Выявление и устранение причин способствующих дтп

Обновлено: 02.07.2024

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОДИТЕЛЬ / ПЕШЕХОД / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC-CAR CRIMES / VIOLATION OF RULES OF SAFETY / DRIVER / PEDESTRIAN / VIOLATION OF RULES OF THE TRAVELLING ROAD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Танага Ирина Владимировна

В работе рассматривается проблема дорожно-транспортных преступлений . Автор приходит к выводу, что в отношении дорожно-транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности , определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система: человек транспортное средство дорога.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Танага Ирина Владимировна

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: современный взгляд законодателя и проблемы квалификации

Внедрение интеллектуальных транспортных систем в рамках национальных программ повышения безопасности дорожного движения

Дорожный кодекс Великобритании - элемент административно-правового регулирования в области безопасности дорожного движения

The problem of traffic-car crimes is in-process examined. An author comes to the conclusion, that in regard to road traffic accidents, caused violation of rules of safety , determining there is the associate, vzaimoobuslovlennaya system: a man is a transport vehicle road.

Танага Ирина Владимировна

соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

Причины и условия, способствующие дорожнотранспортным преступления и пути их устранени

В работе рассматривается проблема дорожно-транспортных преступлений. Автор приходит к выводу что в отношении дорожно-транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности, определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система: человек - транспортное средство - дорога.

The problem of traffic-car crimes is in-process examined. An author comes to the conclusion, that in regard to road traffic accidents, caused violation of rules of safety, determining there is the associate, vzaimoobuslovlennaya system: a man is a transport vehicle - road.

Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, нарушение правил безопасности, водитель, пешеход, нарушение правил дорожного движения.

tey words: traffic-car crimes, violation of rules of safety, driver, pedestrian, violation of rules of the travelling road.

Щ ричины и условия дорожно-■ транспортных преступлений -это совокупность объективных и субъективных факторов, снижающих состояние защищенности участников дорожного движения от дорожнотранспортных происшествий и их последствий, связанных с возникновением опасной, аварийной ситуации, личностью правонарушителя, социально-правовыми и организационно-техническими недостатками.

Как показывает судебная практика, подавляющее большинство всех дорожно-транспортных преступлений (равно, как и дорожно-транспортных происшествий) происходит по вине водителей, а потому, на наш взгляд, основной причиной дорожно-транспортных преступлений являются грубые нарушения правил безопасности движения со стороны водителей транспортных средств.

Один из важных показателей результата выбора между правомерным и противоправным пове-

дением является социальная позиция водителя -цели и мотивы его поведения, повлекшего создание аварийной ситуации и, как следствие, дорожно-транспортное происшествие. В.В. Лунеев определил мотивацию неосторожных преступлений как легкомысленно-безответственную, сущность которой заключается в отсутствии стремления субъектов к наступлению общественно опасных последствий1.

На наш взгляд, к мотивации поведения части виновников дорожно-транспортных преступлений, помимо вышеназванной легкомысленно-безответственной мотивации, следует отнести и хулиганские побуждения.

В результате проведенного опроса лиц осужденных за дорожно-транспортные преступления нами были выявлены следующие их нравственно-психологические свойства: неоправданная самоуверенность (89%); легкомыслие и беспечность (68%); неумение правильно оценить ситуацию (53%); уверенность в безнаказанности (43%); грубая небрежность (44%)2. Лежащие в основе

1 См.: Лунеев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика М., 1980. С. 65-66.

2 Часто поведение опрашиваемых характеризовалось сочетанием различных видов криминогенной мотивации, в связи с чем, конечный результат примерно в два с половиной раза превысил идеальные 100%.

негативных свойств личности водителя, нарушающего правила дорожного движения, социальные потребности, ценностные ориентации, являются объектом криминологического изучения, правильное определение и выявление которого позволит определить направления и разработать меты противодействия дорожно-транспортным преступлениям.

К факторам, не зависящим от внутренних установок личности нарушителя правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, влияющим на количество дорожно-транспортных происшествий, зарубежными специалистами отнесены: величина парка транспортных средств, социальная и экономическая активность жителей, удельный вес детей и пожилых людей в структуре населения, климатические и погодные усло-вия1.

Вместе с тем, как отмечалось выше, наиболее значимыми причинами дорожно-транспортных преступлений являются грубые нарушения правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств. Проведенное исследование показало, что среди таких нарушений наиболее опасными, чаще всего становящимися причинами ДТП являются: превышение установленной скорости движения, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в утомленном со-сто-янии, незнание правил дорожного движения, пересечение сплошной линии разметки там, где это запрещено правилами, нарушение требований дорожных знаков, определяющих направление движения, нарушение правила обгона; невыполнение требований дорожных знаков, разметки, светофора и иных указателей, нарушение правил пользования аварийной сигнализацией, оставление места дорожно-транспортного происшествия, нарушения правил пользования внешними световыми приборами, а также проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами, управление транспортным средством, имеющим неисправности, при которых запрещена его эксплуатация.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, до прибытия в лечебное учреждение погибает 55% от общего количества лиц, погибших вследствие ДТП. Очевидно, что выполнение участниками дорожнотранспортного происшествия обязательного алгоритма поставарийных действий, регламентируемого п. 2.5. ПДД РФ, направленных, прежде

всего на оказание помощи пострадавшим немедленно после дорожно-транспортного происшествия, является основой предотвращения или снижения тяжести уже наступивших последствий. При этом, на наш взгляд, обязанность оказания такой помощи должна регламентироваться не только правилами дорожного движения и административным законом, но и уголовным законодательством.

К наиболее опасным нарушениям Правил дорожного движения следует отнести управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием психотропных или одурманивающих веществ. Криминогенная мотивация поведения водителей, допускающих такие нарушения, характеризуется явным пренебрежением нормами и правилами поведения на дороге, хулиганскими мотивами и уверенностью в абсолютной или относительной безнаказанности.Такая мотивация отсутствует в поведении трезвых водителей, управляющих транспортным средством в утомленном состоянии или под воздействием лекарственных препаратов. Объективно опасные, как и нетрезвое состояние при управлении транспорт-ным средством, такие нарушения сопровождаются диаметрально противоположными по антиобщественной направленности мотивами - стремлением как можно быстрее выполнить работу, задание и т.п. Несмотря на различия в мотивации поведения, данные нарушения характеризуются, на наш взгляд, достаточной степенью общественной опасности для их криминализации. Такая позиция признается допустимой и в международном уголовном праве, позволяющем криминализировать управление транспортным средством в утомленном или ином болезненном состоянии, а равно под воздействием лекарственных препаратов наравне с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения2.

К нарушениям правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, создающим не причины, но условия дорожно-транспортных преступлений, следует отнести и нарушения, не связанные непосредственно с процессом движения транспортного средства и возникновением аварийной ситуации. Примерами таких нарушений являются нарушения правил пользования аварийной сигнализацией, нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств и т.п.

Одним из опасных нарушений правил дорож-

1 Безопасность пешеходов в дорожном движении: Обзорная информация. Вып. 12. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2000.

2 Европейская конвенция о наказаниях за дорожно-транспортные преступления 1964 г.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)

ного движения является невыполнение в процессе движения требований дорожных знаков, разметки, несоблюдение сигналов светофора. При этом, указанные нарушения могут характеризовать как преступное поведение виновного, так и виктимное пове-дение потерпевшего.

Одним из условий дорожно-транспортных преступлений является низкий уровень культуры поведения на улицах и дорогах. При этом, данный фактор в поведении взрослых участников дорожного движения оказывает существенное негативное влияние на уровень детского дорожно-транспортного травматизма. А.А. Шелудяков в своей работе отмечает, что родители, зачастую не будучи сами в достаточной степени воспитанными и несоблюдающими правила безопасного поведения на дорогах, передают свой негативный опыт своим (да и чужим) детям1.

В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов2 выделяют среди факторов, способствующих дорожно-транспортным происшествиям крайне неудовлетворительное состояние дорог, которое ежегодно становится причиной от 12 до 15% дорожно-транспортных происшествий.

Среди условий, способствующих нарушениям правил безопасности, следует отнести и недостатки в осуществлении организации дорожного движения. Представляется, что простота и логич-

ность правил дорожного движения при регламентации поведения его участников должны быть в системе принципов организации дорожного движения и обеспечивать основу его безопасности. С известной долей условности, на наш взгляд можно признать справедливой позицию о том, что любой взрослый здравомыслящий человек, основываясь на простой логике, даже не зная нюансов правовой регламентации своего поведения, должен быть способен выбрать правомерный его вариант, избежав ошибки с большой долей вероятности. Вместе с тем, даже такие, казалось бы, простые, с одной стороны, в организации, а с другой - в исполнении правила, касающиеся сигналов светофора, иногда лишены логики и фактически создают условия дорожно-транспортных происшествий и преступлений.

1 Шелудяков А.А. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в условиях города // Проблемы применения уголовного законодательства и предупреждения преступлений в деятельности органов внутренних дел. М.: Академия управления МВД РФ, 2000. С. 104.

2 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. С. 474.

данной проблемы придают привлекательности другому варианту ее разрешения - не замечать ее. Действительно, ведь все водители механических транспортных средств подтвердили свое знание Правил дорожного движения (в том числе и знание сигналов светофора) во время сдачи экзамена в ГАИ для получения водительского удостоверения. Но с другой стороны, актуальность данной проблемы повышается с появлением на дорогах страны большого числа мопедов, не подпадающих под характеристики механического транспортного средства. Водители таких транспортных средств не обязаны проходить специальную правовую подготовку по изучению Правил дорожного движения в специализированных учебных заведениях. Знание правил дорожного движения, презюмируемое им, как и любому другому участнику дорожного движения п. 1.3 ПДД РФ, остается неконтролируемым специальным государственными органами, контролируется только лишь незнание правил, посредством констатации этими же органами факта дорожнотранспортного происшествия. Представляется, что регламентация поведения водителей посред-

ством светофорного регулирования (в части использования в качестве запрещающего движение сигнала периода выключенного состояния дополнительной секции светофора) нуждается в совершенствовании, а п. 6.3 Правил дорож-ного движения - в редактировании.

Дополнение дополнительной секции светофора стрелкой красного цвета, загорающейся при выключении зеленой, укладывалось бы в общеизвестный алгоритм и не усложняло бы регулирование проезда перекрестков, создавая условий дорожно-транспортных происшествий.

Подводя итог, соглашаемся с точкой зрения В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова, считающих, что в отношении дорожно-транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности, определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система:человек - транспортное средство - дорога. От того, насколько совершенны эти основные компоненты (включая, безусловно, и такой элемент, как управление движением, его регулирование), зависит качественный уровень обеспечения безопасности дорожного движения1.

1 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. С. 473.

Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения транспортных средств, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.


Предмет автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, загруженности, техническом состоянии транспортного средства и скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения транспортного средства и т.д.

Как бы не пытались правоведы исключать из деятельности эксперта-автотехника задачи по установлению вины (или невиновности) водителя или иного участника дорожного движения в ДТП, фактом является лишь то, что именно автоэксперт, специализирующийся в области автотехнической экспертизе обстоятельств ДТП, но никак не следователь (дознаватель) и суд устанавливает и доказывает наличие в действиях водителя, пешехода, пассажира или дорожной службы (дорожников) вину в случившемся ДТП.


Только эксперт в силах методологически обоснованно установить:

  • Виновность в случившемся ДТП того или иного водителя (в т.ч. пьяного / нетрезвого).
  • Вину в ДТП пешехода.
  • Обоюдную вину в совершении ДТП.
  • Степень вины каждого из участников дорожного движения в ДТП.
  • Вину в ДТП кроме водителя таких участников дорожного движения как пассажиров и работников дорожных служб (дорожников).

Независимая экспертиза обстоятельств ДТП наряду прочих автотехнических экспертиз обоснованно считается наиболее сложным, трудоемким и наукоемким видом исследования обстоятельств ДТП. Она требует от эксперта особой глубины экспертных познаний, т.е. для проведения данного вида экспертизы требуется первоклассное экспертной образование, доступное не многим.

Узловым элементом экспертизы обстоятельств ДТП является установление скорости автомобиля по тормозному пути, либо определение скорости в момент ДТП, т.к. именно определение скорости автомобиля является одним из важнейших элементов, служащих основанием для установления наличия или отсутствия в действиях водителя вины в результате возникшего ДТП.


Целями и задачами экспертизы обстоятельств ДТП являются:


  • Определение и установление скорости движения и других параметров транспортного средства.
  • Определение и установление тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства.
  • Определение и установление удаления транспортного средства, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты.
  • Определение и установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты.
  • Определение и установление взаимного расположения транспортного средства в различные моменты ДТП.
  • Определение и установление времени преодоления транспортного средства определенных участков пути.
  • Определение и установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортного средства, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента.
  • Определение и установление взаимного положения транспортного средства и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие.
  • Определение и установление того, как должен был действовать водитель в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, установление действия водителя по управлению транспортного средства, начиная с момента возникновения опасности для движения, и мог ли водитель предотвратить ДТП.
  • Определение и установление соответствия действий водителя транспортного средства требованиям ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения.
  • Определение и установление технической возможности у водителя транспортного средства предотвратить ДТП путем снижения скорости транспортного средства или объездом, в момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия).
  • Определение и установление причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортного средства и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей.
  • Определение и установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела.
  • Определение и установление причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Определение виновника ДТП

Как правило каждый из участников дорожно транспортного происшествия имеет свое мнение о случившимся. Не редки случаи, когда виновник, понимая тяжесть последствий, при составлении протокола умышленно искажает факты и схему ДТП. В таких случаях, вам поможет экспертиза ДТП разобраться в обстоятельствах и определить степень виновности участников ДТП поможет экспертиза обстоятельств ДТП при которых оно произошло.

Независимая ситуационная экспертиза ДТП исследует все факты при которых произошло дорожно транспортное происшествие. Она проводится для выявления механизма, произошедшего ДТП, установив действия всех участников, состояние дорожного покрытия и самих транспортных средств. Экспертиза по обстоятельствам ДТП устанавливая связь всех факторов, помогает определить виновника и размер полученного ущерба, нанесенного автомобилю.

Случаи, в которых необходима экспертиза обстоятельств ДТП

  • В случае возникновения спорной ситуации о последовательности действий водителей и пешеходов при дорожно-транспортном происшествии;
  • В случае если Вас признают виновным в ДТП, а Вы хотите оспорить решение;
  • В случае если у Вас возникли подозрения в независимости эксперта ранее проводящего экспертизу обстоятельств ДТП;
  • В случае когда авария произошла по причине плохого качества дорожного покрытия и Вы собираетесь предъявлять требование к дорожным службам;

При проведении экспертизы ДТП устанавливаются следующие факты

  • Обстоятельства при которых произошло происшествие. Рассчитываются скорость автомобиля, траектория по которой двигался каждый из участников ДТП. Определяется возможность принять меры для предотвращения ДТП. Вычисляется обстоятельства сближения, контакта и разлета;
  • Определяются действия участников ДТП относительно использования транспортного средства и установленных правил дорожного движения. Это позволяет определить достоверность показаний сторон;
  • Рассматривается связь между аварией и состоянием автомобиля;

По результатам всех перечисленных действий сопоставления следов на транспортном средстве, а также месте дорожно-транспортного происшествия специалист выдает заключение. В котором устанавливается не только причина и обстоятельства при которых произошло ДТП, но и возможность получения повреждений в рамках рассматриваемого происшествия.

Основные документы для проведения ситуационной экспертизы, которые необходимо предоставить заказчику

  • Паспорт транспортного средства;
  • Составленные ранее протоколы осмотра ТС и места происшествия;
  • Схема с места дорожно-транспортного происшествия;
  • Фотографии пострадавших транспортных средств при аварии, а также фотографии места ДТП;

По результатам проведения экспертизы ДТП выдается заключение, включающее в себя все исходные данные, описание произведенных исследований, расчётную часть, а также сделанные экспертом выводы на их основе. Заключение специалиста дополняется схемами, чертежами и фотографиями.

Заключение специалиста является юридический документом, который может быть рассмотрен в качестве доказательства в суде.

Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП

При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:

  • Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
  • Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
  • Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
  • Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
  • Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
  • Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
  • Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
  • Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
  • Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
  • Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
  • Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
  • Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
  • Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
  • Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
  • Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
  • В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
  • Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
  • Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
  • Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
  • Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.

В любом случае, вам не обойтись без экспертизы обстоятельств ДТП, если виновный старается свалить на вас свою вину или исказить факты. Наши специалисты имеют многолетний опыт, и прекрасную репутацию, достаточно просто позвонить нам!

- травмы, не совместимые с жизнью – 20%
- задержка скорой помощи – 10%
- неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.

Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.

Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.

Обеспечение безопасности на месте ДТП.

1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.

2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.

3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:

Последовательность оказания помощи при ДТП.

1. Вызываем скорую помощь.

2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.



Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.

3. После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.

4. Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:

Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.

Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:

- отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;

- изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).

Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека. При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально. Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.

Общие принципы реанимации:

- пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;

- под шею подкладывается валик во избежание западания языка;

- непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий. Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки. Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.




Признаки эффективной реанимации:

- появление пульсации на сонной артерии;

- кожные покровы обретают розовый цвет;

- появление самостоятельного дыхания.

Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.

- при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;

- при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;

- обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины.

Автомобильная аптечка.

В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему. Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни. Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:

  • умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
  • неосторожные действия участников движения,
  • выход транспортного средства из повиновения водителя,
  • техническая неисправность транспортного средства и другие.

Теоретический материал по следующим вопросам:

Причины возникновения ДТП. Органы, контролирующие дорожную безопасность.

Анализ дорожно-транспортных происшествий.

Условия возникновения ДТП.

Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Причины возникновения ДТП. Виды контроля безопасности дорожного движения

Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:

умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),

неосторожные действия участников движения,

выход транспортного средства из повиновения водителя,

техническая неисправность транспортного средства и другие.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что наиболее часто ДТП возни­кают в летне-осенний период (июня – октябрь), когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти пять месяцев составляет примерно 55-60 % годовых. По дням недели ДТП распреде­ляются также неравномерно. По статистике, наибольшее их число попадает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за город. В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21ч. В течение этих четырех часов совершается 30-35% от общего числа ДТП за сутки. В это время возрастает интенсивность транспорт­ных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухуд­шается, что осложняет работу водителя.

Существуют следующие виды контроля безопасности дорожного движения:

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте в России возглавляет и координирует ГИБДД Министер­ства внутренних дел РФ. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движе­ния (или участвует в создании таких документов) и контро­лирует соблюдение всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.

Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность использования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети, ежегодно проводит государственные техни­ческие осмотры (ТО) автомобилей, мотоциклов и прицепов, контролирует выполнение мероприятий по охране окру­жающей среды от вредного влияния транспортных средств и выполняет ряд других работ. Госавтоинспекция работает в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными, научно-техническими организациями, а также высшими и средними техническими учебными заведениями.

Большую помощь Госавтоинспекции оказывают службы организации дорожного движения в дорожно-эксплуатационных предприятиях и службы безопасности движения автотранспортных предприятий. Службы организации дорожного движения изучают статистические материалы по аварийности, систематически обследуют дороги, выявляя места повышенной опасности, разрабатывают мероприятия по ликвидации опасности, способствуют внедрению совре­менных технических средств управления движением, улучшают дорожную информацию водителей, а также организуют тех. помощь поврежденным автомоби­лям и их эвакуацию.

Работники службы безопасности автотранспортных предприятий заняты повышением квалификации и дисцип­лины водителей. Они обследуют условия работы на автомо­бильных маршрутах, разрабатывают предложения по их улучшению, проводят служебное расследование ДТП.

Большую роль в борьбе с авариями на автомобильном транспорте играет общественность. Всесоюзное доброволь­ное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) проводит широ­кую разъяснительную работу среди своих членов по преду­преждению ДТП. Добровольные народные дружины способ­ствуют повышению дисциплины дорожного движения.

Анализ дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).

В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП, технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.

Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль прибли­зится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерас­тет в аварийную ситуацию и наезд станет неизбежным.

Все дорожно-транспортные происшествия подлежат тщательному изучению и вниматель­ному разбору, чтобы установить причины и выявить винов­ных. К основным причинам ДТП относятся:

недисциплинированность пешеходов, часто пренебре­гающих собственной безопасностью и движущихся, не обращая внимания на транспортные средства;

недостаточная квалификация водителей, их невнима­тельность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;

неудовлетворительное техническое состояние тран­спортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);

плохие дорожные условия;

неудовлетворительная организация движения;

неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.

Причины ДТП, связанные непосредственно с водителем:

Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями:

тяжелые телесные повреждения,

большой материальный ущерб,

кроме того, исследуют работники органов юстиции: следователи, проку­роры, судьи. Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспер­тами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.

Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий

Читайте также: