Водитель контролер должностные обязанности

Обновлено: 04.07.2024

В статье “Контролер технического состояния в организации” мы писали о том, в каких организациях необходим контролер технического состояния автотранспортных средств, а также о том, какое образование и стаж работы согласно законодательству нужны тем, кто работает или кто хочет устроиться на эту должность.

Что конкретно входит в обязанности контролера технического состояния и почему он так важен

Чем больше происходит разных ДТП, особенно пассажирского транспорта, особенно с детьми, тем больше ужесточаются требования к организациям-перевозчикам. С этой целью Минтранс выпустил отдельный приказ (296 Приказ Минтранса), в котором подробно описал порядок проведения осмотра транспорта перед тем, как водитель сможет выехать на нем на линию (предрейсового контроля).

– Контролер проводит предрейсовый (и послерейсовый) контроль транспортных средств

Основная задача контролера в организации следить за тем, чтобы к перевозкам хоть грузов, хоть пассажиров допускался только технически исправный транспорт и не допускать выезда неисправного. Именно с этой целью он обязан проводить технический осмотр каждого автомобиля перед тем, как за руль сядет водитель. Порядок предрейсового осмотра подробно описан в пунктах 9 и 10 Приказа Минтранса 296, но если коротко, то контролер каждый раз перед тем, как выпустить машину из гаража, проверяет: исправность систем, устройств, предусмотренных конструкцией ТС, работоспособность различных приборов ТС. Проверяет тормоза, рулевое управление, звуковой сигнал, стекла, зеркала ,колеса, световые приборы, исправность спутниковой навигации, тахографов (если они должны быть), наличие и комплектацию медицинской аптечки, ремни безопасности, герметичность узлов и агрегатов, прицепные устройства (при наличии). Различные замки, запоры (держатели) кузова, кабин, бортов.

После этого он обязан зафиксировать результаты осмотра в журнале и поставить отметку в путевом листе. Без отметки контролера в путевом листе выезжать на транспорте водителю запрещено.

– Контролирует техническое состояния транспорта после ТО и ремонта

В обязанности контролера входит также контроль за проведением технического обслуживания (ТО) и плановых ремонтов в соответствии с графиками. Он же выявляет все неисправности, регистрирует их, оформляет заявку на устранение или ремонт. По возвращении автомобиля с ремонта проверяет его техническое состояние. В случае ДТП или при поломке именно контролер занимается доставкой транспорта на место стоянки.

– Контролер ведет нормативную и техническую документацию

Контролер обязан вести журнал учета результатов проведения технического контроля, где указывается марка, модель транспорта, ФИО водителя, ФИО контролера, проводившего предрейсовый контроль, дата и время осмотра, подписи водителя и контролера (полный перечень необходимых реквизитов – пункт 15 Приказа Минтранса 296). Образец журнала можно скачать здесь.

Обязательно ставит отметку в путевом листе.

Составляет заявки на ремонт и техническое обслуживание транспорта (образец можно скачать здесь)

– Контролер обеспечивает соблюдение норм расходов гсм и запчастей

Обучение на контролера технического состояния можно пройти в очень сжатые сроки в нашем специализированном учебном центре “УчТранс”: дистанционно, заочно и очно.

г. Симферополь, ул. Маяковского , 14, лит. А, аудитория 204

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Минтранс вводит новые квалификационные требования к водителям и специалистам с 1 января 2021 года


Министерство транспорта Российской Федерации обновило профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций при выполнении перевозок автомобильным транспортом, установленные приказом № 287. C 1 января 2021 года будет введён в действие новый Приказ Минтранса от 31.07.2020 № 282. Какие новшества он закрепляет в отношении профессиональных и квалификационных требований работников транспортной сферы? Читайте в нашем материале.


КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАСАЮТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?


ДЛЯ КАКИХ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ?


Приказом установлены профессиональные и квалификационные требования к следующим профессиям и должностям:

КАКИЕ НОВШЕСТВА В ОТНОШЕНИИ ТРЕБОВНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВСТУПАЮТ В СИЛУ С 2021 ГОДА?


Большинство положений нового приказа Минтранса остаются такими же, как и в приказе №287, определявшем квалификационные требования к работникам до 2021 года. Однако есть несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание:

1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения:

В соответствии с новыми требованиями, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может иметь среднее профессиональное образование, в отличие от требований приказа №287, по которым данную должность мог занимать только специалист с высшим образованием.

2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта:

Контролером состояния транспортных средств автомобильного транспорта может быть назначен работник, освоивший профессию, входящую в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", однако только при условии наличия опыта работы в данной сфере не менее трех лет. Ранее должность контролера мог занимать только специалист, имеющий диплом по специальности данной группы. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.

3. Диспетчер:

В новом прказе Минтранса требования по должности диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта полностью исключены.

4. Водитель:

В отношении квалификации водителей с 1 января 2021 года будут введены следующие новые требования:

  • Водитель, перевозящий пассажиров должен:
    • уметь оказывать помощь пассажирам, в том числе пассажирам-инвалидам, которые используют для перемещения специальные устройства;
    • знать, как в соответствии с правилами безопасности загрузить и выгрузить, а также разместить и закрепить груз в автомобиле.
  • Водитель грузового транспорта должен:
    • знать правила использования тахографов

Также установлено, что водитель грузового транспорта может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ.

Учебный центр "Сфера охраны труда" осуществляет профессиональную переподготовку специалистов по безопасности дорожного движения, контролеров технического состояния автотранспортных средств в соответствии с актуальными квалификационными требованиями, а также проводит повышение квалификации водителей авторанспортных средств по различным направлениям, в том числе по оказанию первой помощи.

Подробная информация - по телефону:

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

О других многочисленных измнениях транспортного законодательсва, вступающих в силу в 2021 году, читайте в материале на нашем сайте.

С 1 сентября 2021 года вводятся новые правила предрейсового и предсменного контроля. Что изменилось в процедуре проверки? Что нужно проверять перед выходом машины на линию? Какие проблемы могут поджидать перевозчиков? Со всеми этими вопросами разбираемся в статье!

Изменения вводятся Приказом Минтранса №9 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств” от 15 января 2021 года. Новые правила прохождения процедуры предрейсового и предсменного контроля вступят в силу уже с 1 сентября 2021 года.

Зачем нужен предрейсовый контроль?
Предрейсовый или предсменный контроль обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозки. Процедура необходима, чтобы регулярно проверять техническое состояние машины и не допустить выхода на рейс неисправного ТС.

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

КАК ПРОЙТИ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ И ПРЕДСМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ?

Когда необходимо выполнять проверку?

1. Перед отправкой водителя (или водителей) на один или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
2. Проверка проводится в любой момент в промежутке между возвращением машины в парк и ее выездом на рейс.
3. Если несколько водителей работают на одной машине посменно, проверка проводится до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки.

Что необходимо проверять во время предрейсового контроля?

В законе прописан длинный перечень механизмов, которые необходимо проверять во время процедуры. Мы перечислим их кратко, а полный список можно найти по ссылке.

Во время проверки надо отметить исправность всех основных механизмов ТС: тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала, фар, всех зеркал, замков, запоров бензобака, индикацию на приборной панели. Нужно проверить герметичность систем, узлов и агрегатов, наличие аптечки, огнетушителя и противооткатных упоров (для грузовиков и автобусов), страховочных тросов и запасного колеса.

Дополнительно, если они есть в конструкции машины, надо проверять: запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов.

Проверка тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС и АСН (оборудования мониторинга)

Основные изменения в законе коснулись перечня для проверки. С 1 сентября 2021 года перед выездом на рейс необходимо проверять наличие и исправность тахографа, системы ЭРА-ГЛОНАСС и оборудования мониторинга. Это необходимо делать для всех категорий ТС, которые должны быть оснащены оборудованием по закону.

С 1 сентября 2021 года работать и выпускать на линию машину без тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудования слежения (если они должны быть по закону) запрещено и наказывается штрафом.

У вас еще не установлено оборудование? Не знаете, обязательно ли вам ставить тахограф, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудование мониторинга? Мы поможем разобраться в этом!

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ?

Проводить проверку может сотрудник компании, сам владелец или водитель авто, сторонний представитель или организация. Любой контролер должен соответствовать “профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Необходимо вести учет всех проверок и заносить данные о каждом ТС в Журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. В Журнал нужно записывать данные о каждом осмотре машин:

1) наименование марки, модели машины;

2) государственный регистрационный номер ТС;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера;

4) дату, время проведения контроля;

5) показания одометра (полные километры пробега);

6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);

7) подпись контролера.

Журнал можно вести в бумажном и электронном виде. Во втором случае его придется заверять электронной подписью организации.
После успешного прохождения предрейсового контроля, отметка о нем делается в путевом листе водителя.

Отсутствие путевого листа расценивается проверяющими как непрохождение предрейсового технического осмотра. Штраф за отсутствие путевого листа у водителя – 500 руб за каждый выявленный случай.


Контролер

В связи с тем, что должностная инструкция контролера техсостояния автомототранспортных средств не утверждена законом, работодатели разрабатывают документ самостоятельно. При этом используют профессиональные квалификационные справочники, в которых прописываются обязанности работников, а в случае с контролером – отдельные приказы Минтранса (они регулируют трудовые функции специалистов). Часто кадровики берут за образец типовую инструкцию контролера технического состояния, содержание которой дорабатывается с учетом изменений законодательства.

В связи с тем, что должностная инструкция контролера техсостояния автомототранспортных средств не утверждена законом, работодатели разрабатывают документ самостоятельно. При этом используют профессиональные квалификационные справочники, в которых прописываются обязанности работников, а в случае с контролером – отдельные приказы Минтранса (они регулируют трудовые функции специалистов).

Часто кадровики берут за образец типовую инструкцию контролера технического состояния, содержание которой дорабатывается с учетом изменений законодательства.

Должность проверяющего требует от работника наличия не только образования, полученного после окончания школы, но и определенной квалификации, опыта, компетентности. С 2017 года специалисты проводят предрейсовый контроль по новым правилам (приказ Минтранса №296), путевые листы заполняются строго на бланке (с обязательными реквизитами).

В 2018 году были внесены изменения в основной закон о БДД. Профессия контролера автоматически перешла в разряд штатных.

С 2019 года к обязанностям специалиста прибавилась проверка исправности тахографов перед каждым рейсом. В связи с этим должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств дополнилась рядом пунктов. Их отражение во внутренней документации не столько обязательно, сколько необходимо – трудовые баталии на производстве возникают довольно часто.

Описание и характеристика профессии

Должность контролера технического состояния ТС занимают специалисты различных категорий – водители, диспетчеры, ответственные за БДД (при соответствии профстандарту). Их основная обязанность – вывод автомобилей на линию в исправном состоянии.

Профессия требует знания не только технических характеристик, устройства машин, но и техрагламента, который задает порядок проведения техосмотра, прописывает стандарты (нормы) допуска АТС к эксплуатации.

Кроме того, специалист выполняет обязанности консультанта – проводит инструктаж водителей, напоминает об изменениях в законодательстве, проверяет комплектность аптечки и СИЗ, доводит до водителей важные сведения об авто, выполняет функции механика (ремонт). Труд контролера и ответственный, и травмоопасный.

Основные положения должностной инструкции контролера техсостояния ТС

Трудовые обязанности дополняются заполне-нием журналов учета и путевых листов. Также контролер ответственен за документацию, выдаваемую автосервисами и магазинами запчастей.

Помимо технического опыта, специалист должен обладать навыками работы с документооборотом.

В качестве основных характеристик профессии выделяют:

  1. Материальную ответственность за имущество работодателя, гражданскую (уголовную) ответственность перед третьими лицами в результате неправомерных действий.
  2. Низкую оплату труда при значительных трудозатратах (плотный режим работы, повышенная концентрация внимания).
  3. Частое совмещение должностей.
  4. Проблемы с поиском работы в маленьких городах.
  5. Доступность профессионального образования, а также курсов повышения квалификации (или переподготовки).

Специальности и вузы – где учиться на контролера

В перечнях профессий среднего и высшего профессионального образования в пункте с кодом 23.00.00 указываются специальности, позволяющие работать на должности контролера. Их получают в вузах и учреждениях среднего профессионального образования. Как правило, в любом техническом колледже или техникуме есть кафедра для обучения автослесарей и техников.

Важно. Для работы специалистом требуют диплом контролера. Перед записью на курсы запрашивают актуальный образец диплома с присвоением нужной квалификации.

Кто может работать контролером

В связи с тем, что вышел приказ Минтранса №287, к контролерам предъявляются новые требования к:

  1. Образованию – не ниже среднего профессионального.
  2. Стажу – от года (при отсутствии высшего образования);
  3. Переподготовке с получением удостоверения контролера (и повышению квалификации – через пять лет после обучения и в процессе работы).

Важно. Условия допуска к работе приведены в п. 14.3 Приказа. При наличии профильного высшего образования или диплома с присвоением квалификации контролера опыт работы в техобслуживании не требуется.

Уровень зарплаты

Средний показатель на рынке труда составляет 30 тыс. руб. В больших городах зарплата достигает 45–60 тыс. руб. в зависимости от компетенции сотрудника, стажа и специфики предприятия. В компаниях с автопарком более чем 100 ед. техники контролеры зарабатывают в среднем по 50 тыс. руб.

Должностная инструкция

Типовой документ разрабатывается предприятием с учетом специфики производства. В тексте часто дублируются положения из законодательства, т. к. особых указаний о должностной инструкции контролера Росавтотранс не приводит.

Основные пункты документа:

  1. Предисловие.
  2. Общая часть.
  3. Обязанности и права.
  4. Ответственность.
  5. Условия труда.
  6. Оценка качества работы.
  7. Заключительная часть.

Чем подробнее изложены должностные инструкции контролеров технического состояния автомобилей, тем проще осуществляется контроль за деятельностью транспортного отдела. В этом случае у работодателя отпадает необходимость разъяснять ключевые моменты работы каждому из контролеров (главному, замещающему).

Важно. Предисловием является первая страница с указанием даты утверждения документа, должности, ФИО работника, разработавшего инструкцию, а также согласования текста с высшим руководством. В качестве примера приводится следующая инструкция. Иногда работодатели заменяют предисловие одним абзацем. В нем описываются основные законы и приказы, на основании которых составляется текст (ТК, Техрегламент, Приказы Минтранса и т. д.).

Общие положения

Глава затрагивает административные вопросы работы.

Заполнение должностной инструкции контролера техсостояния ТС

В ней отражается следующее:

  1. Кем сотрудник назначен на должность и в соответствии с каким приказом.
  2. Категория работника (разряд и другие профессиональные характеристики).
  3. В чьем подчинении он находится, кто дает распоряжения в отсутствии руководителя.
  4. Перечень квалификационных требований к контролеру по закону (образование, стаж).
  5. Случаи освобождения от должности, запись о заключении срочного договора.
  6. Чем руководствуется контролер в процессе профессиональной деятельности.

Важно. В качестве примера берут следующую инструкцию. При необходимости документ дорабатывается с учетом изменений в законодательстве.

Обязанности

В описании должностных функций отражается полный перечень обязанностей, которые выполняет контролер техсостояния транспортных средств. При необходимости записывается каждая модель (марка) эксплуатируемого автомобильного транспорта.

Основные обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств:

  1. Проверка и контроль безопасности ТС.
  2. Устранение неисправностей и выпуск машин на линию.
  3. Плановое техобслуживание в СТО, ведение технической, сопроводительной и внутренней документации.
  4. Доставка аварийного автотранспорта до места стоянки, ведение журналов учета ДТП и неисправностей.
  5. Проведение предрейсового инструктажа водителей и сотрудников в подчинении.

Что должен знать

В разделе затрагиваются следующие вопросы:

  1. Техническое устройство, особенности техобслуживания, порядок предрейсовой проверки, виды диагностируемых неисправностей.
  2. Законодательство, применяемое в профессиональной деятельности (широкий круг проблем, включая основной закон о безопасности дорожного движения).
  3. Документооборот, обязательные реквизиты и бланки.
  4. Правила и нормы, введенные на предприятии для обеспечения безопасности труда.

Важно. Основные пункты раздела часто копируют из приказа №296, в котором приводятся все квалификационные и профессиональные требования к контролеру.

Характеристика работ и задачи

Здесь прописывают, как именно проводится предрейсовый контроль, при помощи каких приборов диагностирования и методов проверки. Исходя из этого составляется список задач для мастера.

Дополнительно разъясняют, что:

  • выпуск неисправных автомобилей в рейс запрещается;
  • проверку ТС после ремонтного обслуживания контролер осуществляет под личную ответственность;
  • технические работы проводятся с соблюдением норм электро- и пожарной безопасности.

Кроме того, прописывают ответственность за передачу ТС в управление водителю без прав или медосвидетельствования.

Права

Полномочия контролера всецело связаны с его должностными обязанностями.

Специалист имеет право:

  1. Запретить выезд водителя на линию или принять меры для предотвращения нарушений.
  2. Требовать от руководства полного материально-технического обеспечения рабочего места, в том числе бесплатную форму, обувь и СИЗ.
  3. На повышение квалификации с предоставлением выходных дней на период занятий.
  4. Запрашивать документацию, необходимую для работы (в других отделах).

Отдельно прописывают положение о том, что сотруднику предоставляются иные права и гарантии по ТК РФ.

Ответственность

Контролер отвечает за свои действия (бездействия) не только перед работодателем, но и третьими лицами (государством).

Инструкция по охране труда

Должностная инструкция контролера техсостояния ТС

В первый рабочий день специалисту выдается инструкция по охране труда для контролера технического состояния автотранспортных средств.

Так как отраслевой (типовой) документ официально не разработан, предприятия используют отдельные инструкции для выполнения каждой из работ (с горючими материалами, по ремонту и техобслуживанию). Перечень ТОИ приводится в справочнике Консультанта.

Также контролер обязан расписаться в журнале о прохождении инструктажа по оказанию первой помощи на производстве и технике безопасности на всех участках проведения работ (монтаж, смазка, диагностика и т. д.).

Перспективы, карьерный рост

Контролер техсостояния транспорта считается перспективной специальностью. С 2017 года должность вводится практически на каждом предприятии, эксплуатиру-ющем автомобили, в том числе легковые. В промышленно развитых городах профессия будет востребована на постоянной основе.

Основным преимуществом работы контролера считается быстрый карьерный рост. Образование получают за 3 месяца переподготовки, а стаж для работы не требуется. Кроме того, совмещение должности доступно обычным водителям, механикам, слесарям и диспетчерам.

В небольших компаниях контролер может претендовать и на начальника транспортного отдела, которым обычно назначается ответственный за БДД.

Плюсы и минусы профессии

Должность контролера связана с высокой степенью ответственности при отсутствии весомых преимуществ.

В качестве плюсов выделяют:

  • социальные гарантии;
  • достойный заработок;
  • перспективы роста по карьерной лестнице;
  • широкие полномочия и самостоятельное распределение рабочего времени.

Минусы, как и у любой профессии, также имеются. Но при соблюдении всех формаль-ностей и неплотном графике работы (например, при небольшом потоке ТС) контролер исключает ошибки в работе. Ответственность сводится к соблюдению правил внутреннего распорядка на предприятии. Тем не менее перед выбором профессии часто задумываются об условиях работы.

Выводы

Должностная инструкция контролера техсостояния АТС разрабатывается работодателем самостоятельно с учетом методических указаний министерств и ведомств. Она служит ориентиром для сотрудника при выполнении рабочих функций. А ее грамотное составление позволяет избежать спорных ситуаций в будущем.

Обычно документ включает не более пяти разделов, где отражаются общие моменты деятельности, обязанности, права, ответственность контролера. При трудоустройстве инструкция подписывается вместе с приказом о назначении на должность.

Читайте также: