Установка на маз 543

Обновлено: 04.07.2024

Очень кратко основные характеристики этого тяжелого вездехода-тягача:

  • Дизельный двигатель – объем почти 39 литров, мощность 520 лошадок;
  • Коробка передач – гидромеханика (типа АКПП), три передачи вперед одна назад;
  • Четыре ведущих моста (8Х8);
  • Вес груженого тягача 43 тонны 500 кг;
  • Максималка 60 км/ч;
  • Двухместная кабина.

Официальное название столовки на 543-ем МАЗе - агрегат 15Т117. Она входила в дивизион передвижных ракетных комплексов в составе МОБД – машин обеспечения боевого дежурства.

В этом агрегате уникально все.

Для начала - выдержка из книги по тех эксплуатации данного агрегата:

Агрегат — 15Т117 на шасси МАЗ-543М рассчитан для одновременного питания 16 человек. Конструкция агрегата 15Т117 обеспечивает его эксплуатацию в любое время года и суток, при любых метеорологических условиях в интервале температур окружающего воздуха от -40 до +50 °С при скорости наземного ветра до 25 м/с.

Это был практически ресторан на колесах. Причем не просто забегаловка какая, а полноценный комплекс для безопасного хранения, приготовления и употребления еды и воды.

Такой себе уголок гурмана для встречи апокалипсиса.

— советский (с 1992 года белорусский) полноприводный четырёхосный (8×8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года.

). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.

Появление нового советского военного автомобиля МАЗ-543

После того, как на Минском автомобильном заводе было освоено производство МАЗов 537 серии, из Ярославля в Минск была направлена группа инженеров, задачей которых стала разработка нового военного автомобиля, используя для этого базу и наработки, которые использовались при создании МАЗ-537.

Автомобиль МАЗ-543 начали разрабатывать уже в конце 1950-х годов. Для этого специальное конструкторское бюро №1, под руководством Шапошникова использовало все свои накопленные с 1954 года знания. С помощью инженеров из Ярославля уже к 1960-му году был готов проект шасси МАЗ-543. Советское правительство весьма оперативно отреагировало на эту новость и 17 декабря 1960 года издало постановление, которое обязало развернуть производство шасси МАЗ-543 в кратчайшие сроки.

Через 2 года первые 6 образцов шасси МАЗ-543 были готовы. Два из них сразу отправили в Волгоград, где на на шасси МАЗ-543 были установлены опытные пусковые ракетные установки и баллистические ракеты Р-17, с жидкостным реактивным двигателем.

Первые готовые ракетоносцы были отправлены на полигон в Капустном Яру в 1964 году, где и были проведены первые конструкторские испытания. В процессе проведения испытаний шасси МАЗ-543 показало себя с хорошей стороны, так как СКБ-1 имело опыт по разработке подобных машин с 1954 года.

История автомобиля

Руководство Татарстана назвала его бриллиантом. Создавали модель с той целью, что бы она смогла заменить прошлую вариацию семейства 5460. Поэтому новая машина смогла стать реальной технологической находкой в области отечественных грузовых машин.

Победила южнокорейская производственная компания DMEC, какая является дочерней . Последняя смогла разработать силовой агрегат и мост, а специалисты из Российской Федерации смогли спроектировать новенькую кабину. Проектировка потребовала порядка 40 000 000 $.

Руководство Камского автомобильного завода планирует занимать порядка 1⁄4 части автомобильного рынка России среди магистральных тягачей. А пока их часть составляет немногим больше 5 процентов. Обновление позволило избавиться от многих ошибок. Если специалисты находили неисправность, ее сразу же исправляли.

Неожиданное решение по выбору компоновки кабины МАЗ-543


Подобное разделение кабины ещё ни разу не применялось на подобной технике, но такой способ оказался единственным правильным решением. В дальнейшем, большинство предшественников МАЗ-543 имели кабины такого типа. Ещё одним оригинальным решением явилось использование нового материала для создания кабин МАЗ-543. Они были сделаны не из металла, а из полиэфирной смолы, которая была армирована стеклотканью.

Хотя сразу же нашлось множество скептиков, утверждавших, что недопустимо использовать для кабины материал, напоминающий пластик, проведённые испытания кабины доказали обратное. Во время проведения испытаний под ударной нагрузкой развалился испытательный стенд, а сама кабина уцелела.

Специально для кабины были разработаны навесные бронепластины. Так как МАЗ-543 должен был в обязательном порядке вписываться в железнодорожный формат, кабины получили по 2 места каждая, причём места располагались не в ряд, а друг за другом.

Технические характеристики МАЗ-543


При проектировании МАЗ-543 было применено немало оригинальных конструкторских решений:

  • Оригинальная рама состояла из 2-х гнутых лонжеронов повышенной упругости. Для её производства использовались технологии сварки и клёпки;
  • Для того, чтобы обеспечить необходимую плавность хода, была выбрана независимая подвеска рычажно-торсионного типа;
  • Весьма оригинальной была и трансмиссия. Четырёхступенчатая гидромеханическая КПП позволяла переключать передачи без разрыва мощности;
  • Проходимость машине обеспечивали 8 ведущих колёс, каждое из которых имело систему автоматической подкачки. За счёт регулировки давления в шинах, можно было добиться высоких показателей проходимости даже на самых сложных участках бездорожья;
  • Танковый двигатель Д-12А-525 обеспечивал автомобиль необходимым запасом мощности. Объём этого 12-цилиндрового 525 сильного движка составлял 38 880 литров;
  • Автомобиль имел 2 топливных бака ёмкостью по 250 литров каждый. Имелся также дополнительный бак из алюминия на 180 литров. Расход топлива мог составлять от 80 до 120 литров на 100 км;
  • Грузоподъёмность шасси составила 19,1 тонн, причем собственный вес автомобиля был около 20 тонн, в зависимости от модификации.

Габариты шасси МАЗ-543 были продиктованы размерами ракеты и пусковой установки, поэтому они были заранее обозначены в техническом задании:

  • Длина МАЗ-543 была 11 265 мм;
  • Высота – 2 900 мм;
  • Ширина – 3 050 мм.

Устройство

Кузов модели МАЗ-5336 состоит из металлической платформы с открывающимися задним и боковыми бортами. Пол кузова выполнен из дерева.

На МАЗ-5336 устанавливаются бездисковые колеса. Передняя подвеска автомобиля монтируется на продольных полуэллиптических рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости и амортизаторами.

Рабочая тормозная система имеет барабанные механизмы и двухконтурный пневмопривод.

Платформа МАЗ-5336 в базовом варианте не имеет тента. Он устанавливается дополнительно. Также на шасси может монтироваться и другое оборудование.

Тягач комплектуется увеличенной кабиной, которая может откидываться посредством гидропривода. Данная возможность отличает МАЗ-5336 от более старых модификаций МАЗ. Опционально предусмотрена установка двух спальных мест, что позволяет использовать автомобиль для межрегиональных перевозок. Водителей особенно порадует главное сиденье. Оно является подрессоренным и настраивается по высоте, длине и наклону спинки и подушки. Руль также оборудован средствами регулировки.


Кабина


Весовые характеристики грузовика:

  • собственная масса – 8050 кг;
  • общая масса – 16500 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 6500 кг;
  • нагрузка на заднюю ось – 10000 кг;
  • грузоподъемность – 7700 кг;
  • общая масса в составе автопоезда – 36000 кг.

Платформа модели имеет следующие габариты: длина 6080 мм, ширина – 2380 мм, высота – 2540 мм.

До 60 км/час тягач разгоняется за 50 сек, тормозной путь модели на скорости 60 км/час составляет 36,7 м. Максимальная скорость машины равняется 100 км/час.

Базовая модель МАЗ-543


Самым первым представителем семейства автомобилей МАЗ-543 было базовое шасси, обладающее грузоподъёмностью в 19,1 тонн, которое так и называлось-МАЗ-543. Первые шасси под этим индексом были собраны в количестве 6 экземпляров в 1962 году. Всего за всю историю производства было выпущено 1 631 экземпляров.

Некоторое количество шасси МАЗ-543 были отправлены в армию ГДР. Там их оснастили тентованными цельнометаллическими кузовами, которые можно было использовать как для перевозки грузов, так и для транспортировки личного состава. Дополнительно МАЗы оснастили мощными прицепными устройствами, что превратило их в мощные балластные тягачи. Те автомобили, которые не использовались в качестве тягачей, были переоборудованы в мобильные мастерские или ремонтно-эвакуационные машины.

Ещё на базе МАЗ-543 монтировались следующие комплексы и системы:

Встречалось и другое специфическое оборудование, смонтированное на базе МАЗ-543.

Модификации

Наряду с базовой моделью, в семейство тягачей МАЗ-537 входит еще несколько вариантов этой машины.

Одной из самых распространенных модификаций стал МАЗ-537Г, с самого начала предназначавшийся для перевозки танков и другой тяжелой техники с собственным весом до 68 тонн. Этот вариант тягача подвергся вынужденной модернизации на заводе КЗКТ, поскольку, как оказалось, установленная на машину лебёдка не отвечала требованиям технического задания.



БМП – слишком лёгкий груз для МАЗ-537Г

Со временем недостатки тягача МАЗ-537Г были устранены. Эту машину стали применять для перевозки бронетехники, а затем и для транспортировки ракет.

Специализированный тягач МАЗ-537Д отличался от всех других вариантов наличием генератора переменного тока ПС-94-4М. Это позволяло машине обеспечивать электрическим питанием различные устройства, установленные на буксируемых транспортных средствах, поддерживая их работоспособность во время поездки. Мощность генератора составляет 75 киловатт, ток переменный, трёхфазный. Привод обеспечивается через коробку отбора мощности. В комплекте оборудования имеется выпрямитель, при помощи которого можно осуществлять зарядку аккумуляторов.

Поздние варианты МАЗ-537Е снабжались гидравлическим толкающим брусом и применялись в составе автопоезда 15Т284. Это многозвенное транспортное средство перевозило контейнер с МБР РТ-23.



Автопоезд 15Т284, частью которого был МАЗ-537

Крановое шасси МАЗ-537К представляло собой мобильную часть автокрана 9Т35. Это устройство применялось для перемещения контейнеров с ракетами или самих ракет со специальных транспортных машин непосредственно на пусковую установку. Кран устанавливался в задней части тягача, на платформе, способной поворачиваться на 360 градусов. Работа этого устройства обеспечивалась гидравлической системой. Испытания МАЗ-537К выявили множество недостатков и недоработок, поэтому от крупносерийного выпуска этой модификации решили отказаться.

Особенности МАЗ-543А


Специально для размещения нового ракетного комплекса база новой модели была немного увеличена. Хотя на первый взгляд никаких отличий не видно, на самом деле конструкторы немного увеличили передний свес авто, передвинув кабины вперёд. Благодаря увеличению переднего свеса на 93 мм, получилось удлинить полезную часть рамы до 7 метров.

Модификация МАЗ-543А выпускалась до середины 2000-х годов. Всего за эти годы было выпущено около 2 600 шасси. В дальнейшем на шасси МАЗ-543А устанавливалось следующее оборудование:

  • Автокраны различной грузоподъёмности;
  • Командные пункты;
  • Комплексы связи;
  • Электростанции;
  • Различные мастерские.

Кроме вышеперечисленного, на базе МАЗ-543А устанавливалось и другое специфическое военное оборудование.

Различные опытные образцы и мелкосерийные машины, выпущенные на базе МАЗ-543


Так как в начале 70-х годов появились модернизированные пусковые установки, отличающиеся увеличенными габаритами, стал вопрос о разработке новых модификаций шасси МАЗ-543. Первой опытной разработкой стал МАЗ-543Б, собранный в количестве 2-х экземпляров. Они послужили шасси для установки модернизированной пусковой установки 9П117М.

Так как новые пусковые установки требовали более длинного шасси, вскоре появилась модификация МАЗ-543В, на основе которой в будущем был спроецирован МАЗ-543М. Модификация МАЗ-543М отличалась наличием всего одной кабины, которая была значительно сдвинута вперёд. Подобное шасси позволило размещать на своей базе более габаритные установки или оборудование.

Для различных транспортных операций как в армии, так и в народном хозяйстве, была разработана мелкосерийная модификация МАЗ-543П. Данная машина была двойного назначения. Её использовали как для буксировки прицепов и артиллерийских орудий, так и в качестве учебных машин.

Существовали также практически неизвестные модификации, которые были выпущены в единичных экземплярах в качестве опытных моделей. К ним относится модификация МАЗ-543Д, имеющая многотопливный дизельный двигатель, который мог работать как на дизельном топливе, так и на бензине. К сожалению, из-за сложности производства, данный двигатель так и не вошёл в серийное производство.





Проект по созданию нового мощного тягача

В начале 50-х годов 20 века в СССР возникла необходимость в новых мощных транспортных средствах для военных. Ракетные комплексы, тяжелые бронированные машины на гусеничном ходу, фортификационные экскаваторы и другая техника нуждались в транспортировке как на ближние, так и на дальние расстояния. Особенно тяжело давалась передислокация войсковых соединений, которая проводилась регулярно. До полугода уходило на переезды по железной дороге и малогабаритным автомобильным транспортом.

Проектирование универсального тягача началось осенью 1954 года, а к лету 1956-го были готовы опытные образцы. Четырехосное длинномерное полноприводное шасси стало базой для нескольких модификаций военного седельного буксировщика. Характеристики машины были рассчитаны на дальние переезды со скоростью 40 — 50 км/час. Мощности тягача хватало на транспортировку платформы с баллистической межконтинентальной ракетой. Однако автопоезд мог следовать только по дороге с твердым покрытием и исключительно на ровной местности. Преодолеть даже небольшой подъем не получалось, поскольку прицеп не обладал инерцией.

Особенности МАЗ-543М

В 1976 году появилась новая, самая популярная модификация МАЗ-543. Прототип модели, которая была названа МАЗ-543М, проходил испытания в течение 2-х лет. Данный автомобиль был принят на вооружение сразу же после своего дебюта. Данная модификация стала самой удачной в семействе МАЗ-543. Её рама была самой длинной в классе, а грузоподъёмность автомобиля была повышена до 22,2 тонн. Самое интересное в этой модели было то, что все узлы и агрегаты были абсолютно идентичны узлам других моделей семейства МАЗ-543.

Самые мощные советские пусковые системы, зенитные пусковые системы и различные артиллерийские комплексы устанавливались именно на шасси МАЗ-543М. Также на это шасси устанавливались различные специальные надстройки. За всё время выпуска модификации МАЗ-543М было выпущено более 4 500 единиц автомобилей.

Большой интерес представляет перечень специфических средств обеспечения, установленных на шасси МАЗ-543М:

  • Передвижные общежития, предназначенные для проживания 24 человек. В данных комплексах имеются системы вентиляции, микроклимата, водоснабжения, связи, микроклимата и отопления;
  • Передвижные столовые для боевых расчётов.

Данные автомобили использовались в отдалённых районах СССР, где не было населённых пунктов и мест для проживания.

После распада Советского Союза серийное производство автомобилей МАЗ-543 всех трёх модификаций было практически прекращено. Их производили строго на заказ небольшими партиями вплоть до середины 2000-х годов.

В 1986 году лицензия на сборку МАЗ-543 была продана китайской компании Wanshan, которая выпускает их до сих пор.


В настоящее время автомобили семейства МАЗ-543 постепенно заменяются новыми автомобилями МЗКТ-7930, хотя этот процесс идёт очень медленно. Сотни МАЗ-543 продолжают нести боевое дежурство в армиях России и СНГ.

МАЗ-543 — мощная боевая машина, созданная Минским автомобильным заводом по заказу Министерства обороны СССР на основе 537-й модели. Первое опытное колесное шасси было выпущено в 1958 году. В 1962 году вышла серия, включающая 6 единиц, и сразу же была перевезена в Волгоград для установки орудий и систем вооружения.

Военный автомобиль

Технические характеристики

Колесная 543-я модель представляет собой длиннорамное 4-осное шасси со всеми ведущими колесами. Колесная формула — 8х8.

Крупногабаритная техника

Технические характеристики военного МАЗа-543:

  1. Грузоподъемность — 20 т.
  2. Максимальная масса прицепа — 25 т.
  3. Вес машины — 23 т.
  4. Снаряженный вес — 43,3 т.
  5. Габариты — 11657х2975х2950 мм.
  6. Колея — 2375 мм.
  7. Клиренс — 400 мм.
  8. Поворотный радиус — 13500 мм
  9. Скорость передвижения — 60 км/ч.
  10. Тормозной путь — 21 м.
  11. Гидромеханика:
    • гидравлический трансформатор — 4-колесный, 1-ступенчатый;
    • коробка передач (КП) — 3-ступенчатая планетарного типа с ручным управлением.
  12. Раздаточная коробка — механическая, 2-ступенчатая с межосевым дифференциалом.
  13. Колесная передача — планетарная.
  14. Передаточные числа КП:
    • I — 3,2;
    • II — 1,8;
    • III — 1,0;
    • задний ход — 1,6.
  15. Размеры шин — 1500х600-635 мм.
  16. Внутренние габариты платформы — 7222х2848х707 мм.
  17. Высота погрузки — 1850 мм.
  1. Марка — Д12А-525А
  2. Тип — 4-тактный быстроходный дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива.
  3. Мощность мотора — 525 л. с.
  4. Количество цилиндров — 12.
  5. Расположение цилиндров — V-образное под углом 60°.
  6. Скорость вращения коленвала — 2000 об/мин.
  7. Максимальный крутящий момент — 2206 Н*м.

Первое армейское шасси

Емкостные и заправочные данные:

  1. Объем бака для топлива — 260 л.
  2. Количество емкостей — 2 шт.
  3. Дополнительный топливный резервуар — 180 л.
  4. Объем цилиндра — 38,8 л.
  5. Система смазки двигателя — 90 л.
  6. Система охлаждения мотора с подогревателем — 84 л.
  7. Система охлаждения трансмиссии — 18,5 л.
  8. Бак рулевого управления — 32 л.

Первые МАЗ-543 Ураган расходовали топлива около 100 л на 100 км. Расход топлива современного грузового проходимца составляет 125 л на 100 км.

Модификации

Существует несколько модификаций 543-й модели:

Грузовик с цельнометаллическим кузовом

Инструкция по эксплуатации

Учитывая оригинальность конструкции и особенности эксплуатации шасси, производитель рекомендует для обеспечения надежной и безопасной работы тщательно изучить инструкцию по эксплуатации и безукоризненно выполнять все ее требования. К управлению транспортного средства допускаются водители, изучившие и сдавшие экзамены по знанию технической базы, мер безопасности и вождению данного вида техники.

Тягач

Экипаж состоит из 2 человек. После получения новой машины ее необходимо обкатать. После первой 1 тыс. км пробега выполняют крепежные работы, соответствующие техническому обслуживанию (ТО-1), а также проверяют крепления центральных редукторов к раме. Через каждые 2 тыс. км пробега проводят первые 2 смены масла в баке.

Перед запуском мотора прокачивают смазочную систему электромаслозакачивающим насосом на давлении не менее 2,5 кгс/см². Насос в работающем состоянии запрещается держать более 1 минуты, также нельзя удерживать стартер во включенном положении более 5 секунд. Повторное его включение разрешается через 25-30 секунд.

Если температура воздуха ниже 5°С, коленчатый вал не проворачивают, двигатель не запускают без предварительного подогрева. После включения подогревателя через 1-2 минуты на ощупь проверяют равномерность нагрева котла. По завершении работы агрегата повторный пуск возможен через 30 минут. После мойки при температуре окружающей среды ниже 5°С его запускают на 3-5 минут для удаления воды из нагнетателя.

После продолжительной стоянки транспорта при -15°С, когда смазочная жидкость густеет, отключают гидромеханическую трансмиссию с повышающей передачей.

При движении переключение передач в планетарной КП осуществляют последовательно с высшей на низшую. При езде по хорошей дороге на второй и третьей передачах блокируют гидротрансформатор. Задний ход включают после полной остановки техники. При движении по дорогам с твердым покрытием или по сухим грунтовым дорогам в раздаточной коробке включается прямая передача, при перемещении в сложных условиях — понижающая.

Вынужденная остановка машины на подъемах или спусках с уклоном более 7° требует использования не только ручного тормоза, но и механического привода правого главного тормозного цилиндра, при чем стоянка на приводе не должна превышать 4 часа, иначе устанавливают горные упоры: на подъеме — под оба колеса заднего моста, на спуске — переднего моста.

Все модели военных МАЗов не предназначены для гражданских перевозок и хозяйственных нужд. Они изготавливаются мелкими сериями только по госзаказам для нужд армии. На вторичном рынке машины не продаются, в аренду не сдаются. Поэтому цену и стоимость аренды невозможно узнать.


Самоизоляция — интересное время. Она позволяет сделать то, до чего руки не доходили годами, если не десятилетиями. Наконец, мне удалось систематизировать архив видеозаписей со старой кассетной камеры. Записи эти, конечно, автомобильной тематики, из моего семейного архива.

Предыстория такова: в 94 году отец (на видео — водитель "урагана") с друзьями купили 4 Маз-543 для последующей перепродажи, 3 двухкабинных с кунгами и один однокабинный с кунгом и грузовой платформой. Машины были куплены под Ленинградом и своим ходом (!) перегнаны в Москву, где стояли на пустыре на месте дома ул. Живописная 3к1, которого тогда еще не существовало. По какой-то причине их пришлось оттуда убрать, и "ураганы" были перемещены куда-то в Подмосковье. На видео запечатлена продажа последней из 4-х машин, которая стояла с зимы "под охраной" местной бабульки .

Что известно об их дальнейшей судьбе? Машины оказались какие-то несчастливые.
К сожалению, нового владельца машины с видео убили через год или два после покупки маза (лихие 90-е). Установить, куда и откуда был перегнан ураган сейчас тоже невозможно. На видео встречается только один указатель населенного пункта — Ивановское.
Другая машина, с одной кабиной, была продана в г. Звенигород и стояла в 94-95 году на ул. Почтовая у дома №16. Владельца убили, из-за чего на зиму из системы охлаждения никто не слил воду, из-за чего лопнул блок цилиндров. Когда отец об этом узнал, то решил убрать машину из города. Ураган завелся и своим ходом дошел через Ершово-Фуньково до окружной дороги, где повернул в сторону Новорижского шоссе. Тогда окружная была не та, что сейчас. Неосвещенная, двухполосная, по бокам лес. Как рассказывал отец, он почувствовал, что движок вот-вот заклинит, и тогда 20-тонная машина останется обездвиженной на дороге, а значит ночью в нее кто-то обязательно врежется в темноте. Как нельзя кстати в этот момент справа от дороги был пологий спуск в овраг, куда отец и свернул, после чего мотор словил клина. Это был 95-й год. Так маз и остался в этом овраге. Мы навестили машину в 96-м. Она была еще целая, только в кунге устроили пожар. А в 97-м от нее осталась только рама на колесах и разобранный блок цилиндров.
Про судьбу еще двух машин мне, увы, ничего не известно, кроме того, что они также были проданы новым владельцам.

Удивительное было время, удивительные события. Можно было ехать на негабаритной машине без фар и номеров и ее не останавливало ГАИ. Видео пронизано духом того времени. Еще лет 15 назад это не ощущалось, машины на улицах были, в основном, те же, а сейчас всё изменилось. Тем интереснее смотреть, поэтому из видео я не стал ничего вырезать.
Первая сцена — моя мама идет с баллоном сжатого воздуха. Их заправили на лодочной станции парка "Серебряный бор" — только там оказался компрессор, способный "набить" 150 атмосфер для системы комбинированного запуска танкового двигателя, который стоит на Урагане.
Вторая сцена — гаражный кооператив, въезд с ул. Живописная. Он существует до сих пор.Там собирали инструменты и принадлежности для запуска и перегона.
Ну а далее сам процесс. Видео раньше никогда не публиковалось. Всем приятного просмотра!

Как же мне жаль, что тогда мне было всего 8 лет и я не мог активно участвовать в происходящем. Сейчас такое уже не повторить…

Читайте также: