Буксировка уаз патриот на жесткой сцепке

Обновлено: 05.07.2024

Доброго времени суток коллеги. Нужен совет бывалых. Имеем ВАЗ-21213, которой потащу на жесткой ГАЗ-69. Маршрут через урал, Казань-Ижевск-Пермь-Серов-Ханты-мансийск. расстояние 2300 км. Вопрос- технически подобное осуществимо? Насколько сильно ушатаю ниву, много ли всосусь на топливо? может у кого есть опыт подобного мероприятия, буду признателен за подробности. проблемы с ГИБДД не рассматриваю как препятствие. Заранее благодарен за помощь. Буксировка будет происходить летом.

Костя М
для таких целей всёж УАЗика порекомендовал - ГАЗ 69 вес имеет.
В аренду с кем-нить договорится.

Оно понятно что Уаз получше бы был. Но имеем то что имеем. А подобная аренда по деньгам будет соизмерима со стоимостью эвакуатора))

УАЗ М1G до 2006 года выпуска

Для определения возможности буксировки прицепа требуется анализ технической документации, а именно одобрений типа (ОТТС).

Для оценки эффективности были проведены расчеты тормозных систем автомобилей разных моделей, модификаций и годов выпуска.

УАЗ Милицейский

УАЗ-2206

УАЗ М1G

По результатам расчетов можно выделить 2 группы автомобилей:

Пример ОТТС автомобилей "УАЗ" до 2006 года выпуска:

УАЗ М1G до 2006 года выпуска

УАЗ М1G до 2006 г.в. прицеп не предусмотрен

В разные годы выпуска данные автомобили оснащались тормозной системой с вакуумным усилителем тормозов или без него, с дисковыми либо барабанными передними тормозными механизмами.

Результаты расчетов показали, что данные автомобили имеют небольшой запас эффективности рабочей тормозной системы. Однако, этого недостаточно для буксировки прицепа. Таким образом, не допускается буксировка прицепа любой массы.

Однако, есть возможность доработки штатной тормозной системы, которая позволит увеличить эффективность торможения.

С 2006 года автомобили УАЗ-315195, УАЗ-315146, УАЗ-390995, УАЗ-3153, УАЗ-2206, УАЗ-3303, УАЗ-Патриот и др. стали оснащать тормозной системой с большими силовыми возможностями.

Пример ОТТС автомобилей "УАЗ" после 2006 года выпуска:

ОТТС на УАЗ после 2006 г.в.

ОТТС на УАЗ после 2006 гв прицеп не предусмотрен

Расчеты показали, что эффективности тормозной системы достаточно для буксировки прицепа:

- 750 кг без тормозной системы

- 1500 кг оборудованного тормозной системой.

Рабочая тормозная система обеспечивает требуемый уровень замедления в штатном и аварийном режимах. Уровни реализуемого сцепления соответствуют нормативам Правил ЕЭК ООН №13Н.

График уровней реализуемого осями УАЗ-Патриот сцепления. Масса без нагрузки, регулятор тормозных сил.

График уровней сцепления, снаряженная масса - УАЗ Патриот

График уровней реализуемого осями УАЗ-Патриот сцепления. Разрешенная максимальная масса, регулятор тормозных сил.

График уровней сцепления, максимальная масса - УАЗ Патриот

Вывод: исходя из данных полученных расчетным путем можно сделать однозначный вывод о недопустимости буксировки прицепа по дорогам общего пользования транспортными средствами Ульяновского автозавода произведенных до 2006 года. В свою очередь это не запрещает оснащать его тягово-сцепным устройством (ТСУ), например для удобства вытаскивания застрявшего автомобиля.

WhatsApp

Правила буксировки в 2022 году довольно чётко регламентированы. Между тем, требования и предписания эти достаточно мягкие, но даже за их нарушение штраф очень небольшой. Однако, к делу всё равно нужно подходить ответственно, ведь, помимо административной ответственности может наступить и гражданская – по ремонту повреждённого своего и чужих автомобилей, если этот процесс будет осуществляться неправильно. Да, "ПДД написаны кровью" – даже если и "кровью" самих машин. В статье мы актуально и исчерпывающе разберём все тонкости буксировки транспортных средств на гибкой и жёсткой сцепке, выясним максимальную скорость, требования к тросу и все другие пункты регулирования этой процедуры.

Какой размер штрафа за неправильную буксировку в 2022 году?

За любые нарушения правил буксировки, кроме ПДД касательно пользования световыми приборами и превышения скорости при этом процессе применяется единая норма наказания, и ответственность в этом случае довольно мягкая.

За нарушения ПДД при буксировке выписывается штраф 500 рублей или выносится предупреждение по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ.

Такое наказание, в частности, налагается в следующих случаях:

  • штраф положен, если стаж водителя буксирующего автомобиля меньше 2 лет,
  • за нарушения условий буксировки на гибкой или жёсткой сцепке,
  • при недостаточной или излишней длине троса,
  • за невыставленный сзади машины знак аварийной остановки в установленных ПДД случаях,
  • если вы взяли на трос транспортные средства, которые запрещается буксировать: велосипеды или мотоциклы без коляски.

Однако, есть 2 нарушения при этой процедуре, за которые положены отдельные – более частные меры ответственности:

  • за нарушения скоростного режима при буксировке налагается один из штрафов ГИБДД за превышение – от 500 рублей до наказания в виде лишения прав на 1 год,
  • а за нарушения использования световых приборов положено такое же наказание – предупреждение или штраф 500 рублей по статье 12.20 КоАП.

Так штраф или предупреждение?

В административном законодательстве 2022 года предупреждение является более мягкой мерой ответственности, а штраф – более жёсткой. И потому первое выносится по закону в следующих случаях:

  • если нарушение правил буксировки совершено водителем впервые,
  • если в результате нарушения не было ДТП с вредом здоровью или причинением смерти людям, животным или окружающей среде.

Так говорит статья 3.4 КоАП.

Однако, на практике предупреждение практически никогда не выписывается сотрудниками ГИБДД – только штраф.

Причём, обратите внимание, в отличие от большинства других правил назначения наказания, отсутствие нарушений до текущего считается не за последний год, а вообще.

Действует ли скидка?

Да. На штраф за неправильную буксировку механических транспортных средств распространяется скидка 50% при условии уплаты денег в течение 20 дней со дня вынесения постановления. То есть размер штрафа составит в этом случае 250 рублей.

Данная скидка также не зависит от конкретного нарушения: если стаж водителя менее 2 лет, при неправильной длине или разметке троса при гибкой сцепке, на гибкой сцепке в гололёдицу, при запрещённой буксировке в предписанных ПДД случаях и так далее.

Кому выпишут штраф: буксирующему или буксируемому?

Тому, кто нарушил. Но если этот момент будет спорным, то чаще всего сотрудники ГИБДД назначают штраф буксирующему водителю. Давайте рассмотрим каждое конкретное нарушение.

Буксирующему выпишут штраф:

  • за превышение скорости,
  • за буксировку транспортных средств, которые ПДД запрещают буксировать,
  • за неправильную длину троса (даже если трос принадлежит буксируемому),
  • и за другие нарушения, совершённые автомобилем буксирующего.

Штраф за неправильную буксировку автомобиля

А буксируемому в следующих случаях:

  • если тот не включил аварийную сигнализацию, габаритные огни в тёмное время суток или не выставил знак аварийной остановки, когда "аварийка" не работает,
  • за перевозку людей в его автомобиле,
  • за другие нарушения правил буксировки, произошедшие непосредственно в машине буксируемого.

Заберут ли авто на штрафстоянку за это нарушение?

Опять же, здесь та ситуация, когда практика несколько отличается от теории – в худшую для водителя сторону. Но не во всех случаях.

Дело в том, что статья 27.13 КоАП не предусматривает эвакуацию на штрафстоянку за нарушения правил буксировки. Между тем, если она осуществляется при нерабочей тормозной или рулевой системе, и она запрещена в этом случае для гибкой сцепки и в ряде случаев для жёсткой (о правилах буксировки мы ещё поговорим подробно немного ниже), то инспектор может незаконно к буксируемому автомобилю применить отдельное наказание по части 2 статьи 12.5 КоАП. А при выписывании штрафа по этой норме эвакуация уже становится законной.

В чём же здесь дело?! А в том, что если вы нарушаете запрет ПДД буксировать автомобиль с нерабочими тормозами или рулевым управлением, то это является одновременно нарушением правил буксировки и управления при наличии неисправностей, при которых эксплуатация машины запрещена. Однако, оба этих нарушения вызваны одним незаконным действием, а 2 раза наказывать за это нельзя. А, так как именно неправильная буксировка является более частным случаем данного нарушения, то и санкция должна применяться именно по этой норме, за которую штрафстоянка неправомерна.

Однако, остаётся открытым вопрос в том случае, если инспектор выпишет штраф за нарушение правил буксировки буксирующему водителю, а за неисправность – буксируемому. В этом случае всё усматривается логичным, так как уже 2 противоправных действия привели к 2 нарушениям.

Штраф за буксировку водителем без стажа

Несмотря на то, что требование по минимальному опыту вождения ввели не так давно изменениями в ПДД, штраф за это нарушение отдельный не сделали. Таким образом, оно квалифицируется также по статье 12.21 КоАП с суммой штрафа 500 рублей.

Есть ли отдельное наказание за грузовую машину?

Нет. Статья 12.21 Административного кодекса общая как для легковых автомобилей, так и для грузовых, автобусов, мотоциклов, мопедов и так далее. Она предписывает штраф за нарушения буксировки любых механических транспортных средств.

Есть ли отдельная санкция для юридических лиц?

Тоже нет. Да и штраф будет выписан не организации, а водителю за конкретное нарушение неправильной буксировки.

Есть, однако, специальные санкции для юрлиц при движении с буксируемым прицепом в случае тяжеловесного или крупногабаритного транспорта, а также опасных грузов (статьи 12.21.1 и 12.21.2 соответственно).

Главные пункты ПДД про буксировку

Теперь настало время поговорить непосредственно за какие нарушения выписываются штрафы. Основные пункты ПДД содержатся в разделе 20 этого нормативного акта, и мы рекомендуем прочитать всё же официальную его трактовку. Но некоторые требования разбросаны по другим разделам.

Итак, основное, что вам необходимо запомнить, это:

  • стаж водителя буксирующей машины по новому закону должен составлять не меньше 2 лет (пункт 20.2(1)),
  • без водителя в буксируемом автомобиле можно ехать только на жёсткой сцепке при условии, что она обеспечивает строгое движение за тянущим автомобилем (пункт 20.1 ПДД),
  • в буксируемом легковом автомобиле пассажирам находиться можно, кроме случая метода частичной погрузки (пункт 20.2),
  • длина троса должна составлять 4-6 метров на гибкой сцепке, а длина сцепного устройства при жёсткой – не более 4 метров,
  • Правила запрещают буксировать автомобили с неисправными рулевой или тормозной системой (кроме частичной погрузки),
  • также нельзя буксировать 2 и более машины,
  • на тросу запрещена буксировка в гололёдицу.

Так выглядит буксировка методом частичной погрузки


Так выглядит буксировка методом частичной погрузки

Нужно ли включать "аварийку"?

Да. Но только на буксируемом автомобиле (пункт 7.1 Правил). Для буксирующего вообще нет никаких отдельных требований ПДД по части световых огней – всё как обычно. А, если она неисправна, то необходимо прикрепить в задней части машины знак аварийной остановки (7.3). Причём, не имеет значения, каким образом вы его закрепите – главное, чтобы его видели водители позади вас.

Кроме того, пункт 19.1 предписывает обязательное включение габаритных огней в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости – тоже только для буксируемого транспортного средства.

Все эти требования не зависят от типа сцепки.

Какие правила для гибкой сцепки?

ПДД устанавливают следующие правила (их исчерпывающий список для троса):

  • при буксировке на гибкой сцепке в обоих автомобилях обязательно должны быть водители – это очевидно,
  • стаж буксирующего автолюбителя должен быть не менее 2 лет,
  • длина троса должна обеспечить расстояние между машинами от 4 до 6 метров,
  • а сам трос должен быть обозначен флажками с бело-красными чередующимися полосами.

Когда она запрещена?

  • Когда на дороге гололёд – причём, его наличие определяется сотрудником ГИБДД на глаз,
  • если на участке дороги есть знак 3.7, запрещающий движение с прицепом, а вместе с этим и буксировку (ниже вы можете увидеть, как он выглядит),
  • если у буксируемого не работает рулевое управление или тормоза,
  • если речь идёт о мотоциклах без коляски (причём, они и сами не могут тянуть, и их нельзя буксировать),
  • велосипедов, скутеров и мопедов (им также нельзя быть с любой стороны троса) – пункт 24.9 ПДД,
  • также Правила запрещают буксировку 2 и более автомобилей друг за другом.

Дорожный знак 3.7 и запрет буксировки по ПДД

Какие правила жёсткой сцепки?

  • Если конструкция жёсткой сцепки позволяет буксируемому двигаться жёстко по траектории тянущего его автомобиля, то в буксируемом может не быть водителя,
  • если же сцепка этого не обеспечивает, то в обеих машинах обязательно должны находиться водители,
  • при неисправности тормозов у буксируемого его можно тянуть только в том случае, если его масса меньше половины массы буксирующей машины (а на гибкой сцепке вообще запрещается),
  • сцепное устройство должно быть не более 4 метров – точнее, расстояние между автомобилями не более этого значения,
  • сама сцепка должна выполнять условия ГОСТ 25907-89 (пункт 10 Основных положений),
  • и здесь также есть требование по минимальному сроку водительских прав у буксирующего – от 2 лет.

Когда она запрещена?

Запреты жёсткой сцепки несколько мягче, нежели гибкой:

  • если конструкция сцепки не позволяет буксируемому ехать прямолинейно за впереди идущим автомобилем, то запрещена буксировка без водителя в буксируемом авто,
  • если длина сцепки более 4 метров,
  • если не работает рулевое управление,
  • 2 и более транспортных средств,
  • также нельзя буксировать на любой сцепке мотоциклы, мопеды, скутеры и велосипеды.

Какая максимальная скорость буксировки?

50 км в час. Это максимальная разрешённая скорость при любом виде буксировки и на любых дорогах при условии, что другими пунктами ПДД или дорожными знаками на данном участке не установлено меньшее значение.

Таким образом, Правила чётко регламентируют следующие лимиты разрешённой скорости:

  • в населённом пункте на дороге (не на прилегающей территории) без знаков ограничения скорости разрешено буксировать со скоростью не более 50 км/ч,
  • такое же ограничение действует на трассах вне населённых пунктов и автомагистралях,
  • если же дорожный знак устанавливает свой определённый скоростной режим ниже 50 км/ч, то и вам при буксировке следует снизить скорость до указанного на знаке,
  • на дворовых территориях и в жилых зонах разрешается ехать не более 20 км/ч.

Здесь буксировку автомобиля не следует путать с ездой с прицепом – для последнего установлены отдельные ограничения скорости.

Правила буксировки на гибкой сцепке

Можно ли буксировать отдельные виды транспортных средств?

Теперь давайте рассмотрим правила буксировки отдельных видов транспорта.

Грузовые автомобили и автобусы

Для грузовых машин нет отдельных общих пунктов ПДД, касающихся буксировки, которые бы как-либо ограничивали или запрещали это действие. Однако, есть ряд ограничений по нюансам такой буксировки:

  • Правила запрещают нахождение людей в кузове буксируемого грузовика (в кабине можно), когда его тянут на жёсткой или гибкой сцепке,
  • если буксировка осуществляется методом частичной погрузки, то и в кузове буксирующего запрещено находиться людям.

Ровно такие же правила действуют и для автобусов – в салоне буксируемого нельзя находиться людям.

Мотоциклы, мопеды и велосипеды

ПДД запрещают буксировать мотоциклы без боковой коляски – причём, нельзя как тянуть такой мотоцикл, так и к нему цеплять буксируемый. То есть оба мототранспортных средства должны иметь коляску для возможности этой процедуры. То же относится и к мопедам и скутерам.

А вот велосипеды вообще запрещается брать на трос любым способом, на любых дорогах и при любых ситуациях – пункт 24.9 ПДД.

Можно ли тянуть авто без тормозов?

Это зависит от вида буксировки и пропорций массы транспортных средств:

  • на гибкой сцепке тянуть автомобиль с неисправными тормозами запрещается Правилами в принципе,
  • на жёсткой сцепке или методом частичной погрузки можно буксировать, если текущая масса буксируемой машины меньше половины текущей массы буксирующей.

Так предписывает пункт 20.4. Обратите внимание, что считается именно фактическая масса автомобилей – то есть в данный момент времени. Впрочем, вряд ли её смогут и будут измерять на дороге инспекторы при подозрении в нарушении правил буксировки.

Кроме того, ПДД чётко регламентируют неисправность тормозов в контексте буксировки. Они считаются недействующими, если вообще не работают – то есть не позволяют остановить (именно остановить, а не просто замедлить) авто даже на минимальной скорости. Если у вас тормоза просто очень плохие (и, следовательно, неисправные), но немного работают и позволяют тормозить до полной остановки, то недействующими по Правилам они не считаются.

Произошло ДТП – кто виноват?

В любом ДТП виновником считается лицо, чьё виновное действие привело к причинению вреда имуществу или здоровью других людей. Таким образом, здесь каждый случай будет рассматриваться индивидуально.

Например, если буксировка осуществлялась на тросу, и водитель буксируемого автомобиля повернул руль вправо и зацепил соседнее авто, то, очевидно, виновен будет буксируемый. Также на него ляжет вина, если он таким резким манёвром вызвал занос тянущего его автомобиля.

Если авария произошла в результате превышения скорости, то буксируемый точно не будет виновен, потому как он не мог воздействовать на буксирующего (ведь торможение могло вызвать новое ДТП). Равно как при буксировке на жёсткой сцепке и, тем более, методом частичной погрузки буксируемый не в ответе за манёвры буксирующего.

Читайте также: