В каком случае гибдд предоставит еще один автомобиль который будет замыкать автомобильную колонну

Обновлено: 02.07.2024

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения "дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб".

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми - с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности - СИМ - и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

На портале нормативных правовых актов опубликован проект новой инструкции ГИБДД по организации движения и сопровождению автомобилями колонн и кортежей ведомства. Общественное обсуждение документа заканчивается 30 июля

Министерство внутренних дел разработало новую инструкцию для сотрудников ГИБДД по сопровождению колонн и кортежей. Проект документа выложен для публичного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов​.

Инструкция определяет порядок действий инспекторов ГИБДД при организации движения и сопровождении кортежей глав регионов, военных колонн и спецтехники, колонн автобусов для перевозки детей, а также автомобилей, участвующих в правительственных мероприятиях.

Среди нововведений — возможность подать заявку на сопровождение через интернет, разрешение перевозить детей ночью (к вокзалам, аэропортам, местам ночлега на расстояние не более 100 км), а также отмена запрета открывать окна в перевозящих их автобусах.

Для сопровождения колонн и кортежей ГИБДД выделяет необходимое количество автомобилей из расчета не менее двух на колонну из десяти машин. Колонна и кортеж должны периодически пропускать транспорт, если за ними скопилось много автомобилей. При перевозке детей скорость движения колонны ограничена 60 км/ч, участникам кортежа запрещено выезжать на полосу встречного движения, превышать скорость и проезжать на красный сигнал светофора. Выезд на встречную полосу разрешен при перевозке негабаритных грузов.

Кроме того, в инструкции расписаны порядок действий и полномочия инспекторов при организации колонны: осмотр груза, проверка документов и инструктаж водителей, определение скорости движения, интервала, порядка действий на заправках, при поломках и т.д. Кроме того, предлагается отменить действие четырех приказов МВД, касающихся сопровождения транспортных средств автомобилями ГИБДД.​

В декабре премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление об установке мигалок на крышах школьных автобусов. Соответствующие поправки были внесены в Правила дорожного движения. Кроме того, в постановлении определены условия перевозки в автобусах сотрудников туристических и экскурсионных организаций, которые участвуют в программе поездки. Уточнены и требования к стажу работы водителя автобуса — не менее одного года.

Согласно действующим правилам автобусы с детьми должны сопровождать автомобили ГИБДД, если те идут в колонне из трех и более транспортных средств. Если перевозка производится одним или двумя автобусами, в ГИБДД подается специальное уведомление. В нем должны быть указаны дата, маршрут следования, сведения о транспортной компании, число и возраст детей, марка автобуса, имена сопровождающих лиц.

Любые модификации транспортного средства должны соответствовать требованиям регламента Таможенного союза, которые прописаны в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), а водитель теперь обязан иметь документы из аккредитованной лаборатории.

Объяснения, которые касаются внесения изменений в конструкцию автомобилей, представили сотрудники Госавтоинспекции.

Госавтоинспекция разъяснила автолюбителям правила внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

В частности, даются ответы на вопросы об установке на транспортное средство больших колес, о багажниках на крышу, о лебедках и прочем спецоборудовании.

В инспекции напомнили, что все изменения, которые вносятся в конструкцию авто, должны отвечать требованиям регламента Таможенного союза, не противоречить ОТТС и пройти проверку в специальной лаборатории.

В ведомстве пояснили, что менять конструкцию можно только в случае соответствия требованиям регламента Таможенного союза при соблюдении ряда условий, указанных в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), а также при наличии документов из аккредитованной испытательной лаборатории.

При этом в обращении ведомства указывается, что любые изменения, вносимые в целостность машины, должны быть согласованы с требованиями Таможенного союза, а также автовладельцу необходимо иметь разрешение из аккредитованной лаборатории.

Российская Госавтоинспекция выпустила циркуляр, который разъясняет, как и какие переделки можно выполнять со своим автомобилем.

Исходя из существующих требований, без лишних затрат и беготни по различным инстанциям установить водитель сможет только компоненты, которые быстро снимаются.

Водителю перед тем, как оснастить свою машину колесами большого радиуса, нужно пройти тест на устойчивость этого компонента.

Некоторые манипуляции необходимо сертифицировать, так как они могут отразиться на функционировании транспортного средства или его идентификации.

При этом в ведомстве уточнили, что все изменения должны соответствовать требованиям регламента Таможенного союза, не противоречить ОТТС и пройти проверку в специальной лаборатории.

Представители ведомства сказали, что все модификации должны полностью соответствовать требованиям регламента Таможенного союза, ОТТС, а также пройти проверку в специализированной лаборатории.

Так, вносить изменения можно лишь при их соответствии требованиям регламента Таможенного союза, при соблюдении условий, указанных в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС) и при наличии документов из аккредитованной лаборатории.

Одной из тем, вызывающих дискуссии на тематических формах, является байка о том, что замыкающее колонну авто движется с большей скоростью, чем ведущее. Одни водители подтверждают это, а другие, наоборот, всячески опровергают. Кто из сторон прав? В этом стоит подробно разобраться.

Реальные условия

Верна ли теория

Наверняка многим хотелось бы узнать, какое именно число отражается на спидометре авто, замыкающего ряд. Допустим, ведущая машина движется со скоростью 80 км/ч. Но даже в этом случае нельзя точно сказать, какова скорость последней легковушки. Ведь нужно учитывать дорожные условия, технические особенности ТС, дистанции в колонне и другие факторы. Если взять за основу ту скорость, что является разрешенной в городских условиях, то разница составит 5-10 км/ч.

Чем больше машин в колонне, тем выше будет скорость у замыкающего в конкретный момент. Поскольку ведущее авто набирает темп, у каждой последующей возникает небольшая задержка при разгоне. Когда первая легковушка уже вышла на нужную скорость или опять замедлилась, последняя лишь подтянулась к ней.

Интересно, что при движении колонные с небольшой скоростью (к примеру, 40 км/ч едет школьный автобус и сопровождающее его авто ГИБДД) разница в показателях на спидометре будет почти незаметной.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод: утверждение о том, что замыкающее колонну авто движется быстрее, не соответствует действительности.

А вы верили в то, что последнее авто в колонне движется быстрее?

Читайте также: