Тяжелый крейсер типа центурион

Обновлено: 30.06.2024

Большой обзор звёздных кораблей времён оригинальной трилогии.

2 октября вышла Star Wars: Squadrons — многопользовательский флайтсим, где игроки примеряют роль пилотов Повстанческого Альянса и Империи. Действия развиваются между событиями шестого и седьмого эпизодов.

В игре доступно восемь кораблей (по четыре с каждой стороны), но настоящий арсенал обеих противоборствующих сторон был гораздо больше. В Squadrons можно увидеть всё это разнообразие из кабины истребителя, но в горячке боя не до изучения деталей. В этой статье предлагаем заглянуть в ангары, порты и на верфи Империи и Альянса и оценить всю мощь их флота.

Класс: имперский звёздный суперразрушитель

Производитель: Верфи Куата

Скорость: 1000 км/ч

Длина: 19 000 метров

Гиперпривод: Класс 1

Вооружение: свыше 5000 турболазеров и ионных пушек

Что ещё более любопытно, таких гигантов в Империи было больше одного, но точное их количество повстанческая разведка не знает до сегодняшнего дня. Казалось бы, тяжело потерять корабль длиной в 19 километров и с экипажем в несколько сотен тысяч, однако же имперские чиновники и военные показали такие таланты прятать бюджеты, войска и перемещение средств, что им бы не было равных в обычном отмывании денег.

Класс: Звёздный разрушитель

Производитель: Верфи Куата

Длина: 1600 метров

Экипаж: 27 850

Скорость: 975 км/ч

Гиперпривод: Класс 2

Вооружение: 60 турболазеров, 60 ионных пушек, 6 тяжелых турболазерных турелей, генераторы луча захвата

Тип: Крейсер

Производитель: Кореллианская инженерная корпорация

Скорость: 1025 км/ч

Гиперпривод: Класс 3

Вооружение: Сдвоенная лазерная турель, тяжёлая лазерная турель

Многофункциональный крейсер появился как минимум за десять лет до начала Войн клонов и активно использовался сепаратистами и преступными синдикатами, а после краха Республики поступил на эксплуатацию и в имперский флот.

Имперцы использовали крейсер по большей части как транспортник, перевозящий припасы, войска, наземную боевую технику (включая AT-AT) и СИД-истребители, а отдельные корабли были переоборудованы под тюремные транспорты. Оставшиеся переделались в патрульные крейсеры. На них установили более мощные щиты и двигатели и дополнительное вооружение и направили на маршруты, на которые было невыгодно посылать звёздные разрушители.

Класс: челнок

Производитель: Флотские системы Сиенара

Скорость: 850 км/ч

Гиперпривод: Класс 1

Вооружение: две лазерные пушки на носу, две сдвоенные лазерные пушки на крыльях и одна выдвигаемая лазерная пушка на корме

Производитель: Флотские системы Сиенара

Скорость: 1200 км/ч

Гиперпривод: отсутствует

Вооружение: две лазерные пушки

Средняя жизнь пилота СИД-истребителя была очень короткой, поэтому асы в кабине этой модели задерживались редко. А ведь в умелых руках СИД-истребитель превращался в настоящую машину смерти, быструю и эффективную.

СИД-истребитель присутствует в Star Wars: Squadrons как основной универсальный истребитель со стороны Империи. На пару с Х-крылом он самый сбалансированный корабль, одинаково хорошо подходящий для выполнения любой задачи. В отличие от повстанческого аналога у СИДа нет щитов, зато это компенсируется небольшим преимуществом в скорости, манёвренности и огневой мощи.

Производитель: Флотские системы Сиенара

Скорость: 850 км/ч

Гиперпривод: отсутствует

Вооружение: две лазерные пушки, ударные ракеты, орбитальные мины и протонные бомбы

Бомбардировщик крупнее и массивнее СИД-истребителя, медленнее и неповоротливее, а главной отличительной чертой является сдвоенный корпус, причём вторая кабина полностью отдана под хранение боезапаса.

Подобное конструкторское решение превратилось в главную уязвимость бомбардировщика. Поскольку, как и СИД-истребитель, бомбардировщик не оснащён щитами, одного снайперского попадания в кабину с боезапасом достаточно, чтобы распылить СИД на части.

Впрочем, из-за низкой скорости и манёвренности бомбардировщик в принципе не ровня истребителям. Его задача — под эскортом добираться до цели (как правило, наземной базы или крейсера противника, но по приказу Дарта Вейдера пилоты и астероиды бомбили) и уничтожить её.

В Star Wars: Squadrons СИД-бомбардировщик один из самых медленных и неповоротливых кораблей (в скорости ему уступает только Y-крыл), зато усиленный корпус превращает его в крепкого орешка. Внушительный боезапас делает этот корабль незаменимым для атак на повстанческие крейсера, но и в бою с истребителями противника бомбардировщик может за себя постоять.

Производитель: Флотские системы Сиенара

Скорость: 1250 км/ч

Гиперпривод: отсутствует

Вооружение: четыре лазерные пушки

СИД-перехватчик — куда более совершенная версия стандартного СИД-истребителя. Благодаря прокачанным двигателям и улучшенному дизайну солнечных панелей, перехватчики быстрее и манёвреннее большинства истребителей времён Галактической гражданской войны — из массовых моделей по скорости перехватчики уступали только повстанческим А-крылам, да и то не сильно.

Вторым серьёзным преимуществом перехватчиков стало наличие четырёх лазерных пушек вместо двух — это позволяло быстрее перегружать щиты противника и компенсировало отсутствие собственных щитов (имперские конструкторы по-прежнему не считали нужными снабжать собственных пилотов дополнительными средствами защиты). А ведь к полётам на перехватчиках допускались только лучшие имперские асы — если бы на них установили ещё щиты и генераторы гиперпривода, два главных повстанческих преимущества испарились бы как утренний туман.

СИД-перехватчик есть в Star Wars: Squadrons — он создан для охоты на повстанческие истребители. Это самый быстрый и манёвренный истребитель в игре. Он оснащён четырьмя мощными лазерными пушками против двух у стандартного СИДа. Единственный недостаток — меньшая прочность корпуса — легко компенсируется за счёт скорости. Перехватчик способен оторваться от ракеты или торпеды, а канонирам и стрелкам противника придётся попотеть, чтобы попасть в маленький юркий кораблик.

Производитель: Флотские системы Сиенара

Скорость: 1680 км/ч

Гиперпривод: Класс 2

Вооружение: шесть лазерных пушек, конкуссионные ракеты, протонные торпеды

Производитель: Флотские системы Сиенара

Скорость: 950 км/ч

Гиперпривод: отсутствует

Вооружение: две лазерные пушки

СИД-жнец создан для доставки бойцов с орбиты в самую гущу боя, поэтому он не оснащён гиперприводом и не отличается высокой скоростью, а его броня тоньше, чем у космических истребителей.

Производитель: Передовые оружейные исследования

Модель: DS-1

Диаметр: 160 км.

Экипаж: до одного миллиона

Гиперпривод: Класс 4

Вооружение: Суперлазер, 15 000 турболазеров, 2 500 ионных пушек, 2500 лазерных пушек, 768 генераторов лучей захвата

Боевая станция Императора строилась в полном секрете свыше двадцати лет. Большую половину этого срока команда исследователей под командованием директора Орсона Кренника никак не могла заставить работать суперлазер. А Гален Эрсо, гениальный учёный, который точно знал, как это сделать, долгое время успешно скрывался от Империи.

Наконец, Эрсо был пойман и склонён к сотрудничеству, а станция построена и введена в строй. Правда, представляя, что сможет сделать Империя с подобным оружием, Эрсо намеренно допустил в конструкции одну критическую уязвимость. Информация о ней, благодаря героическому подвигу его дочери Джин и её соратников, оказалась в руках у повстанцев.

Император и его окружение считали, что как только вести о появлении Звезды Смерти разлетятся по галактике, любые намёки на организованное сопротивление режиму исчезнут сами собой. А чтобы нагляднее донести до потенциальных смутьянов, что будет в том случае, если они продолжат действовать Империи на нервы, командующий станцией гранд-мофф Таркин приказал взорвать Алдераан.

Алдераан был мирной планетой и не представлял никакой военной угрозы, однако его жители славились вольнодумными, свободолюбивыми взглядами, а его правитель, Бейл Органа, подозревался в организации, помощи и финансировании Повстанческого Альянса.

Производитель: Передовые оружейные исследования

Диаметр: 200 км.

Гиперпривод: Не готов

Вооружение: суперлазер, 30 000 турболазеров, 7500 лазерных пушек, 5000 ионных пушек, 768 генераторов лучей захвата

Будучи полностью уверенным в неуязвимости своей новой игрушки (а также нисколько не сомневаясь в том, что повстанцы клюнут на наживку и тут же ухватятся за возможность уничтожить станцию с самим императором на борту), Палпатин сам подстроил так, чтобы информация о существовании новой боевой станции дошла до Альянса. Разумеется, не уточнив, что суперлазер станции полностью функционирует.

В принципе, Палпатин мог и не фильтровать информацию. Повстанцы сунулись бы на Эндор в любом случае, даже если бы знали, что их поджидает ловушка, а боевая станция полностью функционирует. Командование Альянса прекрасно понимало, что второго шанса не будет. Ну и попасть в такую махину в принципе гораздо проще, когда она недостроена и висит на месте, а не рыскает по всей галактике. Вряд ли мятежники могли надеяться на то, что имперские инженеры, памятуя о фиаско под Явином, во второй раз оставят открытыми форточку в выхлопном люке.

На перехватчике есть система жизнеобеспечения, но пилоты ситхов все равно предпочитали носить скафандры, на случай если придется катапультироваться из подбитого перехватчика.

После гибели Малакка и разрушения Звездной Кузницы, производство перехватчиков прекратилось. Но за время существования Кузницы из ее цехов вышли сотни тысяч этих машин, сумевших составить костяк истребителей во флоте Осколков недолговечного государства ситхов. Большое число перехватчиков использовалось позже Триумвиратом Ситхов и, вероятно, использовалось позже еще долгие годы, пока последний перехватчик не пришел в негодность из-за изношенности и отсутствия запчастей.

Этот, вполне успешный перехватчик, так и не удалось скопировать. Методы строительства Звездной Кузницы так и не были разгаданы


Крейсеры типа Kent подтвердили склонность англичан строить узкоспециализированные боевые единицы, не задумываясь над тем, а что же произойдёт, если корабль встретит не того противника, для боя с которым он строился. Однако свою главную задачу они выполнили, даже не вступая в бой

Kent и Drake – защитники торговли

По другой версии, крейсеры типа Drake предполагалось использовать в Атлантическом океане против более мощных кораблей ВМФ Франции, а Kent – в Тихом океане против хуже вооружённых русских крейсеров. В пользу этой версии говорит одновременное строительство обеих серий, а против неё – создание большего количества кораблей для борьбы с флотом России, располагавшим меньшим количеством боевых единиц. Что именно послужило первопричиной появления крейсеров типа Kent, видимо, не столь уж и важно. Гораздо более важным представляется тот факт, что именно эти часто критикуемые корабли зародили во Франции и России сомнения в победоносности крейсерской войны.

Тактико-технические характеристики

Крейсеры типа Kent создавались как компактные корабли с умеренным водоизмещением и вооружением (особо оговорённым требованием была возможность прохождения ими Суэцкого канала с полной угольной нагрузкой). Корабли имели довольно низкий трёхтрубный силуэт и, в целом, обладали хорошей мореходностью, но зауженные обводы в носу и корме в совокупности с тяжёлыми кормовой и носовой артиллерийскими башнями на высокой волне вызывали сильную килевую качку. Всего было построено десять единиц, что делает Kent самой массовой серией броненосных крейсеров в истории мирового кораблестроения.



Основным назначением кораблей была защита морских коммуникаций, отлов и уничтожение рейдеров противника, дальняя разведка для главных сил флота, а также, при необходимости, выполнение других боевых задач, самостоятельно или в составе группы.

Естественно, создать такой универсальный тяжелый крейсер в рамках 10 000 тонн водоизмещения было нереально, поэтому дальность плавания, мореходность и условия обитания (шикарные по сравнению с многими другими крейсерами) были улучшены за счет бронирования, скорости и частично вооружения.

Поэтому в Адмиралтействе пришли к выводу, что надо строить прилично вооруженный крейсер с большой автономностью и условиями для экипажа при длительных плаваниях.


В общем, проект переделали весьма кардинально, что потребовало времени и нервов, зато после его утверждения Адмиралтейство решило заказать сразу 17 кораблей. Однако вмешались гражданские, которые сильно сократили бюджет. И заказ был ограничен 8 кораблями в 1923 году, а в следующем вообще до 4 крейсеров. Потом был добавлен еще один корабль. Итого пять.

Австралия очень захотела получить в свое распоряжение такие корабли и заказала два крейсера. В итоге от 17 кораблей осталось 7. Прототип получил имя в честь графства Кент, всю серию поименовали точно так же.

Начали строить крейсера в 1924 году, в строй они вошли в первой половине 1928 года.


Бронирование

Башни главного калибра бронировались по кругу 25-мм броней. Такая же броня закрывала барбеты и крыши. Пол был тоньше – 19 мм.


Энергетическая установка

Восемь котлов Адмиралтейского типа снабжали паром четыре ТЗА, которые крутили четыре вала с винтами. Турбины, естественно, были от Парсонса. Мощность силовой установки 80 000 л.с.

Запас нефти в цистернах был для крейсеров просто огромным: 3200-3300 тонн. Он позволял кораблям иметь дальность плавания до 13 500 миль экономичным ходом 12 узлов. В боевом режиме при скорости 30 узлов дальность была около 3 200 миль.

Экипаж

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра состояла из восьми 203-мм орудий BL Mk VIII, размещенных в четырех двухорудийных башнях Mk I с гидравлическим приводом. Башни располагались попарно, линейно-возвышенно в носу и корме.


Орудия ГК были рассчитаны на 550 выстрелов 116-кг снарядами на дальность до 28 км. Боевая скорострельность 3-6 выстрелов в минуту. Башни вращались гидравлическими приводами, вертикальное наведение осуществлялось электромоторами.

Углы возвышения в 70 градусов позволяли вести заградительный огонь по воздушным целям. В теории.


Боезапас в 150 снарядов на ствол (в военное время, в мирное – 100) состоял из полубронебойных и фугасных снарядов.

Вся вспомогательная артиллерия крейсеров была сконцентрирована в одном месте: на платформе зенитной артиллерии, которая размещалась недалеко от миделя. Два орудия находились по обеим сторонам третьей дымовой трубы, а два – за ними в сторону кормы.

Боевые корабли. Крейсера. Жестянки, с которыми лучше не связываться

102-мм орудия QF Mk.V размещались на открытых станках Mk III. Орудие имело одиночное унитарное боепитание, подача боеприпасов осуществлялась вручную. Углы вертикальной наводки находились в пределах от -5° до +80°. Скорострельность — 14 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 728 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 15 000 м., потолок — 9 450 м. В состав боекомплекта входили полубронебойные, фугасные и шрапнельные снаряды из расчета 200 выстрелов на ствол.


Наведение осуществлялось вручную, станки орудий позволяли работать в диапазоне от от -5° до +80°, питание осуществлялось из лент на 14 снарядов. Боекомплект составлял 1000 выстрелов на ствол.

В качестве довеска и, возможно, для абордажных или досмотровых операций, в состав вооружения входили до 12 пулеметов Льюиса калибром 7,62-мм.

Минно-торпедное вооружение

Два четырехтрубных торпедных аппарата калибром 533-мм располагались под платформой с зенитными орудиями. Боекомплект состоял из 8 торпед, запасных не было, и перезарядка в море не планировалась.



Пуск торпеды с "Канберры"

Торпеда Mk V имела боевую часть из 227 кг взрывчатки и могла пройти 12 км на скорости 25 узлов или 4,5 км при скорости в 40 узлов.


Для подъема самолетов и установки на катапульту были установлены два крана по правому борту. Самолетом-разведчиком был назначен Fairey IIIF.


В таком виде корабли начали свою службу.


Остальные же корабли получили-таки бронепояс толщиной от 114 до 76 мм, шириной 1,8 м, защищающий котельные и машинные отделения. Вентиляторы котельных отделений были защищены броней 101 мм. Ради этого были демонтированы торпедные аппараты.

В 1941 году на крейсера начали устанавливать радары, к 1943 году оборудование было закончено, а крейсера лишились катапульт и самолетов.

Боевая служба






Эскадрилья "Корсаров" над крейсером "Кент"

Достойнейшая карьера на мой взгляд.


После вступления в строй был отправлен на Дальний Восток, где пробыл до начала войны, принимая участие в различных походах и операциях, в том числе дважды спасая экипажи судов, потерпевших крушение.

С началом войны крейсер прошел модернизацию, получив радар, и получил назначение в Средиземноморскую эскадру. Однако скоро корабль отозвали в метрополию и послали патрулировать датские проливы, откуда могли выходить на оперативный простор немецкие корабли.

Участвовал в высадке десанта на Фарерские острова в феврале 1940 года.


В той операции все пошло не так, в основном по вине авиации. Бомбовых ударов не было, подсветки не было, корректировщики отработали отвратительно, так что крейсер выпустил в район аэродрома и базы гидросамолетов 202 снаряда, что-то поджег на берегу и на том операция почти закончилась.


Взрыв вывел из строя машинное отделение, вызвал затопление, разрушил кормовой пост управления, помещение гирокомпаса. Кормовые башни также вышли из строя. Из-за затопления перестало работать румпельное отделение и корабль мог управляться только винтами. Скорость упала до 18 узлов.



До конца июня 1941 года крейсер выполнял задачи по патрулированию в Северной Атлантике и базировался в Исландии. Затем вернулся в Скапа-Флоу, где присоединился к эскадре.


Далее началась служба по проводке арктических конвоев в СССР и обратно. Крейсер принял участие в проводке конвоев PQ-1, PQ-18 и обратного QP-14.


Дальше был ремонт, после которого крейсер был направлен в Индийский океан, где также проводил конвои с августа 1943 по апрель 1944 года.

Крейсер принимал участие в операциях сводной группы кораблей по нанесению ударов в операциях у Кар-Никобара, где крейсер обстреливал позиции японцев.


Наносил удары по нефтепромыслам на Суматре. Прикрывал десанты у Рангуна в Бирме. Эскортировал авианосцы, наносившие удары по японским войскам на Филиппинах.

После окончания боевых действий крейсер занимался доставкой репатриантов из Австралии. По окончанию службы был отозван в метрополию и выведен в резерв. В 1948 году корабль разобрали на металл.


Начал службу с командировки на Дальний Восток и там встретил начало войны. Базировался на Цейлон.

Далее крейсер в составе отряда кораблей эскортировал конвои в Австралию.


Два дня спустя, когда японские самолеты начали бомбардировку порта, обоих крейсеров там уже не было: они оставили Коломбо и ушли на соединение с группой Соммервилла. После полудня 5 апреля к юго-западу от Цейлона, недалеко от Мальдивских островов английские крейсера были обнаружены японской авиацией и сначала ошибочно приняты за эсминцы. Вице-адмирал Нагумо направил в их сторону вторую волну самолетов, которые также должны были совершить новый налет на Коломбо.



Начало службы так же как и у других кораблей на Дальнем Востоке, в составе 5-й эскадры крейсеров в Китае. В 1938 году был отозван в метрополию и назначен во Вторую южноамериканскую эскадру.



В 1944 году, после ремонта, был переведен в состав Восточного флота. Участвовал в сражениях за Сабанг, Суматру, Яву.

После окончания военных действий использовался для перевозки войск из Индонезии в Британию, по окончании, в июне 1946 года, был переведен в резерв.

В 1949 году переоборудован в опытовое судно для артиллерийских систем, предназначавшихся для кораблей новых поколений.


Войдя в строй был отправлен в Китай, где нес службу с 1927 по 1936 год. В 1937-1938 годах прошел модернизацию в метрополии.

В апреле 1940 года участвовал в Норвежской кампании, без особенных достижений. Далее был переведен в Гибралтар и участвовал в операциях в Средиземном море. В бою при Спартивенто с итальянским флотом получил попадание 203-мм снарядом с итальянских тяжелых крейсеров в башню №4.

После ремонта был направлен в состав эскадры, охранявшей северные конвои. Сопроводил в СССР конвои JW-57, RA56 и JW-56B.


В конце октября 1944 года корабль доставил отряд армии свободной Норвегии из Великобритании в Мурманск для участия в десантной операции по освобождению Финнмарка.

В 1948 году был отправлен на слом.


С 1928 по 1935 год нес службу в качестве флагмана Австралийской эскадры. В 1935 году был переведен на Средиземное море, в состав британского средиземноморского флота. В 1938 году крейсер вернулся на родину.


С 18 ноября по 29 декабря 1940 года Australia ремонтировался в Ливерпуле, после чего в феврале 1941 года вместе с Canberra проводил безрезультатный поиск немецкого рейдера Admiral Scheer. который с 23 октября 1940 по 1 апреля 1941 года потопил в Атлантике и Индийском океане 17 судов.

В 1942 году, вернувшись в Австралию, крейсер принял участие в отражении японской агрессии в составе эскадры TF17 адмирала Флетчера в Коралловом море. До столкновения кораблей дело не дошло, эскадры обменялись ударами с помощью авиации.


Во время Филиппинской десантной операции в заливе Лейте в октябре 1944 года крейсер стал первым кораблем союзников, пострадавшим от камикадзе. Повреждения оказались не большими, но потребовали ремонта.


Итого крейсер получил шесть ударов камикадзе за несколько дней. Экипаж потерял убитыми и ранеными 168 человек.


После окончания войны крейсер служил в составе австралийского флота до 1954 года, после чего был выведен из состава и сдан на слом.


Крейсер прибыл в Австралию 16 февраля 1929 года и приступил к несению службы в этом же году. До начала войны корабль осуществлял рутинные походы, дежурил на Китайской станции Королевского флота Великобритании, участвовал в дипломатических миссиях.

Первый год войны прошел под флагом патрулирования прибрежных территорий и конвойной службы.




Из 819 членов экипажа погибли 74, было ранено 119 человек, 10 из которых умерли уже на кораблях союзников.


Может быть, британские корабли не были эффектными, не такими красивыми, как итальянские или французские, но это были весьма эффективные корабли. Способные выполнять задачи, свойственные классу крейсеров и выполнять их хорошо.

Читайте также: