В авто спидометр а что на корабле

Обновлено: 07.07.2024

Максимальная скорость и время разгона до 100 км/ч – на эти параметры обращают внимание большинство покупателей автомобилей. Но знают ли они, что обозначенные цифры практически всегда расходятся с реальностью?

Советским автомобилистам рекомендовалось периодически самим, на практике, проверять время разгона. Для чего? Ухудшение динамики указывало на износ двигателя. Если настройка систем питания и зажигания не помогала, следовал вывод – мотору пора в ремонт. Проверку проводили на свободном, ровном и прямом участке шоссе, желательно в сухую погоду: совершали заезды на определенную дистанцию в обоих направлениях, замеряли время секундомером и сравнивали его с паспортными данными машины.

Узаконенная ошибка

Не точнее механики

На показания спидометра заметно влияют размеры колес автомобиля. Приборы откалиброваны под определенные типоразмеры колес (шин), и их изменение ведет к искажению показаний спидометра. Например, длина окружности штатного колеса Lada XRAY (205/55 R16) составляет 196,5 см, а запасного (185/65 R15) – 195,5 см. Несложные подсчеты показывают, что на дистанции 10 км первое колесо совершит 5089 оборотов, второе – 5115. Соответственно, окажись запаска на той позиции в машине, где датчик скорости считывает обороты колеса (чаще всего слева спереди), скорость будет завышена на 0,5%, что может оказаться за пределами официальной погрешности спидометра.

Сравнил показатели спидометра своей Сонаты с показателями навигатора. Оказалось что 100 км/ч на спидометре = 90 км/ч на навигаторе. На скоростях около 150 км/ч по спидометру - разница уже 15 км/ч. Максимальное значение скорости у меня сейчас на навигаторе 159,3 км/ч, хотя прекрасно помню, что спидометр показывал 180 (ошибка уже на 20 км/ч). Значит, моя "максималка" по спидометру в 225 км/ч - это в лучшем случае около 200 по навигатору :-(.
Я ведь правильно понимаю - навигатор точнее скорость определяет? Уклонами думаю можно пренебречь.

На СФ1 на 7-8% спидометр завышает По трассе больше 140 в "опасных" местах стараюсь не ездить, чтобы запас на превышение на 60кмч и лишение прав был.

Спидометр выше показывает, тарирован, чтобы превышение на 20 км.ч. оказалось на 10 км.ч. :) А бортовой, кстати, да, ~ = GPS

Радар гаишника говорит правду стандартно у спидометра 110 = 100 в реальности. То есть 55 = 50, а 150 = 135, 200 = 180. У всех человеческих машин так.


Собирать свою коллекцию приборных панелей я начал в 1999 году, когда в московских дворах ещё можно было найти брошенные машины — с них-то я (иногда вместе с отцом) и снимал спидометры.
Сейчас мне разбирать найденные машины как-то не с руки (хотя бывает!), чаще приборы я теперь покупаю на Авито.
Однако у меня есть не всё, что представлено на Авито, и, тем более, не всё, что есть на свете, потому что до расширения своей коллекции простым вкладыванием денег я не дошел, мне интереснее другой путь — искать и находить.

Поэтому, если у вас есть ненужные приборы(можно неисправные, плохо сохранившиеся внешне или некомплектные), которые вы не находите здесь на снимках, в подарок или за небольшую плату, то пишите. Единственный момент — современные, состоящие из плат и дисплейчиков, панельки мне не интересны.


Внизу — самый ранний щиток ВАЗ-2101 венгерского производства, но позже точно такие же приборы для моделей 2101 и 2102 со светлой шкалой выпускали и в СССР.
С годами щиток стал проще — более поздним машинам, например ВАЗ-21013 цвета Сафари на снимке справа, уже положена комбинация с чёрной подложкой.
Конечно, дизайн приборной панели с горизонтальной шкалой позаимствован у Фиата, хотя и у нас в стране до этого были не только круглые спидометры — вспомните появившиеся ранее ЗАЗ-966, Москвич-408 или РАФ-977.
Очень похожие приборы с чуть изменённым шрифтом достались и Оке. Технически от жигулёвского этот спидометр отличается только схемой подключения лампы зарядки, потому что на Оке стоит "восьмёрочный" генератор.


Вот этот прибор уже типично советский — от ВАЗ-2105. Он же достался и базовой версии универсала под именем 21043. На ранних Жигулях этой модели (то есть начиная с 1980 года) спидометр имел красивое конусное стекло, на том приборе, что вы видите здесь (он сделан в январе 1990 года) его уже нет — именно в таком виде он ставился на "классику" вплоть до окончания её выпуска. Имеет очень слабую подсветку по краю циферблата, хотя сильно разглядывать на нём, в общем-то, нечего, а скорость можно примерно понимать по наклону стрелки, благо шкала на нём довольно скромная.


Спидометр СП 193 от ВАЗ-2103, отличающийся расширенным до 180км/ч скоростным диапазоном и вторым счётчиком пробега. Правда, прибор, представленный на снимке — не самый ранний, что видно по иной пиктограмме включения фар. Чуть позже прибор достался "шестёрке" и Ниве, на которую ставился вплоть до появления модернизированной машины в 1994 году. Ещё эти спидометры часто самостоятельно ставили и на мотоциклы, например, на ижевские Планеты 4-го и 5-го поколений, а конкретно этот прибор и вовсе был давным-давно снят с брошенной самодельной машины.


Самый современный "классический" щиток — от ВАЗ-2107. Что характерно, между щитками первой, шестой и седьмой моделей Жигулей нет никакой приемственности поколений, а вот на Западе было не так — щитки тех же БМВ до сих пор перекликаются с машинами 70-хх годов.
В начале выпуска (до 1988 года) на "семёрке" стоял тот щиток, который вы видите снизу — от привычного позднего он отличается шрифтом на шкалах и наличием указателя давления масла вместо эконометра.
В самые последние годы выпуска вазовских заднеприводных машин эта приборная доска лишилась суточного одометра — видимо, так оказалось дешевле в производстве.
Кроме седанов, такие же приборы ставили на универсалы с "семёрочным" салоном, которые назывались ВАЗ-21047.


Панель от "восьмёрки" снова не перекликается с прежними моделями, но за это вазовцев ругать не будем — ведь и сама новая переднеприводная машина не имеет ничего общего с Жигулями!
У ранних приборов образца 1984 года стрелочки были оранжевыми, на фото — более поздняя версия.
Кстати, несмотря на то, что в 1994 году на Самарах появилась новая панель с тахометром, эта, вполне удачная, устанавливалась до 1998 года включительно, а на собираемые в Финляндии фирмой Valmet люксовые "девятки" (машина на правом фото) ставилась только такая.


Ранняя венгерская "высокая панель" от Самары выпускалась до 1997 года и уже встречается нечасто, например, этот щиток стоял на моей девятке, крашеной серым металликом "Валюта" и выпущенной в сентябре 1995 года.
Справа представлена почти такая же панель приборов, но сделанная во Владимире — она устанавливалась на Самары с 1998 года и до самого окончания выпуска модели (последняя "девяносто девятая" была собрана в 2005 году).
Какая панель лучше? У венгерской более приятная лунная (вместо ярко-зелёной подсветка шкал), но с годами у неё проявляется дефект в виде неправильно работающего тахометра, который сильно завышает показания.


Для "десятки" однотипные щитки выпускались также на двух заводах — на владимирском Автоприборе и рижском RARе. С точки зрения дизайна, на мой, взгляд, очень удачная панель, а рижская версия, опять-таки приятнее в темноте.
Устанавливался такой щиток только на ранние машины выпуска 1996-2001 года, а потом вместо него стали ставить электронные щитки VDO.


За исчерпанием темы ВАЗа, переходим к Горьковскому автозаводу. Перед вами очень тяжёлый (несмотря на изящный внешний вид) спидометр от ГАЗ-21. Красотища нереальная! Сфера, правда, за полвека выгорела на солнце и потрескалась, но для меня важна аутентичность.


Спидометр СП-148 в составе приборного щитка КП 126 ставился на все ГАЗ-24, кроме ранних машин, у которых стояла комбинация КП 101А с ленточным спидометром. Такой же щиток КП 126 ставился и на часть РАФ-2203.
Эти приборы 1991 года выпуска с круглым отверстием под вазовские часы именно от Рафа, потому что у Волги часы были собственные и с углами.


Более современные спидометры нижегородских машин: те, что размечены до 180 км/ч положены ГАЗ-2410, а те, что до 200 — от ГАЗ-31029. Спросите, зачем 29-ой модели понадобилась такая шкала, если скорость даже 140 км/ч для этих Волг как была, так и осталась космосом? А всё просто — в начале 90-хх была большая надежда на перспективный 406-ой мотор и передний мост с дисковыми тормозами (ставился серийно с 1995 года). Двигатель пошёл в серию, но тут выяснилось, что одного только мощного мотора мало, чтобы безопасно ездить с такими скоростями на волговской подвеске.
Кстати, обратите внимание, на при модернизации со спидометра исчезло красивое конусное стекло, ставшее плоским.
Рядом со спидометром в комбинацию ставили блок дополнительных приборов, у которой при низком давлении масла ярко загоралась красным светом вся центральная часть.
Тахометр на Волге так и не появился (для напоминания, что количество масла, выгнанного через задний сальник коленвала, у 402-го мотора имеет экспоненциальную зависимость от оборотов), да и шестизначный одометр машине не помешал бы — ведь ресурс Волги поболее, чем у Жигулей.


Теперь — запорожский завод. На самом первом Запорожце модели 965 стояла такая интересная, почти игрушечная комбинация, помещающаяся в раскрытые ладони. На ранних версиях (до 1964 года) она немного отличалась — вместо указателя температуры масла стояла лампа его давления, позже выведенная на переднюю панель.
Панель, которую вы видите здесь, соответствует, например обоим поздним "жужжикам" модели 965А, представленным на снимках сверху (выпуск с декабря 1965 по май 1969).


В декабре 1966 года, вместе с перыми собранными "ушастиками", появилась новая комбинация СП-214 (на заднем плане), внутри которой стоял очень тяжёлый москвичёвский спидометр. Из представленных машин такая стоит только на достаточно раннем ЗАЗ-966 дяди Миши, выпущенном или в конце 1969 или в 1970 году.
В декабре 1970 года в эту комбинацию начали уставналивать свой собственный, запорожский спидометр, а корпус стал пластиковым, в результате чего панель сменила индекс на 214-Б, но почти не изменилась внешне. Именно такая должна стоять на позднем 966, сфотографированном в гаражах подмосковного Солнечногорска (эта машина 1971г.в.).
С появлением на исходе 1971 года нового Запорожца модели 968 эта панель перешла к нему — например, ею оснащён рыжий автомобиль 1973-1974 г.в. из Севастополя.
В 1975 и 1976 параллельно с 968 выпускали модель 968А и обе по-прежнему оснащались этим щитком — у нас в этот период выпущена голубая машина снизу справа.
В октябре 1976 года выпуск панели был прекращён, её сменила совсем непохожая комбинация 214В с красными стрелками.


"Мыльнице" 968М, появившейся в 1980 году, досталась комбинация приборов КП214В от модели 968А, но уже к концу года она лишилась "ненужных" украшений — стрелки стали чёрно-белыми вместо красных.
Этот прибор сделан в июле 93 года, ровно за год до снятия заднеприводных Запорожцев с конвеера, в течение которого на некоторые машины ставили щиток КП 507 с суточным одометром и шестизначным общим счётчиком.


Наверное, самый часто встречающийся щиток приборов Таврии выглядел вот так, хотя кроме него в разные годы существовало ещё шесть других версий, не считая совсем новые, с электронными одометрами. Эта панель выпущена в мае 1993 года и досталась мне не в слишком хорошем состоянии — брошенная на востоке Москвы машина была уже порядком раскурочена.


Пора поговорить и о московских машинах — спидометр СП44 ставился на все модели Москвичей с 1956 по 1965 год — это были машины 402,407 и 403 (именно в таком порядке они выпускались), а также универсалы на их базе и немногочисленные полноприводные машины в обоих кузовах. Брошенный серый Москвич-403 выпуска ноября 1965 года, стоящий под покрывалом в соседнем дворе, я помню всё детство. Прошло время, и перед тем как Москвич уехал на свалку, мы с отцом сняли с него этот прибор. Как вы понимаете, дело было не вчера — уцелевшие Москвичи тех лет давно не гниют во дворах, а перебрались в гаражи энтузиастов.


Наверное, самый изящный отечественный щиток приборов из когда-либо существовавших принадлежит Москвичам моделей 408 и 412.
В первые три года выпуска (с осени 1964 до осени 1967 года) на Москвич-408 устанавливался такой же щиток, но с шкалой спидометра до 140км/ч, а с появлением 412-го двигателя она была расширена.
Передняя панель тех Москвичей пережила две модернизации, появилось новое оформление кузова ИЭ, а эти приборы неизменно ставили на Москвич до 1974 года, и лишь на последних Москвичах 408ИЭ и 412ИЭ можно увидеть новый щиток, очень похожий на будущую панель нового тогда Москвича-2140.


Ранняя, очень красивая, комбинация КП 213 от Москвича 2140 образца 1976 года. Со временем комбинация, как и сама машина, стала проще — красные стрелки сменили на белые, шкала лишилась дуг, показывающих предельную скорость на первых трёх передачах.
На наших снимках представлен ранний универсал, а вот с годом выпуска седана сложнее — во внешнем оформлении присутствуют детали и ранних, и поздних выпусков (причём последних больше), но я собственными глазами видел его панель и утверждаю, что она была именно такая, как на снимке.
А что касается люксовых седанов 2140 SL, то они имели свою собственную приборную доску, но такой у меня пока нет.


В 1986 году на новом переднеприводном Москвиче 2141 появился вот такой щиток. Сейчас такая панель без суточного одометра и шестого знака в счётчике — довольно редкая штука.
На моём бежевом Москвиче-2141 выпуска сентября 1995 года с завода стоял уже привычный щиток Владимирского производства, который после выхода из строя сменили на аналогичный рижский.


Часы АКЧ-3, представленные слева, ставились на вазовскую "классику" и старые Уазики, а правую модель поновее (АКЧ-7) я скурутил с "семёрки" 1999 года выпуска.

Комментарии 10


Я смотрю у каждого свой прикол в коллекционировании))) я например собираю задние фонари от наших и не наших старых машин


Кой-чаво есть за пиво)


Тогда рассказывай скорее — за какое пиво?))



я из магазина мало что люблю, мне нравится Жигулёвское, купленное в Самаре у завода или рязанского завода непастеризованное тот же сорт…иногда импортное приличное очень встречается))


В Кузнецке Пензенской области пивзавод, местное светлое ВИЗИТ — огонь! И дешевое.

На этом же заводе делают кучу бутылочного и разливного крафта, который продается хипстерам в барах в центре Москвы по 150…400 руб за 0,5 ))


Кое-что все-таки напутано.
У КП-214 в (условно) декабре 70 сменился корпус с металлического на пластмассовый. Спидометр с москвичевского на запорожский сменился скорее всего в 72 году. А так у КП-214(Б) было множество вариантов — лампочки менялись местами, барабанчики одометра сначала были черными, потом стали белыми итд.
У самой ранней горбатовской КП вместо масляного термометра было две лампы — аварийного давления и аварийной же температуры масла. Черный пластик появился в 68 году. Но в 69 были случаи применения старого белого (надо же было куда-то деть запасы деталей перед снятием модели с производства). Какминимум во времена белых корпусов у приборок, ставившихся на 965АЭ фон спидометра был темно-зеленым, а не коричневым, как у обычных. Сама модель 965А выпускалась с 11.62 по 05.69 (до какого-то неизвестного месяца 64 года — параллельно со старой моделью 965). А вот с 12.65 был начат выпуск мотора Мемз-966А, применение которого вместо прежнего Мемз-966 обозначение модели автомобиля не меняло, он все так же был 965А.
Щиток от таврии на картинке люксовый (110216). Как раз в 94 году он здорово поменялся, плата стала другой, шрифты сменились, цветовая индикация секторов стала другой. И спидометр радикально поменялся. У того, что на фото — потроха "москвичевского" типа, барабанчики одометра приводятся внешними шестернями. С 94 года появился прибор, довольно унифицированный с вазовскими. У него была иная конструкция одометра, иной ход стрелки. И суточный одометр появился. Опять же, теоретически было два типа поздних спидометров — под люксовую панель, у которого суточный одометр сбрасывался нажатием кнопки и под простую, где сброс происходил поворотом специальной крутилки, проходившей через стекло приборки. Были ли перекрестные установки этих спидометров — судить не берусь.
Еще одна ремарка насчет москвичей — иэшная и сороковая КП при всем сходстве — очень разные. У иэшной надписи на стеклах, нет полосок, показывающих предельные обороты.
Ну и как-то не хватает ижевских приборов, они там были довольно самобытными. КП-218 отличалась от 213 цветом пластика, потом ИЖКП-1 — та же 218, но с иными подложками, потом ИЖКП-2 с четырьмя контрольными лампами, русскими и английскими обозначениями, а позже — с пиктограммами.
Есть у меня немного разобранная КП от нивы в стиле высокой девяточной панели, год выпуска не нашел. Подарю, если нужна.



Всё, с КП-214 я теперь понял:прибор в жёлтом корпусе — ранний из пластиковых, железный надо поискать тогда. По поводу аварийной температуры на 965 — интересно какова была её настройка?
Годы выпуска двух зелёных Запорожцев я указал именно из-за поздней решётки — я прав, что такая пошла с декабря 65-го?
От Таврии, я надеюсь, я ещё успею собрать комбинации все, пока машина не стала совсем редкостью.
Ижевских, да, очень не хватает, а про отличия ИЭшной даже не слышал — буду у дядя Миши посмотрю подробнее, благо у него этого добра много.
Щиток от Нивы нужен, конечно, спасибо! при случае заеду заберу, посмотрю чем кроме надписи 4х4 он отличается от девятого. В пятницу за символические 100 рублей купил недостающий спидометр 2105, новый в промасленной коробочке с датой упаковки 1.11.90. Теперь ещё такой же венгерский с конусным стёклышком надо найти.


Выпуклая морда у горбатых началась в 67 году. До этого (как минимум с 1965) у 965АЭ бывала накладка, крепящаяся болтами, делающая вогнутую морду выпуклой.
Температуру включения лампочки знал, но забыл, 105-110 градусов скорее всего.

Для чего на спидометре указаны скорости за 200 км/ч?

Современные скоростные автомобили таковы, что машина может разгоняться до 200-250 км/ч. Однако такие скорости на сегодняшний день в условиях российских дорог практически невозможны, да и попросту являются нарушением правил дорожного движения, за которое можно надолго лишиться прав. Многих автолюбителей интересует вопрос, почему же на спидометре многих автомобилей имеются отметки в 240-260, но при этом машина даже технически не имеет возможности разогнаться до такой скорости.

Для чего на спидометре указаны скорости за 200 км/ч?

Различия в подходах к ограничению скорости

Если в России максимальная скорость ограничена на уровне 120 км/ч в зависимости от качества дорожного полотна и класса автомагистралей, то на западе скоростные лимиты куда выше, а в Германии на автобанах вообще нет каких-либо ограничений. Поэтому, если в России такие спидометры на автомобилях, градуированные до 200 км/ч и более, просто неактуальны, то в Германии на скоростных магистралях водители часто ездят со скоростью за 200. Соответственно, в таких условиях наличие на автомобиле такого спидометра, на котором есть отметки в 240-260 км/ч, будет актуальным.

Для чего на спидометре указаны скорости за 200 км/ч?

Снижение издержек на производство машин

Автопроизводители предлагают в рамках одной модели десятки различных двигателей, причём если базовые варианты не столь мощные и разгоняются максимум до 160-180 км/ч, то топовые модели могут получить турбированные шестицилиндровые двигатели, а максимальная скорость для такого автомобиля будет составлять 250 км/ч.

В итоге, чтобы не ставить на каждую модификацию отдельную приборную панель и спидометр, большинство автопроизводителей унифицируют свои детали, предлагая максимально возможную оцифровку скорости спидометра. Поэтому не стоит удивляться, что на вашем городском малыше, который от силы развивает 100 лошадиных сил и может разогнаться не более 140 километров в час, имеется спидометр, на котором указано 220-260.

Для чего на спидометре указаны скорости за 200 км/ч?

Небольшой запас спидометра

Шкалы спидометров выполняются таким образом, чтобы на своём максимуме стрелка не упиралась в правый ограничитель. Соответственно, на такие приборы на современных автомобилях выполняются с небольшим запасом, чтобы водитель имел возможность лучше контролировать скорость. Поэтому, если автомобиль максимум что может выдержать - это 180 км/ч, на его спидометре будут отметки 200-220 километров в час. Всё это делается для упрощения управления автомобилем, а водитель может с легкостью контролировать текущую скорость, обеспечивая при этом полную безопасность управления машиной.

Почему на спидометрах современных машин указаны большие скорости

Упрощение считывания показателей

Многочисленные проведённые исследования эргономики приборной панели показали, что лучше всего считывать такие показатели скорости в том случае, если стрелка спидометра направлена вверх или слегка отклонена вправо или влево. А вот если она находится справа внизу, то подобное существенно усложняет считывание информации. Именно исходя из вопросов эргономики и удобства считывания показателей, все приборные панели и спидометры выполняют таким образом, чтобы даже на своей максимальной скорости стрелка спидометра находилась максимум на 3 часа, но никак не у самого ограничителя справа внизу.

Почему на спидометрах современных машин указаны большие скорости

Спидометр с большими цифрами тешит самолюбие!

Психологами подмечено, что потенциальные покупатели машин отдают предпочтение моделям, у которых на спидометре обозначены куда большие цифры, чем в реальности может ехать машина. Этим часто пользуются автопроизводители, которые обозначают на спидометре скорость 240-260 км/ч, тогда как максимум такая машина дотягивает до 180 км/ч. Делается это чтобы подстегнуть продажи, на подсознательном уровне оказывая влияние на потенциального покупателя той или иной марки.

Подведём итоги

Спидометры на большинстве машин градуированы куда большими цифрами, чем в реальности может разогнаться автомобиль. Делается это для разных целей, в том числе исходя из вопросов экономии, для воздействия на покупателя на подсознательном уровне или же для упрощения считывания показаний спидометра. Также нужно помнить, что если в России запрещены скорости более 120 км/ч, то на западе, в особенности в Германии на автобанах, отсутствуют какие-либо ограничения и можно разогнаться до 200 км/ч и более.

Читайте также: