В результате дтп водитель ударился животом о рулевое колесо пострадавший в сознании

Обновлено: 05.07.2024

Автомобиль является средством повышенной опасности, об этом знают все автовладельцы и пешеходы. Мало просто знать правила дорожного движения, нужно еще и уметь правильно действовать при дорожно-транспортном происшествии. Медики утверждают, что первая помощь пострадавшим при ДТП людям, оказанная очевидцами, спасла немало жизней. От того, как поступят окружающие люди, будет зависеть жизнь человека. Самыми распространенными травмами являются черепно-мозговые, затем следуют травмы грудной клетки и переломы конечностей. Самое главное – нужно сразу вызвать скорую помощь по номеру 112, а потом уже принимать дальнейшие решения. В этой статье мы рассмотрим, как можно помочь людям, попавшим в аварию.

Извлечение пострадавшего из салона авто

При дорожно-транспортных происшествиях могут возникнуть разные ситуации. В некоторых случаях водителя и пассажиров нужно достать из машины, а в некоторых категорически нельзя. Если характер повреждений или положение пострадавшего могут нести угрозу его жизни, то извлекать его из авто самостоятельно нельзя. Если есть риск, что автомобиль в результате ДТП может загореться или взорваться, то извлечь людей из него просто необходимо. Немедленно доставать водителя и пассажиров нужно в том случае, если:

  • из капота машины начал идти дым или появился огонь;
  • стал чувствоваться сильный запах бензина;
  • из-за погодных условий нельзя оставлять пострадавших в авто.

Нужно отдавать себе отчет, что извлечение пострадавших не должно усугубить их положение. Особенно опасно это в тех случаях, когда у людей повреждена спина или шея. Также нужно оценивать риск для себя. Не получит ли травму тот, кто занимается изъятием людей из автомобиля.

Когда можно извлекать

Пострадавших из автомобиля нужно извлекать методом Раутека1 – руками обхватить человека подмышками и зафиксировать его предплечья. Затем аккуратно вынести наружу. Можно действовать методом Раутека2 – участник оказания помощи берет своей рукой за нижнюю челюсть голову потерпевшего. При первом методе человек находится в сознании, при втором методе – без сознания.

Если пострадавший с подозрением на травму позвоночника понимает происходящее с ним и находится в сознании, то его нужно положить на твердую ровную поверхность. Если человек с травмами позвоночника находится без сознания, то его нужно уложить на бок до приезда скорой помощи. Это положение нужно для уменьшения риска перекрытия дыхательных путей кровью, языком или слюной.

Пострадавших с травмой таза и живота нужно оставить в положении лежа с разведенными ногами, согнутыми в коленях. Под колени можно положить свернутую одежду. Для оказания первой помощи человеку с сильной потерей крови, нужно положить его на спину и поднять ноги. Человека, пострадавшего в ДТП и получившего травму грудной клетки нужно поместить в полусидячее положение. Лучше наклонить его голову в сторону травмированной части груди.

Когда нельзя извлекать

Помните, что извлекать из автомобиля пострадавших в ДТП людей нужно только тогда, когда это им не навредит. Если своими действиями участники могут нанести вред, то лучше оказать первую помощь пострадавшим прямо в машине. Есть ситуации, когда нельзя трогать потерпевших и тем более тянуть их наружу из авто. Если части тела людей зажаты автомобилем, противопоказано тянуть за них, чтобы освободить. В любом случае пострадавшим нужно оказать хоть какую-то первичную помощь и дождаться приезда спасателей.

Как правильно извлечь человека из машины

В каждом отдельном случае нужно действовать по ситуации, но есть определенные стандарты, которые можно взять за основу. Алгоритм извлечения потерпевшего из автомобиля следующий:

  • откройте дверь и поверните человека к себе спиной;
  • поддержите его голову;
  • возьмите руками его подмышки и наклоните на себя;
  • исключите резкие движения;
  • в таком положении аккуратно достаньте его из авто.

Иногда бывает так, что передняя дверь заблокирована. Тогда придется доставать потерпевшего через заднюю дверь. В этом случае нужно наклонить его сидение назад и описанными выше действиями аккуратно вытянуть. Когда произошло извлечение пострадавшего из авто, ему нужно оказать первую помощь.

Первая помощь пострадавшему

Понятно, что у участников оказания первой помощи вряд ли будет медицинское образование, поэтому действовать придется предположительно. Обычные люди не смогут сразу верно определить характер травм, это под силу только медикам. Однако некоторые спасательные действия смогут осуществить и обычные люди без какой-то подготовки.

Например, если у человека подозрение на травму позвоночника, то его следует уложить на твердую ровную поверхность. Обязательно дайте ему обезболивающее лекарство и не разрешайте делать резких движений. В случае если у человека травма таза или живота – положите его на спину и разведите ноги в согнутом состоянии. Первая помощь понадобится участникам ДТП, если у них:

  • сильное кровотечение (его нужно остановить);
  • отсутствует дыхание (нужно приступить к искусственному дыханию или непрямому массажу сердца);
  • поломаны кости (нужно наложить шину);
  • имеются ссадины и раны (на кожные покровы нужно наложить повязку).

Все перечисленное выше – это доврачебные действия. Оказание профессиональной медицинской помощи должно произойти незамедлительно.

виды травм при ДТП

Ежегодно в результате аварий телесные повреждения получает несколько сотен тысяч человек. Они бывают разного характера и степеней тяжести. Ухудшает состояние раненых то, что до приезда специалистов часто некому оказать им медицинскую помощь. Ведь большинство автомобилистов не могут определить вид травмы, не знают, что предпринять в таких случаях.

Механизм получения травм при ДТП

Повреждения у водителя и пассажиров автомобиля могут образовываться различными путями. Это зависит от местонахождения человека в машине, вида аварии, скорости ТС, его марки, использования или отсутствия ремней. Что именно приводит к травмам:

  • Удар. Это происходит при лобовом, боковом или касательном столкновении, опрокидывании и наезде. Удары – самая распространенная причина травмирования. Они способны вызвать повреждения различного характера, затронуть любые части тела. Контакт при этом может произойти не только с деталями автомобиля, но и дорогой, другими предметами, находящимися в салоне людьми.
  • Сдавление. Может возникнуть при деформации отдельных составляющих машины и стискивании ими частей тела пострадавшего. Или в случае выпадения человека из салона и опрокидывании на него ТС либо его деталей. Этот механизм работает также при использовании ремня безопасности. Но здесь виной не его неисправность, а сила, с которой тело бросает вперед.
  • Проникновение инородных предметов в ткани пострадавшего. Часто это бывает следствием удара и повреждения деталей автомобиля. Проникающие ранения возникают от разбитого стекла, пластиковых и металлических составляющих, обломков.

травмы при ДТП


Виды травм у пострадавших при ДТП

В одной аварии человек может испытать на себе и удары, и сдавление, и вторжение в ткани инородных предметов. Все причины образования телесных повреждений связаны между собой, часто одно является следствием другого. Например, инородный предмет может войти в тело от удара или сильного сдавления.

В большинстве серьезных аварий люди травмируются при контакте с дверью, рулем, лобовым стеклом, приборной панелью, иными частями салона, также из-за деформации всего корпуса автомобиля. Например, ступни и голени повреждаются при соприкосновении с педалями и полом.

Можно ли надеяться на выплаты, если попал в ДТП лишенный прав, что будет за ситуации различной степени тяжести

Виды повреждений у водителя и пассажира

Авария может стать причиной травмирования любой части тела или нескольких сразу. Отличить вид повреждения можно визуально, но охарактеризовать его точнее сможет только специалист после обследования. Тем не менее и очевидец происшествия способен распознать вид травмы, чтобы помочь пострадавшему.

Черепно-мозговая

В ДТП очень часто страдает голова. Ведь при резкой остановке автомобиля человек резко наклоняется вперед, и может травмироваться о стекло, руль, Голова ничем не закреплена, поэтому ударяется о твердую поверхность, в результате чего возникает черепно-мозговая травма. Нанести ее может и поздно сработавшая подушка безопасности.

Пассажиры, сидящие на задних сиденьях, получают сотрясение или ушиб мозга ударом о передние кресла. Если столкновение боковое, голова бьется о стойку авто или дверь. Распознать черепно-мозговую травму можно по ране на лбу или темени, затылке, разбитому лицу. Если она тяжелая, возможно истечение жидкости из ушей, носа, видимый перелом костей черепа. Свидетельствует об ударе головой треснувшее стекло машины.

Наиболее тяжелые черепно-мозговые травмы бывают у тех, кто не пристегнулся ремнем. Еще один фактор получения такого повреждения – высокая скорость авто, его падение с большой высоты.

Позвоночник и ребра

Резкая остановка автомобиля способна привести к вывиху либо перелому позвоночника. Особенно часто страдает шейный отдел. Голова резко наклоняется вниз, потом ее сразу отбрасывает назад, что и становится причиной травмы. Больше рискуют те, кто сидит с согнутой спиной и плохо отрегулированным подголовником.

Позвоночник страдает и в случае, когда человек не пристегнут. Резкие рывки тела приводят к деформации связок, ударам. Травму может нанести сидящий сзади пассажир. Его бросает вперед с огромной силой. И удар приходится как раз на спину расположившегося впереди.

повреждения позвоночника при ДТП

О травмах шеи и позвоночника свидетельствует усиление боли при попытке изменить положение тела, повернуть голову, подвигать руками. Иногда заметна деформация. Локализация ощущений зависит от того, какой отдел позвоночника травмирован.

Переломы и ушибы ребер вызываются контактом с рулем. Деталь может вдавить их внутрь, в результате чего возникает деформация костей. Опасен для ребер и ремень. Он удерживает тело на месте, а оно рвется вперед. Следствием становится резкое сжатие и повреждение тканей.

О хлыстовой травме шеи при ДТП смотрите в этом видео:

Органы

Труднее всего распознать повреждение внутренних органов, так как на теле может не быть никаких следов. Тем не менее если у человека отсутствуют внешние признаки травм, это не значит, что все в порядке. Повреждение внутренних органов- опасное состояние, при котором возможно кровотечение.


Расскажу об одном интересном деле, которое было преращено в следствии.

По факту ДТП было возбуждено уголовное ССО по ДТП СУ при УВД Ивановской областипо признакам преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Допрошенная жена моего доверителя показала, что муж рекомендации врача в период с 25 по 27 апреля 2008 г. выполнял полностью, в назначенное время принимал таблетки, сам колол себе инсулин шприц — ручкой, что является для него обычной процедурой, гак как инсулин он колет себе сам на протяжении многих лет. Про какие либо ограничения в режиме на выходные дни, он нс говорил.

Согласно заключению судебно-комиссионной экспертизы было установлено, что у моего доверителя имелся сахарный диабет 2-го типа, вторично инсулино-зависимый, средне — тяжелое течение; диабетическая нефропатия 1 степени, полиневрит, хронический панкреатит, хронический гастродуоденит. Основным заболеванием по поводу которого доверитель систематически проходил лечение, был сахарный диабет с поражением почек, нервной системы. Сахарный диабет типа 2 обусловлен относительным дефицитом инсулина, который вначале вызывает нарушение углеводного обмена, а затем всех видов обмена веществ, что в конечном итоге приводит к поражению всех функциональных систем организма. Самой распространенной формой острого осложнения сахарного диабета у людей, получающих сахароснижающую терапию, является гипогликемия — состояние, обусловленное низким содержанием сахара в крови. Даже при стабильной компенсации заболевания на одного больного сахарным диабетом приходится в среднем 1,1 — 1,6 случаев гипогликемических эпизодов в год. Наиболее типичными факторами провоцирующими развитие гипогликемического состояния, являются незапланируемые физические нагрузки, прием алкоголя, нарушение диеты ( пропуск своевременного приема пищи или недостаточное содержание в ней углеводов), а так же передозировка инсулина или производных сульфонилмочевины. Низкое содержание глюкозы в крови, прежде всего, сказывается на состоянии центральной нервной системы.

Учитывая вышеизложенное, следствие не стало ставить под сомнение правдоподобность показаний подозреваемого и не исключает возникновения у него гипогликемического состояния и уголовное дело было производством прекращено.

Вот такая история. Выводы вы можете сделать сами. Водители — диабетики допускаются с управлению автомобилями.

Герб Государственного комитета судебных экспертиз РБ

Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Риск попадания в ДТП у водителя при опьянении в 1,5 промилле вырастает более чем в сто раз


Разумеется, все травмы, полученные в результате ДТП, относятся к транспортным. Даже при таких атипичных случаях, как 20—30 лет назад в Минске: тогда то ли от автобуса, то ли от троллейбуса отлетело колесо и попало в прохожего, который скончался.

— Автомобильный травматизм на данный момент очень распространен: он составляет 60% от общей доли транспортного, — приводит статистику собеседник.

Наезды на пешеходов: если удар неизбежен — лучше подпрыгнуть и сгруппироваться

Чаще всего автотравмы получают пешеходы, которых сбивают при разных обстоятельствах. Однако механизм подобных ДТП примерно одинаков. Мало кто представляет, что происходит с человеком во время таких происшествий.

— Момент наезда на пешехода принято делить на несколько фаз, — рассказывает Алексей Сорокин. — Во время первой наносится удар выступающими элементами транспортного средства — как правило, в область голени. Затем происходит забрасывание тела с соударением о капот и ветровое стекло. Если скорость значительная, то пешеход перелетает через автомобиль. Это вторая фаза. К третьей относят падение на дорожное покрытие с ударом о него. Наконец, четвертая — это скольжение по поверхности, поскольку ранее телу была придана кинетическая энергия.

Каждый из этих этапов сопровождается получением комплекса травм. Эксперту предстоит установить, в какой из фаз получены телесные повреждения, в каком положении находился пешеход, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар, бежал человек, шел или стоял и т. д.

В момент первоначального удара (первая фаза) взрослый человек обычно получает повреждения костей голени, ребенок — коленей и бедер. Эксперты во время исследования должны установить, какой именно частью автомобиля нанесена травма. Учитывается множество факторов. Например, расстояние от подошвы обуви, в которой находится пешеход, до места перелома и т. д.


Клиренс автомобиля при наезде на пешехода имеет существенное значение. Чем выше находится бампер над проезжей частью, тем серьезнее травмы. На одной из конференций чилийский эксперт назвал большие внедорожники в этом смысле злыми машинами. Насколько верно такое утверждение?

— Безусловно, внедорожник более опасен для пешехода, чем седан, — считает начальник главного управления судебно-медицинских экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз. — Ведь первый удар наносится выступающими частями автомобиля. Даже если человек перелетает через машину, то у него остаются шансы выжить. А в случае наезда полноценным внедорожником они резко снижаются: посудите сами, решетка радиатора находится примерно на уровне центра тяжести тела либо выше его. Что происходит?

Как правило, самые тяжелые травмы пешеход получает в результате забрасывания на капот и последующего удара о дорожное покрытие. В эти фазы ломаются кости таза, ребер, позвоночника, верхних конечностей, черепа, происходят разрывы внутренних органов, сопровождаемые внутренним кровотечением (печень, селезенка, почки, легкие). Медики называют это сочетанной травмой нескольких областей тела.

Примерно такие же травмы человек получает при падении с высоты. Неспроста эксперты в области дорожного движения часто проводят аналогию, упоминая важность скоростных ограничений.


— Какие действия может предпринять человек, понимая, что наезд неизбежен? — спрашиваем.

— Честно говоря, сам представлял себя в такой ситуации. Если речь о транспортном средстве фургонного типа (фура, автобус, троллейбус и пр.), то шансов мало — разве что отпрыгнуть или убежать. А вот в случае, если бы двигался легковой автомобиль и наезд был бы неизбежен, я бы просто подпрыгнул, поджав ноги. Это позволило бы, во-первых, уберечь кости голени, а во-вторых, сгруппироваться и минимизировать повреждения от ударов о капот, стекло и асфальт. Подчеркну, это не гарантирует, что пешеход не получит травм, но они хотя бы будут не такими тяжелыми.

Вспоминается происшествие в Молодечно, которое несколько лет назад попало в объектив камеры видеонаблюдения. Напомним, во время опрокидывания служебного УАЗа сотрудник милиции, выпав из салона, смог сгруппироваться и сделать серию кувырков. Разумеется, выжить и не получить тяжких травм ему помог не только счастливый случай, но и хорошая физическая подготовка.

Иногда перед судмедэкспертами ставится сложнейшая задача: произошел двойной наезд на пешехода, надо выяснить, каким из автомобилей нанесены фатальные повреждения. Столь же непростое исследование касается установления водителя. Случается, находившиеся в момент ДТП в машине сваливают вину друг на друга или вовсе на погибшего. Тогда назначается комплексная экспертиза и по мельчайшим деталям устанавливается истина. А задача судебных экспертов — выяснить по характеру полученных травм, какие места занимали в салоне автомобиля люди.

Почему пешеходы уходят после ДТП?

Алексей Сорокин прокомментировал распространенную ситуацию, когда пешеход, на которого был совершен наезд, сам уговаривает водителя не вызывать скорую и ГАИ и уходит с места происшествия. А через несколько часов, когда первый шок проходит и человек понимает, что боль не унимается, все-таки обращается к медикам. Далее запускается закономерный механизм: врачи обязаны сообщить о причине получения такой травмы в правоохранительные органы, и начинается поиск скрывшегося автомобилиста.

— Уместно будет провести сравнение с боксерским поединком. Что происходит на ринге со спортсменами? Все силы организма брошены на спасение и защиту. Просыпаются инстинкты, дающие возможность отпрыгнуть, убежать или дать отпор. Адреналин выделяется в больших количествах и нивелирует болевые ощущения. Даже при незначительном ДТП происходит примерно то же самое. Учащается сердцебиение, повышается давление, пульс увеличивается. Человек может не ощущать боли. Понимание того, что он серьезно пострадал, приходит лишь через некоторое время.

Известны несколько случаев, когда пострадавшие в ДТП некоторое время ходили, давали первые пояснения, а потом теряли сознание и умирали. Эксперты называют это неосознанными действиями в стрессовой ситуации.

— Разумеется, водителю следует учитывать эту физиологическую особенность человеческого организма и самому вызывать соответствующие службы на место происшествия, несмотря на активные возражения пострадавшего, — советует судмедэксперт.

Абсолютно безопасного места в автомобиле нет

Во время самых успешных кампаний по повышению безопасности на Западе удавалось добиться, чтобы в салоне автомобиля пристегивались 70—80% водителей и пассажиров. Даже в образцовом обществе не удается достигнуть 100%-ного результата. В Беларуси же многие считают, что едущие сзади вообще могут не пристегиваться и за это штраф не положен (на самом деле, конечно, не так).

— Ремень безопасности действительно спасает, а вкупе с подушкой безопасности спасает еще лучше, — говорит Алексей Сорокин. — Если водитель или пассажир не пристегнут, то во время столкновения на него обрушивается сила, которая не позволит остаться в неподвижном состоянии, как бы вы ни готовились к удару. Посмотрите видео краш-тестов, которые проводятся на скорости в 50 км/ч. А ведь у нас столкновения нередко происходят при 100 км/ч и выше.

Шансы выжить у тех, кто вылетел из автомобиля, уменьшаются в 3—5 раз. Происходит это довольно часто, особенно если машине придается вращательный момент, а находящиеся внутри водитель и пассажиры не пристегнуты.

Высказывается много мнений, какое место считать самым безопасным в автомобиле. Эксперты развеивают заблуждения: критичные травмы можно получить на любом сиденье — многое зависит от места удара, типа транспортного средства и других факторов.

— При лобовом столкновении самые тяжелые травмы получает не водитель, как принято думать, а передний пассажир, — замечает собеседник. — Последний находится в расслабленном состоянии, а у водителя есть доли секунды, чтобы сгруппироваться перед ударом, упереться руками в рулевую колонку, ногами — в пол. В меньшей степени страдают задние пассажиры, так как энергия гасится по убывающей.

Когда столкновение происходит под углом, наиболее тяжелые травмы получают те пассажиры (или водитель), с чьей стороны произошел удар. Такая же ситуация с боковыми столкновениями.

— Но многое зависит от конструктивных особенностей автомобиля, — обращает внимание судмедэксперт. — Как мы убеждаемся, оценка, которую получила машина в результате проведения краш-тестов, имеет важное значение. В премиальных моделях шансы выжить и уберечься от тяжких травм выше, чем в более дешевых.


По поводу конструктивных особенностей. Участники аварий иногда жалуются на то, что выстрелившей подушкой безопасности им сломало кости носа (при этом неизвестно, были ли они пристегнуты в момент ДТП). Насколько это распространенный вид травмы? Влияло ли положение человека в салоне, настройки автомобиля или что-то другое?

— Это скорее случайность, — считает Алексей Сорокин. — Задача подушки — предотвратить удар о лобовое стекло, части салона. Важным условием является ее мгновенное открытие и наполнение воздухом или газом. Безусловно, человек подается вперед и может получить удар определенной силы о поверхность оболочки. Но даже если произошел перелом костей носа, это несопоставимо с повреждением черепной коробки, хрящей и костей гортани и так далее. Поверьте, переломанный нос — не самый печальный итог ДТП. Вероятно, подушка в данном происшествии уберегла от более серьезных повреждений.

Какие характерные травмы получают водитель и пассажиры автомобиля, попавшего в ДТП? По словам экспертов, чаще всего диагностируются переломы нижних конечностей. Во время резкой остановки бедренные кости (которые имеют некоторый изгиб) у сидящих впереди упираются в приборную панель, под давлением происходит перелом. У водителей часто обнаруживается перелом костей стоп, так как они упираются в пол и находятся в зафиксированном положении.

Те, кто не был пристегнут, получают множественные резаные раны лица и рук, — продолжает собеседник. — При этом есть особенность: передний пассажир летит вперед ладонями, а водитель, который держит руки на руле, не успевает их разогнуть и ударяется тыльной поверхностью кистей. Также водитель, не воспользовавшийся ремнем безопасности, часто ударяется о рулевую колонку и ломает грудину, ребра, получает повреждения легких, сердца и других внутренних органов, ушибы.

Иногда в больницы доставляют водителей, получивших довольно специфичный вид травмы — стремительный перелом локтевого отростка.

Это происходит из-за водительской привычки класть руку во время движения на оконный проем. Достаточно, чтобы на скорости локоть задело боковым зеркалом встречного автомобиля.

Типичны также признаки общего сотрясения тела. При резкой остановке машины (или наезде на пешехода) тело продолжает подаваться вперед до тех пор, пока не наткнется на препятствие (ремень безопасности, приборная панель, кресло и пр.). Однако внутренние органы в силу инерции продолжают свое движение, в результате чего получают характерные повреждения (надрывы, разрывы, кровоизлияния).

Мотоэкипировка не спасает от переломов, получаемых в результате сильного удара

— Если случается столкновение с транспортным средством фургонного типа, то происходит сильнейший удар со всеми закономерными последствиями: перелом костей скелета и повреждение внутренних органов с кровоизлиянием, — перечисляет Алексей Сорокин. — В ДТП с легковыми автомобилями мотоциклист обычно перелетает через кузов и основные травмы получает при падении на асфальт и последующем скольжении.

Иногда мотоциклисты, понимая, что столкновение неизбежно, кладут свое транспортное средство на бок. Однако проводились тесты, доказавшие, что скользящий на боку байк преодолевает большее расстояние, чем если бы водитель тормозил. А кроме того, происходит столкновение с автомобилем.

У велосипедистов или легкие травмы, или смертельные

В основном велосипедистов сбивают в темное время суток, когда они движутся по проезжей части без габаритных огней и световозвращающих элементов. Как правило, это происходит в сельской местности и является наиболее частой причиной гибели велосипедистов в ДТП, говорят в Государственном комитете судебных экспертиз.

Несмотря на большой резонанс, который получают случаи столкновения двух велосипедистов, таких происшествий регистрируется не так много.

— Актуальнее, когда велосипедист не справляется с управлением и падает на асфальт, — замечает Алексей Сорокин. — Страдают в первую очередь руки и выступающие части лица (лоб, надбровная и скуловая область, нос, подбородок). Поэтому велосипедистам тоже стоит надевать экипировку — в первую очередь шлем и перчатки.

Как помочь пострадавшему в аварии?

Важнейший вопрос касается оказания помощи при ДТП. Насколько велика роль очевидцев и тех, кто пытается помочь? И врачи скорой, и судмедэксперты в один голос говорят: от присутствующих на месте происшествия требуется совершить только два действия — остановить кровопотерю и провернуть набок голову пострадавшего (чтобы освободить дыхательные пути в случае тошноты).

— Иными действиями можно только нанести больший вред, — подчеркивает собеседник. — Так, при попытке переместить пострадавшего с переломом позвоночника может произойти смещение позвонков и повреждение спинного мозга. Как следствие — паралич конечностей, нарушение функций тазовых органов.


Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

При использовании материалов Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
© Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь

Читайте также: