Водитель в штате есть а автомобиля нет

Обновлено: 05.07.2024

Из статьи вы узнаете:

Зачем и кому нужен медосмотр

Медосмотр показывает, если ли у водителя проблемы со здоровьем, употреблял ли он алкоголь или наркотики. Это помогает предотвратить серьезные аварии на дорогах.

Проверять на своей территории или в больнице

На крупных предприятиях система медосмотров отлажена. А вот небольшим фирмам сложно выполнить требования закона, т.к. не хватает средств на покупку спецоборудования, обустройство медкабинета или содержание квалифицированного медика в штате. Предлагаем разобрать несколько вариантов, которые подойдут и большим предприятиям, и ИП.

Заключить договор с медицинской организацией. У нее должна быть лицензия на проведение медосмотров. Если водителей в штате не много, они могут приезжать на осмотр в медицинскую организацию сами. Если много — работодатель договаривается с фельдшером больницы о медосмотре на своей территории. В таком случае на автопредприятии понадобится специальный кабинет, оборудование и др. Подробнее об этом рассказываем ниже.

Устроить в штат медицинского работника. Осмотр водителей можно доверить штатному фельдшеру автопредприятия. Однако одного медобразования специалиста будет недостаточно. Он должен пройти дополнительное обучение и получить сертификат с правом проводить медосмотры.

Самим получить лицензию на проведение медосмотров. Это требует денежных вложений на специальный медкабинет и оборудование. С другой стороны, автопредприятие сможет проводить медосмотры для других организаций и дополнительно зарабатывать.

Как проводить осмотр

Проводить осмотры медработник должен тоже в определенном порядке (Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н):

  1. Расспросить водителя о жалобах и недомоганиях.
  2. Провести визуальный осмотр.
  3. Проверить артериальное давление, пульс, температуру тела.
  4. Понять, есть ли у водителя алкогольная, наркотическая и другая интоксикация.

Если у врача возникают сомнения, он направляет шофера на дальнейшее обследование. От рейса водитель будет отстранен при учащенном пульсе, повышенном давлении, наличии в крови алкоголя и наркотиков.

Если водитель не пришел на медосмотр, отказался его проходить или уклоняется от этой процедуры, работодатель не имеет права выпустить его в рейс.

Как сделать отметку в путевом листе

Итоги обследования фиксируют в двух документах: журнале осмотров и путевом листе.


Как ставить отметку о медосмотре в путевом листе

Если водитель выходит в рейс без отметки врача в путевом листе, то надзорные органы в случае проверки выпишут штраф по ст. 11.32 КоАП РФ либо по ст. 5.27 и 12.32 КоАП РФ.

У нас появляется новый формат статей — ответы на вопросы. На каждый из опубликованных материалов нам приходит множество вопросов и комментариев.

В этой статье —вопросы, которые касаются путевых листов.

У нас в блоге уже много материалов о путевых листах. Посмотрите: возможно, они окажутся для вас полезны.

► У директора небольшой организации есть личный автомобиль. Может ли менеджер ездить на нем по служебным делам без путевого листа?

Смотря что иметь в виду под служебными делами. На переговоры и встречи ездить, безусловно, можно. Только не забудьте вписать имя менеджера в полис ОСАГО на этот автомобиль (полис ОСАГО без ограничений — тоже вариант).

А вот если тот же менеджер повезет, например, груз для заказчика — путевой лист потребуется. И поскольку перевозками грузов, как говорит Федеральный закон N 259-ФЗ, могут заниматься только юридические лица или ИП, придется оформлять договор аренды ТС.

► Я индивидуальный предприниматель без наемных сотрудников, работаю сам, по патенту (транспортные перевозки). Нужен ли мне путевой лист?

Если автомобиль используется для коммерческой деятельности, то путевой лист надо оформлять. В вашем случае — он нужен однозначно.

Понятно, что если вы едете на своем автомобиле по личным делам, то вам не нужен ни путевой лист, ни отметки о предрейсовом контроле.

► Можно ли вписать дополнительный маршрут в путевом листе от руки?

Путевой лист — это обычный первичный учетный документ. Его можно можно заполнять комбинированным способом: на компьютере (данные, которые известны до начала рейса) и от руки (данные, которые стали известны во время или после поездки).

► Где в путевом листе должен быть пункт сведения о перевозке

Это не регламентируется никакими правилами, поэтому теоретически — хоть где. Но с точки зрения здравого смысла, разумно сделать отдельную графу в первой части путевого листа, где расположены все обязательные реквизиты. Вы можете посмотреть пример здесь: Как заполнять путевой лист грузового автомобиля.

девушка с путевыми листами

Обратите внимание!

Актуальные шаблоны путевых листов (легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса) можно купить у нас на сайте.

► Кто обязан писать остатки топлива в путевом листе перед выездом и после?

Эти пометки, согласно Приказу Минтранса N 368, вносит сотрудник, назначенный на то руководителем юрлица или ИП. Это может быть диспетчер, механик, контролер ТС — кто угодно.

Индивидуальный предприниматель, если он сам является водителем, проставляет показания одометра самостоятельно.

► Можно ли оформлять в командировку оформлять два путевых листа: один в одну сторону, другой — в другую?

Можно, если водитель не успевает вернуться к сроку, указанному в путевом листе. Но с точки зрения учета на один рейс лучше оформлять один путевой лист — поэтому к предполагаемой дате окончания командировки в путевом листе лучше прибавить несколько запасных дней. Мы писали об этом в статье Командировка водителя: как правильно оформить путевой лист.

► Журнал учета путевых листов за год был заполнен только наполовину. С нового года его можно продолжать или нужно заводить другой?

А чтобы не испытывать мук выбора каждый год — можно раз и навсегда определить этот момент в учетной политике предприятия.

► Как отражать в путевом листе прогрев автомобиля?

Можно не отражать вообще.

Просто издать на предприятии Приказ о норме горючего, которая уходит на ежемесячное прогревание автомобиля в холодное время года — и учитывать эти показатели при списании ГСМ.

Но предприятие вправе определить свои нормы и установить их актом локальной комиссии. При этом расчет повышенных норм надо обосновать, подкрепить контрольными замерами, а кроме того — подтвердить исправность транспортного средства.

► Может ли контролер технического состояния подписывать путевой лист на трактор или экскаватор?

Очевидно, вы имеете в виду: может ли контролер ТС удостоверять исправность такой техники перед рейсом? Техническое состояние самоходных машин находится в ведении Гостехнадзора, и он ничего не говорит о предрейсовом контроле, только о периодических техосмотрах.

Поэтому судебная практика в этом вопросе противоречива. И если проверяющие органы выявят, что трактор не проходит предрейсовый контроль, то владельца трактора могут оштрафовать. Вот такой казус.

Пару лет действовал Приказ Минсельхоза N 750, который устанавливал формы путевых листов для самоходной техники. Согласно этим формам, техническую исправность трактора/экскаватора должен был удостоверять механик или бригадир. В прошлом году Приказ отменен, нового взамен него нет.

Учитывая всю эту неразбериху — нам кажется, что контролер ТС вполне может подписывать путевой лист трактора или экскаватора. Что называется, лучше перестраховаться.

Главные темы месяца

Это нужно открывать все НПА по водителям и изучать. На форум не полагайтесь. Там действительно очень много всего. Начиная от оформления листа собеседования с водителем при приеме (это обязательный документ с длительным сроком хранения), ежедневного медицинского осмотра водителей и т.д.

мы принимать не будем внешних, своих курьеров переведем. просто я даже не знаю что ещё смотреть. обучение механика по пред рейсовым осмотрам и ответственного по БДД уже организовываю. знать бы что ещё нужно (((

Цитата
шахти написал:
мы принимать не будем внешних, своих курьеров переведем

Как минимум Письма Минтранса, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей,
Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.

Если у Вас нет Консультанта или Гаранта, надеюсь их статья поможет. И не важно, что у вас "не прием" - преим или перевод не имеет значения.

Оглавление:
1. Что учитывать, когда вы ищете кандидата на должность водителя автомобиля
2. Что учитывать при заключении с водителем трудового договора
3. Можно ли принять водителя по совместительству
4. В каких случаях нужно проводить стажировку водителя автомобиля
5. Какие медосмотры нужно проводить водителям автомобилей
6. Какие "специальные" инструктажи надо проводить для водителей автомобилей
7. Какой режим труда и отдыха должен быть установлен у водителей
8. Что делать, если у водителя прекращено действие права на управление автомобилем
9. Что делать, если у водителя приостановлено действие права на управление автомобилем

1. Что учитывать, когда вы ищете кандидата на должность водителя автомобиля
К водителям автомобилей применяются повышенные требования при приеме на работу. Они должны проходить профессиональный отбор и профессиональное обучение, а также обязательный предварительный медосмотр (ст. 328 ТК РФ).
Поэтому перед приемом водителя на работу:
• проверьте его водительское удостоверение. Оно должно быть российского образца, так как управлять автомобилем с иностранными правами запрещено. Исключение - ситуация, когда водитель - гражданин государства, где русский язык официальный (например, гражданин Киргизской Республики). Это обусловлено п. п. 4, 13 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения.
Убедитесь, что в водительском удостоверении в соответствующих графах проставлены разрешающие отметки, которые подтверждают право на управление транспортными средствами определенных категорий и входящих в них подкатегорий (п. п. 1, 7 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения, п. 5 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения). Если таких отметок нет, допускать водителя к управлению автомобилем запрещено (абз. 1, 2 п. 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения).
Обратите внимание! Временно продлеваются российские национальные водительские удостоверения, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 г. включительно. При этом сохраняется возможность их замены. Водителя, управляющего транспортом с таким удостоверением, не привлекают к ответственности по ч. 1 и 3 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26, ст. 12.32 КоАП РФ (п. 1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 275, Информация МВД России, Методические рекомендации (утв. МВД России)). Порядок и сроки замены указанных водительских удостоверений утверждены Приказом МВД России от 09.06.2020 N 410. Срок замены - по 31 декабря 2020 г. включительно;
• проверьте у водителя наличие квалификации и стажа работы. Это требуется при приеме только некоторых водителей, например, тех, которые будут заниматься перевозкой опасных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов. Категории таких водителей и требования к квалификации и стажу, которым они должны соответствовать, приведены, в частности, в Приказе Минтранса России от 28.09.2015 N 287. Узнать, есть ли у водителя необходимые квалификация и стаж работы, можно соответственно из документов об образовании и (или) о квалификации, из трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности (абз. 3 ч. 1 ст. 65, ст. ст. 66, 66.1 ТК РФ, п. п. 7, 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения);
• направьте водителя на предварительный медицинский осмотр, по итогам которого будет ясно, может он работать у вас водителем или нет. Вам будет направлено заключение медицинской организации о наличии или отсутствии противопоказаний по управлению автомобилем. Если кандидат откажется проходить медосмотр или будут выявлены противопоказания, его нельзя допускать к работе (абз. 4, 5 ч. 1 ст. 76, ст. 214, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, п. п. 12, 13, 14 Порядка проведения медосмотров работников);
• проведите с водителем собеседование. Дополнительно можно организовать письменное тестирование. Результаты внесите в специальные листы собеседования и храните их минимум пять лет (п. 9, абз. 2 п. 10, п. 11 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).
Лист собеседования с водителем не имеет утвержденной формы. Разработайте его самостоятельно. Главное - отразить в листе основные результаты собеседования (тестирования): соответствует ли уровень знаний водителя квалификационным требованиям (абз. 1 п. 10, п. 11 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).
Кроме указанной информации внесите в лист собеседования следующие данные:
• Ф.И.О. соискателя;
• данные лица, проводившего собеседование (тестирование);
• категорию транспортного средства, для работы на котором принимается соискатель;
• профессиональные и квалификационные требования к соискателю (см. Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287);
• оценочный результат собеседования (тестирования);
• иную информацию.
Только если кандидат соответствует требованиям, перечисленным выше (квалификация, стаж и т.д.), а также иным установленным трудовым законодательством, вы можете принять его на работу (п. 12 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

2. Что учитывать при заключении с водителем трудового договора
Трудовой договор заключите по тем же правилам, что и обычно, а именно включите информацию, в частности, о месте работы, оплате труда, условиях труда на рабочем месте, условие об обязательном социальном страховании и другие сведения и условия, указанные в ч. 1, 2 ст. 57 ТК РФ.
Особое внимание уделите трудовой функции, характеру работы, а также режиму труда и отдыха.
Поскольку с выполнением работы по должности водителя связаны некоторые ограничения (например, по режиму работы), то в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ опишите трудовую функцию следующим образом: водитель автомобиля. Так она определена, например, в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.
В качестве характера работы укажите разъездной характер работы или работу в пути (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Проверьте, прописано ли в вашем коллективном договоре (при наличии) или в локальном нормативном акте условие о возмещении расходов на служебные поездки таких работников. Если нет, то их можно указать в трудовом договоре. А именно пропишите размеры и порядок возмещения расходов по проезду, найму жилого помещения, суточных и иных расходов, которые водитель будет делать с вашего разрешения или ведома (ст. 168.1 ТК РФ)
Указывая режим труда и отдыха водителя в трудовом договоре, учтите все нюансы, указанные ниже.

3. Можно ли принять водителя по совместительству
Да, можно, но есть ограничения.
Так, работник не вправе работать водителем автомобиля по совместительству, если работа по основному месту связана с управлением транспортным средством (ч. 5 ст. 282, ч. 1 ст. 329 ТК РФ).
Рекомендуем до заключения трудового договора письменно уведомить его об этом ограничении. Это позволит снизить риск привлечения к ответственности по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение ч. 1 ст. 329 ТК РФ, если впоследствии будет установлено, что у вашего совместителя работа по основному месту связана с управлением транспортным средством.

4. В каких случаях нужно проводить стажировку водителя автомобиля
Проводить стажировку водителя автомобиля нужно, если (ч. 1 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения):
1) он впервые принимается на работу по этой должности;
2) у него был перерыв в работе более одного года;
3) при приеме на работу он был переведен на другой тип транспортного средства.
Таким образом, если вы принимаете на работу водителя, проведите его стажировку после заключения трудового договора и до того, как допустите водителя автомобиля к самостоятельной работе.
Порядок проведения стажировки и требования к ней содержатся, в частности, в п. п. 13 - 23 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения.
Нарушение порядка проведения стажировки может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

5. Какие медосмотры нужно проводить водителям автомобилей
Помимо предварительного медицинского осмотра, о котором упоминалось выше, вы также должны организовывать проведение за свой счет периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров (абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Периодические медицинские осмотры нужно организовывать для водителей не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н). А для тех работников-водителей, кому еще не исполнился 21 год, - ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медосмотров работников).
Правила их проведения определены в разд. I, III Порядка проведения медосмотров работников.

См. также: Как организовать периодические медосмотры водителей

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом рабочего дня (рейса), чтобы выяснить, можно ли допустить водителя к работе и сможет ли он должным образом выполнять свои обязанности (п. 4 ч. 2 ст. 46 Закона об охране здоровья, п. 4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Такой медосмотр не нужно проводить, только если водитель управляет автомобилем, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 1 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Согласно разъяснениям Минтранса России предрейсовые медосмотры следует проводить перед первым рейсом как в случаях, когда в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов, так и в случае, когда длительность рейса составляет более одного дня.
Если вы осуществляете перевозку пассажиров или опасных грузов, то нужно также организовывать послерейсовые медосмотры (абз. 4 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 2 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Их следует проводить после рейса, если его продолжительность составляет более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ).
Водитель автомобиля руководителя организации, например, должен проходить послерейсовый медосмотр, так как руководитель организации для него является пассажиром, перевозку которого он осуществляет.
Правила проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров определены в Порядке проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

6. Какие "специальные" инструктажи надо проводить для водителей автомобилей
Если вы осуществляете перевозки автомобильным транспортом, то должны проводить вводные, предрейсовые, сезонные, специальные инструктажи. Во время таких инструктажей до водителей автомобилей нужно доводить информацию, которая содержится в п. 16 Правил обеспечения безопасности перевозок, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (например, о том, как действовать в ситуации, когда по независящим от них причинам невозможно соблюсти график движения) (п. п. 2, 17 указанных Правил).
Порядок проведения таких инструктажей определен п. п. 18 - 21, 23 упомянутых Правил.
Допускать к работе водителя автомобиля, не прошедшего соответствующий инструктаж, запрещено (п. 22 Правил обеспечения безопасности перевозок, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7).
За нарушение этого требования вас могут привлечь к ответственности по ч. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

7. Какой режим труда и отдыха должен быть установлен у водителей
Водителям устанавливается режим рабочего времени и времени отдыха с особенностями, которые обусловлены спецификой их деятельности. Например, увеличенная продолжительность рабочего дня (смены) для некоторых категорий водителей, ограничения при введении ненормированного рабочего дня, более длительный, чем у обычных работников, ежедневный и еженедельный отдых.
Для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т, установлены отдельные нормы времени управления транспортным средством и времени отдыха (разд. 26 Правил дорожного движения РФ).
Далее рассмотрим их подробно.

7.2. Особенности режима отдыха водителей
Устанавливая режим отдыха водителей, учтите, в частности, следующее:
• ежедневный (междусменный) отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности рабочего дня (смены) накануне отдыха (абз. 1 п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей);
• еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) должен предшествовать или следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна быть минимум 42 часа (ст. ст. 107, 110 ТК РФ, п. 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей);
• перерыв для отдыха и питания так же, как и у других работников, должен быть от 30 минут до двух часов. Как правило, перерыв предоставляется в середине рабочей смены. Если по графику водитель работает больше восьми часов, можете предоставить ему два таких перерыва. Время и конкретную продолжительность перерыва нужно установить с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению с водителем (п. 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).
Для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т, установлены свои нормы отдыха. Например, такие водители обязаны делать перерыв в управлении транспортным средством не позднее чем через 4,5 часа с момента начала вождения (его очередного периода). Перерыв должен быть как минимум 45 минут. Он может быть разделен на части, первая из которых должна составлять - не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут (п. 26.1 Правил дорожного движения РФ).

7.3. Особенности режима труда и отдыха водителей при суммированном учете
Устанавливая суммированный учет рабочего времени водителей, учтите, в частности, следующее:
• продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей). Но есть исключения. Они предусмотрены п. п. 10 - 12 указанного Положения. Так, водителю руководителя организации можно установить рабочий день (смену) до 12 часов (при условии, что управлять автомобилем он будет не больше девяти часов в день (смену)) (п. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей);
• время управления автомобилем в течение рабочего дня (смены) не должно превышать 9 часов. Исключения из этого правила предусмотрены п. п. 17, 18 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (п. 16 указанного Положения). В частности, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более двух раз в неделю. При этом общая продолжительность управления автомобилем в течение недели должна быть ограничена 56 часами, в течение двух недель подряд - 90 часами (п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей);
• ежедневный (междусменный) отдых водителю надо предоставить продолжительностью не менее 12 часов (п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей). Его можете сократить только в случаях, предусмотренных абз. 4 - 6 п. 25 указанного Положения;
• выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) водителям с суммированным учетом надо устанавливать согласно графикам работы (сменности), а число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения об особенностях режима работы и отдыха водителей);
• учетный период устанавливается в один месяц (абз. 1 п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей). Увеличить его можно в исключительных случаях. Например, учетный период можно увеличить до шести месяцев при перевозке пассажиров на курортах в летне-осенний период, а также при других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ (абз. 2 п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).
Обратите внимание, что при междугородных перевозках продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов, если это позволит водителю до окончания рабочего дня (смены) доехать до места отдыха. При этом должны соблюдаться ограничения времени управления автомобилем, предусмотренные п. п. 16, 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей) (п. 10 указанного Положения).

8. Что делать, если у водителя прекращено действие права на управление автомобилем
Если вам стало известно, что у водителя прекращено действие права на управление автомобилем, то такого работника нельзя допускать к его управлению (абз. 3 п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Иначе вас могут привлечь к ответственности по ст. 12.32 КоАП РФ.
Если работнику запрещено управлять автомобилем в соответствии с медицинским заключением, то увольняйте его по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, а если он лишен водительских прав или истек срок их действия - по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Но учтите, что увольнение возможно, только если этого работника не получится перевести на другую подходящую ему работу (такой работы нет или работник отказывается от перевода) (ч. 3 ст. 73, ч. 2 ст. 83 ТК РФ).
Обратите внимание! Временно продлеваются российские национальные водительские удостоверения, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 г. (включительно). Они действительны до их замены, возможность которой сохраняется и в период продления срока действия удостоверений. Граждане, управляющие транспортом с таким удостоверением, не привлекаются к ответственности по ч. 1 и 3 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26, ст. 12.32 КоАП РФ (п. 1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 275, вопрос 21 Обзора по отдельным вопросам судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020), Информация МВД России, Методические рекомендации (утв. МВД России)). Порядок и сроки замены указанных водительских удостоверений утверждены Приказом МВД России от 09.06.2020 N 410. Срок - по 31 декабря 2020 г. включительно.

Предприниматель из Казани Константин потратил без малого три месяца на поиск водителя с открытой категорией СЕ и рассказал, почему частники и компании с небольшими автопарками не интересуют соискателей.

О дефиците водителей-дальнобойщиков перевозчик рассказал подписчикам своего Youtube-канала.

У автоперевозчиков много проблем: поломки, лизинги, кредиты, наше весёлое государство с новыми законами, налоговая и так далее. Но на сегодняшний день основным и самым существенным вопросом становится водительский состав. Если вы работаете на своей машине и думаете, что можно взять вторую, имейте ввиду: на категорию СЕ нанять водителя сложно, даже если предложить оклад чуть выше рынка.

Найти водителя категории С, если речь идёт о ГАЗонах или каких-то вменяемых иномарках на межгороде, тоже непросто. Но в сравнении с категорией СЕ в пять раз легче – потому что машины меньше, и страха у людей нет. В сегменте среднетоннажников велика текучка: люди приходят и уходят, они проще относятся к своей работе.

Компании, в которых до 10-20 (а возможно и до 50) машин, в которых нет службы подбора персонала и службы безопасности сталкиваются вот с какой проблемой. Водитель звонит по объявлению и начинает планомерно узнавать интересующие его сведения. Не ты с ним разговариваешь, не ты рассказываешь об условиях, а он планомерно расспрашивает тебя!

В первую очередь водителей интересует не ставка за километр, а направления и машина, на которой придётся работать. Модель машины отсекает очень многих водителей. Когда они узнают, что работать придётся на КАМАЗ-5490, робко спрашивают: автомат или ручка?

У нас город-миллионник, но мне приходится рассматривать не только саму Казань, но и близлежащие регионы. За два месяца я переговорил с 30-35 водителями, это были полноценные беседы. И каждая из них строилась одинаково: сперва водитель узнавал всю информацию, которая его интересовала, и только затем давал мне возможность задать вопросы.

Были и курьезные случаи. С одним из соискателей всё обсудили и начали договариваться о встрече. Каждый день он переносил дату – сегодня не получится, завтра не смогу. В итоге так и не приехал, хотя рекомендации были хорошие.

Еще один водитель пришел из крупной компании, у него тоже были хорошие рекомендации, мы беседовали с механиком. Всё согласовали, устроили небольшой тест-драйв, поболтали за жизнь и оговорили условия оплаты – деньги за первый круг выдаются после завершения второго и так далее. Я говорю: сбрасывай документы на оформление. Через день звонок: у меня сложная ситуация, мне к 15 числу нужно оплатить кредит, я не понимаю, как будет платиться зарплата… но мы ведь всё обсудили!

— По трудовой оформляете?
— Конечно, всё согласно законодательству.
— А можно не по трудовой?
— Нет, у нас всё по ТК, акт приёмки-передачи… а в связи с чем вопрос?
— А я тут на банкротство документы подал…
— Спасибо, до свидания.

Водители могут меня ненавидеть, но ведь им доверяют сцепку с грузом – это огромные деньги! Однажды мы везли пятитонником из Петербурга в Москву груз на 50 миллионов рублей, а ставка была всего на 3 тысячи выше рынка – 19 тысяч с НДС. Нам сказали: это специальная электроника.

Водитель потом признался: как увидел в ТТН стоимость груза, выехал с загрузки и до выгрузки нигде не останавливался. Я потом даже по навигатору проверил: останавливался только на светофорах!

Испугался сам, а нас пугать не стал, признался позже, потому что ночь на дворе была.

Заказчик может сказать: груз ерунда, оборудование, но оборудование бывает разным. Станок может стоить 100 тысяч рублей, а может стоить миллион евро. И тут мне звонит человек и говорит, что подаёт на банкротство, но готов работать… извините, нет.

Последние два с половиной месяца я регулярно общаюсь с водителями, раз в 2-3 дня происходит один толковый разговор, после которого водитель, как правило, берёт тайм-аут. Мне кажется, что я чётко доношу информацию и рассказываю об условиях работы. У нас нет гонок, я всегда проговариваю, что в зимний период нужно проезжать не больше 600-650 километров, что машины обслуживаются в сервисе, а водитель делает только мелочевку вроде замены лампочек и подкачки колес. При разговоре всегда отмечаю, что доплачиваем за растентовки.

И всё равно мне непонятно, как заинтересовать водителей. Ставка – 5,5 рублей за километр и 800 рублей суточные. Однажды я психанул и повысил ставку до 6 рублей. Одно время был готов нанимать даже людей без опыта. Никакого эффекта, трындец!

Звонит соискатель: работает на самосвале, категория есть, сезон кончается и хочет попробовать работу на автопоезде. Я получил рекомендации, встретился с ним, пожали руки… и он пропал.

Звонит другой водитель, говорит – был свой бизнес, прогорел, права есть, хочу работать. Я говорю адрес офиса, прошу набрать за полчаса до приезда. Он тоже пропадает.

Рынок пришел к тому, что сейчас средняя зарплата дальнобойщиков с пробегом 15-16 тыс. километров в месяц приблизилась к 100 тысячам рублей.

Вы можете говорить, что таких зарплат нет, но если планомерно работать в нормальной организации и ездить чуть больше, чем позволяет РТО, соточка будет гарантирована. Понятно, что Volvo, Scania, Mercedes или MAN – более комфортные и менее проблемные машины. Но даже с учетом повышенной ставки КАМАЗ-5490 остаётся для водителей препятствием.

Водители категории СЕ – мужики прожжённые, думающие. Дорога не любит дебилов и идиотов. Встречаются, конечно, и среди них отмороженные люди, но в целом тут идёт профессиональный отбор, который оставляет разумных, адекватных профессионалов. И они не готовы просто так прыгнуть в омут с головой. Дорога не любит торопыг, не любит скорых решений – всё должно быть размеренно, продуманно. Наверное, и мышление у водителей такое.

В СЕ не приходят ради больших заработков. Наверное, на начальном этапе многие рассматривают дальнобой как романтику, но романтика быстро становится рутиной. Есть определенный процент людей, которые даже на сравнительно небольшой зарплате держатся у одного работодателя, потому что у него всё ровно и стабильно. Предпочитают синицу в руках. Но в большинстве случаев люди мониторят рынок, общаются на стоянках, узнают, где сколько платят.

Для меня как обухом по башке было узнать, насколько сложно в 2020 году найти водителя на не особо ушатанный КАМАЗ, который еще поработает. Если вы планируете расширяться или уходить на отдых, нанимая водителя, учтите этот фактор! Мы, частники, смотрим, что взять и понимаем, что больше КАМАЗа в лизинг взять не можем. Берём его и возникают проблемы с водительским составом. Ведь водители привыкли к определенному качеству жизни в машине.

Для владельцев КАМАЗ-5490 – машина, на которой хорошо ездить самому. А на рынке труда мы, частники, не интересны, потому что не можем предложить свежую иномарку и социальные гарантии.

Я постоянно пересекаюсь с водителями, потому что сам вожу грузы. Я понимаю, насколько высок у них уровень интеллекта, восприятия. Это очень размеренные, правильные, думающие люди, которые поняли, что дорога, как и жизнь, ошибок не прощает. Это комплимент, но вполне заслуженный, в основной массе водители-дальнобойщики именно такие. Что для них 2 машины, 10 или 20 машин? Им нужен объем, стабильность.

Чего греха таить: рынок пришел к тому, что водитель – это сотрудник, доставляющий груз из точки А в точку В, занимающийся растентовкой и следящий за документами. Не механик, не слесарь!

Он выполняет саму функцию доставки груза и ни грамма больше. А мы, частники, сидим и чего-то еще от водителей требуем…

Имейте в виду: планируете расширяться – думайте в первую очередь не о технике, не об обслуживании, не о кредитах и лизингах. В 2020 году главная проблема – водительский состав категории СЕ, важнейшая составляющая бизнеса, всё остальное приходящее. Водитель выполняет функцию, за которую он хочет получать достойные деньги и работать в достойных условиях.

А у меня всё нормально: с водителем я наконец определился, и на следующей неделе КАМАЗ уходит в рейс. Камень с души упал!

Читайте также: