Что дает команду на включение вентилятора на ваз

Обновлено: 07.07.2024

На старых отечественных автомобилях работа системы охлаждения мотора довольно проста. Однако современные машины оснащаются электровентилятором и различными датчиками, функционирование которых направлено на повышение эффективности охлаждения двигателя. Со временем в работе этих элементов могут появляться сбои, что отражается на работоспособности вентилятора. Поэтому автовладельцам приходится разбираться с возможными проблемами самостоятельно или обращаться в специализированный сервис.

Почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе

Работа силового агрегата автомобиля невозможна без системы охлаждения. Если с ней появляются проблемы, мотор может перегреваться, что приведёт к его поломке и дорогостоящему ремонту. Одним из основных элементов в этой системе является вентилятор охлаждения. При возникновении любых признаков, указывающих на неисправности этого устройства, следует отыскать и устранить причину. Поскольку таковых может быть немало, на каждой из них стоит остановиться более детально.

Нехватка жидкости в системе

Поиск проблемы стоит начинать непосредственно с охлаждающей жидкости (ОЖ), а, точнее, с проверки её уровня. Если он будет ниже нормы, то датчик ОЖ будет срабатывать даже на холодном моторе, тем самым включая вентилятор. Объясняется это тем, что небольшое количество жидкости нагревается намного быстрее. Чтобы устранить проблему, необходимо проверить уровень антифриза в расширительном бачке и радиаторе, и при необходимости довести его до нормы.

Проверка уровня ОЖ

За уровнем ОЖ нужно регулярно следить и по мере необходимости пополнять её, поскольку антифриз способен испаряться, что особенно характерно для летнего периода.

Замыкание датчика

Видео: проверка датчика включения вентилятора

Замыкание на массу

Самопроизвольное включение вентилятора может быть вызвано неполадками в самом вентиляторе. Проблема заключается в замыкании его контактов на массу. В результате устройство работает напрямую от АКБ, минуя цепь с датчиком. Для устранения неисправности нужно проверить надёжность соединений вентилятора, при необходимости заизолировать провода, подтянуть крепление. Постоянно работающий вентилятор может привести к таким последствиям:

  • короткий срок службы вентилятора;
  • разряд АКБ (при включённом зажигании и заглушённом моторе);
  • самовозгорание проводки в случае её перегрева.

Датчик термостата

Некоторые современные машины оснащаются термостатом с датчиком. Такое конструктивное решение позволяет управлять охлаждающей системой с большей эффективностью. Однако при возникновении неполадок с датчиком, вентилятор будет работать постоянно. Подобное поведение объясняется тем, что сигнал с термостата на блок управления не поступает. В результате блок переходит в аварийный режим. Проверка датчика термостата аналогична процедуре с датчиком ОЖ.

Датчик термостата

Конструкция термостата с датчиком позволяет более эффективно управлять системой охлаждения, но сам датчик иногда может выходить из строя

Дополнительный датчик

В оснащении некоторых автомобилей также присутствует датчик температуры воздуха. Основное его назначение — регулировка температурных показателей встречных воздушных потоков. Когда окружающая температура слишком высокая, датчик подаёт сигнал на включение вентилятора. Таким образом, мотор охлаждается лучше. Если на вашем авто установлен такой элемент, то в жаркий период вентилятор будет работать практически постоянно, помогая в охлаждении двигателя. В этом случае отключать датчик не рекомендуется, поскольку повышается вероятность перегрева силового агрегата.

Окисление либо обрыв контактов

Если автомобиль оснащён вентилятором, который управляется посредством электронного блока, возможны неполадки с самими контактами. Со временем они могут окисляться, например, при попадании влаги, что сопровождается постоянным вращением вентилятора.

Плохой контакт

Каждую весну и осень контакты рекомендуется чистить от возможного окисления, после чего покрывать специальной смазкой.

Система кондиционирования

Есть машины, в конструкции которых кондиционер и система охлаждения силового агрегата связаны между собой. Поэтому в результате засора радиатора системы кондиционирования активируется вентилятор основного радиатора. В этом случае радиатор кондиционера нуждается в промывке, а лучше такой процедуре подвергнуть устройства обеих систем.

Чистка радиатора

На некоторых авто кондиционер связан с системой охлаждения и загрязнение радиатора кондиционера влияет на работу вентилятора

Когда целесообразен ремонт своими руками и в сервисе

Если на вашем авто возникли неполадки в работе электровентилятора системы охлаждения, устранить неисправность можно в последовательности, описанной выше. Практически любой ремонт может быть выполнен своими руками. Поскольку основные проблемы сводятся к неисправным датчикам, то заменить их не составит особого труда. Достаточно демонтировать неисправную деталь и на её место установить новую. Если же проблема кроется в плохих контактах, то их можно зачистить или в крайнем случае заменить разъёмы. Если вы не уверены в своих силах, то во избежание новых неполадок лучше обратиться в сервис.

Видео: решение проблемы постоянно работающего вентилятора

Чтобы определиться, стоит ли заниматься самостоятельным ремонтом в случае появления проблем с вентилятором охлаждения или обратиться за посторонней помощью, можно ознакомиться с примерными ценами на ту или иную операцию.

Таблица: стоимость ремонта системы охлаждения своими руками и в сервисе

Наименование Примерная стоимость, руб.
Самостоятельно В сервисе
Замена датчика вентилятора от 150 от 500
Проверка течи ОЖ бесплатно от 500
Проверка уровня ОЖ бесплатно от 500
Замена вентилятора охлаждения от 500 500–1000
Мелкий ремонт проводки бесплатно 200–500
Чистка радиаторов бесплатно От 800
Замена термостата от 350 От 800

Постоянное вращение вентилятора системы охлаждения на холодном двигателе не является нормой. Поэтому следует разобраться с возникшей неисправностью, найти и устранить причину её возникновения, чтобы исключить быстрый износ устройства. Диагностика заключается в проверке уровня ОЖ, а также элементов, отвечающих за работу электровентилятора, что под силу сделать каждому автовладельцу.

Проблема - машина кипит. Инжектор, значит на приборку смотреть смысла нет - на стрелку там отдельный датчик. Подключил диагностический адаптер елм327 в диагностический порт. Соединился (пользую OpenDiag mobile) - температура ОЖ как на улице - 20*С. Завел, начала расти. Минут за 5 дошла до 60*С. При езде, нагревается до 108*С и только тогда Флаг включения реле вентилятора 1 = Да - и под капотом начинает шуметь карлсон. Но, почему только при 110*С он включается? Кто в этом инжекторном ведре с болтами, ответственен за включение вентилятора? Раньше машина не кипела. Тосол новый. Но, когда начинает кипеть, то он аж хлещет из расширительного бачка. В итоге потом все подкапотное в тосоле :(

Пробка радиатора с клапаном, родная. Целая. Давление держит. Прокладка гбц скорее всего целая, но нужн ее снимать и смотреть чтобы быть увереным? Или состояние прокладки можно определить не снимая крышку?

А что мешает подключиться к мозгам (самый простой - через бк) и выставить оптимальную температуру включения вентилятора? Например, вместо 100 этой на 80 выставить?
ЗЫ
Не мешает еще проверить дерьмостат. Может дохнет уже. Если менять будешь, то есть смысл брать на более раннее открытие заслонки. Если есть конечно.
Что в расширительный заливаешь?

Антон Мыслитель (7247) Ну, в диагностическом оборудовании я не шарюсь, разве что диагност видит все то же самое, что и юзер на бортовике. А так, если не ошибаюсь, можно не только температуру с часиками настраивать) Касательно тосола, классика классикой, но рецептура, по сути, 60х годов. В плане приемистости и эффективности норм, но разъедает все потихоньку.

Дело в том, что датчик показывает 108 и только тогда включался вентилятор. Вопрос, если мозги видят 108, какого хрена они не дают команду включения вентилятора?

batyan Ученик (191) есть у термостата уставка она видимо у вас на 110 и стоит. принцип как на водонагревателях, только контакты меняются нормально закрытый или открытый

Я подключал компьютер - смотрел показания мозгов. Мозги показывают температуру ож реального времени и состояние вентилятора в том числе. Скажите, при какой температуре должен включаться вентилятор? Я точно не знаю, ну где-то 95 я считаю это верхний предел. Если мозги мне показывают что температура 108 значит датчик не врет, при 110 начинает все бурлить адски. А вентилятор включается как раз при 108*С почему то. Вот и остается думать только на мозги. Это я не градусником мерю температуру, а беру ее из мозгов. в реальном времени.

Юрий Буланый Знаток (251) инжектор я не ковырял, я ковырял ТМ-106(дачик классика на стрелку=принцип одинаковый, температура меняетса, меняетса СОПРОТИВЛЕНИЕ ДАЧИКА). В кипятке-Меряю родной польский (ему лет 30)=при 100 градусов -170 Ом, меряю новый Лузар=230 Ом (незачот), меряю Vernet=155-160 Ом=порядок, меряю Калуга=155-160 Ом-порядок. поставил Калуга. по-простому=пробуйте подновить дачик температуры (который не на стрелку а для мозгов).

Датчик температуры дает лишь показания температуры, решение о включении вентилятора блок принимает в соответствии заложенной в него программой. Надо подкорректировать значение в прошивке на желаемую температуру. Только учтите, что температура ВЫКЛ. вентилятора должна быть выше температуры открытия термостата.

термостат вроде от 85-90 открываться должен. т. к. рабочая t двигателя 95*С, но не выше. идеально 90 - 95. Диагностику делать оказалось несложно, а вот перепрошивать. не умею пока. Да и вообще я эбу не трогал, ниче с ним не делал почему должна была прошивка полететь не представляю. Думаю причина в другом, но если не найду, буду шить.

в комментариях к ответам выше я описал, почему считаю замену датчика бесполезной а сам датчик рабочим.

Инвестор Гуру (4680) вы сами себе противоречите, голова тоесть бортовой комп отталкивается от того что ему дали на обработку, исправный датчик температуры даст ему команду (90-95 градусов) включить вентилятор. выбрось неисправный датчик

Инжекторные семёрки 2006-7 г. г. шли ещё с датчиком в радиаторе с подключением напрямую, без реле. Приходилось реле ставить, чтобы датчик не сгорал. В этом случае виноват термостат, не открывается полностью, циркуляция через радиатор слабая, датчик не нагревается.

У меня 2012 года. Датчика на радиаторе нет. От карлсона только + и - соединяются штекером с другими проводами возле левой фары. И те другие смотаны изолентой с другим пучком.

Иногда автомобилисты сталкиваются с тем, что включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе ваз 2114. Подобная неисправность, безусловно, довольно неприятна, поскольку может говорить о серьезных неполадках в системе охлаждения. О том, какими причинами может быть вызвано такое явление, а также о том, как его устранить, мы и поговорим в сегодняшней статье.

Вентилятор охлаждения ваз 2114

Вентилятор охлаждающей системы

Перед тем, как рассказать о поиске неисправностей, следует сказать несколько слов о самом вентиляторе охлаждения. Он служит для создания потока воздуха, направленного на радиатор и служащего для охлаждения последнего. Включение вентилятора происходит в автоматическом режиме при срабатывании температурного датчика, расположенного под радиатором.

При достижении охлаждающей жидкостью температуры 100-105 С, датчик замыкается и запускает вращение вентилятора, который производит обдув радиатора и охлаждает его. Как можно из этого видеть, нормальное включение вентилятора возможно лишь при полностью прогретом двигателе, и его запуск при холодном моторе говорит о явных неполадках в системе.

Работа системы охлаждения ваз 2114

Возможные причины, их поиск и решение

Причин того, почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе ваз 2114, может быть несколько.

Наиболее вероятные из них — это:

  • низкий уровень охлаждающей жидкости в системе;
  • поломка датчика;
  • замыкание вентилятора;
  • поломка термостата.

Уровень ОЖ ваз 2114

Следует помнить, что низкий уровень ОЖ может приводить к перегреванию и даже поломке двигателя, поэтому количество жидкости следует регулярно контролировать и при необходимости пополнять.

Если замерить сопротивление на контактах датчика при выключенном двигателе, то тестер должен уйти в зашкал или показывать 0, в зависимости от модели прибора (то есть сопротивление будет стремиться к бесконечности). Если же мультиметр покажет вполне конкретные цифры, значит датчик замкнут постоянно, и его следует заменить на новый, аналогичный.

Температурный датчик ваз 2114

Очень удобно проводить проверку системы охлаждения при помощи специального диагностического тестера. Он покажет все возможные неисправности, включая поломку датчика вентилятора (для каждого элемента предусмотрен свой код ошибки).

Если датчик тоже оказался рабочим, то следует проверить вентилятор. Иногда (особенно при плохо прикрученном корпусе или плохо изолированных проводах) происходит его замыкание на массу, в результате чего вентилятор начинает работать прямо от аккумулятора, без участия электронной цепи с датчиком. Устранить эту причину можно, проверив и подтянув все крепежные элементы, а также заизолировав оголенные участки проводов.

Проверка контактов

Следует помнить, что такая неисправность довольно серьезна, и может служить причиной:

  1. Быстрого износа вентилятора.
  2. Разрядки аккумулятора (если оставить зажигание включенным без запущенного мотора).
  3. Возгорания автомашины (при сильном нагреве проводов).

Именно поэтому поиску возможных неисправностей (оголенных участков проводов) следует уделить особое внимание.

Термостат ваз 2114

Для того, чтобы выявить поломку датчика, снова потребуется мультиметр. При проверке следует замерить сопротивление между контактами датчиками (естественно, при выключенном двигателе). В норме оно должно быть не менее 100 и не более 500 Ом. Если полученные при замере показатели выходят за пределы этой нормы, то датчик следует заменить на новый.
Заканчивая разговор о возможных причинах самопроизвольного включения вентилятора, следует сказать пару слов о том, как их предотвратить.

Для этого потребуется:

  • своевременно контролировать уровень ОЖ в системе;
  • периодически проверять проверять состояние электронных проводов системы охлаждения;
  • очищать контакты датчиков от появляющихся окислов (рекомендуется проводить подобную процедуру дважды в год — осенью и весной).

Если же вы заметили, что вентилятор стал самостоятельно включаться, то поиск поломки никак нельзя откладывать на потом, поскольку последствия (в некоторых случаях) могут быть крайне серьезными.

Стаж работы автослесарем 12 лет. Прошел множество курсов повышения квалификации и имеет допуски к выполнению самых кропотливых работ по ремонту автомобиля разных марок. Последние несколько лет занимается только ремонтом и тюнингом отечественных автомобилей


В общем тема не нова, известна думаю многим и нет смысла все расписывать и описывать досконально. Но если все же в 2х словах, то данное решение позволяет избавиться от частых включений вентилятора охлаждения, нет просадок напряжения(хотя у меня их и не было за счет хорошего генератора и автоматического РН на 14.5В), не падает ХХ при включении вентилятора. Да и нет вибрации по кузову с родным 4х лопасным вентилятором. Штатная работа вентилятора охлаждения осталась на месте.

Вентилятор охлаждения теперь включается на половину мощности при температуре в 92 градуса, а максимальная скорость будет при достижении 96 градусов(судя по прошивке).

Получилось вот что:


Для этого понадобились такие компоненты как:
1. Тройник под датчик охлаждения с газели, стоимостью 150 рублей. Попилен женой болгарина и завальцован молотком с обработкой напильником.
2. ДТОЖ от классики 92/87 градусов. Рублей 100.
3. 2 хомута под патрубок. Какой размер — хз. Просто под данный патрубок и все…
4. Реле 4х контактное на 70А + разъем. Стоимостью 160 рублей с фишкой.
5. Предохранитель на 30А выносной. Я поставил в цепь питания на 30 контакт реле.
6. Обжимные фишки + обжимка(можно и узкими пассатижами) и термоусадка были.
7. Разные провода 4 метра.
8. Фишки мама/папа на вентилятор, ибо я не хотел резать изоляцию. Разъединяется "родная" фишка вентилятора, наша купленная соединяется между собой, плюсовой контакт изолируется, а минусовой используется для подключения к нему сигнала от реле.
9. Сопротивление с классической печки на 1,5 Ом. Можно и 2-2,5 Ом сопротивление поставить, но я не смог в своем городе найти сопротивление с печки УАЗика. Так что довольствуемся тем что есть. На вентилятор подается 6,6 В по мультитестеру.

Режется нижний патрубок радиатора в случае если Ваш радиатор нового образца без заглушки под ДТОЖ. Тройник ставить так, чтобы контакты датчика стояли под 90 градусов, а не как у меня на фото(я чуть упустил данный момент, корпус печки немного не садится как надо). Но это уже при замене ОЖ будет поправлено.
Если же у Вас радиатор старого образца, либо Лузаровский универсальный, то патрубок резать не надо. На данных радиаторах имеется заглушка под ДТОЖ.


87 контакт скручиваем либо припаиваем к черному проводу вентилятора(ориентируйтесь по проводам от самого вентилятора, а не по центральной проводке, ибо цвета могут отличаться. Еще как вариант — прозвонить мультитестером). "Плюс" на вентилятор у нас постоянный на него подается, а вот управляется массовым сигналом(может отличаться по годам выпуска судя из комментариев).
86 контакт можно подключить напрямую к "плюсовой" клеме АКБ. Обмотка реле на себя напряжение не тянет.
85 контакт реле подключаем в разрыв через датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ). Датчик в нашем случае выполняет роль автоматической кнопки.
30 контакт подключаем напрямую к минусовой клеме АКБ через предохранитель, потом подключаем резистор сопротивления и потом в реле.

Сам резистор сопротивления был притянут к корпусу вентилятор охлаждения обычным хомутом. Резистор крепить в районе потока воздуха от вентилятора для его охлаждения. Греется во время работы хорошо.

В общем все… Вентилятор за весь вечер активных покатушек и пробок ни разу не включился на полную. Все на автомате, нет скачков и просадок оборотов на ХХ. Мне нравится. Вентилятор продолжает кратковременно работать даже после выключения зажигания.

Так же в данную схему без проблем можно добавить кнопку принудительного включения вентилятора — обязательно использовать реле, управляющий плюс катушки реле(85 контакт например) брать от главного реле из салона, управляющий минус(86 контакт) через кнопку включения вентилятора, на 30 и 87 контакты подключить контакты ДТОЖ. Все это нужно для того, чтобы вентилятор выключался при выключении зажигания и исключалась возможность постоянной работы вентилятора в случае забывчивости водителя.
Хотя ИМХО — лишняя эта кнопка при таком решении.

Всем ни гвоздя ни жезла!

Описание и схема подправлены. Ну и к слову — данную схему можно использовать и для карбовых авто. Просто нужно датчика, один "зубильный" для радиатора, а второй "классический" для тройника(хотя можно и наоборот).

UPD 22.07.2013 Ставили другу доп скорость вентилятора на ВАЗ 2115, 2006 г.в. — схему пришлось изменить, ибо вместо "минуса" ЭБУ подает "плюс" для включения вентилятора. Т.е. наоборот. Зависит скорее всего от типа ЭБУ, а не от модели авто.

Читайте также: