Защитное и зимнее вождение управление тяжелой техникой

Обновлено: 29.06.2024

    Вы здесь: /
  • / Защитное вождение - правила и принципы

Защитное вождение что это такое

Термин "Защитное вождение" появился в Соединенных Штатах в 1964 году, тогда же появились и первые курсы, обучающие такому вождению. Основным лозунгом защитного вождения был следующий :

Водить так, чтобы сохранить жизни, время, деньги в независимости от условий вокруг вас, и от действий других людей.

Основные принципы защитного вождения:

  1. Контролировать собственную скорость
  2. Предвидеть развитие дорожных ситуаций и всегда ждать неожиданное
  3. Быть бдительным и не отвлекаться
  1. Быть готовым к любым видам действий и реакций других водителей и пешеходов
  2. Не ждать, что другие водители будут делать то, что вы обычно делаете сами
  3. Наблюдать за другими водителями и уважительно к ним относиться
  1. Соблюдать дистанцию
  2. Снижать скорость перед поворотом, чтобы не применять торможение в повороте

Разберем первые пять правил, которые предлагает Шаллер (он еще часто называет себя Uncle Bob - дядюшка Боб)

Будь внимателен!

Как бороться с невнимательностью ?

Сосредотачиваться на вождении, не отвлекаться на телефоны, музыку и прочие вещи, особенно, когда вам предстоит маневр на перекрестке.

Даже, когда вы стоите и ждете сигнала светофора - оценивайте, то, что происходит сзади, сбоку, спереди. Смотрите за пешеходами и особенно велосипедистами, приближающимися к переходу. Если вы отвлеклись не начинайте движения, не оценив обстановку вокруг вас. Особенно, если вы стартуете первым с перекрестка. Повертите головой, и только после этого жмите на газ.

Мозг должен постоянно анализировать, то, что передают глаза.

Шаллер очень верно пишет : вождение автомобиля- это самое опасное что большинству из нас приходится делать в жизни.

подъезжаем к перекрестку с выделенными трамвайными путями посередине . Пока подъезжали трамваев не было. В ожидании сигнала отвлеклись на навигатор/звонок и т.д. Мозг сохранил информацию, что трамваев нет. Увидели зеленый свет, стали делать левый поворот или разворот и столкнулись с подошедшим сзади трамваем, который вы не заметили.


Еще пример - на ровной монотонной дороге перестали следить за обстановкой вокруг вас, проглядели стоп-сигналы автомобиля впереди вас, въехали в этот автомобиль. Или не увидели приближающегося торопыгу, который вас подрежет. Вариантов аварий по невнимательности огромное количество

Никому не доверяй

Правило два - это продолжение правила один. Если ты можешь ошибаться, то могут ошибаться и другие. Поэтому за другими автомобилями надо наблюдать постоянно в зеркалах, и всегда оставлять себе место для маневра.

Все мы знаем, что мигающий поворотник — это еще не гарантия, что водитель повернет. Опытный водитель дождется, когда машина с мигающим поворотником начнет поворот, и только тогда начнет движение.

Также все мы знаем, что те, кто делают левый поворот должны пропускать двигающихся прямо, но и это правило часто нарушается. Поэтому надо снижать скорость перед перекрестком.

Если же сзади вас едет неадекватный водитель, который не держит дистанцию, играет в шашки, то на это есть правило 3

Важно помнить, что ваша цель не доказать кому-то, что он не знает правила ПДД, а проехать без аварий, потерь времени и здоровья до нужной вам точки.

Поэтому в спорной ситуации уступите дорогу даже, если вы правы.

Принципы защитного движения обращены к тем, кто ценит свою жизнь, время и деньги.

Примеры, когда нужно уступить, даже, если прав.

Как уже писалось в статье про нерегулируемый перекресток - водители на второстепенной дороге в городских условиях могут выезжать на главную дорогу, вопреки правилам, просто потому, что иначе не проехать. Наиболее часто это случается при неработающем светофоре. И разумнее дать им проехать, чем создавать затор на перекрестке или аварийную ситуацию.

Поспешишь людей насмешишь

Это пункт правил снова об очевидном – чем больше скорость, тем больше время реакции в метрах. Разница на реакцию при скорости 80 км/ч и 110 км/ч 10 метров! Речь не идет о тормозном пути, а только о том расстоянии, которое проезжает автомобиль пока водитель реагирует на ситуацию.

При 80 км/ч это 25 метров при 110 км/ч - 35 метров .

Превышение скорости в городе чаще всего бессмысленно, так как торопыги и не торопыги встречаются на светофорах, и разница в том, что торопыги ускорялись, а потом тормозили, изнашивая моторы и колодки.

Самое разумное ехать со скоростью потока. При этом держите ту дистанцию, которая комфортна вам и обеспечит безопасное торможение в экстренном случае.

Не садитесь за руль, если у вас плохое самочувствие.

Плохое самочувствие приводит к замедлению психической и физической реакции, к ухудшению способностей оценивать ситуацию. Чаще всего, если вы плохо себя чувствуете, то ведете машину "на автомате"- а к чему это приводит смотрит пункт 1.

Чек лист для проверки самочувствия

  1. Принимали ли вы алкоголь? *
  2. Не больны ли вы?
  3. Принимали ли вы лекарства способные привезти к ухудшению реакции
  1. Вы чувствуете себя уставшим?
  2. Не болят ли у вас руки или ноги?
  3. Не болят ли у вас глаза?

Вести машину можно если на все вопросы вы ответили нет

  • Если вы принимали алкоголь, то сверьтесь с алкогольными калькуляторами, чтобы выяснить через какое время вы сможете сесть за руль.

Знайте, что после обильных возлияний нельзя садиться за руль на следующий день с утра, необходимо выждать минимум 20 часов.

C 01 января 2019 года все учебные центры обязаны регистрировать выдаваемые документы об образовании в ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ (ФИС ФРДО). С момента регистрации в реестре, ВАШ документ становится легитимным и официально подтвержденным! Мы этому требованию соответствуем.

24 ч.

Удостоверение o повышении квалификации установленного образца.

Очное обучение отсутствует

по согласованию с заказчиком P

по согласованию с заказчиком P

16 ч.

Удостоверение o повышении квалификации установленного образца.

Очное обучение отсутствует

по согласованию с заказчиком P

по согласованию с заказчиком P

16 ч.

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Очное обучение отсутствует

по согласованию с заказчиком P

по согласованию с заказчиком P

Защитное вождение. Зимнее вождение

24 ч.

Удостоверение o повышении квалификации установленного образца.

Очное обучение отсутствует

по согласованию с заказчиком P

по согласованию с заказчиком P

Защитное вождение. Контраварийное вождение

24 ч.

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Очное обучение отсутствует

по согласованию с заказчиком P

по согласованию с заказчиком P

Педагогические и психофизиологические основы деятельности инструктора-наставника по защитному вождению автомобильного транспорта

96 ч.

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Очное обучение отсутствует

Заочное обучение отсутствует

по согласованию с заказчиком P

Инструктор по защитному вождению

96 ч.

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Очное обучение отсутствует

Заочное обучение отсутствует

Очно-Заочное обучение отсутствует

* Действует система лояльности для клиентов

Цены указанa без НДС на основании гл. 26.2 Налогового Кодекса РФ. Ст.346.12 и 346.13

* Подробную информацию уточнять у менеджера

ДРУГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

По вопросам обучения и подбора программ можно получить консультацию у сотрудников центра по телефону:




Ссылки на образовательные ресурсы

Разделы сайта

Наши программы

Наши офисы

Заявка на обратный звонок

Заполните форму, и мы перезвоним Вам.

Я даю свое согласние на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

С Вашим городом работает офис в г.

или выберите другой офис

Записаться на курс онлайн ->

Защитное вождение – система обучения водителей транспортных средств, выходящая за рамки обычных ПДД и основ управления автомобилем. Цель этой системы состоит в обеспечении безопасности (снижения риска ДТП) путём предупреждения опасных ситуаций, вопреки неблагоприятным условиям и ошибкам других участников дорожного движения.

По статистике подавляющее большинство ДТП вызвано опасными или неправильными действиями участников дорожного движения. И здесь очень многое зависит от мастерства водителя: его умения управлять автомобилем в нестандартных ситуациях, а еще лучше – умения избегать их. Идеал безопасного водителя – это водитель, применяющий принципы и методы защитного вождения, при котором независимо от действий других участников дорожного движения, а также при любых обстоятельствах не допускает ДТП.

Управление автомобилем зимой дело непростое, требующее немалых знаний и практических навыков. Среди автомобилистов холодное время года по праву считается серьезным испытанием, как для автомобиля, так и для водителя.

Удостоверение о прохождении обучения защитному вождению и безопасному зимнему вождению является подтверждением наличия у водителя:

- знаний и навыков по выявлению основных опасностей, подстерегающих на дороге и при маневрах в ограниченном пространстве и по принятию необходимых (корректирующих) действий заранее;

- навыков предугадывания ситуации на дороге и поведения других участников дорожного движения;

- навыка избегания потери управляемости автомобилем в сложных зимних условиях;

- знаний и навыков по использованию рациональных приемов управления автомобилем на дороге в зимний период и в другое время года на скользком покрытии (дождь, битум, гравий).

- Автолюбители, которых заботит личная безопасность и безопасность близких;

- Профессиональные водители корпоративных транспортных средств различных видов (легковых автомобилей, микроавтобусов, автобусов, грузовых автомобилей и др.);

- Сотрудники компаний, работа которых связана с необходимостью использовать автотранспорт;

- Руководители и специалисты, связанные с обеспечением, контролем и управлением транспортной безопасностью, в т.ч. руководители и специалисты, непосредственно работающие с водителями;

- Работники, имеющие право управления транспортными средствами предприятий;

- Работники организаций, выполняющие работы/оказывающие услуги с привлечением транспортных средств на территории предприятий.

Глава 1. Обеспечение готовности к экстренным действиям


№1 Безопасная посадка


Безопасность водителя любой квалификации начинается и заканчивается посадкой. Нельзя рассматривать ее как позу "удобного сидения" и как способ отдыха между какими-то движениями, связанными с управлением. Многие беспечные водители серьезно пострадали из-за того, что не уделили посадке необходимого внимания. Притом большинство из них находят объяснение аварии в чем-то более существенном, чем "беспечная" посадка, хотя она лишила их нескольких десятых долей секунды, которых затем не хватило для преодоления экстремальной ситуации. Посадка не является приемом управления автомобилем, но без нее немыслима скоростная реакция водителя на опасность. Притом экстренные действия очень вариативны в зависимости от характера дорожной ситуации. Каждой критической ситуации соответствуют определенные экстренные действия, к которым должен быть готов водитель, чтобы выйти из этой ситуации достойно.

Приучите себя держать обе руки в верхнем секторе рулевого колеса.

Максимально прижмитесь к спинке сидения. Снимите со стекла и щитка приборов все, что может отвлечь ваше внимание. Уменьшите громкость авто магнитолы или выключите ее. Не вступайте в разговор за рулем.



  1. Занос вправо - резкий поворот рулевого колеса вправо, мягкое выравнивание.

  2. Занос влево - то же в другую сторону.

  3. Опрокидывание вправо - силовое руление вправо, балансирование, выравнивание.

  4. Опрокидывание влево - то же в другую сторону.

  5. Критический занос - скоростное руление (полной амплитуды) двумя руками с перехватами рулевого колеса на боковом секторе.

  6. Ритмический занос - серия скоростных импульсов руления в одну и другую сторону.

  7. Снос передней оси автомобиля - выравнивание рулевым колесом, торможение двигателем, подтормаживание левой ногой.

  8. Экстренное торможение - ступенчатое торможение рабочим тормозом, последовательное включение понижающих передач с перегазовкой пяткой и задержкой включения сцепления. Коррекция устойчивости автомобиля рулевым колесом в каждый период растормаживания.

  9. Экстренный объезд препятствия - силовое руление и выравнивание с переменным дросселированием. Компенсация заноса опережающим рулением.

  10. Вращение автомобиля - серия последовательных действий: поворот рулевого колеса, резкое дросселирование, выключение сцепления, обратное руление, выравнивание, включение сцепления, дросселирование.

Здесь перечислены только 10 типичных вариантов критических ситуаций, хотя в жизни их может встретиться намного больше.

Чрезвычайно важным для безопасности является "чувство автомобиля", которое обеспечивается посредством оптимальной посадки водителя, его контактом с автомобилем. Большая часть информации от автомобиля и дороги воспринимается "мышечным чувством" водителя.

Особенно актуальны эти ощущения при потере устойчивости и управляемости (при сносе, заносе, блокировке и пробуксовке, вращении и опрокидывании). "Мышечное чувство" дает опытному водителю сигнал к действию по стабилизации автомобиля и позволяет корректировать собственные действия по ходу развития критической ситуации.

№2 Положение рук при повороте

Боковой захват позволяет обеспечить несколько приемов управления, способы выполнения которых следующие:



  • удержание автомобиля на дуге поворота - постоянная тяга вниз двумя руками из положения на боковом секторе. (Используется сила мышц-сгибателей, наиболее развитых у любого человека.) Коррекция траектории обеспечивается усилием и ослаблением тяги;

  • "доворот" - крутизну маневра на дуге поворота увеличивает рука, находящаяся сверху (в положении "12"). Другая рука, находящаяся в положении "4" или "8", отпускает рулевое колесо и страхует его в боковой зоне, при необходимости подключаясь к "довороту" на больший угол;

  • выравнивание траектории автомобиля - после завершения поворота повышение тяги двигателя способствует самостабилизации автомобиля - выравниванию управляемых колес. Руки на боковом секторе поочередно выполняют тормозящую функцию -- сопровождающее руление, регулируя скорость самовыравнивания. Отпускать рулевое колесо нельзя, так как это может привести к резкому ритмическому заносу;

  • стабилизация при заносе - при возникновении бокового скольжения задней оси, что чаще всего возникает на автомобиле с задними ведущими колесами (классическая компоновка), компенсировать занос можно быстрым поворотом рулевого колеса в сторону заноса на 90--180° без смены положения рук. Если амплитуда заноса большая, водитель переходит к поочередному рулению левой и правой руками со сменой положения рук на боковом секторе.


При поворотах нежелательно перекрещивать руки в нижнем секторе рулевого колеса (так называемый перекрестный захват).

Руление в нижнем секторе рулевого колеса почти всегда нежелательно. Любая критическая ситуация требует максимальных усилий, а исходное положение не позволяет приложить их. Чтобы быть готовым к любым неожиданностям, при повороте ваши руки должны располагаться в положении "4(8)-12". Это позволит вам сопротивляться самовыравниванию автомобиля и легко реагировать на любую критическую ситуацию (занос, вращение, опрокидывание, наезд и др.)

№3 Положение рук на рулевом колесе при прогнозировании критической ситуации (предварительный захват)

Скоротечность развития критических ситуаций требует мгновенной реакции водителя. Если водитель не готов к экстренным действиям или требуется какое-то время на подготовку, например на перенос руки или рук в оптимальный сектор рулевого колеса, то из-за дефицита времени критическая ситуация быстро перерастает в аварийную. Прогнозируя определенный маневр, водитель может заранее обеспечить необходимое положение рук, т. е. выполнить предварительный захват. Перенос одной руки осуществляется перехватыванием рулевого колеса или скольжением по его ободу; другая рука обеспечивает постоянный контакт.


Перед скоростным движением задним ходом водитель смещает левую руку на рулевом колесе в положение "12" (ситуация 1 на рисунке), увеличивая обзор за счет разворота корпуса вправо.


Перед разворотом передним ходом на 180° с блокированием задних колес стояночным тормозом водитель переносит правую руку на рычаг ручного тормоза, а левую в положение "12" (ситуация 2 на рисунке).


Перед скоростным разворотом задним ходом на 180°("полицейский разворот") водитель смещает левую (правую) руку в нижний сектор (положение "6"), применяя глубокий захват (локоть при этом, направлен вверх) или нестандартный захват в нижнем секторе (положение "6") для готовности к скоростному вращению рулевого колеса на 360° без перехватывания (ситуация 3 на рисунке).

Существует и применяется на практике ряд нестандартных действий, которые каждый водитель подбирает индивидуально для критической ситуации. Главными критериями выбора этих действий являются их целесообразность и эффективность. Они должны помогать, а не мешать выполнению сложных приемов.

Перед крутым поворотом или сложным маневром с большой амплитудой руления выполните подготовительные действия. Сместите одну из рук вниз по ободу рулевого колеса, чтобы исключить перехват его при повороте и чтобы в повороте обе руки заняли положение готовности к экстренным действиям.

№4 Скоростное руление одной рукой

Профессионально подготовленный водитель обязан владеть техникой руления одной рукой, особенно левой, так как для преодоления некоторых критических ситуаций необходимо одновременно с рулением переключать передачи или включать на некоторое время стояночный тормоз для блокирования задних колес автомобиля. Кроме того, руление одной рукой повышает безопасность при скоростном движении и сложном маневрировании задним ходом, так как позволяет расширить сектор заднего обзора за счет разворота корпуса на 90° вправо.


Техника кругового руления одной рукой имеет следующие особенности (позиции 1-6 на верхнем рисунке). Исходное положение руки - на цифре "12" (по аналогии с циферблатом часов). После поворота рулевого колеса до положения руки на цифре "8" или "4" (в зависимости от направления вращения) водитель перехватывает рулевое колесо в нижнем секторе способом перекат через тыльную сторону кисти. Этот способ позволяет, не теряя контакта с рулевым колесом, развернуть кисть на 180°, чтобы перейти от тяги вниз к тяге вверх.

На автомобилях с горизонтальным расположением рулевого колеса (автобусы, некоторые грузовые автомобили) круговое руление выполняется способом переката через ладонь.


В некоторых критических ситуациях при заносе и вращении автомобиля первый оборот лучше выполнить левой рукой, а правой включить понижающую передачу. Руление одной рукой поможет вам более безопасно маневрировать задним ходом, т.к., повернув корпус, вы увеличите сектор обзора. Главное - научится перекату руки в нижнем секторе. Этот прием позволит сохранить контакт с рулевым колесом при вращении.

Конечно, выполнение переката не создает идеальных условий для контроля за рулевым колесом в нижнем секторе, так как возможно' проскальзывание руки. Но все же это намного лучше, чем полная потеря контакта. Обеспечить большую безопасность приема и сократить 1 его время позволяет рывковый способ руления. Такой способ необходим, чтобы перекат происходил при инерционном вращении рулевого колеса, так как из-за недостаточного контакта руки с рулевым колесом исключается возможность максимальной тяги.

Круговое руление одной рукой является элементом некоторых приемов высшего мастерства. Приемы и способы их выполнения следующие:



  • стабилизация автомобиля при критическом заносе - противодействие заносу обеспечивается скоростным рулением двумя руками, но первый оборот (поворот на 360°) желательно выполнить одной рукой, так как этот прием быстрее за счет меньшего числа перехватываний;

  • скоростной разворот автомобиля на 180°- одновременно с рулением водитель правой рукой включает и выключает стояночный тормоз, добиваясь этим скольжения задней оси и, как следствие этого,- вращения автомобиля;

  • стабилизация автомобиля при вращении на 360° - дважды используется руление одной рукой. Вначале для разворота на 180° (см. предыдущий прием), а затем для "доворота" автомобиля вращением вокруг задних колес ("полицейский разворот").

Круговое руление одной рукой чаще всего сочетается с рулением двумя руками и позволяет обеспечить стабилизацию автомобиля в ситуациях, связанных с потерей его устойчивости.

№5 Скоростное руление двумя руками

Надежность водителя в критических ситуациях, связанных с потерей устойчивости и управляемости автомобиля (снос, занос, вращение, опрокидывание), во многом определяется скоростью руления. При этом чем ниже квалификация водителя и его способности к прогнозированию критических ситуаций, тем большей скоростью реакции он должен обладать, чтобы скомпенсировать допущенную ошибку в управлении и стабилизировать автомобиль.

Та техника руления, которой сегодня обладают выпускники автошкол и большинство профессиональных "водителей-самоучек", не дает гарантии избежать ДТП при потере устойчивости автомобиля, хотя рациональная техника скоростного руления вполне доступна любому водителю и для ее изучения требуется минимальное время (6-8 учебных занятий).

Скоростное руление двумя руками имеет следующие особенности:


  • оно выполняется на боковом секторе рулевого колеса обеими руками поочередно. Структура действий напоминает лазанье по канату;
  • для руления используется сила мышц-сгибателей, наиболее сильных у любого человека;
  • смена рук производится с помощью перекрестного захвата на боковом секторе рулевого колеса;
  • высокая скорость руления обеспечивается непрерывной тягой и рывковым способом приложения усилий;
  • у спортсменов экстракласса скорость руления может достигать 270 об/мин при частоте сердечных сокращений 180-200 ударов/мин.

При выполнении приема в направлении по часовой стрелке необходимо из исходного положения рук "10-2" или "9-З":


  • рывком повернуть рулевое колесо вправо двумя руками до положения "12-4";
  • продолжить вращение рулевого колеса левой рукой вправо до положения "4", одновременно перенести правую руку вверх в положение "12" и захватить рулевое колесо закрытым перекрестным захватом;
  • продолжить вращение рулевого колеса правой рукой до положения "4", одновременно перенести левую руку в положение "12" и захватить руль закрытым перекрестным захватом.

Дальше надо продолжить вращение попеременно каждой рукой, чередуя рекомендуемые действия до поворота управляемых колес на требуемый угол.


Техника руления двумя руками может обеспечить любые экстренные маневры автомобиля, притом для этого не нужна максимальная скорость вращения рулевого колеса. Предельные скоростные возможности необходимы для компенсации допущенных ошибок, чтобы избежать тяжелых последствий критического заноса.

Высокая скорость руления двумя руками - это гарантия вашей безопасности призаносе и вращении автомобиля и возможности скомпенсировать допущенную вами ошибку, следствием которой стала потеря устойчивости автомобиля. Самый "быстрый" способ - это руление на боковом секторе рулевого колеса с перекрестным захватами.

№6 Уступающее руление как способ сохранения устойчивости автомобиля

После крутого поворота автомобиль благодаря конструктивным особенностям передней подвески (кастору) самостабилизируется. Многие водители ослабляют захват рулевого колеса и позволяют ему "раскрутиться". Этот неверный навык затем перерастает в прочную привычку и в конечном итоге приводит либо к ритмическому заносу, либо к невозможности в фазе выхода из поворота выполнить экстренный маневр.

Правильнее применять тормозящее (уступающее) руление двумя или одной рукой, не допуская проскальзывания рулевого колеса. Тогда в любой фазе выравнивания возможен повторный маневр или действия по стабилизации.

Читайте также: