Чистка форсунок камаз своими руками

Обновлено: 04.07.2024

Внутри корпуса топливной форсунки находится электромагнитный игольчатый клапан. В закрытом состоянии он удерживается возвратной пружиной. При подаче импульсов от электронного блока управления (ЭБУ) на обмотку возбуждения клапан открывается. В этот момент топливо распыляется и, смешиваясь с воздухом, сжигается в камере сгорания.

От качества распыления бензина зависит правильность пропорций топливовоздушной смеси и её воспламенение. При нормальной работе форсунок топливо дробится на мельчайшие частицы, легко смешивается с воздухом и горит.

Почему забиваются форсунки

Примеси в топливе, короткие поездки и сложные условия эксплуатации приводят к тому, что на игле и внутренних поверхностях форсунки образовываются углеродистые отложения. Этот налёт забивает каналы. Электромагнитный клапан открывается на длительное время и в камеру сгорания попадает больше бензина, чем нужно.

Всё это приводит к переобогащению топливной смеси, ухудшению воспламенения и пропускам зажигания. Несгоревший бензин попадает в выхлопную систему и догорает уже внутри катализатора, который забивается и оплавляется при высоких температурах. Вместе с этим снижается мощность двигателя, появляется детонация, а также растёт расход топлива и токсичность выхлопа.

Как понять, что нужно промыть форсунки

Производители авто рекомендуют делать очистку каждые 30 тысяч километров. О неполадках в работе форсунок подскажут соответствующие ошибки на бортовом компьютере. То же самое покажет диагностика топливной аппаратуры в автосервисе.

Но с большой вероятностью промывка нужна вне зависимости от пробега, если хотя бы три симптома из списка проявляются в вашей машине:

  • плохой запуск (особенно зимой);
  • нестабильная работа на холостых оборотах;
  • снижение мощности двигателя;
  • медленный разгон;
  • провалы при нажатии на педаль газа;
  • повышенный расход топлива.

Как промыть форсунки своими руками

Способ 1: присадка в топливо

Самый простой и относительно мягкий метод очистки с помощью специальных присадок. Больше подходит для профилактики образования отложений внутри всех элементов топливной системы — от бензобака и до форсунок.

Недостаток таких присадок в том, что на авто с большим пробегом они поднимают всю грязь из бензобака и трубопроводов. В итоге забиваются фильтры и сами форсунки, что приводит к ещё более плачевным последствиям.

Вам понадобится

Как делать

  1. Залейте средство в бак непосредственно перед заправкой согласно пропорциям в прилагаемой инструкции.
  2. Эксплуатируйте автомобиль в обычном режиме.
  3. Для лучшего эффекта очистки желательно не стоять в городских пробках, а проехаться по трассе.

Способ 2: промывка форсунок на двигателе

Этот метод очистки сложнее, но и эффективнее. Он не только отмывает форсунки, но и дополнительно раскоксовывает поршневые кольца, а также повышает компрессию. Промывка осуществляется на запущенном двигателе, который работает на моющем препарате вместо бензина.

Главный минус — качество промывки нельзя проконтролировать. Из других недостатков можно выделить попадание агрессивных веществ в выпускной тракт и потенциальный вред катализатору. После использования некоторых средств требуется замена свечей зажигания.

Вам понадобится

  • Средство для очистки инжектора;
  • топливный фильтр;
  • двухлитровая пластиковая бутылка;
  • проволока;
  • 1 м топливного шланга диаметром 10–12 мм;
  • 3 хомута диаметром 9–14 мм;
  • 2 ниппеля от бескамерной шины;
  • болт М12; или дрель;
  • сверло диаметром 12½ мм;
  • компрессор для шин;
  • свечи зажигания (если их замена рекомендуется в инструкции к промывке).

Как делать

  1. Просверлите по одному отверстию в крышке и донышке бутылки. Установите в крышку ниппель с вывернутым вентилем. По ниппелю жидкость будет подаваться в рампу.
  2. Второй ниппель в сборе вставьте в отверстие в донышке. Он понадобится, чтобы позже накачать воздух для создания давления.
  3. Наденьте на ниппель в крышке один конец шланга, а второй установите на топливный фильтр, согласно стрелке на корпусе. Затяните концы шланга хомутами. Обмотайте бутылку проволокой, чтобы можно было подвесить.
  4. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и заглушите его. Отключите топливный насос, сняв соответствующий предохранитель.
  5. Заведите двигатель. Дайте ему поработать, чтобы стравить давление в рампе. Дождитесь, пока мотор заглохнет.
  6. Отсоедините шланг подачи топлива от магистрали и подключите на фильтр импровизированного промывочного ресивера. Налейте промывку в бутылку, закройте крышку и подвесьте на капоте.
  7. Если на авто есть обратная топливная магистраль, заглушите её с помощью подходящего по диаметру болта и обожмите хомутом.
  8. Компрессором накачайте в бутылку воздух, пока давление не достигнет 2–2½ бар.
  9. Запустите двигатель и дайте ему поработать 15 минут на холостых оборотах, поддерживая давление в бутылке на том же уровне.
  10. Заглушите мотор и подождите около 15 минут, чтобы все отложения отмокли.
  11. Снова запустите двигатель и выработайте остатки промывочной жидкости, поддерживая обороты в пределах 1 000–1 500.
  12. Снимите бутылку, заглушку обратки и подключите всё в штатном режиме. Не забудьте предохранитель.
  13. Если промывка агрессивная и воздействует на свечи зажигания, замените их.

Способ 3: промывка со снятием форсунок

Самый сложный метод, который предполагает снятие топливной рампы и форсунок. В то же время наиболее эффективный и точечный — никакого вреда для других элементом системы нет. Для промывки имитируется работа форсунки, а вместо бензина используется средство очистки карбюраторов.

Из минусов этого способа только сложность демонтажа рампы и форсунок, а также необходимость замены микрофильтров и уплотнительных колец.

Вам понадобится

Как делать

  1. Снимите дроссельный узел и топливную рампу. Отсоедините провода форсунок и достаньте их.
  2. Налейте немного жидкости для очистки прямо в колпачок от баллона и поместите туда форсунки на 15–20 минут для растворения нагара. Тем же очистителем можно промыть дроссельный узел, пока тот снят.
  3. Соедините проводами с зажимами контакты батарейки и форсунку, соблюдая полярность. Разрежьте один из проводов и установите в разрыв кнопку звонка.
  4. Сделайте из корпуса шприца переходник, надев тонкий конец на трубочку аэрозоля.
  5. Извлеките микрофильтр из первой форсунки: вверните в топливный канал шуруп и вытяните пассатижами.
  6. Наденьте шприц на форсунку со стороны распылителя. Надавите на клапан баллона с очистителем и одновременно несколько раз нажмите на кнопку звонка.
  7. Наденьте шприц на форсунку с обратной стороны. Надавите на клапан и прерывисто нажимайте на кнопку звонка, пока жидкость не начнёт распыляться равномерным факелом.
  8. Повторите процедуры из пунктов 5–7 для каждой форсунки.
  9. Лёгкими постукиваниями на весу замените фильтры и уплотнительные резинки.
  10. Установите форсунки и рампу на место, соберите все детали в обратном порядке.

Инженер-механик, хорошо разбираюсь в технике и технологиях. Более 10 лет пользуюсь Mac и iPhone, знаю всё об экосистеме и продуктах Apple. Не только пишу, но и умею и люблю работать руками. 3 года трудился автослесарем, машину чиню только сам. Спроектировал и с нуля построил дом своими руками, накопив по ходу немало опыта. Обожаю олдскульные видеоигры и комиксы, играю на гитаре.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2. 6.


РЕМОНТ ФОРСУНКИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Общая трудоемкость — 17,0 чел. мин. Исполнитель — слесарь по ремонту топливной аппаратуры 3-го разряда
ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИБОРЫ, ИНСТРУМЕНТ

1. Промыть тщательно форсунку и вытереть ее насухо и обдуть сжатым воздухом. (Пост мод. НИИАТ Р610, ветошь, пистолет для обдува деталей сжатым воздухом мод.199.

2. Установить форсунку в приспособление для разборки и сборки (рис. 1). (Приспособление И-801.20.000).

3. Отвернуть пробку корпуса форсунки. (Отвертка 6,5 мм).

4. Отвернуть гайку 19 (рис. 2) распылителя отжав упором 1 (рис. 1) распылитель. (Ключ гаечный 22 мм, приспособление).

5. Снять корпус 18 (рис. 2) распылителя, предохранив иглу 17 распылителя от выподания.

6. Вынуть иглу 17 распылителя из корпуса 18 и снять корпус форсунки с приспособления. Корпус распылителя и игла составляют прецизионную пару и обезличивание .их не допускается. (Приспособление И-801.20.000).

7. Снять проставку 15 в сборе..

8. Вынуть из корпуса 8 форсунки штангу 13, пружину 12, регулировочные шайбы 10, 11.

9. Вывернуть штуцер 6 форсунки и вынуть втулку и фильтр 7 из корпуса штуцера и снять уплотнительное кольцо" 9 с корпуса 8. При разрушении сеток фильтра фильтр заменить. (Головка стенная 17 мм, пинцет, пассатижи).

10. Снять уплотнительное кольцо с корпуса форсунки.

МОЙКА ДЕТАЛЕЙ ФОРСУНКИ ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Трудоемкость — 3,0 чел. мин.

11. Очистить нагар с наружной поверхности распылителя. (Скребок деревянный).

12. Промыть полости распылителя в сборе в бензине. (Емкость).

13. Прочистить сопловые отверстия корпуса распылителя. Для очистки распылителя не применять острые и твердые предметы или наждачную бумагу. (Проволока стальная 0,25 мм).

14. Очистить от нагара острый конец иглы распылителя. (Щетка латунная).

15. Промыть детали форсунки и обдуть сжатым воздухом. Промыть в бензине. (Емкость, пистолет для обдува деталей сжатым воздухом мод. 199).

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ФОРСУНКИ ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

16. Продефектовать детали форсунки в соответствии с картой дефектовки № 2. 7. и заменить отбракованные детали новыми.

СБОРКА ФОРСУНКИ ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Трудоемкость — 6,0 чел. мин. *

17. Смазать корпус распылителя и иглу распылителя профильтрованным дизельным топливом. Смазывать профильтрованным дизельным топливом ДЛ ГОСТ 4749-73. (Емкость).

18. Смазать остальные детали форсунки профильтрованным дизельным топливом. Применять дизельное топливо ДЛ ГОСТ 4749-73.

19. Установить на корпус 8 форсунки кольцо уплотнительное 9.

20. Установить втулку фильтра, фильтр 7 форсунки и завернуть штуцер 6 форсунки. Момент затяжки штуцера 80-100 Н.м (6-10 кгс.м). (Ключ гаечный 17 мм, рукоятка динамометрическая мод. 131М, головка сменная 17 мм).

21. Установить корпус форсунки в приспособление. Приспособление для разборки и сборки форсунки.

22. Установить в корпус 8 форсунки регулировочные шайбы 10, 11, пружину 12 и штангу 13.

23. Установить проставку 15 в сборе. Штифт проставки должен войти в отверстие корпуса форсунки.

24. Установить корпус 18 распылителя в сборе с иглой 17, предохранив иглу распылителя от выпадания. Штифт проставки должен войти в отверстие корпуса распылителя.

25. Проверить ход иглы распылителя и подвижность иглы. Размер между торцем иглы и торцем корпуса распылителя не должен превышать 0,22-0,29 мм. Перемещение иглы должно происходить плавно, без заеданий и прехватываний. Игла, выдвинутая на 1/3 длины направляющей поверхности из корпуса при наклоне оси распылителя под углом 45° должна плавно (без заеданий) опуститься до упора под действием собственной массы. (Индикатор, штатив индикаторный).

26. Навернуть гайку 19 распылителя на корпус 8 форсунки и произвести окончательную затяжку. При затяжке гайки распылителя необходимо поджать распылитель с упором в конусный торец до полного сжатия пружины. (Ключ гаечный 22 мм, рукоятка динамометрическая мод. 131М, головка сменная 22 мм).

27. Завернуть пробку корпуса форсунки. (Ключ гаечный 17мм).

28. Снять форсунку с приспособления и произвести проверку и регулировку форсунки. (Приспособление).


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2. 7.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ФОРСУНКИ ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Зил -130

Форсунки служат для распыления и равномерной подачи топлива в цилиндры. Форсунки двигателей КАМАЗ закрытого типа; Топливо из насоса высокого давления через фильтр и канал 13 поступает в кольцевую полость 14, давит на Коническую поверхность иглы 2 и при давлении 145—155 кг/см2 приподнимает иглу и через отверстия распылителя впрыскивается в камеру сгорания В момент отсечки, когда давление резко падает пружина 7 через шток 5 быстро опускает иглу вниз. Натяжение пружины 7 регулируется винтом 8.

Принцип работы форсунки

ТНВД подает в форсунки каждого цилиндра строго дозированное топливо под высоким давлением в соответствии порядка работы и заданным режимом. форсунка служит для распыления топлива в соответствии с формой камеры сгорания.

Проверка работы форсунки

Форсунка проверяется тремя параметрами
1. Это давление начала подъема иглы распылителя
2. Это гидроплотность распылителя
3. Это качество распыления топлива

прибор КИ - 652

прибор КИ — 652

Подробно проверим
1. Параметр: Чтобы проверить давление начала подъема иглы устанавливаем форсунку в прибор КИ-652 и плавно подаем давление на форсунку и смотрим по шкале где оно срабатывает. Должно быть 270 кг/см.

2. Параметр: Чтобы проверить гидраплотность распылителя, необходимо подать давление ниже давления подъема иглы, где-то на 10-15 кг/см и держать это давление в течении 15 секунд. Наблюдаем за кончиком распылителя, чтобы от туда не выходило топливо. Распылитель должен держать давление.

распылитель форсунки

распылитель форсунки

3. Параметр: Это качество распыления топлива. Оно проверяется также на приборе КИ-652. С интервалом 80 подач давления в минуту и при этом распыление топлива должно быть в виде тумана. Качество распыления определяется так, что из каждого отверстия распылителя их 5 четко распылялось топливо в виде тумана. Не допускается струйное распыление, значит распылитель следует заменить.

камера сгорания

камера сгорания

Разборка форсунки

Для разборки необходимо установить ее в приспособление И 801.20.000 или зажать в тиски. Ключом откручиваем гайку 2 крепления распылителя. Снимаем корпус и убираем распылитель. Вытаскиваем иглу распылителя из корпуса. Снимаем проставку распылителя 3. Вытаскиваем из форсунки пружину штангу и регулировочные шайбы 9-10. Далее промыть распылитель и иглу в чистой солярке. Отверстия сопла распылителя прочистить проволокой 0,4 мм. С наружи распылитель можно очистить от нагара деревянным бруском.

приспособление И 801.20.000.

приспособление И 801.20.000.

После промывки и чистки распылителя иглу следует проверить на плотность. Игла должна под своим весом плавно опускаться на свое место.

Сборка форсунки

Регулировка форсунок осуществляется подбором толщины регулировочных шайб. Изменение толщины шайб на 0,05 мм приводит к изменению давления начала подъема иглы форсунки на О.В—0,35 МПа.


Часто автомобиль подвергается преждевременному износу или старению в связи с некачественным топливом. Заправка на не проверенных АЗС некачественным топливом может повлечь за собой не мало бед. Наиболее распространённая причина поломок связанных с некачественным топливом это загрязнение форсунок. При загрязнение форсунок их можно промыть, как это правильно сделать своими руками рассказывается в данной статье.

Форсунки — что это?

Давайте разберемся, что такое форсунки и для чего они нужны. Форсунки представляют собой электромагнитный механизм, предназначенный для распыления топлива в цилиндре. Количество их зависит от количества цилиндров в автомобиле. На автомобиле ваз 4 цилиндра, следовательно, и форсунки тоже 4.

Исправная и чистая форсунка равномерно распыляет топливо без каких-либо задержек и рывков.


Работа исправной и чистой форсунки

Забитая же форсунка может и вовсе не распылять топливо или же наоборот лить его каплями. В следствии чего двигатель не может нормально и правильно работать.


Грязная форсунка

Симптомы забитых форсунок

Потеря динамики является одним из главных признаков засоренных форсунок. При их загрязнении автомобиль просто на просто не будет должным образом разгоняться.

  • Нестабильный холостой ход, двигатель на ХХ будет работать неустойчиво с перебоями.
  • Затруднений пуск возможен при загрязнении или когда форсунки перестают держать давление. Топливо начинает капать в цилиндр, что может приводить к хлопкам в выхлопную трубу.
  • Звон пальцев неизбежен при засоре распылительной форсунки, обуславливается это тем, что топливо, попадая в цилиндр, перемешивается с воздухом и концентрация топлива в этой смеси довольно мала, поэтому у двигателя возникает детонация.

Езда с грязными форсунками не будет доставлять никакого удовольствия от вождения. Да и ездить с такой проблемой крайне не рекомендуется.

Когда нужно чистить форсунки

Чистка форсунок на автомобилях Лада производится по состоянию автомобиля. Если с вашим автомобилем нет никаких проблем, то и чистить их нет необходимости. Так же чтобы точно узнать нужно ли чистить форсунки сначала нужно провести диагностику топливной системы. Как сделать диагностику топливной системы можно узнать подробнее в нашей статье.

Завод изготовитель рекомендует чистить форсунки каждые 50 000 км. Так как топливо на наших АЗС оставляет желать лучшего, то как раз к этому пробегу они начинают забиваться и промывка их будет полезна. Осуществлять промывку можно на станции технического обслуживания, а так же и своими собственными руками. Далее мы рассмотрим подробно, как промыть форсунки на автомобиле ваз в домашних условиях.

Способы промывки форсунок

Присадки для промывки инжектора


Присадки которые заливаются в бак

Существует огромное количество различных присадок для промывки инжектора. Такие присадки заливаются в бак автомобиля и перемешиваются с топливом. Смесь топлива и присадок попадает в основные элементы топливной системы и промывает их, в том числе и форсунки. Но, как правило, результата такие промывки особо не несут так как вся грязь которая была смыта до форсунок, попадает и оседает на них же что может только усугубить ситуацию. Использования такого метода не рекомендуется.

Промывка ультразвуком


Ультразвуковая промывка форсунок

А чего их промывать? Топливо на них подается после фильтра тонкой очистки. Им возможно замена требуется. На Дюне я как то промывал в сервисе, Винсом на оборудовании, так разницы не заметил. Так, деньги на ветер..(т.е. не на ветер, а мастерам;)

Фильтр для того и нужен что бы отфильтровывать твердые микрочастицы а как вы знаете качество нашей солярки желает оставлять лутчего там ведь присутствует сера парофины водородные соединения и т.д

Бред какой-то,форсунки мыть.Правильно сказали сверху.Прессануть можно,но толку,проверишь только качество распыла да пробьешь шлака чуть чуть и сделаешь вывод о состоянии форсов.По уму так снять форсы-прессануть(хорошая в одну сторону,не очень в другую).Разобрать,почистить,если требуеться-заменить распылитель,дальше ньюансы-отрегулировать,настроить.Там хитростей хватает.

Ага, и щеткой металлической предворительно зажав в тиски, а плунжер наждачкой потереть. Но если без шуток когда купил первую машину ниссан СД 17 она немного дымила черным, мне сказали льют форсунки и надо их чистить, я вообще любопытный, начал потихоньку изучать устройство дизеля. Первое за что взялся это форсунки, ведь они льют и надо их чистить. снял, разобрал, внутри были пружина, шайба, еще что то и сам распылитель, игла долго не вылазила, пошли в ход растворители, изобутиловые спирты и игла вышла. На ней было много парафина и всякой ерунды. Цилиндр форсунки внутри чистил деревяной зубочисткой. Все собрал повез на работу, там топливщик опресовал, поставил на место до сих пор работает. И дымить перестала. Но когда обьяснил топливщику что я сними делал ну как их чистил, он сказал что мне повезло, я их мог убить. А вообще машина твоя поступай как Сам считаешь нужным. Если решишь Сам разбирать не ковыряй отверстия ни чем металлическим.

Читайте также: