Возгорание автомобиля это дтп или нет

Обновлено: 05.07.2024

Содержание публикации:

  • ДТП. Определение понятия
  • Учет ДТП Росстатом
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в ОДМ 218.6.015-2015
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года
  • Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП
  • Кто считается погибшим, раненым в ДТП? "Ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения ( утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Учет ДТП Росстатом

В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта" ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

  • Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
  • Раненый - лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

  • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
  • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
  • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
  • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
  • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
  • времени совершения (дням недели, времени суток).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в ОДМ 218.6.015-2015

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью "Бесконтактное ДТП. Судебная практика"

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие" (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога" понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что "поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия - страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования".

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? "Ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

"4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)".

Александр Отрохов, Правовой центр "Логос" (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)

Дорожно-транспортное происшествие в 2022 году чётко и однозначно определено в ПДД соответствующим термином. Но на дороге ситуации и обстоятельства бывают совершенно разные. Поэтому иной раз очень спорно – является то или иное дорожное происшествие ДТП или нет. В статье мы рассмотрим такие типичные и не очень спорные ситуации и приведём разбор, почему это ДТП и почему нет.

Официальная трактовка на 2022 год?

Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До изменения После изменения
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения . Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб .

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

Важное замечание!

ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД

Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:

  1. автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
  2. транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
  3. машина должна участвовать в этом событии,
  4. следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
    • причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
    • автомобиль (любой) должен быть повреждён,
    • причинён вред здоровью людей,
    • произошла гибель людей.

Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы "при котором", должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.

Обязанности водителя при аварии

То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить "аварийку",
  3. если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
  4. иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.

Все эти пункты не нужно выполнять, если та "передряга", в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.

Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!

Ударили на парковке: ДТП или нет?

Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.

И ответ на данный вопрос достаточно прост:

  • если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
  • если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.

В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.

В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.

Также не являются ДТП такие происшествия:

  • поджог машины пешеходами,
  • угон,
  • любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.

А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.

Слегка притёрлись (зеркалами)

Ещё одна важная тонкость ПДД 2022 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.

Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.

Но на практике 2022 года нередко встречаются случаи, когда второй участник вдруг обнаруживает повреждения позже, когда Вы уже разъехались. В этом случае он или она возвращается на место ДТП, вызывает полицию и сетует на то, что. другой участник (то есть Вы) скрылся. И в этом случае Вам может грозить лишение права управления. Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку о том, что повреждений нет, и все участники происшествия приняли решение, что события ДТП нет.

Возгорание транспортного средства - не такая уж редка практика. Сегодня с таким явлением может столкнуться каждый автомобилист, который не следит за состоянием транспорта. Но есть и другие ситуации, когда автомобили поджигают намеренно. Несмотря на разные причины, исход все равно один - автомобиль сгорел, а владелец, не знает, как поступать дальше. Как получить выплату от страховой компании? Какие документы нужно требовать у полиции? Что нужно говорить в суде и по каким причинам вообще может загореться автомобиль?

Как действовать, если сгорел автомобиль

Практика показывает, что после пожара транспортное средство уже невозможно восстановить. Однако, это не означает, что нужно сесть, сложить руки и не принимать никаких мер. Несмотря на то, что впереди предстоят долгие разбирательства в судах, у владельца автомобиля есть все шансы получить выплаты за сгоревшую машину.

Причины возгорания. Согласно статистике, представленной в МВД, каждое пятое возгорание происходит намеренно, из-за поджога. Кроме того, автомобиль может сгореть из-за технических проблем, которые вовремя не были замечены. В качестве еще одной причины можно выделить дополнительное оборудование в салоне, которое может вызывать перегрузку всей электронной системы. Это только самые распространенные причины, среди которых есть еще и неисправность АКБ. На самом деле, список очень большой и устанавливать причину - это забота полиции, а не владельца. Последнему же нужно собраться с мыслями и действовать по этапам.

Как действовать, если сгорел автомобиль 3

Шаг 1. Первое, что нужно сделать после пожара, обратиться в местное отделение полиции. Там владельцу выдают справку, которая подтверждает факт возгорания. В документе обязательно должны быть указаны такие данные, как место, время и подробности происшествия. Такую справку нужно получать даже в том случае, если транспортное средство сгорело не полностью. После этого следует подать ходатайство о назначении экспертизы. Так можно будет определить размер ущерба. Если в полиции отказывают возбуждать уголовное дело, можно обратиться в прокуратуру. Тот пакет документов, который собирается в полиции, будет полезен при обращении в страховую компанию.

Как действовать, если сгорел автомобиль 4

Шаг 2. Если автомобиль был застрахован по КАСКО, сразу после полиции нужно обращаться в страховую. Некоторые эксперты заявляют, что связываться с компанией нужно тогда, когда был обнаружен сгоревший автомобиль. Там оператор подскажет, как действовать дальше. На первом этапе нужно просто составить пакет документов, а после предоставить и автомобиль для осмотра. Если версия страховщика и автовладельца расходится, нужно обращаться к независимой экспертизе. Заметим, что рассчитывать на выплату по ОСАГО можно только в том случае, если автомобиль загорелся в ДТП.

Как действовать, если сгорел автомобиль 5

Шаг 3. В некоторых ситуациях можно добиться выплаты и без КАСКО. Для этого нужно дождаться, пока специалисты определят причину возгорания, и обращаться в суд. Возместить ущерб должен виновник, если его удастся найти. Подать иск можно в ходе предварительного следствия. Если же виновник не будет обнаружен, шансов получить выплату практически нет. Если же автомобиль загорелся из-за некачественного ремонта, нужно направлять претензии в сервисный центр. На время разбирательств придется нанимать юриста.

Как действовать, если сгорел автомобиль 6

Как уберечь автомобиль. Чтобы обезопасить себя от таких случаев, нужно всегда следить за состоянием транспортного средства. Если под автомобилем появляются какие-либо пятна, нужно устанавливать причину и устранять дефект. Если в багажнике хранятся емкости с бензином, их нужно надежно фиксировать, чтобы избежать утечки.

Итог. От возгорания транспортного средства не застрахован никто. Если такое уже произошло, нужно действовать незамедлительно - обращаться в полицию и страховую компанию.

Соседний автомобиль поджег ваш: кто погасит ущерб ?

В минувшем году машины из-за короткого замыкания в электропроводке в
Минске горели часто. Порой от вспыхнувшего автомобиля загорались и
припаркованные рядом.

Корреспондент портала обратился за консультацией к ведущему юрисконсульту Центра юридических услуг Алексею Нестеренко.

Страховка ущерб не покроет…

– Согласно Положению о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденному Указом президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, обязательному страхованию подлежит ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный юридическим и физическим лицам при использовании этих средств в дорожном движении.

Кроме того, пункт 125 указанного положения предусматривает, что не считаются страховыми случаями, в частности, факты причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу лица вследствие непреодолимой силы или без умысла потерпевшего.

Таким образом, в рассматриваемом случае ни один из владельцев транспортных средств не вправе рассчитывать на получение от страховой компании страхового возмещения, поскольку страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств не покрывает случаи возгорания автомобиля, произошедшие не в результате ДТП.

– В то же время в ряде случаев владелец второго транспортного средства вправе получить компенсацию вреда, причиненного его транспортному средству, не от страховой компании, а от самого причинителя вреда в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно статье 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Причем, согласно действующему законодательству, владелец транспортного средства (источника повышенной опасности) отвечает за вред, причиненный источником повышенной опасности вне зависимости от наличия вины.

Владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности только если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего.

К обстоятельствам непреодолимой силы возгорание автомобиля по причине какой бы то ни было технической неисправности не относится.

Списка таких обстоятельств в законодательстве нет, но сюда относится все, на что вы не можете оказать влияния и по этой причине не несете ответственности за возникновение последствий. Это, к примеру, наводнения, войны, изменения в законодательстве и т. п.

При этом бремя доказательства того, что возгорание возникло по причине заводского брака, ложится на автовладельца. Это вопрос экспертизы. Иск же о возмещении ущерба в случае, если экспертиза установит, что автопроизводителем был допущен брак, который привел к возгоранию, будет направлен уже к этой автомобильной компании.

Владелец источника повышенной опасности также не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Таким образом, в зависимости от конкретных обстоятельств и причин возгорания, обязанность по возмещению вреда может быть возложена на владельца транспортного средства, по вине которого произошло возгорание. Вопрос о возмещении вреда будет решаться в суде в порядке искового производства.

Читайте также: