВ. Для того чтобы эксплуатировать такой прибор, понадобится сразу две руки, так как у него производитель предусмотрел две рабочие рукоятки. Длина их изолированных частей при этом весьма значительная – свыше 38 сантиметров.

Двуручные клещи для токоизмерения

По своему внешнему виду приборы тоже могут быть разными. На рынке присутствуют такие их модели, как:

  1. Аналоговые клещи. Они оснащены дисплеем со стрелкой, а также соответствующей ему измерительной шкалой. Для того чтобы подобные устройства работали, требуется соответствующий источник питания. Вследствие всех этих особенностей аналоговые приборы до сих пор пользуются спросом. Они быстро способны реагировать на изменения тока, предоставляя данные об этом весьма удобным способом.
  1. Цифровые клещи. Они оборудованы жидкокристаллическим экраном где и отражается определенное значение измеряемого тока. Для работы данного устройства обязательно необходимо использовать дополнительный источник питания.
  2. Клещи высоковольтного типа. Данные приборы отличаются прежде всего своей улучшенной изоляцией. Она позволяет предотвратить воздействие напряжения электроцепи на человека, измеряющего ток.

Дополнительно стоит отметить, что на рынке присутствуют токоизмерительные приборы, оборудованные датчиком Холла. Это уже более усовершенствованный механизм, который дает возможность с высокой точностью проводить замеры постоянной компоненты.

Принцип работы токоизмерительных клещей в электрических цепях

Отличительной особенностью клещей считается то, что в цепях они функционируют таким же образом, как и одновитковые трансформаторы. Первая их обмотка – провод, который потребовалось проанализировать, а вот вторичная обмотка находится на приборе. Именно к ней подключается амперметр, предоставляющий пользователю возможность получения того или иного значения.

Принцип работы токоизмерительных клещей

Для определения величины измерения в начальной цепочке следует сразу узнать его максимальный уровень во вторичном типе обмотки. При этом принимается во внимание коэффициент трансформирования.

После того, как магнитопровод будет подключен к измеряемой сети, в нем возникает магнитное поле с переменным током. Именно он индуцирует ЭДС во вторичной обмотке. Ток, который появляется в этом месте, меряется корпусным амперметром. Его значение выдается после на экран.

Измерение клещами постоянного и переменного тока

Для измерения разных типов тока посредством клещей используется совершенно одинаковая методика. Главное – предварительно выбрать необходимый режим работы.

Перед тем, как пользоваться устройством, необходимо убедиться в том, что на прибор не влияют никакие посторонние источники напряжения.

К примеру, результаты устройства могут исказить некоторые асинхронные электрические двигатели, определенные виды трансформатора, аппараты для сварки, а также блоки питания (импульсные). Все они могут реализовать большие поля с электромагнитными волнами, что могут индуцировать наведенную ЭДС в магнитопроводе.

Для измерения тока при помощи клещей нужно:

  1. Постановка ручки переключателя в необходимое положение.
  2. Ввод проводника в пространство магнитопровода.
  3. Считывание результатов из дисплея прибора.

Измерение клещами тока

Таким образом, никаких особых навыков или же знаний для работы с клещами не нужно. На более новых моделях есть особый датчик IFLex, что применяется для замеров в весьма стесненных условиях.

Если начать анализировать два проводника вместе, их магнитные потоки должны сложиться вместе. На дисплее будет отображен общий результат. К примеру, токи в фазе и нуле без наличия утечек являются равными по величине и противоположными по значению.

В таких ситуациях прибор должен показать нулевой результат. Если он имеет какое-то значение, можно говорить о серьезных проблемах в сети электричества.

Как пользоваться токоизмерительными клещами

Если вы хотите измерить и узнать значение потребляемой электроэнергии в сетях 220 В (в квартире, доме), то можно рассчитать по формуле:

Вам нужно измерить нагрузку потребляемой электроэнергии вашей квартиры, дома или какого-нибудь электроприбора. Переключатель диапазонов ставим в положение АСА 200. Раскройте клещи и охватите один провод из дух (желательно фазу). Через мгновение прибор покажет какое то значение, например, 8 А.

По формуле вычисляем потребляемую мощность:

P = 8 ⋅ 220 ⋅ 1 = 1760 Вт = 1,76 кВт

Видео о том, как пользоваться токовыми клещами:

Данный прибор– это удобный специализированные устройства, которые позволяют быстро и легко осуществить замеры тока. На большинстве устройств имеется кнопка, которая отвечает за фиксацию полученного результата. Это упрощает работу в стесненных местах, где невозможно постоянно следить за дисплеем прибора.

В данной статье мы подробно рассмотрим вопрос, как проверить ток утечки на автомобиле, и как устранить данную проблему своими руками.

kak proverit tok utechki

Содержание:

На старых автомобилях встречается проблема с утечкой тока из-за плохой изоляции, коррозии контактов, загрязнений.

В результате быстрее разряжается аккумулятор, при этом он не держит зарядку. Если оставить автомобиль на несколько дней на стоянке, то даже предварительно полностью заряженная батарея может оказаться пустой.

Норма утечки тока

Небольшая утечка тока – это практически норма в автомобиле. Дело в том, что к этому приводит сама конструкция электроснабжения, при которой используется плюсовая проводка. Минусом выступает металлические элементы машины.

Такая схема упрощает проводку, делает подключение более надежным, однако риск появления короткого замыкания существенно повышается.

К тому же, чем больше электроприборов, тем больше возможности для появления утечек и тем сложнее их искать.

Идеально, если на автомобиле утечек нет. Но такое бывает редко и в основном на новых автомобилях или прошедших капитальный ремонт.

Приемлемым считается показатель утечки в 15-70 мА.

Если брать легковые автомобили, то для них нормальный показатель лежит между 25-30 мА, максимально допустимое значение 40 мА. Но это показатель для штатных устройств.

При наличии большого количества дополнительных устройств. Например, колонок, сабвуфера, сигнализации, магнитол и т.п. ток утечки может доходить до 80 мА.

Если при проверке показатель оказался выше указанных значений, то нужно найти источник потерь и устранить его.

Приборы для проверки утечки тока

Чтобы проверить уровень потерь тока на автомобиле, специальное оборудование не требуется. Достаточно наличие мультиметра.

Недорогой прибор китайского производства можно найти в продаже от 300-500 рублей. Этого будет достаточно для проверки токов силой до 10 А.

Профессионалы используют амперметры или токовые клещи, но это не обязательно.

Перед проверкой нужно выключить зажигание. На мультиметре вставьте красный щуп в гнездо для замеров силы тока. Переключатель нужно установить в режим замеров силы постоянного тока до 10 А.

rezim izmerenia multimetrom

Режим измерения силы тока на мультиметре.

Отсоедините от батареи минусовую клемму и приложите к ней щуп, второй щуп присоедините к минусовому контакту АКБ.

Мультиметр покажет уровень потерь в электросистеме при отключенных потребителях.

proverka urovnj toka

Проверка уровня потери тока в состоянии покоя.

Еще проще проверять уровень потерь с помощью токовых клещей. При использовании этого прибора не потребуется отсоединять клеммы, что важно для автомобилей, оборудованных компьютерами. Поиск источника потерь тоже становится проще.

Чтобы провести проверку, достаточно поместить в рабочее кольцо кабель, идущий от плюсового или минусового провода.

ispolzovanie tokovih klescei

Использование токовых клещей.

Удобство клещей в том, что с их помощью можно проверить потери тока на любом проводе, что позволяет легко находить места утечек.

Причина утечки тока

Причин утечек может быть несколько. Чаще всего проблема в загрязненном корпусе аккумулятора. Из-за испарения электролита, часть его оседает на корпусе, превращая его в проводник, по которому протекает ток от плюсового контакта к минусовому.

Поэтому важно содержать аккумулятор в чистоте, и не допускать окисления контактов.

utecka toka iz za grjznogo akkumuljtora

Утечка тока из-за грязного корпуса аккумулятора.

Нередко потери возникают из-за неправильного или небрежного подключения электроприборов, особенно нештатных.

Существуют следующие причины утечки тока:

utecka iz za okislenij kontaktov

  • неправильный монтаж видеорегистратора, автосигнализации, магнитолы и других приборов;
  • окисленные контакты в клеммных коробках;
    Утечка тока из-за окисления контактов.
  • растрескивание, истирание изоляции проводов;
  • оплавленная проводка из-за нагрева от двигателя;
  • короткое замыкание;
  • залипание контактов в реле электроприборов, из-за которых они остаются включенными;
  • пробитый диод в генераторе;
  • утечки в стартере;
  • залипший концевик в двери или багажнике, из-за которого постоянно горит подсветка.

Если потери не слишком велики, то они легко компенсируются при ежедневном пользовании машиной благодаря подзарядке аккумулятора от генератора.

Однако после простоя в несколько дней может оказаться так, что АКБ будет полностью разряжена. Особенно быстро батарея разряжается зимой.

Саморазряд аккумуляторной батареи составляет примерно 1% за день. Однако из-за токов утечки разряд даже при полностью отключенных потребителях может составлять 4% и более.

Время от времени стоит проверять нет ли серьезных утечек. Если проблема имеется, нужно найти ее причину и устранить.

Как найти утечку тока

Для того, чтобы найти в электросистеме участок, отвечающий за потери, нужно заглушить двигатель, подождем примерно 15 минут.

После того, как все электроприборы ушли в спящий режим, начинаем проверку.

Снимаем плюсовую клемму на АКБ, подключаем между снятой клеммой и плюсовым выводом мультиметр и проверяем ток утечки.

Теперь нужно по одному вынимать все плавкие предохранители из коробки, каждый раз проверяя показатели на табло прибора.

Если после снятия очередного предохранителя ток утечки вернется в приемлемые нормы, то нужно будет проверить за какие именно системы отвечает плавкая вставка.

Утечка зафиксирована и нужно будет тщательно проверить весь участок электроцепи, включая провода, клеммы, гнезда и сам электроприбор, к которому подводится электричество.

blok predohranitelei

Может быть ситуация, когда проверка предохранителей ничего не дала. В этом случае нужно проверять сам блок предохранителей, возможно, проблема в замыкании дорожек в ней.

Также нужно проверить питание стартера и генератора, утечки из-за грязной поверхности на АКБ, подключенное дополнительное оборудование, такое как звуковые приборы, автосигнализацию и др.

Даже если кажется, что утечки не слишком превышают максимальные, махать рукой на это обстоятельство не стоит. Летом проблема может быть незаметной.

Однако зимой, когда аккумулятор разряжается намного быстрее, может оказаться, что генератор не будет справляться с полно зарядкой батареи.

В этом случае есть риск оказаться без возможности завести двигатель.

Во время проверки нужно обязательно выключать двигатель. Иначе определить утечки будет невозможно из-за работы множества электроприборов и продолжающейся подзарядки аккумулятора генератором.

Чаще всего утечка возникает в подкапотном пространстве, так как в нем на провода и контакты воздействуют множество неблагоприятных факторов: влага, мороз, грязь, вибрация, жар от двигателя и т.д.

Поэтому прежде всего нужно проверять электросистему здесь. Следующий этап – проверка проводов и приборов в салоне.

Проверка аккумулятора на утечку тока

Проверить, не происходит ли утечка тока через корпус АКБ просто. Нужно всего лишь проверить – нет ли напряжения на корпусе.

Для этого достаточно мультиметра. Заглушите автомобиль. Теперь переключите тестер в режим проверки напряжения постоянного тока до 20 В.

Приложите щупы прибора к плюсовой и минусовой клеммам. При исправном аккумуляторе должно показывать около 12,5 В.

Оставьте красный провод на плюсовом выводе, а черный щуп приложите к нескольким местам корпуса батареи.

В режиме проверки силы тока тестер покажет около 5,06 А.

Если грязь стала причиной потерь напряжения, то АКБ нужно снять с машины и тщательно промыть корпус водой с содой, чтобы нейтрализовать кислоту, попавшую на корпус. При сильном загрязнении не помещает сначала помыть АКБ раствором автошампуня. После мытья хорошенько протрите батареи чистой, сухой ветошью.

proverka korpusa na razrjd

Проверка корпуса аккумулятора на утечки.

Иногда проблема происходит из-за микротрещин в корпусе, через которые сочится электролит.

Поэтому тщательно осмотрите корпус, а также посмотрите посадочное гнездо аккумулятора на машине – нет ли там следов стекающего электролита.

Не забудьте помыть и протереть также посадочное гнездо, планку для крепления АКБ и силовые кабеля.

Как проверить генератор на утечку тока

Нередко утечка связана с генератором.

Проверка генератора производится по следующему алгоритму:

  • на тестере устанавливается режим измерения постоянного тока;
  • щупы мультиметра подсоединяются к клеммам аккумуляторной батареи;
  • заводится двигатель;
  • включаются мощные потребители: отопитель, ближний свет фар, обогреватель заднего окна, музыкальная система;
  • проверяются показатели на экране прибора.

При подсоединении контактов к выводам АКБ при неработающем моторе, тестер покажет около 12,5 В.

Проблема обнаруживается после включения мощный потребителей тока. Если в этом случае на экране окажется меньше 12,8 В, то потери происходит в генераторе.

Для проверки можно поднять обороты двигателя до 1500 об/мин. Если теперь напряжение поднимется свыше 14,8 В, то это подтверждает диагноз неисправности генератора.

Скорее всего проблема в пробое одного или нескольких выпрямительных диодах. Также может быть межвитковое замыкание катушки ротора. Иногда проблемное место – реле напряжения.

proverka generatora na utecki

Проверка генератора на утечки.

При значительно утечке, достигающей 2-3 А, генератор проверить особенно просто.

Если пробиты диоды или проблемы с катушкой ротора, то достаточно приблизить гаечный ключ или отвертку к шкиву генератора и почувствуете, как он примагничивает стальной инструмент.

Как проверить стартер на утечку тока

Стартер также ненередко является причиной значительной утечки тока. Многие автовладельцы, забывают про стартер, а его нужно проверять сразу после тестирования клеммной коробки, аккумулятора и генератора.

Чтобы выяснить, нет ли проблем со стартером, нужно снять с него силовой провод. Затем проверяем ток утечки на аккумуляторе со снятой клеммой. Если потери уменьшились – причина именно в стартере.

starter i podvod k nemu

Стартер и подвод к нему силового кабеля.

Еще лучше проверять утечки с помощью токовых клещей. С помощью них проверяется ток на кабеле, подходящим к минусовому кабелю АКБ.

Затем машина заводится 3 раза. Показатели силы тока при этом будут в районе значений от 143 до 148 А. Максимум для легкового авто – 150 А.

Если показатели ниже 143 А, то через стартер происходят потери тока. Стартер нужно снимать и чинить, а возможно менять на новый.

Стартер несет ответственность за плавный пуск двигателя автомашины, и когда он перестает функционировать, то запустить машину становится довольно трудно. Из практики известно, что автомобильный стартер ломается не сразу. Нарушения в его работе развиваются постепенно.

Общий вид стартера

Опытный водитель по поведению машины может установить сбой в работоспособности заранее, по внешним признаком определить и устранить неисправность. Когда это выполнить не получиться и стартер совсем перестал функционировать, то выполняется проверка стартера мультиметром.

Признаки неисправности стартера

Электрические сбои в стартере, обычно, возникают из-за перегрузок в сети. Этот факт может быть обнаружен по коротким замыканиям на массу, в обмотке катушки якоря или магнитной катушки, а также в катушках компонентов управления магнитного переключателя. Угольные щетки и коллектор работают в сильно нагруженной среде, и ломаются даже чаще, чем генератор.

Признаки неисправности стартера

Для поиска неисправностей требуется мультиметр и токоизмерительные клещи. В стартере есть несколько деталей, поломка каждой из них приводит к общему сбою. Для проверки таких узлов, например, якоря, щеток и обмотки, потребуется снять его с авто, разобрать и прозвонить мультиметром. Некоторые детали можно тестировать без демонтажа стартера.

Важно! До того как проверить стартер мультиметром, нужно быть уверенным, что: аккумулятор полностью заряжен и работает исправно; стартер получает полный ток от АКБ и от замка зажигания; что электропровода и линия заземления исправны.

Основные признаки поломки автомобильного стартера:

  1. В момент поворота ключа зажигания авто не запускается.
  2. В момент поворота ключа зажигания можно услышать щелчок, но движок не работает.
  3. После запуска ключа зажигания мотор запускается, только медленно.

Как выполнить проверку стартера мультиметром

Проверка сопротивления стартера с применением мультиметра — основной метод диагностики сбоев системы запуска машины. Стартер, имеющий высокое сопротивление, истощает аккумулятор быстрее, чем генератор способен его подзарядить. В большинстве случаев, для проведения тестирование статора, его нужно разобрать.

Проверка мультиметром стартера

Внутреннее устройство стартера:

  1. Внешний корпус, поддерживающий реле и позволяющий прикрепить его к коробке передач.
  2. Зубчатая головка (бендикс), которая должна зацепляется с маховиком мотора для передачи движения. Пока не повернется ключ зажигания, реле не будет двигаться.
  3. Ротор, элемент, который постоянно крутится и контактирует с щетками.
  4. Статор.
  5. Щетки.
  6. Электромагнитный соленоид.

Внутреннее устройство стартера

Важно! Перед тем как тестировать обмотки якоря, нужно учитывать тот факт, что сопротивление их очень маленькое, которое обычный мультиметр установить не способен. В этом случае обмотки позванивают на присутствие обрыва. Коллекторную ламель нужно прозванивать поочередно, либо проверяют их работоспособность по падению напряжения. В этих случаях, оно обязано быть равным при подаче тока, примерно 1 А.

Электрическое сопротивление

Для выполнения этого вида проверки, выставляют работу мультиметра в режим омметра. Чтобы проверить реле стартера, один измерительный щуп устанавливают на клемму в цепи зажигания, а второй — на заземлении. Когда стартерное реле исправно, R=5 Ом и ниже. Если на шкале мультиметра пользователь обнаружил сопротивление, которое не соответствует условиям R=5 Ом, реле неисправно и нуждается в замене.

Схема цепи

Аналогично можно узнать сопротивление, установив щуп красного цвета прибора на клемму линии зажигания, а черный — на заземляющую клемму. Включается режим напряжения с диапазоном 20 V. Запускается зажигание автомобиля, и проверяются показания тестера. Если оно не соответствует 12 V, в таком случае реле стартера подлежит замене.

Падение напряжения

Для проверки падения напряжения в стартере, потребуется пригласить помощника. Измерительный прибор устанавливают в постоянный режим при шкале 20 В. Подключают красный щуп прибора к красной клемме провода аккумуляторной батареи, а черный к цепи зажигания. Просят помощника повернуть ключ зажигания и наблюдают за показанием мультиметра. Падение напряжения для рабочего реле стартера не может быть выше 0.2 V.

Важно! Если падение напряжения выше 0.2 V, возможно, сбой с электропроводностью стартерного реле. В этом случае специалисты рекомендуют тщательно осмотреть проводку и снять с клемм окисление. Если это не поможет, то потребуется заменить стартер.

Обмотка стартера

Стартерную обмотку можно проверить на целостность. Для этого ее измеряют мультиметром в режиме омметра.

Проверка обмотки стартера

До того как проверить обмотку стартера, прибор подключают между выводами обмотки и стартерным корпусом. Полученное R обязано быть не выше — 10 кОм. Аналогично тестируется обмотка ротора между коллекторной пластинкой и сердечником.

Щетки стартера

Эту проверка выполняется на снятом стартере. Проверяется отсутствие замыкания на массу. Включают измеритель в режим омметра между основной пластинкой и щеткодержателем. Если замыкания нет, R обязано равняться бесконечности.

Важно! После выполнения демонтажа щеточного узла, необходимо провести внешний осмотр якоря, статора, ротора и щеток.

Поскольку в процессе работы втулок может происходить падение тока во время запуска, моторчик будет нестабильно работать, а на коллекторах появятся повреждения, которые будут уничтожать щетки.

Щетки стартера

Втулки, имеющие разбитую посадку, создают условия для перекоса якоря и неравномерного изнашивания щеток. Тем самым увеличивается вероятность формирования в электрообмотке межвиткового КЗ.

Якорь стартера

Проверка якоря стартера мультиметром выполняется после того, как выполнен первоначальный контроль якоря. Его осуществляют путем подачи напряжения 12 V с АКБ, минуя реле, с непосредственным подключением стартера. Если он при прямой подаче напряжения стал работать, то причина сбоя запуска двигателя — износ щеток. Дальше потребуется выполнить разборку якоря и сделать визуальный контроль его внешнего состояния. И только после этого нужно проверить якорь стартера мультиметром в режиме омметра.

Якорь стартера

В ходе эксплуатации зачастую автолюбители могут найти повреждения обмотки путем внешнего осмотра. Например, между коллекторными ламелями обнаруживают стружку или находят выгоревшие ламели, неравномерный износ конструкций или распайку выводов.

Важно! Основной сбой в работоспособности якоря — пробой на корпус обмоток. Он легко диагностируется мультиметром, а когда замыкание случается между обмотками, и мультиметр не справляется, нужен особый измеритель.

Как проверить стартер люминесцентной лампы тестером

Контроль люминесцентной лампы обычно состоит в проверке функциональности стартеров и дросселей. После снятия лампы из корпуса светильника, их проверяют на отсутствие почернений на концах колб. Если такие дефекты имеются, то в схеме осветительного элемента существует неисправность и требуется проведения ремонта. В противном случае лампочка долго не проработает.

Проверка ЛДС

Если лампа ЛДС в светильнике не работает, то, прежде всего, проверяют функциональность стартера. Согласно практическим наблюдениям, эта узловая деталь светильника больше всего подвержена нагрузкам, как механическим, так и высокотемпературным, что выводит ее из строя.

До того как приступить к разборке стартерного корпуса, нужно сделать внешний осмотр конденсатора и лампы дневного света. При осмотре конденсатор должен иметь нормальную внешнюю форму, без вздутий, которые являются следствием скачков большого сетевого напряжения, а колба не должна иметь почернений на стеклянной поверхности.

Для проверки конденсатора используют мультиметр, который устанавливают в режим сопротивления с самым большим пределом измерения. Во время выполнения тестирования, щупы устанавливаются между выводами конденсатора, замеренное показание сопротивления должно стремиться к бесконечности.

Если в ходе выполнения измерении на шкале прибора пользователь обнаружит сопротивление меньшее 2 МОм, то этот результат говорит о том, то на конденсаторе присутствует недопустимый ток утечки. Это приводит к отказу стартера светильников, поэтому его требуется заменить.

Целостность спиралей-электродов

Причиной неработающей лампы бывает не только стартер, но и внутренние спирали, которые хоть и реже, но все же могут перегорать. Проверку их работоспособности удобно проводить мультиметром, который выставляется в режим омметра. Щупы при этом подключаются к паре выводов на одном конце колбы.

Целостность спиралей

Если в ходе проверки пользователь увидит на дисплее мультиметра показание сопротивления примерно 10 Ом, то внутренние спирали целые и лампа должна работать.

Проверка дросселя

Проверка дросселя выполняется в комплексе мероприятий по восстановлению работоспособности светильника. В этой конструкции он самый выносливый узловой элемент и очень редко выходит из строя. Но если проверка стартера и спиралей в лампе не выявила сбоев, то следующим, кто может вызывать общий сбой светильника, является дроссель.

Неисправность дросселя возникает при наличии обрыва, либо перегорания обмотки, нарушения изоляции между витками. Эти неисправности легко определяются мультиметром, который выставляют в положение омметра, а щупы подсоединяют к выводам дросселя.

Если пользователь при измерении обнаружит на экране прибора сопротивление равным бесконечности, это говорит о том, что, либо перегорела его обмотка, либо в цепи обрыв провода. При этом перегорание обмотки можно установить по неприятному запаху от дросселя, особенно во время подключения лампы к сети.

В том случае, когда будет обнаружено очень малое сопротивление, то источником такого сбоя является нарушенная изоляция провода, либо эти показания указывают на межвитковое замыкание в обмотке. Также аналогичный результат проявляется, когда обмотка замыкается на сердечник.

Важно! Вполне очевидно, что вышеуказанные методы проверки, могут быть реализованы в том случае, когда в люминесцентной лампе установлены пускорегулирующие аппараты ЭмПРА. Более современные электронные модификации таких пускорегулирующих аппаратов ЭПРА, работают со схемами без стартеров.

Современные бытовые мультиметры, достаточно многофункциональны и способны выявить проблемы, как у автомобильных стартеров, так и у стартера люминесцентной лампы. Своевременная диагностика поможет в устранении причин сбоя и восстановлении работоспособности автомобиля и ламп освещения. Перед тем как проверить мультиметром, исполнитель должен принять меры безопасности от поражения электротоком.

Читайте также: