Что будет если перетянуть гбц ваз

Обновлено: 02.07.2024

на страничке мануала EM-162 ничего о повторной протяжке не сказано. там даже нет рекомендаций по предварительной протяжке с роспуском до нуля. возможно дайхатсу на роки такого не практиковали.

т.е. смысл этого описания:

5. нанести моторное масло на резьбовую часть болтов ГБЦ и вкрутить их на место

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
- два болта со стороны распределителя зажигания короче остальных (имеют длину 112мм)
- резьбовые отверстия под болты ГБЦ в блоке должны быть сухими

не так страшен диагност, как его мотортестер. бгг
Daihatsu Rugger F75 1990, DL52, Бинар-5д, 31x10,5/R15

Затяжка болтов головки блока

Затяжка головки блока цилиндров является важной и ответственной процедурой. Данную операцию производят во время обратной сборки двигателя после снятия ГБЦ. Правильная затяжка болтов головки блока цилиндров влияет на исправность и работоспособность силового агрегата, так как головка является частью камеры сгорания. Другими словами, после затяжки ГБЦ представляет собой единое целое с блоком цилиндров. Между блоком и головкой блока дополнительно устанавливается уплотнительная прокладка. В том случае, если головка затянута неправильно, высока вероятность повреждений самой ГБЦ, прокладки, болтов головки блока и отверстий под болты в БЦ.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое капитальный ремонт двигателя. Из этой статьи вы узнаете об особенностях капремонта двигателя, а также об основных его отличиях от переборки ДВС.

В некоторых случаях в месте установки прокладки появляются течи. Также в случае неплотного прилегания головки блока во время работы ДВС может происходить прорыв отработавших газов в каналы системы смазки и охлаждения двигателя, а еще происходит попадание антифриза в масло и наоборот. В результате свойства смазочного материала и охлаждающей жидкости меняются, что может быстро вывести двигатель из строя. Далее мы поговорим о том, какой порядок затяжки болтов ГБЦ нужно соблюдать, как производится затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом, а также какой должна быть сила затяжки головки.

Затяжка головки блока цилиндров на дизеле и бензиновом моторе

Обтяжка головки блока цилиндров

Независимо от того, какой тип двигателя установлен на конкретном автомобиле (дизель или бензин), головка блока цилиндров современных авто имеет похожее устройство. Данный элемент ДВС состоит из корпуса, в котором установлен механизм газораспределения ГРМ (распределительные валы, впускные и выпускные клапаны). Еще одной особенностью ГБЦ является то, что в головке изготовлена часть камеры сгорания. В корпусе головки также выполнены специальные каналы, по которым циркулирует моторное масло и рабочая жидкость системы охлаждения.

Правильное прилегание головки к блоку цилиндров обеспечивает герметичность камеры сгорания, каналов систем охлаждения и смазки, в результате чего силовой агрегат отдает максимум мощности и крутящего момента, обеспечивает лучшую топливную экономичность и другие важнейшие эксплуатационные характеристики. В том случае, если ГБЦ затянута неправильно, в корпусе головки могут появиться трещины. Дело в том, что ГБЦ изготавливается из алюминиевых сплавов, в то время как болты для крепления головки являются стальными.

С учетом того, что двигатели внутреннего сгорания подвержены существенному нагреву во время работы, детали ДВС испытывают температурное расширение. Что касается ГБЦ, алюминиевая головка и стальные болты расширяются по-разному. Получается, если головка затянута неправильно, тогда в ее корпусе возникает неравномерное напряжение. По этой причине крайне необходимо соблюдать момент затяжки болтов головки блока цилиндров, а также последовательность затяжки болтов крепления.

Как нужно затягивать головку блока цилиндров правильно

Порядок затяжки болтов головки блока

Начнем с того, что для затяжки ГБЦ необходимо иметь динамометрический ключ. Также следует подготовить подходящие головки-насадки для ключа и иметь немного чистого моторного масла. Перед затяжкой болтов крепления головки в обязательном порядке нужно изучить руководство по ремонту и эксплуатации конкретного ТС. Данная рекомендация особенно важна, так как усилие затяжки болтов на разных моторах отличается. Одни двигатели имеют блок цилиндров, который изготовлен из чугуна, в то время как другие ДВС получают облегченные блоки из сплавов алюминия.

Более того, даже на разных моторах одного производителя с алюминиевой головкой и чугунным блоком степень затяжки головки все равно будет отличаться. Также в мануале будет указан и порядок затяжки болтов крепления. Переходя к самому процессу обтяжки ГБЦ, следует помнить, что каждое действие совершается последовательно. Основная цель состоит в том, чтобы затяжка осуществлялась равномерно. Ниже рассмотрены основные рекомендации.

  • Во время установки головки и дальнейшей затяжки не имеет значения, ставите ли вы собранную деталь или монтируете один корпус.
  • На начальном этапе нужно смазать крепежные болты моторным маслом. Для этого понадобится нанести небольшое количество смазки на резьбу болта.
  • Затем болты вставляются в отверстия, которые выполнены в корпусе головки и блоке цилиндров, после чего затягиваются от руки.
  • Далее динамометрическим ключом следует протягивать болты в определенной последовательности и с указанным в мануале моментом затяжки. Обычно затяжка осуществляется в несколько подходов. Сначала болты затягиваются с небольшим усилием, после чего дополнительно протягиваются еще один или два раза.
  • Также помните, особенно важно соблюдать не только усилие, но и порядок затяжки болтов. Например, во время установки ГБЦ на рядный ДВС затяжка болтов крепления производится от центра к краям головки. Такой подход позволяет снизить риск повреждения как самой головки блока, так и прокладки между БЦ и ГБЦ.
  • Стоит добавить, что после пробега около 1000 км на некоторых автомобилях болты необходимо дополнительно обтянуть. Это зависит от определенных конструктивных особенностей того или иного ДВС. Если же при затяжке использовались так называемые пружинные болты крепления, тогда дотяжка после установки ГБЦ не требуется.

Распространенные ошибки при затяжке головки

Отметим, что допущенные ошибки во время установки головки блока цилиндров могут привести к повреждениям самой головки и блока цилиндров. Также после начала эксплуатации ДВС возможно появление серьезных неисправностей, которые способны быстро вывести двигатель из строя. В ряде случаев силовой агрегат может пострадать так сильно, что потребует капитального ремонта или замены такого мотора на контрактный двигатель. В списке различных ошибок, которые приводят к нежелательным последствиям, стоит отдельно выделить: перетяжку болтов, попадание моторного масла в отверстия для установки болтов крепления, работу с неподходящими или изношенными насадками на динамометрический ключ, нарушение порядка затяжки болтов, использование болтов, которые не подходят по размеру.

Достаточно часто отверстие под болт крепления в блоке цилиндров оказывается забитым грязью, ржавчиной и т.п. Попытки очистить отверстие не всегда дают положительный результат. В результате закрутить болты с должным усилием может быть очень трудно. По этой причине резьбу болтов смазывают маслом. При этом запрещается заливать масло в само отверстие для улучшения смазки. Такие действия могут привести к тому, что колодец с резьбой попросту разрушится после закручивания болта. В такой ситуации блок цилиндров нужно будет ремонтировать или даже менять.

Также к возникновению проблем может привести и попытка затянуть ГБЦ без использования динамометрического ключа. В таком случае момент затяжки зачастую оказывается превышен. Последствия могут быть самыми разными, но зачастую болты крепления головки ломаются, после чего возникает необходимость повторной разборки двигателя для удаления обломков и ремонта блока цилиндров.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как отремонтировать трещину в блоке цилиндров и головке блока цилиндров. Из этой статьи вы узнаете о различных способах ремонта трещин БЦ и ГБЦ.

Дело в том, что после затяжки болт становится немного длиннее, то есть вытягивается. По этой причине следует обращать внимание на максимально допустимую длину болта, которая должна быть прописана в руководстве по эксплуатации. Если новых болтов нет, тогда перед установкой необходимо промерить имеющиеся крепежные элементы. В том случае, когда болт оказывается немного длиннее по сравнению с максимально допустимым показателем, тогда происходит его упор в дно отверстия в блоке цилиндров. Результатом становится или поломка болта, или раскол самого блока цилиндров.

Нарушение рекомендуемого в руководстве по ремонту конкретного двигателя порядка затяжки крепежных болтов вызывает излишнее перенапряжение в корпусе головки блока цилиндров. Алюминиевые сплавы, которые являются материалом изготовления ГБЦ, не приспособлены к таким нагрузкам. Итогом становится появление трещин в корпусе головки. Через трещины небольшого размера возникает утечка газов, то есть нарушается герметичность камеры сгорания. Двигатель в этом случае теряет мощность, наблюдается повышенный расход топлива. Если трещины затрагивают каналы системы смазки или охлаждения, тогда в камеру сгорания может попадать масло или антифриз, а также возможны наружные утечки.

Напоследок добавим, что не исключено и попадание рабочих жидкостей из одной системы в другую (например, тосол попадает в масляные каналы). Неисправности такого рода являются достаточно серьезными, так как нарушения нормальной работы системы смазки или охлаждения приводят к перегреву ДВС, ускоренному износу трущихся деталей, заклиниванию мотора и т.д.

Инструкция по затягиванию болтов головки блока цилиндров (ГБЦ)

Очередная затяжка ГБЦ должна осуществляться при каждом текущем ремонте или обслуживании силового агрегата (смена масла или расходников). Обязательно выполнение процедуры после вмешательства в конструкцию ДВС, и дополнительная обтяжка спустя 500-700 километров пробега. Больше лазить в механизм не рекомендуется и незачем.
После полной подтяжки, болты прочно сидят в гнездах и не раскручиваются при вибрации. В противном случае возможно появление протечек или прогорания прокладки ГБЦ, что чревато капитальным ремонтом.

Современные моторы, произведенные после 2010 года, не требуют периодической подтяжки шпилек по причине обновления устройства и механизма.

Усилие затяжки болтов головки блока цилиндров

Важным фактором является чистота выполнения операции. Перед ремонтом требуется уточнить на сколько закручиваний рассчитаны болты в конкретной модели двигателя. Некоторые автопроизводители делают элементы одноразовыми. Такое положение аргументируется риском повторного использования – болты могут попросту не выдержать второго приложения нагрузки.

Далее требуется перед установкой в обязательном порядке удалить из резьбовых каналов и самих винтов все загрязнения, смазку или пылевые остатки. В противном случае мусор может забить дно колодца, что не даст закрутить деталь полностью.


Таблица моментов затяжки резьбовых соединений

Среди самых распространенных автомобилей особенно выделяется следующая группа:

  • КАМАЗ;
  • 8 клапанная Деу Нексия;
  • Лада Гранта;
  • Хендай Акцент;
  • Шевроле Нива;
  • Hino Rainger;
  • УАЗ Патриот;
  • Тойота Рав-4.

Эти машины считаются самыми популярными гостями станций технического обслуживания, следовательно, логично составить список именно по силовым агрегатам машин.

Момент протяжки Н*м

Дэу Нексия 8 кл .

40-50 + доворот на 90°

Гранта все моторы

Порядок затяжки болтов ГБЦ

Обычно последовательность действий для четырехцилиндровой модели выглядит так:

К стандартным рядникам можно отнести следующие моторы:

Так как данные агрегаты являются аналогичными по конструкции, к ним применима общая система. К данной категории можно отнести и Лада Приора на 8/16 клапанов Чери Тигго, и ВАЗ 2108. Сомнения вызывают лишь японские моторы автомобилей Мазда, некоторые Тойоты, Хонда и Mitsubishi. Ввиду высокотехнологичной, сложной конструкции, последовательность действий может отличаться.






Как затянуть болты ГБЦ без динамометрического ключа



Для этого понадобится:

  • стандартный ключ;
  • рычаг (труба или другой предмет);
  • рулетка или линейка;
  • стандартные весы (кантер).

Чтобы затянуть болты без динамометрического ключа, необходимо вспомнить немного физики. Момент затяжки является приложенным усилием к метровому рычагу (кгс.м). Следовательно, требуется замерить длину ключа и разделить 1 на получившееся число. Далее результат умножается на момент затяжки и ответом будет необходимый показатель на весах.

Для примера можно смоделировать ситуацию:

  • гайка с требуемым усилием 3 кгс*м;
  • рожковый ключ длиной 25 см;
  • весы с показателем до 20 кг.

Таким образом, если к ключу присоединить весы, тянуть за крючок требуется с силой 12 кг. Если необходимо закрутить болт с маркировкой в Ньютонах, при помощи стандартного соотношения вычисляется усилие и здесь.

Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?

Метровая рукоятка ключа – не самый практичный вариант. Воспользуемся правилом расчета силы в зависимости от длины рычага. Формулы изучать нет смысла, величины рассчитываются в пропорциях.

Чем короче рычаг, тем большее усилие необходимо приложить (при сохранении величины крутящего момента):

  • рычаг 1 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 1 кг;
  • рычаг 0,5 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 2 кг;
  • рычаг 33 см (уже удобно работать), крутящий момент 10 Н.м., усилие 3 кг.

Читать также: Основные инструменты для обработки древесины

Для изготовления понадобятся:

Как затягивать гбц без динамометрического ключа


Отмерив от центра вращения необходимую длину, закрепляем хомут на рычаге.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа


Устройство готово за 15 минут. Можно наметить несколько точек установки хомута, в зависимости от измеряемого момента.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа

Если не хочется делать своими руками отдельный инструмент – воспользуйтесь стандартным набором ключей (с одной стороны рожковый, с другой – накидной). Принцип действия такой же точно.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа


Для каждого ключа (поскольку они разной длины), заранее составляем таблицу расчета. Можно воспользоваться готовым приложением для смартфона:

Вводим полученные данные (длина рычага, показания кантора), и видим готовый результат в ньютонах на метр.

Затягиваем болт самодельным динамометрическим ключом – видео

Вывод: Имея на руках безмен стоимостью 300 – 500 руб. (он есть практически в каждом доме), можно сэкономить на покупке фабричного динамометрического ключа: цена порядка 2000 – 3000 рублей.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) в двигателе играет чрезвычайно важную роль. В ней размещён газораспределительный механизм, который отвечает за порядок впрыска топлива и отвода отработанных газов. ГБЦ находится под постоянным воздействием большого давления газов и высокой температуры. Крепится ГБЦ при помощи болтов, шпилек и гаек, к правильной затяжке которых предъявляются повышенные требования.

Закручиваем болты правильно

До какой степени можно затягивать резьбовые соединения

Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны.

Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:

  1. Немедленная деформация резьбы. Из-за слишком большого прилагаемого усилия происходит деформация и срыв резьбы на детали. Болт или гайка не подлежит дальнейшей эксплуатации, кроме того, возникнут определённые сложности при попытке открутить гайку для замены. Скорее всего, придётся воспользоваться дрелью или пилой по металлу, чтобы срезать гайку.
  2. Повреждение металла, скрытое от глаз. Может показаться, что гайка затянута правильно, однако из-за превышения предела текучести в болте или гайке происходят необратимые изменения: деформация, нарушения кристаллической решётки металла. Такой случай особенно опасен, так незаметен сразу, но через какое-то время трещина болта может привести к печальным последствиям.



Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Пределом текучести называют механическую характеристику материала, характеризующую напряжение, при котором деформации продолжают расти без увеличения нагрузки. Обозначение σт.

Единица измерения — Паскаль [Па] либо кратные [МПа].

Это важный параметр, с помощью которого рассчитываются допустимые напряжения для пластичных материалов.

TalisWoMan › Блог › Затяжка без использования динамометрического ключа

2) пружинный кантер(весы) с пределом до 20 кг. Я взяла электронные, купленные на Али.Теперь вспоминаем школьные знания.Момент затяжки это определенное усилие, приложенное к рычагу длиною в 1 метр. К примеру нам нужно затянуть гайку с моментом 2 кгс*м. Для этого нам нужно измерить длину накидного ключа в метрах. К примеру, длина ключа составила 0,25 метра. Делим 1 на 0,25. Получаем цифру 4. Четыре умножаем на требуемое усилие затяжки(2 кгс*м) и получаем цифру 8 кг.Так как я филолог, а не математик, свои расчеты и прилагаемые усилия я упростила метровым отрезком трубы: девочке и считать легче, и крутить)Далее устанавливаем отвёртку/ключ на болт или гайку, на другой конец ключа цепляемся крючком пружинных весов и тянем за кольцо весов до достижения требуемых кг.Тем самым, простым способом без наличия динамометрического ключа затягивается болтовое соединение необходимым моментом. Да, выглядит непрофессионально, когда ты в отвертку вставила трубу, к концу трубы подцепила весы и тянешь, посматривая на циферблат (я бы даже сказала дурковато), но ценник минимум в 2500 р за динамометрический ключ оправдывает минуту позора В=).









нам нужен ключ на 10 (удобнее всего рожковый-накидной), весы (электронные или механические, не важно)

Во время сборки мотора не уйти от процедуры натяжки болтов головки на ДВС. Прокладка, находящаяся между блоком и головкой, должна быть зафиксирована одинаково и с необходимым моментом, в противном случае может нарушиться герметичность, перемешивание технических жидкостей, выход из строя комплектующих, появление иных проблем.


Такие действия могут стать причиной выхода из строя ДВС. Это является подспорьем важности алгоритма затяжки болтов ГБЦ и проверка усилия натяжки.


Содержание

Почему важно прикладывать правильное усилие для затяжки болтов ГБЦ

Несоблюдение технических требований может стать причиной неисправности двигателя внутреннего сгорания как следствие утечки и смешивания рабочих составов. Причиной таких проблем является негерметичность прокладки либо непосредственно ГБЦ.


Если усилие выполнено неграмотно, прокладка головки блока будет укрыта неодинаково: плохо затянутый болт не зафиксирует ее с необходимой мощью, а чересчур натянутый станет значительно дольше и не будет хорошо держать. Головка начнет изменять форму, прогибаться, что впоследствии приведет к утечке прокладки.


В большинстве случаев охлаждающая жидкость направляется в масло. Несоблюдение технологии смазывания становится причиной неисправности вкладышей и шеек коленвала, тогда как нехватка охлаждающей жидкости — к перегреванию и непригодности головки блока цилиндров в будущем.


Порой в воду проходят выхлопные газы, но исход также неблагоприятный.










В каких случаях выполняется затяжка ГБЦ

Натяжка болтов головки блока цилиндров осуществляется во всех процедурах, включающих монтаж данной запчасти. В большинстве случаев необходима смена прокладки под головку. Починка непосредственно головки, смена поршневых колец и множество иных также требует установки либо снятия головки.


Нормами сервисного обслуживания нередко предусматривается натяжка болтов головки блока цилиндров. Такая операция считается устаревшей, однако используется и сегодня при растягивании болтов, снашивании прокладки либо деформирования непосредственно головки.


Момент затяжки болтов

Отверстие ГБЦ и блока проходит через камеры сгорания и пространства, где находится масляная и охлаждающая жидкости.

  • Значимость грамотной затяжки болтов головки блока цилиндров аргументируется потребность изолирования таких рабочих сред.
  • Усилие держит головку, на которую оказывает влияние натиск газов и тепловое воздействие.


Сложно устроенный элемент подвергается и непростым изменениям конфигурации, из-за чего изготовителю приходится детально продумывать способы затяжки головки блока цилиндров, где наиболее важными является усилие и алгоритм затяжки.


Схема и алгоритм затяжки головки блока цилиндров

План натяжки болтов головки блока цилиндров идентичный для различных видов двигателей внутреннего сгорания, разница будет лишь в максимальном усилии натяжки.

  1. Прежде чем поместить болт в колодец, нужно обработать резьбу фиксирующей детали масляным составом. Применяют небольшой объем жидкости.
  2. Затем вкручиваются болты. Сперва фиксирующий компонент ставится в зазор головки и блока цилиндров и натягивается ручным способом.
  3. Рядом с камерами сгорания расположены два ряда фиксирующих компонентов. Натягивать их начинают от середины, сперва прилагая усилие не больше 1 кгс·м. Центральные болты находятся в ДВС L4 между вторым и третьим цилиндрами, в L6 – на противоположной стороне от третьего цилиндра, в V6 – вблизи с центральной камерой сгорания.
  4. Потом с идентичным усилием натягивают по 2 винта с левой и правой стороны от центральной части, и в завершении по 2 крайних болта с левой и правой стороны.










Допускается изменения в последовательности натяжки, притягивая после центральных болтов сперва левые и правые винты, находящимся по бокам от центральных, по одному ряду, а затем по второму. Это не станет причиной возникновения неисправностей, если соблюдать подходящее усилие.


После механического ввинчивания болтов используются динамо-ключ и прилагают сперва усилие величиной 3-4 кгс·м, потом 7-8 кгс·м, а в завершении натягивают болты с оптимальным моментом, в соответствии с документацией на транспортное средство.


К примеру, изготовитель ВАЗ 2109 советует для данной марки после натягивания с усилием 7,5-8,5 кгс·м, добавочно провернуть все винты в аналогичном порядке на девяносто, и потом опять на девяносто.


Руководство по затяжке болтов ГБЦ

Инструкция по починке определенного мотора там, где упоминается о монтаже головки блока цилиндров, должен строго соблюдаться. Включая потребность применения динамо-ключа. Разрешенное от установленного по руководству несоответствие момента не должно быть больше 0,5 кгс·м.


Накидные или рожковые ключи лучше не применять, так как в момент в данной ситуации не поддается контролю. Последовательность также играет огромную роль: в первую очередь необходимо затянуть головку в центральной части, а потом медленно перейти к краевым областям.









Чтобы притянуть винты грамотно, нужно почистить зазоры для фиксации от накопившихся грязевых частиц. В случае безуспешных стараний, можно обработать резьбу болтов масляным составом, однако запрещается выливать жидкость непосредственно в колодец. Такой шаг ведет к повреждению зазора винтов в будущем.


Исходя из вышеупомянутого, самые часто встречающиеся ошибки, которые допускаются во время притягивания винтов такие:

  • Перетягивание фиксаторных компонентов;
  • Применение использованных или новых несоразмерных крепежей;
  • Несоблюдение последовательности натяжки;
  • Притягивание винтов неподходящими приспособлениями;
  • Проникновение технической жидкости в фиксаторные зазоры.


Некоторые особенности

Момент натяжки – один из основополагающих факторов хорошей фиксации головки блока. Однако на эту характеристику оказывает влияние не только усилие, а и собственно крепежи:

  • Состояние винтов – новые либо использованные;
  • Присутствие смазки на резьбовой области;
  • Состояние резьбы.








Разновидность мотора и число клапанов на способ натягивания головки блока цилиндров не повлияет.

Читайте также: