Установить тахограф своими руками

Обновлено: 04.07.2024

Основное предназначение тахографа - учет времени труда и отдыха водителей, а также отслеживания их скорости движения.

На территории России используются следующие типы самописцев:

1 С блоком СКЗИ. Применяются при перевозке пассажиров и грузов на территории России.

2 Устройства ЕСТР. Применяются, если транспортное средство пересекает границы России. Такими устройствами можно пользоваться как на территории России, так и на территории стран ЕАЭС.

При использовании самописца с блоком СКЗИ применяются следующие основные требования:

1 Транспортное средство оснащается тахографом за счет его владельца.

2 Все работы по оснащению транспорта самописцем должны проводиться в специальных мастерских, имеющих разрешение на этот вид деятельности.

3 Монтаж устройства должен выполнять следующие задачи:

проведение активации и калибровки;

Калибровка ограничена по времени и должна проводиться периодически.

Последующая калибровка производится 1 раз в 3 года или при следующих условиях:

1 Нарушилась целостность пломб устройства;

2 произведен ремонт самописца или его усовершенствование;

3 заменен блок СКЗИ;

4 изменился коэффициент, свойственный транспортному средству;

5 изменился эффективный диаметр окружности покрышек (любое ведущее колесо).

Можно ли установить тахограф на автомобиль самостоятельно

Цены на установку в мастерских довольно высокие, в связи с чем многие хотят сэкономить и установить аппарат своими силами. Самостоятельно возможно зафиксировать устройство и соединить провода. Дальше работу должен сделать специалист мастерской.

Чтобы частично самому подключить тахограф, следует договориться с мастерской о том, что она доделает оставшуюся работу по установке (пломбировку и калибровку). Иначе все усилия по экономии окажутся напрасными.

Самостоятельная установка может привести к привлечению к административной ответственности.

Если все-таки вы решили устанавливать прибор самостоятельно, то будьте аккуратны с распиновкой тахографа, так как для каждого изготовителя она может быть разной. Необходимо еще внимательно ознакомиться со схемой подключения тахографа, чтобы потом не пришлось платить в два раза дороже за переподключение вашего устройства.

Как активировать и настроить тахограф

Активация тахографа – завершающий шаг для начала использования устройства по назначению. Этот процесс включает в себя не только запуск устройства, но и его калибровку. Активизировать тахограф можно только с помощью карты мастерской и АРМ активации. АРМ – специальная программа, в которую заносится необходимая информация о транспортном средстве и его владельце.

Тахограф активизируется в несколько этапов:

1 Сохраняются данные о серийном номере устройства. Это необходимо, чтобы получить сертификат ключа.

2 Создается запрос на получение квалифицированного сертификата. Полученные сведения передаются в центр ФСБ, который их удостоверяет.

3 На карту мастерской записывается сертификат, присвоенный тахографу. При помощи карты сертификат записывается в память тахографа.

4 Устройство калибруется и вносится информация о транспорте.

По окончании всех этапов информация передается производителю тахографа для ее отображения в официальных реестрах.

Активация позволяет отслеживать следующую информацию:

1 Скорость, с которой движется транспорт.

2 Расход топлива.

3 Пройденное расстояние.

4 Данные о количестве оборотов колес.

Кто имеет право устанавливать тахографы

Установлением прибора имеют право заниматься только организации, которые получили лицензию ФСБ и допуск Министерства транспорта РФ. Все мастерские, имеющие лицензии на осуществление этого вида деятельности занесены в специальный реестр. На сайте Росавтотранса можно найти информацию о наличии лицензии и допуска интересующей мастерской.

Если вас интересует установка тахографов в Москве и московской области, то можно сказать однозначно, что лучше обратиться в специализированную организацию, обладающую лицензией на осуществление подобной деятельности. Иначе могут возникнуть проблемы в законодательством.

Стоимость оснащения вашего автомобиля самописцем обычно включает:

Цену самого устройства;

работы по установке.

Также в расходы могут входить затраты за дополнительные операции: активацию системы криптозащиты информации, настройку, подключение прибора к датчику скорости и т.д.

О правилах работы с тахографом читайте в нашей статье.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

Где установить тахограф?

Как сделать держатель для тахографа?

Ход работы

Прибор комплектуется салазками для установки контрольного устройства. Самодельный держатель должен иметь такие размеры, чтобы салазки плотно входили в него (учитываем наличие внутри крепления головок винтиков, которые тоже съедают определенное пространство). У меня получилось 18,5 см х 5,5 см.

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

системник уже без крышки, так как мысль зафиксировать процесс работы на камеру смартфона пришла уже после того, как крышка была демонтирована и распилена болгаркой на отдельные детали: верх, низ, две боковые стенки и два уголка для крепления держателя на панели автомобиля. Все детали видны на фото.

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

2. Края заготовок загнул внутрь и плотно прижал при помощи пассатижей, а затем молотка. Это было сделано по одной простой причине: крышка системника имела загнутую под углом 90% сторону, которую было легче прижать к основной заготовке, чем срезать болгаркой. 3. Все детали скрутил между собой.

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

Как изготовить держатель для тахографа своими руками

Лишнюю кожу обрезал. Последний этап – установка панели с держателем в кабине и подключение тахографа. Прибор уже опробован в рейсе. Результат удовлетворил: не мешается и визуально не выделяется на фоне основной приборной панели.

Как установить тахограф?

Согласно действующим нормативам, установить тахограф нужно для того чтобы эксплуатировать грузовое или пассажирское ТС без риска получить штраф. Бортовые контрольные приборы ставятся на грузовики, автобусы, микроавтобусы или другую технику для контроля времени, проведенного водителем за рулем, а также для фиксации других параметров движения.

Ранее автомобили оснащались механическими устройствами (шайбовыми тахографами). Сегодня в РФ допускается эксплуатация только цифровых моделей, которые должны быть оснащены системой шифрования информации. Кроме того, конструкция прибора должна допускать идентификация водителя с помощью личной карты.

Функции тахографа

Установка тахографа рассматривается государством как мера, позволяющая снизить аварийность в коммерческом секторе перевозок. Значительная часть аварий происходит из-за переработки водителей автобусов и грузовиков — и именно бортовые тахографы призваны фиксировать время, проведенное в пути, а также другие параметры движения ТС.

Тахограф — это бортовое самопишущее устройство, которое размещается в кабине транспортного средства. При этом:

  • Датчики, подключённые к прибору, собирают информацию о движении транспортного средства — запуске двигателя, пробеге, скорости.
  • Встроенный хронограф точно фиксирует время, в течение которого автомобиль двигался.
  • Для идентификации водителя, а также для доступа к основным функциям прибора используется личная карта с электронным чипом. Это позволяет быстро установить, кто находился за рулем грузовика или автобуса в тот или иной момент времени.

Информация хранится в памяти прибора в зашифрованном, защищенном от удаления виде. За шифрование отвечает либо отдельный модуль, который встраивается в устройство (криптографический модуль НКМ), либо модифицированный датчик скорости, в зависимости от типа прибора (СКЗИ или ЕСТР).

Функции тахографа

Данные, которые бортовой самописец фиксирует при движении ТС по маршруту, могут проверять сотрудники ДПС ГИБДД или Ространснадзора. Для проверки используется карта контроллера, которая работает по принципу, аналогичному принципу работы карты водителя. Также сотрудник надзорных органов может попросить у водителя распечатку данных с помощью встроенного термопринтера.

Требования к оснащению автомобилей тахографами

Для большинства категорий грузовых автомобилей, автобусов или микроавтобусов, которые используются для перевозки пассажиров, установка цифровых устройств будет обязательной. При этом процедура установки, а также процесс эксплуатации контрольных устройств строго регламентированы действующими законами.

Кто может устанавливать тахографы?

По действующим нормативам установку контрольных устройств проводят только сертифицированные организации. Причин несколько:

  • Тахографы с блоком СКЗИ относятся к криптографическому оборудованию, конструкция которого защищена законами о государственной тайне. Для любых манипуляций с устройствами такого типа нужна лицензия ФСБ РФ.
  • Активация тахографов производится только с помощью специальной аппаратуры — автоматизированных рабочих мест. Такая техника не представлена в свободной продаже, а есть она только у компаний, оформивших лицензию.

Обратите внимание! Перед тем, как обратиться в сервисный центр для установки, ремонта, поверки или настройки цифрового тахографа нужно проверить наличие разрешительных документов. Операции, выполненные несертифицированными мастерскими, не имеют юридической силы — потому экономия станет причиной получения штрафных санкций.

Лицензия на установку тахографа

Какие тахографы разрешено устанавливать в РФ?

В Российской Федерации к применению разрешены приборы двух типов:

  • Для рейсов внутри страны — тахографы с блоком СКЗИ.
  • Для международных поездок — устройства ЕСТР.

Обратите внимание! Нельзя на одной машине устанавливать технику обоих типов, потому что вывоз оборудования с модулями СКЗИ за рубеж запрещен.

Большую часть устройств, которые сегодня эксплуатируются на дорогах Российской Федерации, составляют самописцы с модулями СКЗИ. Это такие модели как дующие модели: АТОЛ Drive 5/Drive Smart, ТЦА-02НК, Штрих Taxo Rus, Меркурий ТА-001, VDO DTCO, КАСБИ и некоторые другие. Ассортимент устройств международного стандарта — ЕСТР — несколько меньше: VDO DTCO, Stoneridge, EFKON.

Эксплуатационные расходы для автомобиля с тахографом

Помимо покупки и установки бортового контрольного прибора, владельцу ТС стоит запланировать также другие расходы. Так, в бюджет включают:

  • Изготовление или замену карту водителя, а также карту предприятия (если она не была изготовлена ранее). Стоимость — от 3800 рублей.
  • Замену криптографического модуля СКЗИ (плановая — раз в 3 года, внеплановая — при поломке) — от 21 тыс. рублей.
  • Калибровку устройства — от 3,5 тыс. рублей.
  • Выгрузку данных — от 400 до 600 рублей в зависимости от операции.

Большая часть расходов будет относится к графе обязательных трат, потому что самостоятельно менять модуль СКЗИ или калибровать прибор нельзя. Исключение составляет разве что выгрузка информации, но и ее обычно поручают специалистам для экономии времени и гарантированной сохранности всех данных.

Риски при оснащении ТС тахографом

Современный цифровой тахограф — это сложное устройство. При этом наличие криптографического модуля повышает сложность оборудования и усложняет монтаж. Последствия неправильного выбора комплектующих или неаккуратного подключения могут быть различными:

  • Некорректная фиксация параметров движения ТС.
  • Периодическое возникновение ошибок, которые отражаются в отчете и могут стать причиной претензий со стороны контрольных органов.
  • Сбои в работе — отключение устройства, некорректное чтение личной карты водителя.
  • Выход из строя самого самописца или криптографического модуля.

Все это приводит к потребности в более частых ремонтах, которые обязательно сопровождаются калибровкой аппаратуры.

Уменьшить вероятность поломок и свести к минимуму остальные риски поможет только покупка тахографа у проверенного продавца и установка в сертифицированной мастерской. Обязательное условие сотрудничества — документального зафиксированные договорные обязательства компании, которая будет проводить монтажные или сервисные работы.

Этапы монтажа тахографа

Выше мы отмечали, что тахограф монтируют на ТС только в сертифицированном сервисном центре. Перед началом работ мастер изучает документации к оборудованию и осматривает автомобиль. При этом оценивается объем подготовительных операций — при оснащении контрольной техникой машин старого образца может потребоваться замена датчика скорости либо спидометра современными моделями.

  • Если нужно, датчик скорости и спидометр меняют.
  • Прибор подключают к бортовой сети.
  • К разъемам тахографа присоединяют датчики, которые будут передавать информацию о периметрах движения транспортного средства.
  • Мастера устанавливают вспомогательные датчики, дополнительное оборудование.
  • До фиксации устройства в нише или на кронштейнах проводится контрольное включение для проверки работоспособности.
  • С помощью автоматизированного рабочего места (АРМ) и карты мастерской проводится активация блока СКЗИ. С помощью карты мастерской в память устройства переносят уникальный цифровой ключ, без которого оборудование не будет работать.

Активация с последующей настройкой и калибровкой — завершающие этапы установочных работ. Настроенный прибор пломбируют, отдельно фиксируя пломбами места присоединения всех датчиков. Это делается для защиты от попыток вмешательства в конструкцию системы.

Самостоятельная установка

В целях экономии некоторые владельцы транспортных средств пытаются устанавливать тахографы своими силами. Часть работ по установке действительно можно выполнить самостоятельно, но экономия при этом будет не настолько большой:

  • Во-первых, такие операции как активация и пломбирование невозможно провести без участи сотрудников сертифицированной мастерской.
  • Во-вторых, самостоятельное подключение оборудования может стать поводом для отзыва гарантии производителя.

Кроме того, сертифицированные сервисные центры очень неохотно активируют устройства, которые устанавливали сторонние специалисты. Это связано с дополнительной ответственностью за установленное третьими лицами оборудование.

Сроки установки тахографов на различные транспортные средства

При принятии законов об обязательном оснащении ТС бортовыми самописцами для разных категорий транспортных средств были установлены различные сроки. Все нормативы изначально касались категорий М1/М2 и N1/N2 — то есть грузовиков и автобусов.

Так, переоснащение должно было проводиться по графику:

  • Для грузовиков, которые перевозят опасные грузы — до 1 апреля 2014.
  • Для автобусов (кроме городских/пригородных) — до 1 июня того же года.
  • Для грузовиков более 12 тонн и более 3,5 тонн — до 1 сентября 2014, а также до 1 апреля 2015 соответственно.
  • Для техники, на которой стояли приборы устаревшего образца — до 1 июня 2016.
  • Для техники, на которой стояли цифровые тахографы без модулей НКМ — до 1 января 2018.
  • Для пригородных и городских автобусов — до 1 июня 2018 и до 1 июля 2021 соответственно.

Анализ сроков показывает — сегодня на всех указанных категориях ТС должны стоять цифровые контрольные устройства с модулем СКЗИ либо аппаратура стандарта ЕСТР. Окончание всех прописанных в законах сроков стало поводом для усиления контроля соблюдения нормативов.

Штрафы, которые могут получить водители или предприниматели

За отсутствие тахографа на ТС, его неисправность, несоответствие типа и нарушение правил эксплуатации проверяющие из ДПС или Ространснадзора имеют право накладывать штрафы по ст. 11.23 КоАП:

  • На физическое лицо (водителя ТС) до 5000 рублей.
  • На ответственного за оснащение техники контрольным устройством сотрудника — до 10 000.
  • На ИП — до 25 тысяч.
  • На юридическое лицо — до 50 тысяч.

Чтобы избежать штрафных санкций, нужно вовремя позаботиться о переоснащении техники, а также о выпуске индивидуальных карт тахографа для водителей.

Список исключений: кому тахограф не нужен?

Сроки и штрафы, указанные выше, не касаются определённых категорий ТС. В нормативной базе прописан ряд исключений — и если в вашем ведении находится такая техника, то ее переоборудовать не надо. Это в первую очередь:

  1. Машины ВС РФ и Росгвардии.
  2. Автомобили ФСБ РФ и МВД РФ.
  3. Медицинская техника (не только автомобили скорой помощи, но и передвижные лаборатории).
  4. Автомобили пожарной охраны и МЧС.
  5. Строительная техника.
  6. Дорожная техника.
  7. Самоходные транспортные средства и трактора.
  8. Автомобили, с момента выпуска которых прошло не менее 50 лет.
  9. Учебные автомобили.

Кроме того, требования об установке бортовых контрольных устройств не распространяется на ТС, которые эксплуатируются вне дорог общего пользования.

Во всех остальных случаях ставить тахографы на транспортные средства нужно. И делать это стоит в специализированном сервисном центре, у которого есть все лицензии на работу с криптографическими устройствами.

Установка и подключение тахографа

Тахограф – это электронное контрольное устройство, которое устанавливается на автомобиль. На разных узлах транспортного средства расположены специальные датчики. Они передают на прибор определенный сигнал, который считывает время работы машины и регулирует время пребывания водителя за рулем. Основная задача тахографа – нормирование труда водителя и сокращение аварийных ситуаций на дорогах. Ведь страшных происшествий на транспорте хватает с избытком. В Европе, а конкретнее в Германии, больше установленных 4-5 часов водитель просто не проедет. Он вынужден будет остановиться и отдохнуть. Или, например, уступить место напарнику.

Законодательством многих стран постсоветского пространства предусмотрена обязательная установка тахографов для профессиональных перевозчиков. Исключение составляют технологические машины (мусоровозы, ассенизаторы, бетоновозы, эвакуаторы, манипуляторы). Игнорирование постановления о его использовании регулируется системой штрафов. В чем заключается сама проблема установки прибора? Во-первых, это цена вопроса. То есть, тахограф цифровой стоит порядка от 550 до 850 долларов. Цена напрямую зависит от конкретной модели. Но в эту стоимость не входит карта памяти и услуга по установке и подключению устройства. Если грузовой автомобиль был приобретен для личных транспортных целей, транспортная логистика была взята на себя, то установка прибора становится не обязательной. Для качественного подключения данного устройства потребуется обратиться в специальный сервисный центр. Установка цифровых тахографов требует специального оборудования. Обращаясь в такую организацию, обязательно поинтересуйтесь о внесении фирмы в реестр о регистрации. Ведь система должна работать без сбоев.

Основные этапы установки и подключения тахографа.

Подключение тахографа – дело, которое требует определенных знаний и навыков. При установке устройства необходимо иметь прямой доступ к датчику скорости по его замене либо опломбированию. Поэтому обязательным условием для проведения подобных работ является наличие технической ямы либо автоподъемника для грузовых машин.

Весь процесс подготовки к установке прибора состоит из следующего набора действий:

  • произведение осмотра автомобиля с целью выявления перечня необходимых работ;
  • определение места монтажа нового тахографа;
  • проверка наличия установки датчика скорости (здесь подойдет только импульсный или электронный). Осмотр соединительного кабеля на предмет целостности.

Работа тахографа осуществляется только при взаимодействии с цифровым спидометром. Если такого нет, потребуется произвести замену. К тахографу подключается датчик движения и антенна для приема сигнала в глобальных навигационных спутниковых системах. Это ГЛОНАСС и GPS. Антенна должна располагаться на горизонтальной поверхности кабины транспортного средства и захватывать минимум половины сферы неба. Металлические перегородки не должны перекрывать сигнал. Также важно работать с качественными и сертифицированными материалами.

Схема подключения расположена на верхней крышке прибора. Ее нужно придерживаться четко и внимательно. Питание устройства должно быть постоянным. Каждый контакт идет строго на указанный участок. Блок СКЗИ в тахографе – это специально разработанная энергетически автономная память, которая хранит всю входящую информацию в закодированном виде. Конфиденциальность, целостность и доступность данных, которые хранятся в этом приборе, не могут быть скорректированы или удалены. Активизация тахографа с блоком СКЗИ производится в специализированной мастерской с соответствующей лицензией.

Этот процесс состоит из 5 этапов:

  • создание запроса на сертификат (все поля должны быть внимательно заполнены);
  • загрузка данных в тахограф;
  • отправка запроса на получение сертификата (прибор записал данные о компании в СКЗИ и считал свой серийный номер);
  • ожидание выдачи сертификата (для сервера потребуется время от 10 минут до суток);
  • загрузка полученного сертификата (для этого дополнительно производится калибровка).

Для настройки GPRS-модема через тахограф указываются данные:

  • возможность использования модема;
  • настройки GPRS соединения;
  • сервер для передачи телематических данных;
  • параметры движения;
  • состояние тахографа и подключенных датчиков;
  • интервалы и протокол отправки телематических данных;
  • сервер для передачи тахографических данных о режиме труда и отдыха.

Важным нюансом работы данной системы будет использование и установка в указанный слот действующей SIM-карты любого оператора. Установка тахографа на грузовой автомобиль требует специальных знаний и приобретенных с опытом умений.

Нюансы при работе с картой водителя и механизм ее получения.

Для надлежащего использования карты водителя потребуется ознакомиться с некоторыми правилами. Данный атрибут вставляется в тахограф чипом вверх до щелчка. Далее вводится индивидуальный пин-код карты. Количество попыток неправильного ввода ограничено. Иначе устройство будет заблокировано.

Также стоит обратить внимание на этап получения карты водителя. Если она будет отсутствовать, то большая вероятность получить штраф со стороны инспекторов патрульной службы. Практика показывает, что карта выдается водителю при приеме на работу и сроком до 3-х лет. Время подготовки данного атрибута занимает от 2-х недель до 45 дней. То есть, это достаточно очень долго! Данную операцию необходимо проделывать заранее, чтобы не возникли трудности и неприятности в работе.

Специализирующиеся на этом деле организации берутся за изготовление трех видов карт:

  • с блоком криптозащиты;
  • без блока СКЗИ;
  • ЕСТР (соответствует требованиям Европейского соглашения для перевозках по дальнему зарубежью).

Тахограф – устройство на все случаи жизни.

Следует помнить, что при установке тахографа водитель лишает себя дополнительных проблем с эксплуатацией транспорта. Таким образом, он обезопасит пройденное расстояние. Ведь регистрация времени труда шофера и его отдыха – неотъемлемая составляющая безопасности дорожного движения. Данная система фиксации предусмотрена на законодательном уровне и является, при необходимости, отличным доказательством в судебных разбирательствах. Ведь прибор четко фиксирует пройденное расстояние и скорость перемещения автомобиля. Каждому водителю надлежащего транспорта следует помнить, что установка тахографов на грузовые автомобили – закон! Иногда простыми средствами не стоит пренебрегать. Они способны оказать серьезную услугу в непредвиденной ситуации.

Читайте также: