В каком случае водитель совершит вынужденную остановку

Обновлено: 07.07.2024

Очень специфическим, с точки зрения ПДД РФ, являются ситуации вынужденной остановки. Для них существуют специальные правила, при этом может законно игнорироваться масса прочих норм.

Что такое вынужденная остановка? Определение

Термины и формулировки даны в пункте 1.2 ПДД России:

Вынужденная остановка – это прекращение движения транспортного средства (ТС), вызванное его технической неисправностью, состоянием здоровья водителя или пассажира(-ов), неожиданным препятствием, не позволяющим дальнейшее движение, а также опасностью, создаваемой перевозимым грузом.

При этом, для того чтобы остановка считалась вынужденной достаточно выполнения одного из описанных условий. К ним мы еще вернемся более подробно, но сначала посмотрим на случаи, которые однозначно не будут считаться вынужденной остановкой.

Что не является вынужденной остановкой?

Во-первых, ПДД устанавливает понятие остановки, как намеренной приостановки перемещения ТС, ограниченной по времени (до 5 минут), или периодом для выполнения необходимых действий – в частности, погрузкой-выгрузкой или посадкой-высадкой пассажиров.

Во-вторых, существуют правила, требующие остановки транспортного средства в определенных обстоятельствах (в том числе вынужденной, экстренной). Яркие примеры – пропустить транспорт со спецсигналом, избежать ДТП, или выполнить требования инспектора ГИБДД (ГАИ). Такое прекращение перемещения так же не будет являться вынужденным.

Третий момент, на который необходимо обратить внимание, это действие всех правил, связанных с вынужденной остановкой, исключительно в случаях, когда обычная остановка запрещена (знаками, разметкой и пр.). Если запрета нет, любая остановка осуществляется по обычным нормам.

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

ПДД РФ, 8. Начало движения, маневрирование

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.11. Разворот запрещается:

на пешеходных переходах;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

на железнодорожных переездах;

в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

в местах остановок маршрутных транспортных средств.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Билет 1. Вопрос 1. ПДД 2022 категории АВ на легковой автомобиль

Билет 1. Вопрос 2. ПДД 2022 категории АВ на легковой автомобиль

Билет 1. Вопрос 3. ПДД 2022 категории АВ на легковой автомобиль

Билет 1. Вопрос 4. ПДД 2022 категории АВ на легковой автомобиль

На рисунках знаки - разрешающие движение велосипедам, пешеходам, автобусам. Мопеды к ним не относятся

Билет 1. Вопрос 5. ПДД 2022 категории АВ на легковой автомобиль

У линии размети - для этого она и нанесена. Как сотрется - будем останавливаться у края презжей части

Билет 1. Вопрос 6. ПДД 2022 категории АВ на легковой автомобиль

Билет 1. Вопрос 7. ПДД 2022 категории АВ на легковой автомобиль

Может ли владелец мотоцикла с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см3, и максимальной мощностью, не превышающей 11 квт, передавать управление этим транспортным средством в своём присутствии другому лицу, имея при этом соответствующий страховой полис или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении соответствующего договора обязательного страхования в виде электронного документа?

Верховный суд начал пересматривать дела, по которым было принято решение, противоречащее постановлению Пленума ВС. Речь идет о постановлении, в котором разъясняется, что если водитель нарушает правила, например едет по обочине, или по встречной, или на красный, то преимуществ ни перед кем на дороге он не имеет. И в случае аварии виноват будет именно он. Это постановлением № 20 от 25 июня 2019 года.

Нарушитель правил лишается на дороге всех преимуществ. А значит, ему и отвечать за аварию. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Нарушитель правил лишается на дороге всех преимуществ. А значит, ему и отвечать за аварию. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

И вот интересная история. Некую гражданку Шеянову оштрафовали на 2500 рублей за то, что она нарушила правила дорожного движения, что привело к причинению легкого вреда здоровью потерпевшего.

Фото: Сергей Куксин/ РГ

Ей еще повезло, ведь часть 1 статьи 12.24 предусматривает за это наказание в виде штрафа от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от года до полутора лет. Однако она и с таким штрафом мириться не стала. И дошла до Верховного суда, который 5 июня 2019 года оставил наказание и решения нижестоящих судов в силе. Однако после того как вышло постановление Пленума ВС, Шеянова подала повторную жалобу в Верховный суд. Она указала на позицию Пленума. Это новое основание для пересмотра судебных актов, принятых ранее.

Итак, авария произошла 16 мая 2018 года. Согласно документам и предыдущим решениям судов, гражданка Шеянова выезжала с прилегающей территории на дорогу с поворотом налево и не уступила дорогу другому автомобилю, которым управлял некто Темирханов. В результате Темирханов получил повреждения, повлекшие легкий вред здоровью. Казалось бы, все ясно и понятно. И гражданка Шеянова действительно виновата в ДТП и должна понести наказание. Но судья решил проверить дело в полном объеме.

Если водитель едет по обочине или по встречной полосе, то никаких преимуществ он не имеет, а у других водителей нет обязанности ему уступать дорогу

И вот что выяснилось. Шеянова не раз заявляла о том, что второй участник аварии двигался с нарушением правил по встречной обочине. При этом в материалах дела Шеяновой есть копия постановления мирового судьи. Из его содержания видно, что Термиханов в нарушение правил выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с машиной Шеяновой.

То есть получается, Шеянова, ничего не подозревая, выехала на дорогу с поворотом налево. В это время ей в лоб, по встречной же полосе выехал Темирханов. Произошло лобовое столкновение. Инспектор же завел административное дело и на Темирханова, и на Шеянову. И ни один из судей на это не обратил внимания. Написано в протоколе: не уступила дорогу, выезжая с прилегающей территории, значит - виновата.

Но согласно постановлению Пленума ВС № 20 водитель транспортного средства, движущегося в нарушение правил по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения. И у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Именно на это сослался судья Верховного суда, рассматривающий повторную жалобу. Он указал, что водитель Темирханов не имел преимущественного права проезда нерегулируемого перекрестка. При таких обстоятельствах необоснованны выводы судебных инстанций о нарушении Шеяновой правил и наличии в ее действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 КоАП.

Судья принял решение производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, все вынесенные решения в отношении Шеяновой отменить.

Фото: iStock

Здесь водителю удалось добиться справедливости. Но можно предположить, что Верховному суду еще предстоит пересмотреть немалое количество подобных дел. Ведь до выхода этого постановления Пленума судебная практика была довольно разношерстной. И тот же Верховный суд в каких-то случаях признавал виновным в аварии того, кто не уступил дорогу машине, ехавшей по обочине, а в каких-то случаях указывал, что именно "обочечник" не имел никаких преимуществ.

Стоит отметить, что признание отсутствия состава нарушения у одного из водителей еще не делает виновным в аварии другого. Это уже задача для другого судебного разбирательства. И очень может быть, что вина будет признана обоюдной и даже распределена в соответствующих ее степени процентах на каждого из участников ДТП.

Если цель Шеяновой заключалась не в снятии с себя административной ответственности и защиты кошелька от выплат в пользу получившего легкий вред здоровью, а, например, в получении компенсации на восстановление автомобиля, то ей еще предстоят тяжбы, чтобы установить степень виновности в ДТП каждого из участников, а также размер компенсации.

blank

3. Остановившись непосредственно перед пешеходным переходом, чтобы уступить дорогу пешеходу.

Комментарий: Пункт 1.2 правил. Под вынужденной остановкой подразумевается прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности, опасности, создаваемой перевозимым грузом, внезапным ухудшением состояния водителя (или пассажира), а также появлением препятствия на дороге (упавший груз, завал на дороге и т. п.). Остановка, связанная с необходимостью выполнения требования уступить дорогу, не рассматривается как вынужденная.

Вопрос 2.

pdd_11_2

Разрешен ли Вам съезд на дорогу с грунтовым покрытием?

2. Да.

Вопрос 3.

pdd_11_3

Можете ли Вы остановиться для посадки пассажира за знаком?

2. Да.

Вопрос 4.

pdd_11_4

Какой из знаков обозначает пешеходную дорожку?

1. Только Б.

Вопрос 5.

pdd_11_5

Вы намерены повернуть налево. Где Вы должны остановиться, чтобы уступить дорогу?

1. В любом месте по усмотрению водителя.

3. На перекрестке перед прерывистой линией разметки.

4. Перед перекрестком у линии разметки.

Вопрос 6.

blank

В каком случае Вам запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы?

1. Только при включении на нем проблесковых маячков синего (синего и красного) цвета.

2. В обоих перечисленных случаях.

3. При включении на нем проблесковых маячков синего (синего и красного) цвета и специального звукового сигнала.

Комментарий: Пункт 3.2 правил запрещает обгонять транспортные средства, имеющие нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, если на таких транспортных средствах включены проблесковый маячок синего цвета или маячки синего и красного цветов, а также специальный звуковой сигнал.

Вопрос 7.

pdd_11_7

Обязаны ли Вы в данной ситуации включить сигнал правого поворота?

1. Да.

3. Да, только в темное время суток.

Комментарий: Пункт 8.1правил обязывает водителей перед началом движения, выполнением поворота, разворота, перестроения - подать сигнал поворота. В данном случае Вы перестраиваетесь и обязаны указать этот маневр.

Вопрос 8.

pdd_11_8

По какой траектории Вы можете выполнить поворот направо?

2. Только по А.

Комментарий: При повороте направо Вы должны двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Поворот следует выполнять по траектории А.

Вопрос 9.

pdd_11_9

По какой траектории Вы можете выполнить разворот?

3. Только по А или В.

Комментарий: Разворот запрещен только на самом пешеходном переходе, поэтому Вы можете выполнить разворот по траектории А или В.

Вопрос 10.

blank

В каких случаях Вам разрешено выезжать за пределы крайней правой полосы, если Вы управляете транспортным средством, скорость которого не должна превышать 40 км/ч?

1. Только при обгоне.

2. В обоих перечисленных случаях.

3. Только при объезде или перестроении перед поворотом или разворотом.

Комментарий: Пункт 9.5 правил. Если Ваше транспортное средство не может развить скорость более 40 км/ч, Вы можете выехать за пределы правой полосы не только при объезде или перестроении перед поворотом налево (разворотом), но и при обгоне.

Вопрос 11.

blank

Какие требования предъявляются к водителю обгоняемого транспортного средства?

1. Он должен уступить дорогу автомобилю, завершающему обгон.

2. Он не должен препятствовать обгону путем повышения скорости движения или иными действиями.

Комментарий: Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями. Однако этот водитель не обязан уменьшать свою скорость движения, уступая дорогу автомобилю, который его обгоняет.

Вопрос 12.

pdd_11_12

Кто из водителей нарушил правила стоянки?

1. Оба не нарушили.

2. Только водитель автомобиля А.

3. Только водитель автомобиля Б.

4. Оба нарушили.

Комментарий: Оба водителя нарушили Правила, так как пункт правил 12.5 запрещает стоянку ближе 50 м по обе стороны от железнодорожных переездов.

Вопрос 13.

pdd_11_13

Вы намерены повернуть направо. Следует ли уступить дорогу автомобилю, выполняющему разворот?

2. Да.

Комментарий: При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора, Вы обязаны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с любых других направлений, в том числе выполняющим разворот на перекрестке (пункт правил 13.5 ).

Вопрос 14.

pdd_11_14

Намереваясь продолжить движение в прямом направлении, Вы должны:

1. Уступить дорогу легковому автомобилю.

2. Проехать перекресток первым.

Комментарий: Данный перекресток равнозначных дорог вы проезжаете первым, поскольку водитель легкового автомобиля, находящегося слева, должен уступить вам дорогу, Вы для него помеха справа.

Вопрос 15.

pdd_11_15

Вы намерены продолжить движение прямо. При желтом мигающем сигнале светофора Вы должны:

1. Уступить дорогу обоим транспортным средствам.

2. Проехать перекресток первым.

3. Уступить дорогу только трамваю.

4. Уступить дорогу только грузовому автомобилю.

Комментарий: При желтом мигающем сигнале светофора перекресток считается нерегулируемым (п. 13.3 ). Руководствуясь знаком приоритета 2.1 "Главная дорога", вы можете проехать этот перекресток первым, пользуясь преимуществом как перед грузовым автомобилем, так и перед трамваем, находящимися на второстепенной дороге (п. 13.9 ).

Вопрос 16.

blank

С какой максимальной скоростью разрешено движение транспортным средствам в жилых зонах и на дворовых территориях?

2. 20 км/ч.

Комментарий: Скорость движения транспортных средств в жилых зонах и на приравненных к ним дворовых территориях ограничена 20 км/ч (п. 10.2 ).

Вопрос 17.

blank

Вы можете использовать противотуманные фары совместно с ближним или дальним светом фар:

1. Только в темное время суток на неосвещенных участках дорог.

2. В обоих перечисленных случаях.

3. Только в условиях недостаточной видимости.

Комментарий: Противотуманные фары Вы можете использовать как в условиях недостаточной видимости (снегопад, дождь, туман, сумерки, когда видимость дороги менее 300 м), так и в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар (п. 19.4 ).

Вопрос 18.

blank

В каком из перечисленных случаев длина пути обгона будет больше?

1. При скорости движения обгоняемого транспортного средства 40 км/ч и обгоняющего 60 км/ч.

2. При скорости движения обгоняемого транспортного средства 70 км/ч и обгоняющего 90 км/ч.

3. Длина пути обгона в обоих случаях будет одинакова.

Комментарий: В обоих случаях разница скоростей между обгоняющим и обгоняемым автомобилем будет составлять 20 км/ч, а это означает, что время на выполнение обгона будет затрачено одинаковое. Однако за это время водитель, выполняющий обгон на скорости 90 км/ч, проедет больший путь, чем водитель, движущийся со скоростью 60 км/ч, то есть длина пути обгона будет больше. Длина пути равна произведению скорости на время. S=VT (S - путь, V - скорость, T - время).

Вопрос 19.

pdd_11_19

Для предупреждения скатывания автомобиля при остановке на подъеме (спуске) водителю следует повернуть передние колеса. Водители каких транспортных средств правильно выполнили это требование при наличии тротуара?

3. А и В.

Комментарий: Колеса должны быть повернуты так, чтобы автомобиль при произвольном скатывании выехал не на проезжую часть, а уперся колесами в бордюр тротуара. Подъем дороги согласно знаку снизу вверх. Автомобиль А упирается передними колесами в бордюр. Автомобиль В также упирается передними колесами в бордюр и не может скатиться. Автомобиль Б выкатывается прямо на проезжую часть. Автомобиль Г также выкатится на дорогу, пока задние колеса не упрутся в бордюр, в результате чего автомобиль встанет боком, перекрыв часть полосы движения. Правильное положение колес обеспечили водители автомобилей А и В.

Вопрос 20.

blank

Административная ответственность установлена за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение:

1. Легкого вреда здоровью человека либо незначительного материального ущерба.

2. Легкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо материального ущерба.

3. Легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Комментарий: В соответствии со ст. 12.24 КоАП нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет административное наказание.

Читайте также: