Закон о техосмотре 170 фз с изменениями

Обновлено: 04.07.2024

Итак, мы все ждали отмены необходимости прохождения техосмотра. Даже по данным ГИБДД большинство аварий происходили не из-за неисправности машины, а из-за дорожного покрытия. Вот честно сказать, я бы ввела штрафы для компаний, специализирующихся на ремонтах дорог, а не для станций техосмотра. Нормальный человек не поедет гонять на неисправной машине, да и проведение техосмотра, даже раз в год, не гарантирует поломку машины через пару месяцев!

Какие изменения приняла Госдума?

Ещё ни один Закон наша ГосДума не принимала так быстро и единогласно. Даже, когда до своих личных "каникул" оставалось всего пару дней. Всегда находили к чему придраться.

1. Техосмотр для легковых транспортных средств, прицепов и полуприцепов, мототранспортных средств и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн ( для личных целей):

2. Для легковых, используемых для перевоза пассажиров (такси ), автобусов и грузовиков с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн новые требования будут:

Как определить когда пора проходить техосмотр?

Самое главное. Когда вступят в силу поправки?

Изменения должны вступить в силу с 1 марта 2021 года (см.скрины авторитетных интернет-изданий ниже) , а вместе с ними и обязательная фото-фиксация. Поэтому не торопитесь говорить своему страховому агенту, что Вашей машине меньше 10-ти лет (да и всего 3 года тоже ещё не прокатит !).

Что ещё нового ждать от этого закона?

P.S. По горячим следам общалась с представителями станций технического осмотра. Все ждали от Центробанка и РСА внутренних распоряжений, но до сих пор не дождались. Поправки обычно вступают в силу после публикации, а тут - молчок. Ждём новую "поствыходную" неделю (с 6 апреля). Несмотря на продление самоизоляции, жизнь продолжается и все хотят понять как следовать Букве Закона. Обещаю написать новую статью, когда будет ещё более актуальная информация. Следите за публикациями.

Надеюсь, моя статья была Вам полезна! Подписывайтесь на мой канал и комментируйте интересный материал! Буду благодарна, если поставите палец вверх!

Сроки проведения техосмотра

В этой статье речь пойдет о законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Этот документ предполагает внесение дополнений во множество различных федеральных законов. Однако для водителей в данном случае интересными окажутся изменения, связанные с изменением сроков проведения технического осмотра.

Информация о законе

Изменение сроков проведения техосмотра

Первое важное изменение внесено в статью 15 закона "О техническом осмотре транспортных средств":

1. Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:

1) каждые шесть месяцев в отношении следующих транспортных средств:

а) легковые такси;

в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);

г) специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов;

2) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее - год выпуска) (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):

а) легковые автомобили;

б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;

г) мототранспортные средства;

3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей части):

а) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;

б) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

в) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;

4) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):

а) легковые автомобили;

б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;

г) мототранспортные средства.

2. Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи):

1) легковые автомобили;

2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;

4) мототранспортные средства.

1. Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:

1) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее - год выпуска):

а) легковые автомобили;

б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;

г) мототранспортные средства;

2) каждые двенадцать месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей части, с года выпуска в обращение которых прошло более чем десять лет;

3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло не более чем пять лет:

а) легковые такси;

в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);

г) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;

д) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

е) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;

4) каждые шесть месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 3 настоящей части, с года выпуска в обращение которых прошло более чем пять лет;

5) каждые шесть месяцев в отношении специализированных транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов.

2. Не требуется проведение технического осмотра в первые четыре года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи):

1) легковые автомобили;

2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;

4) мототранспортные средства.

Рассмотрим новые сроки прохождения технического осмотра, которые применяются начиная с 1 апреля 2020 года.

Легковые автомобили, грузовики категории В, мотоциклы

Внимание! C 30 декабря 2021 года личные легковые автомобили категории B и мотоциклы освобождены от прохождения регулярного технического осмотра. Для остальных транспортных средств приведенная ниже информация остается актуальной.

Примечание. Рассмотренные ниже правила действуют для легковых автомобилей, грузовиков категории B (до 3,5 тонн), мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов.

Возраст автоГод выпускаПериодичность по старым правиламПериодичность по новым правилам
02021--
12020--
22019--
32018+ (на 2 года)-
42017+ (на 2 года)+ (на 2 года)
52016+ (на 2 года)+ (на 2 года)
62015+ (на 1 год)+ (на 2 года)
72014+ (на 1 год)+ (на 2 года)
82013+ (на 1 год)+ (на 2 года)
92012+ (на 1 год)+ (на 2 года)
102011+ (на 1 год)+ (на 1 год)

То есть по новым правилам грузовой автомобиль категории B должен проходить технические осмотры в 4, 6, 8, 10 годы и далее ежегодно.

Однако на практике ситуация несколько отличается от теоретической, т.к. автовладельцы проходили предшествующие техосмотры в разные годы. Поэтому рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Андрей владеет автомобилем, выпущенным в 2017 году. Срок действия ОСАГО заканчивается в сентябре 2020 года.

По старым правилам Андрею перед покупкой ОСАГО нужно было пройти технический осмотр.

По новым правилам техосмотр в третий год не требуется, то есть его нужно будет пройти только в 2021 году.

Пример 2. Борис владеет автомобилем, выпущенным в 2016 году. В 2019 году автомобиль прошел технический осмотр и диагностическая карта была выдана на 2 года.

В этом случае следующий техосмотр автомобилю потребуется в 2021 году. Причем и по старым, и по новым правилам.

Пример 3. Владимир владеет автомобилем, выпущенным в 2015 году. Автомобиль прошел техосмотр в 2018 году, диагностическая карта была выдана на 2 года.

В этом случае следующий техосмотр нужно пройти в этом (2020) году. Новая диагностическая карта будет выдана на 2 года. И по старым, и по новым правилам.

Пример 4. Григорий владеет автомобилем, выпущенным в 2014 году. Предшествующая диагностическая карта действует до 2020 года.

То есть техосмотр требуется пройти в 2020 году.

Однако по старым правилам диагностическая карта выдалась на 1 год, а по новым она будет выдана на два.

Таким образом, правила прохождения техосмотра можно сформулировать в следующем виде:

  • Если у машины нет диагностической карты, то техосмотр проходится на четвертый год.
  • Если диагностическая карта есть, то техосмотр проходится непосредственно перед окончаниям ее действия.

При этом, если машина младше 10 лет, то новая диагностическая карта выдается на 2 года, а если старше, то на 1 год.

Такси, автобусы, грузовики для перевозки пассажиров

Примечание. Рассмотренные ниже правила действуют для легковых такси, автобусов, грузовиков, оборудованных для перевозок более 8 пассажиров, автомобилей со спецсигналами (мигалками).

Возраст автоГод выпускаПериодичность по старым правиламПериодичность по новым правилам
0 - 52016 - 20201 раз в 6 месяцев1 раз в 12 месяцев
более 52015 и ранее1 раз в 6 месяцев1 раз в 6 месяцев

В целом правила прохождения техосмотра для этой группы транспортных средств выглядят так:

  • Если действующей диагностической карты нет, то техосмотр нужно пройти немедленно.
  • Если диагностическая карта есть, то нужно пройти техосмотр непосредственно перед окончанием ее срока.

При этом по новым правилам диагностическая карта будет выдана на 12 месяцев, если машина младше 5 лет, и на 6 месяцев во всех остальных случаях.

Грузовики категории С и учебные автомобили

Для грузовиков категории С (тяжелее 3,5 тонн) и автомобилей, предназначенных для обучения вождению, сроки проведения техосмотра подверглись следующим изменениям:

Возраст автоГод выпускаПериодичность по старым правиламПериодичность по новым правилам
0 - 52016 - 20201 раз в 12 месяцев1 раз в 12 месяцев
более 52015 и ранее1 раз в 12 месяцев1 раз в 6 месяцев

То есть грузовикам и учебным автомобилям, возраст которых превышает 5 лет, техосмотр нужно проходить в 2 раза чаще (один раз в 6 месяцев). При этом следующий техосмотр нужно пройти до окончания имеющейся диагностической карты.

Например, если грузовик категории С, выпущенный в 2001 году, прошел техосмотр в январе 2020 года, то следующий техосмотр нужно пройти в январе 2021 года. При этом в следующий раз диагностическая карта будет выдана на 6 месяцев.

Автомобили для перевозки опасных грузов

Для автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов, сроки проведения техосмотра не изменились. Техосмотр нужно проходить 1 раз в 6 месяцев.

Перенос реформы техосмотра на 2021 год

Кроме изменения сроков проведения технического осмотра, федеральный закон содержит и еще одно важное нововведение. Речь идет о том, что изменения законодательства, которые должны были начать действовать с 8 июня 2020 года, переносятся на 1 марта 2021 года.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2021 года.

Напомню, что нововведения, которые должны вступить в силу 1 марта 2021 года, подробно рассмотрены в двух статьях на ПДД Мастер:

Кроме того, на 2021 год переносятся и требования о повторной аккредитации операторов технического осмотра. Ее можно будет пройти не ранее 15 января 2021 года.

В заключение хочу отметить, что вступление в силу рассмотренного выше закона привело к тому, что сроки прохождения техосмотра для некоторых транспортных средств увеличились, то есть техосмотр нужно проходить реже.

Кроме того, предлагаю Вам самостоятельно изучить полный текст обновленного закона "О техосмотре":

Технический осмотр автомобиля

Законы

В конце 2020 г. власти предупредили россиян о том, что с 1 марта 2021 г. начнут действовать новые правила проведения технического осмотра автомобилей согласно реформированному Федеральному закону № 170-ФЗ, сопутствующим постановлениям и нормативным актам. Однако наступившей весной прохождение ТО перенесли на 6 месяцев по указу М. Мишустина, из-за неготовности многих ПТО* предоставлять услуги автовладельцам по обновленным требованиям, а также по причине сложной санитарно-эпидемиологической обстановки. Таким образом, на техосмотр 2021 по новым правилам объявлен мораторий до 1 октября 2021 г. Но только для автовладельцев с истекающими диагностическими картами в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 г.

*ПТО — пункт технического осмотра.

Законодательно-нормативная база, новый закон о техосмотре 2021 года

Через некоторое время служба статистики провела опрос, в ходе которого установила, что почти 80 % из опрошенных автовладельцев не проходят фактический осмотр транспортных средств. Они покупают диагностические карты прямо у страховщиков во время оформления ОСАГО или у брокеров, через Интернет. Такое положение не устроило государство, вследствие чего родилась идея радикально переработать закон о ТО (№ 170-ФЗ) и взаимосвязанные нормативные акты.

Реформа нового техосмотра длилась несколько лет. Был изучен опыт разных стран. Проведены всевозможные расчеты по оснащению ПТО. Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, и многое другое. В итоге, поправки законодательной базы Госдума приняла в 2019 г., а с 1 апреля 2020 г. они должны были вступить в силу. Но из-за выявленных недостатков и разногласий еще не вступившие в силу новые правила техосмотра направили на доработку, до летнего сезона.

Новые сроки технического осмотра

После исправления недочетов государство планировало запустить нововведения ТО летом 2020 г., но планам помешал карантин из-за коронавируса. Да и как оказалось, не в каждом населенном пункте есть оборудованный ПТО по стандартам ФЗ № 170. Поэтому обязательное прохождение ТО вновь отложили до весны 2021 г., завуалировав перенос карантином.

К 1 марта 2021 г. опять возникли трудности. Оказывается, многие ПТО все еще не готовы предоставлять услуги с учетом технических и санитарных требований. Во избежание скопления автовладельцев М. Мишустин перенес прохождение техосмотра с 1 марта 2021 г. на 1 октября 2021 г., для автомобилистов с истекающим сроком действия ДК, поскольку ситуация с Covid-19 хотя и улучшается, но пока далека от идеальной, что несет риски для здоровья людей.


Рис. 1. Цитата Михаила Мишустина

Продление диагностических карт до 01.10.2021

Из-за пролонгации санитарно-эпидемиологических ограничений были продлены сроки действия диагностических карт, истекающих в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 г. То есть вы сможете оформить ОСАГО без техосмотра 2021 г. в указанный срок (окно). Обратите внимание, что просроченные ДК не подпадают под льготный период! Например, если ТО закончил действовать еще в январе 2021 г. или ранее, то автовладельцу не оформят ОСАГО, а водителя такси или автобуса оштрафуют пока на 500–800 руб., ст. 12.1 КоАП. (Подробнее о штрафах и лишении в/у — чуть ниже.)


Новые правила и порядок проведения процедуры техосмотра

Законодательная база о ТО и другие нормативы существенно усложнили автовладельцам получение диагностической карты. Но вместе с этим, новый закон о техосмотре 2021 г. привнес ряд послаблений для некоторых собственников ТС. Например, у большинства категорий транспорта увеличился интервал времени прохождения ТО.

Таблица 1. Техосмотр 2021 — новые правила прохождения (ст. 15 № 170-ФЗ)

При расчете возраста транспортного средства включается год выпуска, указанный в ПТС и (или) свидетельстве о регистрации.

Что изменится: поправки в техосмотр с 1 марта 2021 года

Современный автомеханик

Фотофиксация при техосмотре и требования к снимкам

В окончательной редакции новый закон о техосмотре 2021 (№ 170-ФЗ) предусматривает обязательство к ПТО о фотофиксации транспортных средств в 2 ракурсах: передний на въезде (в начале ТО) и задний на выезде (в конце ТО).

В п. 5. Приказа № 97 от 31.03.2020 г. указано, что время фотофиксации ТС в ПТО или на передвижной диагностической линии должно определяться сигналами глобальной навигационной спутниковой системы РФ с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95. То есть вместе с двумя фотографиями будут внесены и координаты проведения ТО.

Далее в п. 6 говорится, что файлы с фотоснимками, переданные в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) в соответствии с п. 7 ч. 3, и ч. 4 ст. 12 ФЗ № 170, хранятся в базе ЕАИСТО не менее 5 лет с даты их передачи. (Как и раньше.)


Рис. 2. Требования к снимкам

Электронная диагностическая карта

Оформление диагностических карт проходит так же, как и прежде. Данные об автомобиле заносятся в базу ЕАИСТО и хранятся в ней на протяжении 5 лет. Однако, если раньше автовладельцу обязательно выдавался бумажный бланк диагностической карты с подписью оператора ПТО и печатью организации, то теперь такая услуга предоставляется по желанию клиента. То есть новый закон о техосмотре 2021 предусматривает электронный документооборот. Вместе с этим усложнился вход в систему. Доступ открывается после ввода электронно-цифровой подписи.

В чем главные сложности нововведений

Основной проблемой реформированного закона о ТО является неготовность большого количества ПТО. Новый порядок техосмотра вовсю действует, а у одних нет навигационного оборудования для привязки фотографий к месту прохождения, у других персонал все еще не получил электронно-цифровые подписи, а некоторые не могут пройти аккредитацию.

Проведение осмотра автомобиля

Штраф за отсутствие техосмотра

Вместе с ужесточением прохождения ТО Госдума расширила рамки ответственности за отсутствие технического осмотра на автомобиле. Правда, эти поправки пока отложили до 2022 г. В настоящий момент штрафовать могут только водителей автобусов, такси и грузовых авто с числом пассажирских мест от 8 шт. Размер штрафа 500–800 руб. (ст. 12.1 КоАП РФ).


Рис. 3. Ст. 12.1, п. 1.1 КоАП РФ

Кто рискует получить штраф без техосмотра

Получить квитанцию на 2000 руб. рискуют автовладельцы, управляющие транспортным средством без пройденного ТО. Выявлять нарушителей будут сотрудники ГИБДД и нейросеть с помощью камер фиксации. Но штраф может прийти и добропорядочному собственнику ТС, если программа допустит ошибку, например, по причине электронного сбоя. (Придется оспаривать.)

штраф за отсутствие техосмотра

Как проверить диагностическую карту онлайн

Как ГИБДД будет проверять техосмотр с 1 октября 2021 года



Поправки в техосмотр с 1 марта 2021 года – правда или фейк?

Чистая правда, не фейк.

По последним новостям, с 1 марта 2021 ГИБДД возьмёт на контроль техосмотр всех автомобилей в России. А МВД будет участвовать в техническом осмотре автобусов. Это стало возможным благодаря Указу Президента РФ № 108 от 19 февраля 2021 года. Раньше такого контроля не было, а сейчас он появляется.

Описание 170 ФЗ

Положения ФЗ 170 устанавливают:

  • сроки и периодичность проведения технического осмотра ТС;
  • порядок аккредитации лиц, занимающихся ТО автомобилей.

Действие закона не распространяется на автомобили, обладающие:

  • двигателем внутреннего сгорания, объем которого не превышает 50 кубических сантиметров;
  • электродвигателем, мощность которого не более 4 киловатт.

Цель издания ФЗ 170 — своевременный контроль технического состояния транспортного средства и соответствие его характеристик установленным нормам.

При проведении технического осмотра, уполномоченные лица руководствуются следующими принципами:

  1. Доступность услуги в территориальной и ценовой сфере.
  2. Свободное право подбора физическими или юридическими лицами проверяющего органа.
  3. Открытость информации о сроках и месте проведения контроля автомобиля.
  4. Честная конкуренция между организациями, осуществляющими контроль ТС.
  5. Качество предоставляемых услуг должно соответствовать установленным в законодательстве требованиям.
  6. Мера ответственности уполномоченных лиц за предоставление клиентам документов после проведения обязательного контроля автомобиля.

Федеральный закон №170 состоит из 6 глав и 33 статей, в которых раскрываются следующие положения:

  • принципы и правила проведения технического осмотра транспортных средств;
  • полномочия, которыми наделяются лица, осуществляющие контроль автомобилей;
  • порядок проведения аккредитации специальных сотрудников;
  • органы, контролирующие деятельность операторов технического осмотра;
  • меры ответственности, предусмотренные в отношении контролирующих состояние автомобиля организаций.

Также будет интересно: ФЗ 184 в последней редакции. Подробности тут:

Отменят ли техосмотр в России?

Да и в целом, государство вряд ли пойдёт на отмену техосмотра в России. Такое решение создаст угрозу безопасности дорожного движения. Возникнет риск массовых ДТП и страховых случаев. На это ни одно уважающее себя государство пойти не может!

Техосмотр не отменят

Будет ли моя диагностическая карта действительна после 1 марта?

Да. Официальное подтверждение этому можно найти в ч. 3 ст. 5 ФЗ № 122:

3. Диагностические карты, подтверждающие допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, выданные владельцам транспортных средств или их представителям до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими до истечения срока их действия.

Если техосмотр был куплен?

Новый закон осложнит жизнь тем, кто покупает диагностические карты без фактического заезда на станции техосмотра. Допустим, вы воспользовались лазейкой и успели купить карту до 1 марта 2021 года. Теоретически, при проверке, ГИБДД её может у вас аннулировать. Но в то же время, закон не имеет обратной силы. Ситуация спорная. Наверняка придётся идти в суд и отстаивать свою позицию, ссылаясь на ч. 3 ст. 5 ФЗ № 122. А с весны ГИБДД начнёт тщательно контролировать все новые документы в системе ЕАИСТО.

Я вносил изменения в конструкцию авто

С первого месяца весны 2021 года всё становится жёстче.

Если конструкция вашего автомобиля не соответствует требованиям безопасности, то по новым правилам вам откажут в прохождении техосмотра, о чём эксперт-техник сделает соответствующую запись в системе ЕАИСТО. Но нарушения можно будет устранить в течение 20 дней, а потом заново показаться тому же эксперту.

Техосмотр и внесение изменений в конструкцию авто

При нарушениях со стороны оператора станции ТО

С марта 2021 года несоблюдение регламента техосмотра автомобилей также приведёт к проблемам с действительностью выданной диагностической карты. И пусть это нарушение со стороны техника (например, он забыл проверить систему или узел автомобиля) – неважно. Выданную вам по итогам ТО карту аннулируют. Специалиста, скорее всего, оштрафуют.

Правда, встаёт вопрос – а как об этом нарушении станет известно ГИБДД? По новым правилам техники должны сделать две фотографии автомобиля: до и после обследования, а после загрузить их в ЕАИСТО. Видеосъемка процедуры осмотра транспорта не предусмотрена. Тем не менее, нарушения со стороны оператора – это одна из причин, по которым техосмотр могут аннулировать. И придётся проходить его заново, и оплачивать по новой.

Если полис ОСАГО еще действует, но срок карты истёк?

Водитель должен заново пройти техническую проверку автомобиля.

Почему так? Диагностическая карта нужна для покупки полиса ОСАГО. Но срок действия техосмотра может не совпадать со сроком действия страховки. Получается, что ОСАГО еще действует, а срок диагностической карты подошёл к концу. И если в такой ситуации вы вдруг окажетесь виновным в ДТП, а причиной будет заявлена неисправность автомобиля – ждите регресса от страховой компании. Вначале она выплатит компенсацию ущерба потерпевшим в ДТП, а затем предъявит вам иск о взыскании этой суммы.

Большую реформу техосмотра снова перенесли. Вместо 1 марта она заработает с 1 октября 2021 года

С 1 марта 2021 года в России должен был заработать новый порядок прохождения техосмотра транспортных средств. По новым правилам к операторам техосмотра предъявлялись повышенные требования – как к помещениям и оборудованию, так и к самой процедуре. В частности, вводилась обязательная фотофиксация автомобиля – его нужно сфотографировать дважды (до начала и после техосмотра), после чего фотографию с географическими метками загрузить в специальную систему – ЕАИСТО.

Законопроект, вводящий новые правила, был принят еще в 2019 году, а вступление в силу новой процедуры запланировали на 8 июня 2020 года. Однако из-за пандемии коронавируса операторы не смогли подготовиться, к тому же, реформа неизбежно приведет к очередям. Поэтому год назад правительство решило отложить запуск реформы на 1 марта 2021 года.

Теперь же стало известно о втором переносе сроков – уже на 1 октября 2021 года. Об этом на заседании правительства заявил премьер-министр России Михаил Мишустин. По его словам, в сложившейся ситуации перенос просто необходим – проблема коронавируса все еще существует, а новый порядок создаст неудобства для граждан. Как отметил Мишустин, с 1 октября новая система должна будет заработать без сбоев, а граждане не должны сталкиваться с неудобствами.

Пока это только заявление, но Мишустин потребовал предоставить проект постановления ему на подпись уже в ближайшее время.

Операторы техосмотра жаловались, что не успеют подготовиться до 1 марта – зачастую новые правила слишком сложные для исполнения. Например, многие пункты техосмотра не подходили по высоте или ширине линии – но Минтранс немного смягчил требования (разрешив также закупить сложное оборудование по 1 единице на весь пункт ТО, а не на каждую линию по отдельности).

Тем не менее, запуск реформы с 1 марта грозил создать огромные очереди на тех пунктах, которые смогут выполнить все требования. Из-за очередей есть риск, что автовладельцы просто не смогут оформить ОСАГО – проходить техосмотр нужно именно для получения страхового полиса (езда без которого грозит штрафом). А с 1 марта 2022 года водителей начнут штрафовать на 2000 рублей за езду без техосмотра.

Кому не нужно проходить техосмотр после 1 марта 2021 года?

Как мы выяснили ранее, действительные диагностические карты не утратят силы в связи с действием нового закона. Их владельцам не нужно ехать в пункт ТО и проходить процедуру повторно.

Также регулярная проверка технического состояния не требуется новым автомобилям, если с момента их выпуска еще не прошло 4 года. Этот период вы можете ездить на ТС без всяких плановых осмотров.

Какой транспорт входит в эту категорию:

  • легковые автомобили (за исключением такси);
  • грузовые машины с массой до 3,5 тонн;
  • прицепы и полуприцепы;
  • любые мотоциклы.

Отправной точкой становится 4-летний срок с момента выпуска автомобиля с завода.

Пример расчёта:

Автолюбитель приобрёл в салоне новый автомобиль 2021 года выпуска. Полис ОСАГО ему нужно оформить сразу. А вот ближайший техосмотр его ждёт только с 1 января 2022 года – когда машине исполнится 4 года с момента выпуска. В нашем примере год выпуска тоже идёт в расчёт.

Техосмотр автомобиля до 4 лет

Замена талона технического осмотра на диагностическую карту

Напомню, что ранее на территории Российской Федерации выдавались талоны технического осмотра, однако начиная с 30 июля 2012 года они были заменены на диагностические карты.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере технического осмотра относятся: … 3) установление предельного размера платы за проведение технического осмотра в соответствии с настоящим Федеральным законом, предельных размеров расходов на оформление дубликата талона технического осмотра и осуществление контроля за соблюдением установленных предельных размеров.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере технического осмотра относятся:

3) установление предельного размера платы за проведение технического осмотра в соответствии с настоящим Федеральным законом и осуществление контроля за соблюдением установленного предельного размера;

4) осуществление контроля за соблюдением установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера платы за выдачу дубликата диагностической карты.

К полномочиям указанного в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона профессионального объединения страховщиков в сфере технического осмотра относятся: … 9) ведение учета бланков талонов технического осмотра и бланков международных сертификатов технического осмотра;

К полномочиям указанного в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона профессионального объединения страховщиков в сфере технического осмотра относятся: … 9) ведение учета бланков диагностических карт и бланков международных сертификатов технического осмотра;

Как часто нужно заезжать на станцию техосмотра?

Регулярный техосмотр требуется для автотранспорта, который мы не указали в предыдущем разделе. При этом срок тех проверки отличается. Но по реформе с 1 марта 2021 года никаких изменения в плане сроков нет.

Ключевым моментом принято считать возраст автомобиля и тип ТС:

  1. До 4 лет – техосмотр не проводится.
  2. Для легкового транспорта, мотоциклов, грузовиков до 3,5 тонн, прицепов и полуприцепов возрастом с 4 до 10 лет – заезд на станцию техосмотра раз в 2 года.
  3. Для этих же машин старше 10 лет – каждый год.
  4. Для легковых такси, автобусов, грузового транспорта свыше 3,5 тонн, грузовиков с 8 и более местами для пассажиров, машин автошкол и автомобилей со спецсигналами возрастом до 5 лет – ежегодно.
  5. Для указанных выше машин от 5 лет с даты выпуска – техосмотр раз в 6 месяцев.

Возраст транспортных средств считают с даты их производства. Информацию можно найти в СТС или ПТС интересующей машины (мотоцикла).

Сроки прохождения

Периодичность прохождения технического осмотра в этом году тоже изменилась:

  • автомобили со сроком эксплуатации от 7 лет и более обязаны ежегодно проходить проверку;
  • если автомобиль в ходу от 3 до 7 лет – ТО нужно проходить 1 раз в 2 года;
  • для транспорта, которому менее 3-х лет, прохождение технического осмотра не является обязательным.

Если машина не попадает под действие нововведений, то все равно его рекомендуется проходить каждые 10 тысяч километров.


Что грозит за отсутствие техосмотра после нововведений?

Санкции всего две – и обе они связаны с финансовым наказанием за езду без диагностической карты. Рассмотрим два последствия.

Штраф ГИБДД

Новость включает в себя и хорошее, и плохое.

Положительный момент в том, что штраф за езду без техосмотра вводится не с 1 марта 2021 года, как основная реформа. Последствия от распространения коронавирусной инфекции отодвинули сроки на целый год. Экзекуция со штрафами начнётся лишь с 1 марта 2022 года.

Сумма штрафа за езду без диагностической карты – 2 000 рублей (ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ – согласно изменениям ФЗ № 122).

Штраф за отсутствие диагностической карты

Регресс от страховой

Помимо штрафов, водителей с недействующей диагностической картой ожидает иск от страховой фирмы.

Регресс – это право страховщика требовать с вас суммы, выплаченные потерпевшим при вашей виновности в ДТП. Согласно регламенту, если у потерпевших есть ОСАГО, они обращаются к страховщику, а тот возмещает им ущерб за вас.

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств… либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты.

Вот и получается, что страховщик в данном случае не нарушает закон, а регресс вполне обоснован.

Для подачи такого требования необходимо выполнение сразу 3 условий:

  • Ваша виновность в ДТП;
  • Отсутствие у вас диагностической карты о прохождении техосмотра;
  • Авария случилась из-за неисправности вашего транспорта.

Закон не оговаривает как быть, если диагностическая карта была аннулирована в ГИБДД. Но, похоже, что и в этом случае страховщики смогут предъявлять регрессные иски к нарушителям. Ответ на этот вопрос даст судебная практика в обозримом будущем.

Штраф за отсутствие техосмотра

Помимо прочего, обновление ожидает и Административный кодекс – в него вносится новая часть 1.1 в статью 12.5, которая будет предусматривать штраф в размере 2 000 рублей за отсутствие диагностической карты. Новый штраф вступает в силу на год позже – с 1 марта 2022 года, и у нас есть специальная статья о наказании за непрохождение техосмотра.

Обратите внимание, что если речь идёт о новом легковом автомобиле, то формально вы обязаны пройти технический осмотр с самого начала четвёртого года после даты выпуска – выше мы рассмотрели пример и тот факт, что год выпуска считается полным. Таким образом, если, например, ваш автомобиль выпущен даже 31 декабря 2021 года, то с самого начала 2025 года вы обязаны пройти техосмотр, и формально штраф в размере 2 тысячи рублей можно будет выписать, уже начиная с 1 января 00:00 часов 2025 года. Вот такая недоработка нового закона!

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Нужно ли проходить техосмотр до и после 1 октября 2021 года, если ОСАГО действителен?
  • Лишение за 3 систематических нарушения ПДД – правда или нет?
  • Автоматическое списание штрафов ГИБДД до 3000 рублей с карты – как будет работать?

Регресс от страховой

Вместе с новой мерой ответственности за непрохождение ТО вводится и ещё одна мера своего рода наказания – регрессное требование от страховщика в случае, если вы попадёте в ДТП по своей вине, а срок диагностической карты будет на этот момент истёкшим.

То есть страховая компания в этом случае выплачивает причинённый вами ущерб потерпевшему в ДТП, а с вас взыскивает эту сумму.

Но самая главная тонкость заключается в том, что регресс возможен в 2 случаях:

  • если вы нарочито не прошли техосмотр и не получили диагностическую карту,
  • если вы добросовестно прошли ТО, но карта была аннулирована вследствие, к примеру, лишения лицензии пункта осмотра, в котором вы его проходили.

При этом, в последнем случае уведомлять вас о лишении лицензии никто не обязан – законодатели в поправках такого не предусмотрели. А сам договор ОСАГО не прекращает из-за этого своего действия, то есть расторгнуть его страховщик не имеет права.

Новые правила и порядок процедуры с 1 марта 2021 года

Изменения коснулись сразу нескольких пунктов процедуры техосмотра, а также ряда санкций за неисполнение предписаний правительства.

По сути, из реальных изменений в процедуру техосмотра можно выделить фотофиксацию заезда и выезда автомобиля в сервис. Также раньше не было привязки к координатам станции ТО и передвижных пунктов осмотра. Остальной порядок остался прежним.

Изменения в техосмотре с 1 марта

Сколько будет стоить техосмотр?

Точно сказать о цене техосмотра по новому закону невозможно.

Есть предписание операторам устанавливать свою стоимость технической проверки. Чтобы не было хаоса, в Минэкономразвития предусмотрели диапазон цен. Они будут формироваться на основе региональных расчётов и того минимума, который установит ФАС.

Приблизительная стоимость техосмотра в 2021 году – от 500 до 1 500 рублей. Но уже сейчас ясно, что это крайне низкие цены. Ведь для соответствия новым стандартам пункты ТО должны будут привести помещения в порядок и закупиться необходимым оборудованием – а это недёшево!

Как проверить наличие техосмотра в режиме онлайн?

Чтобы не оказаться в числе нарушителей, лучше перестраховаться и заранее проверить, всё ли в порядке с вашей диагностической картой. Сделать это можно через интернет, не выходя из дома.

Пошаговая инструкция проверки наличия техосмотра:

Читайте также: