В момент нажатия или отпускания педали сцепления пятка ступни водителя

Обновлено: 05.07.2024

В этой статье рассмотрим, для чего служит педаль газа, педали тормоза и сцепления, и как правильно нажимать на педали тормоза, сцепления и газа в процессе управления автомобилем.

Современные автомобили могут оснащаться как механической коробкой передач (МКПП), так и автоматической (АКПП). Автоматические, в свою очередь, тоже подразделяются на типы, но суть не в этом.

Различия в управлении автомобилями с различными коробками передач в том, что автомобиль с акпп имеет всего две педали (газа и тормоза), а автомобиль с мкпп — три педали: газа, тормоза и сцепления.

На автомобилях с механической коробкой переключения передач (МКПП) этот процесс несколько сложнее, но только на первый взгляд. Здесь для переключения передач используется рычаг и педаль сцепления.

Не станем вдаваться в подробности устройства автомобиля и работы его узлов, для этого лучше изучить соответствующую литературу, а рассмотрим технику нажимания на педали.

В самом начале автомобильной практики людям свойственно совершать ряд ошибок. Например, в процессе учебы одни неправильно держат руль, неправильно нажимают на педали, другие неправильно тормозят и прочее, и это входит в привычку.

В последствии эти привычки доходят до автоматизма, и изменить их, порой, бывает очень сложно. Поэтому с самого начала учебы следует привыкать правильно.

Далее, в следующих публикациях серии Управлении автомобилем, будут рассмотрены такие основы управления, как трогаться с места и как останавливаться. После ознакомления с ними придет понимание, почему необходимо правильно работать педалями, а впоследствии эти знания вам помогут.

Педали на механике

Общие рекомендации по работе с педалями управления будут такие:

1. Нажимать на педали тормоза и сцепления нужно подушечкой стопы. Не пальцами и не всей ступней, а только подушечкой.

2. Работать с педалями нужно аккуратно, плавно, даже если необходимо нажать на педаль быстро;

3. По педалям нельзя бить ногой (кроме отдельных случаев, когда автомобиль оборудован АБС);

4. Возврат педалей в первоначальное положение обеспечивается пружинами. При отпускании нельзя бросать педаль, нужно сопровождать ее обратный ход ногой.

Теперь о назначении каждой педали в отдельности.

Педаль газа

Педаль газа служит для поддержания и плавного изменения скорости движения. Нажатие на нее приводит к ускорению, а отпускание – к замедлению автомобиля. Если положение педали газа не меняется, то машина будет ехать с постоянной скоростью.

Нажимать на педаль газа следует очень плавно. В нажатии работает голень правой ноги, коленный сустав должен быть расслаблен.

Педаль тормоза

Педаль тормоза служит для быстрого замедления автомобиля и его остановки. Почти всегда нажимать на педаль тормоза нужно так же плавно, как и на педаль газа. Как только нажатие достигнет необходимого усилия, нужно стараться придерживать это усилие неизменным, т.е. постоянным.

Чем сильнее вы нажимаете на педаль тормоза, тем быстрее машина будет замедляться. Педаль тормоза предназначена только для правой ноги!

Педаль сцепления

Педаль сцепления служит для соединения коробки передач с двигателем и для их разъединения. Коробка передач, в свою очередь, передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля.

В то время, когда педаль сцепления отжата (т.е. находится в своем покоящемся положении), двигатель соединен с коробкой передач — сцепление включено. В тот момент, когда педаль сцепления нажата (до пола), двигатель разъединяется с коробкой передач — сцепление выключается.

Педаль сцепления предназначена для левой ноги.

Но если вы попытаетесь таким образом тронуться с места (резко отпустив педаль), то скорее всего, у вас ничего не получится. Машина дернется вперед и двигатель заглохнет.

Для того, чтобы начать движение без рывка и не заглохнуть, следует отпускать педаль плавно, технично. А поскольку вам в этом помогает пружина, то фактически, отпускание педали сцепления заключается в техничном сопротивлении действию этой пружины.

Ниже описан порядок работы педалью сцепления. Непосредственно процесс начала движения из положения покоя подробно описан в статье Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места.

работа педалью сцепления

Давите на педаль, регулируя, тем самым, растяжение пружины. Попробуйте выполнить это движение на четыре счета (см. рисунок выше).

Исходное положение: левая нога покоится на площадке рядом с педалью сцепления.

Ну вот и все. Примерно в таком режиме нужно будет работать педалью при переключении передач в движении. Теперь, чтобы начать движение нужно увязать в работу педаль сцепления, педаль газа и коробку передач.

Как правильно трогаться, в т.ч. на ровном месте и на уклоне дороги, изложено в статье Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 20.07.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.


В своей боязни сделать что-то не так, начинающие водители, как правило, и совершают ошибки. Но порой в этом не их вина. Например, некоторые инструктора автошкол для того, чтобы ученик гарантированно сдал экзамен, помимо полезных навыков учат откровенной ерунде — держать ногу на педали сцепления и, случись чего, тут же выжимать ее.

Да, при движении на малых оборотах игра со сцеплением позволяет двигателю не заглохнуть и двигаться на максимально низкой скорости, а значит экзамен не будет провален. Однако подобная манера управления транспортным средством далеко не безопасна.

Сцепление в автомобиле с механической коробкой переключения передач — жизненная необходимость. С помощью этого узла крутящий момент от двигателя передается в трансмиссию. И без него разъединить коробку с двигателем для того, чтобы сменить передачу или включить нейтраль без последствий сиюминутных или отложенных, увы, не получится. Но это совершенно не означает, что педаль сцепления нужно жать по поводу и без. Да и постоянно держать ногу над ней, думая, что в опасной ситуации со сцеплением быстрее получится затормозить, тоже не нужно.

Возьмем для примера одну из частых ошибок новичков: играя со сцеплением, как учили в автошколе, для поддержания малой скорости, они не до конца выжимают педаль, а лишь слегка притапливают ее. В результате диски сцепления размыкаются не полностью, что вызывает их трение.


Сложно сказать, говорили им в автошколах или нет о том, что в обоих этих случаях связь колес с двигателем разрывается полностью. И случись что, они потратят драгоценные секунды на то, чтобы разобраться, когда и какую педаль жать, вместо того, чтобы попросту добавить газу и уйти от столкновения или вывести переднеприводный автомобиль из заноса.

Но факт остается фактом — в результате неправильных действий со сцеплением, любители жать левую педаль по делу и без улетают с трассы. И хорошо, если просто в кювет и без последствий для своего здоровья и жизни других участников движения.

Дело в том, что сцепление представляет собой достаточно сложный механизм, состоящих из дисков, пружин, рычагов и выжимного подшипника. Когда педаль опущена, то диски сцепления находятся в рабочем состоянии, то есть плотно сжаты пружинами.


Для переключения МКПП с одной передачи на другую нужно кратковременно выжать педаль сцепления, тем самым разомкнув диски. В этот момент входной вал коробки отсоединится от коленвала двигателя, и водитель сможет выбрать нужную передачу.

Вот только после данного действия водителю необходимо переставить ногу на специальную площадку для отдыха, дав педали сцепления вернуться на свое место. К сожалению, делают это далеко не все.

Вредная привычка оставлять ногу на педали сцепления может выработаться еще в автошколе, поскольку инструктора учат новичков регулировать скорость на предельно низких оборотах мотора с помощью удержания ноги на педали. Это может быть весьма эффективно, когда необходимо проехать по площадке со скоростью в 3-5 км/ч, в то время как при отпущенной педали автомобиль сразу ускоряется до 10 км/ч.


В таких ситуациях инструкторы советуют периодически размыкать сцепление до конца и затем возвращать ногу обратно, однако новички часто ошибаются и вместо полного размыкания лишь слегка продавливают педаль, из-за чего диски лишь немного разжимаются и трутся друг о друга.

Крутящий момент при этом передается от мотора лишь наполовину, благодаря чему машина едет с меньшей скоростью, вот только излишнее трение дисков способствует их перегреву, что со временем приводит к поломкам.


Также есть и категория водителей, которые оправдывают себя тем, что расположение ноги непосредственно на педали сцепления позволит им быстрее выжать сцепление для экстренного торможения в опасной ситуации. Да, здравый смысл в их словах действительно есть, однако постоянная эксплуатация автомобиля в подобных условиях чревата серьезными проблемами.

Большинство современных машин оснащены гидравлическим приводом выключения сцепления, и если водитель оставит ногу на педали, то незначительное усилие все равно будет передано на гидравлику. Последняя многократно усилит его, оказав давление на вилку, рычаги и выжимной подшипник, при этом диски немного разомкнутся и начнут проскальзывать.


filatof


Возник вопрос, машина первая на других ни на каких ни ездил, выжимать педаль сцепления обязательно нужно до пола? Если выжимать педаль не до пола то скорость все равно включается, не будет ли от этого плохо коробке?


Катенок


Выжимать нужно до пола. Правда объяснить почему не смогу, так как плохо разбираюсь в работе машины. :oops: Просто это я усвоила сразу, так сначало ездила не на своей и меня постояно ругали, если видели что не доконца выжала сцепление.


carambas


необязательно.
но по первости лучше до пола, а потом сам будешь автоматом нажимать сколько нужно, когда моторика ноги привыкнет где сцепление выключается

Не дожатое до конца сцепление может сказаться на дальнешей работе . Так как возможна пробуксовка диска сцепления.
а в остальном carambas прав.


Akademuk


сразу пришел в голову вопрос , тоже про педаль сцепления
когда выжимаете педаль сцепления - нога у вас навесу (чисто на педали) или еще пяткой упираетесь в пол?


Berry


Akademuk
я вот тоже хотела это спросить, но боялась, что меня сочтут за блондинку :grin:
на Гешке не получается, чтобы пятка упиралась в пол при выжимании сцепления?!
хотя я к этому уже привыкла, но понимаю, что это по всей видимости не правильно!


barbos131


ИМХО, у педали сцепления слишком длинный ход, чтоб можно было с пяткой на полу его плавно отжать. Когда пятка на весу, то получается плавнее. Да и удобнее так, еще с прошлой машины в привычку вошло.


БЛС-Толстый


На весу конечно, этож какую ногу надо иметь чтоб сцепленье выжать не поднимая.
А на счет выжима, если ваша цель плавная спокойная езда, а не гонки выжимайте до конца (ну до полика :grin: ) так надежнее. Меня вообще учили что сцепленье должно быть только в двух положениях вкл или выкл (правда сейчас я понял , что это не всегда). Но для начинающих это лучше. (разво что кроме троганья в гору).


bumbaka


Не могу остановиться

меня учили так, что пятка и не должна стоять на полу при выжимании сцепления, да и криво это как-то =)
у того же зеленина в учебнике тоже нифига не ставят левую ногу на пятку =)


kecha


Зашел на минутку.

В одной из предыдущих тем по сцеплению, было выявлено, что на Getz 2004 года был заводской брак, неправильная термообработка направляющей выжимного подшипника, что приводило к ее преждевременной выработке и проявлялось в закусывании педали. Обнаружил эту проблему на своем аппарате и сильно расстроился, т.к. по деньгам выходило очень не слабо. Заедание в виде щелчка проявлялось при выжиме педали практически в пол. Засунув голову под педальный узел, обнаружил, что ход педали ограничивается кронштейном с плостиковым упором, прикружив к этому упору 5 десяти копеечных монет с помощью изоленты (подобрал опытным путем, что бы задняя включалась без проблем) избавился от заедания сцепления и уменьшил его свободный ход, что положительно сказалось на скорости переключения передач. 10000 пробега каких либо проблемм не выявили. Рекомендую такой апгрейд всем кого напрягает слишком большой свободный ход педали.


Юнга


Проверил. У меня левая нога стоит на пятке. Выжимаю педаль не отрывая пятку от пола. После отпускания педали ногу (носок) не отрывая пятки переношу на площадку для отдыха.

ИМХО если отпускаешь педаль сцепления на весу, сложно точно дозировать скорость движения ноги и трогание получается неравномерным.

P.S. Надо же. Никто особо не задумывался над такой "проблемой" как выжимание педали сцепления. Мнения на работе разделились


filatof


Спасиба за ответы! Понял что все приходит с опытом. И про пятку на полу: Если у меня пятка на полу то трогаюсь плавно, если на весу то трудно плавно отпустить и тогда глохну (жена ворчит :-) у нее опыт 3 года). У меня опыта ни какого, машину вожу почти месяц :-)


FAnton


Эксперт по клавиатуре

Засунув голову под педальный узел, обнаружил, что ход педали ограничивается кронштейном с плостиковым упором, прикружив к этому упору 5 десяти копеечных монет с помощью изоленты


Сергей53


вообщето ,если мне память не изменяет , для более плавного выжимания сцепления нога должна стоять на полу ( пятка ).
но признаюсь давно так не делаю, привычка.
проверте на снегу если можите без газа тронуться не ставя пятку на пол то все нормально


kpk17


Зашел на минутку.


Максим


Не могу остановиться

kpk17 Если оно выжато до конца, то можно. Но в большинстве случаев - до конца не выжимают (особенно девушки на каблучках) и вот это не гуд.
ЗЫ А на девушку все равно зря ругаешься - плохое девушкино настроение дороже диска сцепления ИМХО))))))))


ShamaN


kecha
Как говорится, +1. Грустно это. Педаль у многих закусывает. Я в их числе.
Вопрос: не было ли официального отзыва машин по этому поводу? Официалы об этом браке знают?

P.S. Я уже более полугода пытаюсь это тему "пробить". Никто ничего не знает.


Panzerkampfwagen


Как понять - "закусывает"? у меня заедала - т.е. когда я нажимала ее и потом пыталась отпустить, ее что-то "держало". Но, как оказалось, все дело было в резиновом коврике

Я даже не помню, в каком положении у меня нога, но, признаться, меня немного напрягает, что у педали такой длинный ход. Обычно я стараюсь выжать до конца, но не всегда это получается


Schakal


у меня заедала - т.е. когда я нажимала ее и потом пыталась отпустить, ее что-то "держало". Но, как оказалось, все дело было в резиновом коврике


+1, регулярно цепляется за коврик, приходится его отодвигать назад. На встрече слышал очень дельный совет - приклеить к коврику снизу липучку, тогда он вцепится в ковёр и не будет егозить.


thaina


Я здесь новенький(ая)

[quote="Panzerkampfwagen"]Как понять - "закусывает"? у меня заедала - т.е. когда я нажимала ее и потом пыталась отпустить, ее что-то "держало". Но, как оказалось, все дело было в резиновом коврике

Аналогично))) Коврик когда уезжает назад, то цепляет педаль. Сначала было неудобно, но потом привыкла, теперь пяткой постоянно передвигаю коврик к сидению. :razz:


Максим Евгеньеви.


Зашел на минутку.

Один автолюбитель со стажем дал мне совет, что бы резиновый коврик не скользил, нужно - купить в любом хозяйственном магазине решётку для раковины (посмотрите, у вас на кухне такое есть), и положить её под коврик.
Во первых - коврик перестаёт ездить.
Во вторых - между ковриком и полом машины образуется воздушная прослойка, которая препядствует появлению болота под ковриком и способствует испарению излишней влаги.


Schakal


Максим Евгеньевич
Влага при этом будет испаряться только в объём ячеек, над ними-то всё равно коврик, так что никуда она оттуда не испарится. А насчёт езды - интересно, можно будет попробовать


Максим Евгеньеви.


Зашел на минутку.

Schakal
Испарится, для влаги достаточно небольшой воздушной прослойки и небольшого воздушного потока каторый будет образовываться при включении обдува на ноги.


Schakal


Максим Евгеньевич
Не, не должно Переборки сетки не дадут потоку пройти под коврик, а прослойки получаются в каждой ячейке несвязанные между собой, так что потока воздуха не будет. Впрочем, хуже тоже не должно стать.


Damon


Не могу остановиться


Именно, что со стажем. Этот совет для машин, на полу которых не мягкое покрытие, а достаточно твердый резиновый "ковер" (классика, Москвичи и т.п.).
Тогда эти сеточки действительно более-менее помогали. Кстати, данный совет касался исключительно проветривания, но никак не елозенья ковриков. ;-)
На мягких покрытиях современных машин совет совершенно бесполезен.


Бешеный Слон


хм.. где-то читал что пятка при нажатии на сцепление полность не должна касаться пола. Могу и ошибаться. Ездил и так и эдак.
Мне кажется более правильным вариант когда пятнка не касается пола при полностью выжатом сцеплении. У меня если пятка на полу при выжатом сцепелнии то довольно часто пятка цепляется за коврик что весьма не удобно и не способоствует нормальной работе с педалью сцепления отвлекает и т.д.
А так то что нога на весу на выжатом сцеплении с этим ни каких проблем. :-) Ничего не устает и не отваливает (я про ногу). :-)


Орёл


Зашел на минутку.

С подложеной сеткой- коврик скользит ещё больше и можно остаться не только без сцепления, но и без тормозов.Самый хороший совет это приклеить по краям ленту липучку.


Pol_cerry



LIISA


А разве в полу,почти под сидушкой,нет пластиковой пимпочки,на которую цепляют коврик(в нём дырочка сдулана для этого). :shock:


LIISA



DesBo


А разве в полу,почти под сидушкой,нет пластиковой пимпочки,на которую цепляют коврик(в нём дырочка сдулана для этого). :shock:



У меня нету. Наклеил на коврик пару вот таких штук и ковры, как вкопанные.


Panzerkampfwagen


отличная идея с липучками! надо попробовать
а педаль сцепления (сегодня обратила внимание) я нажимаю с упором пяткой, по-другому мне неудобно.


BIS.KZN


Я здесь новенький(ая)

Выжимать нужно до пола. Правда объяснить почему не смогу, так как плохо разбираюсь в работе машины. :oops: Просто это я усвоила сразу, так сначало ездила не на своей и меня постояно ругали, если видели что не доконца выжала сцепление.

Нормальное сцепление работает так, что после момента полного включения (педаль отпущена) и после полного выключения (педаль выжата) у педали есть небольшой свободный ход. Это необходимо чтобы гарантировать два этих режима. Соответственно при неполном выключении сцепления с двигателя может передаваться часть вращающего момента и при включении передачи может случиться удар. Ну если что услышите.
:smile:


SeZerg



Чебурашка


Специально обратила внимание, до этого как-то все на автомате :roll: - левая нога до нажатия сцепления постоянно на вису, а когда выжимаю ( до пола) , то пятка становится на пол. :eek:

Читайте также: