Устройство стартера зил 130

Обновлено: 07.07.2024


Решил сделать ревизию стартера, так как стал плохо крутить и горячий двигатель особенно. разобрал стартер, открыл редуктор и втягивающее реле пятоки явно подгорели и подлежали замене. в редукторе на удивление было сухо смазка отсутствовала полностью.заменил пятоки промыл и смазл редуктор и подшипники .собрал на место паставил на машину всё работает. стартер в обслуживании очень удобен легко разбирается и собирается.

Конструкция

Стартер Зил 130

Планетарный редуктор усиливает вращение стартера, что благоприятно сказывается на проворачивании коленвала. Вообще, данный вариант механизма имеет сравнительно больший КПД, меньше требует вольт при запуске на холодный мотор, имеет удобные габариты. Если падает напряжение АКБ, пускатель сберегает все рабочие возможности.

Подключение стартера осуществляется по простой схеме. Выводов здесь четыре:

  • два верхних контактных болта соединяют устройство с тяговым реле и втягивающей обмоткой;
  • самая верхняя клемма на боковой части агрегата — отвечает за добавочное сопротивление;
  • длинный болт на боковой части — подача плюса от АКБ.

Характерные неисправности

Обычно стартер модели 130 выделяется следующими неполадками:

  • ослабевает крепление стартера к кузову;
  • забиваются грязью зубья шестерни или на них появляются заусеницы — признаком этой неисправности становится сильный скрежет;
  • окисляются контакты или зависают щётки — стартер медленно вращает коленчатый вал;
  • происходит внутренний пробой обмоток — пусковое устройство никак не реагирует на зажигание.

Обслуживание

Рекомендуется проводить обслуживание стартера каждое второе ТО. Вот какие операции надо осуществлять в этот период:

  • продувать демонтированный стартер мощной струёй воздуха, чтобы очистить от скопившейся пыли и грязи — либо надо чистить в разобранном состоянии;
  • осматривать коллектор, рабочая поверхность которого не должна иметь прогаров или дефектов;
  • проверять щётки — должны свободно передвигаться;
  • диагностировать контакты реле;
  • проверять перемещение привода по валу ротора.

Проверка стендом

Чтобы грамотно протестировать стартер, его надо вначале подключить к стенду без нагрузки. Время проверки не должно превышать одной минуты. Если величина тока не будет соответствовать нормам, пусковое устройство придётся разбирать.

Устройство стартера Зил

1 – стартер в сборе; 2 – щиток стартера; 3 – реле включения стартера; 4 – выключатель зажигания; 5 – шпилька стяжная; 6 – крышка со стороны коллектора; 7 – шайба; 8 – пружина щетки; 9 – траверса в сборе; 10 – щеткодержатель; 11, 12 – катушка полюсов в сборе; 13 – коллектор; 14 – якорь; 15 – подшипник; 16 – шайба; 17 – чашка; 18, 19 – пружины; 20 – направляющая втулка с шестерней; 21 – втулка отводки; 22 – диск контактный; 23 – винт полюса; 24 – корпус стартера в сборе; 25 – реле стартера в сборе; 26 – защитный кожух; 27 – прокладка; 28 – рычаг в сборе; 29 – крышка со стороны привода; 30 – вкладыш; 31 – фильц; 32 – заглушка; 33 – контактные болты; 34 – прокладка изоляционная; 35 – контакт гибкий.

Другой способ — испытание в режиме холостого хода. Стартер крепится на стенде, затем подключается к АКБ. Включается электродвигатель максимум на 1 минуту. В процессе теста нужно определить частоту вращения ротора и величину потребляемого напряжения — тахометр в помощь. Значения, полученные в ходе проверки, обязаны соответствовать нормам. В противном случае это укажет на задевание и перекосы вала, а также на аметрию между ротором и полюсами. А вот чрезмерно высокий ток — свидетельство КЗ. Также причиной малой амплитуды вращения стартера Зил-130 может стать слабое соединение клемм в электроцепи или недостаточный прижим щёток.

Следующий этап — диагностика вторичного реле. Оно должно активироваться в границах 7-8 В и отключаться на отметках 3-4 В. Наконец, электродвигатель подвергают тесту под нагрузкой при целиком застопорённом роторе. При этом определяется ампераж и количество оборотов, развиваемых стартером.

Разборка и дефектовка

Стартер Зил-130 разбирается в следующей последовательности:

  • отворачивается крепление реле;
  • снимается кожух;
  • отделяется реле, прикреплённое к стартеру ярмом;
  • вынимаются щётки из держателя;
  • отворачиваются стяжные шпильки;
  • демонтируется крышка;
  • снимается корпус электродвигателя;
  • отворачивается рычажная ось с рычагом;
  • вынимается ротор вкупе с приводом;
  • снимается якорь с вала;
  • отсоединяется диск с контактами.

После этого нужно переходить к непосредственной проверке деталей. Все основные компоненты обязаны быть подвергнуты тщательному осмотру.

Тестирование электрической составляющей осуществляется на ППЯ-5. Это трансформатор с индикатором и шкалой. Установлен он в коробке, напряжение получает от сети переменного тока. Ротор стартера надо положить сначала на призмы прибора, затем только его включить. Иначе это приведёт к сгоранию обмоток трансформатора. Ниже приводится порядок проведения теста.

  • В первую очередь надо проверять на наличие пробоев: один конец контактного щупа приложить к оси ротора, другим — поочерёдно пройтись по всем ламелям коллектора. Если имеется замыкание на массу, индикатор прибора загорится. Можно также определить точное место замыкания, используя разницу отклонений стрелки на шкале ППЯ в момент прикладывания щупа к поверхностям ламелей.
  • Затем проверяется наличие межвиткового замыкания. Это делается с помощью омметра. Но также возможно определить по увеличению температуры прибора. Обмотку ставят на накладку, затем помещают в трансформатор, включают прибор. Если в течение 5 минут обмотка не нагреется, КЗ нет.

Сборка стартера проводится в обратной последовательности. Для большего удобства установки вального стопора, рекомендуется использовать специальную оправку.

Регулировка

Схема подключения стартера

В первую очередь, настройка подразумевает проверку зазоров:

  • между осью ротора и корпусом стартера — допускается не более 1 мм, регулируется специальными шайбочками;
  • между шестернёй и стопором при оттянутом до упора роторе реле — не более 4 мм.

Чтобы грамотно определить зазор, надо соединить плюсовую клемму АКБ с концами обмоток втягивающего реле, а минусовой провод аккумулятора — с поверхностью стартера. Бендикс должен быть выдвинут. Что касается непосредственно регулировки:

  • снимается перемычка между главной клеммой пускателя и втягивающим реле;
  • отворачиваются крепления, снимается задняя крышка в соединении с ротором и поправочным шурупом;
  • если зазор большой, винт надо ввернуть, и наоборот, если уменьшен — отвернуть;
  • собрать всё на место.

Выбор среди аналогов

Оригинальное устройство стоит порядка 10 тыс. рублей. Маркируется деталь артикулом СТ230К4-3708000. Встречаются и подделки, поэтому надо внимательно осматривать корпус стартера на наличие посторонних надписей, повреждений, несоответствий.

За гораздо меньшую сумму денег можно приобрести аналоги. Они не сильно отличаются по техническим характеристикам. Например, Pekar 230K43708000 можно купить за 7 тыс. рублей. Но выбор заменителей не так широк, как хотелось бы. Зил-130 модель устаревшая, этим данный факт и объясняется. Есть также вариант приобретения работоспособного б/у изделия.

Стартер CT130A3 устанавливается на автомобиле ЗИЛ-133Г2 и представляет собой четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока сме­шанного возбуждения с электромагнитным тяговым реле и приводом, имеющим муфту свободного хода.

Стартер СТ130А3 ЗИЛ-133

Рис. 14.7. Стартер СТ130А3:

1 - неподвижный контакт тягового реле; 2 - подвижный контакт тягового реле; 3 - катушка тягового реле; 4 - якорь тягового реле; 5 - регулировочный винт; 6 - защитный кожух рычага; 7 - рычаг; 8 - винт регулировки хода шестерни; 9 - крышка стартера со стороны привода; 10 - фильц; 11 - фигурная шайба; 12 - замковое кольцо; 13 - упорное кольцо; 14 - шестерня привода; 15 - муфта свободного хода; 16 - промежуточная опора; 17 - вал якоря; 18 - корпус; 19 - якорь; 20 - коллектор; 21 - крышка со стороны коллектора; 22 - щетка; 23 - обмотка возбуждения; 24 - гака М6; 25 - шпилька стяжная; 26 - винт крепления щеточного канатика; 27 - пружина щеткодержателя; 28 - щеткодержатель.

Якорь 19 (рис. 14.7) стартера состоит из пакета пластин, набранного из листо­вой электротехнической стали и установ­ленного на валу 17, обмотки и коллектора 20. Вал вращается в трех бронзографито­вых втулках, установленных в крышках 9 и 21 корпуса 18 и в промежуточной опоре 16. На крышке 21 установлены 4 щетко­держателя^ с щетками 22 и пружинам 27.

В корпусе стартера установлены 4 по­люса с обмотками 23 возбуждения. На крышке со стороны привода установлено электромагнитное тяговое реле с выключа­телем. Тяговое реле служит для ввода и удержания шестерни 14 привода в зацепле­нии с зубчатым венцом маховика двигате­ля, включения электрической цепи старте­ра и закорачивания секции добавочного ре­зистора. Катушка 3 тягового реле состоит из двух обмоток: втягивающей и удержи­вающей.

При повороте ключа выключателя зажигания по часовой стрелке в по­ложение пуска двигателя включается электрическая цепь дополнительного реле РС502, через контакты которого питание поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле. Якорь 4 тяго­вого реле под воздействием электро­магнитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью рычага 7 вводит в зацепление шестерню, а в конце хода замыкает контакты 1 и 2 электрической цепи стартера, одно­временно закорачивая втягивающую обмотку реле и секцию добавочного резистора катушки зажигания.

После пуска двигателя необходимо немедленно отпустить ключ выключа­теля зажигания. При этом размыка­ется цепь вспомогательного реле и тя­говое реле выключается под действием возвратной пружины.

Техническая характеристика стар­теров, устанавливаемых на автомо­били семейства ЗИЛ-133:

СТ130АЗ СТ142Б
Номинальное напряжение, В 12 24
Номинальная мощность, л.с. 2,4* 10,5**
Пусковая мощность, л.с. 1,4* 6,5**
Параметры режима холостого хода при номинальном напряжении:
потребляемый ток, А, не более 90 130
частота вращения якоря, об/мин, не менее 3400 -
Параметры режима полного торможения при номинальном напряжении на клеммах:
тормозной момент, кгс м 2,25* 5**
напряжение на выводах, В, не более 8* 8**
потребляемый ток, А, не более 700* 800**
Нагрузка щеточных пружин на щетки, кгс 1,0-1,4 1,5-2,0

* С батареей 6СТ-90ЭМС.

** С двумя батареями 6 СТ-190ТР.

Устройство и работа стартера СТ142Б

Применяется для пуска дизельных дви­гателей автомобилей ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ (рис. 14.8, а). Стартер изготавливается в герметичном исполнении, поэтому возмож­ность попадания внутрь грязи, влаги и любых других посторонних тел или ве­ществ практически исключена.

Герметизация стартера достигнута при помощи резиновых уплотнительных колец 2, 4, 11, 13 и 16 круглого сечения. Вывод­ные болты стартера тягового реле уплот­нены резиновыми шайбами. Крышка со стороны коллектора выполнена без смотро­вых окон. Для предупреждения попадания в стартер посторонних частиц со стороны двигателя якорь тягового реле уплотнен резиновым сильфоном, а вал в промежуточном подшипнике - резиновой армированной манжетой.

Стартер СТ142Б представляет собой четырехполюсный четырехщеточный элек­тродвигатель постоянного тока последо­вательного возбуждения с электромагнит­ным тяговым реле и приводом с храповой муфтой свободного хода. Принцип дейст­вия стартера такой же, как н стартера CT130A3.

Существенной отличительной чертой стартера СТ142Б является привод с хра­повой муфтой свободного хода (рис. 14.8, б). Все детали привода сидят на направляю­щей втулке 26 с прямыми шлицами по вну­треннему диаметру и винтовыми шлица­ми по наружному диаметру. На винтовых шлицах втулки 26 сидит ведущая половина 31 храповой муфты. Ведомая половина 36 муфты выполнена за одно с приводной ше­стерней. Для обеспечения вращения в ве­домую половину' 36 запрессованы две самосмазывающиеся втулки из специального графитированного томпака.

Прилегающие друг к другу торцы поло­вин 31 и 36 муфты свободного хода снаб­жены храповыми зубцами, допускающими проворачивание ведомой половины 36 от­носительно веду'щей половины 31 в направ­лении вращения якоря стартера и препят­ствующими проворачиванию в противо­положном направлении. Спиральная пру­жина 30, находящаяся внутри корпуса 28, прижимает ведущую половину 31 муфты к ведомой половине 36 и обеспечивает хра­повое зацепление. Ведомая половина 36 удерживается в корпусе 28 пружинным зам­ковым кольцом 33.

Корпус 28 выполнен заодно с втулкой отводки. Проволочное замковое кольцо 25, находящееся в канавке направляющей втулки 26, предохраняет корпус 28 от пере­мещения вдоль втулки 26. В корпусе 28 под пружиной 30 находится стальная шай­ба 29 и буферная резиновая шайба 27, амортизирующая удар при включении стартера.

Привод стартера имеет устройство для автоматической блокировки храповой муф­ты в расцепленном состоянии в промежут­ке времени между пуском двигателя и вы­ключением стартера, когда происходит пробуксовка. Внутри ведомой половины 36 муфты находятся три сухаря 35 в виде сегментов, изготовленных из пластмассы. Сухари расположены равномерно по ок­ружности ведомой половины 36. Сухари имеют радиальные отверстия, в которые входят направляющие штифты 34, запрес­сованные в ведомую половину 36. Цилин­дрическая наружная поверхность сухарей 36 имеет большую коническую фаску. В ве­дущую половину 31 муфты запрессова­на стальная втулка 32 с внутренней кони­ческой поверхностью, Втулка 32 прилега­ет своей конической поверхностью к фас­кам сухарей 35 и прижимает последние к направляющей втулке 26.

Привод работает следующим образом. В момент включения тяговое реле посред­ством рычага перемещает привод вдоль шлицев вала и вводит шестерню в зацепле­ние с венцом маховика. Когда приводная шестерня входит в зацепление, замыкают­ся контакты тягового реле и включается стартер.

Стартер СТ142Б ЗИЛ-133

Рис. 14.8. Стартер СТ142Б:

1 - крышка реле; 2, 4, 11, 13, 16 - резиновые кольца; 3 - обмотка реле; 5 - сердечник реле; 6 - рычаг; 7 - эксцентриковая ось; 8 - привод; 9 - крышка со стороны привода; 10 - упорная шайба; 12 - держатель промежуточного подшипника; 14 - якорь; 15 - корпус; 17 - коллектор; 18 - крышка со стороны коллектора; 19 - фильц; 20 - щетка; 21 - траверза; 22 - обмотка возбуждения; 23 - перемычка; 24 - контактный болт; 25 - замковое кольцо; 26 - втулка направляющая; 27 - буферная шайба; 28 - корпус; 29 - шайба; 30 - пружина; 31 - ведущая половина храповой муфты; 32 - втулка; 33 - замковое кольцо; 34 - штифт; 35 - сухарь; 36 - ведомая половина храповой муфты.

Крутящий момент стартера передается на шестерню привода через шлицевое со­единение вала с направляющей втулкой 26, далее через винтовые шлицы на ведущую половину 31 муфты и через храповое за­цепление на ведомую половину 36 муфты и шестерню привода. При передаче вращения через винтовые шлицы возникает осе­вое усилие, прижимающее полумуфты 31 и 36 друг к другу. После того как частота вращения шестерни, а следовательно, и ве­домой полумуфты 36 превысят частоту вра­щения ведущей полумуфты 31 (в случае, если пуск двигателя закончился, но стар­тер еще не выключен), последний выйдет из контакта с ведомым, сжав при этом пру­жину 30. Вместе с ведущей полумуфтой 31 отодвигается втулка 32 с внутренним ко­нусом, освобождая сухари 35, которые под действием центробежных сил переместятся по направляющим штифтам в радиальном направлении и заблокируют храповую муф­ту в расцепленном состоянии, предохра­няя ее от износа. После выключения стар­тера ведущая полумуфта 31 под действием пружины 30 вновь прижимается к ведомой полумуфте 36 и втулка 32 возвращает су­хари в исходное положение.

Если шестерня привода не входит в за­цепление из-за того, что зубья уперлись в торцы зубьев венца маховика, привод работает следующим образом. В момент упора продольное перемещение шестерни привода по валу стартера прекращается. Вместе с шестерней останавливается и ве­дущая половина 31 муфты, а корпус 28 привода вместе с направляющей втулкой 25 продолжает перемещаться вдоль шли­цев вала, сжимая пружину 30. При про­дольном перемещении направляющей втул­ки 26 винтовые шлицы, на которых сидит ведущая половина 31, заставляют послед­нюю поворачиваться, зубья шестерни при­вода сходят с торцов зубцов венца махови­ка и шестерня входит в зацепление.

Разборная конструкция привода с хра­повой муфтой допускает замену деталей и обеспечивает ремонтоспособность.

Шестерня привода стартера СТ142Б не может выйти из зацепления с венцом маховика при единичных вспышках в отдельных цилиндрах двигателя, когда процесс пуска не закончился. Пока стар­тер не выключен, его шестерня остается в зацеплении.

Техническое обслуживание стартера

Для обеспечения надежной и безот­казной работы стартера необходимо содержать его в чистоте и выполнять основные правила технического об­служивания.

При каждом втором ТО-2 необхо­димо проверить: затяжку болтов креп­ления стартера к двигателю, и если требуется, подтянуть их; надежность присоединений и чистоту наконечни­ков проводов к выводам стартеров л аккумуляторной батареи, так как стартер потребляет большой ток, вследствие чего даже незначительные переходные сопротивления в цепи стартера приводят к большому паде­нию напряжения и снижению мощно­сти стартера.

Через каждые 50 ООО км npooeia дополнительно выполнить следующие операции:

снять стартер с двигателя Снять крышку со стороны коллектора и про­верить состояние щеточно-коллектор­ного узла. Рабочая поверхность кол­лектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания. В случае загрязнения или значитель­ного подгорания рабочую поверх­ность надо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или следы подгорания не удается устра­нить, то зачистить коллектор стеклян­ной шкуркой зернистостью 80 или 100. Если и после этого следы подго­рания не будут устранены, то стар­тер разобрать и проточить коллектор на станке. Чистота обработки должна быть не ниже Ra 1,25 мкм. Мини­мальный диаметр коллектора для СТ130A3-38 мм, дл я СТ142 Б 53 мм. Щетки должны свободно и без заеда­ний перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа. Щетки, изношенные до высоты 6—7 мм для CT130A3 и 13 мм для СТ142 Б, следу­ет заменить;

проверить затяжку винтов крепле­ния наконечников щеточных кантиков к щеткодержателям и при необ­ходимости подтянуть их;

продуть щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым воздухом. Установить крыш­ку со стороны коллектора на место; для стартера CT130A3 снять крышку-реле и проверить состояние контакт­ной группы реле стартера. В случае значительного подгорания контактен их следует зачистить мелкозернистой шкуркой. При износе контактных бол­тов их следует повернуть на 180'';

при необходимости проверить и от­регулировать стартер. Для этого подсоединить батарею к выводным зажимам обмоток реле стартера и массе. При втянутом якоре реле и отсутствии перемещения шестерни в сторону коллектора зазор между шестерней и упорным кольцом должен быть в пределах 1,5—3,5 мм; зазор регулируется винтом 5 (см. рис. 14.7). Винт 8 служит для установки шестерни в исходное положение. При этом расстояние от торца шестерни до привалочной плоскости стартера должно быть равным 33,5—35 мм. При затрудненном перемещении привода вал якоря очистить от грязи ветошью, смоченной в бензине, и слегка смазать маслом, применяемым для двигателя;

Стартер не работает (при его включении свет фар не ослабевает)

Проверить цепь и устранить неисправность

Проверить цепь реле и устранить неисправность

Сдать стартер в ремонт

Протереть коллектор ветошью, смоченной в бензине, или зачистить его стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях. Проверить состояние щеточных пружин и в случае неисправности заменить их.

Сдать стартер в ремонт

Стартер не прокручивает коленчатый вал двигателя или прокручивает его с недостаточной для запуска частотой вращения

Зарядить, сдать в ремонт или заменить батарею

Очистить и затянуть наконечники проводов на клеммах

Зачистить контакты реле стартера

Вал якоря вращения с большой частотой, а коленчатый вал двигателя неподвижен

Заменить венец маховика

При включении стартера слишком часто повторяющиеся щелчки тягового реле стартера.

Заменить реле стартера

Стартер после запуска двигателя не отключается

Разобрать стартер и устранить причину заедания

Заменить или отремонтировать неисправное реле

у стартера СТ142Б снять крышку реле. Проверить состояние контактной группы. Подгоревшие контакты зачистить мелкозернистой шкуркой. При значительном износе диск повернуть, а контактные болты заменить;

проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря. При затрудненном перемещении привода доступную часть вала очистить от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ- 201, -202, -203. Если после этого за­едание не устраняется, необходимо разобрать стартер и устранить причи­ну заедания.

Через каждые 100 000 км пробега автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ до­полнительно необходимо проделать следующие операции: разобрать стартер; заменить смазку (ЦИАТИМ- 201, -202,-203) на шлицевой части вала и в приводе;

вынуть заглушки и добавить тур­бинное масло Т22 (допускается приме­нение масла для двигателя) в масля­ные резервуары крышек со стороны коллектора, привода и промежуточ­ного подшипника;

установить заглушки на место;

очистить привод от грязи и добавить смазку. Для этого вдвинуть шестер­ню в привод, залить в корпус привода масло, применяемое для двигателя, и сделать 5—10 движений шестерни вдоль оси привода, после чего масло вылить. Указанную операцию повто­рить 2—3 раза;

в случае износа вкладышей со сто­роны шестерни привода до радиуса 19,4 мм, а в крышке со стороны коллектора до радиуса 16,3 мм их необходимо заменить. Внутренний диаметр расточенных новых вкладышей равен соответствен­но 19 +0, 045 и 1б +0, 035 мм.

Возможные неисправности старте­ра и способы их устранения приведе­ны в табл. 14.5.

Разборка и сборка стартера СИЗО АЗ

С торца крышки 21 отвернуть 2 гайки М6 и отвернуть и снять 2 шпильки 25 (см. рис. 14.7); снять крышку 21.

Отвернуть винты 26 и, приподняв пружины 27, вынуть щетки 22 из щеткодержателя; снять траверзу.

Отвернуть 4 винта и снять защит­ный кожух 6. Расшплинтовать и вы­нуть штифт, соединяющий якорь реле с рычагом привода. Снять корпус тягового реле в сборе.

Отвернуть гайку оси рычага приво­да и вынуть ось из крышки. Вынуть якорь стартера вместе с приводом из крышки 9, при этом снять с шейки вала якоря регулировочные шайбы (при их наличии) и фигурную шайбу 11 с буртиком. Легким ударом по тор­цу цилиндрической упорной шайбы 13 сдвинуть ее в сторону привода и снять с помощью отвертки пружинное зам­ковое кольцо 12 с вала якоря. Снять привод с вала якоря. Снять промежу­точную опору.

Сборка стартера — в обратном по­рядке. Перед сборкой необходимо смазать маслом, применяемым для двигателя, шейки вала якоря, винто­вые шлицы, по которым перемещают­ся привод и фильцы.

При сборке необходимо обеспечить, чтобы центрирующие канавки на кор­пусе и промежуточной опоре находи­лись против отверстия в крышке со стороны привода. Это достигается пу­тем установки фиксирующего штифта радиуса 02,8 -0,12 , который после сборки удаляется.

Разборка и сборка стартера СТ142Б

Отвернуть гайки и снять перемычку 23 (см. рис. 14.8). Отвернуть 4 гайки крепления траверзы на крышке 18. Отогнуть замковые шайбы, отвернуть 4 болта и снять крышку 18.

Отвернуть винты, крепящие выводы обмотки и щетки к траверзе и снять щетки и траверзу.

Отвернуть 2 винта с фланца и вы­нуть ось 7 рычага. Отвернуть 4 винта и снять крышку со стороны привода реле вместе с якорем реле. Отогнуть замковые шайбы, отвернуть 5 болтов и снять крышку со стороны привода.

Вынуть из крышки привод 8 и ры­чаг 6. Снять держатель промежуточ­ного подшипника и вынуть из корпу­са якорь стартера.

Сборка стартера — в обратном по­рядке.

Контрольная проверка стартера

Исправность стартера, правиль­ность его сборки и регулировки опре­деляются проверкой стартера на хо­лостом ходу и в режиме полного торможения.

Схема проверки стартера ЗИЛ-133

Рис. 14.9. Схема проверки стартера:

Для проверки стартера на холостом ходу необходимы: низковольтный аг­регат или заряженные аккумулятор­ные батареи, вольтметр со шкалой 0—30 В, амперметр с шунтом до 1000 А (для CT130A3) или 3000 А (для СТ142Б) и тахометр с шкалой до 10 000 об/мин.

Схема включения стартера для проверки показана на рис. 14.9. Для проверки целесообразно использовать стенд мод. 532М. Силу тока и частоту вращения якоря при испытании на холостом ходу измеряют через 30 с после включения стартера. Большой потребляемый ток и пониженная час­тота вращения могут быть вызваны пе­рекосами в результате неправильной сборки стартера, замыканием обмот­ки на массу или замыканием между витками. Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на за­жимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях про­водов или ослаблении пружин щеток.

Проведение проверки стартера при полном торможении длится короткое время. Если величина тормозного мо­мента и сила потребляемого стартером тока ниже нормальной, то это указы­вает (при нормальном напряжении на зажимах стартера) на плохие контакты внутри стартера или слабое натяже­ние пружин щеток. При пониженном напряжении на зажимах стартера это указывает на плохой контакт в про­водах или на неисправность батареи.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА СТАРТЕРА СТ130 АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

На двигателе ЗИЛ-130 применяют стартер СТ130, а на двигателе ЗИЛ-131—СТ2, герметизированный.


Рис. 28. Стартер СИЗО: а — регулировка хода рычага; б — регулировка хода якоря и шестерни привода; в — регулировка вспомогательного реле стартера

Стартеры имеют электромагнитное силовое реле 2 (рис.28), при помощи которого шестерня стартера вводится в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя.

Включение стартера осуществляется включателем зажигания, при этом подключается вспомогательное реле и включает цепь стартер — аккумуляторная батарея.
При повторном ТО-2, в зависимости от состояния агрегата, проверяют и регулируют стартер, снимая его с автомобиля.
Перед регулировкой проверяют исправность стартера и электрическую цепь стартер — аккумуляторная батарея.
Состояние цепи стартер—аккумуляторная батарея имеет важное значение для пуска двигателя. Ослабление крепления клемм этой цепи, их загрязнение или окисление приводят к увеличению сопротивления и падению напряжения, подводимого к стартеру, что уменьшает мощность стартера.

Рабочая поверхность коллектора стартера должна быть гладкой, без каких-либо следов подгорания. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях. Давление пружин на щетки коллектора должно быть в пределах 800 — 1300 Г для стартера СТ130 и 1200—1500 Г — для стартера СТ2. Усилие упругости пружин проверяют динамометром.
При загрязнении или подгорании коллектор следует протереть чистой тряпкой, смоченной бензином, и при необходимости зачистить коллектор стеклянной шкуркой зернистостью С-80 или С-100. Щетки необходимо заменять, если они имеют износ более 7 мм (высота новой щетки 14 мм).
В связи с тем, что у стартера СТ2 нет легкосъемной защитной ленты коллектора, а имеется герметизированный защитный колпак, посаженный на корпус с двумя уплотнительными резиновыми кольцами, его следует спрессовывать при осмотре коллектора и щеток. Колпак спрессовывают сжатым воздухом, подводимым со стороны привода через штуцер специальной муфты, герметично посаженной на корпус крышки 12 привода стартера.
Шестерня привода стартера должна свободно перемещаться вдоль вала якоря стартера. Убедившись в исправности узлов, приступают к проверке и регулировке величины хода шестерни привода стартера и величины хода якоря силового реле в следующем порядке.
Величина хода шестерни 10 (рис. 28, а) ограничивается упорным кольцом 11 с определенным зазором между шестерней и кольцом. Для замера зазора надо, составив электрическую цепь, подсоединить от аккумуляторной батареи плюсовый провод к клемме 1 силового реле, а минусовый провод — к массе стартера, при этом якорь 3 реле втянется внутрь реле и при помощи рычага 7 выдвинет шестерню 10 привода. В этот момент замеряют зазор, причем люфт шестерни должен быть выбран легким отжатием шестерни в сторону коллектора. Зазор,

замеренный измерительной линейкой, должен быть 1,5—3,5 мм. Если зазор не соответствует указанной величине, необходимо отрегулировать силовое реле. При этом одновременно проверяют замыкание подвижного дискового контакта силового реле с неподвижными контактами выводных клемм. В конце хода шестерни привода контакты должны замкнуться и включить стартер.

Реле регулируют винтом 4 (см. рис. 28, б), ввернутым в якорь 3 (см. рис. 28, а) и соединенным серьгой 5 с рычагом 7 привода. Для регулировки следует расшплинтовать и вынуть палец 6 и отъединить серьгу 5, затем, взявшись рукой за серьгу, вращать регулировочный винт 4 (рис. 28, б). При увеличенном зазоре между шестерней и упорным кольцом следует завернуть винт, а при уменьшенном зазоре—вывернуть регулировочный винт якоря реле, доведя зазор до указанного размера, зная, что один обооот регулировочного винта соответствует передвижению шестерни привода вдоль оси якоря стартера на
1,7 мм.
При регулировке величины хода якоря реле и шестерни привода стартера СТ2 надо снимать силовое реле со стартера, так как у него нет снаружи доступа к регулировочному винту, ввернутому в якорь реле.
После регулировки стартера СТ130 необходимо соединить серьгу якоря с рычагом привода и зашплинтовать палец.
Закончив регулировку величин хода якоря реле и шестерни привода, устанавливают упорный винт 14 так, чтобы рычаг 7, надетый на ось 15, находясь в нейтральном положении, соприкасался с винтом 14. Для этого надо ключом 9 ослабить контргайку 13 и отверткой 8 вращать винт, как показано на рис. 28, а, после чего винт закрепить контргайкой.
У стартера СТ2 упорного винта нет: рычаг привода упирается в прилив корпуса крышки привода стартера.
После регулировки, установив стартер на автомобиль, проверяют его включение и работу.
При техническом обслуживании стартера следует также проверять вспомогательное (блокировочное) реле, установленное на передней стенке кабины под капотом. Вспомогательное реле РС24-Б служит для включения электрической цепи стартера и предохранения контактов включателя зажигания от тока большой силы, потребляемого силовым реле включения привода стартера.
Для проверки и регулировки надо снять реле с автомобиля и открыть его крышку. Перед регулировкой надо зачистить контакты и проверить зазор щупом, как показано на рис. 28, в. Зазор между контактами 20 якорька 18 регулируют, подгибая переднюю стойку 19. При регулировке вспомогательного реле зачищать контакты и регулировать зазор следует только в том

случае, если имеется подгорание контактов Зачищать контакты следует плоским надфилем или стеклянной шкуркой, после чего контакты надо протереть чистой тряпкой, смоченной спиртом или бензином.

Напряжение на клеммах катушки реле при замыкании контактов регулируют изменением натяжения спиральной пружины 17, подгибая отверткой или специальным ключом хвостовик 16. При завышенном значении напряжения пружину ослабляют, а при заниженном — натягивают. Таким способом устанавливают напряжение 7—8 в, необходимое для включения цепи стартера. Закончив регулировку, вспомогательное реле устанавливают на автомобиль и включают его в цепь электрооборудования.

Техническая характеристика вспомогательного реле
Напряжение на клеммах катушки, в

Читайте также: