Зачем нужен путевой лист водителю

Обновлено: 05.07.2024

Дата публикации 15.03.2021

Путевой лист – это первичный документ для учета и контроля работы транспортного средства (далее – ТС) и водителя в организациях и у предпринимателей, деятельность которых связана с автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Такой вывод следует из ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – Устав автомобильного транспорта) и ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Утвержденной формы путевого листа нет. Организации и ИП должны самостоятельно разработать форму путевого листа, предусмотрев в ней обязательные реквизиты, которые перечислены в приказе Минтранса от 11.09.2020 № 368 (далее – Приказ № 368). На это указал Минтранс России в письме от 15.01.2021 № ДЗ-66-ПГ. Утвердивший обязательные реквизиты путевого листа приказ вступил в силу и применяется с 01.01.2021. До этой даты действовал приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Что изменилось в оформлении путевых листов в 2021 году, читайте здесь.

Путевой лист следует заполнять на любое ТС, которое используется организацией или предпринимателем. Это следует делать, даже если в ТС только один водитель, а грузы или пассажиры не перевозятся (п. 8 Приказа № 368). Путевой лист должен быть оформлен не только при оказании услуг с использованием транспорта (например, по договору перевозки), но и в случаях, когда транспорт используется для собственных (служебных, хозяйственных) нужд организации или ИП. Несмотря на это, п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта по-прежнему запрещает перевозки без путевого листа только транспорту, который перевозит грузы или пассажиров. Таким образом, между Приказом № 368 и законом есть противоречие. Вероятно, оно будет устранено в будущем.

Порядок оформления и содержание путевого листа

Путевой лист оформляется уполномоченным работником организации или предпринимателя либо самим предпринимателем и выдается водителю ТС в поездку.

Перечисленные ниже обязательные реквизиты путевого листа не противоречат обязательным реквизитам первичного учетного документа, которые содержатся в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 1 – 7 Приказа № 368):

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) ТС;
  • сведения о ТС;
  • сведения о водителе;
  • сведения о перевозке.

Рассмотрим эти реквизиты подробнее.

Наименование и номер путевого листа

В шапке путевого листа следует указать его наименование и тип транспортного средства (например, "Путевой лист легкового автомобиля"), а также порядковый номер в соответствии с внутренней нумерацией документов, установленной в организации или у предпринимателя (п. 11 приказа № 368).

Сведения о сроке действия путевого листа

Здесь необходимо указать дату (число, месяц, год), когда путевой лист может быть использован (например, 25.07.2021). При этом:

  • при оформлении путевого листа на один день указывается дата (число, месяц, год) использования путевого листа (например, 25.07.2021);
  • при оформлении путевого листа более чем на один день указываются даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован (например, с 14.05.2021 по 24.05.2021).

Максимальный срок действия путевого листа не ограничен. При его оформлении следует соблюдать ряд правил:

  • оформлять путевой лист следует (п. 9 Приказа № 368):
    • если длительность рейса водителя ТС превышает продолжительность его смены (рабочего дня) – до начала выполнения рейса;
    • если в течение смены (рабочего дня) водитель ТС совершает один или несколько рейсов – до начала первого (или единственного) рейса;

    Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства

    Заполнение этого реквизита зависит от того, кем оформляется путевой лист – организацией или предпринимателем.

    Сведения о транспортном средстве

    В этом реквизите необходимо указать исчерпывающую информацию о ТС, на которое оформлен путевой лист:

    • тип ТС, его марку и модель, а также марку и модель прицепа (полуприцепа), если он используется (например, легковой автомобиль Kia Cerato, прицеп "Бизнес Экспедиция" легковой);
    • государственный регистрационный номер ТС и прицепа (полуприцепа), если он используется, либо регистрационный и/или инвентарный номер троллейбуса или трамвая;
    • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС (если законом предусмотрена обязательность проведения таких проверок);
    • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска ТС на линию и его возвращения

    Они проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию ТС. В случае успешного прохождения осмотра в путевом листе проставляется отметка "выпуск на линию разрешен", а также подпись, фамилия и инициалы указанного лица, показания одометра (полные километры пробега) при выезде ТС с парковки (парковочного места), а также при заезде на парковку по окончании смены (рабочего дня).

    Даты, время и показания одометра при выезде ТС с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителем ЮЛ или ИП, а также заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов (п. 12 Приказа № 368). Если предприниматель совмещает обязанности водителя, даты, время и показания одометра при выезде ТС с парковки и его заезде на парковку проставляются им самостоятельно (п. 13 Приказа № 368).

    Если на одно ТС оформляется несколько путевых листов для нескольких водителей, дата, время и показания одометра при выезде ТС с парковки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с парковки. Эти же показания на момент заезда на парковку отражаются в путевом листе водителя, который последним заезжает на парковку (п. 14 Приказа № 368).

    Сведения о водителе

    В этом реквизите путевого листа необходимо указать:

    • Ф. И. О. водителя;
    • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя (если проведение таких медосмотров обязательно в силу закона).

    Проставляя в путевом листе отметки о прохождении водителями медосмотров, следует учитывать, что даты и время предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя проставляются медицинским работником, который проводит соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (п. 15 Приказа № 368). При этом:

    • после предрейсового медосмотра проставляется отметка "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен";
    • после послерейсового медосмотра проставляется отметка "прошел послерейсовый медицинский осмотр".

    Подробнее о проведении медицинских осмотров работников читайте здесь.

    Сведения о перевозке

    Дополнительная информация

    В путевом листе можно указать дополнительные реквизиты с учетом особенностей деятельности организации или предпринимателя, связанной с эксплуатацией ТС.

    В качестве образца для создания путевого листа можно использовать типовую форму № 3, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, либо разработать форму самостоятельно.

    Учет и хранение путевых листов

    Оформленные путевые листы необходимо регистрировать в журнале регистрации путевых листов (далее – журнал). Такой журнал можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Если журнал ведется на бумаге, его страница должны быть пронумерованы и прошнурованы. Если журнал ведется в электронном виде, следует обеспечить возможность его печати на бумаге при необходимости (п. 17 Приказа № 368).

    Еще один важный момент. Если журнал ведется в электронной форме, то все внесенные в него сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной подписью (п. 18 Приказа № 368).

    Примерная форма журнала учета движения путевых листов утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Применять эту форму необязательно, однако ее можно взять за основу при составлении собственной формы журнала.

    Оформленные путевые листы следует хранить в течение 5 лет (п. 553 перечня, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).

    У нас появляется новый формат статей — ответы на вопросы. На каждый из опубликованных материалов нам приходит множество вопросов и комментариев.

    В этой статье —вопросы, которые касаются путевых листов.

    У нас в блоге уже много материалов о путевых листах. Посмотрите: возможно, они окажутся для вас полезны.

    ► У директора небольшой организации есть личный автомобиль. Может ли менеджер ездить на нем по служебным делам без путевого листа?

    Смотря что иметь в виду под служебными делами. На переговоры и встречи ездить, безусловно, можно. Только не забудьте вписать имя менеджера в полис ОСАГО на этот автомобиль (полис ОСАГО без ограничений — тоже вариант).

    А вот если тот же менеджер повезет, например, груз для заказчика — путевой лист потребуется. И поскольку перевозками грузов, как говорит Федеральный закон N 259-ФЗ, могут заниматься только юридические лица или ИП, придется оформлять договор аренды ТС.

    ► Я индивидуальный предприниматель без наемных сотрудников, работаю сам, по патенту (транспортные перевозки). Нужен ли мне путевой лист?

    Если автомобиль используется для коммерческой деятельности, то путевой лист надо оформлять. В вашем случае — он нужен однозначно.

    Понятно, что если вы едете на своем автомобиле по личным делам, то вам не нужен ни путевой лист, ни отметки о предрейсовом контроле.

    ► Можно ли вписать дополнительный маршрут в путевом листе от руки?

    Путевой лист — это обычный первичный учетный документ. Его можно можно заполнять комбинированным способом: на компьютере (данные, которые известны до начала рейса) и от руки (данные, которые стали известны во время или после поездки).

    ► Где в путевом листе должен быть пункт сведения о перевозке

    Это не регламентируется никакими правилами, поэтому теоретически — хоть где. Но с точки зрения здравого смысла, разумно сделать отдельную графу в первой части путевого листа, где расположены все обязательные реквизиты. Вы можете посмотреть пример здесь: Как заполнять путевой лист грузового автомобиля.

    девушка с путевыми листами

    Обратите внимание!

    Актуальные шаблоны путевых листов (легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса) можно купить у нас на сайте.

    ► Кто обязан писать остатки топлива в путевом листе перед выездом и после?

    Эти пометки, согласно Приказу Минтранса N 368, вносит сотрудник, назначенный на то руководителем юрлица или ИП. Это может быть диспетчер, механик, контролер ТС — кто угодно.

    Индивидуальный предприниматель, если он сам является водителем, проставляет показания одометра самостоятельно.

    ► Можно ли оформлять в командировку оформлять два путевых листа: один в одну сторону, другой — в другую?

    Можно, если водитель не успевает вернуться к сроку, указанному в путевом листе. Но с точки зрения учета на один рейс лучше оформлять один путевой лист — поэтому к предполагаемой дате окончания командировки в путевом листе лучше прибавить несколько запасных дней. Мы писали об этом в статье Командировка водителя: как правильно оформить путевой лист.

    ► Журнал учета путевых листов за год был заполнен только наполовину. С нового года его можно продолжать или нужно заводить другой?

    А чтобы не испытывать мук выбора каждый год — можно раз и навсегда определить этот момент в учетной политике предприятия.

    ► Как отражать в путевом листе прогрев автомобиля?

    Можно не отражать вообще.

    Просто издать на предприятии Приказ о норме горючего, которая уходит на ежемесячное прогревание автомобиля в холодное время года — и учитывать эти показатели при списании ГСМ.

    Но предприятие вправе определить свои нормы и установить их актом локальной комиссии. При этом расчет повышенных норм надо обосновать, подкрепить контрольными замерами, а кроме того — подтвердить исправность транспортного средства.

    ► Может ли контролер технического состояния подписывать путевой лист на трактор или экскаватор?

    Очевидно, вы имеете в виду: может ли контролер ТС удостоверять исправность такой техники перед рейсом? Техническое состояние самоходных машин находится в ведении Гостехнадзора, и он ничего не говорит о предрейсовом контроле, только о периодических техосмотрах.

    Поэтому судебная практика в этом вопросе противоречива. И если проверяющие органы выявят, что трактор не проходит предрейсовый контроль, то владельца трактора могут оштрафовать. Вот такой казус.

    Пару лет действовал Приказ Минсельхоза N 750, который устанавливал формы путевых листов для самоходной техники. Согласно этим формам, техническую исправность трактора/экскаватора должен был удостоверять механик или бригадир. В прошлом году Приказ отменен, нового взамен него нет.

    Учитывая всю эту неразбериху — нам кажется, что контролер ТС вполне может подписывать путевой лист трактора или экскаватора. Что называется, лучше перестраховаться.

    Путевой лист нужен не только транспортным компаниям. Доставляете торты на корпоративы, ездите на деловые встречи, развозите юристов по судам — для всего этого нужен лист.

    Путевым листом называют документ, в котором отмечают, какой машиной и когда пользовались, кто был за рулем и сколько бензина потратили. Зачем нужен лист и как его оформить — в нашей статье.

    Мария Алексеева

    Зачем нужен путевой лист

    По закону, если компания пользуется машиной, должен быть и путевой лист. Вот для чего его используют:

    • следят за машинами и расходами на них. Путевые листы нужны, чтобы подтвердить расходы, когда считают налог на прибыль. Без листа затраты на машину в расходы не пойдут;
    • считают зарплату водителям;

    О штрафах ГИБДД водителю — в статье 12.3 Кодекса административных правонарушений

    Чтобы не запутаться, запомните общее правило: если в компании есть машина, должен быть и путевой лист.

    Кому нужен

    Путевые листы нужны всем, кто использует машину для работы. Это профессиональные перевозчики, например, такси, автобусные фирмы, лимузины на свадьбу. И нетранспортные компании. Это кто угодно: кондитерский цех, пиццерия, служба уничтожения насекомых.

    Владеет ли компания автомобилем или нет, неважно. Путевой лист нужен, даже если фирма арендует транспорт.

    Как заполнить путевой лист

    Любая компания может пользоваться бланком Госкомстата или сделать свою форму. Разницы нет. Форм Госкомстата несколько — для каждого вида транспорта.

    Вот так выглядит утвержденный Госкомстатом путевой лист для легкового автомобиля:


    И обратная сторона путевого листа:


    Путевой лист оформляют на один день, смену или любой срок, но не больше месяца. На какой срок оформили — столько с ним сможет ездить водитель.

    Такая вещь, как путеводный лист – поможет вам постоянно контролировать реальное состояние автомобиля, а также кто и когда его использовал. Это поможет вам найти виновника в случае повреждения авто, а также путевой лист будет доказательством того, что авто использовался в работе компании, а не в личных целях сотрудников.

    Как правильно оформлять путевые листы, Статьи и обзоры по ОТ и ТБ

    Что такое путевой лист

    Путевой лист – документ для учета состояния и передвижения автомобиля, а также работы водителя. Путевой лист выдается ежедневно, в нем фиксируются данные о водителе, автомобиле и маршруте.

    Кому и зачем нужны путевые листы

    Путевой лист позволяет руководителям организации контролировать движение коммерческого ТС, правильно рассчитать зарплату водителям, фиксировать расходы ГСМ. Помимо этого, этот документ подтверждает:

    • Обоснованность поездки;
    • Законность перевозки пассажиров или груза;
    • Исправное состояние ТС;
    • Право водителя управлять ТС.

    Если путевого листа на руках нет – придется платить штраф. Об этом – в конце статьи.

    Форма путевого листа

    Форма путевого листа законодательно не утверждена, но есть обязательные графы, утвержденные в 2020 году:

    • Наименование и порядковый номера листа;
    • сроки действия: на 1 рабочий день, либо на срок соответствующий длительности рейса, в случае, если он длится дольше 1 рабочей смены;
    • сведения о собственнике транспортного средства (ТС), т.е. наименование, ОГРН, местонахождение и номер телефона;
    • сведения о транспортном средстве: тип и модель ТС, гос. номер, пробег, дату и время выезда, дату и время контроля ТС перед рейсом;
    • сведения о водителе: ФИО, дату и время проведения предрейсового медосмотра;
    • дату и время выезда и заезда на парковку;

    Путеводные листы немного отличаются от вида используемого ТС и области их применения. Отдельные бланки разработаны для владельцев и арендаторов:

    Как заполнить путевой лист

    Тонкости существуют в заполнении любых документов и путевые листы – не исключение. Что нужно иметь ввиду при заполнении путевого листа?

    1. На каждое транспортное средство оформляется один лист. Если один автомобиль в течение смены используется несколькими водителями, то их можно вписать в один лист, но при условии, что там будут отметки о прохождении предрейсового медосмотра на каждого из них.

    2. При каждом въезде и выезде ТС на парковку вашей организации нужно ставить дату, время и сведения о пробеге. Если же автомобиль использовали несколько водителей, то нужно указать:

    • Водителя, который первым выехал с территории;
    • Водителя, который вернулся последним.

    3. Заполнять путевой лист нужно только от руки. Заполнение листа на компьютере недопустимо, так как он заполняется ДО начала рейса, а это значит, что в него невозможно было вписать достоверное время, маршрут следования и километраж.

    4. Документ оформляется в одном экземпляре и выдается на руки водителю. После поездки лист возвращается уполномоченному лицу. Диспетчер ставит подпись и печать, а затем передает документ в бухгалтерию.

    Ответственность за отсутствие путевого листа

    Само по себе отсутствие путевого листа не так страшно и штрафы за это не предусмотрены. НО! Именно в путевом листе отмечаются сведения о предрейсовых медосмотрах, а за отсутствие медосмотра введены штрафы:

    для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;

    для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.

    Покупка путевых листов явно дешевле штрафов. К тому же, это еще и поможет вам контролировать расходы на авто и водителей… Но решение всегда остается за вами.

    Читайте также: