В какой стране женщинам запрещено ездить за рулем

Обновлено: 05.07.2024

30 сентября СМИ сообщили, что РЖД рассмотрит вопрос о снятии запрета для женщин управлять скоростными поездами.

Тогда многие пользователи сети, к своему удивлению, узнали, что всё это время этой работой в России могли заниматься только мужчины.

По этому поводу TJournal решил выяснить, что ещё запрещено или было запрещено женщинам в России и других странах мира.

Тогда

Учитывая всё, чего человечество достигло к нашему времени, как в науке, так и в развитии общества, трудно поверить, что дню, когда женщинам разрешили голосовать, ещё не исполнилось даже сотни лет. В США дамы получили такую возможность в 1920 году, в России — в 1917, а во Франции — в 1944. В Ватикане и Саудовской Аравии это до сих пор запрещено.

В случае с США, где борьба за права женщин развита особо, и каждое снятие запрета воспринимается как очередная победа движения за равноправие, проследить подобные моменты особенно легко. До 1974 года женщинам там запрещалось использовать кредитные карты, а до 1960 — покупать таблетки.

Многие запреты не были задокументированными, но это не мешало им быть столь же действенными. Например, судьёй верховного суда в США женщина впервые стала лишь 33 года назад.

Отдельная история с правом на аборт, которое там же появилось только в 1973 году (до этого женщины занимались этим преимущественно нелегально и зачастую со смертельным исходом). Впрочем, его к теме равноправия отнести можно только косвенно: ведь мужчинам никакое право на аборт и вовсе не нужно.


Сейчас

В 2006 году Мировой экономический форум впервые опубликовал так называемый Глобальный отчёт о неравенстве полов, который описывает состояние 136 стран мира.

В его последнем выпуске от 2013 года первые места занимают Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Филиппины, Ирландия, Новая Зеландия, Дания и Швейцария. Преимущество Европы налицо. Хуже всего ситуация обстоит в Африканских странах и соседствующем с ними Йемене.

Последний занимает 132 место в рейтинге по экономическим возможностям, 134 — по образованию, 81 — по здоровью и качеству медицинского обслуживания и 131 — по возможностям женщин в мире политики.

При этом первые страны в списке решили свои проблемы неравенства лишь на 84%, и до полного равноправия им тоже довольно далеко.


Похожий индекс включает в свой Отчёт о развитии человечества и Программа развития ООН: его последняя версия носит название Индекс неравенства полов и публикуется с 2010 года.

В мире

Россия

В России явные запреты для женщин существуют в основном в плоскости трудоустройства: им нельзя заниматься как просто тяжёлой, так и вредной для здоровья работой. Интересно, что в обширный список из 456 пунктов, утверждённый ещё в 2000 году, входят и профессии, в которых особая физическая сила не нужна (при условии наличия гидроусилителя руля): например, водителя автобуса с количеством мест выше 14, электрички или трактора.

В России женщины не могут быть водолазами и парашютистами-десантниками на тушении пожаров, а также обслуживать быков-производителей. Всё это, впрочем, вряд ли можно считать проблемой равноправия — редкая барышня мечтает о подобных занятиях, а вот разницу в уровне зарплат на одинаковых должностях — вполне.


Йемен

Кроме того, дама в Йемене считается только за половину свидетеля: её показания в суде учитываются, только если их не опровергают показания мужчины, и в ситуациях, когда ни один мужчина не видел происходящего. Их слово также не берётся в расчёт в случае, если рассматривается дело о клевете, краже, содомии или нарушении супружеской верности.


Саудовская Аравия

О том, что нельзя женщинам в Саудовской Аравии знают практически все — показывать своё лицо и тело мужчинам, с которыми они не состоят в браке или родстве, и самостоятельно принимать важнейшие решения в своей жизни, включая выбор мужа.

В этой стране всё устроено так, чтобы женщины до максимума сокращали общение с лицами противоположного пола: в банках, офисах и университетах для них обычно есть отдельные входы.

Этой цели служит и полный запрет на вождение автомобиля: уникальная ситуация для всего мира. Впрочем, он соблюдается в основном в городах, но не в сельской местности, где возможность покрывать большие расстояния критически важна.

Не приветствуется здесь среди женщин и спорт: даже покататься в парке на велосипеде девушка должна в хиджабе и только с опекуном.

Более того, женщину в Саудовской Аравии могут наказать за то, что она допустила изнасилование, оставшись с мужчиной наедине: известен случай, когда 16-летняя девушка покончила с собой после того, как судья в подобном деле поставил для неё в качестве наказания требование выйти замуж за насильника.


Индия

Индия — одна из стран, где прогресс в отношении женщин в последние годы был достаточно активным. Если ещё некоторое время назад местные женщины, став вдовами, должны были оставаться одинокими изгоями на всю жизнь, то теперь они даже имеют право на полноценный развод или продолжение полноценной жизни после смерти мужа.

Интересно, что в некоторых частях страны на женщин не распространяются правила дорожного движения: например, им не запрещено ездить без шлема, что вызывает большее число смертельных исходов. Противники этого неравенства давят на то, что таким образом жизнь женщины ценится меньше, а сторонники шутливо отмечают, что зато так не портится причёска.

Кроме того, в Индии девочка считается менее желанным ребёнком, чем мальчик, и родители даже могут принять решение об аборте, узнав, что ждут совсем не наследника.


Чили и Лесото

Жительницы Чили и Лесото не имеют права владеть землёй, она всегда записывается на мужчину: на отца, брата или мужа. Если отец умирает, то женщина может потерять землю, на которой работала годами.


Когда космические корабли бороздят просторы, в Лесото вот такая херня,
Вадим Елистратов,
TJournal

Иллюстративное фото с сайта kleo.ru.

В Казнете разгорелись споры относительно культуры вождения по гендерному различию после запрета водить авто женщинам в Туркменистане, передает Tengrinews.kz.

Пресс-секретарь Комитета административной полиции МВД РК Ирина Лукьянина в сети Facebook отметила, что женщины за рулем очень аккуратны.

"На мой взгляд, женщины за рулем очень аккуратны в вождении, исключение составляют лишь те, кому машина куплена "папиком", - написала Лукьянина. При этом она добавила, что в нашей стране не ведется статистика ДТП по гендерному принципу.

Ее пост вызвал бурное обсуждение. Пользователи разделились на сторонников и противников данного запрета.

"Имею полагать, что аккуратных меньшинство. А большая часть - либо невнимательные и смелые, либо нерешительно медлительны. И, да, на демотиваторе у дамы неправильная посадка за рулем. Потому еще мужчины в автобусе и смеются, наверное", - написал под постом Павел Кравченко.

"Почти всегда женщины за рулем смотрят только прямо перед собой, никуда не поворачивая глаза. " - написал другой пользователь.

Другой комментатор отметил, что аккуратность порождает пробки.

"Интересно посмотреть статистику после. Неужели ДТП станет меньше? . " - написала пользователь Ирина Исабекова. На что другая казахстанка ответила: "Возможно, и станет, но по причине сокращения количества авто. Наоборот, женщины водят аккуратнее".

"Статистику ДТП ведет Комитет по правовой статистике Генпрокуратуры, они могут точнее сказать. Но смысл? У нас равная ответственность за ДТП и у мужчин, и у женщин, во-первых. Во-вторых, чтобы сравнивать, нужны не абсолютные цифры, а относительные. Например, сколько всего водителей-мужчин, какой процент попадает в ДТП, также и женщин. Но изначально мы не ведем статистику числа водителей по гендерному признаку. Да и вообще, как можно посчитать водителей? По количеству выданных ВУ? Но у четверти эти ВУ лежат дома на полочке, они никогда не имели машины и, возможно, никогда не сядут за руль. " - объяснила пресс-секретарь КАП.

"Да. антиконституционный закон! Интересно, если бы у нас приняли бы такое? Плюс только один - пробок меньше было бы, особенно в Астане и Алматы (шутка)", - отметил Биржан Сулейменов.

"Даже в Саудовской Аравии в июне 2018 года будет снят многолетний запрет, и женщины смогут получать права и водить машину", - добавила Ирина Лукьянина.

"У нас в стране не ведется официальной статистики ДТП по гендерному признаку. Однако страховщики обладают такой информацией благодаря наличию признака пола в номере ИИН. Сам с коллегой считал как-то это. Разница такая незаметная, что можно сказать в рамках допустимой погрешности. Т.е. это миф, что кто-то -мужчины или женщины, водят с меньшим риском ДТП", - написал Глеб Гарипов.

"Женщины водят в целом аккуратнее и медленнее, но они чрезмерно эмоциональны и часто дтп с ними случаются из-за приступов паники. Наверное, это единственный минус женщин за рулем. А все безграмотные курицы за баранкой - это чисто мужской продукт. Сами подарили, сами купили права и не научили элементарным пдд и уважению ко всем участникам движения, а теперь хотят женщин крайними сделать", - также написала под постом Жанна Ахметова.

"Как наши мужчины порадовались за своих "подельников". Опасливо оглядываясь на свою гневную половину, но солидарность обозначили. Держитесь, мужики! Женщины за рулем никак не пытаются занять мужскую нишу. Просто нам тоже порулить хочется", - отметила Елена Ваганова.

"Чисто политически провокационное решение. Туркмения - бывшая советская Республика, в которой было равноправие женщин и мужчин. Если женщин настроят против, однозначно мужья настоятся против автоматически. Вопрос: кто от этого получит выгоду?" - также отметил пользователь Zhandos Abdikarimov.

Также об этом законе высказался Азамат Сарсенбаев в Facebook.

"Что за нелепый закон? Я конечно выезжал на многие ДТП, и скажу вам что в Казахстане примерно 7 из 10 случаев ДТП на дорогах случаются по вине мужчин, да и львиная доля тяжких ДТП приходится на мужиков. P/S Хотя с женщинами труднее работать в ДТП, истерия, недоверие и полная неспособность решать чего либо без сильного пола", - написал Сарсенбаев.

Не везде за рубежом действует водительское удостоверение, которое выдают в России.

В некоторых странах с российскими правами и машину в прокат не оформишь, да и на собственной машине могут остановить и оштрафовать. Чтобы не терять деньги на штрафы и время на разбирательства, можно заранее оформить международное водительское удостоверение. Я расскажу, кому и когда оно потребуется, а в каких случаях можно без него обойтись.

Что такое международные водительские права

На самом деле международное водительское удостоверение — это не совсем удостоверение, а просто официально заверенный перевод национального водительского удостоверения на несколько языков. Самостоятельно оно не работает и применяется только совместно с российскими правами.

Отличия от национальных. Национальное водительское удостоверение — документ, который обязательно должен быть у любого водителя и в любой стране мира. Оно подтверждает, что человек имеет право управлять транспортом соответствующей категории: от мопедов до грузовиков. Водительские права каждый водитель должен иметь при себе.

Каждые 10 лет национальное водительское удостоверение следует менять. Если этого своевременно не сделать и сесть за руль, могут оштрафовать на сумму от 5000 Р до 15 000 Р .

Права на управление автомобилем можно лишиться — например, если ездить пьяным, оставить место ДТП и за многое другое. Полный перечень оснований, по которым могут лишить прав, можно посмотреть в статьях 12.1, 12.2, 12.5, 12.9, 12.10, 12.21.2, 12.26 КоАП РФ.

С международным водительским удостоверением все по-другому .

Возить его при себе водитель постоянно не обязан, и иметь тоже не обязан — оно оформляется по желанию. Сотрудники ГИБДД не могут требовать международное удостоверение у водителя. А если международное удостоверение есть, а национального у водителя нет, управлять автомобилем водитель не может ни в России, ни за рубежом.

При этом международное удостоверение тесно связано с национальным. Закончился срок действия у национального — международное тоже перестает действовать, нужно получать новое.

Какие сведения содержит международное водительское удостоверение

Международные права не похожи на обычные. Если национальное водительское удостоверение — это карточка размером с банковскую, то международные права — книжка формата A6, или 148 × 105 мм . Делают его на бумаге, ламинировать нельзя.

На внутренней странице первого листа обложки — условия, при которых действует МВУ. Для движения в РФ оно недействительно, зато действует на территории других государств — но вместе с национальным водительским удостоверением. А если переехать на постоянное место жительства в другую страну, оно теряет свою силу.

На лицевой странице первого листа обложки — дата выдачи, срок действия, место выдачи, номер национального водительского удостоверения, печать и подпись сотрудника ГИБДД

Следующие страницы — это список стран, в которых можно пользоваться международным водительским удостоверением, и список категорий с отметками, какими категориями автотранспорта имеет право управлять водитель.

Еще там указываются ограничения права на управление транспортными средствами или отдельными подкатегориями — например, что водитель, ослепший только на один глаз, может управлять автомобилем только с акустической парковочной системой или в очках либо контактных линзах. Информацию об ограничениях вносят на основании данных из национального водительского удостоверения.

На последней странице — личные данные владельца.

Информация о разрешенных категориях и ограничениях важна для полиции зарубежных государств — поэтому в МВУ есть ее перевод

Здесь указаны фамилия и имя владельца, а также есть его фотография и информация о категориях автотранспорта, к управлению которыми допущен владелец

Эти записи тоже на русском — чтобы владелец не забыл, в какой стране он может использовать удостоверение

Документы, регламентирующие ПДД за рубежом

Основной документ, который регламентирует дорожное движение за рубежом, — это правила дорожного движения страны, по территории которой передвигается человек за рулем автомобиля. Они могут отличаться не только от российских, но даже от ПДД соседних стран.

А еще есть правовые акты международного уровня. Они устанавливают общие требования для стран, которые их подписали, и касаются правил дорожного движения, требований к автотранспортным средствам, водителям, регистрационным номерам автомобилей. Также в них есть образцы международного и национального водительских удостоверений.

Основных правовых актов несколько.

    Она была принята на Конференции ООН по дорожному и автомобильному транспорту в Женеве 19 сентября 1949 г. Ее приняли в Вене 8 ноября 1968 года.

Венская конвенция о дорожном движении — самая выгодная для российских водителей. В странах, которые ее подписали, можно управлять автомобилем на основании только российских национальных водительских удостоверений. Главное, чтобы они были нового образца — именно такие в России выдают после 1 марта 2011 года.

Если вы получали водительское удостоверение после этой даты и собираетесь ехать в страну, подписавшую Венскую конвенцию, международное водительское удостоверение вам получать не требуется. Достаточно российских прав.

Женевская конвенция о дорожном движении национальные водительские удостоверения тоже признает — но только в случае, если есть и международное водительское удостоверение.

Нужно ли получать международные водительские права

Если есть российское удостоверение нового образца, такое удостоверение полностью соответствует требованиям Венской конвенции, и с ним можно управлять автомобилем за рубежом в странах-участницах конвенции.

А дальше у водителей бывают разные ситуации. Чаще всего для решения всех вопросов на дороге вполне достаточно российского водительского удостоверения. Но иногда бывают ситуации, когда на дорогах за рубежом с таким удостоверением возникают проблемы — например, полиция отказывается оформлять ДТП или прокатная контора не оформляет автомобиль в аренду.

Если есть национальные права старого образца, то есть выданные ранее 1 марта 2011 года, для управления автомобилем за границей с ними могут возникнуть проблемы. Есть водители, которые успешно использовали их за рубежом, и даже брали автомобили напрокат — но гарантий, что это получится у всех, нет никаких. В любом случае лучше в такой ситуации получить международное ВУ.

Срок действия любого водительского удостоверения — 10 лет. Я допускаю, что в 2020 году некоторые водители еще пользуются правами старого образца — срок действия еще не вышел. Но в любом случае их придется заменить не позднее 1 марта 2021 года.

Если возникла необходимость получить МВУ, а на руках права старого образца — я рекомендую обменять их на новые, и одновременно получить международное удостоверение. Это поможет сэкономить на госпошлине — за счет того, что если срок российских прав заканчивается через месяц, вместе с ним закончится и срок МВУ. И придется вновь платить госпошлину за получение. Если обменять оба удостоверения одновременно, срок их действия будет максимальным — 10 лет для обычных прав и 3 года для МВУ.

В каких странах нужны МВУ. Список стран, присоединившихся к Венской конвенции 1968 года, приведен в самом международном водительском удостоверении. Эти страны признают и российское водительское удостоверение нового образца, и международное водительское удостоверение, которое выдают в РФ. Кроме России к ним относятся:

Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кабо-Верде, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Румыния, Сан-Марино , Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР.

Есть страны, подписавшие Женевскую конвенцию. В этих странах можно управлять автомобилем только по международным ВУ, национальные там не признают. К ним относятся:

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Свазиленд, Сингапур, Сирия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Люция , США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

Страны, которых в этом списке нет, никаких конвенций не подписывали и никаких водительских удостоверений, за исключением собственных, не признают. Если хотите водить автомобиль в таких странах — придется уточнять, где и как сдать на местные права. К ним относятся страны вроде Тувалу и другие островные государства.

Вот так, например, на сайте представлена информация о дорожном движении в Ирландии. Российские водительские удостоверения, по данным МИД, здесь действуют. Так тоже бывает — во многих странах, подписавших только Женевскую конвенцию, можно ездить с национальными удостоверениями — правда, на свой страх и риск

Но это теория, а на практике, как всегда, все сложнее. Даже в странах, которые подписали Венскую конвенцию, международное водительское удостоверение может пригодиться. Если дорожная полиция усомнится, что у вас подлинное российское водительское удостоверение — доказать что-либо будет сложно. А конторы по прокату и страховые компании за рубежом вообще никаких международных конвенций не подписывали — а значит, без международного водительского удостоверения и в страховке могут отказать, и автомобиль в аренду не дадут.

Перед тем как ехать в другую страну, прочитайте несколько статей о том, какие права там спрашивают и как проще всего арендовать машину. Возможно, в этом вам поможет подборка статей о жизни в других странах.


ТАСС, 24 июня. Женщины в Саудовской Аравии отныне могут управлять автомобилем, не опасаясь наказаний и штрафов. В воскресенье вступил в силу декрет короля Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда об отмене запрета на вождение транспорта для жительниц королевства.

Согласно постановлению, начиная с 24 июня саудовские автомобилистки становятся полноправными участниками дорожного движения. До этого дня Саудовская Аравия оставалась единственной в мире страной, где действовали подобные ограничения, а нарушительницы жестоко наказывались.

Не только за руль: какие еще права получат женщины Саудовской Аравии

Указ и подготовка

Саудовский монарх 26 сентября 2017 года подписал указ, наделяющий женщин правом получать водительские удостоверения наравне с мужчинами. Тогда же был сформирован межведомственный комитет, отвечающий за осуществление распоряжения. С тех пор была подготовлена необходимая законодательная база, разработана система штрафов, в городах королевства прошла масштабная кампания по информированию населения. К маю открылись первые автошколы, а в начале июня власти приступили к выдаче прав.

Женщины посещали организованные для них профильные мастер-классы, форумы, автосалоны, курсы вождения. При этом их интерес не ограничивался только легковыми автомобилями, отныне они также могут управлять большегрузными машинами, мотоциклами и другими видами наземного транспорта.

В преддверии отмены запрета на вождение в Саудовской Аравии приняли закон, защищающий права женщин. В частности, запрещается размещать фотографии автомобилисток, нарушителям грозит штраф более $130 тыс. или год тюрьмы. Кроме того, вне закона оказались любые публикации, в том числе в социальных сетях, порочащие честь жительниц королевства. Эти меры призваны обезопасить женщин-водителей от неприятностей во время самостоятельных путешествий.

Перемены в жизни женщин

До недавних пор Саудовская Аравия считалась не только самой закрытой арабской страной в мире, но и самой консервативной по отношению к женщинам. Саудовское общество требовало от них придерживаться норм пуританского ислама. Ситуация изменилась с приходом к власти короля Сальмана и его сына Мухаммеда.

В рамках стратегии "Видение-2030" власти намерены довести число работающих женщин до 30%. Им уже стали доступны ранее считавшиеся запретными профессии таксиста, авиадиспетчера, открыты вакансии в полиции и армии, массово принимаются на работу сотрудницы в торговые залы и фитнес-центры, ориентированные исключительно на женщин. Кроме того, значительно возросло число саудовских женщин-предпринимателей.

Читайте также: