Через сколько моточасов менять масло в двигателе автомобиля ваз

Обновлено: 04.07.2024

Давно не было темы про масло. Считаю более правильно менять масло не по пробегу, а по моточасам. Это касается особенно тех авто, что ездят по городу, с небольшими побегами но часто стоят в пробках на хх. Собственно вопрос, сколько ресурс масел в моточасах? На моей работе всё дорогое оборудование (маслостанции, компрессоры, штабелеукладчики, дизель-генератор) обслуживается именно по счетчику моточасов.

Можно еще менять по сожженному топливу

М - объём масла при замене(в литрах). Не объём картера, а именно сколько ты залил нового масла.
Тогда для бензиновых двигателей:
Vтоплива(в литрах) = 200 х М (для PAO-масел)
или
Vтоплива(в литрах) = 150 х М (для гидрокрекиновых масел)
или
Vтоплива(в литрах) = 100 х М (для минеральных масел)

когда работал в дилерском центре GM то на опелях, кадилаках и хамерах стоят счетчики мото часов и на них масло меняется не по пробегу, а по наработке ДВС. Когда подходит срок на дисплее приборки выходит надпись. Как он высчитывает я не озадачивался, период замены масла 15ткм или 1 год. В 98% случаев к 15ткм у всех загоралась эта надпись. У кого-то она загоралась в 8ткм, люди меняли масло по 2 раза в год по показаниям счетчика моточасов. Поэтому логично менять масло в 7-8ткм и не задумываться о наработке ДВС
Да и объем масла у опеля 4.5л у кадилаков/хаммер 6,5

Ни чего не надо переводить. Современный бортовой компьютер, дает всю информацию. Сколько машина работала на хх, с какой скоростью двигалась и на какое расстояние. Время, расстояние, сожженное топливо - все отображается. А если поставить мультитроникс, то это опция будет доступна для многих моделей машин,где нет штатного компьютера, который бы выводил подобную информацию. .

Да сколько бульдозер двигался, а сколько стоял все покажет глонас

Да сколько бульдозер двигался, а сколько стоял все покажет глонас

Это если пассажиров нет, а то заглушить могут со своего места. Особенно дети. В Колпашево же на северах специальные детские бульдозеры ездят, но вот жаль, на холостом ходу очень редко работают. Всё время газовать приходится, а как иначе - сам Вл сказал!

Для меня не проблема поставить такой счётчик, на работе всё доступно. Вопрос в том, через сколько моточасов масло менять?
По запаху, цвету и километражу точно не определить при городских поездках.

Я почти 20 лет отработал на импортной технике.С деньгами напряга не было:масло менял по моточасам,примерно 25% времени не дорабатывая до нормы замены.Пример:замена через 200 мтчасов--менял от 150 до175 мтчас.

Как все сложно. Синтетика 350 мото часов,Полусинтетика 300,Минералка 200-250. Находим среднюю скорость по б.к. например 30 км/час. Умножаем например на 350 (синтетика) получаем цифру 10500 это для данного случая интервал замены в километрах.

Как все сложно. Синтетика 350 мото часов,Полусинтетика 300,Минералка 200-250. Находим среднюю скорость по б.к. например 30 км/час. Умножаем например на 350 (синтетика) получаем цифру 10500 это для данного случая интервал замены в километрах.

Средняя 30 это чисто город , да ещё с прогревами зимой или жесткие пробки , 350 часов синтетика не выдержит ))) У меня стоит Пандора , она моточасты считает и масло Profix 0w16 за 250 часов укатывается в ***** .

Давно не было темы про масло. Считаю более правильно менять масло не по пробегу, а по моточасам. Это касается особенно тех авто, что ездят по городу, с небольшими побегами но часто стоят в пробках на хх. Собственно вопрос, сколько ресурс масел в моточасах? На моей работе всё дорогое оборудование (маслостанции, компрессоры, штабелеукладчики, дизель-генератор) обслуживается именно по счетчику моточасов.

Для более точного определения времени работы мотора можно считать количество израсходованного бензина. Оно, кстати, пропорционально условиям езды (тяжелые условия - больше расход, раньше менять масло)

Как все сложно. Синтетика 350 мото часов,Полусинтетика 300,Минералка 200-250. Находим среднюю скорость по б.к. например 30 км/час. Умножаем например на 350 (синтетика) получаем цифру 10500 это для данного случая интервал замены в километрах.

У меня бортовой комп кайена показывает среднюю скорость летом в городе 23 км, зимой 16. По пробегу усреднённо 18 км.
Откуда такие цифры по моточасам?

Средняя 30 это чисто город , да ещё с прогревами зимой или жесткие пробки , 350 часов синтетика не выдержит ))) У меня стоит Пандора , она моточасты считает и масло Profix 0w16 за 250 часов укатывается в ***** .

Уважаемый 30 км/час это почти трасса с ограничением скорости от 70 до 90. Город с пробками это примерно в районе 20 и меньше. У меня в основном скоростная магистраль 110-130. Моя средняя 45 км/час. Меняю масло через 14-15 тыс. В общем чем ниже скорость тем короче срок замены масла.

У меня бортовой комп кайена показывает среднюю скорость летом в городе 23 км, зимой 16. По пробегу усреднённо 18 км.
Откуда такие цифры по моточасам?

Средняя 30 это чисто город , да ещё с прогревами зимой или жесткие пробки , 350 часов синтетика не выдержит ))) У меня стоит Пандора , она моточасты считает и масло Profix 0w16 за 250 часов укатывается в ***** .

Километраж спидометра не указывает реальное состояние силового агрегата. Степень износа мотора и смазывающего материала определяется не пробегом транспортного средства, а продолжительностью работы двигателя с учетом режима эксплуатации авто. Научившись высчитывать, сколько проходит моточасов перед заменой масла в двигателе, вы сможете вовремя менять моторную жидкость — продлите ресурс двигателя.

Пробег и замена смеси

Дилер автомобиля указывает период плановых ТО, у моей машины замену моторной жидкости необходимо проводить согласно регламента каждые 15 тыс. км. Давайте разберемся, сколько моточасов пройдет двигатель при езде по городу и мотор аналогичного автомобиля, владелец которого будет ездить в основном по загородной трассе. Рассчитаем, соответствует заявленный пробег, реальному периоду замены моторного масла.

zavisimost zamehy masla ot probega

Моточасы указывают продолжительность работы силового агрегата при номинальных оборотах, моточас приравнивается одному часу нормальной работы привода. Выполняя расчеты с помощью моточасов, вы не учитываете условия эксплуатации силового агрегата (при нагруженном двигателе быстрее изнашивается моторная жидкость и требует замены).

Согласно бортового компьютера моего автомобиля средняя скорость составляет 26 км/час. Это реальная цифра: добираясь на работу, мне приходится стоять в пробках 40 мин, вечером при аналогичных условиях машина простаивает 1,5 часа. С такой переменной нагрузкой режим работы силового агрегата приближен к экстремальным условиям эксплуатации, привод нагревается, моторная смесь испытывает колоссальную нагрузку — при высокой температуре меняет свои свойства. Очевидно: менять жидкость придется раньше рекомендованного пробега.

Опираясь на факты, возьмем для расчета 15 тыс. км, разделим указанный пробег на среднюю скорость движения транспортного средства, получим 15000/26=576 моточасов. Здесь учтено время пребывания в пробках, плюс прогрев двигателя зимой (бортовой компъютер начинает считать с момента пуска привода).

Согласно расчетам получаем значения, занесем их в таблицу 1

Таблица 1. Зависимость между моточасами, скоростью и пробегом

Средняя скорость по городу приближена к 30 км/час, аналогичный автомобиль на загородной трассе проедет расстояние раза в 3 больше, по трассе машина движется 70 км/час. Оба мотора совершат одинаковый объем работы. Спидометр первого автомобиля покажет пробег намного меньше, чем у второй машины. Стоит задуматься, насколько реальна цифра, указанная дилером для замены смазывающей смеси.

Видео о смене моторного масла в зависимости от пройденных моточасов

Условия эксплуатации

При идеальных условиях машина по городу развивает скорость 40 км/час, получаем 15000/40=375 моточасов. Для загородной трассы принимаем — 80 км/ час, рассчитываем 15000/80=188 моточасов.

Сравним полученную опытным путем цифру 576 с расчетными 375, делаем вывод: двигатель работает в тяжелых условиях эксплуатации, для увеличения его ресурса необходимо менять автомасло в 2 раза чаще. Многие не знают: замена моторной жидкости регламентирована, составляет:

  • 250 моточасов для ACEA E2, API CF, CF-4, CG4;
  • 400 — VDS, ACEA E3;
  • 600 — для VDS-2.

В сервисной книге указано — при тяжелых условиях эксплуатации замена автомасла происходит каждые 8 тыс. км пробега. К таким условиям относят:

  • в воздухе присутствует значительное количество пыли;
  • продолжительная езда при маленькой скорости;
  • перемещение транспортного средства по горной, холмистой местности;
  • высокая температура за бортом авто;
  • применение топлива сомнительного качества;
  • частая смена заправочных станций;
  • при буксировке прицепа;
  • полностью нагруженный багажник.

zavisimost zamehy masla ot probega

Если нет возможности провести указанный расчет, мастера рекомендуют опираться на расход топлива. К примеру, автомобиль должен расходовать 9 литров бензина или ДТ на 100 км по городу, согласно регламента, за 15 тыс. км пробега получится 1350 литров — (15000/100)*9, реальный расход составляет 11 литров на 100 км, при 15 тыс. км получится 1650 литров. Сменить жидкости необходимо при объеме 1350 литров. Указанный способ относительный.

  1. Тип силового агрегата. Внутри дизельных моторов температура значительно выше, чем в приводах, работающих на бензине. Смазывающий материал подвергается большим нагрузкам.
  2. Нагруженность мотора, с увеличением нагрузки ресурс автомасла уменьшается.
  3. Машина ездит по загородной трассе или по городу. На трассе мотор изнашивается медленнее: работает продолжительное время с одинаковой нагрузкой.

Меняйте смесь согласно пройденным моточасам, не проводите плановую замену жидкости по пробегу машины. Используйте сертифицированную продукцию, отвечающую техническим характеристикам мотора, применяйте автомасло соответствующее рекомендациям производителя транспортного средства.

Любой автомобилист желает знать, какой интервал замены масла в двигателе является самым оптимальным в зависимости от пробега, моточасов, дней или сезона. Регламент по этим критериям рассчитывается по-разному. Еще надо обращать внимание на состояние двигателя, а также исходить из заводских рекомендаций, особенно если автомобиль находится все еще на гарантии. После окончания гарантийного срока приходиться полагаться не только на советы мастеров, но также учитывать условия эксплуатации, стиль вождения, вязкость моторного масла и другие критерии, от которых зависит состояние масла и его интервал замены.

Когда не стоит соблюдать заводской регламент

Большинство автопроизводителей рекомендует менять моторное масло через 10-15 тыс. км или один раз в год. В то же время, не всегда следует полагаться только лишь на заводской регламент, ведь гораздо правильнее ориентироваться на моточасы и условия использования. Длительная работа двигателя в пробках и на высоких оборотах, как правило, приводит к перегреву и ухудшению качества масла раньше времени.

Самые популярные статьи на сайте:

Лучшее моторное масло. существует ли оно?

Безусловно, в таких условиях происходит интенсивная деградация активных присадок, заложенных в масле. Более того, ситуация усугубляется при коротких городских поездках, когда масло не успевает прогреться до рабочей температуры, и это приводит к образованию частиц износа. Постоянная езда в светофорных пробках, резкие перегазовки, частые запуски в морозную погоду, передвижения по бездорожью или на трассе с высокой скоростью – в таких условиях полагаться на рекомендации завода однозначно не стоит, а лучше сократить интервал в два раза. То есть, в данной ситуации наиболее безопасный срок замены масла не должен превышать 8 тыс. км.

Тяжелые условия, при которых масло меняют каждые 7-8 тыс. км

Что будет, если вовремя не заменить масло

  1. Двигатель начнет перегреваться из-за старого масла, которое плохо отводит тепло от трущихся деталей
  2. Произойдет перенакопление продуктов износа на картере двигателя, из-за чего уменьшатся показатели мощности и крутящего момента движка, а также увеличится объем выбросов СО2
  3. Ухудшатся моющие и антикоррозионные свойства масла
  4. Из-за грязевых отложений забьются масляные каналы, двигатель будет подвержен перегреву
  5. Возможен проворот шатунных вкладышей, что довольно часто происходит при несвоевременной замене масла
  6. Из-сухого трения и недостаточной смазки детали будут подвержены повышенному износу, и это может привести к перерасходу топлива.
  7. В худшем случае слишком высокая вероятность дорогостоящего ремонта двигателя при заклинивании, появлению задиров или выхода из строя турбокомпрессора (при его наличии)
  8. Отработанное масло загустеет и перестанет эффективно смазывать и охлаждать детали двигателя, возникнут проблемы с запуском в мороз и другие неполадки

Как проверить масло

  1. Открыть капот, вытащить щуп и протереть его чистой ветошью
  2. Вставить щуп обратно в двигатель и вынуть его снова
  3. По меткам на щупе определить уровень масла, которое должно находиться между двумя отметками. Если уровень ниже допустимой отметки, тогда потребуется доливка
  4. Доливка запрещена, если масло имеет признаки ухудшения качества:
    -помутнение, почернение
    -наличие частиц износа (следы нагара, капли воды, металлическая стружка)
    -уменьшилась вязкость и ухудшились полезные свойства масла

В этом случае требуется не доливка, а полная замена масла с предварительной промывкой ДВС.

Пробег или моточасы: на что лучше ориентироваться

Принято считать, что стандартный интервал замены масла в двигателе составляет 15 тыс. км. Если ориентироваться по моточасам, тогда в этом случае будет четырехкратная разница при одинаковом пробеге на трассе и в городском режиме. Это означает, что моточасы имеют более важное значение, хотя все давно привыкли смотреть только на пробег. Для примера можно взять стандартный интервал 15 000, при котором срок годности масла в городских пробках составит 700 часов, а на трассе этот показатель не превысит и 200 часов.


Безусловно, трехкратная разница является колоссальной, особенно если речь идет о качестве масла. Как известно, масло испытывает высокое термическое воздействие даже при малой нагрузке двигателя. Более того, еще хуже ситуация у современных двигателей, для которых характерна высокая температура термостатирования. Также известны проблемы из-за недостаточного охлаждения картера, когда машина стоит в пробке. А плохое охлаждение уменьшает ресурс двигателя и масла.

На трассе двигатель не всегда испытывает высокую нагрузку – по крайней мере, это происходит гораздо реже, чем на трассе. На постоянной скорости 100-130 км/час нагрузка обычно ниже средней, температура и охлаждение картера в пределах нормы. Конечно, более мощные двигатели в таких условиях гораздо меньше подвержены перегреву и обладают высоким запасом прочности, а масло при этом находится в самых идеальных условиях.

Однако с ростом скорости растет нагрузка и на масло, и на двигатель. Это означает, что в небольшом моторе произойдет резкий скачок, тогда как нагрузка на масло в более мощных моторах будет увеличиваться плавнее. А на очень высоких скоростях возможно ухудшение условий работы масла и в одном, и в другом случае (независимо от мощности мотора). Чтобы этого не произошло, средняя скорость должна быть в половину от максимальной. Еще не рекомендуется длительное время оставлять двигатель работать на холостом ходу.

Когда нужна сезонная замена масла лето/зима

Сложные условия эксплуатации требуют более частой замены моторного масла, и здесь интервал уже невозможно привязать ни к плановому ТО, ни к сезонной замене. Сроки замены в таких условиях могут быть непредсказуемыми, и в данном случае заводской регламент 10 или 15 тыс. км придется сократить, особенно если дело касается коротких городских поездок, когда масло не успевает достичь рабочей температуры, что приводит к появлению отложений. В результате периодичность замены приходиться снижать до 8 тыс. км.

Разность сезонных пробегов

Ежегодная замена в одно и то же время будет ошибочной, если за первый год автомобиль проедет 5 тысяч км, а за второй год – 30 тысяч. В таком случае надо ориентироваться на график, регламентированный заводом. Поэтому ежегодная замена актуальна только тогда, когда автомобиль не успевает проехать за один год регламентированное количество пробега.

Можно выделить два случая, при которых оправданна сезонная замена масла. Например, это актуально при больших пробегах, а в регионах с резкой сменой климата масло надо менять два раза в год. В таких условиях лучше использовать всесезонную жидкость, тогда как для регионов с экстремально низкими и высокими температурами рекомендуются узкоспециализированные смазочные материалы. Например, зимой лучше подойдет масло с меньшей вязкостью, чтобы обеспечить более эффективный запуск двигателя. Летом наоборот требуется более вязкое масло, которое позволяет снизить расход топлива. К тому же, сезонные масла обычно дешевле универсальных.

Крайне важно подобрать масло в зависимости от сезона

Сроки замены масла. Варианты

Сроки замены по пробегу и средней скорости

Сроки замены по моточасам

  • В городе – 200 моточасов
  • На трассе – 300 моточасов

Сроки замены по сезону

  • Два раза в год – осенью или весной
  • Один раз в год – только весной

Сроки замены в зависимости от типа двигателя

  • Бензиновые – 12-15 тыс. км
  • Дизельные – 7-9 тыс. км

Сроки замены в зависимости от вида масла

  • Полусинтетика – 9-12 тыс. км
  • Синтетика – до 15 тыс. км

Советы автомобилистов

  1. Чтобы увеличить интервал замены, надо по возможности покупать качественное брендовое масло, которое должно отвечать всем заводским спецификациям и требованиям
  2. Можно воспользоваться вакуумной заменой, если владелец готов уменьшить интервал. Но зато такая процедура менее затратная по сравнению с полной заменой, выполняется быстро и не требует много усилий
  3. Нужно стараться вовремя заменить масло, и для этого рекомендуется делать регулярные проверки уровня и состояния жидкости. Таким образом, это позволит избежать непредсказуемых неполадок с двигателем
  4. Не стоит экспериментировать с присадками и добавками в надежде увеличить интервал замены. Эти присадки имеют кратковременный срок действия, а потом они вступают в химическую реакцию с маслом и ухудшают его полезные свойства. Из-за этого приходиться сокращать регламент
  5. При замене масла не помешает проверить ходовую часть, но удобнее всего это делать с помощью подъемника на СТО
  6. С ростом пробега двигатель будет немного больше потреблять масла – в допустимых пределах, и это абсолютно нормально. При пробеге свыше 80 тыс. км надо почаще проверять уровень и при необходимости доливать жидкость

Заключение

Заводской интервал замены масла составляет 10-15 тыс. км. Такой регламент имеет значение, если ежегодный пробег автомобиля не превышает регламентированный километраж. При непродолжительных поездках и в благоприятных условиях достаточно будет двукратной ежегодной замены. В тяжелых условиях (резкие старты и торможения, езда по бездорожью, буксировка грузов и т. д.) лучше ориентироваться на моточасы, однако здесь срок годности масла может отличаться в зависимости от городской (200 моточасов) и загородной (300 моточасов) эксплуатации. В таких непредсказуемых условиях никто не соблюдает заводские рекомендации, которые обычно рассчитаны на щадящий режим использования.


Большинство водителей этим вопросом не задается: есть сервисный регламент раз в 10-15 тысяч километров – и все тут. Однако все зависит от режима эксплуатации и того, что именно залито в мотор. Посвящаем в тонкости расчета оптимального интервала.

В первой части статьи мы постарались рассказать о том, почему столь важны качества моторного масла, что с ним происходит в недрах двигателя и какие факторы влияют на его старение. Осталось рассказать о том, как эти факторы связаны с интервалами замены масел и как часто придется менять масла в процессе реальной эксплуатации.

Город и трасса

Надо сказать, что замена масла "по пробегу" почти всегда будет неоптимальной. Одинаковый пробег по трассе и в городском режиме — это более чем четырехкратная разница в моточасах и огромная разница по части деградации масла. Например, при стандартном интервале замены в 15 тысяч километров в пробках масло проработает все 700 часов, а на трассе — даже меньше 200.

Для качества работы масла эта более чем трехкратная разница — колоссальная, ведь даже при работе на малой нагрузке термическое воздействие на масло очень велико. В современных моторах ситуация усугубляется высокой температурой термостатирования, плохой вентиляцией картера и отсутствием его охлаждения на стоящей в пробках машине, что вызывает резкое снижение его ресурса.

На трассе нагрузка тоже может быть очень разной. На скорости до 100-130 километров в час у большинства машин нагрузка на мотор ниже средней, температуры невелики, а вентиляция картера работает хорошо. У мощных моторов нагрузка и вовсе оказывается минимальной, а значит, и очень слаба нагрузка на масло.

Depositphotos_7375281_original.jpg

При скоростях побольше, по мере возрастания нагрузки на двигатель, растет и нагрузка на масло. На малолитражных моторах с "короткой" трансмиссией мотору и маслу уже может приходиться совсем несладко. На более мощных моторах нагрузка будет увеличиваться плавнее.

Вместе с увеличением нагрузки на мотор ухудшаются и условия работы масла: возрастает температура поршней, начинает увеличиваться поток разрушающих картерных газов. Таким образом, оптимальным режимом работы и для масла, и для мотора являются средняя скорость в половину от максимальной и малое время работы на холостом ходу после прогрева.

При подсчете моточасов оказывается, что типичный интервал замены масла в 15 тысяч километров в моточасах составляет от 200 до 700, в зависимости от режима движения. Судя по работе счетчиков регламентного пробега на BMW и интервалов замены масла на технике, у которой срок замены указан именно в моточасах, при типичной эксплуатации его можно удерживать в пределах от 200 до 400 часов для разных режимов эксплуатации, за исключением постоянной работы в режиме максимальной мощности.

Случаи явного превышения при использовании стандартных полусинтетических масел и синтетики на гидрокрекинговой основе чреваты "осложнениями" для двигателя в виде закоксовывания и уменьшения подвижности поршневых колец.

Depositphotos_11895789_original.jpg

Что ж, немногие из нас могут похвастаться, что эксплуатируют автомобили в загородном цикле с постоянной скоростью. Так что же делать, если пробеги в основном городские, а двигатель к тому же форсированный? Например какой-нибудь 1.2 TSI? Очевидно, что масло нужно менять чаще.

Впрочем, не только от режима езды зависит интервал замены. Еще немаловажное значение имеет, какое именно масло залито в мотор.

Виды моторных масел

Выбор масел в магазинах очень широк, если не сказать огромен. Некоторые из них недалеко ушли от советских минеральных масел, некоторые выглядят в сравнении с ними как космический корабль рядом с телегой.

Прежде всего, нужно усвоить один важный тезис: любое масло состоит из основы и пакета присадок. Основа бывает минеральной, полусинтетической и полностью синтетической, во множестве вариаций.

Как часто менять моторное масло в автомобиле

Лучший способ расчета интервала замены моторного масла — есть ли он? Все что нужно знать о периодичности смены автомасла.

Сакраментальный вопрос — когда менять масло? Его нередко сопровождают и другие подобные вопросы:

Интервал замены масла, главным образом, зависит от типа двигателя, условий эксплуатации, применяемого топлива (содержание серы, например), уровня качества масла, типа базового масла, состояния фильтров и т.п.

Представляем вашему вниманию самый полный и подробный обзор способов определить, когда вам менять масло.

Способ №1 — Определять время замены моторного масла по километражу

Самый популярный способ. За простоту и понятность одинаково любим и автомобилистами, и автопроизводителями. Тем не менее, точность такого метода расчета чересчур низкая. Особенно при распределении периода замены масла для легковых машин. Ведь в нем не учитывается ряд важнейших параметров, которых коснемся чуть ниже. В ответ на эти претензии приверженцы определения времени работы автомасла напоминают, что при расчетах интервалов производителями автотехники уже учтены ухудшающие факторы.

Использующие этот способ автолюбители делятся на 2 группы. Одни всецело доверяются рекомендациям по замене автомасла производителей. Следуют им сами и рекомендуют другим. Другие считают, что производители машин и автомасел намеренно вводят их в заблуждение указывая завышенный период замены масла в исключительно благоприятных условиях. Которых, разумеется, у нас в России никогда не бывает.

Здесь нужно встать на защиту автомобилестроительных предприятий. Они также отдают себе отчет в том, что условия эксплуатации автопарка в разных странах зачастую разные. И, соответственно, для российских условий многие автозаводы рекомендуют менять масло чаще, чем для западных стран. И вне зависимости от стран автобренды обычно дополнительно вносят коррективы на работу в особо тяжелых условиях. Другой вопрос, что пользователи (и авторы статьи в этом не исключение) редко обращают внимание на подобные поправки.

В конце статьи таблица с рекомендациями оптимальных интервалов замены масла в двигателе 35 ведущих автобрендов.

Да и если рассудить здраво, то какой прок автомобилестроителям и масленщикам от неправовомерного завышения сроков работы масла? Для первых это повышает риск гарантийного ремонта. Для вторых напрямую может вести к сокращению их доходов. Ведь если масло в двигателях начнут менять вдвое реже, то и покупать это автомасло станут вдвое меньше. Такой сговор блендинговых компаний выглядит не логичным. Так что конспирологическая теория в данном случае выстроена на песке. Или на масле ;).

И все казалось бы хорошо, вот только определение и учет всех этих дополнительных поправок, попытка выяснить, что уже учел тот или иной производитель при рекомендациях, а что нет и каков вклад каждого параметра может превратиться в целый квест. Это хорошо как гимнастика ума, но, мягко говоря, не очень продуктивно.

По регламенту автопроизводителей для большинства легковых авто замена масла в двигателе проводится после пробега в 10-15 тысяч километров и примерно вдвое меньше для дизельных и турбодвигателей. Но часть водителей самостоятельно рассчитывают периодичность замены. Причем некоторые из них ничтоже сумняшеся меняют каждые 5000 км. Другие идут более сложным путем и высчитывают сроки замены опираясь на количество моточасов и условия эксплуатации. И вот мы незаметно подошли ко второму виду расчета периода замены масла.

Способ №2 — Отталкиваться в определении интервала между заменой масла от моточасов

Наиболее универсальный способ, и многими профессионалами считается наиболее точным. Суть его сводится к тому, что поскольку двигатель работает по времени, а не по расстоянию, то и рассчитывать сроки замены масло логичнее отталкиваясь именно от моточасов.

Если оценивать частоту замены масла как в первом пункте, то окажется, что для машин двигающихся в городском режиме и для машин в холодных регионах, которым требуется длительный прогрев ни о каких 15 тыс. км речь идти не может. И коррективы, которые вносят производители даже близко не отражают реальное положение дел.

Если инструкция к автомобилю предписывает заменять масло не реже чем каждые 15 000 км, то при средней скорости 50 км/ч это соответствует 300 часам. Если принять эту величину за ориентир, то и при меньшей средней скорости можно менять масло через те же 300 моточасов, хотя пробег при этом будет меньше.

Считается, что оптимальный интервал замены масла в двигателе для легковых авто составляет от 200 до 400 моточасов при различных режимах эксплуатации за исключением максимальной нагрузки, в том числе, езды на максимальной скорости и максимальных оборотах в зависимости от типа автомасла (минералка, синтетика или полусинтетика, ПАО масла (полиальфаолефиновые масла), эстеры или гидрокрекинговые масла (HC, HVI,VHVI), полностью из первичного сырья или с с добавлением регенерированного (восстановленного из отработки). Для сравнения, 300 моточасов в загородном режиме движения, в котором фактическая средняя скорость 70 км/ч — это 21 тыс. км. Автопроизводители и производители автомасел вносят корректировки на прогрев и на пробки и заявляют о 12-15 тыс. км. Но средняя скорость в городском цикле не превышает 25 км. А эксперименты в США и Италии проведенные авторитетными автожурналами (Quattroruote (Кватроротте) и Automobile Magazine (Автомобильный журнал)) говорят о средней скорости до 20 км/ч. Те же 300 моточасов в таких условиях — это всего лишь 6 тыс. км, а никак не 15.

Выходит, что для городских жителей и для водителей в северных регионах России, то есть в итоге для большинства жителей нашей страны, нужно считать именно по моточасам. Если, конечно, исходить из посылки, что мы заботимся о своем автомобиле.

А теперь попробуем определить действительно ли он подходит большинству российских водителей, как на этом настаивают приверженцы этого метода расчета сроков замены моторного масла?

Для кого вообще актуально рассчитывать интервал по времени работы двигателя?

Допустим вы в средней полосе и используете примерно 8 месяцев летнее масло и около 4-х месяцев зимнее автомасло. При этом ездите исключительно по пробкам на работу и с работы. Что получается в этом случае?

Если вы в два конца укладываетесь в 3 часа, то вам не нужно высчитывать никакие моточасы, да и километраж, собственно, тоже. Вы просто 1 раз в год заливаете зимнее масло и 2 раза в год летнее. В любом случае, вы уложитесь в диапазон эффективности масла. Даже если вы высчитаете, что в теплое время года моторное масло оптимально будет заменить с точки зрения моточасов не через 4 месяца, а через 5 месяцев и одну неделю, то что вы выиграете? Ведь через 3 месяца после этого вам переходить на зимнее моторное масло.

Как мы видим круг существенно сузился.

Если вы ездите в холодном климате и большую часть года вынуждены длительно прогревать свой автомобиль и попадаете в час пик, или же вы живете В Москве или СпБ и даже в летнее время проводите в пробках по 5 часов ежедневно, или вы экспедитор, таксист, доставщик еды. конечно второй пункт для вас. Или ваш регион — Краснодарский край и вы не хотите переходить на зимнее масло.

В остальных случаях не стоит забывать и том, что определение по моточасам расчетное, то есть по определению неточное и не самое простое. Поэтому многие водители отказались от такого способа расчета даже признавая все его плюсы. Так что переоценивать его не стоит.

Для тех, кто решил остановить свой выбор на этом варианте определить момент, когда нужно поменять моторное масло поможет счетчик моточасов. Такие приборы способны облегчить вам жизнь. Они могут быть электронными, или электромеханическими. Могут активироваться от вибрации или от зажигания. Некоторые из них выполняют еще и функцию тахометра. В дорогих автомобилях нередко такие счетчики устанавливаются сразу производителями. Что интересно, не все счетчики моточасов считают собственно моточасы, но этого мы коснемся позже, поэтому не будем забегать вперед. Выбор за вами.

Вот если бы был способ совмещающий преимущества первых двух и был бы относительно прост в расчете… Так ведь такой способ, говорят, есть. По идее он лишен недостатков двух предыдущих. К нему и перейдем.

Способ №3 — Определять интервал между заменами автомасла по расходу топлива

Это самый интересный и, по непонятной причине, самый малоизвестный вариант. И расход масла, и расход топлива по сути являются производными одних и тех факторов. Коррелируют они оба большего всего с объемом выполненной работы. И это логично.

Задача моторного масла (motor oil, engine oil) предотвращать, насколько возможно, износ двигателя. Износ в норме большего всего зависим от объема выполненной работы. И расстояние и время работы ведь только составляющие самой работы. И подходят они для измерения времени деградации масла только по этой причине. И расход топлива точнее отражает проделанную аппаратом работу, чем предыдущие параметры. Потому что поступающий бензин (газ, дизель, спирт) как раз ее и обеспечивает. Никому не нужно объяснять, что 100 моточасов работы двигателя на 2000 оборотах далеко не тоже самое, что 100 моточасов на 6000 оборотов. Передвижение автомобиля весом 2 тонны на расстояние в 1000 км отличается от передвижения однотонной машины на ту же дистанцию. Включенный климат-контроль (автокондиционер, любая другая электроника), неисправности систем, все это увеличивает и выполняемую работу, и нагрузку на двигатель. И расход топлива. И, конечно, сокращает время жизни двигательных масел. Все логично и даже почти все понятно… кроме самого главного. Как считать-то? Какое именно количество топлива должно быть израсходовано до следующей замены масла? И как узнать сам общий расход топлива? Считать все заправки и дозаправки, записывать на стикеры и расклеивать их по всему салону? Кто-то так и делает. Кто-то расплачивается картой и подсчитав расход за какой-то период (месяц-два) экстраполирует данные на больший срок. Кто-то передоверяет эту работу автоматике. Часть счетчиков моточасов на самом деле считают именно расход топливо и затем автоматически конвертируют в условные моточасы. Это самый простой и удобный способ.

От вас требуется ввести три параметра:

  • Пробег, рекомендованный автопроизводителем до замены масла
  • Расход топлива заявленный производителем на 100 км
  • Фактический расход топлива на 100 км

и вам выдается периодичность смены вашего моторного масла.

Водители, которых не пугают формулы, могут воспользоваться одной из формул расчета интервала замены двигательного масла, например формулой Кублина.

Пробег(км) = (244.38 х TBN x Vм х Vдв) / (L100 x Pлс)

Vм = кол-во литров масла при замене;
Vдв = паспортный объём двигателя в кубических сантиметрах;
L100 = расход топлива в литрах/100км;
Pлс = паспортная мощность двигателя в лошадиных силах;
TBN= щелочное число масла.

В ней ключевой показатель для расчета расход топлива, но последний пункт — это щелочное число масла. И это подводит нас к способу №4

Способ №4 — Использовать в качестве главного критерия расхода масла химические характеристики самого масла — его щелочное число и пакет присадок

Щелочное число (ЩЧ) или TBN (Total Base Number)– это мера запаса щелочности масла, определяемое, как правило, у моторных масел, которые используются в системах с картером. Картер, — сборник кислот, которые образуются в моторном масле при сгорании топлива и попадают туда при прорыве продуктов сгорания. Щелочь препятствует слишком быстрому окислению, то есть выгоранию моторного масла. Окисление — один из главных показателей деградации масла (наряду с истощением присадок и загрязнением масла). Во время работы мотора щелочное число масла по понятным причинам постепенно уменьшается. Соответственно, от скорости снижения щелочного числа напрямую зависит то, как часто масло нужно менять. Важно количество гидроксида калия в масле спустя определенное количество моточасов. Или наоборот, по тому насколько быстро увеличивается количество окислов. В новом масле высоким щелочным числом считается от 9 мг КОН/г и выше и нужно в первую очередь для дизельных двигателей. Для бензиновых моторов среднее значение 7-8 мг КОН/г.

Во всех предыдущих вариантах при расчете учитывали физические параметры: время, расстояние, или работу. В противоположность им четвертый метод расчета в качестве главного параметра берет химические составляющие. Как ни крути, но мы говорим об автохимии и химпараметры должны быть в приоритете. С другой стороны если мы оцениваем время работы масла, то и исходить по идее более правильно прежде всего из свойств самого масла. О сроках замены масла можно судить по скорости его деградации. Конечно в чистом виде это очень сложная задача, слишком большое количество переменных при этом приходится учитывать.

Например, истощение присадок, характеристики базовых масел (минеральное, гидрокрекинговое, ПАО или эстеры, соотношение типов масел в полусинтетике, первичное или регенерированное и т. д.), скорость снижения щелочного числа, изменение вязкости и скорость загрязнения масла в двигателе.

Подробно все составляющие разбирать не будем, иначе и без того немаленькая статья превратится в книгу. Абзац о щелочном числе привели, чтобы стал понятен масштаб проблемы. Понимая всю сложность таких расчетов были придуманы стандарты для масел. В таблице вы можете увидеть отличия срока службы для масел в зависимости от их классификации.

Внимательный читатель конечно спросит нас, а где же Longlife? И нам, конечно придется ответить внимательному читателю переведенной цитатой BMW:

Официальный документ: BMW Longlife-04 approved oils. То есть для российских условий масла с расчетом на удлиненные интервалы не подходят!

Способ № 5. Менять масло по календарю

Для кого этот способ подходит лучше всего мы уже писали в начале статьи, поэтому не будем повторяться.

Разумеется нельзя сбрасывать со счетов внешние факторы, влияющие на расход масла.

Вот самые важные:

1. Степень износа двигателя вызывает повышенный расход смазочного масла

2. Тип двигателя. В дизельных, роторных двигателях расход масло больше. Степень нагруженности (турбирование, степень сжатия, температурный режим).

3. Тип топлива. Для спирта и дизельного топлива смена масла нужна чаще, а для пропана и метана наоборот, реже. Эти рекомендации были сделаны как после исследований НАМИ, так и даются напрямую некоторыми автопроизводителями.

4. Температура окружающей среды. Скорость теплообмена напрямую зависит от разницы температур. При высокой внешней температуре условия теплообмена резко ухудшаются, деградация смазочных свойств масла ускоряется. Как ни странно это еще не самая большая проблема. Высокая температура окружающей среды, например, в пустыне, способствует окислению, увеличению испаряемости и срабатываемости присадок.

5. Антифриз. Охлаждающая жидкость низкого качества приводит к перегреву двигателя и также к ускоренной деградации масла.

6. Масляный фильтр. Низкое качество фильтров или слишком редкая их замена также сокращает сроки работы масла.

И нужно помнить, что необоснованное увеличение интервалов замены уменьшает надежность эксплуатации двигателя.

Часто задаваемые вопросы

Каждые 350 моточасов или 10 000 км пробега.

В зависимости от спецификаций, срок службы масла может достигать 1000 моточасов или 90 000 км пробега.

Даже если автомобиль не достигает нужного пробега, масло все равно нужно менять ежегодно.

Читайте также: