Замена направляющих втулок клапанов дэу матиз 0.8

Обновлено: 07.07.2024

Причины и последствия деформации

Внешний вид бронзовых направляющих втулок для моделей ВАЗ 2108–2109

Почему не стоит пренебрегать проверкой

В процессе ремонта двигателя его головке лучше уделить особое внимание. Нередко именно эта часть мотора виновна в том, что уровень компрессии в цилиндрах далёк от желаемого. Автомобилисты порой при ремонте ГБЦ ограничиваются только притиркой клапанов к их сёдлам, считая, что в цельнометаллических втулках особо изнашиваться особо-то нечему. В то же время проверить, насколько велик зазор между деталью и её клапаном будет совсем нелишним делом. Когда полученные цифры зазора выходят за рамки рекомендуемых автопроизводителем, то никакая притирка клапанов или замена маслосъёмных колпачков не уберегут от проблем в дальнейшем.

Материалы, используемые для изготовления втулок

Для изготовления втулок применяют материалы с хорошей износостойкостью и уровнем теплопроводности. Среди таких можно найти:

  • специальные сплавы чугуна;
  • бронзУ;
  • латунь;
  • металлокерамику.

По теплопроводности и себестоимости латунь наряду с бронзой находятся в лидерах, поэтому подавляющее большинство втулок изготовлено из сплавов этих металлов.

Нюансы, которые необходимо учитывать

Большинство втулок имеют специальный опорный буртик на наружной стороне, призванный обеспечить надлежащую фиксацию детали по вертикали в ГБЦ. Если же деталь гладкая, то установка осуществляется с использованием специальной оправки.

Внешний вид и расположение направляющей втулки клапана в ГБЦ

Рекомендуем: Почему не горят габаритные огни?

Точность изготовления втулок очень высока. Это необходимо для получения максимально выверенной соосности и наилучшего прилегания клапанной тарелки и седла при функционировании двигателя. Снаружи корпус детали, которую предстоит запрессовать в ГБЦ, должен быть максимально чисто обработан, на нём должны отсутствовать какие-либо царапины или риски. Этим обеспечивается оптимальный отвод тепла от этой хапчасти в головку блока.





Причины поломки деталей и их последствия

  • качество применяемого моторного масла и своевременность его замены;
  • температурный режим работы силового агрегата, чем чаще мотор перегревается, тем быстрее изнашиваются трущиеся поверхности;
  • качество топлива и горючей смеси, чьи пары проникают в любые неплотности и вносят свою лепту в процесс медленного разрушения деталей.


Нагар на штоке разрушает втулку довольно быстро


Инструменты и материалы

Замена направляющих втулок проводится с использованием следующего инструментария:

  • молоток;
  • развёртки на 8.022 и 8.028;
  • оправка для выпрессовки и запрессовки втулок.

Втулки меняют с помощью ступенчатой оправки — латунного либо бронзового инструмента. Упирается он в направляющую втулку, после чего она выбивается ударом молотка. Такой способ выпрессовки не так вредит ГБЦ, как использование обычного молотка и зубила. Специальный съёмник используется не только для снятия втулок, но и для их замены.

Ступенчатая оправка, используемая для выпрессовки направляющих втулок ВАЗ 2106

Лучшим инструментом для замены направляющих втулок является съёмник-выпрессовщик. Такие приспособления позволяют снимать втулки клапанов без повреждения посадочной плоскости на ГБЦ. Наличие этого инструмента позволяет избежать задиров и других дефектов ГБЦ, которые могут появиться при использовании оправки и молотка.


Съёмник-выпрессовщик для направляющих втулок ВАЗ 2106— универсальный инструмент

Финальная стадия — развёртки

Бывает так, что при установке клапанов они не входят в новые втулки. Это вызвано тем, что при запрессовке направляющие могут немного изменить свой внутренний диаметр. Здесь на помощь приходят развёртки, которыми наша запчасть растачивается до нужного диаметра. Применяем последовательно одну за другой по нарастающей. Параллельно снимаются замеры после каждого использования. Развёртки лучше брать сразу алмазные, так как стальные значительно быстрее приходят в негодность.

Как выпрессовать направляющую клапана

Развёртка направляющих втулок 8,022 мм

Как говорилось в самом начале, направляющие втулки клапанов, несмотря на их внешнюю кажущуюся простоту, являются одними из базисных элементов газораспределительного механизма. Понимание этого момента, а также возможных последствий в случае неисправности позволит сохранить немало нервов, времени и денежных средств.

Причины замены направляющих втулок клапанов ВАЗ-2109

Среди причин, которые ведут к замене направляющего элемента клапана двигателя ВАЗ-2109, специалисты называют износ данной детали. Его можно определить по следующим признакам:

  1. Попадание моторного масла непосредственно в камеру сгорания (об этом стоит судить по возросшему маслопотреблению и дыму серого цвета из выхлопной трубы).
  2. Постукивание со стороны головки блока двигателя (это стучат друг о друга втулка и клапан).
  3. Снижение мощности автомобильного двигателя.

Также неисправность направляющего элемента можно заметить визуально при замене комплекта клапанов и при проведении капитального ремонта головки блока двигателя.

Как только владелец автомобиля заметит признаки, свидетельствующие о выходе из строя направляющих элементов, не теряя времени, следует произвести их замену на новые. Это можно сделать как самостоятельно в гаражных условиях, так и с помощью квалифицированных специалистов автосервиса.

Рекомендуем: Меняем гидрокомпенсаторы на Шевроле Нива своими руками












Конструкция механизма

Сталь легирована большим количеством хрома и никеля. Направляющие втулки клапанов, сопрягающиеся со штоком, выполнены из менее прочного материала, чаще из медесодержащих сплавов. Это связано с тем, что ремонтный комплект таких втулок будет стоить дешевле при обслуживании, чем полная замена клапанов с износившимся штоком. Также пара сталь-латунь гораздо лучше работает при фрикционном сопряжении.

Зазора между отверстием и клапаном практически нет. Это и наличие сальников на штоке помогает предотвратить попадание масла в камеру сгорания. Но за счет того, что работа клапанов проходит в агрессивных условиях и при интенсивном перемещении, износ у втулок появляется, их приходится периодически менять. Если бы они не стояли в конструкции, то пришлось менять всю головку блоки после выработки в отверстиях, по которым ходит шток.

Замена направляющих втулок клапанов

Извлечение

  1. Здесь настоятельно рекомендуется перед процедурой разогреть головку блока цилиндров где-то до 100 градусов по Цельсию. Алюминий, из которого изготовлена ГБЦ, имеет больший коэффициент расширения, чем материал направляющей втулки. Вследствие нагревания натяг соединения втулка-ГБЦ существенно уменьшается и направляющие можно спокойно, без повреждения посадочного места, выпрессовать лёгкими ударами молотка или кувалды.
  2. Для извлечения применяют специальный инструмент-выколотку (оправку). Несмотря на свою узкоспециализированность и дороговизну, этот инструмент даёт возможность выпрессовки точно по оси направляющей втулки. Нередко опытные автомастера для подобных процедур обзаводятся пневмомолотками и специальными насадками-выколотками для них.


Инструмент для выпрессовки и запрессовки направляющих втулок

Установка новых

  1. Перед тем как ставить новые запчасти, нужно определить значение фактического натяга. Для этого измеряется диаметр посадочного гнезда в ГБЦ и диаметр втулки. Разница между первым и вторым не должна превышать 0,03–0,05 мм.
  2. В случае если гнездо заметно больше, чем выбранная для него втулка, то следует поискать деталь диаметром побольше. Если же диаметр гнезда недостаточен, то можно воспользоваться услугами сверлильного станка для его увеличения.
  3. Перед процедурой запрессовки новых втулок головку блока цилиндров также необходимо нагреть. А вот новые запчасти вообще рекомендуют охладить в жидком азоте, что сильно уменьшит их внешний диаметр и позволит легче войти в расширенные от нагрева посадочные гнёзда, также снизит риск получения повреждений при запрессовке.
  4. Но так как не у всех в гараже найдётся жидкий азот, то можно предварительно поместить новые втулки в морозилку. Опять же при наличии последней в зоне доступности. Для простоты, можно взять в качестве необходимой разницу температур между ГБЦ и направляющей втулкой равной 150 градусам Цельсия. Ещё при запрессовке втулок рекомендуют смазывать трущиеся поверхности жидким машинным маслом, особенно если детали не нагревались/охлаждались.
  5. Сам процесс запрессовки проходит по тому же сценарию, что и выпрессовки. В качестве инструмента оправка и молоток (или пневмомолоток с насадкой). Далее, чередой последовательных ударов забиваем деталь в посадочное гнездо.

Определение износа

    С использованием микрометра в паре с нутромером. С помощью этих инструментов у втулки измеряется минимальное значение внутреннего диаметра, а также максимальный диаметр зоны хода клапанного стержня. Разность между полученными диаметрами и даст нам ширину искомого зазора. При проведении измерений не нужно забывать о конусном и бочкообразном характере износа стержня, а также о том, что с высотой у втулки меняется диаметр. Все поверхности перед началом замеров необходимо хорошо очистить от пыли и грязи.

Как выпрессовать направляющую клапана

Набор из Нутромера и микрометра для определения износа втулок

Как выпрессовать направляющую клапана

Нутромер с индикатором часового типа для измерения зазоров между втулкой и клапаном

Зачем нужны направляющие втулки?

В начале и середине прошлого века ГБЦ автомобилей изготавливались из чугуна, а клапаны просто вставлялись в точно просверленные отверстия. Но впоследствии производители отказались от чугунных головок из-за большого веса и недостаточного отведения излишков теплоты, а им на смену пришли лёгкие ГБЦ из алюминиевых сплавов. Эти металлы обладают прекрасной теплопроводностью, но слабо противостоят износу от трения.

Чтобы решить проблему, была придумана направляющая втулка — посредник между мягким сплавом головки цилиндров и стальным стержнем клапана, постоянно движущимся вверх-вниз в процессе работы. Изготовленная из чугуна или специальной бронзы, она надёжно запрессовывается в тело ГБЦ, а внутрь с минимальным зазором вставляется клапан.

На схеме двигателя показано расположение направляющих втулок

Сама втулка представляет собой полый цилиндр, сделанный точно по размерам под определённую модель автомобиля. Наружная поверхность отшлифована и на ощупь гладкая, а на внутренней выполнена спиралевидная канавка в виде резьбы. По ней движется моторное масло, смазывающее ось клапана и снижающее силу трения. В верхней части направляющей детали сделана неглубокая выборка, куда вставляется стопорное кольцо.


Слева втулка для выпускного клапана, справа — для впускного


Бронзовые втулки для ВАЗ 2109 с виду все одинаковые

Рекомендуем: Что делать, если не включается кондиционер в машине?

Втулки выполняют следующие функции:

  • как явствует из названия, они направляют движение клапана, чтобы его тарелка чётко совмещалась с седлом и плотно прилегала к нему;
  • принимают на себя нагрузку от силы трения, возникающую во время поступательно-возвратного движения стержня клапана;
  • клапанная чашка сильно нагревается в камере сгорания, а втулка передаёт это тепло алюминиевому сплаву головки цилиндров;
  • благодаря специальной канавке деталь обеспечивает смазку трущихся поверхностей.

Чугунные детали ВАЗ 2106 — впускные втулки короче выхлопных

Когда элемент запрессован в отверстие ГБЦ, то его верхняя часть меньшего диаметра на несколько миллиметров выступает над поверхностью. Это необходимо, чтобы установить на неё маслосъемный колпачок (он же — сальник клапана), не позволяющий смазке из верхней части двигателя попадать в камеру сгорания через внутреннее отверстие втулки.


Так выглядит выступающая часть, куда надевается маслосъёмный колпачок

Процесс замены

Как уже говорилось выше, для снятия и установки направляющих необходима специальная наставка. Рассмотрим, что она из себя представляет и как ей пользоваться.

Описание наставки

Оправка для снятия и установки направляющей состоит из двух частей. Первая часть представляет собой шток определенной длины, обработанный на токарном станке и имеющий в определенных местах разный диаметр. Самый большой диаметр штока занимает основную его длину и составляет 18 мм. За эту часть шток удерживается рукой, и она ограничивает проскакивание штока на другую сторону при снятии втулки, что предохранит поверхность головки блока от удара молотком. Диаметр второй части штока равен диаметру втулки. Длина этой части равняется глубине отверстия, в котором размещена втулка. Третья часть штока самая короткая — ее диаметр соответствует внутреннему диаметру штока клапана (диаметру внутренней поверхности направляющей). Ее предназначение заключается в том, чтобы при выбивании втулки направление штока строго соответствовало направлению втулки и не создавался перекос штока при ударе по нему молотком.

Это интересно: ТОП-5 смазок для клемм аккумулятора

Вторая часть штока похожа на торцевую головку. Отличает ее от торцевой головки отсутствие внутри граней (цилиндрическое отверстие с диаметром и длиной, равной диаметру и длине верхней части направляющей). В верхней части головки имеется отверстие с диаметром, равным внутреннему диаметру втулки и внешнему размеру штока с рабочей стороны. Как видно из описания оправки, найти ей замену из подручных средств не так сложно. Для этого как минимум понадобится цилиндрический стержень удобной длины, диаметр которого с одной стороны равняется внешнему диаметру втулки. В качестве наставки можно использовать старый шток маслонасоса от ВАЗ, предварительно сточив шестерню.


Процесс снятия изношенной направляющей и установка новой

Для снятия втулки переворачиваем ГБЦ рабочей частью вверх. Далее берем шток, вставляем в отверстие клапана и молотком аккуратно выпрессовываем.


В данном процессе важна точность удара. Если вы попадете молотком по поверхности головки блока, то это приведет к нарушению плоскости ГБЦ. Чтобы выбить втулку, удар должен быть сильным, а для этого лучше использовать тяжелый молоток. Чтобы установить новую втулку, разместите ГБЦ на поверхности в положении, в котором она размещается на двигателе. Затем возьмите новую втулку, смажьте внешнюю поверхность маслом и установите ее в нужное отверстие.


Далее наденьте на нее головку и вставьте шток. Аккуратно ударяя молотком по верху штока, запрессуйте направляющую втулкуна место. При установке обратите внимание, чтобы выбранные подручные средства не касались верха седла сальника (отмечен стрелочкой 1), так как при ударе седло деформируется или от него отколется кусок. Головка должна упираться в основание седла сальника (отмечено стрелочкой 2).


Со снятием и установкой направляющей втулки проблем не возникает. Это простая процедура, которая требует определенных знаний, аккуратности и точности при работе.

Установка направляющих втулок на ВАЗ 2109

  1. Смена направляющих втулок на ВАЗ 2109 начинается с фиксации на детали съёмника посредством обточенных гаек. Центральная часть инструмента придерживается верхним ключом, а при помощи нижнего выпрессовывается направляющая втулка. Её выход из гнезда сопровождается характерным щелчком, после этого деталь вынимается.

Направляющие втулки клапанов ВАЗ 2106 выпрессовываются съёмником

Причины выхода из строя

Причин выхода со строя направляющих втулок мало, поэтому рассмотрим каждую по отдельности:

У соседа по гаражу с направляющими втулками клапанов на daewoo до сих пор все норм ;) Разве пристукивать надо не с другой стороны? Что бы пружиной прижимался?

ГБЦ DAEWOO NEXIA (испытание новой засухарки)

Замена направляющих втулок клапанов део эсперро, 2 литра

Как развернуть направляющие клапанов

Как поменять направляющие на головке

Жека, скажи,каким максимальным моментом затягивается данная голова 10 или 8кг на выходе? Просто мотор собрал,а как правильно обжать не найду инфы в кг,только по градусам. За ранее спасибо. Хотелось бы, чтобы подробнее по направляющим втулкам клапанов на дэу объяснил бы…

Притирка клапанов в ручную

Daewoo Matiz. Стук загнутого 8го клапана.

Замена направляющих суппорта Нексий!

Прикол! Matiz на скорости 220 км обгоняет Lamborgini

Как шарошить седла клапанов.

SUBARU legacy disk breaks repair seiken kit суппорта

Замена сцепления на классике + Special

Засухаривание клапана матиз без лишних соплей

машина на кочках не стучала? у меня обнаружилась аналогичная ситуация на фиат альбеа. на кочках что то стучало сильно. я заметил износ пальчиков от суппортов. особенно нижняя ;) Редкие геморрои с направляющими втулками клапанов не так и страшны ;)

Мне друг сказал с направляющими втулками клапанов на матизе до сих пор все нормально :) Доля правды в этом есть но не так всё однозначно. У всех моторов разные условия эксплуатации, разное качество самих сальников и т.д. Сальники из хренового материала задубеть могут и через 10тыс км и что будем дальше ездить по Вашей логики или чё там мелочится сразу капремот, а может не мелочится на сальники и просто их поменять и ездит ещё? Конечно я усугубил 10тыс хотя бывает и такое, но 100тыс и сальники под замену, не жлобитесь и всё у вас будет прекрасно наездите свои 500тыс а потом как душе захочется. Конечно не одни сальники клапанов в двигателе могут умереть но всё же это как расходный материал и замена их в среднем от 2-4часов.

У моего приятеля на дайво с направляющими втулками клапанов пока все зашибись >) Как Ланасы с такими движками по400 тыс.проходят х.з. или волшебство или все таки не такие они и плохие.

Периодические проблемы с направляющими втулками клапанов начинают напрягать ;) Здравствуйте Сергей, у меня у бати, москвич был, так вот, однажды случай был, что машина с того нечего начала дёргаться, всё перебрал, карбюратор, броник, итд, а машина то куплена была в своё время новая, с завода, и вот самое смешное то, что было причина, едем медленно дёргаться, чуть наваливает нармуль, колесо заднее, вылезла грыжа причём во внутрь, сняли увидел и давай смеяться, так что провод ваш это из жизни!

у меня фолггсваген венто 1.8 поменял клап салников и проклатка головки а машина дымить как поровоз из сапуна и крышки головки тоже дымит скажите пожалалуста почему? О направляющих втулках клапанов можно говорить бесконечно >)

Сергей, здравствуйте. Вопрос такой. Сегодня тянул головку. Все болты более или менее притянулись, а десятый лопнул. В итоге раскрутил головку, малой кровью удалось без применения специнструмента выкрутить кусочек болта, он аж вытянулся в конус и резьба из 1,25 наверное стала 2. Потом меня осенило и посмотрел на остальные болты и понял, почему они тянулись более или менее (у них у всех вытянулась резьба в том месте, которое не закручивается в блок). А вопрос вот в чем, можно ли оставить старую прокладку (к тому времени, когда вы мне ответите, я уже ее куплю, но чтобы знать на будущее). И можно ли в этом случае (когда лопается болт), доехать на такой головке до магазина, вернуться, разобрать и заменить болт с прокладкой. Почему так остро стоит вопрос, потому что уже устал ходить 1,5-4 км до автобуса в город, потом пешком неплохой километраж по городу и столько же обратно, да еще и автобусов в будние дни всего пять, причем четыре утром и один вечером. Ну и еще раз спасибо за ваши видео, отдельное спасибо за карбюратор и настройку поплавка. Сколько ни читал, не мог понять, как настраивать поплавок и для чего это нужно, а тут понял. Еще разговаривал с соседом на эту тему, он сказал, что у него была книга в которой было описано 15 скрытых настроек карбюратора ДААЗ. Очень бы хотелось о них узнать, но это уже скорее всего не к вам. И кстати, вспомнил такой момент. На канале вряд ли получится прикрепить документ, но я бы вам посоветовал на каком нибудь конструкторе (например ) сделать примитивный сайт и на нем на каждое видео сделать F.A.Q. - или ответы на самые частые вопросы и туда писать и вопросы, наиболее часто задаваемые (однотипные и тупые) и ответы. Если надо будет напечатать, я могу помочь, печатаю быстро. Это только предложение. Решать конечно же вам. Ну и совет другим, кто будет тянуть. Завтра буду затягивать другие болты (новые) и отпишусь, как пойдет процесс. С этим лопнувшим получилось так. Все протягиваются (встают), а этот крутился и крутился. Решил его закрутить по полной (думал, может где соринка или шайба продавливается или еще что, но никак не думал, что он тянется) ну и стал его закручивать, он так и не встал, просто в какой-то момент лопнул. Если у вас такое будет, просто сразу выкручивайте и смотрите на него. То же и с остальными, они хоть и вставали, но как-то нехотя, очень мягко, я думал, что это прокладка проминается, но сейчас понял, что дело было в самих болтах, они растягивались.

Все права защищены. При перепечатке материала, активная ссылка обязательна.
© Чем официалы, лучше сам! Обратная связь

Комментарии к теме Замена направляющих втулок клапанов Daewoo Matiz

Василь молодець багато майстрів незвиртають на таке увагу, але це дуже важлво при ремонті ГБЦ з прогорівшим клапаном, а в моторах де більше ніж 2 клапани на циліндер це особливо важливо.

Я по твоему видио 402 собираю себе. Первый раз блок помыл теперь надо коленвал на расточку отдать не нравится мне она какието царапины на ней линии. Все потехоньку чтобы не колхозить все чистенько красивенько было

Все супер тока не понятно, зачем смазывать трансмиссионным, когда есть моторное) На сборке не бухаем(с))

самый лучший способ нагрева венца такой, это касается и автора и тех кто будет сам менять венец на своей машине. положите новый венец на землю, потом по всей окружности венца прокладываете ветошь (тряпку полосой 5 см шириной и поливаете соляркой один раз, как тряпка пропитается подожгите лоскуты 3-5 минут и все!! нагрева сильного нет в частности до красна, и прогрев идет везде одинаково..Удачи.

День добрый, подскажите такой момент, у меня тоже пошел небольшой люфт есть, мне мастер подтянул ее (руль туже крутится стал и не возвращался назад, потом послабил и все пришло почти в норму) люфт не ушел и сделали заключение что нужно рейку либо менять либо ремонтировать. Получается просто заморачиваться не хотят или от незнания такое?

У меня к вам вопрос есть; Тот инструмент который вы протирали клапанов сам сделал или продают в специнструментма газинов! И как зват ее??

Отставить прекращать съёмку. Полезной качественной информации!Крайне мала очень рад что я нашел!! :-) Еще раз большое спасибо. ;-)

странно. я почему-то всегда клапана вручную притирал. ты ж дрелью направляющую . Какие крапинки? фаска должна быть идеальная не только в седле, но и на клапане. дрелью притирают только . -дегенераты.

хорошее видео, только не показана установка диф на автомобиль, и главное как затянуть (с каким усилием) регулировочную шайбу.

Комментарии к теме Замена направляющих втулок клапанов Daewoo Matiz

Пужиене Бобир написал(а)
Серёга привет, а не дешевли было бы воткнуть DD? ну или Cat? Я удивлён, что на вольво с секс-мотором капот не пришлось снимать для замены распредвалов) Как там у тебя дела с лотереей, повезло?

Бусинка написал(а)
НЕ будут европейцы качественные детали нам делать и мы им там нафиг не нужный, Китай выручает только) Я всегда беру только наше нашего производства.

Кий написал(а)
Хотел узнать из этого видео; влияет ли зажатые клапана на расход бензина? Уже вроде всё сделал что можно, карбюраторщик сказал что зажаты. За месяц до него регулировали. По второму кругу пошёл)

Guyon написал(а)
блин аж тошно постарайтесь лишний раз не вздыхать такое чуство что вы вагон выгружаете а не ремонтом занимаетесь

Бухолдин Кохно написал(а)
сальник переднего хвостовика установлен так же с наружи? или нужна разборка раздаточной коробки?

Смаль Соль написал(а)
Поставил алюминиевую клапанную крышку и забыл про течь масла (единственно действенный метод). Только обошлась она в 6 т.р.

Verbrugge написал(а)
Балабол,не стыдно . Не только от пробега зависит. Но и от времени,если мотор стоял долго,то колпачки просто дубеют и всё. Да и про 400 к пробега он пошутил.

Петрушка написал(а)
Евгений, расскажите, куда лучше всего выводить картерные газы с сапуна на классике? Чтобы не обратно в кастрюлю. Особенно если кастрюля без фильтра, с выносными фильтрами (было такое видео). Расскажите, пожалуйста, про эти доработки.

Шершень Мосиков написал(а)
Даун, жалко новую деталь, ты смазкой суппорта убиваешь и тормоза потом просто откажут

Эльхан написал(а)
Добрый ночи у меня вапрос я собрал коробку акпп нет циркуляций масла aw 55-51sn в чем могут причина? То что менял скужу фрикционный диски уплотнительный кольцы и промывка проклатка гидра блок. Скажите пожалуйста кто знает причина что нет циркуляции масла АКПП спасибо.

Читайте также: