Влияет ли физическое здоровье водителя на безопасность дорожного движения

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Муллакаев Эльмир Зульфатович, Уразаев Азат Хамзяевич

Перечислены основные факторы, влияющие на физическое состояние водителей. Приведены ГОСТы, регламентирующие эти факторы.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Муллакаев Эльмир Зульфатович, Уразаев Азат Хамзяевич

Анализ возможностей снижения влияния вредных веществ в воздухе рабочей зоны на безопасность труда водителей дорожных машин и рабочих

Транспорт и экология

Факторы, влияющие на физическое состояние водителей

Перечислены основные факторы, влияющие на физическое состояние водителей. Приведены ГОСТы, регламентирующие эти факторы. Ключевые слова: автомобиль, безопасность, экология.

the physical condition of drivers

E.Z. Mullakayev, A.H. Urazaev

Водитель автомобильного транспорта - одна из самых массовых профессий. Его работа по сути сводится к функциям оператора: получение и обработка информации, принятие решений и их исполнение. Повышенные требования предъявляются к сенсорным, моторным, интеллектуальным, психологическим качествам человека.

В процессе выполнения работы на водителя воздействуют высокое нервно-эмоциональное напряжение, монотонность, переутомление, относительно небольшая двигательная активность. На состояние здоровья и работоспособность, а, следовательно, и на надежность водителя, как основного звена в системе человек-автомобиль-дорога, непосредственное влияние оказывают условия труда. Неблагоприятные факторы производственной среды наряду с техническими могут служить причиной несчастных случаев и аварий на дорогах. По данным мировой статистики, основная причина 90 % дорожно-транспортных

происшествий (ДТП) - функциональное состояние водителей. При этом 70 % из них случаются вследствие утомления водителей. Если смотреть с точки зрения взаимодействия в системе человек-автомобиль-дорога, то 57 % ДТП происходят из-за ошибки человека, 27 % - из-за проблем взаимодействия человека и дороги, а 6 % - из-за проблем взаимодействия человека и автомобиля. Основные причины этих явлений обусловлены загрязнением воздуха кабины отработавшими газами, шумом, напряженностью труда, вибрацией, неблагоприятным микроклиматом - жарой или холодом.

К числу самых неблагоприятных производственных факторов на рабочем месте водителей относится шум. Допустимые уровни шума регламентируются ГОСТ Р 51616-2000. Анализ спектра шумов автомобилей позволяет считать их низкочастотными с выраженным инфразвуком. Уровень звукового давления на водителей превышает предельно допустимые значения в диапазоне

низких и средних частот. Между тем, даже весьма низкие уровни шумо-вибрационных воздействий в условиях психо-эмоциональной напря женности труда водителя отрицательно сказываются на его организме. Под влиянием шума снижается чувствительность органов слуха, скорость и точность сенсомо-торных реакций, особенно сложно координированных действий, увеличивается латентный период зрительно-моторных реакций.

Шум в кабине автомобиля влияет на функциональное состояние водителя: нарушаются физиологические функции, появляется усталость в связи с повышенными энергетическими затратами и нервно-психическим напряжением, то есть возникает реальная угроза безопасности движения. Допустимыми уровнями шума в кабинах перспективных автомобилей следует признать: для легковых такси и автобусов - 50. 60 дБ, для грузовых и легковых автомобилей - 60.70 дБ.

Тяжесть и напряженность труда водителей увеличивает вибрация, которая возникает при движении транспортных средств. Допустимые уровни вибрации установлены в ГОСТ 12.1.012-90. Вибрация действует постоянно и непрерывно, пагубно влияя на организм. Она может вызвать у человека ряд патологических и функциональных изменений, сопровождающихся снижением работоспособности, производительности и качества труда.

Люди ощущают вибрацию, начиная с 65 дБ, при значении более 80 дБ у них возникает дискомфорт. На автомобилях средней грузоподъемности уровень вибрации в зависимости от скорости движения и качества дорог колеблется от 80..86 до 125.134 дБ, на легковых

Транспорт и экология

автомобилях- в пределах 78. 127 дБ. Уровень общей вибрации на грузовых автомобилях составляет 108.122 дБ, на легковых - 100.118 дБ, на автобусах - 105 дБ.

Безопасность движения автомобиля в значительной степени зависит и от состояния микроклимата в салоне автомобиля, который обеспечивается эффективностью и уровнем автоматизации климатических установок, таких как системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности данных систем установлены в ГОСТ 50993-96.

Микроклимат салона машины - это совокупность ее метеорологических условий: температуры воздуха, его влажности и давления, поступления кислорода, а также загазованности салона [1]. Микроклимат имеет большое значение как с точки зрения безопасности (чистые стекла повышают обзорность с места водителя, оптимальные влажность и температура позволяют водителю дольше сохранять работоспособность), так и с точки зрения комфорта, ведь большинство автомобилистов проводит за рулем достаточно длительное время в течение дня. Все это является серьезным основанием для оптимизации микроклимата на таких рабочих местах.

В настоящее время требования к микроклимату в значительной степени выросли. Особенно это касается транспортных средств повышенной опасности [2]. От микроклимата в салоне зависят состояние водителя, степень его утомляемости и скорость реакции.

Можно выделить несколько важных параметров, определяющих микроклимат.

Важной составляющей микроклимата является температура

внутри салона автомобиля. При недостаточно высокой температуре водитель и пассажиры мерзнут, а при повышенной температуре - быстрее утомляются, особенно зимой в теплой одежде [3].

Наиболее благоприятны: температура 18.20 °С, влажность 30.70 %. По данным большинства авторов, температура воздуха в кабинах автомобилей должна быть в следующих пределах: зимой 15.25 °С, летом 18.27 °С. При температурах ниже 10 °С начинается переохлаждение тела, при температурах выше 25 °С наступает физическое утомление, снижается внимание и увеличивается время реакции, при дальнейшем повышении температуры до 35 °С умственная деятельность ухудшается, замедляется реакция, появляются ошибки в управлении автомобилем, внимание снижается примерно на 10 %. Пониженная температура воздуха также отрицательно влияет на работу мышц, быстроту и точность движений, из-за чего водитель делает больше ошибок.

Исследованиями также установлено, что при температуре воздуха в кабине 13°С происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем при оптимальной температуре. Если кузов, панели, обивка, органы управления окрашены в светлые тона, то при стоянке автомобиля на солнце эти элементы нагреваются на 8.10 °С меньше, чем такие же элементы, окрашенные в темный цвет. При движении эта разница уменьшается до 1,5.2 °С. Слегка затемненные стекла задерживают 40.60 % тепла солнечных лучей, проходящих через прозрачное стекло.

Немаловажное значение для терморегуляции организма человека имеет движение воздуха в салоне,

однако сквозняки способны вызвать простудные заболевания [1].

Безусловно, к важным параметрам относится поступление кислорода, пониженное содержание которого приводит к сонливости и апатии, быстрому утомлению [2].

Хорошая вентиляция - одно из самых простых средств, при помощи которых можно обеспечить высокую работоспособность и уменьшить усталость. К сожалению, некоторые водители этого не знают, а многие забывают. Эффективная вентиляция удаляет из кабины автомобиля вредные газы и пары бензина, к которым водители быстро привыкают и перестают их чувствовать. Очень важно и то, что проветривание обогащает воздух кабины кислородом и, следовательно, отдаляет момент усталости водителя [3].

Еще один очень важный параметр микроклимата в автомобиле - влажность, которая не только влияет на общий комфорт поездки, но и сказывается на запотевании стекол автомобиля.

И, наконец, еще один параметр микроклимата в автомобиле - загазованность салона. Требования к содержанию вредных веществ в воздухе кабины определены в ГОСТ Р 51206-98.

Воздух в кабине автомобиля может содержать пары топлива и вредные примеси отработавших газов, среди которых наиболее опасен оксид углерода (СО), или угарный газ. Оксид углерода в составе отработавших газов попадает через щели в кабину автомобиля. В воздухе кабины изношенного автомобиля концентрация оксида углерода значительно повышается, особенно зимой, когда окна кабины закрыты.

При длительном пробеге автомобилей поршневая группа двигателя

Транспорт и экология

значительно изнашивается. В результате этого отработавшие газы могут попадать в кабину. Предельно допустимое содержание отработавших газов - не более 10 мг/м3. Наибольшее же количество вредных примесей, в том числе и СО, образуется при неисправностях двигателя и работе двигателя на холостом ходу. В этом случае концентрация СО в кабине автомобиля увеличивается в несколько раз [3].

Даже если уровень токсичных веществ не превышает ПДК, они могут вызывать изменения в зрительном (снижение чувствительности сетчатки глаза), слуховом, вестибулярном анализаторах, уменьшение скорости реакций и нарушение цветоощущения. К концу рабочего дня в крови водителей отмечается увеличение карбоксигемоглобина, что становится причиной нарушения координации движений и замедления реакций.

Установлена тесная связь между уровнем загрязнения воздуха кабины автомобиля, работоспособностью водителя и частотой ДТП. Причем к воздействию токсичных веществ, в концентрациях даже ниже пороговых, нельзя привыкнуть. Адаптация человека к ним представляет собой одну из фаз интоксикации и сопровождается напряжением компенсаторно-защитных механизмов и, в первую очередь, регуляторных и координирующих систем организма.

Для борьбы с загазованностью ставят салонные угольные фильтры и газовые анализаторы, которые оперативно переключают климатическую установку в режим рециркуляции при повышенной концентрации вредных веществ за бортом автомобиля [2]. Другими направлениями в борьбе

с отравлением воздуха отработавшими газами являются:

• улучшение рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания, в результате чего снижается токсичность отработавших газов;

• тщательная регулировка двигателя (правильно отрегулированный двигатель выделяет примерно в 10 раз меньше оксида углерода, чем неотрегулированный);

• тщательная установка резиновых прокладок, закрывающих отверстия в полу кабины;

• повышение эффективности системы отопления и вентиляции кабины (вентиляцию необходимо использовать даже при низкой температуре воздуха) [3].

Итак, климатическая установка современного автомобиля обеспечивает:

• постоянный приток свежего воздуха и удаление влажного воздуха из салона автомобиля (полный обмен воздуха в салоне автомобиля обычно происходит не реже одного раза в 4 мин);

• очистку поступающего воздуха от дорожной пыли и вредных газов;

• поддержание оптимальной (22 °С) температуры в салоне автомобиля;

• поддержание оптимальной (60 %) влажности воздуха в салоне автомобиля для предупреждения запотевания или замерзания стекол.

Обычно на автомобиле предусматривается простая климатическая установка, а более продвинутые автомобили комплектуются двух-,трех-и четырехзонными климатическими установками, а также автономными отопителями или обогревателями. В комплексе они представляют собой системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, обеспечивающие максимально комфортные условия в автомобиле независимо от погодных условий и температуры окружающей среды.

Температура в салоне регулируется смешиванием холодного и горячего воздуха. Система отопления повышает его температуру, система кондиционирования снижает температуру воздуха и его влажность, а система вентиляции обеспечивает воздухообмен, удаление тепло-избытков и подвижность воздуха. Автономный отопитель повышает температуру воздуха при любых режимах работы автомобиля.

Таким образом, основными факторами, влияющими на физическое состояние водителей, являются загрязнение воздуха кабины отработавшими газами, шум, напряженность труда, вибрация, неблагоприятный микроклимат. Эти факторы в значительной степени влияют на безопасность дорожного движения, поэтому минимизация их воздействия на водителя является очень важной задачей.

1. Косенков А.А. Устройство автомобилей. Ходовая часть и прочие системы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 509 с.: ил.

При положительной пробе на алкоголь водитель направляется к дежурному диспетчеру, а в дальнейшем может быть направлен в лечебно-профилактическое учреждение для экспертного врачебного заключения о наличии алкогольного опьянения.

- наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 град. C, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.);

- повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;

- нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние. В этом случае медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя.

Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Для их осуществления администрацией организации должно быть выделено специальное помещение, оборудованное в соответствии с перечнем, установленным Методическими указаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

Водитель автомобильного транспорта – одна из самых массовых профессий. Работа водителя, по сути, сводится к функциям оператора: получение и обработка информации, принятие решений и их исполнение. Повышенные требования предъявляются к сенсорным, моторным, интеллектуальным, психологическим качествам человека.

  1. Обзор факторов, влияющих на состояние водителей

К числу самых неблагоприятных производственных факторов на рабочем месте водителей относится шум. Анализ спектра шумов автомобилей позволяет считать их низкочастотными шумами с выраженным инфразвуком. Уровень звукового давления на водителей превышает предельно допустимые величины в диапазоне низких и средних частот. Между тем даже весьма низкие уровни шумо-вибрационных воздействий в условиях психоэмоциональной напряженности труда водителя отрицательно сказываются на его организме. Под влиянием шума снижается чувствительность органов слуха, скорость и точность сенсомоторных реакций, особенно сложнокоординированных действий, увеличивается латентный период зрительно-моторных реакций. Шум в кабине автомобиля влияет на функциональное состояние водителя: нарушаются физиологические функции, появляется усталость в связи с повышенными энергетическими затратами и нервно-психическим напряжением, т. е. возникает реальная угроза безопасности движения.

Тяжесть и напряженность труда водителей увеличивает вибрация, которая возникает при движении транспортных средств. Вибрация действует постоянно и непрерывно, пагубно влияя на организм. Она может вызвать у человека ряд патологических и функциональных изменений, сопровождающихся снижением работоспособности, производительности и качества труда.

Безопасность движения автомобиля в значительной степени зависит и от состояния микроклимата в салоне автомобиля, который обеспечивается эффективностью и уровнем автоматизации климатических установок, таких как системы отопления, вентиляции и отопления.

Микроклимат салона машины – это совокупность ее метеорологических условий: температуры воздуха, его влажности и давления, поступления кислорода, а также загазованности салона. Микроклимат имеет большое значение как с точки зрения безопасности (чистые стекла повышают обзорность с места водителя, оптимальные влажность и температура позволяют водителю дольше сохранять работоспособность), так и с точки зрения комфорта, ведь большинство автомобилистов проводят за рулем достаточно длительное время в течение дня. Все это серьезные основания для оптимизации микроклимата на таких рабочих местах.

В настоящее время требования к микроклимату в значительной степени выросли. Особенно это касается водителей, которые управляют транспортными средствами повышенной опасности. От микроклимата в салоне зависит состояние водителя, степень его утомляемости и скорость реакции. Можно выделить несколько важных параметров, составляющих микроклимата.

Важной составляющей микроклимата является температура внутри салона автомобиля. При недостаточно высокой температуре водитель и пассажиры мерзнут, а при повышенной температуре быстрее утомляются, особенно зимой в теплой одежде. Наиболее благоприятная температура 18–20°С; влажность – от 30 до 70%. При температурах ниже +10°С начинается переохлаждение тела, при температурах выше +25°С наступает физическое утомление, снижается внимание и увеличивается время реакции, при дальнейшем повышении температуры до 35°С умственная деятельность ухудшается, замедляется реакция, появляются ошибки в управлении автомобилем, внимание снижается примерно на 10%. Пониженная температура воздуха также отрицательно влияет на работу мышц, на быстроту и точность движений, водитель делает больше ошибок. Если кузов, панели, обивка, органы управления окрашены в светлые тона, то при стоянке автомобиля на солнце эти элементы нагреваются на 8–10°С меньше, чем такие же элементы, окрашенные в темный цвет. При движении, однако, эта разница уменьшается до 1,5–2°С. Слегка затемненные стекла задерживают 40–60% тепла лучей, проходящих через прозрачное стекло. Немаловажное значение для терморегуляции организма человека имеет движение воздуха в салоне, однако сквозняки способны вызвать простудные заболевания.

Безусловно, важным параметром является поступление кислорода. Пониженное содержание кислорода приводит к сонливости и апатии, быстрее наступает утомление. Хорошая вентиляция – одно из самых простых средств, при помощи которых можно обеспечить высокую работоспособность и уменьшить усталость. К сожалению, некоторые водители этого не знают, а многие забывают. Эффективная вентиляция не только удаляет из кабины автомобиля вредные газы и пары бензина, к которым водители быстро привыкают и перестают их чувствовать. Очень важно и то, что проветривание обогащает воздух кабины кислородом и, следовательно, отдаляет момент усталости водителя.
Еще один очень важный параметр микроклимата в автомобиле – это влажность. Влажность не только влияет на общий комфорт поездки, но и сказывается на запотевании стекол автомобиля.

Важным параметром микроклимата в автомобиле является загазованность салона. Воздух в кабине автомобиля может содержать пары топлива и вредные примеси отработавших газов, среди которых наиболее опасна окись углерода (СО) или угарный газ. Окись углерода в составе отработавших газов попадает через щели в кабину автомобиля. В воздухе кабины изношенного автомобиля концентрация окиси углерода значительно повышается, особенно зимой, когда окна кабины закрыты. При большом пробеге автомобилей поршневая группа двигателя значительно изнашивается. В результате этого отработавшие газы могут попадать в кабину. Наибольшее же количество вредных примесей, в том числе и СО, образуется при неисправном двигателе и работе двигателя на холостом ходу. В этом случае концентрация СО в кабине автомобиля увеличивается в несколько раз.

Даже если уровень токсичных веществ не превышает ПДК, они могут вызывать изменения в зрительном (снижают чувствительность сетчатки глаза), слуховом, вестибулярном анализаторах, уменьшение скорости реакций и нарушение цветоощущения. К концу рабочего дня в крови водителей отмечается увеличение карбоксигемоглобина, что становится причиной нарушения координации движений и замедления реакций. Установлена тесная связь между уровнем загрязнения воздуха кабины автомобиля, работоспособностью водителя и частотой ДТП. Причем к воздействию токсичных веществ, в концентрациях даже ниже пороговых, нельзя привыкнуть. Адаптация человека к ним представляет собой одну из фаз интоксикации и сопровождается напряжением компенсаторно-защитных механизмов, и в первую очередь регуляторных и координирующих систем организма.

Для борьбы с загазованностью ставят салонные угольные фильтры и газовые анализаторы, которые оперативно переключают климатическую установку в режим рециркуляции при повышенной концентрации вредных веществ за бортом автомобиля. Другими направлениями в борьбе с отравлением воздуха отработавшими газами являются: улучшение рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания, в результате чего снижается токсичность отработавших газов; тщательная регулировка двигателя (правильно отрегулированный двигатель выделяет примерно в 10 раз меньше окиси углерода, чем неотрегулированный); тщательная установка резиновых прокладок, закрывающих отверстия в полу кабины; повышение эффективности системы отопления и вентиляции кабины (вентиляцию необходимо использовать даже при низкой температуре воздуха).

Итак, климатическая установка современного автомобиля обеспечивает:

- постоянный приток свежего воздуха и удаление влажного воздуха из салона автомобиля (полный обмен воздуха в салоне автомобиля обычно происходит не реже одного раза в четыре минуты);

- очистку поступающего воздуха от дорожной пыли и вредных газов;

- поддерживает оптимальную температуру в салоне автомобиля;

- поддерживает оптимальную влажность воздуха в салоне автомобиля, тем самым предупреждая запотевание или замерзание стекол.

Обычно на автомобиль устанавливается простая климатическая установка, более продвинутые автомобили комплектуются двух-, трех- и четырехзонными климатическими установками, а также автономными отопителями или обогревателями. В комплексе они представляют собой системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, обеспечивающие максимально комфортные условия в автомобиле независимо от погодных условий и температуры окружающей среды. Температура в салоне регулируется смешиванием холодного и горячего воздуха. Система отопления повышает температуру воздуха. Система кондиционирования снижает температуру воздуха и его влажность. Система вентиляции обеспечивает воздухообмен, удаление теплоизбытков и подвижность воздуха. Автономный отопитель повышает температуру воздуха при любых режимах работы автомобиля.

Таким образом, основными факторами, влияющими на физическое состояние водителей, являются загрязнение воздуха кабины отработанными газами, шум, напряженность труда, вибрация, неблагоприятный микроклимат. Эти факторы в значительной мере влияют на безопасность дорожного движения, поэтому минимизация их воздействия на водителя является очень важной задачей.

Цели, формы, методы контроля многообразны. Контроль водителей по целям может быть: дисциплинирующим, обеспечивающим выполнение правил дорожного движения, дисциплину его участников; диагностирующим работоспособность водителей; прогнозирующим состояние водителей, например, в конце рабочего дня по данным, получаемым в его начале.

Задачами контроля являются выполнение правил дорожного движения, проверка физического состояния водителей. По времени проведения контроль можно классифицировать на предрейсовый, послерейсовый, если проверяется работоспособность водителя, или текущий, при проверке соблюдения правил дорожного движения. По месту проведения контроль может быть разделен на дорожный или на контроль, выполняемый на АТП.

По степени охвата контроль может быть полный или частичный, а по времени проведения— ежедневный, периодический, выборочный. Перечень классификационных признаков может быть продолжен.
Вопрос о том, как сочетать заданную эффективность контроля с минимальными затратами сил и средств на его проведение, нельзя считать полностью решенным. Отметим только, что при контроле безопасности дорожного движения приходится сталкиваться с тем, что проверяемые элементы не всегда имеют прямую связь с причинами отказов, таких, как ДТП.

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки. Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила: - при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон; - тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; - не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; - запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация; - курите только в установленных местах; - не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества; - не включайте в электросеть вагона бытовые приборы; - при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии стро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д. Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов. Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло. В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством. При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв. В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: - в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; - перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; - если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; - так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; - после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).

КАК ДЕЙСТВОАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ

Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна. Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку. Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

Читайте также: