Агвт 150 камаз 43114 что обозначает 150 маркировке

Обновлено: 02.07.2024

Кайзер Ю.Ф. 1 Лысянников А.В. 1 Желукевич Р.Б. 1 Малышева Н.Н. 1 Мерко М.А. 1 Кузнецов А.В. 2 Катаргин С.Н. 1 Меснянкин М.В. 1 Колотов А.В. 1

Проведен анализ состояния рассматриваемой проблемы и статистических данных по авариям и пожарам на предприятиях нефтепродуктообеспечения, который показал, что наиболее опасная ситуация возникает при полном разрушении резервуаров, в результате чего образовавшийся поток нефтепродуктов разрушает обвалование и выходит за его пределы, что приводит к катастрофическим последствиям. Представлен результат анализа средств и методов газо-водяного тушения (ГВТ) горящих нефтепродуктов. Определены основные недостатки существующих конструкций автомобилей ГВТ. Разработана модернизированная конструкция автомобиля ГВТ, позволяющая увеличить дальность газо-водяной струи, что обеспечивает возможность тушения резервуаров и воздушных судов (ВС). Автомобиль обладает высокими динамическими качествами, улучшенными эргономическими характеристиками, показателями надежности, проходимостью в условиях бездорожья, способностью по прибытии к месту пожара на ходу подавать огнетушащие вещества (организация атаки в кратчайший срок, учитывая, что чем больше продолжительность пожара, тем больше вероятность его распространения на соседние резервуары), охлаждать водой горящие резервуары, находящиеся на значительном расстоянии, обеспечивает безопасность личного состава и условия для его безошибочных действий. Использование разработанной установки позволит спасательным службам повысить скорость и эффективность тушения пожаров.


2. Горячев С.А., Обухов А.И., Рубцов В.В., Швырков С.А. Основы технологии, процессов и аппаратов пожаровзрывоопасных производств. - М. : Академия ГПС МЧС России, 2003. - 293 с.

3. Кайзер Ю.Ф., Подвезенный В.Н. Динамика сорбции нефти в грунтах // Теория и практика фильтрования : сб. докладов международной конференции. – Иваново : Ивановский государственный химико-технологический университет. - 1998. - С. 72-73.

4. Кайзер Ю.Ф., Подвезенный В.Н. Установка для удаления нефтезагрязненных грунтов // Достижения науки и техники развитию города Красноярска : сб. докладов научно-практической конференции и выставки. – Красноярск, 1997. - С. 120-121.

5. Кайзер Ю.Ф., Подвезенный В.Н. Устройства для снятия поверхностного слоя нефтезагрязненных грунтов // Транспортные средства Сибири. – Красноярск : КГТУ, 1998. - С. 83-89.

8. Подвезенный В.Н., Кайзер Ю.Ф., Гуревич Ю.В. Воздействие моторных топлив и масел на почву и грунтовые воды // Транспортные средства Сибири. – Красноярск : Институт транспорта и топлив КГТУ, 1996. - С. 134-138.

9. Пивоваров В.В. Рекомендации. Средства пожарной автоматики. Область применения. Выбор типа : разработаны ФГУ ВНИИПО МЧС России. - М., 2004. - 66 с.

10. Швырков С.А. Обеспечение пожарной безопасности нефтебаз ограничением разлива нефтепродуктов при разрушениях вертикальных стальных резервуаров : автореф. дис. … канд. техн. наук. 05.26.03. – М., 2001. - 22 с.

Техногенные аварии и пожары влекут серьезные негативные социально-экономические последствия, масштабы которых ставят проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС), обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ряд актуальных вопросов настоящего времени [10].

Особую пожарную опасность представляют предприятия нефтепродуктообеспечения. Пожары нефти и нефтепродуктов в резервуарах являются сложными и крупными, ликвидируются с большим трудом и наносят огромный ущерб. Проведенный анализ статистических данных аварий и пожаров на предприятиях данной специализации показал, что наиболее опасной является ситуация, которая имеет место при полном разрушении резервуаров, так как образовавшийся поток нефтепродуктов (волна прорыва) разрушает обвалование и выходит за его пределы, что приводит к катастрофическим последствиям
[4; 5; 7; 8]. Площадь разлива нефтепродуктов в этом случае может достигать нескольких сотен тысяч квадратных метров [3]. Такие происшествия приводят к масштабным финансовым потерям, загрязнению окружающей среды и к угрозе человеческой жизни.

Согласно статистическим данным, большинство аварий и пожаров при хранении, транспортировке, заправке, сливе и перекачке нефтепродуктов являются следствием ряда последовательных, взаимно связанных ошибочных действий людей, нарушения правил техники пожарной безопасности в процессе производства и недостатков в конструкции технологического оборудования. При этом лишь небольшое число аварий и пожаров зависит от случайности. В частности, до 67% аварий и пожаров, происшедших в различное время на предприятиях химической и нефтехимической промышленности в РФ и за пределами ее территории, было вызвано неисправностью используемого технологического оборудования, контрольно-измерительных приборов и систем автоматического управления. В то же время до 17% аварий и пожаров обусловлено отсутствием систем их предотвращения и противопожарной защиты. Исходя из выше сказанного, можно заключить, что до 84% взрывов и пожаров можно было предотвратить или не допустить [2].

Настоящее исследование проводится с целью модернизации автомобиля газо-водяного тушения (АГВТ) для последующего его применения как для предприятий гражданской авиации, так и для объектов добычи, транспортировки, переработки и хранения нефтепродуктов, расположенных на территории РФ.

Методы исследования, применяемые в настоящей работе, основаны на принципах анализа и синтеза патентно-информационных и литературных источников, опытно-конструкторских и научно-исследовательских разработок, связанных с автомобилями газо-водяного тушения.

Затруднения при тушении нефтепродуктов, газонефтяных фонтанов и воздушных судов в основном связаны с неопределенностью площади горения и наличием высоты пламени. Непосредственно для газонефтяных фонтанов пожарная нагрузка не поддается исчислению, так как под землей нефти может быть большое количество [1]. Ущерб от такого пожара считается очень просто, достаточно знать дебет (отдачу скважины) и умножить его на стоимость нефти, и получим то количество денег, которое сгорает в течение секунды.

В результате анализа существующих методов (рис. 1) [6] и средств тушения нефтепродуктов установлено, что самым действенным, наиболее приемлемым и экономически выгодным методом является тушение газо-водяной струей, так как основным фактором при тушении нефтепродуктов является срыв пламени. В то же время наиболее эффективным подходом к решению обозначенной проблемы является использование струи отработавших газов с мелкодиспергированной водой, направленной в очаг возгорания, для создания которой используются специализированные автомобили.


Рис. 1. Существующие средства и методы тушения нефтепродуктов.

Автомобили газового тушения, применяемые в РФ, подразделяются на автомобили газо-водяного и углекислотного тушения. Автомобили углекислотного тушения предназначены для тушения пожаров приборов электрооборудования, находящегося под напряжением, очагов горения в труднодоступных местах. Данные автомобили промышленностью России не выпускаются, а изготовляются в пожарных отрядах для использования в крупных городах. Автомобили газо-водяного тушения применяются для тушения нефтяных и газовых фонтанов, разлившихся нефтепродуктов, для охлаждения оборудования и металлоконструкций. Огнетушащим средством на автомобилях газо-водяного тушения является газо-водяная струя, состоящая из смеси отработавшего газа турбореактивного двигателя и распыленной до мелкодисперсного состояния воды (диаметр капель менее 0,1 мм). Источником отработавших газов служит установленный стационарно на автомобиле отработавший летный моторесурс и капитально отремонтированный турбореактивный двигатель (ТРД). Мелкодисперсная вода в струю отработавшего газа ТРД подается из лафетных стволов, закрепленных на ТРД, и образовавшаяся газо-водяная смесь направляется в очаг горения. Огнетушащий эффект газо-водяной струи заключается в срыве пламени за счет скорости выхлопных газов, понижении температуры в зоне горения и разбавлении горючих паров и газов [9], а распыленные капли воды, испаряясь, связывают кислород воздуха и не дают огню разгореться вновь. Для достижения необходимого давления и водоотдачи АГВТ обвязывают с одной или двумя пожарной насосной станцией.

Для рационального тушения пожаров автомобили газо-водяного тушения должны удовлетворять ряду требований:

1) базовое шасси должно быть высокой проходимости, так как автомобили данного вида используются в условиях бездорожья;

2) турбореактивный двигатель должен иметь большую тягу с достаточно большим количеством отработавших газов;

3) направление огнетушащей струи должно регулироваться в вертикальной или горизонтальной плоскостях;

4) конструкция автомобиля данного вида должна содержать устройства, обеспечивающие его устойчивость при работе ТРД [6].

Технические характеристики автомобилей газо-водяного тушения, применяемых в РФ, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Технические характеристики автомобилей газо-водяного тушения

Пожарный автомобиль комбинированного тушения(АКТ) – пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

Технические характеристики пожарных автомобилей

Пожарные автомобили газового тушения.

Пожарный автомобиль газового тушения(АГТ) – пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

Технические характеристики пожарных автомобилей газового тушения

Характеристики АГТ-4000 (133Г42) АГТ-0,25 (3303), мод. ПМ-571 АГТ-0,6 (3307), мод. ПМ-547 АГТ-1 (433112), мод. ПМ-526 АГТ-4000
Марка шасси КамАЗ-53229 УАЗ-3303 ГАЗ-3307-1352 ЗИЛ-433112-01 ЗИЛ
Колёсная формула 6×4 4×4 4×2 4×2 6×4
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт.
Газовый огнетушащий состав азот жидкий двуокись углерода двуокись углерода двуокись углерода Азот жидкий
Масса вывозимого азота, кг
Количество баллонов, шт.
Время непрерывной подачи азота, с
Расход азота, кг/с ручной ствол 2,0
лафетный ствол 15,0
Длина струи огнетушащего вещества, м ручной ствол 10,0
лафетный ствол 30,0
Длина рукава, м 50; 50 25; 25 25; 25; 25; 25 20; 20; 40; 40 50; 50
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 8750×2500×3400 4500×2050×2400 8200×2200× 7750×2500× 9250×2500×3320

Пожарные автомобили газоводяного тушения.

Пожарный автомобиль газоводяного тушения(АГВТ) – пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

Технические характеристики пожарных автомобилей газоводяного тушения

Характеристики АГВТ-150 (43114), мод. ПМ-586 АГВТ-100 (131) мод. 141
Марка шасси КамАЗ-43114-1031-02 ЗИЛ-131
Колёсная формула 6×6 6×6
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт.
Марка турбореактивного двигателя ВК-1 ВК-1А
Производительность по газоводяной смеси, кг/с
Расход воды на работу установки, л/с
Вместимость цистерны для топлива, л
Угол поворота ТРД в горизонтальной плоскости, град влево
вправо
Угол поворота ТРД в вертикальной плоскости, град вверх
вниз
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 8200×2500×3500

Предельный расход струи горючей жидкости и газа, который тушится одним автомобилем АГВТ

Вид струйного факела Предельный расход горючей жидкости и газа, кг/с, который тушится одним
АГВТ-100 АГВТ-150
Компактная струя газа и жидкого нефтепродукта
Распыленная струя газа и жидкого нефтепродукта, а также компактная и распыленная струя сжиженного газа

Пожарные автонасосные станции.

Пожарная автонасосная станция(ПНС) – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

Технические характеристики пожарных автонасосных станций

Характеристики ПНС-110 (433442), мод. ПМ-562 ПНС-100 (43114), мод. 1 ПНС-100 (43114), мод. 50ВР ПНС-110 (5557)
Марка шасси ЗИЛ-433442 КамАЗ-43114 КамАЗ-43114 УРАЛ-5557
Колёсная формула 6×6 6×6 6×6 6×6
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.
Марка насоса ПН-110 НЦПН-100/100 НЦПН-100/100 ПН-110
Номинальная подача насоса, л/с
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 7000×2500×2930 8000×2500×3700 7700×2500×3200 7700×2500×3200

Пожарные пеноподъёмники.

Пожарный пеноподъемник(ППП) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

Технические характеристики пожарных пеноподъемников

Характеристики ППП-21 (43118), мод. 5852 ППП-32 (53228), мод. 585220 ППП 32-70 (53228), мод. 01 ТМ ТУ ППП 33-80 (6540), мод. 01 УФ ТУ
Марка шасси КамАЗ-43118 (УРАЛ-4320-1922-30) КамАЗ-53228 (КамАЗ-53229, КамАЗ-6560) КамАЗ-53228 КамАЗ-6540
Колёсная формула 6×6 6×6 6×6 8×4
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.
Количество генераторов пены, шт.
Марка генераторов пены ГПС-2000М ГПС-2000М ГПС-2000М ГПС-2000М
Вместимость цистерны для пенообразователя, м 3 2,0 (по требованию заказчика) 2,0 (по требованию заказчика) 2,0 5,0
Подача насоса, л/с
Максимальная рабочая высота, м 21,0 (3 колена) 32,0 (4 колена) 32,0
Максимальный рабочий вылет, м 19,3 27,9 27,9 34,7
Угол поворота стрелы, град. в вертикальной плоскости
в горизонтальной плоскости
Угол поворота платформы с установленным оборудованием, град. в вертикальной плоскости
в горизонтальной плоскости
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 10000×2500×3800 10240×2500×3800 10240×2500×3800 11400×2500×3925

Пожарные аэродромные автомобили.

Пожарный аэродромный автомобиль(АА) – пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.


Автолестница пожарнаяАЛ-30 (ЗИЛ-131)


Основные технические характеристики АЛ-30

Двигатель:
тип
мощность

карбюраторный (carburetor)
110 (150)

Высота подъема лестницы, м

Нагрузка на вешину лестницы, кг

Угол поворота стрелы вправо и влево, (°)

не ограничен (unlimited)

Расход лафетного ствола, л/с

Макс. Скорость, км/ч

Масса полная, кг

Габаритные размеры, м



Предназначена для доставки к месту проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования; подъема боевого расчета, ПТВ и оборудования на высоту до 37 м; обеспечения возможности эффективного проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ и тушения очагов пожаров на высоте; подачи огнетушащих веществ с вершины лестницы.
Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре воздуха от минус 40 до плюс 40°С и относительной влажности до 80% при 20°С. Допустимый угол наклона площадки при работе автолестницы – 6°.


Основные технические характеристики:


Автолестница пожарная АЛ-50 (КамАЗ-53229)Основные технические характеристики АЛ-50:

В перечне пожарных автомобилей целевого применения автомобили газоводяного тушения (АГВТ) занимают особое положение. Это обусловлено как областью их применения, так и спецификой механизма тушения пожара.

Основу АГВТ составляют турбореактивные двигатели (ТРД). Высокая скорость их отработавших газов (рис. 9.39) обусловливает гидродинамический срыв пламени. Особенно эффективным он оказался при тушении горящих нефтяных и газовых фонтанов. Для улучшения механизма тушения в струю отработавших газов вводят воду. Это хотя и снижает их скорость и температуру (рис. 9.40), но обеспечивает охлаждение фронта пламени горящего фонтана.


Впервые АГВТ был применен в нашей стране в 1967 г., когда успешно был потушен пожар нефтяного фонтана с дебитом 6000 т/сут. С тех пор тушение горящих газовых (нефтяных) фонтанов осуществляется в основном АГВТ.

Для рационального тушения пожаров АГВТ должны удовлетворять ряду требований:

базовое шасси для них должно быть высокой проходимости, так как они используются в условиях бездорожья;

ТРД должны иметь большую тягу с достаточно большим количеством отработавших газов;

направление огнетушащей струи (отработавшие газы и введенная в них вода) должно регулироваться в вертикальной или горизонтальной плоскости;

в конструкции АГВТ должны предусматриваться устройства, обеспечивающие его устойчивость при работе ТРД.

АГВТ состоит из базового шасси 1(рис. 9.41), турбореактивного двигателя6, подъемно-поворотного устройства для него 7, лафетных стволов5, цистерны4с топливом для ТРД, тепловой защиты3и бака10для воды, обеспечивающей защиту от теплового излучения.

Управление направлением газоводяной струи турбореактивного двигателя 6осуществляется гидроприводами, включенными в гидравлическую систему (рис. 9.42). В нее входят гидромотор8поворота двигателя, гидроцилиндры9его подъема, гидроцилиндры10блокировки рессор и гидромотор насосного агрегата11, питающего систему орошения.


Рис. 9.41. АГВТ-150(43114):

1 – шасси; 2 – кабина; 3 – система орошения; 4 – цистерна для топлива; 5 – лафетный ствол; 6 – ТРД; 7 – подъемно-поворотное устройство; 8 – гидроцилиндр подъема; 9 – механизм блокировки рессор; 10 – бак для воды


Рис. 9.42. Гидравлическая схема привода:

1 – бак; 2 – насос; 3 – коробка отбора мощности; 4 – насос от двигателя; 5 – блок обратных клапанов; 6 – манометр; 7 – блок клапанов; 8 – гидромотор поворота двигателя; 9 – гидроцилиндры подъема двигателя; 10 – блокировка рессор; 11 – насосный агрегат системы орошения; 12 – бак для воды; 13 – гидрораспределители; 14 – предохранитель; 15 – щуп; 16 – фильтр; 17 – ручной насос; 18 – дренажная линия

Гидравлическая жидкость из бака 1 может подаваться насосами 2, 4 или 17 в напорную линию Р. От нее через соответствующие клапаны 7 или гидрораспределители 13 она поступает в исполнительные механизмы. При их выключении гидравлическая жидкость поступает к гидрораспределителю 13, а затем по трубопроводу Т через фильтр 16 в бак 1. По дренажному трубопроводу 18 жидкость сливается в бак 1 от гидронасоса 2 и гидромоторов 8 и 11.

В качестве гидравлической жидкости применяют масло ВМГ3, МГЕ и другие масла. Давление в системе 16 МПа.

Подача воды в поток отработавших газов осуществляется лафетными стволами. Они укрепляются на корпусе ТРД так, что водяные струи входят в газовый поток на 1 – 2 м от сопла ТРД.

На АГВТ устанавливают лафетные стволы с диаметром насадка 36 мм и расходами 20 л/с. Вода к ним подается от ПНС, насосно-рукавных автомобилей или пожарных автоцистерн.

При тушении пожаров АГВТ устанавливают на небольших расстояниях от горящего факела. Поэтому на них предусматривается защита от тепловых потоков до 25 кВт/м 2 для обеспечения безопасной работы.

Для защиты АГВТ от теплового потока пожара устанавливают оросители щелевого типа. Щелевые насадки ориентированы на орошение кабины боевого расчета, цистерны с горючим для ТРД и бака с горючим для АГВТ и колес. Для защиты от теплового излучения горящего факела рекомендуется применять съемные экраны из асбестоткани и других материалов. Ими возможно защищать колеса автомобиля, бензобаки, кабину.

Система запуска и управления ТРД дистанционная. Пульт управления выносной. Управление возможно на расстоянии до 50 м. На АГВТ предусматривается управление при помощи лоринготелефонной аппаратуры.

Одним из параметров, характеризующих совершенство ТРД, является тяга. Она находится в пределах 10 – 50 кН; и под действием тяги ТРД возникает опрокидывающая сила. Поэтому становится важным обеспечение устойчивости АГВТ против опрокидывания.

Опрокидывающая сила Ро, Н, равна (рис. 9.43)

Po = T + R, (9.13)

где Т– тяга, Н;R– реактивная сила водяной струи, Н.

Реактивная сила водяной струи, Н, определяется по формуле


, (9.14)

где ω – площадь насадка лафетного ствола, м 2 ;р– давление у насадка, Па;n– количество лафетных стволов.

В вертикальной плоскости опрокидывающая сила в поперечном направлении равна


.

В горизонтальной плоскости ее величину определим по формуле


.

Опрокидывание произойдет в случае Rв= 0, тогда можно записать


, (9.15)

где Му– момент удерживающий, Н∙м;Мо– момент опрокидывающий, Н∙м.

Читайте также: