Вводный инструктаж водителя школьного автобуса образец

Обновлено: 07.07.2024

Инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей (ИБДД) — важное действие, без которого практически невозможно обеспечить дорожную безопасность в организациях всех типов. Разберем, какие они бывают, когда и с какой периодичностью их стоит проводить, а также где найти образцы инструкций.

С 1 ноября 2020 ужесточили наказание за нарушение режима труда и отдыха водителей. В соответствии с поправками в ст. 11.23 КоАП РФ (Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ) дифференцировано наказание за управление автомобилем без тахографа и введены новые санкции для должностных лиц, организаций и ИП за несоблюдение норм времени управления транспортным средством. В этих условиях особую значимость приобретает правильная организация проверки, обучения и информирования сотрудников перед выездом на линию.

Инструктаж по охране труда на рабочем месте (ИОТ) и дорожной безопасности (ИБДД) — в чем разница

Часто ответственные лица полагают, что раз рабочее место водителя — автомобиль, то всю необходимую информацию для безопасной эксплуатации ТС работник получит в ходе ИОТ на рабочем месте, а инструктировать его в области БДД нет необходимости. Такой подход в корне неверен, так как эти мероприятия охватывают различный круг вопросов. Проиллюстрируем разницу.


ИОТ на рабочем месте и ИБДД дополняют друг друга, а необходимость проведения и того и другого зафиксирована законодательством.

Конкретные темы инструктажей по БДД с водительским составом определяются инструктором на основании данных, приведенных в таблице 1, с учетом особенностей повседневной работы фирмы. Непосредственно при проведении могут включаться и другие вопросы, осветить которые представляется необходимым с учетом текущей дорожной ситуации.

Годовая программа инструктажа по БДД для водителей, пример


Разновидности ИБДД

В зависимости от цели, содержания, сроков и периодичности проведения, выделяют несколько типов.

Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения

Проводится после заключения трудового договора, в день фактического допуска к работе со всеми сотрудниками, в обязанности которых входит управление ТС. Инструктировать водителей необходимо независимо от их стажа, классности и профессионального мастерства, даже если они используют для работы собственные машины, которые сдают работодателю в аренду.

Программа вводного инструктажа может включать:


Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Его нужно провести, когда водитель в первый раз двигается по конкретному маршруту, транспортирует необычные для него грузы, например негабарит или опасные вещества, или перевозит детей. В организациях, осуществляющих доставку школьников к месту учебы либо специализирующихся на перевозке организованных детских групп, его надо проводить всякий раз, когда едут дети, то есть в случае необходимости и ежедневно.

В него включаются следующие сведения:


Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Когда он проводится, понятно из названия — при смене сезона. Но в связи с особенностями организации движения в весенне-летний и осенне-зимний периоды целесообразнее проводить его дважды в год — в начале весны и осени.

Программа сезонного инструктажа включает следующие вопросы:


Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

В отличие от ИОТ, в виды ИБДД не включается внеплановый инструктаж. Его функции выполняет специальный, который стоит проводить в таких ситуациях:

  • изменилось законодательство;
  • поменялись маршрут или условия движения;
  • произошла авария, в которой участвовали сотрудники фирмы, или нанесен ущерб имуществу;
  • существует угроза различных ЧС (теракт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и тому подобное) или они уже произошли.

Задача инструктора в данном случае — оценить сложившуюся обстановку и дать сотрудникам, эксплуатирующим ТС, конкретный алгоритм действий с ее учетом.

Периодический инструктаж по БДД для водителей

Его проведение необязательно, так как информация практически полностью дублируется предрейсовым и специальным инструктажами. Тем не менее время от времени напоминать работникам о правилах безопасности не лишне, поэтому в крупных транспортных организациях целесообразно проводить такой инструктаж.

Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения

Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.

Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:

  1. Общие обязанности водителей.
  2. Основы безопасности на дороге.
  3. Предупреждение ДТП.
  4. Управление автомобилем в критических ситуациях.
  5. Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
  6. Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
  7. Выбор безопасных интервалов.
  8. Обгон.
  9. Пересечение ж/д путей.
  10. Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
  11. Оказание первой помощи.
  12. Противодействие терроризму.
  13. Командировка.
  14. Заполнение извещения о ДТП.
  15. Обязанности при перевозке людей.
  16. Перевозка детей.
  17. Порядок эвакуации пассажиров.

Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.

Как организовать ИБДД

Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:

  • разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
  • подготовку программы занятий с персоналом;
  • инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.

Нормативной документацией предусмотрено, что факт проведения ИБДД следует фиксировать документально, но конкретная форма такого документа не установлена, определен лишь перечень сведений, которые необходимо вносить. Поэтому организация вправе утвердить свой порядок документального сопровождения таких мероприятий. На практике чаще всего используется журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения. В него вносятся как определенные Приказом № 7 данные, так и любые другие, которые ответственный специалист сочтет необходимым. Например, в крупных организациях с большим штатом водителей и парком техники, помимо обязательных даты и вида, нужно включить в него и краткое содержание инструктажа. Проведение занятий обязательно подтверждается подписями инструктора и инструктируемого сотрудника.

Форма такого документа утверждается руководителем и вводится в действие так, как это предусмотрено инструкцией по делопроизводству (или другим аналогичным ЛНА).

Бланк журнала для заполнения


Сроки хранения таких журналов определяются на основании Перечня с учетом требований иных НПА и сложившейся на предприятии практики архивирования и уничтожения. Обычно их хранят 10 лет, но в некоторых случаях — до 50 лет.

Другие документы по БДД (положения, правила, регламенты, приказы, инструкции и прочее) регулярно обновляются, поэтому устаревшие экземпляры можно уничтожать.

При утверждении новых ЛНА взамен потерявших актуальность важно не забывать знакомить с ними сотрудников, как вновь прибывших, так и давно работающих.

Ответственность за непроведение и непрохождение ИБД

Пункт 22 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 прямо запрещает собственникам транспортных средств допускать своих подчиненных к работе на машинах без проведения специального ИБДД: предрейсового и сезонного

Работника, отказавшегося от его прохождения, надлежит отстранить от работы со всеми вытекающими последствиями как в дисциплинарном, так и в материальном плане, до момента, пока он не пройдет ИБДД. А если он отказывается или препятствует проведению этого мероприятия, то его следует наказать — объявить дисциплинарное взыскание, например замечание или выговор. На период отстранения деньги не платят.

Собственника автомобиля, выпустившего такого работника на линию, ждет административный штраф в рамках п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, даже если поездка будет безаварийна.

Вводный инструктаж проводится абсолютно со всеми вновь поступающими на работу в организацию сотрудниками, в том числе поступающими на работу из других структурных подразделений организации. Так как вводный инструктаж проводится со всеми работниками организации, то этот вид инструктажа относится к сфере охраны труда. Это описано в Статье 225 Трудового Кодекса РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ:

    Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

    Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж проводит работник по охране труда или работник, назначенный для этой цели из числа специалистов организации, со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

С кем проводят вводный инструктаж

Исходя из приведенных выше статей, еще раз определяем с кем проводят вводный инструктаж:

  • Со всеми поступающими или вновь принимаемыми на работу сотрудниками;
  • Со всеми работниками прибывшими в организацию со стороны: прикомандированные, учащиеся, студенты, обучающиеся и практиканты и т.д.;
  • Независимо от занимаемой должности;
  • Независимо от трудового стажа;
  • Независимо от уровня образования и уровня квалификации.

Когда проводят вводный инструктаж

Доводится вводный инструктаж после приема работника на работу. День приема на работу считается первым рабочим днем, а работник не прошедший вводный инструктаж, к работе не допускается. Соответственно в первый рабочий день, сразу же после подписания трудового договора, необходимо провести вводный инструктаж, и только после этого работник может быть допущен к исполнению своих трудовых обязанностей.

Кто проводит вводный инструктаж

Статья 225 Трудового кодекса РФ гласит:

  • Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Еще раз обратимся к пункту 2.1.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29:

  • Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Собрав всех перечисленных выше получаем перечень лиц которые должны проводить вводный инструктаж. Разберем каждого по отдельности:

  • Работодатель. По умолчанию за всё происходящее в любой организации отвечает её руководитель, в том числе это касается и индивидуальных предпринимателей. Соответственно руководитель организации обязан проводить инструктажи со всеми работниками этой организации. Но для этого сам руководитель обязан пройти обучение по программе охраны труда.
  • Работник из числа специалистов организации, на которого приказом работодателя возложены обязанности по проведению вводного инструктажа. В случае если у руководителя организации нет возможности заниматься проведением вводного инструктажа, он может передать эту обязанность работнику этой организации. Проводить вводный инструктаж может любой специалист организации, но для этого необходимо соблюсти определенные условия: а)сотрудник организации должен быть компетентен и иметь определенный уровень квалификации, должен пройти курсы по охране труда, сдать экзамен и получить удостоверение; б)после обучения и получения удостоверения данный специалист должен быть назначен приказом по организации как лицо ответственное за проведение вводного инструктажа.
  • Лицо уполномоченное работодателем. Если у руководителя организации нет возможности заниматься проведением вводных инструктажей и если в организации нет специалиста назначенного приказом за проведение вводного инструктажа, работодатель в праве заключить договор на оказание данного вида услуг со сторонней организацией. Обязательным условием является наличие у организации аккредитации для оказания данного вида услуг.
  • Специалист по охране труда. Согласно Трудового кодекса РФ, работодатель, численность работников которого превышает 50 человек, обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда. Соответственно этот специалист должен иметь соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.

Что доводят при проведении вводного инструктажа

В организации, сотрудником ответственным за проведение вводного инструктажа, должна быть разработана программа вводного инструктажа. Этот документ разрабатывается на основании требований законов и с учетом особенностей деятельности организации. Обязательно программа должна быть утверждена руководителем организации. Эти требования описаны в пункте 2.1.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29:

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

Программа вводного инструктажа должна в обязательном порядке информировать работника о профессиональных рисках на его рабочем месте, о его обязанностях по охране труда и ответственности.

Согласно ГОСТ 12.0.004-2015 в программу вводного инструктажа должны входить следующие темы:

  1. Общие сведения об организации, численность и характерные особенности производственной деятельности. Расположение основных подразделений, цехов, служб, вспомогательных помещений.
  2. Основные положения законодательства о труде и об охране труда: а) Индивидуальный трудовой договор, рабочее время и время отдыха. Гарантии и компенсации. При необходимости регламентация труда женщин или лиц моложе 18 лет. б) Правила внутреннего трудового распорядка, трудовая дисциплина. в) Ответственность за нарушение правил внутреннего трудового распорядка. г) Организация работы по охране труда. Осуществление государственного надзора и общественного контроля за состоянием охраны труда в организации.
  3. Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.
  4. Общие обязанности работника по охране труда. Общие правила поведения работников на территории организации, в производственных и вспомогательных помещениях.
  5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.
  6. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.
  7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, острых отравлений, аварий, пожаров, происшедших в организации и на других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности и охраны труда.
  8. Порядок действий работника при несчастном случае или остром отравлении. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Социальное обеспечение пострадавших на производстве.
  9. Пожарная, промышленная и транспортная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий и инцидентов. Действия работника при их возникновении.
  10. Первая помощь пострадавшим и последующие действия работников при возникновении несчастного случая.

Программа вводного инструктажа должна быть оформлена в виде документа и утверждена руководителем организации.

О проведении вводного инструктажа делают запись:

  • в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего;
  • в личной карточке водителя (при наличии).

Согласно ГОСТ 12.0.004-2015 журнал регистрации вводного инструктажа должен содержать следующую информацию:

  • Дата проведения вводного инструктажа;
  • Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
  • Год рождения инструктируемого;
  • Профессия, должность инструктируемого;
  • Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый;
  • Фамилия, инициалы, должность инструктора;
  • Подпись инструктора;
  • Подпись инструктируемого.

Законодательные основания для проведения вводного инструктажа

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Особенности и характеристика условий труда водителя автобуса (далее именуется - водитель). Характерные причины несчастных случаев и заболеваний при выполнении водителем своих обязанностей. Примеры несчастных случаев среди водителей.

2. Общие требования охраны труда

Порядок допуска к самостоятельной работе водителем. Ограничения по возрасту. Предварительный и периодические медицинские осмотры. Виды инструктажей по безопасности труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Объем знаний, которыми должен владеть водитель.

Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на водителя во время работы. Неблагоприятное воздействие опасных и вредных производственных факторов на организм человека.

Токсичность химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости. Возможное вредное их воздействие на организм человека. Опасность для человека выхлопных газов.

Производственные ситуации, представляющие наибольшую опасность для водителя автобуса. Применение средств индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Прохождение водителем, направленным для участия в незнакомых ему работах, целевого инструктажа по безопасному выполнению предстоящих работ.

Соблюдение требований пожарной безопасности для предупреждения возможности возникновения пожара. Первичные средства пожаротушения.

Необходимость соблюдения трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

Ответственность за нарушение или невыполнение требований инструкций по охране труда.

3. Требования охраны труда перед началом работы

Действия водителя перед началом работы. Существующие ограничения для начала работы. Нарушения требований безопасности, при которых водитель не должен приступать к выполнению работ. Запрет водителю приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.

Прохождение медицинского осмотра (на предмет употребления алкогольных напитков или наркотических веществ). Недопустимость выезда на линию в болезненном или утомленном состоянии.

Проверка перед выездом на линию технического состояния автобуса: исправности тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояния аккумулятора, отсутствия утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости.

Проверка укомплектованности автобуса запасным колесом, огнетушителем, медицинской аптечкой и буксировочным тросом. Наличие исправного инструмента и приспособлений (домкрата, переносной лампы, насоса для накачивания шин и т.д.).

Необходимость обо всех замеченных неисправностях сообщить руководителю и к работе не приступать до их устранения.

4. Требования охраны труда во время работы

Требования к поведению водителя во время работы.

Основные требования безопасности при выполнении водителем своих обязанностей.

Меры безопасности при запуске двигателя автобуса.

Требования безопасности при посадке пассажиров в автобус.

Основы безопасности движения. Необходимость избегать резкие торможения и повороты. Выбор безопасной скорости движения с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий. Существующие ограничения скорости движения автобусов, в том числе в населенных пунктах. Выбор безопасного интервала между движущимися автомобилями с учетом возможной длины тормозного пути. Обеспечение безопасности при маневрировании, перестраивании из ряда в ряд. Способы преодоления крутых и длительных спусков.

Особенности езды в темное время суток. Правила пользования ближним и дальним светом фар. Меры предосторожности при остановке или стоянке на неосвещенных участках автодороги.

Требования безопасности при движении задним ходом.

Действия водителя при временном покидании автобуса. Меры предосторожности от возможного угона автобуса. Меры безопасности при выходе водителя на проезжую часть.

Действия водителя при возникновении во время работы на линии каких-либо технических неисправностей. Безопасность труда при техническом обслуживании и ремонте автобуса. Требования безопасности к инструменту и приспособлениям. Требования к гаечным ключам.

Меры безопасности при использовании домкрата. Порядок подъема автобуса. Недопустимость нахождения под автобусом при работающем двигателе. Меры предупреждения простудных заболеваний при работе лежа.

Требования безопасности при ремонте топливной системы. Обеспечение пожарной безопасности при работе с топливом. Меры предосторожности при переливе топлива.

Предупреждение возможности отравления тормозной жидкостью.

Меры безопасности при открытии пробки радиатора на горячем двигателе.

Соблюдение осторожности при работе с аккумуляторной батареей. Опасность химического ожога серной кислотой при работе с электролитом.

Безопасность труда при демонтаже и монтаже шин.

Допустимые нормы перемещения тяжестей вручную.

5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

Действия водителя в случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности (водитель должен обратиться к руководителю и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону).

Действия водителя при несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании и пр. (необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся). Правила оказания первой помощи. Медицинская аптечка.

Действия водителя при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) (необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара).

6. Требования охраны труда по окончании работы

Действия водителя по окончании смены. Порядок осмотра, приема и сдачи автобуса по окончании работы. Меры предосторожности при уборке рабочего места, инструмента, приспособлений и пр. Необходимость по окончании работы применяемые средства индивидуальной защиты сложить в отведенное для них место. Необходимость убедиться в правильности хранения ГСМ и отсутствии возможных источников воспламенения по окончании работы.

Правила личной гигиены по окончании работы (вымыть руки теплой водой с мылом).

Меры безопасности при перемещении по производственным, бытовым и административным помещениям, а также по территории организации.

Районный отдел образования администрации Тоцкого района

ИНСТРУКЦИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЕЗДКАХ В ШКОЛЬНОМ АВТОБУСЕ

Ответственный за безопасность дорожного движения,

преподаватель-организатор ОБЖ ____________ Шебанов А.В.

ИПБ № 002.14

Ответственный за безопасность дорожного движения,

преподаватель-организатор ОБЖ ____________ Шебанов А.В.

ИНСТРУКЦИЯ

ИПБ № 003.14

Дорожно-транспортное происшествие часто является событием, которое в зависимости от степени своей тяжести так или иначе влияет на судьбу его участников. При возникновении ДТП у его участников могут возникать различные телесные травмы и повреждения, которые подразделяются на:

Часто полученные травмы ведут к смертельному исходу. Если обратить внимание на статистику, то ежегодно в России в среднем получают различные травмы и повреждения при ДТП около 300 тысяч человек и около 30 тысяч человек погибают в ДТП.
Эта печальная статистика свидетельствует о том, что в ДТП погибает каждый десятый среди тех участников ДТП, кто получил повреждения различной степени.
Многие люди погибли, или последствия ДТП для них осложнились, лишь только по той причине, что им не была своевременно оказана первая доврачебная медицинская помощь другими участниками дорожно-транспортного происшествия, а также людьми, по случаю оказавшихся рядом.
И не потому, что эти люди не хотели оказать помощь пострадавшим, а потому, что не знали и не умели такую помощь оказывать. Многие из них с ужасом смотрели как умирает близкий им человек и не могли ему ничем помочь из-за отсутствия самых элементарных, но очень необходимых знаний по оказанию первой помощи.
Что же касается водителя, причастного к ДТП, то он обязан принять все возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим. Неправильно оказанная первая медицинская помощь может еще более навредить пострадавшему и даже стать причиной смерти. Именно поэтому обладать первичными навыками оказания доврачебной помощи должен каждый человек. Только наличие таких знаний и умений может снизить тяжесть последствий ДТП и сохранить жизнь пострадавшим.
Первая доврачебная медицинская помощь является первым из трех этапов оказания помощи пострадавшим. Проводится она на месте ДТП в порядке самопомощи и взаимопомощи водителем и пассажирами транспортного средства, которые не пострадали или получили более легкие травмы. Оказываемую помощь, прибывшими на место ДТП медработниками, мы в данный момент не рассматриваем.
При оказании первой доврачебной медицинской помощи необходимо, прежде всего, устранить воздействие на пострадавшего травмирующих и угрожающих его жизни факторов:

  • извлечь его из-под обломков или из-под колес транспортного средства;
  • извлечь пострадавшего из воды или салона автомобиля;
  • освободить пострадавшего от тлеющей или горящей одежды;

•вынести пострадавшего из помещения, где скопились вредные газы и т.п.

Все действия по оказанию первой доврачебной медицинской помощи должны выполняться предельно осторожно, чтобы не осложнить положение потерпевшего, не вызвать усиления его боли, избежать новых повреждений. Здесь следует руководствоваться принципом — определяя порядок помощи пострадавшему, исходить из самого худшего, что может быть в данной ситуации.
Пострадавшего необходимо уложить в безопасном месте, а в холодное время года — внести в теплое помещение, или, в крайнем случае, уложить его на настил из веток, досок, сена и других подручных материалов и средств.
При оказании первой доврачебной помощи также важно соблюдать определенную последовательность действий.
Так, в первую очередь принимаются наиболее важные меры для сохранения жизни:
•если пострадавший не дышит, то немедленно приступают к проведению искусственного дыхания;
•если у пострадавшего не прощупывается пульс, то одновременно с проведением искусственного дыхания осуществляют наружный массаж сердца (закрытый, непрямой); останавливают угрожающее жизни кровотечение;

•при переломах костей накладывают шину или применяют любые другие подручные средства для исключения подвижности (иммобилизации) в месте перелома.

Даже в том случае, если у пострадавшего отсутствуют признаки жизни (сердцебиение, пульс, дыхание, реакция зрачков на свет), — первая доврачебная медицинская помощь должна оказываться вплоть до прибытия медицинских работников или доставки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Отсутствие признаков жизни пострадавшего еще не говорит о факте его окончательной смерти.
Организм продолжает еще некоторое время жить и при правильно оказанной помощи его можно реанимировать (не дать умереть окончательно).
Не следует забывать и то, что лица, оказывающие первую медицинскую помощь, могут ошибочно принять пострадавшего за мертвого в то время, как он еще живой, но имеет место резкое угнетение жизненных функций. Помните, цена такой ошибки — жизнь.
Своевременно и в полном объеме оказанная первая доврачебная медицинская помощь позволяет спасти жизнь и служит профилактикой возможных осложнений, обеспечивает благоприятный прогноз в отношении восстановления нарушенных функций организма и работоспособности пострадавшего.
Общий порядок действий при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП:
1.Обеспечить безопасность пострадавшего. При необходимости осторожно извлечь из транспортного средства.
2.Вызвать бригаду скорой помощи и сообщить о случившемся в ГИБДД или любое ближайшее отделение милиции.
3.При блокировке пострадавшего в транспортном средстве — вызвать службу спасения. Помнить о собственной безопасности.
4.Выполнить при необходимости сердечно-легочную реанимацию.
5.Остановить наружное кровотечение.
6.Доступными средствами обезболить пострадавшего.
В качестве первичного обезболивающего подойдут:
Анальгин, аспирин одну — две таблетки Иммобилизация (обездвиживание) в объеме двух соседних суставов при ранениях переломах и вывихах Холод на место ушиба раны или перелома Обильное орошение спиртом, водкой или чистой холодной водой при ожогах.
7.Если есть переломы, вывихи, ушибы и раны — иммобилизировать место повреждения.
8.По окончании мероприятий оказания первой доврачебной помощи следует уложить пострадавшего в восстановительное положение.

В том числе при наличии других неотложных состояний следует выполнят следующие действия:
Боли в сердце -нитроглицерин (1 капсула) или валидол (1 таблетка под язык)
Обморок — нашатырный спирт (р-р аммиака) — смочить вату поднести к носу
Стрессовая реакция — 30 капель корвалола развести в 50 мл воды, дать выпить
Отравление — выпить: упаковку энтеродеза, разведенную в 100 мл воды или 5-10 таблеток активированного угля.
Поражение глаз — после обильного промывания чистой холодной водой закапать 3-5 капель сульфацила натрия.
Мелкие раны и ссадины обработать раствором иода или бриллиантовой зелени, не допуская попадания их в рану.
Перед бинтованием пораженного участка закрыть его стерильной салфеткой.

Читайте также: