Автомобили ваз электрооборудование технология технического обслуживания и ремонта

Обновлено: 02.07.2024

В сборник включены технологические инструкции по диагностике и ремонту узлов электрооборудования автомобилей ВАЗ. Показано устройство и принцип работы узлов и систем, технические характеристики, конструктивные особенности, электрические схемы. СОДЕРЖАНИЕ: Системы зажигания автомобилей ВАЗ - устройство, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей 5 Генераторы автомобилей ВАЗ - конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей 27 Стартеры автомобилей ВАЗ - конструкци.

* - в обозначениях ТИ цифры 3100 (код разработчика) и 25100 (код характеристики документа) повторяются, поэтому номера последующих инструкций, а также их названия даны в сокращенном виде.

Комплект технологической документации на техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей ВАЗ по состоянию на 01.10.2001 г. включает в себя:

• ТИ 3100.25100.10028 “Предпродажная подготовка автомобилей ВАЗ”;

• “Автомобили ВАЗ. Диагностика”;

• Том 1 “Автомобили ВАЗ 2104-2107. Технология ТО и ремонта”;

• Том 3 “Автомобили ВАЗ-2108; 2109; 21099; 2115. Технология ТО и ремонта”;

• Том 4 “Автомобиль ВАЗ-1111. Технология ТО и ремонта”;

• Том 5 “Автомобили ВАЗ-2121; 21213. Технология ТО и ремонта”;

• Том 6 “Автомобиль ВАЗ-2110 и его модификации. Технология ТО и ремонта” (в 2-х частях);

• “Автомобиль ВАЗ-2123 и его модификации. Технология ТО и ремонта”;

• “Карбюраторы и топливные насосы автомобилей ВАЗ - ремонт”;

• “Системы распределенного впрыска топлива автомобилей ВАЗ. Устройство и диагностика” (в 4-х частях):

часть 1 – ТИ 3100.25100.12015 “Системы с контроллерами “GM” и “Январь 4”, часть 2 – ТИ 3100.25100.12017 “Системы с контроллером “Бош М 1.5.4, М 1.5.4 N”, часть 3 – ТИ 3100.25100.12016 “Системы с контроллером “Бош МР 7.0”,

часть 4 – ТИ 3100.25100.12019 “Общие принципы диагностики. Электросхемы систем”;

• “Автомобили ВАЗ. Электрооборудование. Технология ТО и ремонта”;

• “Автомобили ВАЗ. Ремонт кузовов”. Часть 1;

• “Автомобили ВАЗ. Окраска и антикоррозионная защита кузова”.

Подп. Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ – УСТРОЙСТВО, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ДИАГНОСТИКА И ПОИСК НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Работы производить в соответствии с требованиями "Правил по охране труда на автомобильном транспорте" Минавтотранс, 1979 г. и инструкции И37.101.7072-90 для слесарей.

Внимание: на клеммах разъема коммутатора, клемме "К" катушки зажигания может возникать напряжение до 600 В, во вторичной цепи катушки зажигания – до 35 кВ.

При проведении диагностических работ категорически запрещается касание руками неизолированных токоведущих частей стенда.

Электрические кабели и разъемы стендов и измерительных приборов не должны иметь механических повреждений.

При выполнении любой операции по обслуживанию стенда главный выключатель стенда должен быть выключен.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПИСАНИЕ ТИПОВ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ

На а/м ВАЗ с карбюраторными двигателями применяются контактная или бесконтактная системы зажигания.

В состав контактной системы зажигания входят: распределитель-прерыватель, катушка зажигания, свечи зажигания, высоковольтные провода, выключатель зажигания.

Распределитель-прерыватель служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Распределитель конструктивно содержит прерыватель и конденсатор.

Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения.

При работе двигателя прерыватель прерывает ток в цепи низкого напряжения (первичной обмотке) катушки зажигания, в результате чего во вторичной обмотке индуцируется ЭДС порядка 12 – 24 кВ. Ток высокого напряжения с вывода вторичной обмотки катушки зажигания поступает на центральный электрод распределителя и затем через ротор и боковые электроды распределителя на свечи зажигания.

Конденсатор в распределителе служит для гашения ЭДС самоиндукции в первичной обмотке катушки зажигания и уменьшения искрения между контактами прерывателя.

В состав бесконтактной системы зажигания входят: датчик-распределитель, коммутатор, катушка зажигания, свечи зажигания, высоковольтные провода.

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Коммутатор служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания по сигналам датчика-распределителя.

Датчик-распределитель служит для выдачи управляющих импульсов низкого напряжения на коммутатор и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Датчик-распределитель конструктивно содержит бесконтактный микроэлектронный датчик импульсов.

Работа бесконтактного датчика импульсов основана на эффекте Холла: если через полупроводниковую пластину проходит ток, а пластина при этом пронизывается магнитным полем, то в данной пластине возникает поперечное электрическое поле.

Рис.1 Схема работы бесконтактного датчика.

а – выходные импульсы бесконтактного датчика; б – импульсы тока в первичной об-

мотке катушки зажигания; 1 – полупроводниковая пластина

(элемент Холла) с интегральной микросхемой; 2 – постоянный магнит; 3 – экран с прорезями.

Тн – время накопления энергии.

Дубликат Взам. Подп.

Бесконтактный датчик состоит из полупроводниковой пластины 1, рис.1, с интегральной микросхемой и постоянного магнита 2. Между пластиной и магнитом находится экран 3 датчика-распределителя с четырьмя прорезями. При работе двигателя экран вращается. При прохождении тела экрана между магнитом и полупроводниковой пластиной магнитное поле не действует на пластину, поэтому разность потенциалов на пластине не возникает. На выходе датчика при этом будет сигнал с напряжением Umax (не менее 9 В). При прохождении прорези экрана магнитное поле пронизывает пластину, в результате чего на ней возникает разность потенциалов. Данный сигнал преобразуется интегральной микросхемой в импульсы напряжения отрицательной формы – выходные импульсы датчика с напряжением Umin (не более 0,4 В). Импульсы с выхода датчика поступают на вход коммутатора.

При поступлении сигнала Umax выходной транзистор коммутатора открывается, в результате чего появляется ток в первичной обмотке катушки зажигания. Для обеспечения требуемой энергии искрового разряда при любой частоте вращения коленчатого вала в коммутаторе имеется блок нормирования времени накопления энергии Тн.

При поступлении сигнала Umin выходной транзистор коммутатора закрывается и прерывает ток в первичной обмотке, в результате чего во вторичной обмотке индуцируется ЭДС порядка 20 – 25 кВ. Ток высокого напряжения с вывода вторичной обмотки катушки зажигания поступает на центральный электрод распределителя и затем через ротор и боковые электроды распределителя на свечи зажигания.

Раньше на всех автомобилях применялась контактная (батарейная) система зажигания, потом ей на смену пришла контактно транзисторная система зажигания. У нее вторичное напряжение было выше, и она работала стабильнее батарейной. Далее появилась бесконтактная система, которая была надежнее в эксплуатации, чем предыдущие системы и проще в обслуживании. Но в настоящее время применяют более совершенную систему управления двигателем, где все через датчики управляется бортовым компьютером. Это более точная система на данный момент времени. Теперь некоторые детали и аппараты системы уже не подлежат ремонту и восстановлению, а заменяются. Количество аппаратов проходящих техническое обслуживание (ТО) уменьшилось. С появлением системы управления двигателем процент неисправностей, приходящийся на систему зажигания, уменьшился в три раза.

Чтобы провести полное ТО и ремонт в батарейной системе зажигания потребуется очень много времени, так как в ней все аппараты подлежат обслуживанию, а на обслуживание каждого аппарата требуется выполнить около двух десятков операций. В контактно – транзисторной системе уже проводится меньше операций для проведения ТО, в бесконтактной же вовсе некоторые аппараты не проходят ТО и за счет этого время на обслуживание системы значительно уменьшается. В системе управления двигателем не имеется подвижных деталей и поэтому здесь не проводится обслуживание, а так же не регулируется, так как здесь зажиганием управляет контроллер.

2. Теоретическая часть

2.1 Эксплуатация

Система зажигания характеризуется наличием работоспособного состояния, в котором она выполняет заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют номативно-технической и конструкторской документациям, предотказного состояния, когда параметры технического состояния достигают своих предельных значений, или состояние отказа. Иногда понятие работоспособности заменяют понятием исправности, которое более широко характеризует состояние системы, при котором они удовлетворяют всем требованиям номативно-технической и конструкторской документаций.

Наибольшего ухода требует прерыватель-распределитель, так как его трущиеся детали подвержены износу и нуждаются в систематическом смазывании.

Визуально определяют загрязненность крышки распределителя и посадку высоковольтных проводов в гнездах выводов. Неплотная посадка проводов и загрязнения могут привести к поверхностному разрушению или пробою изоляции крышки.

Неправильная установка зажигания снижает мощность, экономичность и ухудшает устойчивость и приемистость работы двигателя. Потеря упругости пружин центробежного регулятора вследствие усталости металла или поломка одной из его пружин резко увеличивает угол опережения зажигания на малых и средних режимах работы. В результате появляются детонационные стуки в двигателе (особенно при движении груженого автомобиля на малой скорости). Угол опережения зажигания увеличивается и при увеличении зазора между контактами прерывателя.

Нарушение герметичности вакуумного регулятора из-за повреждения диафрагмы или прокладки под штуцером, трещины в крышке или неплотного соединения трубопровода снижает разрежение. Тогда при изменении нагрузки угол опережения зажигания не изменяется, что снижает экономичность двигателя.

2.2 ТО и диагностика

ТО прерывателя-распределителя


Прерыватель-распределитель бесконтактной системы зажигания, не снимая с автомобиля, необходимо очистить от пыли, грязи и масла снаружи. Снять крышку, очистить внутреннюю поверхность она не должна иметь трещин и следов пробоя изоляции; посмотреть контакты; смазать подшипники, уплотнительную муфту; проверить работу автоматов опережения зажигания и угол замкнутого состояния контактов. Внутреннюю поверхность крышки следует протирать чистой ветошью, смоченной бензином. Так же проверяют его надежное крепление к двигателю.

Для смазывания подшипников поворачивают на один-два оборота крышку пресс-масленки на корпусе распределителя.

Все распределители через каждые 45—50 тыс. км пробега автомобиля (при очередном ТО-2) снимают с автомобиля для проведения углубленного технического обслуживания. Кроме перечисленных операций разбирают и осматривают подшипник подвижною диска. Внешняя обойма подшипника подвижного диска должна легко проворачиваться относительно внутренней обоймы. При замене смазочного материала необходимо промыть подшипник в керосине. Для смазывания рекомендуется приманять Литол-24 или ЦИАТИМ-201, -202, -221.

При углубленном техническом обслуживании проверяется натяжение пружины рычажка прерывателя, величина сопротивления помехоподавительных резисторов, угол замкнутого состояния контактов, асинхронизм, бесперебойность искрообразования, характеристики центробежного и вакуумного регуляторов. При углубленном техническом обслуживании определяются изменения характеристик и параметров распределителей, которые приводят к ухудшению работы двигателя и не могут быть определены (не ощущаются) водителем при работе автомобиля. В случае расхождения данных, полученных при проверке, с данными технических условий, регулируют или заменяют изношенные детали и узлы. Проверку распределителей, снятых с автомобиля, производят на стендах СПЗ-8, СПЗ-12, СП-38М или КИ-968.

ТО свечей зажигания

Свечи зажигания подвергают проверке при каждом ТО-2. Вывертывание и ввертывание свечи зажигания производят специальным свечным ключом, предварительно очистив ее гнездо и поверхность от грязи и окалины, чтобы не засорить камеру сгорания двигателя. Тепловой конус свечи зажигания очищают с помощью пескоструйного прибора типа Э203.О, а после очистки и регулирования зазора проверяют свечу на герметичность и бесперебойность искрообразования на приборе типа Э203.П. . Исправная свеча должна быть сухой, без нагара на изоляторе, а цвет нижней части изолятора – красновато-коричневый. Цвет искры у исправной системы – белый с голубым оттенком.

ТО транзисторного коммутатора

При каждом обслуживании транзисторный коммутатор протирают от пыли, грязи и масла, для того, чтобы не уменьшать теплоотдачу выходного транзистора. А так же проверяют надежность крепления коммутатор к кузову автомобиля и всех его соединений.

ТО высоковольтных проводов

Высоковольтные провода так же протирают от пыли, грязи и масла ветошью смоченной бензином. Так как грязь, скапливаемая на проводах, может привести к их пробою. Проверяют целостность изоляции проводов, а так их посадку в выводах прерывателя-распределителя и на свечах зажигания.

ТО катушки зажигания

Катушку зажигания, впрочем, как и все остальные элементы системы зажигания, протирают от пыли и грязи. Так же осматривают крышку катушки на механические повреждения (сколы трещины и т.д.). Проверяют надежность всех соединений на клеммах, центрального провода и крепление самой катушки к кузову

Диагностика прерывателя-распределителя

Проверяют работоспособность центробежного регулятора опережения зажигания как руками (кулачек должен прокручиваться без заеданий) так и стробоскопом, при необходимости регулируют натяжение пружин регулятора. Проверяют работоспособность пружины мембраны в вакуумном регуляторе опережения зажигания. Измеряют сопротивление помехоподавительного резистора, которое должно составлять 7-14 Ом.

Диагностика свечей зажигания

Если в свечу встроен помехоподавляющий резистор, то проверяют его сопротивление, которое должно составлять около 5 кОм. Работоспособность свечи зажигания проверяют на стенде Э203.

Диагностика транзисторного коммутатора


Диагностика высоковольтных проводов

Проверяют сопротивление высоковольтных проводов, оно должно составлять 13х10 -3 Ом/м.

Диагностика катушки зажигания

Рукояткой 26 устанавливают максимальную частоту вращения вала электродвигателя. Ручкой 16 устанавливают зазор между остриями искрового разрядника 4 (7 мм), проверяют зазор по шкале 17, нажимают на кнопку 9 и наблюдают за характером искрообразования в разряднике. Катушка зажигания считается исправной, если искрообразование в разряднике будет бесперебойным.

Так же катушку зажигания можно проверить с помощью омметра. Сопротивление на первичной обмотке должно составлять 0,05-3,3 Ом, а на вторичной более 10 кОм.

2.3 Ремонт

Ремонт прерывателя-распределителя

Изношенные поверхности валов прерывателя-распределителя восстанавливают путем металлизации (хромирование, осталивание) с последующей шлифовкой, после восстановления вала распределителя в корпус прерывателя-распределителя вставляются втулки взамен изношенным. Затем происходит развертывание втулок под диаметр восстановленных размеров вала

Биение вала прерывателя-распределителя устраняют путем правки его на свинцовой плите или деревянном бруске, при этом биение допускается в пределах 0,04мм.

Ремонт транзисторного коммутатора

К ремонтируемым транзисторным коммутаторам относятся коммутаторы типов 36.3734 и 3620.3734, которые выполнены на дискретных элементах, расположенных в металлическом корпусе.

Разборка таких изделий осуществляется с помощью отвертки, пинцета и паяльника для отпайки проводников от разъема. По завершении отпайки плату с радиокомпонентами извлекают из корпуса и с помощью омметра или мультиметра определяют дефекты. Эти электронные блоки и транзисторный коммутатор можно диагностировать с применением специально собранных испытательных схем, в состав которых входят стабилизированный источник постоянного тока с внутренним сопротивлением не более 0,03 Ом при максимальной силе тока нагрузки 10 А, амперметры, вольтметр и генератор сигналов типа Г6-15 или Г6-26. Изучая с помощью осциллографа переходные процессы в транзисторном коммутаторе, определяют его работоспособность и все функции управления: регулирование продолжительности открытого состояния и ограничение силы тока выходного транзистора, выключение его при прекращении управляющего сигнала на входе и т. д.

Основные операции ремонта заключаются в выпаивании отказавших элементов, установке и припайке новых элементов с последующей лакировкой.

После ремонта электронные блоки и транзисторный коммутатор испытывают в соответствии с техническими условиями на специальных стендах. Испытания электронных изделий производят с применением осциллографических методов измерения рабочих процессов.

2.4 Новые технологии

Системы управления двигателем управляет работой двигателя за счет контроллера и датчиков. В данной системе заданные параметры не корректируются в процессе работы двигателя.

В более совершенной же микропроцессорной системе всем управляет не контроллер, а микропроцессор. Он анализирует сигналы, поступающие с датчиков, и корректирует те параметры, которые необходимы для более стабильной и экономичной работы двигателя.

Техническое обслуживание электрооборудования осуществляется в разное время. Причем опытные водители точно знают, насколько важны самостоятельные действия, которые поддерживают машину долгими годами.

Осмотр автомобиля на автосервисе

Несколько видов обслуживания

Сначала важно понять, что автовладельцу нельзя надеяться только на услуги профессионалов. Существует несколько видов обслуживания, от которых напрямую зависит необходимый ремонт. Соответственно, люди должны знать все тонкости, чтобы потом спокойно выполнять нужные действия. На какие же виды делятся работы по поддержке машины?

  • Ежедневное обслуживание;
  • ТО-1;
  • ТО-2.

На самом деле техобслуживание электрооборудования всегда делится на эти 3 части. Каждая из них состоит из нескольких различных действий, требующих особого внимания. Причем человек наверняка сильно удивится, когда узнает подробности. Они покажут, насколько сильно он ошибался, поэтому ему придется полностью пересмотреть собственные привычки. Практика показывает, насколько увеличивается срок стабильной работы различных узлов без ремонта, если серьезно подходить ко всем деталям.

Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования специалистами

Ежедневное обслуживание

В первую очередь водитель должен подробно рассмотреть ежедневные обязательные действия. Быть может, некоторые из них покажутся странными и даже бессмысленными, но без них обойтись невозможно. К примеру, техническое обслуживание приборов электрооборудования людьми часто рассматривается неправильно. Вследствие этого они регулярно пользуются услугами мастеров, тратя огромные деньги на проведение необходимого ремонта. О каких регулярных действиях идет речь?

  • Проверка действия всех электроприборов;
  • Проверка контрольно-измерительных приборов;
  • Протирание фонарей автомобиля.

Водитель самостоятельно выполняет такие работы. Ему нельзя упускать никаких деталей, так как они важны с точки зрения срока эксплуатации всей системы. Разумеется, во многих случаях человек просто не находит времени на банальные действия, но они помогают быстро отыскать малейшую поломку. Конечно, она может таить в себе глубокий смысл, раскрывающийся исключительно после полной диагностики. Тем не менее, если машина не будет использоваться, появится возможность снизить до нуля шанс ухудшения ситуации. Следовательно, лучше отыскать 10-15 минут свободного времени перед поездкой, чем после ошибки отправляться в сервисный центр.

Регулярное ТО - залог того, что автомобиль прослужит долгое время

Первичное обслуживание – простое дело, но оно должно обязательно выполняться специалистами. Водители редко обладают достаточными познаниями, чтобы точно знать нормы технического обслуживания электрооборудования. Хотя автомобилистам необязательно сразу ехать в официальный сервисный центр, если того не требуют условия гарантийного ремонта. Со всеми действиями свободно справляются мастера на ближайшей станции технического обслуживания, поэтому их услуги позволят провести необходимый осмотр.

  • Проверка стеклоочистителей, отопления и вентиляции ветрового стекла;
  • Очистка и проверка аккумулятора;
  • Проверка основных узлов электроприборов;
  • Проверка и регулировка привода генератора.

Специалист всего за несколько минут справится со всеми обязательными действиями. После этого владелец машины спокойно относится к каждой поездке на протяжении нескольких месяцев. Неудивительно, что опытные водители всегда советуют помнить о ТО-1, так как стоимость работ минимальна, а вот положительный эффект, исключающий возможные поломки, колоссален. Значит, человек не должен отказываться от такой полезной поддержки.

Внимательный осмотр электрооборудования - важный фактор успешного ТО

Пора перейти к ТО-2, с которым часто связывают сезонные проверки. Сейчас техническая эксплуатация и обслуживания электрооборудования легко выполняется каждым мастером, но когда возникает необходимость в полной проверке, возникают неожиданные сложности. Действительно, ее выполняют только профессионалы, так как во время нее придется решить множество вопросов, проверить практически всю систему, а потом провести требующуюся настройку. Какие части автомобиля проверяются?

  • Аккумуляторная батарея;
  • Генератор и стартер;
  • Зажигание;
  • Приборы сигнализации и освещения.

Чаще всего водители предпочитают проводить эти работы одновременно с сезонными. Причиной этого является экономия, поэтому удивляться такому выбору не стоит. Такой шаг обоснован, если вопрос не встает об обязательных условиях гарантии. Именно на них обращают основное внимание автомобилисты, которые предпочитают не упускать ни одной важной детали.

Условия гарантии и техобслуживание

Правда, периодичность технического обслуживания электрооборудования часто нарушается условиями гарантии. Они обязательны для исполнения всех владельцев новеньких автомобилей, поэтому приходится мириться с определенными требованиями. Отличным примером является ТО-2, которое обычно объединяют с сезонной проверкой. Крупные салоны же предпочитают выполнять его после прохода первых 10-15 тысяч километров. Разумеется, регулярные ежедневные поездки заставляют добраться до нужного расстояния намного раньше следующего сезона.

Продавцы дают некоторые советы по обязательному посещению именно официальных сервисных центров известных брендов. Только в этом случае полностью выполняются гарантийные условия, поэтому в случае поломки ремонт осуществляется бесплатно. Неудивительно, что водители предпочитают поступать в соответствующими указаниями. Хотя им приходится сталкиваться с длительным ожиданием и даже отказом от постоянных поездок на несколько дней.

Цена обслуживания электрооборудования

Последним вопросом, обычно рассматриваемым водителями, является цена обслуживания. Да, люди стараются частично самостоятельно справляться даже с серьёзным ремонтом, дабы сэкономить собственные денежные средства. Важно, что некоторые работы все же удается осуществить без посторонней помощи. При этом никогда не нарушается график технического обслуживания электрооборудования. Тем не менее, существует большая разница в стоимости, столь важной для каждого водителя.

Также нельзя забывать о бесплатном сервисном обслуживании, позволяющем сэкономить немалые деньги. Сразу после покупки автомобиля в салоне оформляется гарантия, подсказывающая, когда именно нужно обратиться в сервисный центр. Такими услугами стоит пользоваться, ведь они позволяют провести полную диагностику и частичный ремонт на профессиональном оборудовании. По этой причине водители никогда не упускают открывающихся возможностей, хоть они и заставляют потратить намного больше времени на техобслуживание.

Некоторые виды ТО можно проводить самостоятельно

Если вас интересуют расценки на обслуживание электрооборудования, сначала нужно вспомнить о возможных затратах на восстановление машины после поломки. Статистика показывает, как малейшие упущения приводят к ужасающим последствиям. Если люди сравнят их, они поймут, что все указанные выше действия необходимо выполнять. Только в этом случае удастся спокойно ездить на собственном автомобиле, не задумываясь о возможных проблемах в пути.

Читайте также: